Как операционная система управляет работой периферийных устройств компьютера кратко

Обновлено: 28.06.2024

Периферийные устройства персонального компьютера бывают внутренние и внешние. Внутренние устройства устанавливаются внутрь ПК (внутрь системного блока). Примеры внутренних периферийных устройств персонального компьютера – это жесткие диски, встроенный привод CD-/DVD- дисков и т.п.

Каждое внутреннее устройство имеет контроллер (от английского слова controller – устройство управления). Для внешних устройств эту функцию выполняет контроллер порта, к которому это устройство подключено. Этот контроллер порта ввода-вывода автоматически перестраивается в режим работы с внешним устройством, подключаемым к этому порту.

Во всем остальном внутренние и внешние периферийные устройства персонального компьютера работают по одним и тем же принципам.

Для обмена данными компьютер и периферийное устройство (ПУ) оснащены внешнимиинтерфейсами или портами (рис. 2.1). В данном случае к понятию "интерфейс" относятся:

  • электрический разъем;
  • набор проводов, соединяющих устройства;
  • совокупность правил обмена информацией по этим проводам.

Со стороны компьютера логикой передачи сигналов на внешний интерфейс управляют:

  • контроллер ПУ — аппаратный блок, часто реализуемый в виде отдельной платы;
  • драйвер ПУ – программа, управляющая контроллером периферийного устройства.

Со стороны ПУ интерфейс чаще всего реализуется аппаратным устройством управления ПУ, хотя встречаются и программно-управляемые периферийные устройства.

Рис. 2.1. Связь компьютера с периферийным устройством

Обмен данными между ПУ и компьютером, как правило, является двунаправленным. Так, например, даже принтер, который представляет собой устройство вывода информации, возвращает в компьютер данные о своем состоянии. Таким образом, по каналу, связывающему внешние интерфейсы, передается следующая информация:

  • данные, поступающие от контроллера на ПУ, например байты текста, который нужно распечатать на бумаге;
  • команды управления, которые контроллер передает на устройство управления ПУ; в ответ на них оно выполняет специальные действия, например переводит головку диска на соответствующую дорожку или же выталкивает из принтера лист бумаги;
  • данные, возвращаемые устройством управления ПУ в ответ на запрос от контроллера, например данные о готовности к выполнению операции.

Рассмотрим последовательность действий, которые выполняются в том случае, когда некоторому приложению требуется напечатать текст на принтере. Со стороны компьютера в выполнении этой операции принимает участие, кроме уже названных контроллера, драйвера и приложения, еще один важнейший компонент — операционная система. Поскольку все операции ввода-вывода являются привилегированными, все приложения при выполнении операций с периферийными устройствами используют ОС как арбитра. Итак, последовательность действий такова:

  1. Приложение обращается с запросом на выполнение операции печати к операционной системе. В запросе указываются: адрес данных в оперативной памяти, идентифицирующая информация принтера и операция, которую требуется выполнить.
  2. Получив запрос, операционная система анализирует его, решает, может ли он быть выполнен, и если решение положительное, то запускает соответствующий драйвер, передавая ему в качестве параметров адрес выводимых данных. Дальнейшие действия, относящиеся к операции ввода-вывода, со стороны компьютера реализуются совместно драйвером и контроллером принтера.
  3. Драйвер передает команды и данные контроллеру, который помещает их в свой внутренний буфер. Пусть, например, драйвер загружает значение некоторого байта в буфер контроллера ПУ.
  4. Контроллер перемещает данные из внутреннего буфера во внешний порт.
  5. Контроллер начинает последовательно передавать биты в линию связи, представляя каждый бит соответствующим электрическим сигналом. Чтобы сообщить устройству управления принтера о том, что начинается передача байта, перед передачей первого бита данных контроллер формирует стартовый сигнал специфической формы, а после передачи последнего информационного бита — стоповый сигнал. Эти сигналы синхронизируют передачу байта. Кроме информационных бит, контроллер может передавать бит контроля четности для повышения достоверности обмена.
  6. Устройство управления принтера, обнаружив на соответствующей линии стартовый бит, выполняет подготовительные действия и начинает принимать информационные биты, формируя из них байт в своем приемном буфере. Если передача сопровождается битом четности, то выполняется проверка корректности передачи: при правильно выполненной передаче в соответствующем регистре устройства управления принтера устанавливается признак завершения приема информации. Наконец, принятый байт обрабатывается принтером — выполняется соответствующая команда или печатается символ.

Обязанности между драйвером и контроллером могут распределяться по-разному, но чаще всего контроллер поддерживает набор простых команд, служащих для управления периферийным устройством, а на драйвер обычно возлагаются наиболее сложные функции реализации обмена. Например, контроллер принтера может поддерживать такие элементарные команды, как "Печать символа", "Перевод строки", "Возврат каретки" и т. п.

Драйвер же принтера с помощью этих команд реализует печать строк символов, разделение документа на страницы и другие более высокоуровневые операции (например, подсчет контрольной суммы последовательности передаваемых байтов, анализ состояния периферийного устройства, проверка правильности выполнения команды). Драйвер, задавая ту или иную последовательность команд, определяет тем самым логику работы периферийного устройства. Для одного и того же контроллера можно разработать различные драйверы, которые с помощью одного и того же набора доступных команд будут реализовывать разные алгоритмы управления одним и тем же ПУ.

Возможно распределение функций между драйвером и контроллером (ПУ).

Функции, выполняемые драйвером:

  • ведение очередей запросов;
  • буферизация данных;
  • подсчет контрольной суммы последовательности байтов;
  • анализ состояния ПУ;
  • загрузка очередного байта данных (или команды) в регистр контроллера;
  • считывание байта данных или байта состояния ПУ из регистра контроллера.

Функции, выполняемые контроллером:

  • преобразование байта из регистра (порта) в последовательность бит;
  • передача каждого бита в линию связи;
  • обрамление байта стартовым и стоповым битами – синхронизация;
  • формирование бита четности;
  • установка признака завершения приема/передачи байта.

Для некоторых устройств может потребоваться установка драйверов от производителя этого устройства. Для поддержания максимальной производительности компьютера необходимо постоянное обновление драйверов аппаратного обеспечения до последних версий.

1. Операционная система является базовой и необхо­димой составляющей программного обеспечения компьютера (software). Операционная система обес­печивает управление всеми аппаратными компо­нентами компьютера (hardware). Другими словами, операционная система обеспечивает функциониро­вание и взаимосвязь всех компонентов компьюте­ра, а также предоставляет пользователю доступ к его аппаратным возможностям.

К системному блоку компьютера подключаются через специальные согласующие платы (контролле­ры) периферийные устройства (дисковод, принтер и т. д.). Каждое периферийное устройство обраба­тывает информацию по-разному и с различной ско­ростью, поэтому необходимо программно согласо­вать их работу с работой процессора. Для этого в со­ставе операционной системы имеются специальные программы — драйверы устройств. Каждому устрой­ству соответствует свой драйвер.

Процесс работы компьютера в определенном смысле сводится к обмену файлами между перифе­рийными устройствами, т. е. необходимо уметь уп­равлять файловой системой. Ядром операционной системы является программа, которая обеспечива­ет управление файловой системой.

Пользователь общается с компьютером через ус­тройства ввода информации (клавиатура, мышь). После ввода команды операционной системы спе­циальная программа, которая называется команд­ный процессор, расшифровывает команды и испол­няет их.

Процесс общения пользователя с компьютером должен быть удобным. В состав современных опе­рационных систем (Windows) обязательно входят модули, создающие графический интерфейс.

Таким образом, в структуру операционной систе­мы входят следующие модули:

• базовый модуль, управляющий файловой систе­мой;

• командный процессор, расшифровывающий и выполняющий команды;

• драйверы периферийных устройств;

• модули, обеспечивающие графический интер­фейс.

Файлы операционной системы находятся на дис­ке (жестком или гибком). Однако программы могут выполняться, только если они находятся в опера­тивной памяти, поэтому файлы операционной сис­темы необходимо загрузить в оперативную память.

Все файлы операционной системы не могут одно­временно находиться в оперативной памяти, так как объем современных операционных систем со­ставляет десятки мегабайт. Для функционирова­ния компьютера обязательно должны находиться в оперативной памяти базовый модуль, командный процессор и драйверы подключенных устройств. Модули операционной системы, обеспечивающие графический интерфейс, могут быть загружены по желанию пользователя.

После включения компьютера производится за­грузка операционной системы в оперативную па­мять, т. е. выполняется программа загрузки. Одна­ко для того чтобы компьютер выполнял какую-ни­будь программу, эта программа должна уже нахо­диться в оперативной памяти. Выход из этого противоречия состоит в последовательной, поэтап­ной загрузке.

На этом этапе процессор обращается к диску и ищет на определенном месте (в начале диска) нали­чие очень небольшой программы-загрузчика BOOT. Программа-загрузчик считывается в память, и ей передается управление. В свою очередь она ищет на диске базовый модуль операционной системы, за­гружает его в память и передает ему управление.

В состав базового модуля операционной системы входит основной загрузчик, который ищет осталь­ные модули операционной системы и загружает их в оперативную память.




После окончания загрузки базового модуля систе­мы, происходит загрузка графического интерфейса.

Система готова к работе, т. е. пользователь мо­жет начинать вводить команды операционной сис­темы, а командный процессор их расшифровывать и выполнять. В случае использования графическо­го интерфейса выбор действий (команд) произво­дится с помощью мыши. В процессе выполнения команд осуществляется взаимодействие всех моду­лей операционной системы, причем необходимые в данный момент дополнительные модули могут под­гружаться с диска.

Команды операционной системы — это фактиче­ски программы на машинном языке, которые разме­щены в файле командного процессора. Поскольку эти программы размещены непосредственно в опе­ративной памяти, они могут выполняться сразу (без обращения к диску). Такие команды (програм­мы) называются резидентными.

Однако набор таких программ и их возможности ограничены.

Существует несколько наиболее распространен­ных операционных систем, каждая из которых ориентирована на определенное семейство процес­соров и, соответственно, компьютеров.

MS-DOS (Microsoft Disk Operation System — Дисковая операционная система Microsoft). Опера­ционная система MS-DOS была разработана в начале 80-х годов для работы на компьютерах IBM PC/XT, созданных на базе процессора 8086 фирмы Intel. MS-DOS была наиболее распространенной операци­онной системой с интерфейсом командной строки, которая устанавливалась на компьютерах, создан­ных на базе процессоров 80 286, 80 386, 80 486, Pentium. Последней версией была MS-DOS 6.22.

Microsoft Windows (Windows 3.1, Windows 3.11, Windows 95,98, Windows XP). Многозадачная опера­ционная система с графическим интерфейсом Win­dows пришла на смену MS-DOS. В настоящее время более 90% персональных компьютеров реализова­ны на платформе Intel & Windows, т. е. в них уста­новлен Intel-совместимый процессор (Pentium) и инсталлирована операционная система Windows.

Графический интерфейс реализован с использо­ванием технологии Drag-and-Drop. Это позволяет выполнять практически любые операции с помо­щью мыши.

OS/2 (Operation System). Операционная система OS/2 была разработана корпорацией IBM в конце 80-х годов для компьютеров PS/2 (Personal system/2). Большого распространения не получила.

Apple System (Операционная система фирмы Apple). Различные версии этой системы устанавли­ваются на компьютерах фирмы Apple (Macintosh, PowerPC и др.). В этой операционной системе в кон­це 80-х годов впервые был использован многоокон­ный графический интерфейс и управление с помо­щью манипулятора типа мышь.

(назначение, состав, способ организации диалога с пользователем). Загрузка компьютера.

1. Операционная система является базовой и необхо­димой составляющей программного обеспечения компьютера (software). Операционная система обес­печивает управление всеми аппаратными компо­нентами компьютера (hardware). Другими словами, операционная система обеспечивает функциониро­вание и взаимосвязь всех компонентов компьюте­ра, а также предоставляет пользователю доступ к его аппаратным возможностям.

К системному блоку компьютера подключаются через специальные согласующие платы (контролле­ры) периферийные устройства (дисковод, принтер и т. д.). Каждое периферийное устройство обраба­тывает информацию по-разному и с различной ско­ростью, поэтому необходимо программно согласо­вать их работу с работой процессора. Для этого в со­ставе операционной системы имеются специальные программы — драйверы устройств. Каждому устрой­ству соответствует свой драйвер.

Процесс работы компьютера в определенном смысле сводится к обмену файлами между перифе­рийными устройствами, т. е. необходимо уметь уп­равлять файловой системой. Ядром операционной системы является программа, которая обеспечива­ет управление файловой системой.

Пользователь общается с компьютером через ус­тройства ввода информации (клавиатура, мышь). После ввода команды операционной системы спе­циальная программа, которая называется команд­ный процессор, расшифровывает команды и испол­няет их.

Процесс общения пользователя с компьютером должен быть удобным. В состав современных опе­рационных систем (Windows) обязательно входят модули, создающие графический интерфейс.

Таким образом, в структуру операционной систе­мы входят следующие модули:

• базовый модуль, управляющий файловой систе­мой;

• командный процессор, расшифровывающий и выполняющий команды;

• драйверы периферийных устройств;

• модули, обеспечивающие графический интер­фейс.

Файлы операционной системы находятся на дис­ке (жестком или гибком). Однако программы могут выполняться, только если они находятся в опера­тивной памяти, поэтому файлы операционной сис­темы необходимо загрузить в оперативную память.

Все файлы операционной системы не могут одно­временно находиться в оперативной памяти, так как объем современных операционных систем со­ставляет десятки мегабайт. Для функционирова­ния компьютера обязательно должны находиться в оперативной памяти базовый модуль, командный процессор и драйверы подключенных устройств. Модули операционной системы, обеспечивающие графический интерфейс, могут быть загружены по желанию пользователя.

После включения компьютера производится за­грузка операционной системы в оперативную па­мять, т. е. выполняется программа загрузки. Одна­ко для того чтобы компьютер выполнял какую-ни­будь программу, эта программа должна уже нахо­диться в оперативной памяти. Выход из этого противоречия состоит в последовательной, поэтап­ной загрузке.

На этом этапе процессор обращается к диску и ищет на определенном месте (в начале диска) нали­чие очень небольшой программы-загрузчика BOOT. Программа-загрузчик считывается в память, и ей передается управление. В свою очередь она ищет на диске базовый модуль операционной системы, за­гружает его в память и передает ему управление.

В состав базового модуля операционной системы входит основной загрузчик, который ищет осталь­ные модули операционной системы и загружает их в оперативную память.

После окончания загрузки базового модуля систе­мы, происходит загрузка графического интерфейса.

Система готова к работе, т. е. пользователь мо­жет начинать вводить команды операционной сис­темы, а командный процессор их расшифровывать и выполнять. В случае использования графическо­го интерфейса выбор действий (команд) произво­дится с помощью мыши. В процессе выполнения команд осуществляется взаимодействие всех моду­лей операционной системы, причем необходимые в данный момент дополнительные модули могут под­гружаться с диска.

Команды операционной системы — это фактиче­ски программы на машинном языке, которые разме­щены в файле командного процессора. Поскольку эти программы размещены непосредственно в опе­ративной памяти, они могут выполняться сразу (без обращения к диску). Такие команды (програм­мы) называются резидентными.

Однако набор таких программ и их возможности ограничены.

Существует несколько наиболее распространен­ных операционных систем, каждая из которых ориентирована на определенное семейство процес­соров и, соответственно, компьютеров.

MS-DOS (Microsoft Disk Operation System — Дисковая операционная система Microsoft). Опера­ционная система MS-DOS была разработана в начале 80-х годов для работы на компьютерах IBM PC/XT, созданных на базе процессора 8086 фирмы Intel. MS-DOS была наиболее распространенной операци­онной системой с интерфейсом командной строки, которая устанавливалась на компьютерах, создан­ных на базе процессоров 80 286, 80 386, 80 486, Pentium. Последней версией была MS-DOS 6.22.

Microsoft Windows (Windows 3.1, Windows 3.11, Windows 95,98, Windows XP). Многозадачная опера­ционная система с графическим интерфейсом Win­dows пришла на смену MS-DOS. В настоящее время более 90% персональных компьютеров реализова­ны на платформе Intel & Windows, т. е. в них уста­новлен Intel-совместимый процессор (Pentium) и инсталлирована операционная система Windows.

Графический интерфейс реализован с использо­ванием технологии Drag-and-Drop. Это позволяет выполнять практически любые операции с помо­щью мыши.

OS/2 (Operation System). Операционная система OS/2 была разработана корпорацией IBM в конце 80-х годов для компьютеров PS/2 (Personal system/2). Большого распространения не получила.

Apple System (Операционная система фирмы Apple). Различные версии этой системы устанавли­ваются на компьютерах фирмы Apple (Macintosh, PowerPC и др.). В этой операционной системе в кон­це 80-х годов впервые был использован многоокон­ный графический интерфейс и управление с помо­щью манипулятора типа мышь.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Практическая работа № 2

Периферийные устройства РС. Настройка и установка периферийных устройств.

Цель работы:

Изучение основных компонентов персонального компьютера и основных видов периферийного оборудования, способов их подключения, основных характеристик (название, тип разъема, скорость передачи данных, дополнительные свойства). Определение по внешнему виду типов разъемов и подключаемого к ним оборудования

получение сведений по настройке пользовательского интерфейса периферийных устройств средствами операционной системы Microsoft Windows

Краткие теоретические сведения

Перифери́йные устро́йства (ПУ) — аппаратура, предназначенная для внешней обработки информации. Другими словами, это устройства, расположенные вне системного блока – внешние устройства.

1 Подключения устройств к системному блоку

Все периферийные устройства подключаются только к системному блоку. Для работы конкретного устройства в составе конкретного комплекта ПЭВМ необходимо иметь:

Контроллер (адаптер) – специальную плату, управляющую работой конкретного периферийного устройства. Например, контроллер клавиатуры, мыши, адаптер монитора, портов и т.п.

Драйвер – специальное программное обеспечение, управляющее работой конкретного периферийного устройства. Например, драйвер клавиатуры, драйвер принтера и т.п.

Для управления работой устройств в компьютерах используются электронные схемы – контроллеры . Различные устройства используют разные способы подключения к контроллерам:

некоторые устройства (дисковод для дискет, клавиатура и т. д.) подключаются к имеющимся в составе компьютера стандартным контроллерам (интегрированным или встроенным в материнскую плату);

некоторые устройства (звуковые карты, многие факс-модемы и т. д.) выполнены как электронные платы, т. е. смонтированы на одной плате со своим контроллером;

некоторые устройства используют следующий способ подключения: в системный блок компьютера вставляется электронная плата (контроллер), управляющая работой устройства, а само устройство подсоединяется к этой плате кабелем;

на сегодняшний день большинство внешних устройств подключаются к компьютеру через USB -порт.

Платы контроллеров вставляются в специальные разъемы (слоты) на материнской плате компьютера.

С помощью добавления и замены плат контроллеров пользователь может модифицировать компьютер, расширяя его возможности и настраивая его по своим потребностям. Например, пользователь может добавить в компьютер факс-модем, звуковую карту, плату приема телепередач и т. д.

Одним из видов контроллеров, которые присутствуют почти в каждом компьютере, является контроллер портов ввода-вывода. Часто этот контроллер интегрирован в состав материнской платы. Контроллер портов ввода-вывода соединяется кабелями с разъемами на задней стенке компьютера, через которые к компьютеру подключаются принтер, мышь и некоторые другие устройства.

Кроме контроллеров портов ввода-вывода в системном блоке присутствуют разъемы шины USB – универсальной последовательной шины, к которой можно подключить клавиатуру, мышь, принтер, модем, дисковод компакт-дисков, сканер и т. д. Основное требование возможность подключения к данной шине устройства. Особенность шины USB – возможность подключения к ней устройств во время работы компьютера (не выключая его).

В отличие от внутренних компонентов, для установки периферийных устройств не нужно открывать корпус.

Периферийные устройства подключаются к разъемам на внешней части корпуса с помощью проводов или беспроводной связи. Исторически периферийные устройства разработаны в расчете на определенный тип портов. Например, в конструкции принтеров для персональных компьютеров предусмотрено подключение к параллельному порту, который передает от компьютера к принтеру данные в определенном формате.

Разработанный интерфейс универсальной последовательной шины ( USB ) сильно упростил использование проводных периферийных устройств. USB -устройства не требуют сложных процедур конфигурации. Они просто подключаются к соответствующему порту (при наличии нужного драйвера). Кроме того, все чаще появляются устройства, которые подключаются кузлу с использованием беспроводной технологии.

Установка периферийного устройства выполняется в несколько этапов. Порядок и тип этих шагов зависит от типа физического подключения и от того, относится ли устройство к типу автоматически настраивающихся ( PnP ). Предусмотрены следующие шаги:

подсоединение периферийного устройства к узлу с помощью соответствующего кабеля или беспроводного соединения;

подключение устройства к источнику питания;

установка соответствующего драйвера.

Некоторые устаревшие устройства, так называемые "обычные устройства", не предусматривают самонастройки. Драйверы таких устройств устанавливаются после того, как устройство подключается к компьютеру и включается питание.

Драйверы самонастраивающихся USB -устройств в системе уже имеются. В таком случае при подключении и включении операционная система распознает устройство и устанавливает соответствующий драйвер.

2 Организация электропитания устройств компьютера

Все устройства, имеющиеся внутри системного блока (как внутренние, так и внешние) питаются через блок питания системного блока.

Монитор поддерживает две схемы подключения:

- через системный блок (в этом случае при включении/выключении системного блока одновременно включается/выключается монитор);

- через отдельную розетку (тогда при включении системного блока монитор нужно включить через отдельную кнопку).

Все остальные периферийные устройства, расположенные в отдельны корпусах, имеют отдельные кабели питания, подключаемые к собственным розеткам.

Несмотря на высокую надежность и безопасность, компьютерное оборудование должно быть заземлено.

Во избежание нежелательных последствий скачков напряжения электросети (потеря и порча информации, выход из строя компьютерного оборудования и пр.), ПК обычно подключают к электросети через источник бесперебойного питания — UPS , который стабилизирует подаваемое на аппаратуру напряжение от сети и, при его полном отключении, поддерживает питание компьютера в течение некоторого (обычно 15—20 минут) времени, чтобы пользователь успел завершить работу запущенных программ, сохранить необходимую информацию и выключить компьютер по стандартной схеме.

Если в составе комплекта компьютерного оборудования нет UPS , то желательно использовать хотя бы обычный стабилизатор напряжения или специальный сетевой фильтр.

2 Разъемы для подключения электропитания и внешних устройств

Расположение разъемов. Обычно разъемы для подключения электропитания и внешних устройств находятся на задней стенке системного блока компьютера. В портативных компьютерах эти разъемы могут находиться и с боковых сторон системного блока.

Подключение электропитания и внешних устройств к компьютеру выполняется с помощью специальных проводов (кабелей). Для защиты от ошибок разъемы для вставки этих кабелей сделаны разными, так что кабель, как правило, просто не вставится в неподходящее гнездо.

Разъемы для электропитания. Обычно на задней стенке системного блока компьютера имеется разъем для подсоединения к электросети и разъем для подачи электропитания на монитор.

Разъемы для подключения внешних устройств. Разъемы для подключения внешних устройств достаточно унифицированы. Распространенны разъемы со штырьками и с гнездами.

Порядок вставки кабелей. Вставлять и вынимать кабели из разъемов можно только при выключенном компьютере, в противном случае компьютер и устройства могут быть испорчены.

Вставлять кабели надо аккуратно, чтобы не погнуть и не поломать содержащиеся в разъемах штырьки.

Некоторые кабели (например, для монитора или принтера) закрепляются с помощью винтов, эти винты надо завернуть рукой или отверткой (только не слишком туго), чтобы кабель не выпадал из разъема во время работы компьютера.

Периферийные устройства.

К внешним или периферийным устройствам персонального компьютера относится

устройствами, которые предназначены для ввода информации в компьютер для обработки, и

устройствами, для вывода информации из него.

Есть еще и устройства для хранения информации вне системного блока (внешние накопители).

Клавиатура и мышь

Это основные устройства для ввода информации, необходимость в них очевидна и не обсуждается, пока сенсорные мониторы не вытеснили обычные : )

Рисунок 1. Клавиатура и мышь

Подключаться клавиатура и мышь к компьютеру может с помощью двух видов разъемов:

Рисунок 2. Разъемы на задней панели системного блока

Клавиатуру и мышь с разъемом PS/2 можно подключать или отключать только при выключенном компьютере. Если они выполнены с USB-разъемами, то их можно подключать или отключать в любой момент, даже если компьютер работает.

Акустические системы (колонки)

Акустические системы преобразуют электрический сигнал, полученный со звуковой карты компьютера в звуковые колебания (т.е. в звук) и относятся к устройствам вывода информации.

Рисунок 3. Акустические системы (колонки)

Если динамики встроенные в ноутбук не устраивают по качеству звучания, то Вы также можете использовать внешние акустические системы, только подключаются они в разъем для наушников (о нем смотрите ниже.)

Наушники

Наушники, можно считать разновидностью акустических систем, только предназначены они для одного пользователя ПК. Фактически, наушники – это миниатюрные акустические системы для индивидуального использования.

Подключаются наушники к компьютеру так же, как и акустические системы.

Микрофон

Микрофон может понадобиться в двух случаях:

Общение через Интернет (например, через Skype );

Запись звука с целью дальнейшего хранения и обработки на ПК.

Как можно догадаться, микрофон является устройством ввода информации.

Веб-камера ( Web -камера)

Веб-камера может понадобиться, если Вы планируете часто общаться через Интернет, и при этом хотелось бы передавать не только голос, но и своё изображение (следует учитывать, что скорость Интернета должна быть достаточной для передачи видеосигнала).

Веб-камера на ноутбуке (встроенная)

Видео-звонки очень увлекательны, но не обязательны при живом общении. Лично я считаю это периферийное устройство одним из последних в очереди на покупку, но некоторые со мной не согласятся :).

Подключается к компьютеру камера через USB-разъем (цифра 2 на рисунке 2).

USB -флэш-накопитель (флэшка)

Флэш-накопители относятся к устройствам хранения данных, т.е. предназначены для хранения и переноса информации между компьютерами.

Кстати, рекомендую всем пользователям компьютера использовать флэшку не только по прямому назначению, но и как одно из средств резервного копирования данных (об этом мы поговорим в одном из ближайших IT-уроков).

Конечно же, приобрести флэшку желательно уже на первых шагах освоения компьютера.

Из названия можно догадаться, что подключается USB-флэш-накопитель с помощью USB-разъема.

Не забывайте про правило, что извлекать флэшку из разъема можно после программного отключения (значок возле системных часов).

Кардридер (он же картридер)

Если у Вас есть фотоаппарат или видеокамера (или смартфон), то кардридер значительно упростит работу с фотографиями и видеофайлами при переносе на компьютер.

Кардридер может быть:

внешний (указан на фотографии выше);

внутренний (устанавливается в системный блок) или

встроенный (обязателен в современных ноутбуках).

Внешний кардридер подключается к системному блоку через USB-разъем.

Обычно нельзя подключить к компьютерной системе новое устройство, не установив или не настроив соответствующее программное обеспечение. К счастью, операционная система Windows ХР обычно делает это автоматически.

Несмотря на автоматическое распознавание, пожалуйста, внимательно изучите инструкции по установке, которые поставляются с каждым устройством. Иногда перед установкой нужно устанавливать специальное программное обеспечение. Как об этом узнать? Прочитать инструкцию!

Способность Windows автоматически распознавать новые устройства называется plug-and-play (подключай и играй).

Программа, управляющая работой устройства, называется драйвером.

Порядок выполнения работы

Задание 1: Осуществить подключение периферийного оборудования, используя различные интерфейсы: жесткий диск, привод на компакт-дисках, флоппи-дисковод, плату видеоадаптера, сетевую карту, звуковую карту, монитор, принтер, сканер.

1. Изучение разъемов для подключения электропитания и внешних устройств

Посмотрите на оборотную сторону системного блока с подключенными кабелями. Поочередно вынимая кабель конкретного устройства зарисуйте разъемы системного блока. Результаты изучения разъемов занесите в таблицу.

дополнительные сервисные программы(утилиты) - делают удобным и многосторонним процесс общения пользователя с компьютером.

Загрузка ОС. Файлы, составляющие ОС, хранятся на диске, поэтому система называется дисковой операционной (ДОС). Известно, что для их выполнения программы - и, следовательно, файлы ОС - должны находится в оперативной памяти (ОЗУ). Однако, чтобы произвести запись ОС в ОЗУ, необходимо выполнить программу загрузку, которой сразу после включения компьютера в ОЗУ нет. Выход из этой ситуации состоит в последовательной, поэтапной загрузке ОС в оперативную память.

Первый этап загрузки ОС. В системном блоке компьютера находится постоянное запоминающее устройство (ПЗУ, постоянная память, ROM-Read Only Memory - память с доступом только для чтения), в котором содержатся программы тестирования блоков компьютера и первого этапа загрузки ОС. Они начинают выполнятся с первым импульсом тока при включении компьютера. На этом этапе процессор обращаются к диску и проверяет наличие на определенном месте (в начале диска) очень небольшой программы - загрузчика. Если эта программа обнаружена, то она считывается в ОЗУ и ей передается управление.

Второй этап загрузки ОС. Программа - загрузчик, в свою очередь, ищет на диске базовый модуль ОС, переписывает его память и передает ему управление.

Третий этап загрузки ОС. В состав базового модуля входит основной загрузчик, который ищет остальные модули ОС и считывает их в ОЗУ. После окончания загрузки ОС управление передается командному процессору и на экране появляется приглашение системы к вводу команды пользователя.

Заметим, что в оперативной памяти во время работы компьютера обязательно должны находится базовый модуль ОС и командный процессор. Следовательно, нет необходимости загружать в оперативную память все файлы ОС одновременно. Драйверы устройств и утилиты могут подгружаться в ОЗУ по мере необходимости, что позволяет уменьшать обязательный объем оперативной памяти, отводимый под системное программное обеспечение.

Первая задача ОС – организация связи, общения пользователя с компьютером в целом и его отдельными устройствами. Такое общение осуществляется с помощью команд, которые в том или ином виде человек сообщает операционной системе. В ранних вариантах операционных систем такие команды просто вводились с клавиатуры в специальную строку. В последующем были созданы программы – оболочки ОС, которые позволяют общаться не только с ОС не только текстовым языком команд, а с помощью меню (в том числе пиктографического) или манипуляций с графическими объектами.

Вторая задача ОС – организация взаимодействия всех блоков компьютера в процессе выполнения программы, которую назначил пользователь для решения задачи. В частности, ОС организует и следит за размещением в оперативной памяти и на диске нужных для работы программы данных, обеспечивает своевременное подключение устройств компьютера по требованию программы и т.п.

Третья задача ОС – обеспечение так называемых системных работ, которые бывает необходимо выполнить для пользователя. Сюда относится проверка, “лечение” и форматирование диска, удаление и восстановление файлов, организация файловой системы и т.п. Обычно такие работы осуществляются с помощью специальных программ, входящих в ОС и называемых утилитами.

Операционная система выполняет роль связующего звена между аппаратурой компьютера, с одной стороны, и выполняемыми программами, а также пользователем, с другой стороны.

ОС обычно хранится во внешней памяти компьютера – на диске. При включении компьютера она считывается с дисковой памяти и размещается в ОЗУ.

Этот процесс называют загрузкой ОС.

В функции ОС входит:

  • - осуществление диалога с пользователем;
  • - ввод-вывод и управление данными;
  • - планирование и организация процесса обработки программ;
  • - распределение ресурсов (оперативной памяти, процессора, внешних устройств);
  • - запуск программ на выполнение;
  • - всевозможные вспомогательные операции обслуживания;
  • - передача информации между различными внутренними устройствами;
  • - программная поддержка работы периферийных устройств (дисплея, клавиатуры, принтера и др.).

ОС можно назвать программным продолжением устройства управления компьютера.

В зависимости от количества одновременно обрабатываемых задач и числа пользователей, которых могут обслуживать ОС, различают четыре основных класса операционных систем:

  • 1. однопользовательские однозадачные, которые поддерживают одну клавиатуру и могут работать только с одной (в данный момент) задачей;
  • 2. однопользовательские однозадачные с фоновой печатью, которые позволяют помимо основной задачи запускать одну дополнительную задачу, ориентированную как правило, на вывод информации на печать.
  • 3. однопользовательские многозадачные, которые обеспечивают одному пользователю параллельную обработку нескольких задач.
  • 4. многопользовательские многозадачные, позволяющие на одном компьютере запускать несколько задач нескольким пользователям.

ОС для персонального компьютера, ориентированного на профессиональное применение, должна содержать следующие основные компоненты:

  • - программы управления вводом/выводом;
  • - программы, управляющие файловой системой и планирующие задания для компьютера;
  • - процессор командного языка, который принимает, анализирует и выполняет команды, адресованные ОС.

В каждой ОС имеется свой командный язык, который позволяет пользователю выполнять те или иные действия:

  • - обращаться к каталогу;
  • - выполнять разметку внешних носителей;
  • - запускать программы;
  • - … и другие действия.

Анализ и исполнение команд пользователя, включая загрузку готовых программ из файлов в оперативную память и их запуск, осуществляет командный процессор ОС.

Важным классом системных программ являются драйверы устройств.

Для управления внешними устройствами компьютера используются специальные системные программы – драйверы. Драйверы стандартных устройств образуют в совокупности базовую систему ввод-вывод (BIOS), которая обычно заносится в постоянное ЗУ компьютера.

Нередко к системным программам относят антивирусные средства, программы архивирования файлов и т.п.

Второй класс программ – это прикладные программы. Здесь нет единой точки зрения, какие именно программы относятся к этому классу. Обычно прикладной называют любую программу, позволяющую пользователю без программирования решать определенный класс задач

Операционная система блестяще справляется со своими обязанностями. На практике одно из основных преимуществ использования OS заключается в простоте ее понимания, несмотря на функциональную сложность (То есть система рассчитана на выполнение достаточно сложных функций).

Существуют несколько наиболее распространенных ОС.

Например, MS-DOS расшифровывается как дисковая операционная система. Разработчиком MS-DOS является Корпорация Microsoft.

Периферийные устройства персонального компьютера — это устройства, которые подключаются к компьютеру с помощью специальных разъёмов. Ниже приведу примеры основных устройств, которые можно часто встретить на домашних компьютерах.

Мониторы по технологии работы делятся на ЭЛТ (Электронно — лучевая трубка) и ЖК (жидкокристаллический). Первый вид – это устройство, содержащее в себе кинескоп, такой же, как в старых телевизорах. Использование такого монитора довольно вредно для здоровья пользователя, к счастью, сегодня они мало применяются. Второй вид – жидкокристаллический монитор – это современное решение, его использование гораздо менее вредно для здоровья.

ЭЛТ

Второй важной характеристикой является размер экрана в мониторе. Его принято измерять по диагонали и указывать в дюймах. Жидкокристаллические мониторы бывают широкоформатными, это значит, что экран будет слегка вытянут по ширине, соотношение сторон такого экрана обычно 16:9 (у обычного квадратного 4:3).

ЖК

Мониторы можно подключать через следующие интерфейсы VGA, DVI,HDMI и DisplayPоrt. В данное время на персональных компьютерах широко используются VGA и DVI интерфейсы, также существуют различные переходники, если в мониторе или в материнской плате не предусмотрены данные интерфейсы.

Клавиатура. Это устройство для ввода информации. Все клавиши разделены на несколько групп:

  • Буквенно-цифровые;
  • Управляющие (клавиши Enter, Backspace, Shift, Ctrl, Alt, Win, Caps Lock, Tab, Print Screen, Scroll Lock, Pause Break, Num Lock);
  • Функциональные (клавиши F1 – F12);
  • Клавиши управления курсором (Стрелки, Insert, Delete, Home, End, Page Up, Page Down);
  • Малая цифровая клавиатура.

Клавиатура

Кроме перечисленных выше, на клавиатуре может находиться набор мультимедийных клавиш самого разного назначения. Также обычно имеются индикаторы режима Num Lock, Caps Lock, Scroll Lock.

Устройство может подключаться по интерфейсу Ps/2,USB. Существуют также переходники, которые позволяют подключить USB клавиатуру в порт PS/2 и наоборот.

На ноутбуках и нетбуках в целях экономии места могут отсутствовать некоторые группы клавиш. Также могут отсутствовать они и в обычных клавиатурах.

Клавиатура

Плюсом USB клавиатуры является, что ее можно подключать с включенным компьютером и через некоторое время операционная система автоматически опознает клавиатуру, тем самым вам не надо перезагружать компьютер, чтобы начать работать с ней. Если подключить клавиатуру PS/2 с включенным компьютером, то система не сможет определить устройство и придется перегрузить компьютер, чтобы начать использовать клавиатуру.

Мышь

По принципу работы мышки бывают механическими, оптическими и лазерными. Механические содержат внутри прорезиненный шар, который при движении вращает маленькие валы, с которых и считывается информация о направлении и скорости движения манипулятора (устаревшая модель). Оптические мышки имеют направленный вниз светодиод. Отраженный от поверхности свет и дает возможность узнать направление и скорость перемещения. Лазерные мышки являются разновидностью оптических.

Разница состоит в том, что светодиод заменен миниатюрным лазером. Это позволило избавиться от свечения мыши и увеличило точность позиционирования. Механические мыши устарели и почти не используются, обычно применяются разновидности оптических манипуляторов.

Способы подключения мыши такие же, как и у клавиатуры: USB и PS/2. Как и с клавиатурами USB мышки определяются с включенным компьютером.

Мышь-USB

Принтер. Это устройство для вывода (печати) информации на бумагу.

В первую очередь они различаются по технологии печати. Бывают лазерные (светодиодный принтер), струйные, матричные и другие принтеры (твердочернильный, сублимационный).

Лазерные принтеры – наиболее практичные для работы устройства. У них наибольшая скорость печати, ресурс картриджа и наименьшая стоимость обслуживания и заправки. Обычно бывают черно-белыми, хотя существуют и цветные. Для печати используется специальный порошок, называемый тонер. Он наносится на лист бумаги в нужных местах, а затем закрепляется на ней путем нагрева и расплавления. Также есть cветодиодный принтер, который является параллельной веткой развития технологии лазерной печати.

Струйный принтер – самый подходящий вариант для печати цветных изображений, в том числе фотографий. В качестве печатающего вещества используется жидкая краска 4-х или 6-и цветов. Смешение этих красок в разных сочетаниях дает всю палитру при печати. Недостатком является опасность засыхания краски в картридже в случае длительного простоя и невысокая скорость печати. Однако такие принтеры дают наибольшее качество цветной печати, а также невысокую стоимость заправки при условии использования СНПЧ – системы непрерывной подачи чернил. Это система, при которой емкости с краской находятся рядом с принтером и подача в картриджи осуществляется по специальным трубкам.

СНПЧ

Матричный принтер. Это наиболее старый и наименее удобный вариант. В нем для печати используется лента, пропитанная красящим веществом. Лента прижимается к бумаге специальными уголками в нужных местах и формирует из точек изображение. Главными минусами таких принтеров является: низкая скорость печати, качество и повышенный шум при печати. Однако они по-прежнему используются во многих организациях потому, что некоторые старые программные продукты могут печатать только на таких принтерах.

Принтеры подключаются к компьютеру через интерфейс USB или LPT (старые модели).

Принтер

Сканер. Устройство для передачи информации с бумажного носителя в компьютер. Отсканировав изображение, мы получим картинку. В случае если сканируется текст и его нужно отредактировать, применяются специальные программы для распознавания текста. Одна из популярных программ, которая распознает текст со сканированного документа ABBYY FineReader, которая распространяется как платный программный продукт.

Сканеры подключаются через USB.

Сканер

МФУ. Аббревиатура расшифровывается как многофункциональное устройство. Это очень практичное решение, представляющее собой комплектацию принтера и сканера. Современные МФУ также дают возможность делать копии без включения компьютера (копировальный аппарат), а также могут выполнять функции факса.

Подключаются через USB и Ethernet (по сети).

МФУ

Акустические колонки. Это устройства для воспроизведения звука.

Акустические колонки

Отличаются колонки в первую очередь мощностью. Подключать их необходимо в двух местах: к источнику сигнала – зеленый круглый разъем на материнской плате или дискретной звуковой карте; а также к источнику питания, чаще в обычную розетку, но бывают версии питающиеся от USB.К числу периферийных устройств можно отнести множество других девайсов: это и источники бесперебойного питания, веб- камеры, внешние модемы и еще множество других полезных приспособлений. Рассмотреть их все в рамках одного урока не представляется возможным, поэтому остановимся на описанных выше самых популярных представителях этой группы периферии. В настоящее время развиваются беспроводные периферийные устройства: мышки, клавиатуры, принтеры и т.д.

Читайте также: