Какой тип политической власти сложился в россии в 90 е годы кратко

Обновлено: 05.07.2024

После распада в 1991 г. СССР в России произошли перемены во всех областях жизни. Одним из наиболее важных событий последнего десятилетия XX в. стало становление новой российской государственности.

Президентская власть

Центральное место в системе власти современной России занимает институт Президента, являющегося по Конституции 1993 г. главой государства, а не исполнительной власти (как это было до декабря 1993 г.).

Практически ни один важный вопрос жизни государства и общества не может быть решен без согласия и одобрения главы государства.

Президент является гарантом Конституции и может принимать любые меры к охране суверенитета, независи­мости и территориальной целостности России. Президенту подотчетно Правительство страны, состав и основные направления деятельности которого он определяет и работой которого фактически руководит.

Глава государства возглавляет также Совет безопасности. Он является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами страны, может в случае необходимости вводить режим чрезвычайного, военного и особого положения.

Такой объем полномочий Президента вполне соответствует историческим традициям высшей власти в России. Некоторые противники сильной президентской власти иногда называют этот режим выборной монархией. Однако при всей полноте полномочий главы государства его власть в достаточной степени ограничена системой сдержек и противовесов.

От Советов к парламентаризму

Основным политическим событием 90-х гг. стал демонтаж советской системы власти и замена ее разделением властей — законодательной, исполнительной, судебной.

Используя исторический опыт парламентаризма в России начала XX в., Конституция 1993 г. завершила начатый еще в годы перестройки процесс становления нового российского парламентаризма.

Российским парламентом является Федеральное собрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации (верхняя) и Государственной думы (нижняя). Верхняя палата назначает выборы Президента и решает в случае необходимости вопрос о его отрешении от должности; утверждает решение главы государства о введении военного или чрезвычайного положения; назначает и освобождает от должности Генерального прокурора и членов Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда России.

Основными предметами ведения Государственной думы являются утверждение состава Правительства и принятие законов страны. Обе палаты парламента утверждают федеральный бюджет и общегосударственные налоги и сборы; ратифицируют подписанные Россией международные соглашения; объявляют войну и заключают мир. Все эти решения подлежат утверждению Президентом.

Правительство

Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство России. Оно разрабатывает и реализует после утверждения федеральный бюджет; обеспечивает проведение в стране единой государственной финансовой, кредитной и денежной политики; определяет параметры развития культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; обеспечивает реализацию оборонной и внешней политики страны; заботится о соблюдении законности и правопорядка, прав и свобод граждан. В его ведении находится также распоряжение федеральной собственностью.

Деятельность Правительства, в отличие от дореволюционного и советского периодов истории России, находится не только в прямой зависимости от указаний и распоряжений главы государства, но и под существенным контролем со стороны парламента.

Судебная власть

Судебная власть в стране осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституционный суд выносит по запросам органов власти окончательное решение о соответствии Конституции страны федеральных и региональных законов и распоряжений; указов Президента страны, руководителей субъектов Федерации. По запросам граждан он решает вопрос о нарушении их конституционных прав и свобод. При необходимости он дает толкование тех положений Конституции, которые не регламентированы специальными законами и другими документами.

Верховный суд является высшей судебной инстанцией по гражданским, уголовным и административным делам.

Высший арбитражный суд является высшим судом по разрешению экономических споров.

Прокуратура осуществляет контроль за соблюдением законов страны как гражданами, так и государственными и общественными органами.

Центр и регионы

В отдельных районах страны не только прекратилось перечисление средств в федеральный бюджет, но и вводился запрет на вывоз различных видов продукции за пределы краев и областей.

Раздавались голоса о придании административным границам (особенно национальных регионов) статуса государственных. Русский язык в ряде республик перестал признаваться государственным. Все это порождало опасную тенденцию трансформации федерации в конфедерацию и даже возможность ее распада.

В ходе первой (1994—1996) и второй (с лета 1999 г.) военных кампаний в Чечне удалось обеспечить контроль центральных властей над территорией этого субъекта Федерации. Но производственная и социальная сфера региона в ходе затяжных боевых действий оказалась полностью разрушена.

Значительными оказались потери как среди военнослужащих федеральных сил, так и среди местного населения. Однако на­метившаяся в 90-е гг. тенденция к выходу Чечни из Российской Федерации была пресечена.

Местное самоуправление

Развивая традиции местного самоуправления, заложенные в ходе земской (1864) и го­родской (1870) реформ, Конституция 1993 г. предоставила местным властям право самостоятельного решения во­просов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Основными формами местного самоуправления являются референдумы (всенародные волеизъявления) и выборы глав депутатов муниципальных образований. В ходе референдумов населения решаются также вопросы изменения границ и принадлежности города или села тому или иному району или области.

Органы местной власти самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют и исполняют местный бюджет, определяют статьи и размеры местных налогов и сборов, осуществляют охрану общественного порядка и т. п. В 1998 г. Россия ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления, в которой органы местного самоуправления признаны одной из базовых основ демократического строя.

Важным событием стало учреждение муниципалитетами Конгресса муниципальных образований Российской Федерации для координации усилий органов местного самоуправления в отстаивании их интересов перед региональной и центральной властью.

Таким образом, в 90-е гг. в России была создана легитимная основа российской государственности, построенная на демократических принципах, и апробирована новая система отношений между Центром и регионами.

Парламентская президентская федеративная демократическая республика. Это позволило, с одной стороны, сделать президента гарантом исполнения законов и того, что в стране будет порядок. А с другой позволило созывать многопартийный парламент, что стало залогом демократии. Теперь любые даже беспартийные граждане могли быть выбраны в главный законодательный орган страны, и своими решениями и действиями влиять и на внешнеполитическую ситуацию и на внутреннее положение в стране. А подобное при СССР было невозможно.

Причины построения новой политической системы в России

Развал СССР и кардинальные политические сдвиги конца 80-х - начала 90-х годов обусловили фундаментальный пересмотр жизненных ценностей населения.

Начатые реформы породили невероятную политическую активность большей части граждан, что выразилось в появлении разнообразных партий и общественных движений.

Новая политическая модель России основывалась на формирующихся политических движениях всего характерного для западной демократии спектра.

Виды политических движений

Условно возникшие к началу 90-х годов партии и блоки можно разделить на пять типов:

  1. Демократические;
  2. Социалистические;
  3. Социал-демократические;
  4. Национально-патриотические;
  5. Идейные движения широкого спектра.

Демократическое движение

Не являющиеся однородными по идейным и социально-экономическим взглядам демократические движения в 90-е годы не сходились во взглядах на процесс экономических реформ в стране.

Социалистические партии

К движению социалистической ориентации в 90-е годы относились Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), Всесоюзная коммунистическая партия большевиков (ВКПБ), Российская партия коммунистов (РПК), а также Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП).

Коммунисты выступали основной оппозиционной силой принятому курсу реформирования страны, а различия в партиях социалистического движения между собой заключались исключительно в разнице отношения к сложившемуся опыту КПСС и участии в практической деятельности после событий октября 1993 года.

Готовые работы на аналогичную тему

Социал-демократические партии

Что касается такого политического направления, как социал-демократическое движение, стоит отметить, что к их числу относились Партия труда, Социалистическая партия и Социалистическая партия трудящихся.

Социал-демократы по своей природе не выступают наиболее активной оппозицией в основном по причине своей малочисленности.

В их рядах часто встречаются бывшие коммунисты, колеблющиеся между представленным социалистическим и социал-демократическим течениями.

Национально-патриотическое движение

Все представители данного движения отличаются ориентацией на русскую национальную идею, составляющую ядро их программ.

Среди электората преобладают военные, а основную задачу национал-патриоты видят в подъеме экономики страны путем запрета продажи земли, включения финансового капитала в государственную собственность, а также разработки передовых технологий в целях превращения России в мировую державу.

Идейные движения широкого спектра

Таким образом, можно сказать, что на начальном этапе формирования новой политической системы разница между партиями и блоками была не очень различимой, а их плюрализм в новых условиях был обусловлен коммунистическим советским прошлым.




Политическая ситуация в России в 90-е годы XX века

Политический кризис 1992-1993 гг.

После падения СССР началась новая история России.
Россия стала правопреемницей СССР.
25 декабря 1991 года изменилось название страны: РСФСР переименована в Российскую Федерацию.

Работа над Конституцией была главным политическим событием и самой острой политической проблемой 1992-1993 гг.
Президент Ельцин предлагал создать президентскую республику. В ней центральной фигурой является Президент, обладающий большими полномочиями.
Верховный Совет РСФСР был категорически против президентской республики и выступал за создание парламентской республики. В ней центром политической системы является Верховный Совет.
Чтобы преодолеть политический кризис, Ельцин созвал Конституционное совещание с участием представителей всех ветвей власти, регионов, политических партий, религиозных и общественных организаций. Но руководство Верховного Совета отказалось от участия в совещании. Оно начало кампанию по отстранению президента от власти.
Ельцин пошел на опережение. 21 сентября 1993 года он издал указ о конституционной реформе. Приостановил деятельность Верховного Совета РСФСР и назначил на 12 декабря 1993 года выборы в новый парламент – Государственную думу. Кроме того, Ельцин объявил о проведении всенародного референдума, чтобы народ сам решил, быть или не быть новой Конституции России.
Руководство Верховного Совета отказалось подчиняться указу Президента и своим постановлением отстранило Ельцина от власти. Исполняющим обязанности президента России был назначен вице-президент А.В.Руцкой.
Ельцин приказал войскам окружить здание Верховного Совета. Политический конфликт перешел в силовой.
2 октября противники Ельцина организовали массовые выступления. На следующий день демонстранты захватили мэрию Москвы, подошли к телецентру Останкино, требуя предоставить им эфир. По демонстрантам был открыт огонь.
Несмотря на жесткие действия оппозиции, инициатива оставалась на стороне Президента. 4 октября войска обстреляли здание Верховного Совета из танков. К концу дня оно было захвачено, руководители Верховного Совета арестованы. Двухлетнее политическое противостояние закончилось победой Ельцина и его сторонников. Одновременно закончилась история Советов.

Первая Государственная дума. Принятие новой Конституции РФ. Формирование новой политической системы.

12 декабря 1993 года состоялись одновременно выборы в Госдуму и референдум по новой Конституции России.

Большинство проголосовавших высказалось за предложенный Ельциным проект Конституции. И 25 декабря 1993 года она вступила в силу. Россия стала президентской республикой.

Согласно Конституции, главой государства является Президент. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики, выступает гарантом Конституции и целостности России.

Высший законодательный орган России – Федеральное собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной думы (нижняя палата). Госдума принимает законы, утверждает премьер-министра, решает вопрос о доверии правительству, назначает председателя Центрального банка, утверждает бюджет страны. Совет Федерации утверждает законопроекты, принятые Госдумой. Одобренные законопроекты поступают на подпись Президенту.

Высшим органом исполнительной власти является правительство. Оно осуществляет управление страной на основе законов РФ и принятого бюджета.

Судебная система – третья ветвь власти. Ее высшими органами являются Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд.

Таким образом, в стране сформировалась новая политическая система, основанная на принципе разделения властей.

Преодоление сепаратизма. Строительство нового федеративного государства.

В начале 90-х Россия стояла перед реальной угрозой распада. Большинство автономных республик России заявили о своей независимости и ставили вопрос о выходе из состава России.

Ельцин предлагал республикам взять максимум самостоятельности, но заключить Федеративный договор, который гарантировал бы единство и неделимость России. Благодаря усилиям центра, в большинстве регионов страны сепаратистские настроения удалось преодолеть.
31 марта 1992 года все республики, края и области, кроме Чечни и Татарстана, подписали Федеративный договор. Началось строительство нового Федеративного государства.

Татарстан и Чечня еще долгое время не принимали участия в этом процессе.
В ноябре 1992 года введена новая Конституция Республики Татарстан, объявляющая его суверенным государством. В течение нескольких лет Москва безуспешно убеждала руководство республики подписать Федеративный договор. У переговоров был лишь один результат: в феврале 1994 года заключен Договор о взаимном делегировании полномочий, по которому Татарстан объявлялся объединённым с Россией ассоциированным государством с особым конфедеративным статусом. Только в начале 2000-х годов татарский сепаратизм был окончательно преодолен.

Формирование и расстановка политических сил в 90-х гг.

Утверждение свободы слова.

В средствах массовой информации произошли глобальные перемены.
Государство перестало контролировать СМИ. Цензура была полностью отменена.
Появились сотни новых газет, журналов, телеканалов, радиостанций. Для новых радиостанций открылись частоты международного FM-диапазона, которые в советское время были запрещены. Активно развивался Интернет.

Президентские выборы 1996 года.

В выборах участвовали 11 кандидатов. Главная борьба разгорелась между действующим Президентом Ельциным и лидером коммунистов Зюгановым. Первый тур не выявил победителя. Во втором туре участвовали Ельцин и Зюганов. Сложилась критическая ситуация. Впервые в постсоветской истории речь зашла о политическом выборе России. Решался вопрос о том, каким путем пойдет страна дальше. Народ устал от экономических, политических и социальных потрясений. Многие стали испытывать ностальгию по СССР, где была стабильность. Тяжелое положение в стране подогревало популярность КПРФ, миллионы россиян готовы были голосовать за Зюганова, надеясь на возврат к спокойной жизни. Но тем не менее победу одержал Ельцин. Он стал первым избранным главой государства в постсоветской истории России. Россия, несмотря на трудности, продолжила идти демократическим курсом.

Отставка Ельцина. Начало политической карьеры В.В.Путина (1999).

В августе 1999 года Президент Ельцин назначил нового премьер-министра. Им стал Владимир Путин. Объявляя об этом, Президент заявил, что именно в нем он видит будущего Президента России. Новый премьер показал себя энергичным, современным, прогрессивно мыслящим руководителем и за короткое время сумел завоевать симпатии большинства россиян.

В последний день 1999 года Ельцин неожиданно объявил о своем досрочном уходе. Исполняющим обязанности Президента стал Путин. На президентских выборах в марте 2000 года он одержал убедительную победу и стал новым главой государства.

Читайте также: