Почему в начальной школе один учитель

Обновлено: 30.06.2024

Маленьким детям труднее воспринимать знания в разном стиле изложения и при разной системе требований.

Для того, чтобы плавно оторвать
маменькиных сынков
от маменькиной юбки.

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Замечено, что в случаях предоставления учителям начальной школы возможности выбора урока, одни из них всегда выбирают математику, другие – русский язык, третьи – труд. Это явный показатель предпочтительного отношения учителя к тому или иному учебному предмету. Следовательно, отношение учителя к предмету сказывается на качестве преподавания и результатах обучения. На высоком уровне преподавать русский язык, математику, познание мира, литературное чтение и труд одному учителю очень сложно

ВложениеРазмер
predmetnoe_prepodavanie_2.docx 20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Качество образования в современной школе во многом определяется умелой организацией образовательного процесса. Школа 21 века призвана ориентировать не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие личности, познавательных и созидательных способностей учащегося. Начальная школа как базовое звено образования должна формировать целостную систему универсальных учебных действий, следовательно - опыт самостоятельной деятельности обучающихся.

Пришло время стандартов нового поколения, и мы знаем вполне достаточно о том, какие требования предъявляются сегодня к учителю начальных классов, но мало знаем о том, какие трудности он испытывает в условиях инновационных процессов.

Почти 80% учителей указывают на испытанные ими интеллектуальные, эмоциональные и другие психологические трудности, наличие которых обусловливает отставание их профессиональной деятельности от новых требований.

Преемственность между начальной и основной школами является еще одной проблемой. В пятом классе ребенок переживает острый кризисный период, на подходе подростковый возраст. В то же время он попадает в непривычную среду, когда появляется много учителей, которые считают свой предмет главным и не редко предъявляют высокие требования. Ребенок не выдерживает давления, у него резко падает интерес к учебе.

Проанализировав сложившуюся ситуацию, мы выделили основные проблемы, назревшие в организации образовательного процесса начальной школы:

1. Недостаточный профессиональный рост учителя;

2. Слабое мотивационное обеспечение урока: недостаточное (или полное его отсутствие) стимулирование любознательности, познавательных интересов и способностей обучающихся;

3. Отсутствие предметной ориентации обучающихся, и, как следствие, низкая результативность участия детей школы в предметных конкурсах, олимпиадах, в исследовательской деятельности.

Основные, на наш взгляд, причины появления данных проблем заключаются в следующем:

1. Недостаточный профессиональный рост учителя заключается в следующем:

o неспособность некоторых учителей к интуитивному постижению нового и к педагогическим импровизациям;

o не созданы условия мотивационной готовности учителя к росту, к поиску, как следствие, отсутствие внутренней мотивации к росту профессионального мастерства;

o социально-психологические особенности учителей начальных классов.

3. Преподавание нескольких предметов разной направленности одним учителем на высоком профессиональном уровне невозможно, как и ведение внеурочной и исследовательской деятельности по всем предметам.

4. Отсутствие индивидуальной образовательной траектории и индивидуального развития каждого обучающегося (включая талантливых детей и детей с ограниченными возможностями).

Замечено, что в случаях предоставления учителям начальной школы возможности выбора урока, одни из них всегда выбирают математику, другие – русский язык, третьи – труд. Это явный показатель предпочтительного отношения учителя к тому или иному учебному предмету. Следовательно, отношение учителя к предмету сказывается на качестве преподавания и результатах обучения. На высоком уровне преподавать русский язык, математику, познание мира, литературное чтение и труд одному учителю очень сложно.

Без преодоления указанных проблем невозможно обеспечить высокий уровень преподавания в начальной школе и подготовить учащихся к обучению на второй ступени основной школы, максимально развить и реализовать способности и склонности каждого учащегося. Необходимо иное содержание урока, которое нереально обеспечить при подготовке учителя к нескольким предметам разного цикла сразу.

Таким образом, переход из начальной школы на вторую ступень обучения влияет на всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, педагогов.

Поиски путей решения этих важных проблем привели к возникновению идеи инновационной деятельности: введения предметного преподавания в начальных классах.

Основная идея работы заключается в организации предметно-пространственной среды начальной школы в условиях внедрения новых ФГОС и базируется на положении о том, что организуя все компоненты образовательной среды, можно проектировать условия, необходимые для жизнедеятельности и эффективного развития всех участников образовательного процесса.

Цель идеи: создание условий для успешности обучения (для повышения качества учебно-воспитательного процесса) через предметное преподавание в начальных классах

1. Создать мотивационное поле для профессионального роста учителя и эффективности его деятельности.

2. Перейти на новую систему обучения, соответствующую требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (научить обучающихся самим добывать знания).

3. Способствовать сотрудничеству учителя и ученика в процессе совместной познавательной и практической деятельности.

4. Развить устойчивую мотивацию к учению, способствующую успешности обучения.

5. Обеспечить овладение каждым обучающимся желаемого уровня развития универсальных учебных действий, уровня развития в соответствии с его возможностями.

Реализация предметно-пространственной среды в начальной школе позволит обеспечить качество образования в соответствии с требованиями ФГОС, а введение предметного обучения – преемственность в организации и содержании образовательного процесса в начальной и основной школе.

Введение предметного преподавания в начальных классах позволит:

1. Повысить качество организации педагогического процесса, поскольку:

- каждый предмет ведет преподаватель, имеющий обязательное образование учителя начальных классов;

- учителя начальных классов специализируются на преподавании одного учебного предмета (русский язык или математика), что способствует повышению качества обучения;

- учитель, выявив склонности обучающихся к своему предмету и заинтересовав его во время урока, продолжит индивидуальную работу на дополнительных занятиях, что приведет к более ранней предметной ориентации ребёнка;

- погружение в предмет позволит пополнить методическую копилку учителя и оформить кабинет в соответствии с содержанием своего предмета, а в дальнейшем использовать возможности этого кабинета для обучения;

- позволит обеспечить овладение каждым учащимся желаемого уровня универсальных учебных действий, развить учащегося в соответствии с его возможностями.

2. Значительно снизить проблемы адаптации учащихся пятых классов к новым условиям организации учебного процесса.

3. Предметное обучение будет способствовать возникновению нового характера взаимоотношения учителя и ученика в процессе совместной познавательной и практической деятельности.

4. Обеспечить координацию деятельности учителей-предметников среднего звена и начальной школы в организации единой образовательной среды.

5. Также такая форма обучения приведет к совершенствованию воспитательной работы, проводимой во внеурочное время, так как учитель-предметник будет иметь возможность более квалифицированно и содержательно готовить внеурочные мероприятия.

6. Большим преимуществом является и то, что обучение осуществляется целой группой учителей, являющихся профессионалами в своей области, что предоставляет детям возможность выбора приоритетных дисциплин с самого начала обучения. Это обусловливается как более высоким качеством преподавания, так и личностью учителя. Круг общения не ограничивается одним учителем начальных классов, что соответствует требованиям сегодняшнего дня.

1. Уровень профессионального мастерства учителя.

2. Уровень воспитанности обучающихся.

3. Диагностика структуры интеллекта.

4. Мотивация обучающихся к обучению.

5. Степень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг.

1. Мониторинг успешности обучения и уровня воспитанности - важная составляющая мониторинга хода и результатов инновации по введению предметного преподавания в школе 1 ступени.

2. Анализ полученных данных с целью коррекции и дальнейшей разработки эксперимента.

3. Педагогическое наблюдение.

4. Социологический опрос.

5. Портфолио учителя, обучающихся.

6. Анкетирование, тестирование, диагностирование.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздел:"Преподавание в начальной школе" Конспект урока математики во 2 классе:"Решение задач".а

Методическая разработка урока по математике на тему:" Решение задач при помощи краткой записи и схематических рисунков" (Задачи на сложение и вычитание) . 2 класс.


Преподавание в начальной школе.

Преподавание в начальной школе. Цели, задачи, перспективы.


Национально-региональный компонент преподавания в начальной школе

В статье приведены примеры использования национально - регионального компонента на уроках и во внеклассной работе.


В последние годы интерес к нетрадиционному обучению в начальной школе значимо усилился. Организация нетрадиционного развивающего обучения предлагает создание условий для овладения школьни.


Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьникаГущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классовРазделы: Преподавание в начальной школеТруд учителя нелегок, но .


Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьникаГущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классовРазделы: Преподавание в начальной школеТруд учителя не.


Предметное преподавание в начальной школе

Классическая начальная школа - это один учитель по всем предметам.
Я слышала, что, например, 698 гимназия ушла от этого. Мне очень симпатичен принцип "не держать все яйца в одной корзине" - очень не хочется искать учителя, на которого идти в школу.
Я считаю, что каждый предмет даже совсем маленьким детям должен вести отдельный педагог - и дети привыкнут к разным требованиям, и если вдруг с кем-то не сложились отношения, это не влияет на остальные предметы.
Мое дите идет в школу или в следующем году или через год (в 6 или в 7, как сложится).
Подскажите, кто знает еще такие школы (желательно в Невском-Красногвардейском районе - поближе к Всеволожску). И что-нибудь про 698.

Заранее всем спасибо! :)

P.S. Мы рассматриваем и государственные, и частные школы.

В Красногвардейском районе так работает Александринская гимназия №628 на ул. Коммуны. Думаю, к Всеволожску это чуть ли не ближайшая школа :) Поищите о ней отзывы.

Спорный вопрос про разных учителей в начальной школе.
Может быть не зря рекомендуют именно одного учителя первые 3 года, у ребенка, итак поверьте, будет стресс, и когда дети переходит в старшие классы им тяжело привыкнуть и запомнить, а Вы хотите, дополнительную эмоциональную нагрузку для ребенка в 7 лет.

Ну нет же у них стресса в садике, когда на английский их берет один человек, на чистописание - другой, на математику третий.
А 628 - это не "Крошка"? Мы от идеи туда в садик идти отказались - как-то нам там не понравилось.

на чистописание - другой, на математику третий.

Обычно ведет один воспитатель.
Я - за одного учителя. Это обосновано с точки зрения детской психологии.

Обычно ведет один воспитатель.

+1 Если ещё чистописание и математику будут вести пришлые воспитатели, то зачем нужны в принципе воспитатели.Нянечек хватит

А в нач школе лучше один. Потому как там и так - физ-ра, музыка, англ-немецкий ведут другие

Я Вам школу не посоветую, но предметную систему похвалю. Мой сын заканчивает первый класс и мы очень довольны. Классный руководитель у нас всегд до и после уроков, и во время перемены. Дети сразу привыкают к тому, что каждый предмет ведет разный педагог, да и классная не устает от них к концу дня. Я очень сомневалась в своем выборе, но глядя на параллельный класс, где одна учительница, вижу, что выбор был правильный.

В садике 1(2) постоянный воспитатель, а отдельные кружки могут вести разные педагоги и все же это совсем другое.
У нас знакомые пошли в 628 именно потому, что девочка вертлявая, беспокойная, надеялись, что с одним учителем отношения не сложатся, с кет-то да должно сложиться. Лично я за одного учителя, в 1 классе как раз очень трудно детям принаравливаться к разным требованиям, поступление в 1 класс итак стресс - привыкание к новым условиям, а еще попытайся приноровиться к разным требованияи и подходам разных учителей. А еще раз каждый предмет ведет свой учитель, то и предмет для него существует только его, поэтому вряд ли он войдет в положение ребенка, что и так много задали по другим предметам, ему лишь бы к его урокам готовы были. И еще говорят, что классное руководство в 628 может вести учитель, который ни одного предмета в этом классе не ведет, у первоклашек классный руководитель - учитель химии, по-моему явный перебор, он не психологических особенностей этого возраста не знает, ни грамотного подхода к ним.Я бы 100 раз все взвесила, прежде чем отдавать туда ребенка.

Математику, литературное чтение, русский язык, труд и природоведение вполне хорошо ведёт учитель началки.
И совсем не надо, чтобы природоведение в 1-4 классе вёл профессор по биологии. или математику преподавал кмн )))))
Малышам хватает того, что физ-ру, 2 языка, музыку и ИЗО ведут предметники. Этого как мне кажется достаточно.

Спорный вопрос про разных учителей в начальной школе.
Может быть не зря рекомендуют именно одного учителя первые 3 года, у ребенка, итак поверьте, будет стресс, и когда дети переходит в старшие классы им тяжело привыкнуть и запомнить, а Вы хотите, дополнительную эмоциональную нагрузку для ребенка в 7 лет.

Мой ребенок учится в 1 классе Александринской гимназии. У нас разные учителя по всем предметам. Одна из учительниц- классный руководитель, она всегда вместе с классом, присутствует почти на всех уроках,если не ведет свой предмет в другом классе, занимается всеми организационными вопросами- водит в столовую, на прогулку, продленку ведет, собрания проводит. никакого стресса по этому поводу у нас нет, вполне спокойно ребенок реагирует на то, что учителей несколько. Если заболевает какой-нибудь "предметник", другой его подменяет, так как все компетентны в преподавании программы начальной школы.

Таким образом, что у нас получается, 3 школы с разными преподавателями по всем предметам??

По поводу обоснованности принципа как раз я убеждена, что разные преподаватели удобнее для моего именно ребенка. Знаю, что и в садике были дети, которые привязывались именно к воспитателю, у других на занятиях плохо себя вели . Так что это каждый для себя выбирает.

Мне б школу подобрать ;)

Таким образом, что у нас получается, 3 школы с разными преподавателями по всем предметам??

По поводу обоснованности принципа как раз я убеждена, что разные преподаватели удобнее для моего именно ребенка. Знаю, что и в садике были дети, которые привязывались именно к воспитателю, у других на занятиях плохо себя вели . Так что это каждый для себя выбирает.

Мне б школу подобрать ;)

Удачи, и правильного выбора для ребенка.

Мы правда учимся не во Всеволожске - но просто поделюсь опытом. 51 школа, Петроградка. На классе работают 5 преподавателей - русский язык, чтение, английский (наша классная руководительница), математика, окружающий мир, труд (классная руководительница параллельного класса), изо, музыка, физкультура. Плюсы такого разделения очевидны - математику преподает толковый математик, а языковые предметы - языковик. Никаких стрессов по этому поводу ребенок не испытывает - всех преподавателей любит и уважает :). Изо только нам не дается - но это в силу личных склонностей) Нету у нас способностей к рисованию и все тут(.

У нас тоже разделение на несколько учителей. Математика, русский и чтение - основной учитель, она же классный руководитель. Технология, ИЗО и Окружающий мир - другой учитель. Физкультура, пение и английский - свои отдельные учителя.
Дети адаптировались сразу и мы, родители, очень довольны. Мои знакомые многие жаловались, что в 5-ом классе дети теряются, когда от одного учителя надо переходить к разным на каждом уроке. Нам это не грозит, тк. к смене учителей, а иногда и кабинетов, привыкли.

Любовь Тарасова

У нас в школе так же как и у Вас всех предметные области такие как физкультура, музыка, ИЗО, иностранный язык ведут специалисты. Остальные предметы ведёт учитель начальных классов и классный руководитель.

В Москве в школах есть такая практика предметного обучения, но она не во всех школах присутствует.
Что такое предметное обучение о котором спрашивал автор вопроса. Это не совсем то, о чём мы с Вами написали. Это область распределения предметов и в начальной школе по учителям и это касается не только уроков ИЗО, физкультуры, иностранного языка и музыки.
Например, один учитель начальной школы во всех классах ведёт только математику и больше ничего.
Другой учитель- только русский язык и больше ничего
Третий- только окружающий мир и т.д.

Предметы распределяются в зависимости от предпочтений самих учителей.
Наверное автор вопроса захочет узнать плюсы и минусы такой работы?
Смогу сказать лишь то, что видно со стороны и то, что выясняется из бесед со своими коллегами.
+
-Повышается качество преподавания, т.к. учитель готовится к одной предметной области, а не к 4 или 5 областям.
-Учитываются предпочтения учителя по выбору преподаваемой области ( для Вас не будет секретом, что кто-то из нас очень любит проводить уроки русского языка и, допустим, не любит уроки технологии, т.к. там нужна повышенная подготовка. Здесь учитель выбрал свою любимую область и по ней работает)
- Учитель может выявить на ранних стадиях способности у учащихся по тому или иному предмету и раскрывать их в процессе обучения
- Снижаются риски адаптации пятиклассников. Ученики в младших классах успевают привыкнуть к смене учителей.

_
-Объём заданий. ( Каждый учитель считает свой предмет главным и задаёт слишком много материала для проработки)
- Родители не всегда довольны тем, что существуют разные требования и много учителей ( непривычно, скажем прямо). Так же иногда трудно найти обратную связь. ( в случае когда учитель начальных классов захватил всё в одни бразды правления и один преподает ряд предметов - это один случай и здесь всё понятно. А когда учителей много, то как их найти и у них что-то спросить?)
- Сложно найти подходящие кадры. ( Хорошие учителя отдают предпочтения традиционной работе в начальной школе, когда практически все предметы ведёт один учитель)
Пока это всё-таки эксперимент. Что будет дальше- посмотрим. Результат буден виден через несколько лет. Вот тогда и можно будет разговаривать, обсуждать. А пока ещё делать выводы рано.

Юлия Ковалева

Любовь, не согласна с Вами в пункте повышения качества преподавания. В первый набор было конечно сложно готовится мне ко всем предметам, спасибо коллегам, помогали с интересным материалом к урокам. Но уже во второй набор, я подняла все свои уроки с прошлого и провожу.

Читайте также: