Почему крестьянское подворье можно отнести к чудесам россии 5 класс истоки кратко

Обновлено: 18.05.2024

СОСТАВ КРЕСТЬЯНСКИХ ХОРОМ Изба (жилая часть) Задворки, двор (хоз. помещения) Сени (помещение перед входом в избу) Подклет (холодное помещение для хранения продуктов) Хлев (помещение для скота) Поветь (помещение для хранения хоз. принадлежностей) Сеновал ( помещение для хранения сена) Зимовка (помещение, в котором жили в холодное время года)

Дом Терентьева, 19 век

Изба в нижегородской губернии, 19 век.

Сарай и дом, 19 век

Из чего и как строили хоромы Материал – дерево (ель, сосна, дуб) Заготавливали лес зимой Плотники собирали сруб Просушка 1-2 года Конопатили (мох, лен, пакля) Под угол – символический предмет (деньги, шерсть, ладан)

Красота крестьянского дома Фасад: окна, наличники, ставни Коньки крыш Подзоры и причелины (украшенные резьбой доски) Перила Дымник Во всем было чувство меры.

Наличники и ставни

Дымники и коньки крыш

Изба изнутри Для каждого дела свое место

Почему крестьянское жилище может быть отнесено к чудесам России?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Крестьянская реформа 1861 г.

•характеристика личности Александра II. •Предыстория отмены крепостного права. •Причины отмены крепостного права. •Подготовка крестьянской реформы •её основные положения. •Значение отмены.

Презентация к уроку "Интерьер крестьянского дома".5 класс.

Цель урока:Сформировать у учащихся образные представления об организации, мудрости устроении человеком внутреннего пространства избы. Познакомить с понятием интерьер, его особенностями в кресть.

Сценарий музейной экскурсии "Крестьянская изба"

Школьный музей крестьянского быта. Сценарий проведения экскурсии.

урок "Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева

Разработка урока и презентация к нему.


Презентации к курсу "Истоки" - "Крестьянские хоромы"

Для внеклассной работы учитль может использовать курс "Истоки", презентации помогут разнообразить урок, сделать его красочным, увлекательным.

Почему крестьянские подворье можно отнести к чудесам России?


ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЧУДО РОССИИРоссия - древняя земледельческая цивилизация.

Земледелие - это гениальное изобретение человечества в условиях русской равнины с умной снежной зимой и коротким жарким летом.

Чем на Руси были хоромы?

Это не просто избы.

Во - первых, в хоромах есть преемственность поколений.

Когда сын женился, к хоромам делали дополнительную пристройку специально для него и для его будущей семьи.

Таким образом, молодые живут отдельно, но ведут совместное хозяйство.

Старики при этом знали, что какими бы немощными они не стали, рядом живут их сыновья с семьями, которые никогда их не оставят, их никуда не выкинут, как у нас происходит с Домами Престарелых.

Кстати, если у родителей не было хором, а был только бедный дом, они отдавали сына в примаки - в чужие хоромы к невесте.

Каков был устой в хоромах?

В будни семьи в своих половинах отдельно обедали и ужинали, хозяйки отдельно готовили на печи еду.

В праздники же (православные) все собирались в центральной комнате родителей, где дети за праздничным обедам задавали вопросы родителям о своих проблемах и совместно их решали.

Наставления умудренных жизненным опытом родителей слушались всеми детьми (было кому на ус накручивать : семьи всегда были многодетными).

"Пока на Руси есть корова, есть крестьянское подворье и конюшня, Русь будет стоять".

Раньше крестьянская семья была самодостаточной, а сегодня – нищета, разорение, запустение.

И есть только островки благополучия, где остались настоящие хозяева, дети тех "недобитых кулаков".

Из воспоминаний А.

Проханова : "Так сложилась моя судьба, что я примерно три года жил в деревнях, в крестьянской избе.

Я знаю, что такое крестьянская изба.

Очень бедная крестьянская изба, вдова войны, дети погибли.

Ничего более чистого, опрятного, осмысленного, скромного, чем русская крестьянская изба и крестьянское подворье, я не видел.

Хотя забор утлый, иногда некому гвоздь прибить.

Но все прибрано, каждой вещи свое место, свое любовное, свое нежное.

Я уже писала, что до революции Россия была преимущественно сельскохозяйственной страной, крестьяне составляли 85% населения.

Земля давала независимость от других людей!

- вот главное чудо подворья.


Почему во время правления Екатерины 2 произошло одно из самых страшных и кровопролитных крестьянских выступлений в России?

Почему во время правления Екатерины 2 произошло одно из самых страшных и кровопролитных крестьянских выступлений в России?

Под чьим предводительством оно происходило?


В чем сущность крестьянского вопроса в россии начала 20 века?

В чем сущность крестьянского вопроса в россии начала 20 века.


Почему к крестьянской общине как основе особого пути развития России обращались и революционеры, и и правительство?

Почему к крестьянской общине как основе особого пути развития России обращались и революционеры, и и правительство?


Почему во время правления Екатерины 2 произошло одно из самых страшных и кровопролитных крестьянских выступлений в россии ?

Почему во время правления Екатерины 2 произошло одно из самых страшных и кровопролитных крестьянских выступлений в россии ?

Под чьим предводительством оно проходило?


Искусство россии следует отнести к искусству востока или западу?

Искусство россии следует отнести к искусству востока или западу.


Почему соху и топор можно отнести к чудесам россии?

Почему соху и топор можно отнести к чудесам россии.


Крестьянская реформа в России?

Крестьянская реформа в России.


Охарактеризуйте сущность крестьянского вопроса в России начала 20 века?

Охарактеризуйте сущность крестьянского вопроса в России начала 20 века.


Можно ли миф отнести к историческому преданию?

Можно ли миф отнести к историческому преданию.

Если да , то почему?


Почему Русь иногда называют крестьянской страной?

Почему Русь иногда называют крестьянской страной?


Вся жизнь наших предков зависела от природных условий. Люди верили, что окружающий мир одушевленТак солнце дает свет и тепло, дождь - влагу, а земля - хлеб Разве от них не зависит человеческая жизнь? И поэтому их хозяйственная деятельность зависела..


В походе, даже останавливаясь на одну ночь, римляне разбивали укрепленный лагерь : Б) по строго установленному плану в форме четырехугольника.


1. с 1934 года 2. Начало гражданской войны - 17 июля 1936, революция 1931 год, установление фашисткой диктатуры - 1939 год, вооружение вастание в Каталонии - 1934 год 3. - 4. в Италии.


Скриптории - мастерские по переписке рукописей. Кельи - отдельные комнаты монахов. Проповеди - их произносили монахи опираясь на Библию. Приходы - их состовляли прихожане небольших местных церквей. Духовенство - служители церкви. Миниатюры - жив..


Большинство мелких земледельцев потеряли хозяйственную самостоятельность и превратились в зависимых крестьян.


X - 70. 000 = 1400•1000 x - 70. 000 = 1. 400. 000 + 70. 000 x = 1. 470. 000 Ответ : 1. 470. 000 Проверка : (1. 470. 000 - 70. 000) : 1400 = 1000.


(x - 70000) : 1400 = 1000 x - 70000 = 1000 * 1400 x = 1000 * 1400 + 70000 x = 1470000.


История древнейшая новая изучает рассказывает исследует наука , изучающаяпроцесс развития человеческого общества область знаний.


Для чего люди стали строить вавилонскую башню? (Они хотели прославиться по всему миру) Какой высоты хотели они сделать башню? (До небес) Почему закончилось строительство? (Потому что Бог сделал их языки разными) Больше на ум не приходит.

1. Подвести учащихся к пониманию того, что Крестьянские хоромы – не просто изба, а родной очаг; согласие и лад - основа семьи.

2. Познакомить школьников с народными представлениями о семье как важнейшей ценности человеческого бытия и жизненном укладе, в основе которого лежат лад и порядок, согласие с Богом.

3. Помочь учащимся прочувствовать духовно-нравственные категории урока: доброта, любовь, милосердие, согласие, лад, терпение, послушание.

4. Способствовать воспитанию уважения к старине, к обычаям предков.

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, видеоклип, учебник, рабочая тетрадь, предметы старины (чугунок, горшки, ухват, утюг и др.), листы с изображением крестьянского подворья, карточки с заданиями, солонка.

Сценарий урока:

Организационный момент.

Присоединение к теме урока:

Добрый день, ребята! Замечательная песня! Куда же она нас перенесла?

(В деревню, в крестьянскую избу)

Сегодня нам предстоит продолжить знакомство с крестьянскими хоромами. Но сначала вспомним материал прошлого урока. Мы знакомились со старинным крестьянским подворьем, как оно было обустроено. Сейчас вам предстоит выполнить задание в группах и подписать названия построек крестьянского подворья.

Ребята работают в группах: на листах с изображением крестьянского подворья подписывают названия построек.

Основное содержание урока

Мы не просто вновь окажемся в старинной русской деревне, а постараемся раскрыть секреты внутреннего мира крестьянского дома, полюбуемся его внутренним убранством.

(Беседа с учащимися сопровождается презентацией)

В мире нет уютней дома,

чем наша русская изба.

Срублена из сосновых брёвен,

Пахнет в ней смолой всегда.

От печки тёплый жар струится.

Тянет вкусным тёплым калачом,

Угольки освещают светлицу,

t1607496207aa.jpg

И мороз у печи нипочём.

Как вы считаете, чем еще помогала печь людям?

(Печь кормила (готовили еду), печь мыла (мылись раньше в печи), печь лечила)

Печь располагалась ближе к входу. По стене напротив – окна. Вдоль стен стояли широкие лавки. Над ними полки, по которым расставлены предметы домашнего обихода

t1607496207ab.jpg

Дети спали как на печи, так и на полатях. Это деревянный настил, устроенный под потолком между стеной и печью.

t1607496207ac.jpg

(Чугунок – готовить пищу в печке, ухват – ставить и доставать чугунки из печи, утюг – гладить бельё, наполнив его углями из печи и т.д.)

t1607496207ad.jpg

Иногда бабий кут оказывался в центре внимания. Здесь причитала невеста перед свадьбой, здесь же родители прощались с дочерью-невестой, наказывая ей дружно жить с мужем. Отсюда увозили невесту к венцу.

Самый светлый угол в избе назывался красным, передним. Что мы здесь видим?

(Дети по изображению на слайде рассказывают (учитель дополняет): на угловой полке (божнице) стоят иконы, горит лампада. Стоит стол с солонкой – символом благополучия и достатка)

Если хозяин хотел выразить гостю особое почтение, то приглашал его в передний угол.

t1607496207ae.jpg

В доме могла быть и горница – светлая, парадная комната, в которой принимали гостей.

t1607496207af.jpg

(Занимался ремонтом сохи, бороны, сетей, граблей и других инструментов, чинил обувь, плёл лапти и т.д.)

t1607496207ag.jpg

Хозяев дома называли большак и большуха, а почему?

- Потому, что большие, взрослые;

- Потому, что дом и хозяйство на них держались;

- Большое время они находились в доме)

Мужчина – хозяин, он несет ответственность за достаток и защиту интересов

семьи. Женщина – как хозяйка отвечала за чистоту, порядок, уют, заботилась о старших и детях.

Все ли в доме были при деле? ( Да)

Для каждого дела было своё место: и для труда земного – держать дом в порядке и заботиться о семье, и для труда души

IV .Закрепление нового материла:

Самостоятельная работа в тетради (стр.21)

Работа в группе (прийти к общему решению)

На слайде изображение внутреннего убранства крестьянской избы. Задание: показать части крестьянского дома и рассказать для чего они предназначены.

t1607496207ah.jpg

А кто из вас знает пословицы и поговорки о доме, о домашних делах?

В этих конвертах находятся пословицы. Задание по группам: прочитать пословицу, обсудить её смысл и объяснить для всех ребят в классе.

(Работа в группах. Пословицы:

Дома и стены помогают.

Всякий дом хозяином держится.

Родители трудолюбивы и дети не ленивы.

И тесен дом, да просторен он.)

О чем эти пословицы? Что ставится на первое место?

Что значит семья для вас? Какой должна быть семья?

Конечно наши семьи отличаются от тех крестьянских семей.

Мы увидели, что обязанности в доме были строго распределены. Но можно ли говорить, что каждый был сам по себе: дед на печи, мать у печи, отец за работой, ребята на полатях?!

(Нет. Каждый, делая своё дело и старался внести свой вклад в общее дело семьи).

Рефлексия. Ресурсный круг:

Как хорошо когда есть дом,
Уютный, теплый и родной.
Когда смеются дети в нем,
И пахнет вкусною едой.
Когда в нем дружная семья,
И все друг другом дорожат.
И где на место слова Я,
Все ставят МЫ на первый ряд.

У меня в руках солонка – символ полного достатка в доме. Передавая её друг другу, давайте поделимся, что бы мы взяли в свой дом, в свою семью с сегодняшнего урока, что должно быть в семье обязательно.

(Доброта, понимание, взаимопомощь, терпение, трудолюбие, прощение, любовь, лад, согласие и др.)

Спасибо за ответы. В конце нашего урока хочу пожелать каждому из вас: пусть в вашем доме НАВСЕГДА поселятся доброта и терпение, совет да любовь. Мира и тепла вашему дому!

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Читайте также: