Проект мое село в детском саду

Обновлено: 06.07.2024

Принципы разработки ознакомления детей с родным селом:

3) Интеграция - установление соответствия между информацией заданной в явном и неявном виде.

4) Культурологичность - приобщение детей к истокам культуры.

5) Тематичность - деление материала на основные темы.

6) Наглядность - качество ясности, понятности, доступности содержания, убедительности изображения.

7) Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.

8) Развивающие характер обучение, основанный на детской активности.

2. Технологический блок:

Система и последовательность работы по ознакомлению с родным селом.

II. “Мое любимое село”

III. “Кто прославил мое село”

IV. “Мир природы села”

3.Организационный блок:

Конспекты непосредственной образовательной деятельности детьми по ознакомлению с родным селом.

4. Практический блок:

- Сотрудничество с библиотекой школы;

- Экскурсии по улицам села, к памятникам и памятным местам;

- Сбор материалов об истории села, его улиц.

- Выставки рисунков, фотографий

5. Результативный блок.

- Итоги всей проделанной работы.

6. Список используемой литературы

Раздел 1

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.

Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.

Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.

Формирование у детей любви к Родине, к родному селу и его истории, чувства ответственности за судьбу села, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства, развитие представлений о селена основе ознакомления с ближайшим окружением (дом, двор, улица села, детский сад и его территория).

Принципы разработки ознакомления детей с родным селом:

3) Интеграция - установление соответствия между информацией заданной в явном и неявном виде.

4) Культурологичность - приобщение детей к истокам культуры.

5) Тематичность - деление материала на основные темы.

6) Наглядность - качество ясности, понятности, доступности содержания, убедительности изображения. Наглядность достигается воплощением абстрактного в конкретном.

7) Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.

8) Развивающие характер обучение, основанный на детской активности.

Педагоги подбирают краеведческий материал в соответствии с запланированной деятельностью: обогащают развивающую среду материалами о с. Первомайском (книги, картинки, репродукции, дидактические игры, пособия, предметы искусства, продукты детского творчества и др.).

Проектный метод предполагает интеграцию (взаимопроникновение разделов программы) на основе единого проекта. Педагоги согласуют тематику занятий по ознакомлению с родным городом с тематикой других занятий, играми детей; создают условия для самостоятельной и совместной с взрослыми работы с краеведческим материалом.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом становится возможной при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту и тесному сотрудничеству с родителями. Дети и взрослые (педагоги, родители) разрабатывают экскурсионно- туристические маршруты по с. Первомайскому, начинают поисково-собирательную работу.

В процессе поисковой деятельности дети знакомятся c историей с. Первомайского. Выясняют, что изначально люди селились на благоприятных для их жизни местах (там, где вода, плодородная земля). Улицы эти и названия носят: Полевая, Садовая, пер. Прудный, и т.д.

Дети много узнают о природе своего края, растениях и животных, полезных ископаемых. В процессе рассматривания книг, фотографий, экскурсий и целевых прогулок дети выясняют, что в с. Первомайском много разных по назначению зданий – жилые дома, детский сад, школа, магазин, ФАП и другие.

Большим импульсом в воспитании патриотизма является такое событие в жизни с. Первомайского торжественный митинг у памятника павшим во время войны 1941-1945 годов. Учащиеся школы и жители села чествуют тружеников тыла и ветерана войны. Весь день учащиеся старших классов несет почетный караул. После митинга проходит праздничный концерт.

Раздел 2

- Формирование представлений о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением.

- Воспитание добрых чувств, интереса к месту, где живет ребенок.

- Развитие эмоционально-ценностного отношения к родному дому, своей семье, улице, селу.

- Формирование желания сохранять чистоту, порядок в своем городе.

- Воспитание у детей чувства гордости, восхищения красотой родного города.

- Формирование любви к родному городу и интерес к прошлому и настоящему с. Первомайское.

- Знакомство детей с географическим расположением села, природными ресурсами.

- Ознакомление детей с основными профессиями.

- Знакомство детей с традициями, трудом и бытом жителей села. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свое село, республику.

- Организация общественно полезной деятельности ребенка на благо своей семьи, своего города.

- Закрепление знаний детей об историческом прошлом и настоящем с. Первомайского на материале научной литературы.

- Закрепление знаний детей о природных ресурсах, климатических условиях как факторах, определяющих экономическое развитие села.

- Знакомство детей с культурным наследием Рузаевки.

- Воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в с. Первомайское, сопричастности к этому.

- Развитие бережного и созидательного отношения к селу (достопримечательности, культура, природа).

1 Имеет представления о местонахождении детского сада, своей группы, участка.

2 Знает название села.

3 Умеет замечать происходящие изменения на близлежащих улицах (приготовления к празднику, строительство нового дома и т.д.).

4 Умеет ориентироваться в помещении ДОУ (найти свою группу, участок, зал).

5 Проявляет бережное отношение к окружающему.

Педагогические формы:

1. Познавательное развитие:

Целевые прогулки по близлежащим к детскому саду улицам (празднично украшенные улицы, магазин).

Рассматривание фотографий близстоящих построек и детского сада.

2. Изобразительная деятельность

3. Музыкальная деятельность

4. Игровая деятельность:

5. Предметно-развивающая среда

Игры со строительным материалом, из мягких модулей постройка дома, детского сада и их обыгрывание,

Игра-путешествие по городу,

Фотовыставка о селе Первомайском.

Работа с родителями

Рекомендации для родителей: рассказать ребёнку о доме, дворе, улице, где они живут (какой дом – деревянный, каменный, высотный; об улице – дома составляют улицу, а улицы – село).

Предложить нарисовать рисунок дома.

Перспективный план работы по тематическому проекту

Рассматривание картин, книг и открыток о родном городе:

Знакомство с историей села Первомайское.

Сбор личных вещей, книг, фотографий, как рядовых граждан, так и известных людей, участников войн.

Разработка экскурсионно- туристических маршрутов по с. Первомайскому. Изготовление схемы:

Встречи с интересными людьми:

Встреча с ветераном ВОВ и тружениками тыла с. Первомайского.
Встреча с известными пчеловодами с. Первомайского.

Встреча с известными доярками с. Первомайского.

Встреча с известными хлеборобами с. Первомайского.

Праздник с. Первомайского.

Чтение художественной литературы:

В. Степанов. Что мы Родиной зовем.

В. Аширова. Тетя Эрна.

Самостоятельная художественная деятельность детей:

I. “Моя семья”

Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспита­тельных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью.

В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут.

Семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какая семья — такое общество.

Семья обеспечивает преемственность традиций.

Важнейшей социальной функцией семьи является воспи­тание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопо­слушного члена общества.

Существенное влияние оказывает семья на выбор профес­сии.

Они держались по-разному. Одни начинали вместе рас­сматривать книжки, обсуждать их, рисовали или играли, т. е. активно взаимодействовали с этими предметами. Другие только наблюдали, ничего не трогая. Третьи полчаса сидели и ждали, не проявляя никакого интереса к предметам.

Последующая проверка подтвердила — познавательная активность детей полностью отражала поведение их роди­телей. Убеждаемся еще раз: педагогические закономерно­сти действуют неотвратимо.

Современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве нынешних семей основные силы и время родите­лей расходуются на материальное обеспечение, но не на духов­ное формирование и развитие детей.

II. “Мое любимое село”

- районного центра (Туймазы): 25 км

- центра сельсовета (Кандры-Кутуй): 15 км

- ближайшей ж/д станции (Кандры): 11 км.

На основании решения коллегии народного комиссариата земледелия БАССР о разделении Туймазинского совхоза на два самостоятельных, райисполком 18 мая 1932 года произвел отвод земли вновь созданным Тймазинскому свиносовхозу и Кандринскому свиносовхозу имени 1 Мая. Появились первые поселенцы на будущей центральной усадьбе совхоза имени 1 Мая. Размещались они пока в деревне Александровке. По словам очевидцев Александровка была создана в 1894 году. Первым её жителем был Иванов Александр. В честь него деревня стала называться Александровкой.

Всего в деревне было 53 подворья. Контора строившегося совхоза была размещена в доме у Сорокина Константина, а в амбаре напротив был открыт ларек. В доме у Вдовина Николая находилась школа. Конюшня - на подворье братьев Маханьковых. Первым директором совхоза был Ариткулов. Он занимал эту должность в течении 6 месяцев. А с 14.09.32 года директором назначался Мельников.

Первых трактористов поселили в доме у Агафонова Михаила. Начиналось строительство совхоза. К осени 1932 года на пустыре построили свинарник. Наш совхоз имел посевную площадь 3675га. К нам стала поступать сельскохозяйственная техника и скот. Совхозу было выделено: 2 трактора, 2 комбайна,2 сложных молотилки, 4 сеялки, 4 культиватора, 6 косилок. Скота, кроме 112 голов лошадей, совхоз почти не имел. Но уже в 1933 году поголовье скота увеличивается. В совхозе уже насчитывается 75 голов свиней, 66 коров, 6 пчелосемей . Первый свинарник был построен из камышовых щитов. С 14 сентября 1932 года по приказу №203 начинались курсы свинарей и бригадиров, ответственным назначили управляющего фермой Ганиева. Первая партия свиней была закуплена в Тйумазинском совхозе в количестве З маток. Бригадиром по свиноводству был назначен Мухамедшин. Закупались пчёлы.

Строился совхоз, а вместе с ним создавалась и его социальная сфера.

Первое население разместилось в землянках. В ноябре 1932 года построили общежитие; конюшню и мельницу. А самый первый объект, который был сдан строителями летом 1932г- баня. Чуть позже, в сентябре, завершили строительство четырех свинарников, коровника, телятника и зернохранилища. Первый жилой дом был построен только в 1933 году. В это же время появилась пекарня и клуб. В 1934 году открылся фельдшерский пункт, медсестрой была назначена Газизова.К этому времени в нашем совхозе уже действовала библиотека. Сначала библиотекарем была Куликова В. затем Лепестев Константин. Обязанности письмоносца возлагались на Зиазетдинову Ф. Она работала банщицей и уборщицей в общежитии трактористов. В 1934 году наш совхоз был телефонизирован. Телефон находился в конторе совхоза. В этом же году в совхозе начали действовать детские ясли. Число детей составляло 30 человек. Штат рабочих 3 человека, в том числе один воспитатель. По приказу № 184 от 13.07.39 г на должность воспитателя принимается Васильева Мария. До неё воспитателем работала Давлетгареева Роза. Заведующей детскими яслями была назначена Козырева Анна Ивановна.

В 1935 году была открыта школа. В приказе по совхозу № 78 от 1.091937 года говорится о проверке грамотности всех рабочих и домохозяек. И в этом же году был введен водопровод.

С сентября 1937 г начинается использование машин для перевозки пассажиров.

В 1939-40 годах были построены частные дома, дом специалистов, два жилых барака. В войну была построена электростанция. Её строили военнопленные венгры.

Большое внимание с первых лет существования совхоза уделялось соблюдению санитарно-гигиенических норм жители поселка. За порядком следил местный милиционер Фурсов.

Постепенно создавались необходимые условия для нормальной жизни населения поселка.

В проекте представлен материал из опыта работы дошкольного учреждения по реализации задач патриотического воспитания через открытие детьми старшего дошкольного возраста истории родного села, его достопримечательностей.

Введение в проект

Любовь маленького ребёнка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, любви к своему дому, улице, селу, в котором он живёт. Педагог, воспитывая у детей любовь к родному селу, связывает воспитательную работу с окружающей социальной действительностью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребёнка.

Знакомство дошкольников с родным селом – это процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, она должна осуществляться ежедневно и постоянно.

После экскурсий дети обмениваются своими впечатлениями, проигрывают увиденное в сюжетно-ролевых и конструктивных играх, беседуют, участвуют в продуктивной художественной деятельности.

Работа по воспитанию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями. Они не только помощники, но и активные участники в формировании личности ребёнка. Родители вместе с детьми принимают участие в викторинах, конкурсах, в создании семейных альбомов, фотовыставках, принимают участие в праздновании Дня села.

При ознакомлении детей дошкольного возраста создаются благоприятные условия, способствующие расширению кругозора, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются задачи эстетического воспитания и детского творчества.

Создание условий для гражданско-патриотического воспитания дошкольника с использованием регионального компонента

Ознакомление детей с родным селом через познавательную деятельность будет способствовать расширению их кругозора, развитию познавательных способностей, любознательности, умственной активности, обогащению речи, воспитанию эстетического вкуса и развитию детского творчества, проявлению активности и преобразовании действительности через созидательную деятельность.

активное участие взрослых в совместной деятельности с детьми: ярмарки, развлечения, викторины, выставки, праздники, конкурсы, экскурсии.

Классификация проекта:
По тематике – информационный
По составу участников – групповой
По срокам реализации – долгосрочный
Проблема: недостаточные знания детей о родном селе.
Цель: систематизация знаний детей о родном селе.
Задачи:
работа с детьми:
- расширить и углубить знания детей о с.Красный Бор, его истории, достопримечательностях;
- формировать у детей чувство любви к родному краю. Своей малой и большой родине;
- развивать у детей речь, мышление, воображение, умение анализировать, сравнивать посредством игр и упражнений;
- познакомить с геральдическими символами города, страны.
Взаимодействие с родителями:
- вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города, ориентировать из на патриотическое воспитание в семье.
Участники – дети старшей группы, родители, педагоги группы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация проекта направлена на формирование и обогащение знаний детей старшего дошкольного возраста о своей малой родине. Материал может быть использован для работы воспитателей ДОУ.

« Ясенки, село моё родное,

На карте не ищи и в книге не читай…

Здесь всё прекрасное и всё живое,

Информационная карта проекта

Участники проекта:

Воспитанники старшей группы;

Вид проекта: коллективный, творческий, познавательный, исследовательский, долгосрочный.

Срок реализации: сентябрь - май.

Возраст детей: 5 – 6 лет.

Актуальность

Причины возникновения проекта:

При разработке проекта для нас было важно:

Собрать материал об улицах поселка Ясенки и о его жителях.

Изучить литературу по данной теме.

Подготовить рассказ об улице, на которой каждый из нас проживает, и её жителях, придерживаясь плана: когда появилась улица, почему она так называется, что раньше было интересного на ней, что она представляет из себя сейчас, какие люди в разные годы прославили ее.

Провести анкетирование старожилов села, родителей.

Привлечь родителей к исследовательскому проекту.

Изучить семейные архивы (документы, фотографии).

Осуществление комплексного подхода к формированию духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста, приобщение дошкольников к истории и культуре родного поселка, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

• Обогатить знания о достопримечательностях родного посёлка.
• Воспитывать гордость за свой поселок.
• Формирование любви к родному посёлку. Привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ.
• Активизация творческого потенциала родителей.
• Развитие познавательного интереса старших дошкольников к истории и культуре своего народа.
• Пополнение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.
• Обеспечение благоприятного, эмоционально насыщенного положительного климата в группе и во взаимоотношениях между семьей и сотрудниками дошкольного учреждения.
• Развитие у детей эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости и творческих способностей.
• Обогатить игровой опыт старших дошкольников средствами народных подвижных игр.
• Создать наиболее благоприятный климат в детском коллективе, установить тесный контакт и взаимодействие между детьми, родителями, педагогами; между семьёй и детским садом.
• Обеспечить условия для общения, диалога и достижения взаимопонимания между участниками проекта.
• Активизация познавательного интереса к объектам социального мира.
• Формирование системы краеведческих знаний: о традициях нашего посёлка, особенностях ландшафта, застройки посёлка, зданий, имеющих историческую ценность.
• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Методы работы над проектом.

Теоретический (тематические беседы, анкетирование, консультации, и пр.)

Наглядный (наблюдение, получение информации через слайдовые презентации, выставки).

Практический (опыты, участие в мероприятиях ДОУ).

Проведение занятий (игровые ситуации, путешествия, экскурсии).

Реализация проекта

Реализация проекта направлена на формирование и обогащение знаний детей старшего дошкольного возраста о своей малой родине.

Первый этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями.

-изучение методической литературы;

-составление перспективного плана;

- создание развивающей среды;

-подбор игр и оборудования;

-анкетирование детей и родителей по проблеме;

- создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности.

Работа над реализацией проекта.

Третий этап – презентационный.

Презентация проекта на педагогическом совете, родительском собрании.

Четвертый этап – формирование выводов (оценочный):

Подведение итогов реализации проекта.

Представление и размещение итогов реализации проекта на сайте детского сада.

Планируемые результаты представления проекта:

Дети могут знать и называть место проживания: посёлок, некоторые предприятия родного посёлка и их значимость.

Любить и беречь природу родного края.
Дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада, испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с удовольствием идти в детский сад.
Дети могут знать и называть место работы родителей, значимость их труда, испытывать гордость и уважение к труду взрослых, проявлять внимание и уважение ветеранам и пожилым людям, оказывать посильную помощь.
Повышение уровня патриотизма старших дошкольников.
Получение первого опыта рефлексии(самооценки).
Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе подготовки и проведения обобщающего занятия. Пополнение развивающей среды группы альбомом о посёлке, исторических местах посёлка.

План мероприятий по реализации проекта.

Итоги проекта:

Читайте также: