Проект народное искусство и культурное наследие в доу средняя группа

Обновлено: 07.07.2024

Продолжительность проекта: 4 недели
Тип проекта: Познавательно-творческий проект.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Возраст детей : 4-5 лет.
Проблема: В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной культуре и ее традициям, а также к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. И если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полного ознакомления с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Актуальность: Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно поэтому надо уделят особое внимание приобщению детей к истокам русской народной культуры: старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Цель проекта:

Создать условия для приобщения детей к истокам русской народной культуры, сформировать основы патриотического сознания посредством ознакомления с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.
Задачи проекта:

- вызвать у детей интерес, уважение к истории, культуре, языку русского народа;

- познакомить детей с разными формами устного народного фольклора;

- познакомить детей с особенностями народного быта;

- воспитывать у детей гордость за свою страну, ее историю;

- расширять кругозор детей, словарный запас при знакомстве с русской избой и предметами быта, традициями русского народа;

- развивать связную речь детей при описании предметов быта, составлении рассказов, загадок о праздниках, традициях, проведении экскурсии;

- развивать выразительную сторону речи при рассказывании потешек, закличек, песен;

- познакомить детей с разными видами народного творчества;

- развивать художественно — творческие способности детей;

- осуществлять комплексный подход к нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством:

- заучивание потешек, прибауток, закличек;

- использование пословиц, загадок, поговорок;

- чтение художественной литературы;

- использование русских народных песен и танцев;

- проведение русских народных игр;

- использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;

- применение игрушек и изделий народных промыслов;

- разыгрывание сценок и эпизодов сказок;

- рассказ о народных обычаях и традициях;

- рассматривание иллюстраций, альбомов о русском быте;

- беседы, вопросы, разъяснения.

Предполагаемый результат:

- знание детей о народных промыслах (дымковская игрушка), освоение техники рисования узоров;

- обогащение и систематизирование знаний о старинных праздниках, традициях, фольклора;

- формирование устойчивого интереса к изучению данной проблемы;

- воспитание нравственного поведения у детей, что поможет сформировать у детей заботливое отношение к народной культуре и традициям русского народа.

- создание предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию детей среднего возраста;

- личностный профессиональный рост, самореализация педагога;

- желание принимать участие в совместной деятельности по реализации проекта;

- укрепление взаимоотношений между детьми, родителями и педагогами.

Этапы проекта:

I этап - подготовительный

1. Подобрать литературу, иллюстрационный материал, материал для игровой деятельности детей для успешной реализации проекта.

2. Заинтересовать детей и родителей темой проекта, ориентировать их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта

3. Создать необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности детей.

4. Составить перспективный план мероприятий.

II этап - основной

Интеграция образовательных областей по проекту

Социально-коммуникативное развитие:

- экскурсия в городскую детскую библиотеку, краеведческий музей.

- составление описательных рассказов;

- сочинение сказок, стихов и рассказов;

- чтение художественной литературы;

- слушание музыкальных произведений.

III этап - заключительный

Анализ результатов проектной деятельности:

Художественное творчество
Музыка

Этапы работы

Содержание работы

- подбор наглядно-методической, познавательной и художественной литературы, иллюстрационного материала;

- подбор материала для исследовательской и продуктивной деятельности, игрушек, мультфильмов и атрибутов для игровой деятельности;

- разработка методических пособий, конспектов НОД;

- ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта;

- распределение заданий между участниками проекта;

«Познавательное

- придумывание сказок и разных историй о сказочных героях (домашнее задание);

- рассказы по открыткам;

-пословицы, поговорки, загадки;

«Художественно-

эстетическое

Использование различных технологий (штамп, наброс, кляксография):

Составление узоров и изображений из пластилина и соленого теста):

Чтение художественной литературы

Пословицы, поговорки, загадки, приметы, стихи и рассказы.

Организация концерта для детей 2 младшей группы: чтение стихов, потешек, закличек, пение песен.

1. Утренняя гимнастика:

2. Подвижные игры:

3. Хороводые игры:

4. Ходьба по массажным дорожкам:

1. Рассматривание альбомов и иллюстраций:

2. О чем рассказали фотографии?:

3. Игры – эксперименты (сравнение по величине, форме, цвету, дизайну, по количеству предметов).

1. Беседы с родителями о важности данной проблемы.

3. Привлечение к созданию библиотеки:

- приобретение книг, поиски информации о истории возникновения русской народной культуры;

- изготовление альбома – пословицы и поговорки, загадки и приметы, стихи и рассказы по данной теме.

4.Экскурсия выходного дня в историко-краеведческий музей (исторический зал);

5. Выполнение домашнего задания с детьми:

- сочинение рассказов и сказок;

- изготовление масок для драматизации сказок.

- представление презентации проекта для педагогов ДОУ и родителей;

- демонстрация методического продукта, созданного в процессе деятельности проекта.

Материалы к проекту:
Литература:

9. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М.: Айрис-пресс, 2003.

Русские народные мелодии и песни:

Русские народные считалочки
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть,
К нам сорока подлетела
И тебе водить велела.

Шел баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто ее возьмет, Тот и водить пойдет.

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.

На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей.
Не задерживай
Добрых и честных людей!

Президент России, Владимир Путин, поддержал идею объявить 2022 год годом народного искусств культурного наследия народов.

Приобщение детей к народной культуре, является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня.


Вид проекта : познавательно - исследовательский

Участники проекта : Дети, родители и педагоги.

Каждому участнику проекта важно помнить о том, что реализация проекта, способствует не только формированию представлений о Родине, но и развитию ребёнка как личности (его мышления, речи, эмоциональной сферы, сенсорных навыков, физическому развитию).

Цель: Обогащать знания детей о своей Родине через приобщение к культурному наследию своего народа.

1. Расширять и углублять представление о Родине – России, Республике Бурятия, Прибайкальском районе – как месте, где человек родился и живет, славу и богатство которой должен беречь и приумножать.

2. Расширять кругозор на основе материала, доступного пониманию детей: былины, сказки, рассказы.

3. Знакомить детей с культурными традициями русских и бурят.

4. Расширять представление о народной русской и бурятской одежде.

5. Формировать и углублять знания детей о фольклоре народов Бурятии.

6. Формировать навыки культуры речевого общения, развития связной речи в процессе создания мультфильма.

7. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.

8. Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции народов : трудолюбие, доброту, сострадание, взаимовыручку, гостеприимство.

Гипотеза: Если с раннего возраста приобщать детей к народной культуре, в будущем мы воспитаем гражданина любящего свою Родину!

1. Зачем надо формировать у детей представления о Родине?

2. Какова роль игры в изучении культурных традиций народов?

3. Какую роль выполняют родители в формировании знаний детей о малой Родине?

4. Как проявляется детская инициатива, любознательность и самостоятельность при совместном создании мультфильма?

Этапы реализации проекта :

1 этап - Подготовительный:

1. Постановка цели и задач.

2. Подбор наглядного материала и дидактических игр.

3. Подбор художественной литературы по теме.

4. Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

5. Создание картотеки дидактических игр.

6. Оформление в группах центров патриотического воспитания.

7. Подбор материала для продуктивной деятельности.

2 этап - Основной:

1. Работа с детьми

2. Работа с родителями

3. Работа с педагогами


Работа с детьми:

непосредственно-образовательную деятельность;

образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

совместную деятельность воспитателя и детей с учетом интеграции;

самостоятельную деятельность детей.

участие детей в конкурсах различного значения

Познавательная деятельность по ознакомлению детей с народным искусством.

Тематические занятия (НОД).

Чтение художественной литературы по теме.

Рассматривание иллюстраций по теме.

Просмотр мультфильмов по теме

Народные игры :

Работа с родителями:

Изготовление альбомов по темам

Оформление центров по патриотическому воспитанию

Оформление фотоколлажа к празднику

Работа с педагогами:

Мастер – класс (все педагоги)

Картотека игр народов мира (руководитель по физ воспитанию)

Ансамбль ложкарей (музыкальный руководитель)

Мультфильм (все педагоги)

Челлендж, посвященный Дню народного единства, приди на работу в национальном костюме (все педагоги)

Сундук сокровищ (Россия, Бурятия, Прибайкалье) (все группы)

3 этап - Заключительный:

1. Обобщение результатов работы в форме фотоколлажа, видеоролика;

2. Презентация опыта работы.

1. Создать необходимые условия для организации деятельности ДОУ по ознакомлению детей с народным искусством :

Разработать конспекты НОД;

Игрушки и игровое оборудование;

Картотека сюжетно-ролевых игр и атрибуты к ним;

Картотека дидактических игр;

Картотека подвижных игр;

Картотека со стихами и загадками;

Создать и пополнить центры патриотического воспитания в группах.

2. Вызвать интерес у родителей к приобщению детей к народному творчеству

3. Развитие познавательных, коммуникативных и творческих способностей детей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проект для детей средней группы

«Путешествие в народное

Выполнили: Черткова Л.Е.

Пояснительная записка.

Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Актуальность .

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет бездуховности.

Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации наблюдается сведение к минимуму интереса детей к истории, культуре и творчеству русского народа.

Цель проекта:

Создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста ( 4-5 лет) через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.

Задачи проекта :

Способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.

Продолжать знакомство детей с народным декоративно- прикладным искусством.

Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям.

Создать условия для активации творческого мышления детей.

Способствовать развитию памяти детей дошкольного возраста путем дополнительных ассоциативных привязок.

Продолжать учить преобразовывать абстрактные символы в образы.

Расширять сотрудничество с родителями.

Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми

Возраст участников: дети 4-5 лет

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий

Тип проекта: краткосрочный ( 2 недели), групповой

Состав творческой группы: воспитатели, воспитанники, родители

Сроки реализации: апрель 2016г.

Образовательные задачи:

Развитие речи.

- обогащение словарного запаса за счет слов обозначающих предметы,

явления русского быта, посуды, одежды и т.д.;

- использование в речи русского фольклора (пословиц, поговорок,

загадок, небылиц и т.д.);

- умение составлять рассказы по сюжетной картине, по нескольким

- умение составлять описательные рассказы;

- умение пересказывать сюжет услышанного произведения;

- усовершенствование просодической стороны речи (выразительности): темпа, высоты, тембра, силы голоса.

Познавательное развитие .

- представление об истории России;

- представление о декоративно-прикладном искусстве;

- расширения кругозора детей.

- понимание детьми того, что в основе социальных понятий ( семья, родина) лежат особые отношения к людям, к месту, где родился и вырос.

Ознакомление с художественной литературой.

- знание малых форм устного народного творчества: потешек, песенок,

загадок, поговорок, пословиц, закличек, прибауток, небылиц;

- умение характеризовать героев сказок и былин, сопереживать им;

- умение находить различия между сказкой, рассказом, стихотворением.

- потребность рассматривать книгу, беседовать по поводу её содержания.

-приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Изобразительная деятельность.

- умение украшать изделия по мотивам дымковской, гжельской,

хохломской росписей (знать и изображать элементы,

использовать определенные цвета и цветосочетания, характерные для данной росписи, подбирать цвета).

-развитие эстетического отношения и интереса детей к красивым предметам быта, изделиям декоративного искусства.

- развитие творчества и формирование изобразительных умений и навыков, необходимых для создания художественно – выразительного образа.

-удовлетворение потребности детей в самовыражении .

Народные игры

- знание и умение играть в русские народные игры.

Этапы реализации

1 этап –подготовительный

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Разработка и накопление методических материалов.

Создание развивающей среды.

Подбор художественной литературы по теме.

2 этап – основной

Составление консультаций, памяток, рекомендаций.

Оформление буклетов, листовок.

Совместные мероприятия с родителями и детьми.

Творческие задания для родителей.

Беседы, занятия с детьми.

Игровая, трудовая, продуктивная, музыкально-театрализованная деятельность с детьми.

3 этап – заключительный

Обработка результатов по реализации проекта.

Цель:
приобщение
детей
к
народной
культуре
посредством
формирования у них патриотических
чувств и развития духовности.

ЗАДАЧИ:
1. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину.
2.Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях
народов России.
3.Расширить представления детей о многообразии изделий
народно – прикладного искусства: Дымка, Хохлома, Городец,
Гжель, культурными ценностями народов России.
4.Совершенствовать технические умения и навыки при росписи
бумажных силуэтов изделий мастеров народных промыслов.
5.Воспитывать у детей чувство причастности к культуре своей
Родины, желание дорожить её прошлым, как достоянием.
6. Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми.

ЭТАПЫ:
1 этап – подготовительный
На данном этапе мы определили тему проекта, поставили
цель, сформулировали задачи, составили план работы.
Перед началом работы по проекту мы с детьми
рассмотрели иллюстрации и альбомы по декоративноприкладному искусству, презентации об истории появления и
создания
разных видов росписи. Пополнили и
обогатили
развивающую предметно-пространственную
среду
в группе наглядными пособиями, подобрали
художественную литературы по декоративно-прикладному
искусству, фигурки, глиняные игрушки, изделия из дерева,
раскраски, шаблоны и трафареты, изготовили дидактические
и настольно-печатные игры.

Читайте также: