План недели химии в школе

Обновлено: 04.07.2024

Оценить 2389 0

___________ С. Ф. Чернов

Неделя химии в школе.

С 16 по 21 февраля в нашей школе проводится неделя химии

План мероприятий:

День недели

Название мероприятия

Ответственные за проведение

Понедельник

Торжественное открытие недели химии.

(8 класс по ПСХЭ Д.И.Менделеева).

Учитель химии Муратова Г.Р.

Конкурс газет на заданную тему

Учитель химии Муратова Г.Р.

Учитель химии Муратова Г.Р.

Учитель химии Муратова Г.Р.

для учащихся 7-9 классов

Подведение итогов, награждение участников.

НЕДЕЛЯ ХИМИИ

Цель недели химии : развитие интереса школьников к химии как науке, через разнообразные формы деятельности.

Задачи.

1. Привлечь к участию в предметной неделе наибольшее число участников учебного процесса.

2. Предоставить всем учащимся возможность активного участия в каждом мероприятии в соответствии с их способностями, склонностями и интересами.

3. Дать возможность обучающимся увидеть и оценить результаты как своей деятельности, так и деятельности других участников предметной недели.

Этапы проведения предметной недели

I. Подготовительный этап. Творческая группа учителей-предметников составляет план недели и подбирает конкурсные вопросы, задания, мероприятия, оформляет экспозиционный материал, определяет сроки, согласно Положению о проведении недели. На данном этапе желательно подключить учеников старших классов, проявляющих интерес к химии, для помощи в организации и проведении мероприятий, подведении итогов.

II. Объявление о начале недели.

Задача этого этапа – заинтересовать, привлечь участников – решается через яркое, броское, красочное оформление общешкольного стенда, посвященного проведению недели .

III. Основной этап. Проведение недели

IV. Подведение итогов, награждение.

Награждение победителей осуществляется на общешкольной линейке.

Задачи мероприятия: расширить знания учащихся по химии, пробудить интерес, формировать навыки работы с научно – популярной литературой, развивать творческие способности.

Методы и приемы: словесно – наглядный, самостоятельная работа и работа в группах, игровые моменты.

Активное участие в викторине принимайте, свои знания выявляйте!

1) Какой газ образуется при радиоактивном распаде бария? (Радон)

2) Назовите компонент сплавов для регулирующих устройств ядерных реакторов? (Бор).

3) Какой инертный газ используется при рентгеноскопических обследованиях головного мозга? (Ксенон).

4) Какой неметалл получают из руды с помощью бактерий? Он же входит в состав аурипигмента? (Мышьяк).

5) Какой газ применяют в электровакуумной технике? (Криптон).

6) Какой неметалл входит в состав светочувствительных слоев в кселографии? (Селен).

7) Самый распространенный химический элемент во Вселенной? (Водород).

8) Какой газ используют в световых рекламах? (Неон).

9) Элемент, в обычном состоянии – газ, являющийся необходимой составной частью костей и зубов? (Фтор).

11) Основной элемент органических веществ? (Углерод).

12) Элемент, названный в честь нашей планеты (Теллур).

13) Какой газ вызывает кессонную болезнь у водолазов? (Азот).

14) Какой инертный газ используют при производстве сверхчистых веществ? (Аргон).

15) Самый распространенный химический элемент на Земле? (Кислород).

16) Соединения какого химического элемента используются в фотографии? (Бром).

17) Какой химический элемент является основой неживой природы? (Кремний).

18) С помощью какого неметалла можно обнаружить крахмал в растениях? (Йод).

19) Один из основных химических элементов, необходимый растениям и входящий в состав минеральных удобрений? (Фосфор).

20) Соединения какого химического элемента составляют основу сульфидных руд?(Сера).

Оформление и оборудование: мультимедийный проектор, экран.

Задачи мероприятия: расширить знания учащихся о химических элементах, развивать творческие способности и интерес к предмету, учить применять полученные знания в нестандартных условиях.

Методы и приемы: словесно – наглядный.

1) Названия каких химических элементов включают в себя названия других элементов? (Протактиний – актиний, иттербий – тербий, нильсборий – бор).

2) Как название одного химического элемента можно превратить в название другого, заменив лишь букву? (Хром – бром, радий – родий, цезий – церий, таллий – галлий).

6) Какой элемент всегда рад? (Радон).

7) Какой газ утверждает, что он – это не он? (Неон).

8) Какой неметалл является лесом? (Бор).

9) Какой химический элемент состоит из названий двух животных? (Мышьяк).

10) Какой химический элемент вращается вокруг Солнца? (Уран).

11) Названия каких химических элементов начинаются и заканчиваются одной и той же буквой? (Неон, олово).

12) Названия каких химических элементов состоят из одинаковых букв? (Тербий – иттербий, тантал – лантан).

13) Назовите химический элемент, в названии которого три буквы из пяти одинаковые? (Олово).

14) В названии каких химических элементов:

15) Названия каких химических элементов состоят всего из трех букв? (Бор, йод).

16) Какой химический элемент имеет самое длинное название?

17) В названиях каких химических элементов первые четыре буквы одинаковые? (Калий, калифорний).

18) В названия каких химических элементов входят названия десертных блюд? (Кремний – крем, железо – желе).

19) В названия каких химических элементов входят названия женских и мужских имен? (Кюрий – Юрий, палладий – Алла, менделеевий – Лев, германий – Герман, франций – Франц, самарий – Мари, нильсборий – Нильс, диспрозий – Рози, лоуренсий – Енс, полоний – Пол, вольфрам – Вольф, рутений – Рут, платина – Тина, никель – Ник, плутоний – Тони).

20) Какие мужские имена полностью идентичны названиям химических элементов? (Радий, гелий).

21) В названия каких мужских имен входят названия химических элементов? (Серафим – сера, Борис – бор).

22) Названия каких химических элементов имеют еще ряд значений, различных по смыслу? (Бор – а) фамилия датского ученого, б) сосновый лес, в) род злаков, г) стальное сверло в бормашине, д) город в Новгородской области, е) город в Судане.

Титан – а) спутник планеты Сатурн; б) в древнегреческой мифологии гигант, вступивший в борьбу с богами; в) выдаю-щийся человек, имеющий исключительно широкий размах деятель-ности; г) прибор для нагревания воды).

23) Назовите химические элементы, при чтении которых слева направо, начиная с любой буквы, можно получить наибольшее число слов, имеющих самостоятельное значение? (Протактиний – рот, рота, такт, акт, актиний. Нильсборий – Нильс, Нил, ил, сбор, бор).

25) Назовите химический элемент, который дал название музыкальному инструменту? (Хром – хромка (двурядная гармонь).

26) В названии какого химического элемента надо изменить лишь ударение, чтобы получить вещество, способное преобразовывать поглощаемую энергию в световое излучение? (Фсфор – фосфр).

27) В фамилию какого известного физика и химика, лауреата Нобелевской премии, входит название химического элемента? (Си-борг – бор).

28) Название какого химического элемента будет читаться по-прежнему, даже если его перевернуть вверх ногами? (Неон).

29) Какой химический элемент в виде простых веществ может быть и очень твердым, и очень мягким? (Углерод – алмаз – графит).

Метаграммой называют задачу, в которой, заменяя одну из букв слова, получают новое слово.

1) Из названия какого химического элемента, заменяя первую букву на другую, можно получить слово, обозначающее название пролива между Европой и Азией (фосфор – Босфор); имя мифической богини (сера – Гера); сложный шифр (иод – код); местность, где в почве много воды (золото – болото); название инструмента (золото – долото)?

2) Из названия какого химического элемента, заменяя последнюю букву на другую, можно получить слово, обозначающее название горной системы, являющейся границей между Европой и Азией? (Уран – Урал).

3) Из названия какого химического элемента, заменяя две последние буквы на две другие, можно получить фамилию советского космонавта? (Титан – Титов).

4) Из названия какого химического элемента, заменяя две последние буквы на одну, можно получить слово, обозначающее название города-героя, (тулий – Тула); название планеты или название фрегата русского военного флота (палладий – Паллада); название бывшего города Куйбышева (самарий – Самара); фамилию ученого, учредителя одной из высших премий (нобелий – Нобель); название части континента (европий – Европа)?

Цель – внеклассное мероприятие для повышения интереса к предмету, для мотивации учащихся, а также проверить знания по биологии и химии (межпредметные связи, так как предметы естественного цикла)

Наглядность – сопроводительная презентация.

Учитель ведущий, жюри из старшеклассников для подсчета баллов.

Очень хочется, чтобы сегодня команды проявили свою смекалку, свои знания. Итак, пусть светом знаний озарит всех вас игра, начинаем, пора.

Правила: вопросы будут задаваться поочереди каждой команде, если ответ полный и верный – 2 балла, если частично, то 1 балл.

Если команда дает ответ неверно, то ход переходит к другой команде.

Слайд 3 – Вопрос обеим командам (минута на размышление и ждем ответ)

Слайд 4 – Начнем разминку – два вопроса (первый вопрос команде 1, а второй – команде 2)

Слайд 5: Капля-это …

а) чистое вещество б) предмет в) элемент г) смесь

Слайд 6 – Манная каша готовится из…

а) овса б)пшеницы в)просо г) ячменя

Слайд 7 – Почему птицы улетаю на юг?

Слайд 8 – Какой оксид используют для получения газированной воды?

Слайд 9 – Конкурс для самых активных участников команд. Пригласите по одному участнику.

Для чего из предложенного характерен процесс фотосинтеза? Опишите это явление, определите, какое оно химическое или физическое?

Слайд 10 – Внимание на экран Какое основание лишнее и почему?

Слайд11 – Внимание на экран- команде 1 - задание

Слайд 13 – Внимание вопросы:

Команде 1 - Следите за тем, какие утверждения появляются на экране (слайд 14), а затем услышите вопрос

Вопрос: По какой из данных причин у кошки постоянная температура тела?

Команде 2 – Следите за тем, какие названия появляются на экране (слайд 15), а затем услышите вопрос

Вопрос: Какое вещество лишнее и почему?

Итак - команде 1 – задание на нахождение ошибки на экране – слайд 16

Команде 2 – задание на нахождение ошибки на экране – слайд 17

А теперь конкурс капитанов – слайд 18. Вам будут предложены два задания, кто будет готов, отвечайте.

Слайд 19 – внимание - первый вопрос дан на экране. Кто из вас готов ответить?

Спасибо капитанам. Продолжаем играть с командами и набирать баллы.

Следующий вопрос команде 1 – слайд 21

Команде 2 – слайд 22

А сейчас выберите по одному члену из команд, которые будут выполнять следующее задание.

Задание на экране представителю команды 1 – слайд 23

Слайд 24 – картинка ответа. Проверьте себя.

Задание на экране представителю команды 2 – слайд 25

Слайд 26 – картинка ответа. Проверьте себя.

Наша игра подходит к окончанию, наконец, последнее задание, кто быстрее его сделает, слайд 27. Пока жюри начинает подсчитывать баллы, задание на экране – слайд 28. Проверьте себя – слайд 29.

Итак – слайд 30 – подводим и оглашаем итоги – слово жюри

Называется команда - победитель. Награждается каждая команда.

Спасибо всем за участие, за демонстрацию своей эрудиции. Пусть все знания надолго остаются в вашем багаже.

Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?"

1. Ядовитый газ, применяемый как отравляющее вещество во время первой мировой войны. (хлор)

2. Об его открытии газеты писали, что люди на его снимках выглядят не просто в обнаженном, а в каком-то извращенном виде. Кто этот учёный и о каком его изобретении идет речь. (рентген, рентгеновские снимки)

3. Индусское изречение советует учиться у него 4 добродетелям: сражаться, рано вставать, защищать подругу в минуту опасности и пировать с друзьями. Кто же этот рыцарь? (петух)

4. Город, в название которого входит планета и дерево. (Марсель)

5. Это вещество пользуется широкой популярностью среди населения, особенно детского. Оно применяется доктором Айболитом для лечения ревматизма, бронхита, для обеззараживания ран, дезинфекции рук хирурга. Его открыл в 1811 г. француз Куртуа и тогда его впервые применили для лечения зобной болезни. (Йод)

6. Два тела сначала находились в состоянии покоя. Затем в результате некоего взаимодействия масса второго тела обратилась в ноль, а первое тело стало двигаться с ускорением свободного падения. О каком явлении идет речь, что получается в результате этого явления.(А и Б сидели на трубе)

7. Известно, что в жизни России большую роль играет картофель, во Франции – виноград, в странах южной Европы – олива. А какой плод, если верить легендам, трижды влиял на судьбы человечества и в каких ситуациях? (яблоко)

8. Разгадайте олимпийский девиз, зашифрованный с помощью физических величин:

9. Всего в этой стране насчитывается 166 888 озер общей площадью свыше 500 кв. км, которые занимают 8 % ее территории. Как она называется? (финляндия).

10. Вместо ожидаемого золота в этой стране были найдены значительные запасы серебра, что и отразилось в названии этой страны. Какая страна стала разочарованием для золотоискателей? (Аргентина)

11. Ребус, отгадай пословицу

12. Для устранения неприятных запахов в ящиках стола, серванте, холодильнике домохозяйки на время кладут кусочки древесного угля. Какую роль играет уголь? (древесный уголь).

1 . Понедельник: выступление на линейке, объявление плана проведения предметной недели.

для учащихся 5-7 классов.

для начальных классов:

5 . Пятница: закрытие недели химии

  1. Какой ученый является одним из основоположников атомно - молекулярного учения?
  2. Какой ученый и в каком году открыл закон постоянства состава вещества?
  3. Какой закон открыл М.В. Ломоносов в 1748 году?
  4. Назовите фамилию ученого, который независимо от Ломоносова открыл закон сохранения массы веществ?
  5. Кто и в каком году составил вытеснительный ряд металлов?
  6. Какой ученый открыл один из фундаментальных законов природы, который позволил создать новую классификацию химических элементов?
  7. Какой ученый практически первым обнаружил инертные газы?
  8. Английский ученый, открывший водород?
  1. Названия каких химических элементов происходят от названия частей света?

3. Какой элемент был сначала открыт на Солнце, а потом на Земле?

(для учащихся 5 -7 классов)

Цель: Формирование и развитие познавательного интереса учащихся 5 – 7 классов к химии, расширение кругозора школьников, активизация мыслительной деятельности учащихся.

Для этого можно использовать рисунки учащихся, стенгазеты, листовки - все на химическую тематику. На стенах развесить формулы веществ, символы химических элементов.

Подготовка к конкурсу:

  1. Учитель химии вместе с активистами-химиками подбирает жюри.
  2. Организаторы конкурса готовят оформление: плакаты, рисунки, подбирается музыка, химические реактивы и посуда для проведения опытов.

Условия конкурса: Формируются две команды по шесть человек. В каждую команду входит по два человека от класса. Фиксированного времени на ответы нет, однако оно не должно превышать 5 минут. Если по истечению времени команды не будут готовы, вопрос снимается, можно передать его в зал. При оценке ответа будут учитываться скорость и правильность, за каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.

Мой первый слог найдете в сере,

А два других есть в нашем теле,

А в целом я в кольце, в сережках,

Цепочках, вилках, даже в ложках. (серебро)

В первом русском алфавите

Ты найдешь мой первый слог,

А второй – это предлог.

Вместе будет элемент –

Кто найдет меня в момент? (аз-от)

Первый слог из зоопарка,

Два других игра с азартом,

И если вместе ты их взял,

То получится металл.

Это знают даже дети –

Он пластичней всех на свеете. (зо-лото)

И стало вдруг мучительно обидно:

От книги не осталось и следа,

И даже в микроскоп ее не видно. (а-том)

Посреди изделие сладкое на вкус.

По краям прибавлены нота и союз,

Целое же вспомнить вам не мудрено:

В химлаборатории встречается оно. (ре-торт-а)

Командам раздаются листы с химическими шарадами. Задача участников определить, о каком элементе идет речь. Выполненные задания сдаются на проверку жюри. Чтобы зрителям было интереснее шарады можно прочитать, а после разгадать.

Командам раздаются листы с химическими ребусами. Задача участников определить, что в них зашифровано. Выполненные задания сдаются жюри. После этого можно разгадать ребусы со зрителями.

А) вода, Б) ванадий, В) натрий.

  1. После третьего конкурса, ведущий предоставляет слово жюри для оглашения промежуточных результатов.
  1. разговор - ртуть, крик- платина (слово серебро – молчание золото)
  2. гладь металл, пока холодно (куй железо, пока горячо)
  3. пробежал холод, сушь и оловянные трубы (прошел огонь, воду и медные трубы)
  4. не та грязь, что тусклая ( не то золото, что блестит)
  5. звери живут за неметалл ( люди гибнут за металл)

Учащимся будет намного интереснее, если эту задачу инсценировать. Заранее выбрать учеников на роль купца и химика, создать им соответствующий образ. Роль рассказчика может выполнять ведущий. Команды должны будут дать ответы с пояснениями на листиках.

Ребята, я расскажу вам о случае, который произошел с одним уважаемым химиком. Однажды пришел к нему купец, принес с собой банку с каким-то веществом и попросил ученого определить, что это за вещество. Химик открыл банку, понюхал и с удивлением спросил купца, где он взял это вещество. Купец рассказал, что торговал он в далекой заморской стране, а когда возвращался домой, то корабль на котором он плыл попал в шторм. Он случайно задержался на палубе и услышал крик о помощи. Преодолевая ветер, он постарался обнаружить того, кто кричал. Человек висел за бортом, ухватившись одной рукой за металлический поручень. Купец спас этого человека.

Прежде всего он убедился, что это вещество не проводит электрический ток. Потом он взял вещество в руки, обратив внимание на желто – бурые пятна, оставшиеся на бумаге. Через несколько секунд и на пальцах он обнаружил такие же пятна. Вещество источало специфический запах. Затем он решил проверить, как вещество растворяется в воде, и обнаружил, что оно мало растворимо. На столе стояла банка с крахмальным клейстером. Он решил опустить это вещество в клейстер. Содержимое банки окрасилось в темно-синий цвет.

Насыпав вещество в реторту, химик попытался его нагреть. Сразу же появились фиолетовые пары, которые оседали на холодной части пробирки. превращаясь опять в темно-серые кристаллы.

Что же это было за вещество?

Где его можно найти в природе?

Где оно применяется?

Какое значение имеет?

  1. Пока жюри будет подводить итоги конкурсов и итоги игры, ученик – химик демонстрирует занимательные опыты:

А) В химический стакан наливают 30-50 мл воды, добавляют несколько капель раствора йода в йодистом калии и 1-2 мл разбавленной соляной кислоты. Прибавляют примерно 0,5 мл раствора крахмала. Жидкость моментально окрасится в красный цвет (образуется комплексное соединение крахмала с йодом).

Если стакан нагреть, жидкость обесцвечивается (комплексное соединение крахмала с йодом разрушается), а при охлаждении снова окрасится. Этот опыт можно повторять непрерывно.

В) На бумаге раствором фенолфталеина пишут текст. Спирт быстро испаряется и надпись становится совершенно незаметной. При помощи пульверизатора смачивают текст раствором щелочи – появляются малиновые буквы. А если повторить тоже самое, но с раствором кислоты, то текст исчезнет. Повторять можно несколько раз.

Также можно сделать из промокательной бумаги цветы и смочить их растворами разных индикаторов, дать высохнуть, а затем из пульверизатора побрызгать на них раствором щелочи или кислоты- цветы станут разноцветными.

По желанию можно взять и другие занимательные опыты по химии.

9. Ведущий предоставляет слово жюри. Председатель жюри объявляет результаты прошедших конкуров и результаты всей игры. Объявляется команда – победитель.

Награждение победителей будет проходить на закрытии недели химии.

Ведущий благодарит команды за участие и зрителей за поддержк, и приглашает всех на балл химических элементов.

(познавательная лекция для учащихся младших классов)

Цель: развитие познавательного интереса к еще незнакомой науке химии, расширение кругозора учащихся младших классов.

Химия – это наука о веществах и законах, которым подчиняются их превращения. Те, кто создал эту науку, - вначале алхимики, затем врачи и аптекари и, наконец, собственно химики – не щадили сил и здоровья, а порой и жизни в стремлении открыть двери в неизведанное, получить новые вещества и материалы, необходимые людям. Мир химии, вмещает в себя не меньше загадок, чем необъятная вселенная. Кажется, что вещества живут своей особенной жизнью, таинственной и непостижимой.

Какова роль человека в этом мире, как достичь гармонии с окружающей природой – ответ на эти вопросы может дать только наука химия, которую вы будете изучать в старших классах.

В наши дни химия стала мощным оружием цивилизации, она снабжает сырьем практически все отрасли промышленности и сельского хозяйства. С ее помощью создаются лекарства и витамины, которые вам назначает доктор во время болезни; продукты питания, которые отличаются своей дешевизной и большей доступностью; косметические средства: крема, помады, вазелин; синтетические моющие, чистящие и дезинфицирующие средства (порошки, мыла, шампуни, пасты) без всего этого мы не представляем своей повседневной жизни; удобрения и химические средства защиты растений, которые активно используются человеком для получения высоких урожаев; синтетические материалы, которые нужны для изготовления обуви и одежды. Вооруженные знаниями химики создают взрывчатые вещества, топливо для машин и ракет, новые строительные материалы, отличающиеся прочностью и надежностью.

Уголь, нефть, газ и руды - это все химические соединения, которые на химических предприятиях превращаются в металлы, бетон, стекло, керамику, красители и многочисленные органические соединения, в том числе такие, каких в природе не было и не могло быть.

Огромный вклад в развитие и становление науки химии внес Д.И. Менделеев, который создал основу всей химии – периодический закон.

А теперь я покажу вам несколько занимательных опытов.

  1. Аммиачный фонтан . Собираем прибор для получения аммиака. Газ аммиак собираем в круглодонную колбу, после чего ее горлышко опускаем в кристаллизатор, наполненный водой с добавлением фенолфталеина. В результате создается вакуум, вода засасывается в колбу, образуя фонтан.
  1. Обугливание сахарной пудры. 20 гр сахара растереть в ступке. Добавить 3 мл дистиллированной воды и тщательно перемешать стеклянной палочкой. Влить в стакан 10 мл концентрированной серной кислоты, снова перемешать и поставить стеклянную палочку в центре. Через минуту сахар начинает чернеть, вспучиваться и вылезать из стакана.
  1. Взаимодействие металлического натрия с водой в присутствии индикатора фенолфталеина. В стеклянный стаканчик наливают воду и добавляют несколько капель фенолфталеина. При взаимодействии натрия с водой образуется щелочь, которая окрашивает индикатор в малиновый цвет.
  1. Несгораемый платок. Носовой платок незаметно для ребят (заранее)

По желанию можно изменить или добавить демонстрационных опытов.

В конце выступления ведущий предлагает задать слушателям интересующие их вопросы, на которые он отвечает.

Традиционно неделя химии проходит в нашей школе один раз в году, как правило, во время проведения школьных туров химической олимпиады.

  • грамот с химической символикой;
  • химических кроссвордов;
  • поделок, посвященных химии;
  • химических сказок ;
  • стенных газет, которые могут быть тематическими (например, посвященными великим химикам, интересным открытиям) или содержать загадки и удивительные факты.

Следует отметить, что необязательно проводить все эти конкурсы в один год. Я представил перечень возможных мероприятий для проведения недели химии, программа которой не должна быть перенасыщенной.

В проведении недели участвуют все учителя химии и смежных дисциплин. Вместе со старшими школьниками они готовят материалы для проведения конкурсов и викторин.

Информационный стенд о проведении недели химии можно назвать “Что? Где? Когда?”. Далее приводится его форма.

Химические турниры

Турниры проводятся внутри класса. Ученики, разбившись на пары (по жребию или по принципу “кто с кем сидит за одной партой”), соревнуются между собой в правильности и быстроте решения примера или задачи. Победители получают следующую задачу и продолжают соревнование, разделившись на новые пары. Так происходит до тех пор. пока не останется 3-5 игроков, которые разыгрывают полуфинал. Он проводится во внеурочное время в присутствии учащихся всего класса. Участникам предлагается решить по две задачи повышенной сложности за 45 минут. Финал турнира, в котором принимают участие двое наиболее сильных игроков, также проводится после уроков. На решение трех финальных задач выделяется не более 45 минут.

Опыт показывает, что при удачном подборе задач или примеров за 45 минут можно довести игру до полуфинала. Задания для турнира составляются из курса химии данного года обучения с постепенно возрастающей трудностью.

Химические эстафеты

Если турнир выявляет наиболее способных учащихся в определенном классе, то химическая эстафета дает возможность выявить сильнейших химиков из нескольких классов одной параллели.

Химическая эстафета проводится по определенным темам, которые заблаговременно доводятся до сведения учащихся. О дне эстафеты объявляется за одну- две недели до проведения для того, чтобы участники имели возможность подготовиться по заявленным разделам курса химии.

Например, в школе одна параллель состоит из двух классов. Ученики каждого класса комплектуют команду из шести своих лучших химиков. Организаторы эстафеты готовят шесть задач или примеров (по числу учащихся, входящих в команду). Каждое задание пишется на отдельной карточке. Участники разных команд, соревнующиеся на одном этапе, выполняют одинаковые задания. Капитан команды устанавливает очередность выступления ее членов.

Химическая викторина

Химическая викторина — это особый вид игры, цель которой — выявить учащихся, обладающих химическими способностями и умением быстро находить верное решение.

Команды — участники викторины поочередно получают вопросы и выдают ответы. Расчеты, необходимые для решения примеров и задач, желательно производить устно. Поэтому задания викторины должны быть представлены в краткой форме. Не следует предлагать примеры, которые требуют длительных преобразований. В химической викторине могут использоваться теоретические вопросы, вопросы из истории химии, сведения о великих химиках и химических законах. В зависимости от степени трудности вопросов решение их может оцениваться различным количеством баллов. Учащиеся, получившие наибольшее количество баллов, становятся победителями и награждаются призами.

Химические лотереи

Это одна из увлекательных игровых форм. Для ее проведения необходимо подготовить около двухсот задач, ответы на которые представлены целыми положительными числами. Ответы на некоторые задачи должны совпадать с выигрышными номерами тиража. Например, учащийся, взяв из урны карточку с задачей и правильно решив ее, получил ответ “20”. В таблице выигрышей он находит № 20 — блокнот. Этот приз ему тут же вручается.

Как показывает опыт, все участники с большим интересом и азартом решают лотерейные задачи.

Литература для подготовки мероприятий

  1. Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по органической химии и их решения / Пособие для учителей и учащихся.- Тула: “Арктоус”, 1996.-86с.
  2. Ерохин Ю.М., Фролов В.И. Сборник задач и упражнений по химии ( с дидактическим материалом): Учеб. пособие для нехим. спец. техникумов. -М.:Высш.шк., 1988.-240с.
  3. Кушнарёв А.А. Учимся решать задачи по химии: Руководство для самостоятельной подготовки к экзамену.-М.:Школа-Пресс, 1996.-224с.
  4. Магдесиева Н.Н., Кузьменко Н.Е.Учись решать задачи по химии: Кн. Для учащихся.-М.:Просвещение, 1986.-160с.
  5. Свитанько И.В. Нестандартные задачи по химии.- М.: МИРОС, 1993.-83с.
  6. Штремплер Г.И. Химия на досуге: Загадки, игры, ребусы: Кн. Для учащихся.- М.: Просвещение, 1993.-96с.
  7. Увлекательный мир химических превращений: Оригинальные задачи по химии с решениями/ под ред.А.В.Суворова.-СПб: Химия, 1998.-168с.
  8. Проверь свои знания: Энциклопедия. В 10 т./ Сост.Н.Л.Вадченко.-Д.: Сталкер, 1997.-448с.-Т.7.

Химические вечера

Эта форма является наиболее удачной для завершающего мероприятия недели химии.

Химический вечер требует специальной подготовки. Ученики с помощью педагогов готовят театрализованные выступления, посвященные истории развития химии, художественные инсценировки и чтения, а также аттракционы и химические фокусы.

Следует отметить, что кроме названных или описанных выше, существуют и другие формы

мероприятий, которые могут проводиться в ходе предметных недель. Значительный интерес у ребят вызывают переработанные и адаптированные к школьным условиям игры в форме телевизионных программ “Что? Где? Когда?”, “КВН”, “Брейн-ринг”, “Своя игра”, “Бросай-ка”, “Умники и умницы”, “Самый умный”, “Последний герой” и др.

Таким образом, учитывая многообразие форм и видов деятельности (приложение №1) , педагоги методического объединения могут без труда сформировать программу предметной тематической недели с учетом индивидуальных особенностей учащихся того или иного класса или параллели классов, их творческих способностей и возможностей

Человек рождается на свет,
Чтоб творить, дерзать -и не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый след
И решать все трудные задачи…
Человек рождается на свет…
Для чего? Ищите свой ответ!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование современных компьютерных технологий в повседневной практике преподавания химии в средней школы является важным методом активизации познавательной деятельности учащихся. Наиболее доступным для преподавателей является мультимедийный проектор, так как большинство школ имеют его в пользовании. Кроме того, постоянно обновляется арсенал электронных учебных пособий различной направленности: учебники, виртуальные лаборатории, репетиторы и т.д. Это даёт возможность преподавателям использовать мультимедийный проектор на разных этапах урока

Тема: Внеклассные мероприятия для проведения Недели химии в средней школе

Использование современных компьютерных технологий в повседневной практике преподавания химии в средней школы является важным методом активизации познавательной деятельности учащихся. Наиболее доступным для преподавателей является мультимедийный проектор, так как большинство школ имеют его в пользовании. Кроме того, постоянно обновляется арсенал электронных учебных пособий различной направленности: учебники, виртуальные лаборатории, репетиторы и т.д. Это даёт возможность преподавателям использовать мультимедийный проектор на разных этапах урока: проверка и актуализация опорных знаний, изложение нового материала, закрепление, лабораторные опыты и практические работы.

Новые возможности предоставляет использование проекторов во внеклассной работе по химии. В частности, с его помощью можно предлагать кроссворды, тесты, шарады, фрагменты химических опытов широкой аудитории учащихся.

По нашему мнению, использование мультимедийных проекторов и электронных учебных пособий при изучении химии в средней школе позволяет решать следующие задачи:

активизация познавательной активности учащихся

развитие интереса к предмету

экономия времени на уроке

возможность демонстрации большого количества лабораторных опытов, в том числе и с ядовитыми веществами

ХИМИЧЕСКИЙ ПОЕДИНОК ДЛЯ ВОСЬМИКЛАССНИКОВ

Цели: 1. Повысить интерес учащихся к химии

2. Расширить знания учащихся, развить их кругозор

3. Показать возможности практического использования химических знаний и навыков

Оборудование:, мультимедийный проектор, слайдовая презентация

Подготовка вечера.

Формируются 2-4 команды по 6 человек из учащихся 8 классов. Команда придумывает название, девиз, эмблему, выбирает капитана, а также готовит кроссворд из десяти слов для команды – соперника.

Жюри формируется из учащихся 11 класса.

Мы открываем сегодня неделю химии поединком между восьмыми классами. Ребята, которые только в этом году начали постигать тайны химической науки, успели многое узнать и многому научиться. Сегодня они покажут свои знания и умения. Давайте их поддержим и поприветствуем.

Представление команд и жюри. На экране проектора – эпиграф.

Первый бой. Разминка.

Наши восьмиклассники уже неплохо владеют химическим языком. Как в любом языке в нём есть свои буквы – химические элементы. Сейчас мы выясним, кто из них знает больше названий химических элементов. Команды по очереди будут называть химические элементы. Та команда, которая назовет больше – и будет победительницей. Цена победы – 5 баллов.

Второй бой. Самый-самый.

Всегда и везде находится самый-самый. В химии таких самых-самых тоже немало. Командам предлагаем вспомнить их и назвать. За правильный ответ – 1 балл.

Самый распространённый элемент в земной коре. (Кислород)

Самый жидкий металл. (Ртуть)

Самый лёгкий газ. (Водород)

Самая поваренная соль. (Хлорид натрия)

Самые ленивые газы. (Инертные газы)

Самая гремучая смесь. (1/2 части водорода с 1 частью кислорода)

Самое распространённое вещество на Земле. (Вода)

Самый крылатый металл (Алюминий)

Самые активные металлы (Щелочные)

Игра со зрителями. Кислотный дождь.

Наши участники уже познакомились с названием, составом и свойствами кислот. Мы предлагаем зрителям отгадать названия кислот, зашифрованные в женских именах. (на экран мультимедийного проектора выводятся зашифрованные названия кислот: Ф. ая, .Зо. я, ..Р.ая, .Оля. ..Е. ва.).

(Ответы: фосфорная, азотная, серная, соляная, кремниевая)

Третий бой. Химические загадки.

Этот бой потребует от участников команд внимания, смекалки и, конечно же, знаний. Вам необходимо разгадать химические загадки. Первой отвечает команда, у которой сейчас больше баллов. А за правильную отгадку – 3 балла.

Хоть и едкой называют,

Но меня не презирают.

Цвет индикатора меняю,

А в кислоте я исчезаю.

В воде я слабо растворяюсь,

При нагревании – возгоняюсь.

Быстро ранку прижигаю

И микробов убиваю.

От щёлочи я жёлт, как в лихорадке,

Краснею от кислот, как от стыда,

А в воду я кидаюсь без оглядки:

Вот тут уж не заест меня среда!

Была обменною монетой,

Причиной войн была не раз.

И всё же, несмотря на это,

Её не ценим мы сейчас.

Поваренная соль

Четвёртый бой. Суперкроссворд.

Команды не только готовились к сегодняшнему поединку, но и выполняли домашнее задание: составляли небольшой химический кроссворд для своих соперников. Я предлагаю командам обменяться кроссвордами и решить их в течение 5 минут. А пока команды работают, зрителям предлагаем тоже пошевелить мозговыми извилинами. Для вас – кроссворд (на экран мультимедийного проектора выводится кроссворд для зрителей)

Пятый бой. Пантомимки.

Наши игроки, похоже, засиделись. Пора дать им возможность немного размяться. Каждая команда получает задание – изобразить жестами и мимикой один из признаков химической реакции, а их соперники должны его отгадать. Пока участники готовятся, зрителям предлагаем вспомнить, какие признаки химической реакции они знают.

Шестой бой. Химический ералаш.

И напоследок: много – много вопросов и заданий, которые и решат исход поединка. Команды отвечают по принципу “кто быстрее”. За правильный ответ – 1 балл.

Каких элементов больше: металлов или неметаллов? (Металлов)

А сколько всего неметаллов? (22)

Почему чай называют домашним индикатором? (Меняет цвет в кислой среде)

Что такое “чистая вода”? (Дистиллированная)

Найдите ошибку в высказывании: “По составу минеральных солей мёд почти идентичен крови человека. Мёд содержит 450 элементов, из которых половина содержится только в мёде” (Известно всего 113 элементов)

Какова формула ржавчины?

Сколько литров воды нужно взять, чтобы приготовить 1 литр 10%-ного раствора гидроксида алюминия? (Это нерастворимое основание)

Юный химик Вася, забравшись в заброшенную лабораторию, нашёл запаянную пробирку из тёмного стекла. Открыв её он обнаружил в ней жидкость с металлическим блеском. Что это за жидкость и что с ней дальше делать Васе? (Ртуть; срочно закрыть банку и вызвать спасателей МЧС)

В 1676 году Роберт Бойль провел следующий опыт: он взвесил запаянную колбу с порошком металла, нагрел её, потом охладил до исходной температуры, вскрыл и взвесил снова. На основании этого опыта он сделал вывод, что при нагревании масса металла увеличивается.

В 1756 году М.В. Ломоносов повторил этот опыт с некоторыми изменениями и сделал вывод, что Бойль совершил ошибку.

Какую ошибку совершил Бойль? (Вскрыл реторту до взвешивания)

Как Ломоносов изменил опыт Бойля? (Взвесил реторту, не вскрывая)

Какой закон сформулировал Ломоносов на основании этого опыта? (закон сохранения масс)

В сутки человек вдыхает приблизительно 25 кг воздуха. Автомобильный двигатель на каждые 100 км пути расходует 1825 кг кислорода. Сколько времени может дышать этим кислородом человек? (В воздухе 1/5 часть кислорода, значит в сутки человек потребляет 25:5=5 кг кислорода. Тогда 1825:5=365 суток)

Подведение итогов.

Награждаются победители среди команд – участников и зрителей.

ХИМИЧЕСКИЙ ТУРНИР ДЛЯ ДЕВЯТИКЛАССНИКОВ

Цели: 1. Повысить интерес учащихся к химии

2. Расширить знания учащихся, развить их кругозор

3. Показать возможности практического использования химических знаний и навыков

4. Продолжить формирование умений и навыков учащихся при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием

Оборудование: набор реактивов и посуды для проведения экспериментального тура, мультимедийный проектор, слайдовая презентация

Подготовка вечера.

1. Формируются 2-4 команды по 6 человек из учащихся 9 классов. Команда придумывает название, девиз, эмблему, выбирает капитана, а также готовит по 3 вопроса для команды – соперника.

Жюри формируется из учащихся 11 класса.

Неделя химии продолжается и сегодня встречаются команды девятых классов. Это уже достаточно опытные команды, закалённые в боях и сражениях. И пусть сегодня победит сильнейший!

Представление команд и жюри. На экране проектора – эпиграф.

В качестве эпиграфа нашего турнира мы выбрали слова Дени Дидро: “Если бы человечеству пришлось избрать из всех наук только три, то следовало бы предпочесть всем другим наукам механику, естественную историю и химию”.

Первый тур. Разминка.

Для разминки командам предлагается решить химические загадки. За правильный ответ – 3 балла.

Открыт он в виде массы,

Похожей так на воск.

И в темноте светился,

Как свет далеких звёзд.

Лучи преломляю, сверкаю, горю,

И твёрдые камни успешно сверлю.

Но стоит сильней мне в огне накалиться,

И в газ я бесцветный могу превратиться.

В “Одиссее” у Гомера есть история одна,

Интересна нам она:

“Игры прошли успешно.

Героя Ахиллес наградил щедро.

Куски двух металлов вручил”

А ты узнал, какой металл

Дороже злата, серебра ценился в древние века?

Надёжный щит я образую

Для мягких тел в морской воде,

В различных видах существую,

Состав же мой един везде.

Карбонат кальция

Второй тур. Кроссворды.

Девятиклассники хорошо умеют не только решать, но и составлять кроссворды. Сейчас им предстоит составить кроссворды, используя опорные слова: кремний и углерод.

Игра со зрителями.

Чтобы зрители не скучали – для них тоже есть кроссворд. За правильный ответ получите жетон. Самый активный зритель в конце нашего турнира тоже получит приз. (на экран мультимедийного проектора выводится кроссворд)

Третий тур. Обмен любезностями.

Домашнее задание для наших команд было такое: придумать по три вопроса своим соперникам. Жюри будет оценивать не только ответы, но и вопросы.

Четвёртый тур. Экспериментальный.

Хорошо известно, что химия – наука экспериментальная: очень важно уметь применять теоретические знания на практике и уметь объяснять с теоретической точки зрения явления, встречающиеся в жизни. М.В. Ломоносову принадлежат слова: “Химик требуется не такой, который лишь из одного чтения книг науку понял, но который собственным искусством в ней прилежно упражнялся”. К сожалению, не всегда мы можем найти необходимые реактивы и оборудование для “прилежных упражнений”. Но нашим участникам сегодня не понадобятся ни кислота, ни спиртовка: только органы чувств и знания по химии. Каждая команда получает набор из пяти веществ. Необходимо по внешнему виду и запаху определить каждое вещество, дать ему химическое название и определить химическую формулу.

раствор перманганата калия

Пятый тур. Найди ошибку.

Нередко писатели, малознакомые с химией, совершают в своих произведениях нелепые ошибки. Прослушайте одно из таких произведений, постарайтесь найти и запомнить все “химические” ошибки. Отвечать будете по очереди. За каждую найденную ошибку – 1 балл. Зрители, будьте внимательны, у вас тоже есть шанс! (на экран мультимедийного проектора выводится текст)

Это случилось в том же году, когда французский химик Ричард Пристли создал свою знаменитую Периодическую систему химических знаков.

В кабинете химии нашей школы случился пожар: загорелся оксид кальция, который нерадивые ученики 9 “Хи” класса смешали с гидрохлоридом алюминия. Следом начал тлеть бензин, который использовали в горелках. Началась паника. К счастью неподалёку проходил директор школы. Он схватил ведро с водой и загасил пылающий бензин. Школа была спасена, но уроки пришлось отменить из-за безудержного веселья, охватившего учеников, учителей и техперсонал школы. Дело в том, что при горении бензина образовался углекислый газ, который иногда называют ещё “веселящим” за способность развеселить даже мёртвого. Долго ещё в кабинете химии стоял удушливый запах угарного газа, напоминая о важности соблюдения правил ТБ и пользе химических знаний.

10) угарный газ не имеет запаха.)

Шестой тур. Химический марафон.

Название какого химического элемента переводится с латыни как “безжизненный” и почему он так называется? (Азот)

О каком законе было сказано: “Будущее не грозит ему разрушением, а только надстройки и развитие обещает”? Кому эти слова принадлежат? (Периодический закон, Менделееву)

В лаборатории в химическом стакане на пламени горелки нагревается вода. Как можно повысить температуру кипения воды? (Добавить хлорид натрия)

В 1824 году Джон Аспад получил это соединение, обжигая смесь песка и глины, не подозревая, что им скрепляли ещё стены Колизея. (Цемент)

Банка, почти доверху заполненная концентрированной серной кислотой, была оставлена открытой. Через несколько дней жидкость стала переливаться через край банки. Почему? (Гигроскопические свойства)

Что такое “оловянная чума” и в чём её причина? (Аллотропия олова)

Однажды древнегреческие купцы, вёзшие на корабле груз соды, пристали к песчаному берегу реки и, не найдя камней, подложили под котлы для варки пищи глыбы соли. Так, согласно легенде, впервые было получено. (Стекло)

Что такое “сухой лёд”? (Твёрдый углекислый газ)

Почему некоторые периоды истории называют “железным” и “бронзовым” веками?

Для чего в медицине используют активированный уголь? На каком явлении основано его применение? (При отравлениях, адсорбция)

Читайте также: