Роль педагога в активизации познавательной деятельности обучающихся в доу

Обновлено: 18.05.2024

Проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста — одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности

  1. Активизироватьпедагогов на эффективное использование различных методов, повышающих познавательную активность;
  2. Повыситьуровень профессиональной компетенции педагогов.

Проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста — одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что формирование познавательных способностей следует начинать именно с дошкольного возраста, поскольку они активно взаимодействуют с системой ценностных ориентаций, с целью и результатами деятельности, отражают интеллект, волю, чувства личности, а также являются необходимым условием готовности детей к обучению в школе.

Психологи (Выготский Л. С., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., Поддьяков Н. Н.)утверждают, что именно в дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы которого постепенно замедляются. Именно поэтому следует максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей.

Познавательные способности проявляются в умении выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать. Необходимым условием развития этих способностей есть тяга к умственным усилиям (ПанькоЕ.А.,Коломинский Я. Л.). Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности.

Основная идея заключается в том, что психолого — педагогическое обеспечение процесса развития познавательных способностей в дошкольном детстве должно происходить в наиболее важных сферах деятельности (познавательной, коммуникативной, художественной). Важными моментами при этом являются:

сотрудничество воспитателя с детьми на наглядной основе;

учет индивидуальных особенностей ребенка;

опора на спонтанные проявления детской активности, отражающие стихийный опыт взаимодействия ребенка с окружающей средой;

активизация положительных моральных волнений ребенка при оценке его личностных достижений в процессе деятельности.

Для обеспечения эффективности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста определяют следующие задачи:

  1. Создать предметно – развивающую среду — единое пространство, в котором происходит процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста, единые подходы, единую цель совместной деятельности воспитателей и родителей, единые оценочные взгляды и действия для всех участников педагогического процесса.
  2. Заинтересовать, воспитать тягу к знаниям, вызвать желание действовать, дать понимание того, что ошибаясь, ты все равно получаешь знания, поэтому всегда твори, экспериментируй, познавай.
  3. Создать соответствующую атмосферу, в которой реально проявляют себя взаимодействие, взаимодоверие, взаимопомощь, гуманность.
  4. Обеспечить климат личностной безопасности для каждого ребенка и возможности всестороннего стимулирования, их творческую инициативу.

Научно— методической почвой деятельности является применение методов современных педагогических технологий обучения и развития детей дошкольного возраста.

В организации работы с детьми используют следующие методы:

  1. Метод проектной деятельности как средства активизации познавательной деятельности у дошкольников.

Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические

навыки ребенка­дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения.

  1. Экспериментально­исследовательский метод, как средство развития познавательной активности дошкольников.

Познание мира живой и неживой природы, установление причинно­ следственных связей происходят успешнее в процессе её опытнической деятельности и экспериментирования.

В ходе экспериментально­ исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно­следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т. д. почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем).

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

постановка и решение вопросов проблемного характера;

моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

фиксация результатов наблюдений, опытов и т.д.

подражание голосам и звукам природы;

использование художественного слова;

дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

трудовые поручения, действия.

  1. Развитие познавательной активности дошкольников через использование ТРИЗ —технологии.

Целью ТРИЗ­ педагогики является формирование у ребенка логического мышления, развитие полноценных творческих личностей и, конечно же, подготовка дошкольника к решению различных сложных проблем, которые могут встретиться ему в будущем.

Руководство деятельностью детей в ходе совместной деятельности осуществляется различными методами: наглядными, практическими, словесными.

Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении педагогом следующих требований: цели и задачи наблюдения должны быть ясными и конкретными; процесс наблюдения проводиться планомерно и последовательно.

  1. Практические методы, такие как игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом .
  2. Одним из словесных методов является рассказ педагога. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
  3. Методвопросов — постановка вопросов детям и воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и чётко их формулировать.
  1. Метод повторения. Повторение — важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитания чувств. На занятии он может быть ведущим методом или методическим приёмом.

Возможны три формы организации повторения на занятии по ознакомлению с социальной деятельностью.

Прямое повторение: от детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение идёт на уровне воспроизведения в той форме и в тех же формулировках, которые были даны при первичном восприятии материала.

Повторение на последовательном уровне — третья форма повторения. К усвоенным ранее знаниям ребенок возвращается в новой ситуации, когда опираться нужно не на конкретные примеры, а на сделанные ранее обобщения, выводы.

Решение логических задач может выступать и в качестве самостоятельного метода, направленного на повышение познавательной активности.

Определяя цели и задачи образовательной деятельности, воспитатель должен также продумать приемы активации детей. Условно эти приемы можно обозначить следующим образом:

  • вербальные,
  • невербальные,
  • ситуативные,
  • игровые,
  • аудивизуальные.

К вербальным приемам можно отнести:

  • рассказы,
  • чтения художественной литературы,
  • стихи,
  • малые фольклорные формы.

При чтении литературных сказок можно предложить детям:

нарисовать иллюстрацию к произведению,

вылепить героя из пластилина,

сочинить свою сказку с таким же началом или похожими персонажами,

подобрать загадку к сказке, нарисовать отгадку.

Невербальные приемы это:

  • пантомимика,
  • мимические упражнения,
  • пальчиковая гимнастика,
  • гимнастики для глаз,
  • динамические паузы,
  • физкультминутки.

На сохранение заинтересованности детей оказывают влияние:

  • проблемные ситуации,
  • ситуации занимательности,
  • ситуации успеха,
  • нетрадиционные формы занятий,
  • проектно­исследовательская деятельность,
  • современные образовательные технологии.

Основной вид деятельности детей в детском саду – это игра и использование игровых приемов активации детей поможет поддержать их интерес в любой деятельности.

К игровым приемам активации относятся:

  • сюжетные игры,
  • экспериментирование,
  • конструирование.

Настольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. Дети учатся быстро и логично рассуждать. Интерес у дошкольников вызывают игры,

зашифрованные с помощью загадок, требующие сообразительности, поэтической выдумки.

Игры­путешествия способствуют углублению, закреплению знаний.

Ещё большую активность у дошкольников можно наблюдать при использовании интеллектуальных игр: шарад, головоломок, загадок

Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.

Занятие­ сказка (позволяет создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний и делает занятие более эффективным).

Таким образом, все методы и приемы должны использоваться в совокупности, различных комбинациях друг с другом, а не изолированно. Тогда дети не утомляются, у них проявляется стойкий интерес, и только в этом случае можно получить хороший, продуктивный результат познавательной активности дошкольников.

Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста [Текст] / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1986

Ребенок может постигать мир самостоятельно путем проб и ошибок через манипуляции с объектами. Но при этом огромный пласт информации значимой для его развития, останется невостребованным, пройдет мимо. А многое будет усвоено примитивно. Но малыш не одинок в мире. Рядом всегда есть взрослый – друг, помощник, наставник ,который занимает особое место в жизни маленького ребенка.

Взрослый-обладатель колоссального опыта, который он передает детям в процессе общения и взаимодействия с ними.

При передаче детям информации очень важно учитывать характерные для их возраста познавательные потребности и интересы, возможности и способы познания мира. Взрослому нужно правильно определить меру своего участия в познавательных действиях ребенка. Чтобы не задавить детскую инициативу не погасить желание ребенка открывать мир. И конечно надо знать, что конкретно ребенок не в состоянии освоить самостоятельно, без помощи взрослого человека.

На что же педагогам следует обратить внимание в работе с детьми?

Прежде всего на то, что ребенок данного возраста продолжает осваивать различные характеристики предметов и объектов окружающей действительности. Постигает способы действия с ними. Но дело в том, что в процессе познания малыш в первую очередь вычленяет в предмете второстепенные внешние признаки: цвет, форму, величину и др. Наиболее существенную, главную характеристику предмета –его функцию (как предмет используется) маленькому ребенку самостоятельно очень трудно. А иногда и просто невозможно. Ведь функция – скрытая характеристика предмета . Она хранит в себе определенный опыт человечества. Познавая предмет постигая и осваивая его функцию, ребенок приобщается к этому опыту. Назначение предмета, его функцию ребенок осваивает только при активном участии взрослого. Который показывает, объясняет, учит использовать различные предметы по их назначению. Невозможно переоценить роль взрослого в процессе формирования у детей определенного отношения к окружающей действительности. Выпуская детей в мир, мы хотим, чтобы они бережно и созидательно относились ко всему ,что его наполняет.

Прогулки по прилегающим к детскому саду местам.

Наблюдения за окружающими объектами и явлениями.

Экскурсии по детскому саду и за его пределами.

Прогулки по окрестностям-данный вид прогулок является одной из разновидностей традиционных прогулок. Прогулки по окрестностям не требуют, чтобы детей готовили специально. Достаточно предложить малышам погулять, поиграть в другом месте, и они с восторгом согласятся. Места первых прогулок педагог определяет сам. Можно погулять с малышами в ближайшем парке, сквере, лесу, на лугу, пройти по берегу моря

, речки или просто заглянуть на спортивные площадки. Дети наблюдают за объектами и явлениями своего непосредственного окружения, которые привлекают их внимание. Это в значительной мере способствует обогащению представлений детей о нашем мире. Наблюдения могут проходить как простое рассматривание чего-либо (листья, снегопад. Бабочка на цветке и т.д.)

-Как непосредственное манипулирование с чем-либо (поймал малыш снежинку на рукавичку –она не тает , а на теплой ладошке-раз и нет ее и пр.

Динамичный, постоянно изменяющийся мир входит в жизнь маленького человека огромным количеством самых разнообразных, отличных друг от друга объектов, явлений, событий. Неустойчивое внимание 3х-летних детей сосредоточивается лишь на немногих из них ярких , звонких. Значимых для ребенка вещах. Но в нашей жизни есть такие удивительные встречи, которые одинаково привлекательны и приятны и большим и маленьким. Но трехлетний малыш не в состоянии выделить их , поэтому очень много интересного и прекрасного пройдет мимо .Но это не случится . если рядом с детьми чуткий ,внимательный педагог, который умеет привлечь внимание малышей даже к неброским предметам и явлениям.

Экскурсии-особый способ накопления представлений и впечатлений о мире, который полностью соответствует познавательным потребностям и возможностям ребенка. В отличии от прогулок по окрестностям, экскурсии более целенаправленны. Вы, не ведете детей вообще гулять. а четко определяете конкретную цель маршрута: посмотреть работу повара, дворника и т.п.

Только тогда происходит активизация познавательных процессов ребенка. Особое внимание следует обращать на экскурсии, где внимание детей привлекается к отдельным службам детского учреждения, к труду сотрудников. В процессе этих экскурсий дети не только обогащаются новыми впечатлениями, они получают прекрасную возможность наблюдать различные способы выполнения действий человека той или иной специальности. Полученные в процессе экскурсий представления о занятиях людей разных профессий благоприятно сказывается на развитие у детей ролевого поведения в сюжетных играх.

Главная особенность условий познавательной активности-для ребенка предоставлены благоприятные условия для развития, мышления, расширения кругозора, накопления новых представлений и впечатлений об окружающем мире. Создать эти условия обязан педагог, правильно организуя и проводя мероприятия, описанные выше.

Предварительный просмотр:

Роль педагога в развитии познавательной активности детей

Ребенок может постигать мир самостоятельно путем проб и ошибок через манипуляции с объектами. Но при этом огромный пласт информации значимой для его развития, останется невостребованным, пройдет мимо. А многое будет усвоено примитивно. Но малыш не одинок в мире. Рядом всегда есть взрослый – друг, помощник, наставник ,который занимает особое место в жизни маленького ребенка.

Взрослый-обладатель колоссального опыта, который он передает детям в процессе общения и взаимодействия с ними.

При передаче детям информации очень важно учитывать характерные для их возраста познавательные потребности и интересы, возможности и способы познания мира. Взрослому нужно правильно определить меру своего участия в познавательных действиях ребенка. Чтобы не задавить детскую инициативу не погасить желание ребенка открывать мир. И конечно надо знать, что конкретно ребенок не в состоянии освоить самостоятельно, без помощи взрослого человека.

На что же педагогам следует обратить внимание в работе с детьми?

Прежде всего на то, что ребенок данного возраста продолжает осваивать различные характеристики предметов и объектов окружающей действительности. Постигает способы действия с ними. Но дело в том, что в процессе познания малыш в первую очередь вычленяет в предмете второстепенные внешние признаки: цвет, форму, величину и др. Наиболее существенную, главную характеристику предмета –его функцию (как предмет используется) маленькому ребенку самостоятельно очень трудно. А иногда и просто невозможно. Ведь функция – скрытая характеристика предмета . Она хранит в себе определенный опыт человечества. Познавая предмет постигая и осваивая его функцию, ребенок приобщается к этому опыту. Назначение предмета, его функцию ребенок осваивает только при активном участии взрослого. Который показывает, объясняет, учит использовать различные предметы по их назначению. Невозможно переоценить роль взрослого в процессе формирования у детей определенного отношения к окружающей действительности. Выпуская детей в мир, мы хотим, чтобы они бережно и созидательно относились ко всему ,что его наполняет.

Прогулки по прилегающим к детскому саду местам.

Наблюдения за окружающими объектами и явлениями.

Экскурсии по детскому саду и за его пределами.

Прогулки по окрестностям-данный вид прогулок является одной из разновидностей традиционных прогулок. Прогулки по окрестностям не требуют, чтобы детей готовили специально. Достаточно предложить малышам погулять, поиграть в другом месте, и они с восторгом согласятся. Места первых прогулок педагог определяет сам. Можно погулять с малышами в ближайшем парке, сквере, лесу, на лугу, пройти по берегу моря

, речки или просто заглянуть на спортивные площадки. Дети наблюдают за объектами и явлениями своего непосредственного окружения, которые привлекают их внимание. Это в значительной мере способствует обогащению представлений детей о нашем мире. Наблюдения могут проходить как простое рассматривание чего-либо (листья, снегопад. Бабочка на цветке и т.д.)

-Как непосредственное манипулирование с чем-либо (поймал малыш снежинку на рукавичку –она не тает , а на теплой ладошке-раз и нет ее и пр.

Динамичный, постоянно изменяющийся мир входит в жизнь маленького человека огромным количеством самых разнообразных, отличных друг от друга объектов, явлений, событий. Неустойчивое внимание 3х-летних детей сосредоточивается лишь на немногих из них ярких , звонких. Значимых для ребенка вещах. Но в нашей жизни есть такие удивительные встречи, которые одинаково привлекательны и приятны и большим и маленьким. Но трехлетний малыш не в состоянии выделить их , поэтому очень много интересного и прекрасного пройдет мимо .Но это не случится . если рядом с детьми чуткий ,внимательный педагог, который умеет привлечь внимание малышей даже к неброским предметам и явлениям.

Экскурсии-особый способ накопления представлений и впечатлений о мире, который полностью соответствует познавательным потребностям и возможностям ребенка. В отличии от прогулок по окрестностям, экскурсии более целенаправленны. Вы, не ведете детей вообще гулять. а четко определяете конкретную цель маршрута: посмотреть работу повара, дворника и т.п.

Только тогда происходит активизация познавательных процессов ребенка. Особое внимание следует обращать на экскурсии, где внимание детей привлекается к отдельным службам детского учреждения, к труду сотрудников. В процессе этих экскурсий дети не только обогащаются новыми впечатлениями, они получают прекрасную возможность наблюдать различные способы выполнения действий человека той или иной специальности. Полученные в процессе экскурсий представления о занятиях людей разных профессий благоприятно сказывается на развитие у детей ролевого поведения в сюжетных играх.

Главная особенность условий познавательной активности-для ребенка предоставлены благоприятные условия для развития, мышления, расширения кругозора, накопления новых представлений и впечатлений об окружающем мире. Создать эти условия обязан педагог, правильно организуя и проводя мероприятия, описанные выше.

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательной активности является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду. Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у дошкольников в различных видах деятельности.
Познавательная активность формируется, главным образом, в познавательной деятельности, которая связана с целенаправленными действиями ребенка и включает не только процесс целенаправленного обучения, руководимого педагогом, но и самостоятельное, чаще стихийное приобретение ребенком определенных знаний. Известно, что знания, получаемые таким путем, являются нечеткими, неполными, недостаточно осознанными, иногда искаженно отражающими действительность, но активность ребенка при их добывании, приобретении бывает намного выше, чем процесс, руководимый педагогом. Активность ребенка в процессе организованной деятельности, как правило, программируется педагогом, но при этом мы в своей практике используем известный постулат: ребенок с радостью познает и исследует то, что для него представляет интерес.
Познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу. Процесс познавательной деятельности определяется не внешне (моторной) деятельностью, не степенью занятости ребенка, а главным образом уровнем внутренней (мыслительной) активности, которая несет в себе элементы творчества. Большую роль в нашей практической деятельности играет мотивация. В воспитательно-образовательном процессе необходимо использовать ситуативную и внутреннюю мотивации.
Ситуативная мотивация- это интерес к конкретной деятельности, к определенному познавательному материалу. Ребенок не хочет проявлять активность в неинтересной деятельности, действовать по принуждению, что вызывает у него только негативные переживания. Но в тоже время, ребенок может длительно проявлять активность, если ему интересно, он удивлен.
К ситуативной мотивации относится и взаимодействие с самим педагогом. Если ребенку нравится педагог, на его занятиях всегда интересно – это тоже повышает познавательную активность дошкольников.
Внутренняя мотивация – это возможность в процессе пребывания ребенка в ДОУ развивать его индивидуальные способности. Реализуя данный аспект, необходимо опираться на конкретные познавательные способности каждого ребенка и создавать для него индивидуальную траекторию развития, которая создается при участии всех специалистов ДОУ (педагогов, психологов, медицинского персонала).
Таким образом, в организации познавательной деятельности появляется возможность учесть интересы и запросы каждого ребенка. Для детей с высокими познавательными способностями мы создаем условия для развития и углубления знаний. Для детей со средней и низкой познавательной активностью используем индивидуальную и дополнительную работу. При таком подходе у педагогов ДОУ появляется возможность для более дифференцированной работы с каждой категорией детей. Кроме того, подобный подход способствует снижению учебной нагрузки, т.к. устраняется усредненный подход ко всем детям, а также самое главное – повышается активность ребенка во время познавательной деятельности.

Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и разнообразных видах творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности.
Хочу представить некоторые творческие задания для повышения познавательной активности.
Ознакомление с художественной литературой.
Один из методов развития мышления, воображения и речи — объединение два коротких рассказа или сказки в одну с новым сюжетом. Сразу надо оговориться, что это нелегкая работа и для нас, взрослых.
В данном случае активную роль играют и речь, и воображение ребенка. В этой работе, несомненно, руководителями и организаторами являются взрослые.

Одним из методов развития познавательной активности является постановка проблемного вопроса. Очень полезны вопросы поискового характера. Почему? Зачем? Каким образом?
Приведу примеры использованных мною проблемных ситуаций:

Проблемные ситуации для дошкольников можно создавать не только на предметном учебном материале. Воспитание находчивости, конструктивности, гибкости мышления успешно достигается при решении бытовых или ситуационных задач. Например, можно использовать следующие:

- Ты с родителями едешь в автобусе. Они сошли, а ты не успел. Что ты будешь делать? Почему?
- Родители сели в поезд, а ты остался. Что ты будешь делать? Почему?

- Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?
- В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом?

Еще один метод - исследовательский. К нему относятся: наблюдение, эксперимент, опыт.

Важнейшим методом исследования считается эксперимент. Эксперименты бывают мысленные и реальные. Из мысленных можно использовать, например, такого вида:
-Что можно сделать из куска бумаги?
-Что будет, если все станут выше ростом?
-На какое животное похожа темнеющая туча? И т. п.
Но самые интересные эксперименты – реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Можно провести с детьми следующие эксперименты:
1.Наши органы чувств: с закрытыми глазами дети определяют предметы на ощупь, по запаху, на вкус и т.п.
2.Свойства воды: прозрачность, вкус, запах, три физических состояния, текучесть и т.д.
3.Свойства песка и глины.
4.Смешивание красок, получение новых цветов и оттенков.
5.Свойства бумаги, её виды.
6.Один или вместе (предложить сравнить качество и быстроту уборки одного человека или группы детей)
7.Умение владеть собой (способы улучшения настроения себе и другим).

Мир, в котором мы живем, становится все прагматичнее и жестче. Какие ценности будут преобладать в обществе? Каким идеалам будут служить наши потомки? Каждый педагог задумывается об этом. Ведь будущее закладывается именно сегодня.

Задача педагога в том, чтобы в детях, которых он воспитывает, заложить предпосылки гармоничной личности, чтобы в будущем им были свойственны такие качества, как духовность, умение творить красоту, стремление делать добро, гражданская ответственность.

Концепция дошкольного воспитания выделяет основные ориентиры обновления содержания воспитательно-образовательной системы в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка , на установление доверительных партнерских отношений, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

В.А.Сухомлинский советовал: “…не обрушивайте на ребенка лавину знаний, не стремитесь на уроках рассказать все, что вы знаете – под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком окружающий мир… оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку еще раз возвратиться к тому, что он узнал”. [ 9 ]

А.Энштейн писал, что самая прекрасная и глубокая эмоция, которую мы испытываем, — это ощущение таинственности; кому эта эмоция чужда, кто утратил способность замирать в трепете, того можно считать мертвецом. Развитие детей в организованной среде во многом определяется тем, насколько она вызывает к жизни индивидуальный опыт детей, в том числе опыт, приобретенный в ходе организованного обучения.

Содержание актуальных программ обеспечивает целостное развитие личности ребенка дошкольника. Задачи познавательного развития занимают центральное место. Целостное представление о мире – основа интеллектуального развития детей. В представлениях ребенка отражаются в единстве объекты, действия с ними. Оперируя этим, дети постепенно познают мир таким, каким он есть.

Обучение должно учитывать особенности развития ребенка, познавательное развитие можно сравнить со спиралью, которое должно расширяться и углубляться.

  • личность педагога,
  • характер его взаимоотношений с ребенком,
  • закономерности и особенности внутреннего мира ребенка.

Знание ребенка – сложнейшая наука, а применение этих знаний на практике – высокое искусство, требующее от учителя самоотдачи, творчества, собственных решений.

Задача педагога состоит в том, чтобы сделать трудное – привычным, привычное – легким, легкое – приятным.

Возможно ли, развивать познавательную активность детей дошкольников? Попытаемся ответить на этот вопрос.

Мы изучили работы выдающихся отечественных и зарубежных ученых: С.Л.Рубеншнейна, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца, В.В.Давыдова, К.Роджерса 5, ознакомились с основами дошкольной дидактики, теорией о самоценности дошкольного детства и учении об амплификации (обогащении) развития ребенка в условиях оптимального использования специфических видов деятельности, познакомились с опытом педагогов страны. Большинство авторов отмечают, что надо поддерживать формирование интересов детей, предоставить каждому ребенку равные возможности для освоения сфер жизнедеятельности, удовлетворять и направлять любознательность ребенка, способствовать появлению потребности в новых знаниях.

Мы придерживаемся точки зрения ряда авторов и процесс познавательной активности строим с учетом “внутреннего состояния готовности к познавательной деятельности к поиску впечатлений, реализующихся в познавательных действиях и операциях” – М.Лисина. В процессе познавательной деятельности с детьми обеспечиваем возможности для реализации возрастного потенциала и проявления индивидуальности каждого ребенка. Учим не просто “усваивать” материал, а познавать мир, вступать с ним в активный диалог. Искать ответы на свои вопросы, не останавливаться на достигнутом этапе.

  • интересы и потребности детей,
  • осмысление и осознание себя в окружающем мире,
  • индивидуальность каждого ребенка,
  • средства и способы добывания знаний.

В связи с этим целью нашей работы стало помочь детям познавать окружающий мир, формировать опыт творческой познавательной деятельности, сохранять индивидуальность каждого ребенка.

  • провести анализ и оценку познавательной деятельности,
  • разработать методические приемы для работы с детьми,
  • использовать различные формы и средства для познания окружающего мира, развивать познавательную активность.
  • факультативная работа,
  • объединения детей по интересам,
  • поисково-исследовательская деятельность,
  • сотрудничество с родителями при организации длительных наблюдений за живыми объектами природы.

Учитывая опасения К.Ю. Белой [ 1 ] об отсутствии методик к образовательным программам по отслеживанию результатов развития ребенка, о некачественном методическом обеспечении диагностик, мы за основу показателей развития уровня знаний об окружающем мире взяли программные задачи и индивидуальные карты развития ребенка. Отслеживание результатов проводили в начале и конце учебного года.

Анализ работы позволил отследить результативность и динамику развития познавательной активности детей.

  1. Животные Земли – 94,4% - 100%,
  2. Животные Приморского края – 83,0% - 94,0%
  3. Инстинкты и способ жизни –61,1% -77,75%
  4. Динозавры - 44,4% -72,2%
  5. Культурные растения - 94,0% -100%

Незначительно отличается показатель по теме –

Растения Приморского края -38,8% - 66,6%.

Результаты индивидуальных карт развития ребенка показали:

Из 15 детей – 11 детей умеют работать в едином темпе и ритме с другими детьми, имеют хорошие знания о живой и неживой природе, о рукотворном мире.

Сравнительный анализ результатов количественной и качественной обработки данных показал, что целенаправленная работа, поисково-исследовательская деятельность с детьми, учет интересов дошкольников, позволяет добиваться высоких результатов в развитии познавательной активности дошкольников. Немаловажным моментом в такой работе является личность педагога. Если он выбирает творческий способ решения задач, взаимодействия с детьми, то сможет сформировать опыт творческой, познавательной активности детей.

  1. Грамотное, эффективное диагностическое обследование детей и мастерства педагога.
  2. Содержание обучения и воспитания должно быть: развивающим, проблемным, поисково-исследовательским.
  3. Свободный выбор ребенком содержания деятельности, возникающий по инициативе детей и взрослых.
  4. Творческий потенциал педагога, искусство общения с детьми.

Сравнительный анализ по созданию благоприятной среды для развития познавательной активности по дошкольным группам показал, что она отвечает возрастным особенностям детей, на основе методологических принципов. Но особое внимание необходимо обратить на педагогическую компетентность воспитателей.

Таким образом: для развития познавательной активности детей дошкольного возраста необходимо разрабатывать комплексные программы с учетом возрастных особенностей познавательной активности, определять роль и место взрослого и ребенка , его интересы и возможности познания мира.

Система работы

Познавательная деятельность детей дошкольного возраста.

Цель работы – помочь познать окружающий мир, сформировать опыт творческой познавательной деятельности, сохранить индивидуальность каждого ребенка.

  1. Создать условия для активизации умственной деятельности детей, развивать потребность и желание приобретать новые знания.
  2. Научить детей самореализовываться в окружающем мире.
  3. Использовать различные средства и формы для познания окружающего мира.
  4. Воспитывать положительные качества личности, сохранять индивидуальность каждого ребенка.
  • Индивидуально – ориентированное обучение как часть общего процесса обучения и воспитания, направленное на сохранение индивидуальности ребенка.
  • Принцип открытости – быть способным к восприятию личности ребенка, открытым, принимать и уважать его желания.
  • Принцип деятельностного подхода – ребенок познает мир, получает знания через все виды деятельности, каждый является активным участником в добывании, передачи знаний, информации, привлекает к этому друзей и взрослых.
  • Принцип свободы выбора – право ребенка выбирать содержание деятельности, определять задачи, способы их решения, партнера совместной деятельности.
  • Принцип природосообразности – ориентироваться на внутренний мир ребенка, создавать условия для саморазвития, самовыражения каждого участника познавательного процесса.

Младший дошкольный возраст. “Помогаем ребенку познавать мир”.
2000-2002 г.

Старший дошкольный возраст.
2001– 2003 уч. г.

Годовое перспективное планирование - старшая, подготовительная группы, распределение материала по занятиям по познавательной деятельности, самостоятельная, игровая, факультативная работа с детьми.

  • “Все обо всем”,
  • “Хочу все знать” по темам: “Медицина”, “Ремесла”, “Космос”, “Чудеса света”, “Человек”,
  • Создание библиотеки “Почемучек”,
  • Объединения детей по интересам: “Тайны часов”, “Уголок родного края”, “Юный математик”, “Химическая лаборатория”,
  • Изготовление с детьми иллюстративной книги по детским вопросам.

Подготовила и провела открытые методические объединения по работе с детьми по интересам, занятие в старшей группе “Брейнринг”, “Живые барометры”, сюжетно-ролевую игру “На подводной лодке”.

Организовала мастер-класс с целью презентации педагогического опыта для педагогов дошкольного и начального звеньев.

Собрала и апробировала банк педагогических диагностик по познавательной деятельности.

  • ознакомление с картой Приморского края,
  • информационный материал “Моря и океана”, “Экология”,
  • библиотечка приморских писателей,
  • материалы по истории Дальнегорского района,
  • китайские топонимы на территории Дальнегорского района,
  • экскурсии с родителями по любимым местам, изготовление макета “Морское побережье”,
  • знакомство с морскими животными через телепередачу “Жемчужина Приморья”.

Такая система работы формирует у детей потребность познавать окружающий мир, в процессе проблемного обучения и самостоятельного экспериментирования овладевать средствами и способами познания и преобразования мира.

  • диагностические карты по разделам – зоология, история, география, страна в которой мы живем, ботаника, астрономия,
  • индивидуальные карты развития детей 6 – 7 лет.

В результате углубленной работы по данной теме удалось сформировать у детей представления о себе и окружающей действительности, рукотворном мире, природе, мире животных, развить стойкий интерес к изменениям в природе, сформировать опыт творческой познавательной деятельности, умение работать в коллективе.

Результативность за годы работы с детьми:

2000 г. – познавательная деятельность, овладение программными задачами - 83,8% (средняя группа)

2001 г. – по индивидуальным картам развития начало года 73,3%, конец года 86,6% ( из 15 детей хорошо – 13.)

2002 г. – познавательная активность детей по опроснику: космос - 83,3%,зоология – 94,4%, ботаника – 100%, растения края – 66,6% .

Для сравнительного анализа и отслеживания динамики усвоения детьми программных задач целесообразно использовать сводные таблицы.

Сводные таблицы по диагностическому обследованию детей дошкольного возраста. Овладение детьми знаниями по разделу “Ребенок познает мир”.

Читайте также: