Какие существуют типы шрифтов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Выяснение различных типов шрифтов может привести к путанице. Может показаться, что есть множество различных типов шрифтов, но ключевые из них: serif, sans-serif, script, monospace и display (плюс несколько подкатегорий).

Типография - это творческая дисциплина, ориентированная на дизайн символов для алфавитов по всему миру – латиница, кириллица, арабский. список можно продолжать.

Будучи такой технической дисциплиной, она, по-видимому, разработала свой собственный язык. Кроме того, с развитием программного обеспечения, позволяющего любому человеку создавать свой собственный шрифт, число доступных шрифтов растет, как никогда раньше.

Не все они идеальны, многие могут никогда не найти применения. Но здесь мы вернемся к основам и рассмотрим основные типы шрифтов, которые вам нужно знать.

  • С Засечками (serif)
  • Без засечек (sans-serif)
  • Рукописные (script)
  • Моноширинные (monospace)
  • Экранные (display)

С засечками (Serif)

• Определяющая особенность: расширения в конце штрихов символов

• Основное применение: печать

• Классические примеры: Bodoni, Caslon, Trajan, Eames Century Modern

У классического шрифта есть засечки – элементы, которые находятся на концах штрихов, составляющих буквы.

Шрифты с засечками

Шрифты с засечками имеют расширения в конце штрихов символов

Хотя засечки наводят на мысль о штрихах, соединяющих рукописный почерк, на самом деле они восходят к выгравированным буквам римского периода. Таким образом, засечки неразрывно связаны с самим латинским алфавитом.

Шрифты с засечками в римских надписях

Шрифты с засечками имеют свои корни в римских надписях

Наборщики и типографы со временем обнаружили, что хорошо продуманный шрифт с засечками может иметь большое значение для удобочитаемости и экономии пространства. Засечки помогают глазу переходить от одного символа к другому, от одного слога к другому, придавая печатным словам мгновенно узнаваемую форму.

Они считаются превосходными для написания текста в книгах и журналах. Сложнее был переход на цифровой формат, где разборчивость засечек зависит от качества дисплея.

Шрифт с засечками Rockwell

Не все засечки кажутся классическими - монотипия Rockwell одновременно сильна и несентиментальна

Наряду с X-высотой, пропорциями, контрастностью (толщиной вертикальных и горизонтальных штрихов), засечки предлагают типографам фантастический способ придать своим творениям. характер. Рапиро-тонкие засечки Bodoni, особенность которых нравится многим дизайнерам. Засечки Copperplate являются острыми, короткими и отличительными, в то время как Rockwell – это архетипическая засечка плита, в которой очень мало контраста между толщиной засечек и основными штрихами.

Хотите научиться рисовать? Онлайн школы рисования.

Без засечек (Sans-serif)

• Определяющая особенность: никаких расширений в конце буквенных штрихов

• Основное применение: экранный тип

• Классические примеры: Helvetica, Gotham, Akzidenz Grotesk, Futura

Первоначально разработанные для отображения, шрифты без засечек были доработаны так, чтобы они хорошо работали в качестве основного текста и других элементов макета, таких как подписи и аннотации. Отсутствие узких и неудобных засечек означает, что они лучше работают на экранах, что делает их превосходными для веб-сайтов и приложений.

Шрифт Sans-Serif Futura

Sans-Serif Futura сегодня является шрифтом Dolce & Gabbana, Calvin Klein и Absolut Vodka

На самом деле политика - актуальная тема в разработке шрифтов без засечек. Первые из них, такие как Akzidenz Grotesk, были разработаны в конце 19-го века с рациональной целью создания четких вывесок и разборчивых заголовков. Это может показаться не революционным, но идея улучшения читабельности наряду с грамотностью была идеалом утопических и социалистических движений по всей Европе.

Отказ от засечек как от регалий прошлого не только создавал проблемы в дизайне для типографов начала 20-го века, но и приводил к конфликту с правом. Например, Пол Реннер, который разработал шрифт Futura, был арестован третьим рейхом в 1933 году. Его модернистская философия не приветствовалась при режиме, поддерживающем жесткие старые шрифты Blackletter.

Шрифт Johnston

Sans-serif Johnston полон гениальных штрихов

Реннер и позже Ян Чичольд полагали, что чистые, эффективные шрифты могут быть разработаны с использованием основных строительных блоков геометрии – кругов, треугольников и квадратов. Гуманистические типографы, такие как Эдвард Джонстон, смягчили этот подход, введя вариацию ширины и признав, что, например, О не обязательно должна быть совершенным кругом и может быть более читаемым и эффективным, как более узкий овал.

После ареста Реннер бежал в Швейцарию, где он оказал влияние на швейцарский модернизм, движение, которое произвело самый могущественный из всех шрифт без засечек: Helvetica.

Рукописные (Script)

• Определяющая особенность: подражание почерку или каллиграфии

• Основное применение: Различный

• Примеры: Shelley, Bickham

Рукописные шрифты имитируют функции, которые вы найдете в рукописном тексте. В результате есть много разных стилей. В некоторых современных шрифтах прослеживается попытка изящно воспроизвести естественный поток письма с помощью концевых штрихов, которые для акцента отбрасываются назад под буквы.

Другие берут подлинность в другом направлении, изображая более чистые стили рукописного текста - нацарапанный, неуклюжий и практичный. Между тем, более старые шрифты отражают рукописный стиль обученных писцов или каллиграфов.

Стоит подчеркнуть, что не все шрифты имитируют рукописное написание. Например, многие старомодные или готические шрифты состоят из каллиграфических букв, не соединяющихся вместе.

Шрифт Bellissima для этикеток и свадебных приглашений

Легкая и воздушная Bellissima - это фаворит для роскошных этикеток и свадебных приглашений

В эпоху машин - механические, а затем и цифровые - рукописные шрифты предлагают противоядие от геометрического совершенства и массового внешнего вида шрифтов без засечек. По иронии судьбы именно интеллектуальный и адаптивный компьютерный код цифровой эпохи позволил создавать шрифты, которые показывают слабые места в потоке рукописного текста.

Старомодный готический шрифт Osgard Pro

Многие старомодные готические шрифты (такие как Osgard Pro) имитируют каллиграфические надписи

При поиске скриптовых шрифтов дизайнеры обычно ищут уникальный внешний вид. Ни один рукописный шрифт не имеет профиль Times New Roman или DIN, например.

Однако Shelley и Bickham входят в число классических и оба очень элегантны. Bellissima светла и воздушна, и была хитом для студии Sudtipos. Для более мужественных надписей попробуйте Christopher Hand или Black Jack.

Большинство рукописных шрифтов попадают в категорию экранных шрифтов и обычно используются для обложек книг и проектов, где требуется уникальный и аутентичный внешний вид.

Шрифт – важная часть любого дизайна, его тон голоса и настроение. Правильно подобранные шрифты создают ощущение стиля, законченности и качества. С хорошими шрифтами любой дизайн выглядит более продуманным, а информация – уместной. В этой статье разберемся, какие бывают виды шрифтов и как с ними правильно обращаться. Но для начала немного теории.

Словарик

Гарнитура – это семейство шрифтов, которые отличаются по начертанию, но имеют единый стиль и настроение. Всем известные Arial и Garamond – это гарнитуры шрифтов, которые содержат в себе целый набор вариантов: жирные, полужирные, курсивные и другие шрифты.

Шрифт – это какое-то одно начертание в рамках гарнитуры, а ещё файл со специальным разрешением, который скачивается на компьютер и устанавливается в систему. Например, Arial Italic и Garamond Bold – это шрифты.

Чтобы было проще запомнить разницу, можно использовать такую аналогию: гарнитура – это фамилия, а шрифт – имя. Например, Helvetica – это просто фамилия семейства шрифтов, из которой непонятно, о каком именно шрифте идет речь. А Helvetica Neue Light – это точное имя шрифта.

Начертания шрифтов – это то, с каким контрастом и наклоном нарисованы буквы. Чаще всего дизайнеры рисуют один шрифт в обычном, жирном, легком и курсивном варианте и их оттенках – легком курсиве или наоборот, супер-жирном обычном начертании.

Виды шрифтов – это большие группы гарнитур, которые объединили по общему признаку, например, шрифты для заголовков или декоративные шрифты.

Есть несколько способов классификации шрифтов, каждая из которых делит шрифты на группы по какому-то общему признаку. Например, в исторической классификации шрифты делят на группы по времени их возникновения. Ещё шрифты делят на группы рисунку букв, назначению и даже по настроению.

Итак, какие бывают виды шрифтов.

Виды шрифтов с засечками

1. Антиква старого стиля

Это собирательное название большой группы шрифтов, которые появились в эпоху Ренессанса в 15 – 17 веках. Такие типы шрифтов унаследовали некоторые свои черты из более ранней письменности от руки, которую использовали в книгах до изобретения книгопечатания.

Главная особенность антиквы старого стиля – это наклонные овалы у букв и несимметричные засечки. Пример такого шрифта – Abobe Garamond Pro. Текст, набранный им, сразу же обретает изысканный стиль и красивое книжное настроение.

Такой шрифт будет хорошо смотреться в оформлении деловых журналов и газет, в документах и на визитках.

Виды, характеристики, классификация и применение шрифтов

Полиграфический шрифт – один из базовых изобразительных элементов. Без него не обходятся текстовая печать, производство рекламных конструкций, веб-дизайн. Разные шрифты используются при изготовлении печатной полиграфии, интерьерной и наружной рекламы, обычных и световых вывесок, крышных конструкций с объемными буквами и пр. Являясь носителями информации, они во многом определяют восприятие текста потенциальными покупателями, представителями целевой аудитории.

Как средство воспроизведения текста, шрифт имеет графические и стилевые особенности. Они определяют его назначение, роль. Для печати научной и художественной литературы могут использоваться разные шрифты. В рекламе и веб-дизайне и вовсе их выбор не ограничен.

Характеристики шрифтов

Шрифтов существует огромное множество. Все их объединяет наличие шести основных характеристик:

  • кегель (размер, который указывается в типографских пунктах);
  • графическая основа (основные, соединительные штрихи, вспомогательные линии, выносные элементы, внутрибуквенные просветы);
  • рисунок (гарнитура);
  • начертание (наклонные, прямые буквы);
  • насыщенность, цвет.

Последняя характеристика актуальна для традиционных печатных шрифтов. Насыщенность позволяет выделять части текста без изменения размера и типа шрифта. Буквы могут быть светлыми, жирными, полужирными.

Виды, характеристики, классификация и применение шрифтов

Виды, характеристики, классификация и применение шрифтов

Виды, характеристики, классификация и применение шрифтов

Виды, характеристики, классификация и применение шрифтов

Существуют и другие характеристики шрифтов. Например, экономичность зависит от количества знаков, размещаемых в строке. А гигиеничность определяется удобочитаемостью. Последняя зависит от скорости восприятия отдельных знаков и текста в целом. На удобочитаемость влияют все характеристики шрифта: кегель, начертание, гарнитура и т. п. С уменьшением размера букв и изменением начертания она снижается. Это следует учитывать, подбирая шрифты для рекламной полиграфии, табличек, вывесок, штендеров.

Классификация шрифтов

Классифицируются шрифты по различным признакам. Прежде всего, это графическая основа. Знаки шрифта могут быть классическими/стандартными, узкими, широкими, сверхширокими и сверхузкими. Характер заполнения штрихов тоже меняет визуализацию шрифта. Он может быть обычным, контурным, оттененным, выворотным, штрихованным.

Виды, характеристики, классификация и применение шрифтов

Виды, характеристики, классификация и применение шрифтов

Виды, характеристики, классификация и применение шрифтов

Виды, характеристики, классификация и применение шрифтов

Не будем больше вдаваться в графические подробности и рассмотрим более практико-ориентированную классификацию шрифтов – по назначению.

В типографиях повсеместно используется 4 категории шрифтов:

  • Титульные (кегель 16-48).
  • Выделительные (кегель 6-12).
  • Текстовые (кегель 6-12).
  • Плакатно-афишные (кегель больше 48 пунктов).

Каждая категория имеет свои особенности. Титульные шрифты позволяют выделять заголовки, подзаголовки в статьях, визуально отделять информационные блоки в буклетах и другой печатной продукции.

Выделительные шрифты могут иметь одинаковый с текстовыми кегель. Свои функции они выполняют за счет жирного, полужирного начертания, наклона, затенения и т. п.

Виды, характеристики, классификация и применение шрифтов

Виды, характеристики, классификация и применение шрифтов

Виды, характеристики, классификация и применение шрифтов

Текстовые шрифты обычно применяются в журнальной, книжной, газетной печати. Их отличительная характеристика – прямое светлое начертание без засечек. Все чаще обычные текстовые шрифты используются для листовок, буклетов, рекламных плакатов. Они привычны, хорошо воспринимаются, при чтении не сливаются.

Плакатно-афишные шрифты отличаются большим размером букв. Их начертание и другие графические характеристики могут быть любыми.

Популярные шрифты для полиграфии и веб-дизайна

Что касается выбора вида шрифта, здесь все индивидуально. Стоит отметить, что вариантов графического отображения текста настолько много, что рациональнее рассматривать их по семействам.

Первым популярным в типографиях и веб-пространстве семейством является Serif. Его характерные черты – засечки и штриховой выступ в верхней части символа. Также шрифты данного семейства отличаются плавностью перехода при изменении толщины линий. Times New Roman, Georgia, Courier New и египетский стилизованный Clarendon – классика жанра, которая популярна и знакома не только web-дизайнерам и работникам типографий.

Виды, характеристики, классификация и применение шрифтов

Виды, характеристики, классификация и применение шрифтов

Виды, характеристики, классификация и применение шрифтов

Виды, характеристики, классификация и применение шрифтов

В семействе Sans serif представлены традиционные рубленые шрифты. Они не имеют засечек, и плавность линий – это точно не про них. В журналах, газетах, на листовках, календарях, в буклетах тексты нередко печатаются с помощью Comic Sans, Tahoma, Verdana, Arial. Преимущества шрифтов очевидны. Текст выглядит современно, стильно, отлично воспринимается.

Виды, характеристики, классификация и применение шрифтов

Виды, характеристики, классификация и применение шрифтов

Виды, характеристики, классификация и применение шрифтов

Остальные шрифты относят к семейству декоративных. Их удел – заголовки, логотипы и пр. Неплохо зарекомендовали себя на этом участке работы Open Sans, Academy, Taurus, PT Sans.

Шрифты для вывесок и табличек

Тексты, которые должны восприниматься с определенного расстояния, предусматривают использование шрифтов из нескольких семейств. На пике популярности – Sans Serif (без засечек). Его называют простым, легким в прочтении, корпоративным. Чаще всего на информационных табличках используются шрифты этого семейства. В рекламе особенно популярны некоторые из них.

Самым влиятельным шрифтом в графическом дизайне признан Helvetica. Существует множество версий: латинская, еврейская, хинди, японская, греческая. В логотипах, на вывесках, в наружной рекламе Helvetica используется ведущими мировыми брендами, такими как Energizer, BMW, Microsoft, Toyota, Nestle, Motorola.

Виды, характеристики, классификация и применение шрифтов

Виды, характеристики, классификация и применение шрифтов

Виды, характеристики, классификация и применение шрифтов

Виды, характеристики, классификация и применение шрифтов

Еще одним топовым шрифтом указанного семейства является Franklin Gothic. Ему нет равных в рекламных кампаниях. Этот шрифт лидирует на баннерах и билбордах. Он нередко используется для объемных букв. Эффектен Franklin Gothic в светящихся вывесках. Большое количество версий шрифта позволяет экспериментировать с графическим дизайном.

Из семейства брусковых шрифтов особенно популярен в рекламе Rockwell. Этот представитель Slab serif известен с XIX столетия. Он претерпел изменения, стал современным и удобным для размещения надписей на вывесках и табличках.

В наружной рекламе также широко используется Univers, очень похожий на Helvetica. Этот шрифт прекрасно читается с большого расстояния. До рекламной сферы он использовался преимущественно в аэропортах. Также до сих пор Univers можно увидеть на дорожных знаках.

Программы для шрифтов

Работа со шрифтами может быть удобной, эффективной и не требующей больших затрат времени. Все, что нужно, – выбрать подходящую программу. Тип ПО необходимо подбирать в соответствии с целью дизайна. Это может быть быстрый поиск шрифта с учетом особенностей конкретного проекта или создание новых гарнитур в типографике.

Быстрое, удобное проектирование и управление шрифтами обеспечивают графические редакторы. Один из наиболее популярных – CorelDRAW. Программа проста, интерфейс интуитивно понятен, есть выбор инструментов (перо, безье и т. п.) для работы с рублеными и простыми декоративными буквами.

Виды, характеристики, классификация и применение шрифтов

Виды, характеристики, классификация и применение шрифтов

Виды, характеристики, классификация и применение шрифтов

Виды, характеристики, классификация и применение шрифтов

Профессионально работать со шрифтами позволяет и FontCreator. Редактор активно используют создатели гарнитур для скорочтения. Он удобен, если проект содержит сплошной текст. Редактор можно использовать вместе с Adobe Illustrator, в котором разрабатываются чертежи букв. Генерация шрифта осуществляется в FontCreator.

Нужно отредактировать шрифт, сохранить его в корректном формате? BirdFont поможет! Эту программу отличает адаптированное для максимально точной работы поле. Рисовать буквы можно прямо на нем. Импорт изображения с последующим вычерчиванием по образцу тоже доступен.

Планируете создавать новые дизайнерские шрифты? Используйте, например, FontLab Studio. В платной версии программы можно полностью реализовать свой творческий потенциал. Для тестирования подойдет и демоверсия. Единственный минус – она не позволяет сгенерировать алфавит в .ttf.

Виды, характеристики, классификация и применение шрифтов

Виды, характеристики, классификация и применение шрифтов

Виды, характеристики, классификация и применение шрифтов

Виды, характеристики, классификация и применение шрифтов

Работая со шрифтами, важно помнить две вещи. Совсем не обязательно использовать один шрифт для оформления всего рекламно-полиграфического изделия или страницы сайта. Экспериментируйте, но запомните, что креативность в ущерб удобочитаемости – плохой признак. Не переусердствуйте с экспериментами!

При чтении мы воспринимаем не только смысл текста, но и визуальный образ, который создают буквы. Надпись — это полноценное изображение. А выбор шрифта — непростая дизайнерская задача.


Рассказываем, чем различаются шрифты, какой эмоциональный посыл они могут нести и какие параметры влияют на легкость чтения.

Шрифты и гарнитуры

Шрифт — это конкретный набор символов, который мы используем для печати. Сходные по стилю шрифты объединяются в семейства — гарнитуры. Внутри гарнитуры шрифты различаются начертаниями: могут быть курсивными, жирными, тонкими, широкими или узкими. Например, Helvetica — это гарнитура, а Helvetica Bold — шрифт.


В обиходе гарнитуру часто называют шрифтом. Но лучше использовать термины правильно. Иногда начертаний очень много: полужирные, тонкие, узкие… Например, в гарнитуре Acumin доступно целых 90 шрифтов!


Чем различаются шрифты

Буквы всегда должны оставаться узнаваемыми, иначе их будет трудно читать. Поэтому ключевые различия шрифтов заключаются в деталях.

Наличие или отсутствие засечек

Засечки — это перпендикулярные выступающие элементы.


Когда нужно использовать одновременно два шрифта, часто выбирают один с засечками, а другой — без них. Они максимально отличаются друг от друга, поэтому хорошо смотрятся вместе:


Также пары могут составлять из двух шрифтов без засечек, которые различаются по пластике:



Контрастность шрифта

Контрастность шрифта — разница между основными и соединительными штрихами. Если одни штрихи значительно тоньше других, это шрифт с высокой контрастностью. Если все штрихи одинаковые — контрастность отсутствует. Взгляните на предыдущий пример: шрифт в надписи Milk Chocolate контрастный, а в названии Hershey’s — нет.

Апертура


Обычно шрифты с большой апертурой смотрятся дружелюбно и располагающе, их часто можно увидеть в логотипах:




Насыщенность

Насыщенностью называют толщину линии по отношению к размеру буквы. Например, жирные начертания (Bold или Black) обладают большей насыщенностью, чем Regular.

Соотношения ширины и высоты знаков


Узкие шрифты смотрятся строго и солидно, их любят использовать бренды премиум-класса.




Все, кому нужен серьезный имидж, могут использовать узкие шрифты: банки, образовательные учреждения, IT-компании.

Наклон основных штрихов

Шрифты бывают прямые, курсивные и наклонные. Прямые — это обыкновенные шрифты, которые мы обычно используем. Курсив напоминает письмо от руки, буквы в нем наклонены вправо, более округлые и часто имеют соединительные штрихи. А наклонный шрифт не подразумевает изменение формы букв, они просто поворачиваются под углом вправо.


Курсивными или наклонными бывают целые гарнитуры или отдельные начертания. Обычно эти начертания обозначаются как Italic, для наклонного шрифта иногда используют название Oblique.


Наклон осей овалов

Это отдельный параметр, актуальный для контрастных шрифтов. Он связан с особенностями письма, которые повлияли на разработку первых шрифтов — оси овалов в них слегка наклонены влево.


Соотношение ширины разных букв


Поэтому моноширинные шрифты используются редко, они образуют неравномерные интервалы между знаками в слове. В айдентике, рекламе и веб-дизайне шрифты либо разноширинные, либо равноширинные.

Наборные и акцидентные шрифты

Шрифты различаются по своим функциями: они могут быть наборными — для печати длинных текстов — или акцидентными — для заголовков. В первых важна легкость чтения, а вторые должны привлекать внимание читателя. Это условное деление: некоторые шрифты могут одновременно служить и наборными, и акцидентными.


К сугубо акцидентным относят шрифты со сложной формой букв, которые трудно было бы читать в мелком тексте:




Виды шрифтов

По принципам построения букв можно выделить пять групп шрифтов. Это антиквы — контрастные шрифты с тонкими засечками, брусковые — с толстыми засечками, гротески — без засечек, рукописные — имитирующие письмо от руки и декоративные — художественно оформленные.

Антиквы

Самые первые шрифты начали создавать в XV веке, и это были антиквы. Они повторяют конструкцию букв, написанных пером: у них есть засечки и заметная разница толщины основных и соединительных штрихов.

Большинство антикв хороши для чтения длинных текстов. Засечки показывают линию строки, а контрастность помогает легко различать буквы.



Ранние шрифты с засечками, появившиеся в период Ренессанса, называют антиквами старого стиля. Они отличаются умеренной контрастностью, асимметричными засечками и наклоном осей овалов. Эта форма букв сформировалась при использовании ширококонечного пера, которое дает разную толщину линии в зависимости от угла поворота.


Такие шрифты выглядят изящно и утонченно:




Со временем засечки становились более симметричными, а контрастность — более выраженной. Такие шрифты называются переходными антиквами, их начали использовать в XVII веке. Это строгие шрифты, которые подходят для официальных документов. Всем известная гарнитура Times New Roman — это и есть переходная антиква.


К концу XVIII века появляются антиквы нового стиля. В них разница между основными и соединительными штрихами максимально выражена, а ось букв строго вертикальная. Эти антиквы уже напоминают письмо не ширококонечным, а остроконечным пером.


Такие шрифты смотрятся стильно и изысканно, но чаще используются как акцидентные. В легкости чтения они уступают другим антиквам, потому что соединительные штрихи крайне тонкие и с трудом заметны в маленьком размере.



Брусковые шрифты

Эти шрифты появились в в XIX веке. Они напоминают антикву, но контрастность у них небольшая, а засечки — массивные и широкие.


Брусковые шрифты могут использоваться как наборные или как акцидентные.




Гротески или рубленые шрифты

У гротесков нет засечек и почти отсутствует разница в толщине штрихов — если она и есть, то совсем незначительная. Рубленые шрифты появились в конце XIX века и использовались как акцидентные: массивные буквы были видны издалека и хорошо привлекали внимание.


Сейчас гротески применяют и для заголовков, и для набора основного текста.

Первые рубленые шрифты принято называть старыми гротесками. Они равноширинные, имеют заметный контраст между штрихами, вытянутую форму букв и маленькую апертуру. Старые гротески выглядят строго, создают четкий визуальный ритм, и хорошо подходят для коротких надписей.


В 30-х годах прошлого века появились геометрические гротески. Буквы напоминают простые фигуры — круги, квадраты или треугольники. Поскольку форму букв стремились максимально упрощать, это неконтрастные шрифты. Они соответствуют эстетике конструктивизма.


Геометрические гротески смотрятся лаконично и современно:




Примерно в то же время стали использовать гуманистические гротески — похожие на антикву, только без засечек. Это разноширинные шрифты, в них заметен контраст между штрихами, знаки открытые. Такие надписи выглядят приветливо и неформально.


В 50-е годы XX века начали появляться закрытые равноширинные шрифты с широкими буквами и почти без контраста. Их назвали неогротески или новые гротески. Самый известный пример — гарнитура Helvetica.


Это нейтральные шрифты, они призваны быть функциональными, легко читаемыми и незаметными.


Рукописные шрифты или скрипты

Это шрифты, имитирующие письмо от руки каким-либо пишущим инструментом — пером, кистью, маркером, ручкой или мелом. Форма букв в них обычно более округлая, острых углов меньше, часто есть соединительные штрихи между буквами. Также для скриптов обычно характерен наклон осей букв вправо — от легкого до интенсивного.


Изредка скрипты бывают наборными, но обычно это акцидентные шрифты.


Декоративные шрифты

В эту группу входят шрифты, которые нельзя отнести к гротескам, антиквам, бруксковым или рукописным. Буквы могут принимать любую причудливую форму, иметь разный размер, наклон, текстуру.


Непривычная форма букв чаще всего вызывает трудности при чтении, поэтому большинство декоративных шрифтов подходят только для заголовков.





Настраиваемые параметры текста

Работа над типографикой не ограничивается выбором шрифта. Есть еще несколько параметров, которые можно менять в графических редакторах: кегль, кернинг, трекинг, интерлиньяж.


Кернинг — это расстояние между конкретными парами символов. Он бывает метрическим и оптическим. В первом случае расстояния вычисляются автоматически по правилам, заложенным в шрифте. Во втором случае кернинг учитывает форму букв.

Шрифты придуманы не ради красного словца, а для того, чтобы яснее передавать смысл текста, это такая одежка, по которой встречают . Ну и, во-вторых, это просто красиво.

aea37086adb3624d5679887239116686.jpg

Орёт с плаката шрифт Rodchenko, по деловому вещает Times New Roman и кружит на бумаге свой танец Edwardian Script. Шрифты придуманы не ради красного словца, а для того, чтобы яснее передавать смысл текста, это такая одежка, по которой встречают . Ну и, во-вторых, это просто красиво.

На первый взгляд кажется, что за всю историю письменности придумано так много шрифтов, что разобраться в них просто невозможно. На самом деле все гораздо проще и все эти бесконечные вариации окружностей и палочек легко умещаются в стройную и простую систему.

Все шрифты делятся на четыре большие группы, как времена года или стороны света: 1. антиква с засечками2. гротеск без засечек3. рукописные, имитирующие человеческий почерк4. акцидентные для заголовков и плакатов.

- Антиква -

Стиль: академический, классический, традиционный, консервативный, элегантный. Где найти: деловые газеты, научные статьи, книги, учебники, документация.

Если бы шрифты можно было бы сравнить с цивилизациями, антиква, несомненно, была бы представителем западной. Эти шрифты формальны, строги и имеют самую длинную историю. У них традиции и манеры. Особенность антиквы, как уже говорилось, засечки — накрахмаленные воротнички и манжеты букв, элементы, которые делают шрифт устойчивее, основательнее, аккуратнее. Антикве хорошо удается передавать смысл деловых документов, научных справочников и статей, больших объемных текстов. Бизнесмен с газетой скорее всего пробегает глазами антикву, студент, сдающий сессию, имеет дело с засечками.

- 1 -

- антиква старого стиля -

Скругление засечек в местах примыкания к основному штриху и наклонная ось овальных элементов, умеренная контрастность. Примеры: Arno Pro, Adobe Garamond, Bembo, Dante, Stempel Garamond, Granjon, Poliphilus, Sabon.

a2fa6c8d5632394853d145971057b676.jpg

-2-

- переходная антиква -

Разница между основными и соединительными линиями в переходной антикве более явная, чем в старом стиле, но менее четкая, чем в антикве нового стиля. Примеры: Times New Roman, Baskerville, Caslon, Georgia и Bookman.

3d209408249768e9354569ab49698361.jpg

-3-

- антиква нового стиля -

отличается более сильным контрастом между основными и соединительными линиями, строго вертикальными овалами, тонкими и длинными засечками. Примеры: Didot и Bodoni.

4bca00a03968ef342be02218406e6ee8.jpg

-4-

- брусковая антиква-

Разница между основными и соединительными линиями либо малозаметна, либо ее нет совсем, засечки мощные, прямоугольной формы. Как, например, заголовки GoDesigner:

af2a00f2bc3750eb05cf462f9391ea62.jpg

- Гротеск, он же рубленный -

Стиль: современный, легкий, нейтральный, функциональный. Применение: деловые, технические и электронные документы, учебная литература, архитектура, интернет и цифровые технологии.

Это, несомненно, шрифтовой север — минималистичный, четкий, функциональный и прямолинейный, как шкаф из Ikea, не терпящий никаких излишеств, как например засечки антиквы или росчерки рукописных шрифтов. Эти элементы, как атавизм, исчезли за ненадобностью. Гротескные шрифты — это новая история, конструктивизм и Баухаус, космос и компьютеры. Лента Фейсбука — гротескный Gotham. Компании Microsoft, Panasonic и даже NASA используют вездесущую Helvetica.

-1-

- старые гротески -

Переходное звено в шрифтовой эволюции от антиквы до гротеска, буквы с небольшим контрастом. Примеры: Franklin Gothic и Akzidenze Grotesk.

ab96a5317c5f5c53f629f1834a7e4781.jpg

-2-

- новые гротески -

Самые нейтральные, одноширинные шрифты почти без контраста. Примеры: MS Sans Serif, Arial, Helvetica и Univers.

12cf0a65d3199aeadd52dd7002501532.jpg

-3-

- гуманистические гротески -

Имеют большую контрастность в толщине штрихов. И гуманистическими они названы не случайно, а потому что напоминают рукописные (пером). Примеры: Gill Sans, Frutiger, Tahoma, Verdana, Optima, и Lucide Grande.

e86d68f3031e539b8d97fef27945cca4.jpg

-4-

- геометрические гротески -

Как ясно из названия, строятся на основе геометрических форм. Пример: Futura и Geometria.

876e843299cb7738121a502a23247b38.jpg

- Рукописные шрифты -

Стиль: поэтический, художественный, декоративный. Применение: оформление приглашений, альбомов, изысканные заголовки, вывески, поздравительные открытки.

Представьте себе сосредоточенного китайского мастера, выводящего пером иероглифы. Да, рукописные шрифты прекрасны, непостоянны и изящны, как восток. Они кружат своими росчерками, как турецкие дервиши, и чаще похожи на арабскую вязь и иероглифы. В рукописных шрифтах слишком много непостоянства, поэтому они кажутся человечнее и могут служить классической поэзии (как, например, формальные) и современному уличному искусству (как неформальные). Но слишком много на них не прочитаешь — в больших объемах они становятся приторными, как халва. Рукописные шрифты легко отличить по окончанию sсript в названии.

-1-

- формальные рукописные-

чаще всего курсив, с большим количеством вензелей, эдакое шрифтовое барокко. Примеры: Kuenstler sсript.

5bb26e0ae7c5d17dce371480843c26bb.jpg

-2-

- неформальные рукописные-

Не такие старомодные как формальные и в принципе, похожи на большинство почерков современного человека, не обладающего каллиграфическим навыком. Примеры: Mistral и Brush sсript.

d01180dabea9b949a5a2665dfdd1a58a.jpg

- Акциндентные шрифты -

Стиль: декоративный, народный, фантазийный. Применение: реклама, вывески, логотипы, заголовки.

Это все странные, стилизованные, художественные, дизайнерские и слегка ненормальные шрифты. Читать с их помощью большие объемы текста – получится едва ли. Они лишь могут обрамлять его, быть эдакой вишенкой на торте. Акцидентные не знают правил, их начертания ограничиваются только фантазией дизайнера. Их уместно сравнить с пестрым многообразием юга: экзотической флорой и фауной джунглей или магическими орнаментами африканских племен. Реклама, вывески, заголовки, логотипы, словом все, что умещается в двух-трех словах — вот ареал обитания этой группы.

Читайте также: