Проект театральная деятельность в школе

Обновлено: 03.07.2024

Искусство театра, синтезирующее в себе его другие виды – литературу, живопись, музыку, танец, – делает возможным всестороннее обучение с включением сознания, действия и чувства. Драматическая игра, лежащая в основе театрального действия, является для детей предпочтительной формой деятельности, а само искусство театра имеет тесные связи со многими школьными предметами и позволяет многократно развивать личность.

Включение театра в систему воспитания школы создаёт условия для комплексного и интенсивного воздействия на процесс развития личности учащегося, её ценностных ориентаций.

Смысл театрального проекта в том, что школьный театр, интегрированный в образовательную среду, выполняет задачу объединения элементов образования и из формы внеклассной работы становится важным компонентом целостной системы. В одно интегральное поле объединяются учебные предметы, школьный театр, внеклассная работа по предметам, кружки дополнительного образования. Такое образовательное пространство становится фактором качественного обновления приобретённых знаний и нового качества образования в целом.

Все компоненты структуры, в которую школьный театр входит как элемент, стягивает в единый узел общая культурно значимая тема, выбор которой может быть обусловлен разными обстоятельствами (памятными датами, юбилеями, культурными событиями и т.д.).

Одной из таких тем являются тематические рождественские балы – традиция, направленная на развитие личности учащихся. Самореализация подростков, их духовно-нравственное воспитание, приобщение к мировым и отечественным культурным ценностям – такова цель этих ежегодных праздников.

Ещё одной целью является творческая самореализация учащихся, не имеющих ярко выраженных актёрских способностей и тяготеющих к прикладному творчеству. Здесь активно подключаются учителя трудового обучения, руководители вокальных и хореографических кружков.

Таким образом – рождественский бал – это не просто танцевальный праздник – это своеобразный отчёт всех творческих направлений существующих в гимназии.

В процессе подготовки решаются образовательные задачи, направленные на реализацию творческих способностей гимназистов:

  • сформировать представление о многообразии видов прикладного искусства;
  • научить некоторым видам и техникам прикладного творчества;
  • познакомиться с принципами заполнения сценического пространства;
  • привить навыки коллективного творчества;
  • развить чувство меры, стиля, гармонии, цвета.

Второй стороной данной работы является развитие у участников бала индивидуально-психологических свойств личности – эмоций, интеллекта, способность к импровизации, творческое воображение.

Так же учащиеся развивают способность правильно воспринимать и отражать движением тела длительность музыкальных звуков, их соотношение, получают представление о простейшей музыкальной фразе, музыкальных акцентах.

В ходе разучивания танцев, осуществляется выработка точности и пластичности движений, общее физическое развитие учащихся.

Проект впервые был реализован в 1996 г. и не потерял своей актуальности по сегодняшний день. Такую долгую жизнь проекту обеспечивает тот факт, что учащиеся становятся участниками совместного творческого процесса, выбирая для себя интересную посильную деятельность.

Предлагаем вашему вниманию сценарий театрального проекта детской студии “АЛИСА” гимназии №399 Красносельского района г.Санкт-Петербурга:

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ БАЛ


Цель: воспитание культурного, образованного человека, любящего и знающего мировую и отечественную культуру.

Волшебная лавка


Ведущие.
Лавочник.
Ромео.
Джульетта.
Бенволио.
Капулетти.
Парис.
Слуга.
Мальчик.
Пожилая Женщина.
Художник.
Куклы и оловянные солдатики.
Танцевальные номера – ученики гимназии

Действие I

Звучат позывные колокольчики. На авансцену выходят ведущие.

Сегодня будет Рождество,
Весь город в ожидании тайны,
Он дремлет в инее хрустальном
И ждёт: свершится волшебство.

Метели завладели им,
Похожие на сновидение.
В соборах трепет свеч и пение
И ладана летучий дым.

1 уч. Мы долго думали, чему посвятить сегодняшний бал.

2 уч. Какие, впрочем, могут быть варианты! Конечно, Рождеству, ведь бал Рождественский!

1 уч. И всё-таки, предлагаю тему очень и очень рождественскую – “ДАРЫ ВОЛХВОВ”.

2 уч. Волхвы, те, что принесли дары младенцу в яслях, были, как известно, мудрые, удивительно мудрые люди: они-то и завели моду делать рождественские подарки.

1 уч. Подарков на Рождество ждёт каждый, но сегодня вечер чудес – подарки будут необыкновенные, Рождественские, со значением а мы отправимся за ними в “ Волшебную лавку”, в которой ожидает гостей мудрый Лавочник. Заглянем к нему.

Действие II

На сцене лавка, полная старинных вещей.

Вот опять открыл я лавку-чудо
Звезды, ленты, куклы, мишура.
Малыши сбегутся ото всюду -
Значит, двери открывать пора.

И с утра толпятся у окошка
Старички, старушки, детвора.
Радостно и грустно мне немножко:
День за днём – и завтра как вчера

Хлопья снега вьются за витриной
В тусклом свете жёлтых фонарей.
Зимний вечер сказочный и длинный.

Лавочник. В лавке я, и снова жду гостей.

Цветочница. Купите цветы у бедной девушки. Вот яркие орхидеи, белые лилии, жёлтые хризантемы. Их горьковатый запах заставит вас мечтать или вспоминать о былом.

Лавочник. Милая девушка, сегодня я сам хочу подарить тебе цветы. Букет алых роз – знак твоей будущей любви и воспоминание о тех, кто любил безоглядно, вопреки вражде и людской злобе. Кстати, они встретились когда-то на балу…

Сцена из спектакля
“РОМЕО и ДЖУЛЬЕТТА”


Прочесть ли нам приветствие в стихах,
Или войти без лишних представлений?

Бенволио: Стучите в дверь и только мы войдём – все в пляс и пошевеливай ногами!

Таскаться в гости добрая затея, но не к добру.
Я впереди добра не чую, что-то
Что спрятано пока еще во тьме
Но зародиться с нынешнего бала,
Безвременно укоротит мне жизнь,
Виной каких-то странных обстоятельств.
Но тот, кто направляет мой корабль, уж поднял парус.
Господа, пойдёмте.

Капулетти: Привет, друзья! Играйте, музыканты! Танцуют все – танцоры, дамы в круг!


(СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ТАНЕЦ – 9кл.)

Ромео: Кто эта барышня, рука с рукой с тем кавалером?

Слуга: Я не знаю сударь.

Её сиянье факелы затмило,
Она подобна яркому бериллу.
Я к ней пробьюсь и посмотрю в упор.
Любил ли я хоть раз до этих пор.
Я ваших рук рукой коснулся грубой.
Чтоб смыть кощунство, я даю обет -
К угоднице споломничают губы
И зацелуют святотатства след.

Паломники святыням бьют поклоны
Прикладываться, надобности нет.

Однако губы нам даны на что-то.
Вот с губ моих весь грех теперь и снят.

Джульетта: Зато мои впервые им покрылись.

Ромео: Тогда отдайте мне его назад.

Мне показалось голоса Монтекки.
Пришли в насмешку над семейным торжеством!

Бенволио: Прощайся. Вижу, шутка удалась?

Ромео: И даже чересчур, на этот раз!

Действие III

Отчего, вы мне скажите,
Ярче в небе звёзд сиянье
В ночь святую Рождества?

Словно ёлка в темном небе
В эту полночь зажжена
И алмазными огнями
Вся украшена она?

Лавочник: Ты прав, Мальчик. Только в Рождественскую ночь так удивительно сияют звезды на небесах. Я хочу подарить тебе эту волшебную палочку. На её конце горит звезда. Пусть она всегда освещает твой путь. Ведь рождественская звезда, когда то указала путь волхвам.

Мальчик взмахивает палочкой, звучит музыка.

Начинается танец с фонариками


(Танец с фонариками -4-5 классы)

Действие IV

Лавочник: А вот и Художник. Давненько ты ко мне не заходил. Да это и понятно: как отвлечься тому, кому сам БОГ дал в руки Кисти, краски и палитру. Скажи, что будет на твоей рождественской картине?

Сердце своё беспокойное, слушая,
Я напишу, что тревожит мне душу
Нежность любимой, улыбку ребёнка
Всё напишу своей кисточкой тонкой.
Этою ночью волшебной взгляни.-
Здесь оживают картины мои.


(ТАНЕЦ ОЖИВШИХ КАРТИН)

Действие V

Звенит колокольчик. Лавочника нет, а на сцену выходит Женщина.

Женщина: Куда запропастился этот Лавочник? Мне тоже хочется выбрать подарок – самой для себя. Так бывает в нашей жизни: некому дарить и не от кого получать. Сколько открыток, а это что за фотографии? Этого не может быть! Как она сюда попала? Это же было в то далекое Рождество, последнее рождество моего детства, и слова на листке, вложенном мне в руку одним молодым человеком… “Помни это Рождество!”…Я помню, конечно, я помню…


(ЛИРИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ – ТАНЕЦ О ПЕРВОЙ ЛЮБВИ – 11-й кл.)

Действие VI

Ну что же пора закрываться. Удивительная ночь,
Рождество – это чувство иль время,
А быть может мгновения сна.
Тёплый иней накроет деревья,
А деревьям приснится весна.

(Выходят дети – средней группы театра)

Что под Рождество приснится?
Может розовая птица,
Может кукла Виолетта
Иль зелёный крокодил?

Лишь опустятся ресницы,
Ночь в окошко постучится.
Кто же это, кто же это,
Ночью в гости приходил?

Может добрый домовёнок,
Может беленький котёнок,
Может серый волк с лисою,
Иль железный дровосек?

За окошком снег кружится,
Белой скатертью ложиться.
Что под Рождество приснится
Не придумаешь вовек.


(ТАНЕЦ КУКОЛ И ОЛОВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ – сводная младшая группа).

(Дети уходят и уводят Лавочника. Занавес закрывается.

На авансцену вновь выходят ведущие.)

Действие VII

Шелестит разноцветная елка,
Апельсины на ветках висят.
Мишурою покрыты иголки
А над залом лесной аромат.

Чистым шелком снежинки ложатся,
Кружат в небе морозном, ночном.
Просто за руки будем держаться
Новогодний костер разведём.

И как в детстве – раскроем объятья
Для друзей, для родных, для семьи
И поверим, что месяцы братья
Нам подарят подарки свои.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувств удовлетворения, радости, успешности.

Ну а самое главное - это праздник, эмоциональный выплеск, восторг от участия в спектакле.

ВложениеРазмер
Цель проекта. Приобщить детей к театральному искусству, театрализованной деятельности. Способствовать формированию творческой л 18.61 КБ

Предварительный просмотр:

"Театр, это волшебная страна,

в которой ребёнок радуется, играя,

и в игре он познаёт мир"

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувств удовлетворения, радости, успешности.

Ну а самое главное - это праздник, эмоциональный выплеск, восторг от участия в спектакле.

Приобщить детей к театральному искусству, театрализованной деятельности. Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей. Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.

Расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях.

Развивать эмоциональность и выразительность речи у школьников. Привить детям навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).

Способствовать формированию эстетического вкуса.

Обеспечить взаимосвязь с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной, художественной, литературой.

Создать у родителей представление о театральной деятельности детей, как об одном из важных видов деятельности в школьном возрасте.

Обогатится театральный опыт школьников, расширится их кругозор.

У детей появится интерес к театрализованной игре, обогатится содержание игр, а также диапазон сюжетов и ролей.

У детей сформируются представление о правилах поведения в театре.

У родителей сформируется представление о театрализованной игре детей, как об одном из наиболее важных видов коммуникативной деятельности.

Повысится культурный уровень учащихся.

Участники проекта: педагоги - дети - родители - музыкальный руководитель.

Тип проекта: творческий

Срок реализации: краткосрочный.

Форма работы с детьми:

- игры на выражение различных эмоций

- разыгрывание этюдов, сказок

- показ спектакля "Кошкин дом"

Методы и приёмы.

- творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное)

- упражнения по дикции

- упражнения на развитие мимики, пластики

- репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок

- театральные уголки в группе

- разнообразные виды театров

- костюмы, декорации, DVD

- детские музыкальные инструменты

- наглядные иллюстрации сказок, басен, рассказов.

Работа с родителями.

Ведущая идея - активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.

Задача - заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского коллектива, сделать их союзниками в творческой работе с учащимися.

Виды взаимодействия с родителями.

- устный опрос: "Играете ли Вы с ребёнком в театр" (на начало и конец проекта)

- папка "Театр для всех" с описанием истории театра, его видов

- консультация на тему "Условия для развития театральных игр и приобщения детей к деятельности"

- помощь в изготовлении костюмов и декораций

План реализации проекта.

Работа с детьми:

- беседа "Что мы знаем о театре"

- знакомство с эмоциями "страх", "радость"

- просмотр спектакля "Аистёнок и пугало"

- обыгрывание этюдов "Подарок", "Кто съел варенье?"

Работа с родителями:

- устный опрос "Играете ли Вы с ребёнком в театр"

- консультация "Как поддержать у детей интерес к театру"

- предложение родителям - посещение театра всей семьёй в выходные дни.

Работа с детьми:

- просмотр спектаклей выездного театра

- знакомство с эмоциями "удивление", "грусть"

- обыгрывание этюдов "Солёный чай", "Про Ваню"

- игры "Угадай эмоцию", "Что бы это значило?"

- настольный театр "Теремок"

- инсценировка сказки "Красная шапочка"

Работа с родителями:

- информационный материал на тему: "Театр и дети", "Специфика создания театра"

- поручения по изготовлению костюмов, декораций

Работа с детьми:

- знакомство с эмоциями "отвращение", "гнев"

- игра "Испорченный телефон"

- изготовление афиш и билетов к спектаклю "Кошкин дом"

- наблюдение "Самостоятельная деятельность школьников во внеурочной деятельности"

- показ спектакля "Кошкин дом"

Работа с родителями:

- консультации на темы: "Театрализованные игры - путь к детскому творчеству", "Прослушивание музыкальных сказок дома"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьный театр – это особый мир в пространстве образовательного учреждения. Театральная деятельность в школе – путь ребёнка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа.

Учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Феденева Галина Никифоровна

г. Новосибирск

Сроки и механизмы реализации проекта…………………………………6

Список использованной литературы и источников……………………….11

Школьный театр – это особый мир в пространстве образовательного учреждения. Театральная деятельность в школе – путь ребёнка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа. Основным предназначением театра в школе является воспитание творчески активной и гармонично развитой личности.

Школа сегодня является одним из крупнейших центров нравственно-интеллектуального воспитания, поэтому возникает необходимость в разнообразии способов организации досуга, стремление сделать их общественно значимыми, что и придает особую актуальность и практическую значимость данному проекту. Всё это натолкнуло на мысль о создании школьного театра как средства вовлечения детей в общечеловеческую культуру. Средствами художественного творчества в любительском театре решаются задачи повышения общей культуры школьников, происходит знакомство их с литературой и драматургией, музыкой и изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами и традициями. В современной педагогике театр все чаще привлекается для решения адаптационных и коммуникационных задач. Детский театральный коллектив рассматривается как развивающая среда, как средство образования, воспитания и психологической коррекции личности ребенка. Дети становятся смелыми и уверенными в себе, могут петь и танцевать, становятся подвижными и активными. Этот момент преодоления себя, своего комплекса, очень важен.

Также театральная деятельность в школе помогает ребенку решить многие проблемы в урочной деятельности. Считаю возможным применять театральное искусство в качестве одного из способов развития познавательной деятельности. Ведь театр способен заинтересовать чтением, развить навыки смыслового чтения. Давайте не будем забывать, что чтение - это фундамент всех обозначенных в стандарте компетенций.

Методические приемы формирования и оценки смыслового чтения у обучающихся, положенные в основу стратегии смыслового чтения на уроках русского языка и литературы (тренинг) и во внеурочной деятельности (постановка спектакля):

1) работа над текстом (ключевые слова; особенность, необычность ситуации; логические ударения; интонационные членения; подбор синонимов; возможность дополнения текста, возможность развития сюжета; написание сценария и т.п),

3) развитие воображения и внимания;

4) показом нескольких контрастных образов (характеров);

6) погружение в состояние выбранного образа и работа в этом образе; ощущение пространства и времени;

7) выпуск спектакля с участием обучающихся. Приобщение учеников к чтению не заставит себя ждать. Смысловое чтение должно стать основой успешности процесса обучения в школе.

Особенность театрального искусства – массовость, зрелищность – предполагают ряд отличных возможностей как в нравственном, развивающем и эстетическом воспитании детей, так и в организации досуга.

Цель проекта: создание условий для творческого, интеллектуального, духовно – нравственного, культурного развития личности средствами театрального искусства.

Задачи проекта:

раскрыть индивидуальные творческие способности личности;

поддерживать стремление к самовыражению, самореализации, самосовершенствованию;

формировать интеллектуальные, духовно - нравственные и культурные качества, а также адекватную самооценку обучающихся;

привить любовь к художественной литературе;

способствовать развитию толерантных отношений;

СРОКИ и МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Первый этап 2016-2017 годы – подготовительный, начало работы над проектом;

Второй этап 2017-2018 годы – основной, работа над проектом;


Механизм реализации

Создание творческой группы единомышленников, определение перспектив работы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Мамбетова Алиме Фикретовна

297221, Республика Крым

Советский район

Село Краснофлотское, ул. Победы, 1а


с. Краснофлотское - 2016

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОЕКТА……………………..…………………..6

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА……………………………………….8

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОЕКТА…………………………………8

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА………………..…………..8

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА…………………………………….10

УЧАСТНИКИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА……….…12

ИМЕЮЩИЕСЯ И НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ……………………. 12

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТА ……………………..13

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА………………….…………13

Одаренность человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли
и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать всё, чтобы он вырос
и дал обильный плод.
В.А. Сухомлинский

Детство талантливо своей свободой, свежестью восприятия, непосредственностью взглядов на жизнь, смелостью помыслов и действий. Между тем, мир детства – неотделимая часть культуры социальной жизни современного общества, испытывающего глубокий духовный кризис. Во время обучения в школе происходит становление личностного самосознания, формируется культура чувств, способность к общению, овладение собственным телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитывается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности. Театрально-эстетическая деятельность, органично включенная в образовательный процесс, – универсальное средство развития личности. Школьный театр – это особый мир в пространстве образовательного учреждения.

Театральная деятельность является предпосылкой творческой инициативы, творческой активности, развития индивидуальных склонностей и способностей учащихся. В процессе театрализованной деятельности происходит педагогическое общение взаимодействия интеллектов, чувств, воли учителя и учеников и детей между собой. Чем лучше они понимают друг друга, тем продуктивнее их диалог и скоординированные действия, тем устойчивее личностные контакты, которые реализуют развивающую воспитательную цель урока.

На наш взгляд, создание спектакля это не цель, а средство образования эмоционально-чувственной сферы ученика. Перед учителем стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических методов, форм, приемов, средств, способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Впервые в практике образовательного учреждения исследуются возможности школьной театральной педагогики в художественно-эстетическом образовании подростков, воздействии школьного театра на развитие творческих способностей обучающихся. Уникальность проекта заключается в том, что включение театральных уроков в образовательное пространство школы обеспечивает равные возможности в творческом самовыражении, самореализации и самоопределении подростков.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

При разработке проекта учитывались приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, отраженные в нормативных документах:

• Федеральный государственный стандарт начального общего и основного общего образования.

• Концепция общенациональной системы выявления, развития и поддержки одаренных детей.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

создание условий, направленных на развитие интеллектуальной, духовно-нравственной сферы личности школьника средствами театрального искусства;

раскрытие его творческой индивидуальности, возможности самореализации и самоопределения;

диагностирование и коррекция психологических комплексов, адаптация учащихся к современным социальным условиям.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

интеграция деятельности театра и школы, реализуемая путем органичного включения театральной деятельности в воспитательный процесс;

совместное планирование работы по активному и эффективному взаимодействию театра и школы;

организация мероприятий согласно разработанному плану;

формирование через активные виды деятельности устойчивого интереса к театру как виду художественной культуры;

развитие креативных способностей школьников;знакомство учащихся со спецификой театрального искусства.

ОБЪЕКТ ПРОЕКТА

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРЕКТА

Нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ученика, его мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы. На это надо опираться при выборе методов и приемов духовно-нравственного воспитания школьников на каждом этапе урока.

• методы теоретического и сравнительного анализа;

• моделирование педагогических ситуаций;

Теоретические положения по проблеме развития творческих способностей обосновывали в своих трудах Б. М. Теплов, Р. С. Немов, С. Л. Рубинштейн, Я. А. Пономарёв. Особенностям становления личности подростка, их влиянию на процесс развития творческих способностей были посвящены работы И. Ю. Кулагиной, Н. С. Лейтеса, Р. С. Немова, Л. С. Выготского. С педагогической точки зрения эту проблему исследовали И. Я. Лернер, Н. С. Щуркова, В. А. Левин, А. А. Мелик-Пашаев. В методике преподавания литературы в школе данная проблема освещена в трудах М. А. Рыбниковой, З. Я. Рез, В. А. Никольского, В. Г. Маранцмана, Н. Р. Бершадской, М. Г. Качурина. Педагогические аспекты творчески развивающих возможностей отдельных видов и жанров самодеятельности раскрыты в работах В. В. Белозерцева, О. Е. Виноградовой, С. Ф. Жунусовой, B. C. Кузина, Г. А. Опарина, А. И. Стороженко и др. Важный блок в изучении механизмов воздействия театрального искусства на духовный мир личности представлен работами искусствоведов А. А. Казимирова, В. Д. Данченко, Д. П. Вайгрускайте и др.; театральных практиков А. Д. Попова, О. Н. Ефремова, Б. А. Покровского, Г. А. Товстоногова, А. Н. Эфроса, М. В. Захарова и др.; философов, рассматривающих любительский театр как одну из важнейших форм народной художественной культуры Н. Г. Рузаев, Н. В. Гармиза, С. А. Наумов, Н. Н. Гудимов, О. В. Землянская и др. Значительное число исследований связано с педагогическими аспектами проблемы. Воспитанием и формированием личности участников студийных коллективов занимались В. А. Богатырев и В. А. Тритин, воспитанием культуры поведения подростков и педагогическим руководством деятельностью участников подросткового любительского театра В. И. Белов, В. И. Плотник, Т. В. Лаврова и др., формированием личности режиссера-педагога театральной студии В. П. Савина, Е. Г. Нефедов и др. В специальной литературе получили научное обоснование различные критерии творческой активности личности в условиях самодеятельного театрального коллектива в трудах А. И. Аверьянова, Н. Ш. Владимировой, Е. В. Кадула, B. C. Казаринова, Г. И. Маленкович, Л. М. Петровой, В. И. Плоткиной, А. Н. Сердюка, П. А. Слижиковой, Е. И. Смирновой, М. М. Шибаевой и др. Тем не менее, проблема влияния школьного театра на творческое развитие детей и подростков остается актуальной в педагогической науке. На наш взгляд, изучение развития творческих способностей обучающихся средствами школьной театральной педагогики будет интересным для общей методики обучения и воспитания.

Формы работы : индивидуально-групповые формы, игровая форма, практические занятия - репетиции, ролевые игры, творческая мастерская и др.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА

• Актуальность выбора темы спектакля, оригинальность творческого замысла, постановка выступления.

• Количественный охват школьников, студентов, педагогов различными видами творческой деятельности в проекте и спектакле.

• Вовлеченность учащихся в различные виды деятельности в рамках реализации проекта, подготовки к спектаклю, участие родителей обучающихся.

• Самостоятельность выполнения обучающимися декораций к спектаклю, грима, изготовление костюмов, звуковое сопровождение театральной постановки.

• Использование эффективных форм, методов, приемов и техник театральной педагогики в организации урочной и внеурочной деятельности.

• Использование современных информационно-коммуникационных технологий в подготовке спектакля, видеосъемка фильма – спектакля.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

• развитие эмоционально-положительного отношения к театру, формирование устойчивого интереса к театрализованной деятельности;

• обогащение речи за счет образных выражений, словарного запаса, совершенствование навыков диалогической и монологической речи, развитие эмоциональной выразительности речи;

• совершенствование способности старших подростков поддерживать целеустремленность в развитии индивидуальности, творческого самовыражения.

• развитие опыта педагогического проектирования, методологической компетентности, повышение уровня профессионализма.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Сентябрь 2015 г.

Определить сущность и специфику самодеятельного школьного театра-студии как социально-педагогического явления, влияющего на творческое развитие учащихся

Теоретический анализ литературных источников по проблемам творческого развития участников самодеятельных коллективов и методики работы специалистов

Набор литературных произведений для театрализованных постановок; встреча с руководителями самодеятельных театров поселка.

Рассмотреть художественно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность творческого развития детей и подростков

Анализ нормативных документов, учебно-творческих планов самодеятельных школьных театров-студий

Разработка программы внутришкольного эксперимента.

Осуществить подбор форм, методов, приемов и средств, обеспечивающих творческое развитие участников проекта

Наблюдения за творческим развитием участников самодеятельного театрального коллектива в процессе подготовки и реализации постановочных работ

Проведение открытых мероприятий. Анализ полученных результатов

Проверить эффективность воздействия школьного театра-студии на развитие творческих способностей подростков

Проведение исследований по методикам:

- умение и стремление к познанию;

- способность преобразовать структуру объекта; - направленность на творчество;

- наличие положительной са мооценки, уверенность в своих силах и возможностях;

- стремление к реализации своих способностей;

- развитость чувства прекрас ного;

- обладание способностью к рефлексии.

Обобщение результатов работы

Выступление разработчика проекта с докладами на заседании школьного и районнного методического объединения.

Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей.

Театральная деятельность способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальный подход к каждому ребенку.

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей. Важно научить ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе, таким образом помогать ребенку развиваться всесторонне

Проблема Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 1015 лет назад. Они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, сопереживают. Всё чаще проявляют равнодушие и чёрствость. Их интересы ограничены, а игры однообразны поэтому именно театральная деятельность была выбрана для решения проблем. Театральное творчество позволяет формировать у детей нравственное поведение (воспитывать у них отрицательное отношение к жестокости, хитрости, чёрствости).

Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Современные дети всё чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач, особенно мультфильмов, и всё реже читают книги. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии каждого человека. Нам, взрослым, надо понять: чтение для детей – самый естественный и спокойный, психологически комфортный способ узнавать мир и человека. Книга должна как можно раньше войти в мир ребёнка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий.

Театрализованная деятельность – это творческая деятельность ребёнка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики. Театрализованные игры – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности. Поэтому даже самые робкие, неуверенные в себе дети обычно принимают в них участие.

Тип проекта Творческий

Цель проекта Развитие связной речи и эмоциональности средствами театральной деятельности у воспитанников 1, 2 классов.

Задачи • Формировать читательскую грамотность;

• Побуждать детей к театральной игре, создавать условия для ее проведения;

• Развивать творческие способности воспитанников, умение перевоплощаться, импровизировать;

• Развивать диалогическую и монологическую форму речи, речь как средство общения;

• Обучать детей умению сочетать двигательное и речевое действие, умение чувствовать и понимать художественное произведение, правильно передавать его образы;

• Обогащать словарный запас;

• Воспитывать артистические качества, раскрыть творческий потенциал детей.

Период и этапы реализации проекта С октября по апрель

Возрастная группа Возраст 7-9 лет

Ожидаемые конечные результаты, :

• Осведомленность воспитанников пользоваться разными видами театра, самостоятельно организовывать показ театра;

• Проявлять интерес к театральной деятельности;

• Умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами;

• Овладение активной речью, включенной в общение.

• Раскрытие творческого потенциала, повышение темпа развития речи в целом, общительности, самооценки за счет включения в творческую деятельность.

• Создать информационную базу.

• Создать условия для благополучного и комфортного пребывания детей в интернате.

Участники проекта Дети 1-2 классов, воспитатели групп

Организация и продуманность системы оценивания (поэтапная и конечная) Первый этап.

Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской деятельности.

Подготовительный (ноябрь-декабрь)

Мотивация воспитанников на участие в проекте.

Чтение сказок, обсуждение.

Видео просмотр театральных постановок, сказок детьми.

Вечера развлечений. Импровизация сказок разных видов театра (настольный, кукольный, с куклами БИ-БА-БО, драматизации, хороводные игры со словами и пением.

Организация деятельности детей в рамках проекта.

Основной этап (январь-февраль)

Деление на 3 группы.

Выбор сказки для инсценировки (воспитатели групп)

Знакомство с содержанием сказок, сценарием.

Просмотр мультфильмов, видео постановок.

Изготовление атрибутов и костюмов.

Презентация материалов проекта

Заключительный этап (март)

Инсценировка сказок 1гр, 2гр, 3гр.

Создание фотоальбома, видео.

Четвё ртый этап:

Ожидаемые результаты проекта

Презентация проекта Презентация материалов проекта

2. Создание альбома разных видов театра

Изготовление масок, костюмов, декораций к сказкам (при участии взрослых);

9. Инсценировка ненецких сказок И. Истомина

Этапы по приобщению школьников к театрализованной деятельности. Первый этап работы связан с выбором произведения художественной литературы. Далее педагог читает произведение детям с правильной интонацией и проводит беседу по его содержанию, обращая внимание на мелкие детали. Далее дети сами прочитывают данный материал.

Второй этап включает: деление пьесы на эпизоды, обсуждение кандидатур на роли персонажей произведения, пересказ по ролям.

На третьем этапе ведётся работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками этюдов становятся самые активные дети, затем привлекаются все остальные. Можно с куклами импровизировать поступки и диалоги героев.

На четвёртом этапе детей знакомят с музыкальными произведениями, которые целиком или в отрывках будут звучать во время театрализации. Яркие музыкальные образы помогают детям найти соответствующее пластическое решение. Сначала дети просто импровизируют движения под музыку. Затем они двигаются, превращаясь в какой-либо персонаж, меняя походку, позы, жесты, наблюдая друг за другом.

Пятый этап предполагает постепенный переход к тексту произведения. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями, что позволяет детям довольно быстро выучить практически все роли. На этом этапе уточняются предлагаемые обстоятельства каждого эпизода (где, когда, в какое время, почему, зачем) и подчёркиваются мотивы поведения каждого действующего лица (для чего? с какой целью). Дети, наблюдая за действиями в одной роли разных исполнителей, способны оценить, у кого это получается естественнее и правдивее.

Шестой этап связан с работой над ролью. Ребёнок в силу возрастных особенностей всегда играет самого себя, он ещё не способен перевоплощаться, играть чувства другого человека. Ни в коем случае нельзя навязывать ребенку логику действия другого человека или свои конкретные образцы поведения. Лучше подсказать, помочь ребёнку вспомнить какой-то жизненный эпизод, когда ему пришлось пережить чувства, похожие на ощущения героев произведения. Только в этом случае поведение детей на сцене будет естественным, подлинным. Очень важно добиваться взаимодействия с партнёрами, умения слышать и слушать друг друга и, соответственно, менять своё поведение. Работая над выразительностью и чёткостью речи, надо выявлять речевые характеристики героев произведения. Разные составы исполнителей могут предлагать свои варианты, некоторые наиболее удачные мизансцены целесообразно закрепить для дальнейшей работы над спектаклем.

На седьмом этапе проводится репетиция отдельных картин в разных составах. Надо следить, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Необходимо учить детей размещаться по сцене не сбиваясь, не загораживая друг друга. Всякую находку, новое удачное решение необходимо поощрять, это с успехом делают зрители, дети, не занятые в данный момент в репетиции.

Восьмой этап – самый непродолжительный по времени. Репетиции всей пьесы целиком. Используются подготовленные для спектакля декорации, бутафория и реквизит, а также элементы костюмов, которые помогают в создании образа. Репетиция идёт с музыкальным сопровождением, уточняется темпоритм спектакля. На этом этапе закрепляются обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций. Количество общих репетиций всего спектакля может быть от одной до трёх.

Девятый этап – премьера спектакля – является одновременно генеральной репетицией, поскольку до этого момента дети ни разу не действовали в костюмах. На следующий день после показа спектакля проводится беседа. Педагог совместно с детьми старается указать на основные промахи и недостатки в спектакле. Но, в то же время, педагог старается похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.

Заключительный этап – повторные показы спектакля. Работу над постановкой и каждый спектакль желательно фиксировать (стенды с фотографиями, выставки детских рисунков, видеозапись). Очень интересно сравнивать видеозаписи нескольких спектаклей.

Благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта укрепились взаимоотношения между детьми, воспитателями. Дети стали более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах, не боятся выступать перед зрителями.

Создается атмосфера творчества. Иначе говоря, проект “Сказочный мир театра” позволил проявить творческую активность детей, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности.

Задачи, структура и содержание обучения чтению во 2-х — 9-х классах специальной (коррекционной) школы Задачи, структура и содержание обучения чтению во 2-х - 9-х классах специальной (коррекционной) школы Основной задачей уроков чтения, как.

Читайте также: