Почему можно не учиться в школе

Обновлено: 02.07.2024

Не всем детям нравится в школе: одним скучно на уроках, других травят одноклассники, а третьи не могут найти общий язык с учителем — все это сказывается на учебе.

Что такое семейное обучение

Каждый ребенок должен получить общее образование — за это отвечают родители. Кроме привычной очной формы образования есть и другие варианты: например, приходить в школу на консультации по индивидуальному расписанию или какие-то уроки посещать вместе с классом, а другие предметы осваивать самостоятельно.

Чтобы так делать, нужно выбрать заочную или очно-заочную форму обучения — в таком случае ребенок будет числиться в школе, а за то, насколько он хорошо усвоил программу, будут отвечать учителя.

Можно не ходить в школу вообще — это и есть семейная форма обучения: в школу ученик не записывается, а только приходит сдавать экзамены, подтверждая, что на самом деле получает образование, а не просто сидит дома.

Что по закону положено бесплатно

Семейная форма обучения предполагает, что образованием ребенка будут заниматься родители. Несмотря на это, часть расходов на обучение государство оставляет за собой. Вот за что не придется платить.

Учебники. Все нужные книги можно взять в школьной библиотеке: по закону все ученики имеют право бесплатно пользоваться библиотечными фондами. Но материалов для экспериментальных программ там может не оказаться.

Аттестация. Когда ребенок приходит сдавать экзамены, школа обязана организовать условия для этого: выделить помещение, назначить проверяющих. За все это родители не платят: брать деньги за аттестацию запрещено законом об образовании.

Когда именно будут экзамены и что на них спросят, школа определяет вместе с родителями. Дети на семейном обучении могут проходить программу в темпе и порядке, которые отличаются от тех, что в школе. Избежать аттестации вряд ли получится: во время экзаменов государство проверяет, действительно ли ребенок учится. Если ребенок сдаст тесты плохо, его могут вернуть в школу.

Участие в олимпиадах. Дети на семейном обучении могут участвовать в олимпиадах и творческих конкурсах наравне с остальными и получать льготы на поступление в вузы и денежные призы. Бесплатны только государственные олимпиады, некоторые частные конкурсы берут деньги за участие, но со всех учеников.

Помощь. Если ребенку тяжело дается учеба или есть сложности с социализацией, он может получить помощь в школе или специальных центрах: пройти профориентацию, проконсультироваться по поводу индивидуального учебного плана, позаниматься с логопедом.

За что придется заплатить

Когда ребенок учится на дому, все расходы берут на себя родители: платят приходящим учителям, оборудуют место для учебы, покупают необходимую технику.

Но и на этом можно сэкономить: родители могут самостоятельно заниматься по школьным учебникам и не тратиться на репетиторов, использовать вместо парты обычный стол, а вместо доски — лист ватмана. В таком случае образование обойдется дешевле, чем в школе: не придется покупать форму и скидываться на подарки учителям и нужды класса.

Как оформить

Чтобы перевести ребенка на семейное обучение, родителям нужно сообщить об этом в орган местного самоуправления. На практике не всегда понятно, что это значит и куда идти, поэтому проще всего решить вопрос напрямую через школу.

Если вы выбрали семейную форму обучения, напишите заявление об этом в ту школу, где ребенок будет проходить промежуточную аттестацию. Это необязательно будет школа по прописке, можно обратиться в любую. В некоторых регионах этого достаточно, в других директор сам сориентирует родителей, куда нужно отнести дополнительные заявления.

Как права ребенка сочетаются с его обязанностями и школьными требованиями?

Должен ли ребенок ходить в школу?

Все родители знают, что в России действует всеобуч. Это значит, что дети в возрасте с 7 до 8 лет должны приступить к учебе. Если родитель этого не обеспечит, его могут привлечь к административной ответственности, а то и вовсе лишить родительских прав. Но, как оказалось, в школу то при этом можно и не ходить. Именно так сказано в ч.3 статьи 52 Закона об образовании:

Каждый ребенок имеет право на домашнее образование. Родители имеют право выбирать форму обучения детей.

Эта норма никак не связана со здоровьем ребенка. То есть, абсолютно здоровый ребенок имеет полное право не посещать школу и учиться дома. Правда, при этом ему все равно придется проходить промежуточные и итоговые аттестации в школе. То есть, сдавать тесты и экзамены.

Кстати, изменить форму обучения можно в любой момент. Не обязательно решать, нужна ли ребенку обычная традиционная школа перед первым классом. Да и отдать в первый класс ребенка можно и позже 8 лет. Правда, в этом случае только по состоянию здоровья.

Могут ли отказать в переводе в другую школу?

В этом вопросе ситуация двойственная:

  • администрация школы, где учится ребенок, не может возражать против того, чтобы он перешел в другое учебное заведение;
  • администрация другой школы может принять ученика только при наличии свободных мест.

Кроме того, препятствие для такого перехода возможен только в школу соответствующего уровня (например, переход 10-классника из обычной школы в физико-математическую мало вероятен). Кроме того, необходимо согласие директора той школы, куда ребенок хочет перейти, и наличие там свободных мест.

Можно ли оставить ребенка на второй год?

Многих родителей волнует вопрос, на каком основании могут оставить ученика на второй год? Оказывается, это возможно:

  • по инициативе самих родителей;
  • в связи с неусвоением школьного материала, по инициативе администрации школы.

Если ребенок по итогам года имеет две неудовлетворительные отметки, то он может быть оставлен на второй год или переведен в класс коррекции. Как сказано в законе:

Если у ребенка одна двойка, то по согласованию с родителями он может быть переведен в следующий класс.

В этом случае родители отвечают за то, что ребенок исправит оценку в течение года. Для исправления дается две попытки.

Внеурочка обязательна?

По закону нет. В ч.14 статьи 34 ФЗ об образовании сказано, что ученики гражданских школ не обязаны посещать мероприятия, не предусмотренные учебным планом. А это любые кружки, секции и подобные мероприятия. Кроме того, этой же статьей предусмотрено, что принудительное привлечение учащихся в общественно-политические организации не допустимо.

Ребенок имеет право на уважение

Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства воспитанников и педагогов. Применение методов физического и психического насилия не допускается.

Конечно, учителя не хотят нарушать закон. Но получается далеко не всегда, ведь многие педагоги попросту не думают о законности своих действий. Они, к сожалению, оскорбляют учеников, унижают их и даже иногда применяют физическую силу. Ничего этого делать нельзя. Поэтому. если со стороны учителя присутствует грубость, родителям необходимо вмешаться и поднять вопрос о профпригодности педагога.

Школа несет полную ответственность за учеников

А это значит, что в первую очередь образовательная организация обязана заботится о здоровье учеников. Поэтому:

Дело в том что я сижу в 7-ом классе уже второй год (И на третий тоже останусь в нем) У всех бывает такое что вам что либо неприятно (Не нравится) Вот такое же у меня отношение к школе! Я всеми клеточками своего тела ненавижу данную структуру образования. В частности из-за обучающихся там, злые, бесчувственные наркоманы которые портят весь социум! И если вы пришли сюда поглаголить "Все вы такие в таком возрасте","Меняй школу","А как ты будешь работать без школы?" Если вы хотите ответить именно таким способом, лучше силы не тратьте. Я проигнорю. К вашему сведению работодателей уже давно не впечатляют аттестаты, дипломы итд. Все давно знают как это легко подделать. Один единственный вопрос: Будут ли проблемы с органами опеки? И можно ли их как-то избежать не ходя в школу?

по закону об образовании обеспечить получение оного-
обязанность родителей или лиц. их заменяющих
не будешь УЧИТЬСЯ.
НЕ ВЕРЮ. ЧТО НАСТОЛЬКО НЕСПОСОБЕН. - БУДЕТ МНОГО НЕПРИЯТНОСТЕЙ. НАЧИНАЯ СО ШТРАФОВ. ЛИШЕНИЯ ПРАВ ОПЕКИ- И ТОГДА-
ДОРОГА В СПЕЦУЧРЕЖДЕНИЕ.

ОНО ТЕБЕ НАДО-
КЛЕТОЧКАМ ТВОЕГО ТЕЛА?

Мдо, вопросик. А ты не в курсе что можно сделать запрос в школу и получить (или не получить) всю информацию и тебе? Без школьного диплома и вступительных экзаменов ты не пойдешь на высшее, или даже в ПТУ какое нибудь. Фундамент - это школа, как никак. Все от тебя зависит. Ну не можешь тут учиться - проси в другое заведение. Но аттестат то нужен, без школьного аттестата только проституткой идти работать или куда нибудь без оформлений - но это ооочень трудно, и всегда будешь без денег.
Без оформления труда закон не сможет защитить твой труд - понимаешь? Следовательно - давать зарплату тебе или нет - это будет вопрос второстепенный.

Если хочешь развить творческое мышление, то лучше бы школу не посещать, поскольку там обучают по программам, не способствующим развитию творческих способностей. Но чтобы быть законопослушным, ты обязан посещать её

Попробуй домашнее обучение. По закону, это твоё полное право. К сожалению, образование просто необходимо в жизни. Работать ты без него не сможешь. Официально уж точно. То есть, ты не защищён законом от мошенничества со стороны работодателя.

Враньё это всё. Дети занимаются своим образованием сами, в силу врождённых инстинктов. Ребёнок сам себя готовит к жизни. А школа попросту эту заслугу приписывает себе, поскольку никто обратного доказать не может из-за отсутствия примеров.
А нужна такая система для того, чтобы освободить родителей, и больше народу загнать на производство, а потом пилить налоги.


Последний год в школе, впереди напряженная учеба и подготовка к ЕГЭ, но, кажется, это волнует лишь родителей. Уже почти взрослый подросток лежит на диване с прошлого учебного года, который он еле закончил.

Пора ли паниковать, можно ли как-то поднять подростка с дивана и как вести себя родителям, если ребенок не думает о будущем и не хочет учиться, рассказывает семейный психолог Екатерина Бурмистрова.


– Причин может быть много, и с каждой ситуацией надо разбираться отдельно. Подростковый возраст очень нестабильный. Возможно, его накрыла несчастная любовь. Возможно, он с чем-то не справился, заваливает предмет, и ему нужен репетитор.

Если подросток лежит и смотрит в потолок не один день, а неделю и больше, нужно разбираться, выяснять причину.

– Если мы говорим про семьи с подростками, живущими в больших городах, и про тех, кто взрослеет у очень внимательных, мотивированных родителей, очень часто подростки ничего не хотят, потому что они просто не успевают захотеть. Мы, боясь что-то упустить в их развитии, предупреждаем их желания. Особенно желания образовательные и те, что связаны с хобби. Он еще толком не успел захотеть, желание еще до конца не вызрело, а мы раз – и реализовали все.

Например, ребенок думает о программировании, задумался о хорошем компьютере, два года ходит на занятия – это одно, а другое – походил неделю, а к воскресенью компьютер купили. Результат может быть для человека не очень ценным из-за того, что на его достижение потребовалось совсем не много времени, а его не перехитришь.

Я не говорю о том, что нужно каждое желание мариновать и тогда хороший результат будет гарантирован. Но не учитывать это тоже нельзя.

Еще один момент заключается в том, что сегодня у подростка очень насыщенная информационная среда – много занятий в школе, много дополнительных занятий. Соответственно, может не возникать желания только потому, что ничего уже не нужно, слишком всего много, до перегруза.

Третье – это то, что взросление происходит в довольно защищенной среде, без экономических и социальных катаклизмов. Поэтому дети часто растут инфантильными. Они не то что не хотят заниматься чем-то, каким-то хобби, они в целом не очень что-то хотят. У них не развита воля, они привыкли, что где можно не напрягаться, лучше не напрягаться.

Они внимательно выбирают, что им подходит, а что не подходит, и очень ориентированы на заботу о себе. Вроде бы звучит плохо. Но в то же время именно эта способность, немного направленная в другую сторону, даст им возможность отказаться от ненужного: это меня не интересует; а вот у меня нет этого драйва; а вот мне это тяжело, у меня это не пойдет. Так что есть шанс, что они все-таки выберут то, что их заинтересует по-настоящему.


Последняя причина, очень важная – зависимость от интернета, от соцсетей есть у гораздо большего количества подростков, чем мы думаем. Человека, который имеет зависимость, сидит все время в компьютере, в телефоне, сосредотачивается в том, виртуальном мире, все остальное интересует гораздо меньше. Это отдельный разговор про природу зависимости и способы работы с ней, но это явление распространено гораздо больше, чем мы думаем.

– Могут ли родители отличить, что ребенок ничего не хочет из-за каких-то проблем в воспитании или из-за того, что у него депрессия?

– Один из признаков депрессии – как раз отсутствие желания. Если ребенок ничего не хочет, при этом у него есть другие признаки депрессии, например вялость, постоянная усталость, обязательно нужно показать его психиатру. Подростковые депрессии, увы – явление распространенное, и причины их роста не установлены. Говорят и про повышенную учебную нагрузку, и про ту же самую зависимость, и про то, что дети мало двигаются. Но факт остается фактом. Так что если подозреваете депрессию – нужно идти к грамотному психиатру. Если вы с этим пойдете к психологу, психолог вам не скажет, есть ли у вас депрессия, это не компетенция психолога, он все равно отправит к психиатру.

Не учится, не работает – запирать ли холодильник

– Я читала в одном из сообществ, что поднять подростка с лежанки и уговорить что-то сделать без скандала требует много сил и эмоций. Это так?

– Я вообще не понимаю про уговорить в этом смысле. Почему требуются уговоры и эмоции? Может быть, был авторитарный стиль воспитания, когда слишком многое решает мама, и то, что подросток лежит на диване – это сопротивление? Надо что-то менять для того, чтобы можно было начать диалог. Если вы водите ребенка за ручку, а ребенку 17 лет, вы, конечно же, можете столкнуться с сопротивлением.

У человека после 14-15 лет либо есть своя мотивация что-то делать, либо нет. Если своей мотивации нет, ее в ручном режиме через уговоры запустить нельзя. Это воспитательная ошибка.

Если вы уговариваете подростка идти к репетитору или уговариваете его помочь принести картошку, значит, вы не перешли на следующую ступень отношений, застряли в детстве. Когда он был маленький, его приходилось уговаривать съесть ложку манной каши, теперь вот уговоры продолжаются.

– Бывает, в ответ раздается и грубость…

– Конечно, это оборона. Потому что уговоры – неработающая модель. Вы его уговариваете, как будто он маленький, а он огрызается. Мне кажется, до подростка нужно донести: уговаривать тебя мы не будем, ты можешь нас попросить, чтобы мы тебе оплатили репетитора, но, если ты не поступаешь, мы тебе не оплачиваем обучение на платном. Мы не кормим тебя и не поим, ты просто идешь работать. Это называется выставление границ.

– Мне кажется, границы нужно выставлять сразу, воспринимая выросшего ребенка как самостоятельного человека, который должен включить свой двигатель, возможно, совершать свои ошибки. Но если нет четко проставленных границ, ему будет трудно делать выбор.

Современные подростки, выросшие, к счастью, в достаточно стабильном обществе, не понимают, что для простой обычной жизни требуются усилия.

И родителям, и ребенку с самого начала нужно понимать – когда он вырастет, кормить себя он будет сам. То есть, пока ребенок учится, его материально поддерживают; если он не учится, его перестают поддерживать.

– На замок не запирать, но выросший ребенок не сможет поехать на долгожданный фестиваль, вы ему не купите новые кроссовки, у него не будет нового девайса, вы не будете оплачивать отдых, развлечения.


Сегодня многие семьи приходят к тому, что современные изнеженные мальчики должны пойти в армию, и только после этого они приходят в сознание, понимают ценность и важность учебы…

Я знаю, что чем выше материальный уровень семьи, тем чаще бывают трудности с мотивацией. Зачем ребенку готовиться, трудиться, поступать, ведь если он не поступит на бюджет, пойдет на платное? У семьи есть деньги, он привык развлекаться, он получает удовольствие от жизни.

– Подводя итог: нельзя подростка уговорить встать с дивана и начать что-то делать? Тогда что нужно делать?

– Это просто не работает. Да, тревоги, переживания родителей понятны. Но если лечить аппендицит капустными листьями, будет ощущение, что мы что-то делаем, но аппендицит от этого не пройдет. Это не тот способ, который помогает. Уговоры, они для дошкольников: для трехлеток, четырехлеток – привлечь внимание, уговорить, замотивировать. С подростками совершенно иначе. Это их жизнь, их сознание, их выборы.

Когда мы применяем к подростку то, что работает с дошкольником, мы сильно ошибаемся и сильно портим отношения. Главное, как я сказала, это ни к чему не ведет. Надо учиться договариваться, как мы делаем это со взрослыми людьми.

Читайте также: