Проект народное искусство и культурное наследие в доу средняя группа
Обновлено: 07.07.2024
Продолжительность проекта: 4 недели
Тип проекта: Познавательно-творческий проект.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Возраст детей : 4-5 лет.
Проблема: В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной культуре и ее традициям, а также к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. И если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полного ознакомления с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.
Актуальность: Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно поэтому надо уделят особое внимание приобщению детей к истокам русской народной культуры: старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Цель проекта:
Создать условия для приобщения детей к истокам русской народной культуры, сформировать основы патриотического сознания посредством ознакомления с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.
Задачи проекта:
- вызвать у детей интерес, уважение к истории, культуре, языку русского народа;
- познакомить детей с разными формами устного народного фольклора;
- познакомить детей с особенностями народного быта;
- воспитывать у детей гордость за свою страну, ее историю;
- расширять кругозор детей, словарный запас при знакомстве с русской избой и предметами быта, традициями русского народа;
- развивать связную речь детей при описании предметов быта, составлении рассказов, загадок о праздниках, традициях, проведении экскурсии;
- развивать выразительную сторону речи при рассказывании потешек, закличек, песен;
- познакомить детей с разными видами народного творчества;
- развивать художественно — творческие способности детей;
- осуществлять комплексный подход к нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.
Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством:
- заучивание потешек, прибауток, закличек;
- использование пословиц, загадок, поговорок;
- чтение художественной литературы;
- использование русских народных песен и танцев;
- проведение русских народных игр;
- использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;
- применение игрушек и изделий народных промыслов;
- разыгрывание сценок и эпизодов сказок;
- рассказ о народных обычаях и традициях;
- рассматривание иллюстраций, альбомов о русском быте;
- беседы, вопросы, разъяснения.
Предполагаемый результат:
- знание детей о народных промыслах (дымковская игрушка), освоение техники рисования узоров;
- обогащение и систематизирование знаний о старинных праздниках, традициях, фольклора;
- формирование устойчивого интереса к изучению данной проблемы;
- воспитание нравственного поведения у детей, что поможет сформировать у детей заботливое отношение к народной культуре и традициям русского народа.
- создание предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию детей среднего возраста;
- личностный профессиональный рост, самореализация педагога;
- желание принимать участие в совместной деятельности по реализации проекта;
- укрепление взаимоотношений между детьми, родителями и педагогами.
Этапы проекта:
I этап - подготовительный
1. Подобрать литературу, иллюстрационный материал, материал для игровой деятельности детей для успешной реализации проекта.
2. Заинтересовать детей и родителей темой проекта, ориентировать их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта
3. Создать необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности детей.
4. Составить перспективный план мероприятий.
II этап - основной
Интеграция образовательных областей по проекту
Социально-коммуникативное развитие:
- экскурсия в городскую детскую библиотеку, краеведческий музей.
- составление описательных рассказов;
- сочинение сказок, стихов и рассказов;
- чтение художественной литературы;
- слушание музыкальных произведений.
III этап - заключительный
Анализ результатов проектной деятельности:
Художественное творчество
Музыка
Этапы работы
Содержание работы
- подбор наглядно-методической, познавательной и художественной литературы, иллюстрационного материала;
- подбор материала для исследовательской и продуктивной деятельности, игрушек, мультфильмов и атрибутов для игровой деятельности;
- разработка методических пособий, конспектов НОД;
- ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта;
- распределение заданий между участниками проекта;
«Познавательное
- придумывание сказок и разных историй о сказочных героях (домашнее задание);
- рассказы по открыткам;
-пословицы, поговорки, загадки;
«Художественно-
эстетическое
Использование различных технологий (штамп, наброс, кляксография):
Составление узоров и изображений из пластилина и соленого теста):
Чтение художественной литературы
Пословицы, поговорки, загадки, приметы, стихи и рассказы.
Организация концерта для детей 2 младшей группы: чтение стихов, потешек, закличек, пение песен.
1. Утренняя гимнастика:
2. Подвижные игры:
3. Хороводые игры:
4. Ходьба по массажным дорожкам:
1. Рассматривание альбомов и иллюстраций:
2. О чем рассказали фотографии?:
3. Игры – эксперименты (сравнение по величине, форме, цвету, дизайну, по количеству предметов).
1. Беседы с родителями о важности данной проблемы.
3. Привлечение к созданию библиотеки:
- приобретение книг, поиски информации о истории возникновения русской народной культуры;
- изготовление альбома – пословицы и поговорки, загадки и приметы, стихи и рассказы по данной теме.
4.Экскурсия выходного дня в историко-краеведческий музей (исторический зал);
5. Выполнение домашнего задания с детьми:
- сочинение рассказов и сказок;
- изготовление масок для драматизации сказок.
- представление презентации проекта для педагогов ДОУ и родителей;
- демонстрация методического продукта, созданного в процессе деятельности проекта.
Материалы к проекту:
Литература:
9. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М.: Айрис-пресс, 2003.
Русские народные мелодии и песни:
Русские народные считалочки
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть,
К нам сорока подлетела
И тебе водить велела.
Шел баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто ее возьмет, Тот и водить пойдет.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей.
Не задерживай
Добрых и честных людей!
Президент России, Владимир Путин, поддержал идею объявить 2022 год годом народного искусств культурного наследия народов.
Приобщение детей к народной культуре, является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня.
Вид проекта : познавательно - исследовательский
Участники проекта : Дети, родители и педагоги.
Каждому участнику проекта важно помнить о том, что реализация проекта, способствует не только формированию представлений о Родине, но и развитию ребёнка как личности (его мышления, речи, эмоциональной сферы, сенсорных навыков, физическому развитию).
Цель: Обогащать знания детей о своей Родине через приобщение к культурному наследию своего народа.
1. Расширять и углублять представление о Родине – России, Республике Бурятия, Прибайкальском районе – как месте, где человек родился и живет, славу и богатство которой должен беречь и приумножать.
2. Расширять кругозор на основе материала, доступного пониманию детей: былины, сказки, рассказы.
3. Знакомить детей с культурными традициями русских и бурят.
4. Расширять представление о народной русской и бурятской одежде.
5. Формировать и углублять знания детей о фольклоре народов Бурятии.
6. Формировать навыки культуры речевого общения, развития связной речи в процессе создания мультфильма.
7. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.
8. Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции народов : трудолюбие, доброту, сострадание, взаимовыручку, гостеприимство.
Гипотеза: Если с раннего возраста приобщать детей к народной культуре, в будущем мы воспитаем гражданина любящего свою Родину!
1. Зачем надо формировать у детей представления о Родине?
2. Какова роль игры в изучении культурных традиций народов?
3. Какую роль выполняют родители в формировании знаний детей о малой Родине?
4. Как проявляется детская инициатива, любознательность и самостоятельность при совместном создании мультфильма?
Этапы реализации проекта :
1 этап - Подготовительный:
1. Постановка цели и задач.
2. Подбор наглядного материала и дидактических игр.
3. Подбор художественной литературы по теме.
4. Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
5. Создание картотеки дидактических игр.
6. Оформление в группах центров патриотического воспитания.
7. Подбор материала для продуктивной деятельности.
2 этап - Основной:
1. Работа с детьми
2. Работа с родителями
3. Работа с педагогами
Работа с детьми:
непосредственно-образовательную деятельность;
образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
совместную деятельность воспитателя и детей с учетом интеграции;
самостоятельную деятельность детей.
участие детей в конкурсах различного значения
Познавательная деятельность по ознакомлению детей с народным искусством.
Тематические занятия (НОД).
Чтение художественной литературы по теме.
Рассматривание иллюстраций по теме.
Просмотр мультфильмов по теме
Народные игры :
Работа с родителями:
Изготовление альбомов по темам
Оформление центров по патриотическому воспитанию
Оформление фотоколлажа к празднику
Работа с педагогами:
Мастер – класс (все педагоги)
Картотека игр народов мира (руководитель по физ воспитанию)
Ансамбль ложкарей (музыкальный руководитель)
Мультфильм (все педагоги)
Челлендж, посвященный Дню народного единства, приди на работу в национальном костюме (все педагоги)
Сундук сокровищ (Россия, Бурятия, Прибайкалье) (все группы)
3 этап - Заключительный:
1. Обобщение результатов работы в форме фотоколлажа, видеоролика;
2. Презентация опыта работы.
1. Создать необходимые условия для организации деятельности ДОУ по ознакомлению детей с народным искусством :
Разработать конспекты НОД;
Игрушки и игровое оборудование;
Картотека сюжетно-ролевых игр и атрибуты к ним;
Картотека дидактических игр;
Картотека подвижных игр;
Картотека со стихами и загадками;
Создать и пополнить центры патриотического воспитания в группах.
2. Вызвать интерес у родителей к приобщению детей к народному творчеству
3. Развитие познавательных, коммуникативных и творческих способностей детей.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Проект для детей средней группы
«Путешествие в народное
Выполнили: Черткова Л.Е.
Пояснительная записка.
Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Актуальность .
Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет бездуховности.
Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации наблюдается сведение к минимуму интереса детей к истории, культуре и творчеству русского народа.
Цель проекта:
Создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста ( 4-5 лет) через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.
Задачи проекта :
Способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.
Продолжать знакомство детей с народным декоративно- прикладным искусством.
Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям.
Создать условия для активации творческого мышления детей.
Способствовать развитию памяти детей дошкольного возраста путем дополнительных ассоциативных привязок.
Продолжать учить преобразовывать абстрактные символы в образы.
Расширять сотрудничество с родителями.
Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми
Возраст участников: дети 4-5 лет
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий
Тип проекта: краткосрочный ( 2 недели), групповой
Состав творческой группы: воспитатели, воспитанники, родители
Сроки реализации: апрель 2016г.
Образовательные задачи:
Развитие речи.
- обогащение словарного запаса за счет слов обозначающих предметы,
явления русского быта, посуды, одежды и т.д.;
- использование в речи русского фольклора (пословиц, поговорок,
загадок, небылиц и т.д.);
- умение составлять рассказы по сюжетной картине, по нескольким
- умение составлять описательные рассказы;
- умение пересказывать сюжет услышанного произведения;
- усовершенствование просодической стороны речи (выразительности): темпа, высоты, тембра, силы голоса.
Познавательное развитие .
- представление об истории России;
- представление о декоративно-прикладном искусстве;
- расширения кругозора детей.
- понимание детьми того, что в основе социальных понятий ( семья, родина) лежат особые отношения к людям, к месту, где родился и вырос.
Ознакомление с художественной литературой.
- знание малых форм устного народного творчества: потешек, песенок,
загадок, поговорок, пословиц, закличек, прибауток, небылиц;
- умение характеризовать героев сказок и былин, сопереживать им;
- умение находить различия между сказкой, рассказом, стихотворением.
- потребность рассматривать книгу, беседовать по поводу её содержания.
-приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Изобразительная деятельность.
- умение украшать изделия по мотивам дымковской, гжельской,
хохломской росписей (знать и изображать элементы,
использовать определенные цвета и цветосочетания, характерные для данной росписи, подбирать цвета).
-развитие эстетического отношения и интереса детей к красивым предметам быта, изделиям декоративного искусства.
- развитие творчества и формирование изобразительных умений и навыков, необходимых для создания художественно – выразительного образа.
-удовлетворение потребности детей в самовыражении .
Народные игры
- знание и умение играть в русские народные игры.
Этапы реализации
1 этап –подготовительный
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Разработка и накопление методических материалов.
Создание развивающей среды.
Подбор художественной литературы по теме.
2 этап – основной
Составление консультаций, памяток, рекомендаций.
Оформление буклетов, листовок.
Совместные мероприятия с родителями и детьми.
Творческие задания для родителей.
Беседы, занятия с детьми.
Игровая, трудовая, продуктивная, музыкально-театрализованная деятельность с детьми.
3 этап – заключительный
Обработка результатов по реализации проекта.
Цель:
приобщение
детей
к
народной
культуре
посредством
формирования у них патриотических
чувств и развития духовности.
ЗАДАЧИ:
1. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину.
2.Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях
народов России.
3.Расширить представления детей о многообразии изделий
народно – прикладного искусства: Дымка, Хохлома, Городец,
Гжель, культурными ценностями народов России.
4.Совершенствовать технические умения и навыки при росписи
бумажных силуэтов изделий мастеров народных промыслов.
5.Воспитывать у детей чувство причастности к культуре своей
Родины, желание дорожить её прошлым, как достоянием.
6. Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми.
ЭТАПЫ:
1 этап – подготовительный
На данном этапе мы определили тему проекта, поставили
цель, сформулировали задачи, составили план работы.
Перед началом работы по проекту мы с детьми
рассмотрели иллюстрации и альбомы по декоративноприкладному искусству, презентации об истории появления и
создания
разных видов росписи. Пополнили и
обогатили
развивающую предметно-пространственную
среду
в группе наглядными пособиями, подобрали
художественную литературы по декоративно-прикладному
искусству, фигурки, глиняные игрушки, изделия из дерева,
раскраски, шаблоны и трафареты, изготовили дидактические
и настольно-печатные игры.
Читайте также: