План урока международные отношения в 17 18 веках

Обновлено: 30.06.2024

3. 1. Причины конфликтов между странами

1. Борьба за новые
земли или колонии
2. Личная неприязнь
между
правителями
3. Религиозные
противоречия
Ганс Гольбейн Младший
Послы, 1533
©
Комплексуроков

4. 2. Система Европейского баланса

Крупнейшие страны:
Франция, Испания,
Священная Римская
империя, Англия,
Швеция и
Османская
империя.
Между странами была
масса
противоречий. (с.
163)
©
Комплексуроков
Система европейского
баланса – система
политических
противовесов за счет
создания союзов,
договоров и коалиций.
Коалиция – союз нескольких
государств для борьбы с
другим.
Дипломатия – искусство
ведения переговоров и
обмена посольствами

• Протестантские княжества
Германии объединились
против католика
императора и создали
свою Евангелическую
Лигу. Ее поддержала
Франция, Нидерланды,
Англия, Дания и Швеция.
• Католические княжества
создали свою
Католическую Лигу. Ее
поддержали император
Германии и Испания.
©
Комплексуроков

Казнь на Староместской площади в
Праге 12 июня 1621 вождей Чешского
восстания
©
Комплексуроков
Повод к войне –
восстание в Чехии
против своего
католического короля
(1618 г.)
Было подавлено,
протестанты терпели
поражения, одно за
другим.

• Знаменитый
католический
полководец –
Альбрехт
Валленштайн (с. 167)
• Знаменитый
простестансткий
полководец – ГуставАдольф
©
Комплексуроков

9. 4. Вестфальский мир 1618 года

10. 5. Северная война 1700-1721 гг.

Шведский
Король Карл XII
Это была война за
выход в Балтийское
море, необходимый
для России. Против
Швеции была
создана коалиция –
Россия, Дания,
Польша и Пруссия.
1721 г. – Ништадтский
мир, по которому
Россия значительно
упрочила свой
авторитет.
Российский царь Петр I Великий
©
Комплексуроков

11. 6. Война за Австрийское наследство 1740-1748гг.

В 1740 году умер Карл VI,
оставив трон дочери
Марии Терезии. Ее
поддержали Россия,
Англия и Голландия.
Против выступили Бавария,
Пруссия, Франция,
Испания и Саксония.
Победила сторона Марии
Терезии. Но Пруссия,
захватив Силезию, стала
угрожать дальнейшей
стабильности.
Мария Терезия Австрийская
©
Комплексуроков

12. 7. Семилетняя война 1756-1763 гг.

Англия
Пруссия
©
Франция
Австрия
Россия
Испания
Саксония
Швеция
Комплексуроков
Повод - стычки между
англичанами и
французами в Новом
Свете.
Итог войны – поражение
Франции, она
потеряла Канаду,
Луизиану, почти все
владения в Индии.
Англия приобрели
испанскую Флориду и
возвысила свой
авторитет.

13. 8. Разделы Польши

• Польша (Речь
Посполитая)
включала польские,
литовские,
белорусские и
украинские земли.
• Прочитайте на с. 238239 материал
учебника и ответьте
на вопрос: В чем
была слабость
Польши?
• С. 240 –
самостоятельно
заполните таблицу
до конца.
8. Разделы Польши
©
Комплексуроков

14. Закрепление изученного материала

• В чем были причины международных
конфликтов в XVII-XVIII вв.?
• Как изменилось положение ведущих стран
мира?
• Какая система международных отношений
сложилась после Тридцатилетней войны?
• Были ли эта система прочной? Свой ответ
аргументируйте.
©
Комплексуроков

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План урока по учебной дисциплине ИСТОРИЯ

Урок по истории №43

Тема: Международные отношения в XVII - XVIII вв.

Тип урока: Комбинированный

Вид урока: Групповая работа

Образовательная: сформировать знания о развитии международных отношений в XVII - XVIII веках, особенностях европейских войн.

Развивающая: уметь устанавливать причинно-следственные связи, выделять особенности исторического процесса, писать биографический очерк, давать аргументированную оценку событиям.

Воспитательная: развивать интерес к развитию европейской цивилизации, к целостности мира, противоречиях во взаимодействии и столкновениях внутри цивилизации.

Материально-техническое обеспечение: доска, учебник, мультимедиапректор

Основные понятия: коалиция

Введение в урок.

Актуализация опорных знаний

Расскажите об османских завоеваниях. Как европейские страны боролись с османской агрессией?

В чем состояли особенности государственного устройства и внутренней жизни Османской империи?

Как Китай был завоеван маньчжурами? Как завоеватели организовали управление страной?

Сравните развитие Османской империи и Китая в начале Нового времени. Почему происходит ослабление обоих держав?

В чем состояли причины колониальных захватов? Какие н следствия они имели для европейских стран и стран, n ревратившихся в колонии?

В чем состояли особенности американских колоний?

Как Индия стала колонией Англии?

Усвоение нового материала

К началу XVII века в Европе усилилось влияние династии Габсбургов, которая правила в Священной Римской империи (в нее входили Германия и другие страны) и Испании.

Священная Римская империя (— государственное образование, существовавшее с 962 по 1806 годы и объединявшее многие территории Европы. В период наивысшего расцвета в состав империи входили: Германия, являвшаяся её ядром, северная и центральная Италия, Нидерланды, Чехия, а также некоторые регионы Франции. Священная Римская империя просуществовала до 1806 года и была ликвидирована в ходе наполеоновских войн, когда был сформирован Рейнский союз, а последний император Франц II отрёкся от престола.

Главным противником Габсбургов была Франция.

Тридцатилетняя война (1618 – 1648гг.) – это была война между Священной Римской империей, Испанией с одной стороны и Францией с другой стороны. Были вовлечены и другие страны. В 1648 году был заключен Вестфальский мирный договор, положивший конец Тридцатилетней войне, он официально закрепил политическую раздробленность Германии, в которой власть императора была сведена к нулю, а князья стали независимыми правителями.

Во второй половине XVII века главным источником противоречий в Европе стали отношения между Францией и Англией.

В XVIII веке эти противоречия обострялись. Семилетняя война – (1756 – 1763) – результат острого клубка противоречий. С одной стороны Франция, германские государства, Австрия, Россия. С другой стороны Пруссия и Англия. Франция одержала ряд побед. Однако, после того как Россия перестала поддерживать Францию (после прихода к власти в России императора Петра III , поклонника прусского короля), Франция не смогла воспользоваться результатами своих успехов. Границы в Европе остались неизменными.

Закрепление нового материала

Каковы были причины Тридцатилетней войны? Кто в ней участвовал? Каковы были ее результаты?

Почему Франция господствовала в Европе во второй половине

в.? Что ей удалось достичь в это время? Почему произошло ослабление Франции?

Почему началась Война за испанское наследство? Чем она кончилась?

В чем состояли особенности войн XVIII в.? Почему Семилетнюю войну называют прообразом мировой войны? Почему в Европе эта война закончилась безрезультатно?

Используя дополнительную литературу, напишите биографический очерк об одном из полководцев Западной Европы XVII- XVIII вв.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Международные отношения в 18 веке

1. Учащиеся должны овладеть системой знаний о международных отношениях в Европе в XVIII в.

2. Учащиеся должны овладеть знаниями об основных исторических деятелях XVIII столетия.

3. Учащиеся должны овладеть знаниями о Семилетней войне, войнах за польское и австрийское наследства.

Метапредметные:

1. Учащиеся должны овладеть навыками использования карты как языка международного общения и как средства изучения исторических процессов и явлений.

2. Учащиеся должны уметь работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать, выявлять аналогичные процессы и явления, делать выводы и умозаключения.

3. Учащиеся должны уметь вырабатывать и применять условные знаки для решения и оформления учебных и познавательных задач.

1. У учащихся должна быть сформирована мотивация на обучение и способность к выстраиванию индивидуальной образовательной территории.

2. Учащийся должен сформировать научное мировоззрение на основе современных достижений науки и техники.

3. Учащийся должен продолжить формировать навыки коммуникативной компетентности.

Варианты проблемных и познавательных заданий: Почему Европа XVIII в. становится мировым лидером? В чём проявлялось европейское лидерство?

I. Организационный момент.

II. Актуализация и мотивация.

С завершением войны за испанское наследство и Северной войны Европа окончательно вступила в XVIII в.

III. Постановка темы урока.

Сформулируйте тему урока. Какие вопросы, по вашему мнению, мы рассмотрим на сегодняшнем уроке?

IV. Освоение нового материала.

1. Давайте подумаем, какие держава стали ведущими в начале XVIII в.?

2. Совершенно верно.

3. За что боролись эти страны?

4. Открываем учебник и делаем в тетради таблицу: дата, событие, участники, итоги (начертить на доске).

В войне приняли участие, с одной стороны, Россия, Австрия и Саксония, с другой, - Франция, Испания, Сардиния и Бавария. Поводом к войне послужило избрание короля Польши после смерти Августа II. В 1735 г. прекратились военные действия, но конфликт завершился подписанием Венского мирного договора лишь в 1738 г. Франция признала Августа III, за Лещинским пожизненно закрепился королевский титул, и ему передавались Лотарингия и графство Бар (после его смерти эти земли отошли к Франции). Австрия отказалась от Королевства Обеих Сицилий, а Сардиния приобретала часть Миланского герцогства. После войны усилились позиции России в Европе.

С 1740 по 1748 гг. велась война за австрийское наследство в связи с попыткой раздела владении Дома Австрийских Габсбургов. В начавшейся войне столкнулись две коалиции Франции, Пруссии, Испании и Австрии, Англии и Нидерланды, на стороне которой с 1746 г. выступала Россия. По Ахенскому договору (1748) Габсбургам удалось сохранить большую часть своих владений, за исключением Силезии, отошедших к Пруссии, (Дрезденский мир 1745 г.) и части итальянских земель, полученных Испанией и Сардинией. Эта война ничего не решила в англо-французском споре. Семилетняя война

К Семилетней войне (1756-1763) привели противоречия между Англией и Францией из-за колоний в Северной Америке и Ост-Индии, а также столкновения интересов Австрии, Франции и России с агрессивной политикой прусского короля Фридриха II великого (1712-1786).

Европейские границы государств остались без изменений: переделу подлежали колонии: Англия захватила у Франции Канаду, Восточную Луизиану, острова в Вест-Индии и ее владения в Индии, а у Испании - Флориду. Франция лишилась всех своих владений на Североамериканском материке. Россия не получила каких-либо территориальных выгод, но Пруссия, один из основных ее врагов, была обессилена.

В 60-х гг. XVIII в. Наиболее сильные противоречия у России были с Францией и Австрией. Австрия боялась усиления России на Балканах и в Польше. В сентябре 1768 г., подстрекаемая Австрией и Францией, Турция объявила войну России.

В июле 1774 г. в болгарском селении Кючук-Кайнарджи был подписан мирный договор, согласно которому России отходили земли между Бугом и Днепром, включая морское побережье, крепости в Крыму, а Крымское ханство объявлено независимым. Торговый флот России получил право свободного плавания через проливы.

Разделы Польши

По первому разделу 1772 г. Пруссии отошли Поморье (Померания), часть Великой Польши, Австрии - Галиция, России - часть белорусских земель.

Второму разделу Польши предшествовало нарастание в связи с революцией во Франции революционных настроений в Европе и, в частности, в Польше. В 1791 г. в Польше была введена конституция, которая, несмотря на ряд недостатков, была прогрессивной и вызвала раздражение монархов Европы. В 1793 г. Россия и Пруссия совершили второй раздел: Пруссии - отошли польские земли, России - Белоруссия и правобережная Украина. Второй раздел вызвал недовольство патриотов Польши. В 1794 г. началось восстание в Польше во главе с Тадеушем Костюшко (1746-1817). Восстание было подавлено, и это повлекло за собой третий раздел Польши (1795 г.): Австрия и Пруссия получили польские земли, Россия - Курляндию, Литву, Западную Белоруссию, Западную Волынь. В результате разделов Речь Посполитая как государство перестала существовать.

Русско-турецкая война 1787-1791гг.

С 1780 г. начинается сближение России с Австрией на почве общих интересов в отношении Турции и Польши.

Поддержку России в это время оказывала лишь Австрия, и то незначительными силами. Тем не менее и эта война показала превосходство русской армии.

29 декабря (9 января) 1792 г. – Ясский мирный договор, подтверждающий условия Кючук-Кайнарджийского мира, а также признающий присоединение к России Крыма.

Отлично. Все записали таблицу себе в тетрадь.

А теперь давайте прочтем источник в конце параграфа. О чем в нем говорится?

V. Закрепление полученных знаний.

Итак, какой вывод мы можем сделать о международной ситуации в XVIII в?

Давайте закрепим пройденный материал. На доске появляются задания, на которые ученикам необходимо ответить.

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

Какие вопросы на ваш взгляд являются наиболее сложными? На каких уроках кроме истории вам могут пригодиться полученные знания?

Читайте также: