Проект по патриотическому воспитанию в школе на получение гранта

Обновлено: 08.07.2024

В.В.Путин .

Развитие российского государства и общества, модернизация общего образования и введение федеральных государственных стандартов второго поколения ставят новые задачи в области воспитания молодого поколения.

Патриотическое воспитание - это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность школы, общественных объединений и организаций по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества.

Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - недостаточное развитие патриотизма в воспитании подрастающего поколения. Эта проблема особенно остро стоит в воспитании ДЕТЕЙ с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях традиций (в силу определённых причин: большинство из них ранее не посещали других образовательных учреждений, имели ограничения в коммуникативной сфере и т.п.).

Для детей с ОВЗ контакты с окружающим миром ограничены, поэтому процесс их социальной реабилитации затруднён. При этом данный процесс существенным образом зависит от тех норм, которые приняты в социальном окружении ребёнка, от предъявляемых этим окружением к нему требований. Именно эти нормы и требования обеспечивают формирование его личности.

Актуальность создания проекта

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления, проект, который направлен на сохранение преемственности поколений и формирование патриотизма, считается особенно актуальным.

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс сложный и длительный. Любовь к родной стране, родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства нельзя вдохновить людей на высокие дела. Эти качества должны воспитываться с раннего детства.

Эффективное внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование гражданской идентичности, создание условий для проявления детьми и молодежью качеств гражданина, воспитание патриотического сознания, чувства верности своей большой и малой Родине, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.

В настоящее время отсутствие или недостаточное развитие патриотизма стало глобальным вопросом в воспитании подрастающего поколения. Именно поэтому актуально становится разработка и реализация проекта по патриотическому воспитанию детей с ОВЗ.

Воспитание современного ребенка и его познавательных способностей - приоритетная, наиглавнейшая задача педагогики, особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности - патриоты своей Родины.

Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми ОВЗ.

Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты

Стратегическая цель: создание благоприятных условий и возможностей для совершенствования системы патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ и формирование социально-активной личности гражданина - патриота, готового к защите Родины и выполнению конституционных обязанностей, обладающей основами знаний по начальной военной подготовке

1. Формировать систему нравственно-патриотического воспитания детей с ОВЗ через приобщение их к историческому, культурному, природному наследию России.

2. Развивать военно-патриотического воспитания обучающихся, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации;

4. Создавать условия для спортивно-патриотической работы;

6. Развивать волонтерское движение, являющееся эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания обучающихся.

7. Привлекать обучающихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных и духовно-нравственных ценностей своей большой и малой Родины, накопленных поколениями

Ожидаемые результаты

Сформированность у учащихся патриотического сознания, чувств национальной гордости

Сформированность активной жизненной позиции воспитанника, способность делать правильный нравственный, социальный выбор

Сформированность гражданско-правовой компетентности школьника, способствующей снижению уровня правонарушений обучающихся

Создание банка инновационных форм работы по патриотическому воспитанию

Совместная деятельность участников образовательного процесса в мероприятиях по военно-патриотическому воспитанию

Создание интернет сайта для распространения опыта.

Создание условий для творческой самореализации педагога.

Открытость и преемственность программы по военно-патриотическому воспитанию для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.

Создание комнаты юнармейца

Создание школьной газеты юнармейского движения

Вступление в ряды Юнармии 75 % всех учащихся ГКОУ для детей-сирот г.о. Чапаевск.

Аннотация проекта

Проект разработан для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств детей через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства, привлечение педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.

Все мероприятия апробированы и внедрены в практику образовательного учреждения.

В основу данного проекта положены следующие принципы:

• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей с ОВЗ;

• принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности;

• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает:

— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

_____________________________________________________________________________________________________________

Резюме проекта

Ввиду отсутствия накладных расходов, малого износа оборудования предлагаемый проект можно считать долговременным после его финансирования.

Участники проекта

Учащиеся (воспитанники) образовательных учреждений, вовлеченные в юнармейское движение – 132 участника.

ВСЕГО: 152 участников.

. Организация – инициатор проекта

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Сахалинской области г. Южно-Сахалинск, БИК: 046401001

л / с 20907001061

ИНН: 6510902744, КПП: 651001001

ОКАТО: 64208000000, ОКПО: 39620339, ОГРН: 1026500547754

Коды видов деятельности по ОКВЭД 85.41

Юридический/фактический адрес: г. Анива, ул. Калинина, 52

Руководитель: Кузьмина Марина Евгеньевна.

В январе 1965 года у юных анивчан появился Дом пионеров и школьников, о котором они давно мечтали. Новое учреждение разместилось в бывшем здании детского сада № 2 на улице Ленина. Под руководством коллектива закладывалась главная традиция Дома пионеров – стимулирование и активное развитие детского творчества, талантов. Кружки вели опытные педагоги, музыканты, специалисты радио и фотодела, спортсмены.

Шестидесятые годы – годы запусков первых искусственных спутников и космических кораблей – послужили огромным стимулом для развития авиамодельных и других кружков технического творчества.

Учреждение вело большую методическую деятельность. Здесь обучали вожатых, организаторов внеклассной и внешкольной работы, пионерские и комсомольские активы.

1975 год. Дом пионеров отпраздновал своё десятилетие. Более ста мальчишек и девчонок приняли участие в отчётном концерте, на который были приглашены общественность района, родители, учащиеся.

1978 год. Директором учреждения стала Валентина Григорьевна Смирнова. В это время Дом пионеров и школьников уже имел статус серьёзного внешкольного учреждения, завоевавшего большой авторитет среди образовательных учреждений района и города.

В результате случившегося пожара полностью сгорело здание Дома пионеров. В течение трёх последующих лет Дом пионеров менял своё место расположения дважды. Сразу после стихии пришлось переместиться в старое здание бывшей парикмахерской, а ещё через год – в районный Дом культуры, где детскому учреждению была выделена комната.

1981 год. Снова случился пожар, который полностью уничтожил здание районного Дома культуры. И вновь найдено новое помещение на спасательной станции, возобновляются занятия.

1995 год. В Доме детского творчества состоялся большой праздник, посвященный его тридцатилетию.

2002 год. Анивский Дом детского творчества – призер областного конкурса проектов в сфере отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи.

2008 год. ДДТ - победитель областного конкурса учреждений дополнительного образования, лауреат Дальневосточного федерального этапа третьего Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования детей, посвященного 90-летию государственной системы дополнительного образования. Пройдена государственная аттестация и аккредитация на статус образовательного учреждения высшей категории.

2011 год. Благодарственное письмо Министерства образования Сахалинской области за высокий методический уровень в проведении областного семинара руководителей учреждений дополнительного образования детей Сахалинской области.

Образовательный процесс Дома детского творчества обеспечивают Кадровый состав: 31 сотрудник

Организовано взаимодействие с командованием 68 Армейского Корпуса по вопросам обмена и сбора информации о жизнедеятельности местного отделения. С января 2017 года действует соглашение о сотрудничестве с общевойсковым подразделением 68 Армейского Корпуса в интересах совершенствования военно – патриотического воспитания и военно – шефской работы.

Организована работа по привлечению детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников ГКОУ Троицкий детский дом, социально – реабилитационного центра Анивского городского округа в совместные мероприятия, проводимые местным отделением.

Ребята стали разработчиками и организаторами мероприятий, проведенных впервые в истории района и Сахалинской области, таких как:

Всего проведено более 30 публичных, областных и муниципальных мероприятий.

. Руководитель проекта:

Описание и обоснование проекта

Для организации качественного учебного процесса необходимо создать учебно - материальную базу.

Задачами, направленными на достижение поставленной цели, являются:

1 Обучающая.

Обучить обучающихся основам медицинской подготовки и оказанию первой доврачебной помощи:

научить каждого обучающегося своевременно и правильно оказывать первую медицинскую помощь (ПМП);

подготовить обучающихся к практической работе по оказанию первой помощи в условиях автономного существования, возникновения очагов поражения, стихийных бедствий, крупных производственных аварий и в боевых условиях;

дать представление о физиологии человеческого организма.

2 Воспитывающая.

Воспитывать любовь к военно-прикладным видам спорта;

Сформировать у обучающихся уверенность в действиях в экстремальных ситуациях.

3 Развивающая.

Развивать у обучающихся внимание, усидчивость, выдержку, память, навыки соблюдения правил безопасности в экстремальных ситуациях.

3.2 Для положительной динамики решения поставленных задач необходимо проведение практических занятий. Занятия по медицинской подготовке, как правило, проводятся в учебных классах и на учебных площадках, оснащенных наглядными пособиями, тренажерами, муляжами и т.п. с использованием кино - и видеоматериалов, слайдов, фотографий и других подобных материалов, а также табельных и подручных средств для оказания первой медицинской помощи.

На практическое выполнение приемов отводится не менее 70% учебного времени. Навыки в проведении приемов сердечно - легочной реанимации и использовании шприц-тюбика отрабатываются на манекенах и тренажерах. Занятия должны обеспечиваться учебным имуществом не менее чем на 50% обучаемых.

3.4 Ввиду отсутствия накладных расходов, малого износа оборудования предлагаемый проект можно считать долговременным после его финансирования.

- Выработка у обучающихся неоспоримого понятия о здоровом образе жизни.

- Осознание обучающимися перманентности факторов опасностей в процессе жизнедеятельности и в повседневной жизни, получение знаний, умений и навыков предвидения, распознания и своевременной оценки их опасного, негативного воздействия.

- Освоение учащимися правил и принципов безопасного поведения и деятельности в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

- Овладение военно-прикладными умениями и навыками.

- Развитие и усовершенствование навыков участия в соревнованиях по военно-прикладных видам спорта.

- Формирование интереса к регулярным занятиям военно-прикладными видами спорта.

- Овладение двигательными умениями и навыками, улучшение физической подготовки, повышение культурного уровня.

4.Ключевые слова: долг, Отечество, честь, патриотизм, нравственность.

6.Актуальность проблемы:

Актуальность проблемы воспитания патриотизма и нравственности в современном обществе определяется следующими основными причинами:

•расширением неблагоприятной среды социального пространства, оказывающей негативное воздействие на сознание и чувства молодежи;

•появлением новых социокультурных и экономических реалий, вытекающих из процесса развития рыночной экономики,

•рассогласованием деятельности основных социальных институтов, механизма социализации поколений, что связано с изменением и утратой системы традиционных ценностей, преемственности поколений и обострением социальных противоречий в обществе,

•переоценкой роли образования и явная недооценкойвоспитания;

•внедрением чуждых российскому менталитету ценностей, вытесняющих традиции России.

Вышеуказанные факторы оказали негативное влияние на общественное

сознание некоторых возрастных групп населения города, страны, тем самым принизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизмаи нравственности.

Объективные и субъективные процессы существенно стали вносить изменения. К сожалению, в общественном сознании получило

широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм,

немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству,

Новые идеологические установки приводят к изменению современной школы.

Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического и

нравственного сознания учащихся. Развивающемуся обществу нужны не только современно образованные, предприимчивые люди, которые

самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, способные защищать её, ценить ее нравственные достижения.

7. Цели и задачи проекта:

Цели:

- воспитание гражданственности, патриотизма, нравственности;

- привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений;

- увековечение подвига многонационального народа в Великой Отечественной войне;

- противодействие фальсификации событий Великой Отечественной войны;

- повышение интереса к истории Родины, истории своей семьи.

Задачи:

- воспитание чувства гордости за Отечество, свой народ, свою семью;

- формирование новой для ребенка роли – члена общества, приобретение опыта гражданской деятельности;

- формирование у подрастающего поколения чувства верности Родине, ответственности за судьбу страны, готовности к служению Отечеству и его защите, выполнению гражданского долга; приобщение к историческим, культурным и нравственным ценностям, традициям своего народа;

- развитие национального самосознания и гражданской позиции в условиях образовательного процесса, внеклассной и досуговой деятельности обучающихся;

– формирование взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, мотивации поведения через увлекательные для обучающихся формы активности, социально одобряемую и результативную деятельность на благо Родины;

- вовлечение школьников, родителей в подготовку мероприятий, приуроченных к важным событиям страны;

- консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения;

- укрепление общих интересов в семье путем привлечения детей и взрослых к проведению совместных мероприятий патриотической направленности;

- формирование внимания, уважения, почтения к ветеранам, чувства толерантности;

- развитие творческих, интеллектуальных способностей, коммуникативной культуры обучающихся, умения работать в коллективе;

- повышение мотивации к учению, познавательной активности, способности самореализации учащихся;

- дополнение, расширение знаний учащихся по истории; ознакомление участников проекта с основными событиями, героями Великой Отечественной войны, вкладом России в победу над фашизмом;

- апробация форм и методов, способствующих развитию творческого потенциала личности в контексте гражданско-патриотического воспитания, интеграции общего и дополнительного образования, социального партнерства и сетевого взаимодействия;

- формирование гражданско-патриотической позиции учащихся через систему традиционных дел.

8.Ожидаемые результаты проекта:

-увеличится процент поступления выпускников в учебные заведения, связанные с военной службой, органах внутренних дел и МЧС,

-увеличится процент выпускников, желающих служить в вооруженных силах РФ,

- осознание обучающимися того, что настоящий гражданин любит свою Родину, изучает, сохраняет и приумножает ее историко-культурное, духовное наследие, верен гражданскому долгу, гордится Родиной, готов защищать свое Отечество;

- формирование чувства гордости у подрастающего поколения за свою Родину, за ее национальную культуру, героическое прошлое;

- повышение степени готовности обучающихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга, ответственности за будущее своей страны;

- формирование активной жизненной позиции в борьбе за сохранение мира на Земле;

9.Ожидаемые эффекты проекта:

10. Критерии и показателиоценки результативностии эффективности проекта.

- объединение усилий педагогического сообщества в решении проблем патриотического и нравственного воспитания в условиях социального партнерства и сетевого взаимодействия;

- апробация новых форм и методов деятельности патриотического и нравственного воспитания школьников;

- внедрение современных механизмов реализации целевых программ и проектов в данной сфере;

- публикация материалов школы по указанной проблематике в СМИ, Интернет –сообществах, сайтах школы и с\поселения;

- повышение качества знаний, гражданской, нравственной, правовой культуры;

- разработка методического материала для проведения уроков, конференций, круглых столов, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и внедрения социальных проектов;

- повышение социальной активности и уровня социализации и самореализации школьников;

- развитие школьного самоуправления;

- повышение уровня воспитанности обучающихся;

- вовлечение всех участников образовательного процесса в реализацию данного проекта.

Количественные параметры:

1. Отсутствия детей с девиантным поведением.

2. Повышения массовости и активности обучающихся в конкурсах по патриотической и нравственной тематике.

11.Описание основныхмероприятий проекта по этапам

I -й этап: проектный – (январь 2018 г. )

Цель: проектирование модели проекта, создание условий для его реализации.

Основное содержание деятельности:

- изучить нормативную базу по патриотическому воспитанию;

- ознакомиться с практикой проектирования проектов по патриотическому воспитанию образовательных учреждений района,области, страны;

- спроектировать модель проекта;

- проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта;

- подобрать диагностические методики изучения эффективности деятельности по основным направлениям проекта.

- разработать, обсудить и утвердить проект на педагогическом совете школы, на Совете старшеклассников– органе ученического самоуправления, на Управляющем совете – органе самоуправления школы.

II -й этап: практический – (февраль2018 г.- июнь 2020годы.)

Цель: реализация проекта

Основное содержание деятельности:

- отработать содержание деятельности, опробовать наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия;

- расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, Советом ветеранов;

- вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;

- принимать участие в региональных, городских, районных конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию;

- проводить мониторинг реализации программы.

Мероприятия проекта:

1. Проведение конкурсов среди учащихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение по гражданской и патриотической тематике.

5. Проведение спортивных праздников и соревнований, спартакиад.

6. Классные часы, беседы, лекции, утренники.

7. Уроки мужества.

11. -Конкурс военно-строевой песни.

12. Классные часы и беседы

–над участниками и ветеранами ВОВ,

14. Организация показа и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-патриотические темы

15. Проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами локальных войн

16. Освещение опыта работы по военно-патриотическому воспитанию в школьных и местных СМИ

17. Обмен опытом с образовательными учреждениями, работающими по проблеме патриотического воспитания школьников

18. Организация походов по родному краю, по боевым и историческим местам.

19. Посещение музееви выставок.

20. Участие в постоянно действующих областных, районных конкурсах, реализующих программы патриотического воспитания школьников.

21. Проведение акций:

III -й этап: аналитический – (июль-август 2020 учебный год.)

Цель: анализ итогов реализации проекта.

Основное содержание программы:

- подготовить аналитические материалы по реализации проекта на основе анализа и оценки результатов работы школы, выпустить методическое пособие по данной проблеме;

-создать банк мероприятий

- провести коррекцию затруднений в реализации проекта

12. Календарный план реализации проекта.

Этап проекта

Мероприятие

Сроки или период

Ожидаемые результаты

I -й этап: проектный

- изучить нормативную базу по патриотическому воспитанию;

- ознакомиться с практикой проектирования проектов по патриотическому воспитанию образовательных учреждений района, области, страны;

- спроектировать модель проекта;

- проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта;

- подобрать диагностические методики изучения эффективности деятельности по основным направлениям проекта.

- разработать, обсудить и утвердить проект на педагогическом совете школы, на Совете старшеклассников– органе ученического самоуправления, на Управляющем совете – органе самоуправления школы.

проектирование модели проекта, создание условий для егореализации.

II -й этап: практический

- отработать содержание деятельности, опробовать наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия;

- расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, Советом ветеранов;

- вовлекать в систему гражданско-патриотическогои нравственного воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;

- принимать участие в региональных, городских, районных конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию;

- проводить мониторинг реализации программы.

1.Проведение конкурсов среди учащихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение по гражданской и патриотической тематике.

5.Проведение спортивных праздников и соревнований, спартакиад.

6.Классные часы, беседы, лекции, утренники.

11.Конкурс строевой песни.

12.Классные часы и беседы

–над участниками и ветеранами ВОВ,

14.Организация показа и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-патриотические темы

15.Проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами локальных войн

16.Освещение опыта работы по патриотическому воспитанию в школьных и местных СМИ

17.Обмен опытом с образовательными учреждениями, работающими по проблеме патриотического воспитания школьников

18.Организация походов по родному краю, по боевым и историческим местам.

19.Посещение музеев и выставок.

20.Участие в постоянно действующих областных, районных конкурсах, реализующих программы патриотического воспитания школьников.

( февраль 2018 г. - июнь 2020годы.)

III -й этап: аналитический

- подготовить аналитические материалы по реализации проекта на основе анализа и оценки результатов работы школы, выпустить методическое пособие по данной проблеме;

-создать банк мероприятий

- провести коррекцию затруднений в реализации проекта.

– (июль-сентябрь 2020 учебный год.)

анализ итогов реализации проекта.

13. Ресурсное обеспечение проекта:

13.1. Кадровое обеспечение проекта.

Должность ,образование, ученая степень.

(международных, федеральных, региональных, муниципальных школьных),выполняемых при участии специалиста в течении последние 3-х лет


Фото: Вадим Савицкий / Пресс-служба Минобороны РФ

Более 73 миллиардов выделило государство за пять лет на патриотическое воспитание молодежи. С одной стороны — цель благая, но с другой, тематика дорогостоящих мероприятий зачастую вызывает сомнения, а огромные деньги расходуют, по мнению экспертов, не только неэффективно, но и с нарушениями. Как потратилась казна на формирование одного из самых естественных чувств человека — любви к родине, подсчитали журналисты.

Патриотические аппетиты

За последние пять лет на патриотическое воспитание молодежи из казны ушло свыше 73 млрд рублей. Это ровно в 2,5 раза больше, чем, к примеру, на обеспечение жильем детей-сирот, подсчитала “Новая газета”.

С каждым годом эти расходы растут: так, в 2016 году бюджет федеральных программ по данной тематике составлял 280 млн рублей, а в 2020 — уже 11,3 млрд, то есть в 40 раз больше.

При этом значительная часть средств досталась Росмолодежи. Бюджет этого федерального агентства также неуклонно растет: с 2 млрд в 2016 году до 18 млрд в 2021. Организация активно занимается патриотическими программами, но реализация одной из них обернулась скандалом.

Речь идет о лагере “Машук”, который начали строить на одноименной горе в Пятигорске. Как писала “Новая”, проект стоимостью почти 2 млрд рублей, по задумке призванный привить молодому поколению любовь к родине, оказался опасным для природных богатств нашей страны — строительство может нарушить систему Кавказских минеральных вод.

Школьный советник

По инициативе Минпросвещения в следующем учебном году в школах, где и преподавателей зачастую не хватает, появятся советники по воспитанию. Чем конкретно они будут заниматься, пока непонятно: программы для советников еще разрабатывают.

А после недавних акций в поддержку Алексея Навального министерство выступило с новой инициативой — теперь ежемесячно будут проводиться всероссийские родительские собрания.

Патриотизм по-крупному

Между тем, в указанные выше федеральные программы не вошла одна из самых затратных статей для казны — создание масштабных объектов. Самым дорогим из них стал подмосковный парк “Патриот”. На его строительство и последующую эксплуатацию с 2015 года было потрачено более 30 млрд рублей.

Еще в 5 млрд рублей обошлась государству сеть мультимедийных выставочных комплексов “Россия — моя история”, инициатором создания которых выступил духовник Владимира Путина митрополит Тихон Шевкунов. Флагманская выставка находится в огромном павильоне на ВДНХ в Москве, ее аналоги уже есть в 23 российских городах.

И там не обошлось без скандалов. Так, в Махачкале в 2017 году прокуратура признала незаконной передачу земель под тематический парк, а в 2018 было возбуждено уголовное дело о хищении выделенных на него 38 млн рублей. А в Якутии подрядчик пытается через суд оспорить сделку по продаже здания комплексу “Россия — моя история”.

Еще одной идеей, которая уже начала реализовываться, стали учебные центры “Авангард”. Первый построен опять таки в подмосковной Кубинке. На базе этих центров планируется проводить военные сборы для школьников. На игры в “войнушку” уже заложено 2,7 млрд рублей из бюджета.

Патриотам от президента

Еще одна возможность освоить бюджетные рубли на патриотическом воспитании — президентские гранты. Как подсчитали журналисты, большую часть из 5 млрд, выделенных некоммерческим организациям с 2017 года, пошло на проекты, посвященные героическим страницам российской истории, прежде всего, Великой Отечественной войне.

Президентский грант был выделен на световое шоу, посвященное победе советских войск над японской армией и окончанию Второй мировой войны. Оно прошло в 7 городах России 3 сентября прошлого года. Правда, зрители, по данным “Открытых медиа”, были разочарованы: вместо заявленной трехчасовой программы им показали повторяющийся шестиминутный ролик, сюжет которого был практически идентичным на всех площадках.

Куда ушли 69,8 млн рублей — непонятно. Как выяснили журналисты, годом ранее очень похожее мероприятие прошло в Праге, и оно обошлось в 1,9 млн чешских крон — около 6,7 млн рублей.

Патриоты по рублю

Выделяются деньги на патриотическое воспитание и из региональных бюджетов, по подсчетам “Новой газеты”, суммарно это примерно 2,2 млрд рублей в год. Правда, расходуются средства по-разному.

Так, лидером стал дотационный Севастополь, в котором, если верить референдуму 2014 года, патриотами России являются практически все. Там выделяется около 1 тыс. рублей в расчете на одного молодого человека (до 30 лет). Аутсайдерами оказались национальные республики, а также Ставропольский край и Саратовская область. Там на воспитание одного патриота ежегодно уходит от 70 копеек до 1,5 рублей.

Деньги на ветер

Читайте также: