Проект микробы враги или друзья в детском саду
Обновлено: 01.07.2024
Оценить 1966 1
Подготовила и провела:
Пояснительная записка
В глубоком, черном подземелье
Микробы разные живут,
И терпеливо днем и ночью,
Они детей не мытых ждут.
Человек в течение жизни подвержен многим инфекциям. Попадая в организм через грязные руки, немытые овощи и фрукты, воду или дыхание бактерии могут вызывать опасные заболевания.
Бактерии живут всюду: в воздухе, на земле, в воде и почве, в растениях и животных. Невидимые простым глазом бактерии очень сильно влияют на нашу жизнь. И чтобы оградить себя от этих заболеваний, дети должны с малых лет знать, как бороться с этими инфекциями. Должны усвоить культурно – гигиенические навыки, которые обезопасят их здоровье.
Цель исследования – формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о микробах, оказывающих вредное и полезное влияние на здоровье человека.
Проблемное поле проекта: В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. Поэтому наша главная задача сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения через всевозможные виды детской деятельности.
Цель исследования: узнать, что такое микроорганизмы, как они распространяются, как сохранить своё здоровье.
Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта (исследование, экспериментирование, моделирование и др.)
Технология детских проектов
Информационно – коммуникативные технологии
Цель:закреплять представления детей о значении для здоровья санитарно гигиенических мероприятий, формировать представления о причине некоторых заболеваний микробах.
Продолжать формировать навыки гигиены: умываться, мыть руки с мылом.
Выяснить представления детей о микробах, способах попадания их в организм, об их вреде для детей и элементарных способах борьбы с ними, охране здоровья.
Познакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями;
Воспитывать осознанное отношение их своему здоровью. Учить понимать, как влияют физические упражнения на организм человека. Воспитывать желание быть опрятным, аккуратным.
/data/files/j1530970212.ppt (Проект "Микроорганизмы - враги или друзья?") Оглавление Стр.
Основная часть 5 - 8
- 2.1. Понятие микроорганизмы 2.2. Роль первых бактерий 2.3. Самые полезные бактерии
Практическая часть 9 - 10
Список используемых источников 11
Что такое микроорганизмы? Как много знаем мы о них?
Микробиологи давно доказали, что микробы окружают нас. Они есть в воздухе, в воде и в почве, в организмах всех живых существ. Они могут быть полезны: современное человечество научилось использовать микроорганизмы для лечения ранее неизлечимых болезней. А могут быть очень вредны: вызывать вспышки смертельных заболеваний, способных уничтожить целую популяцию.
Я с помощью проекта хочу проанализировать свойства микробов. Опытным путем убедиться, где они нам друзья, а где враги.
Актуальность проекта
Каждый человек с детства должен заботиться о своем здоровье. Большинство школьников очень мало знают о своем организме, поэтому совершают ошибки, что приводит к серьезным заболеваниям. С раннего детства мы знаем, что надо чаще мыть руки с мылом, а грязные предметы нельзя брать в рот, ведь вокруг нас обитает множество микроорганизмов, которые могут нанести вред нашему здоровью.
Тогда почему не запрещают есть продукты, в которых содержатся бактерии, а даже наоборот говорят, что они полезны.
Проблемные вопросы
Чтобы ответить на все вопросы, сначала разберемся в необходимости
мыть руки после улицы и перед едой. Необходимо понять почему стоит отказаться от вредных привычек грызть ногти и тащить в рот грязные предметы (например шариковую ручку).
Поэтому познакомимся с бактериями, которые так любят жить на наших руках и под ногтями. И узнаем в чем же их вред.
Цель проекта:
Выяснить, какую роль в жизни и здоровье человека играют бактерии.
Повысить внимание к здоровому образу жизни.
Задачи проекта:
Знакомство с микроорганизмами. Как они растут, размножаются, питаются и дышат.
Выяснить какие бактерии вредные, а какие полезные.
Понять о необходимости бережного отношения к своему здоровью.
Познакомиться с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями.
Основная часть
Понятие микроорганизмы.
Микробы - бактерии, вирусы, грибы, дрожжи.
Как же разглядели микроорганизмы?
Микробы - это очень маленькие живые организмы, которые можно увидеть только с помощью микроскопа с увеличением в сотни раз.
Интересно разглядеть каплю воды под микроскопом
Удивлены количеством микробов.
Микробы различают по строению, форме и особенностями жизнедеятельности:
подвижные, с помощи ресничек или хвостиков
Вот некоторые микробы под микроскопом:
Самые первые бактерии
Следы бактерий были найдены в самых древних осадочных отложениях, которым уже 3,9 млрд. лет.
Есть предположения, что существуют более поздние породы в которых тоже могут быть следы бактерий.
Молекулы первых микроорганизмов стали размножаться, получая энергию из окружающей среды с самого зарождения планеты.
Строматолиты (цианобактерии) – древнейшие следы жизни на Земле. Были обнаружены австралийскими геологами во главе с Аленом Нутманом.
Роль первых бактерий
образовали плодородный слой почвы;
насытили атмосферу кислородом;
создали предпосылки для возникновения ядерных организмов (эукариотов), которые впоследствии развились в два царства: растения и животные.
Самые полезные бактерии
Современные бактерии, которые исследуются в целях лечения человека, его кормления и уборки отходов его жизнедеятельности, не имеют никакого отношения к тем первым бактериям, которые жили на Земле.
Азотобактер ( Azotobacter )
Эти бактерии полезны человеку в таких областях, как:
Сельское хозяйство . Помимо того, что они сами по себе повышают плодородие почвы, их используют для получения биологических азотных удобрений.
Медицина . Используются для получения лекарств от желудочно-кишечных заболеваний.
Пищевая промышленность . Используются в пищевых добавках к кремам, пудингам, мороженому и т.д.
Бифидобактерии
Они чрезвычайно полезны для человека благодаря следующим свойствам:
снабжают организм витаминами, аминокислотами и белками;
препятствуют развитию болезнетворных микробов;
защищают организм от попадания токсинов из кишечника;
ускоряют переваривание пищи.
Молочнокислые бактерии
Свою энергию они получают от процесса молочнокислого брожения. Области их применения:
Пищевая промышленность – производство кефира, сметаны, ряженки, сыра; квашение овощей и фруктов; приготовление кваса, теста и т.п.
Сельское хозяйство –замедляет развитие плесени и способствует лучшей сохранности корма для животных.
Народная медицина – лечение ран и ожогов. Вот почему солнечные ожоги рекомендуется смазывать сметаной.
Медицина –получение антибиотиков, изготовление препаратов для лечения авитаминозов, желудочно-кишечных заболеваний, для улучшения обменных процессов.
Стрептомицеты
Они являются производителями самых разнообразных препаратов, среди которых:
Опасные микроорганизмы
Проникая в организм, болезнетворные микробы способны принести непоправимый вред человеку. Попасть в организм микроорганизмы могут как через воду и пищу, так и воздушно-капельным путем. Зачастую, не подозревая, чем на самом деле опасны болезнетворные бактерии, люди пренебрегают простыми правилами гигиены.
Вредные микробы
Некоторые микроорганизмы вызывают пищевое отравление.
Даже небольшое количество микробов, которые попадают в наш организм, могут вызвать серьёзные заболевания.
Болезнетворные микробы в организме человека находятся всегда, но определенные заболевания, длительный прием антибиотиков могут спровоцировать благотворную среду обитания опасным бактериям.
Стрептококки группы А
Вызывают развитие гнойных заболеваний, глотки, дыхательных путей; могут спровоцировать осложнения в виде поражений внутренних органов.
Простейшие грибы могут быть не только опасными, но и полезными. Та же плесень используется в промышленности для получения некоторых сортов сыра или лимонной кислоты, в медицине из нее получают мощнейший антибиотик. Об использовании дрожжей знает каждый.
Я хочу продемонстрировать вред и пользу микроорганизмов на примере низших грибов (группа Микромицеты). В эту группу входят типы плесень и дрожжи. Они имеют микроскопические размеры, в природе их нельзя обнаружить невооруженным глазом.
С помощью опытов я покажу, как опасна плесень, развивающаяся из спор, которые могут попасть на продукты питание через грязные руки и свойства дрожжей при приготовлении пищи.
Практическая часть
Опыт №1 показывает, что мытье рук с мылом позволяет убить большинство микробов.
Опыт № 2: Полезное применение микроорганизмов на примере дрожжей
Замесили тесто из муки, воды, соли, сахара:
А) Одну порцию мы замесили без дрожжей.
Б) Во вторую порцию мы добавили дрожжи.
Булочки испекли в духовке.
А) Булочка из теста без дрожжей очень маленькая, жесткая, не вкусная.
Б) Вторая булочка на дрожжах получилась пышная, ароматная, очень вкусная.
Опыт №2 открыл нам полезные свойства дрожжей.
Дрожжи выполняют нужную работу: вырабатывают углекислый газ и тесто поднимается, становится пышным.
Мир микробов интересен и многообразен!
Среди микробов есть наши друзья и враги.
Находясь в нашем организме, полезные микробы помогают ему быть здоровым и не дают вредным бактериям наносить вред человеку.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Выберите документ из архива для просмотра:
бактериии-друзья или враги.pdf
Выбранный для просмотра документ Бактерии друзья и враги.doc
Конспект занятия по экологии для детей старшей группы
Сформировать у детей элементарные представления о бактериях и их свойствах (растут, размножаются, питаются, дышат)
Задачи:
Формировать представления детей о значении для здоровья соблюдения правил личной гигиены
Рассказать о простых способах борьбы с болезнетворными бактериями
Воспитывать желание быть здоровым и закаленным, внимательно относиться к себе и своему здоровью
Освоить навыки самомассажа биологически активных точек
Развивать воображение, мышление, память, творчество, моторику рук
Оборудование: презентация, пластилин, мяч, микроскоп
Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть!
- Ребята, сегодня речь пойдет…. Ой, кто же это?
На мониторе появляется мальчик-грязнулькин (слайд 1)
Дети: Это мальчик – грязнулькин.
Мальчик: Точно, только я ничего не понимаю, что происходит. Почему все мои вещи от меня убегают?
«Одеяло убежало, улетела простыня
И подушка, как лягушка ускакала от меня
Боже, боже, что случилось, от чего же все кругом,
Воспитатель: ребята, почему все вещи убегают от мальчика?
«Да потому, что ты грязный
Неумытый поросенок!
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки, что сбежали даже брюки,
Воспитатель: А ты знаешь, мальчик, что вместе с грязью на руках живут микробы?
-Ребята, кто из вас знает, что такое микробы? Вернее, кто такие микробы?
Микробы (слайд 2):
Мы заразные микробы,
Любим мы детей пугать
А особенно детишек
Мы умеем заражать-
Заражать, заражать,
Всех детишек заражать!
Здравствуйте, детишки. Ой, какие вы хорошие, умные! Как вам живется? Как ваши носики, животики? Ха-ха-ха!
Воспитатель: Вы зачем сюда пришли?
микробы: «Мы ваши друзья – микробы.
1-микроб (слайд 3):
Я - вирус, я вызываю грипп и простуду.
Я – вирус-невеличка, безобидный я такой
Я – как тоненькая спичка
2-микроб (слайд 4):
Я – бацилла молодая,
Я болезнь распространяю
Стоит мне лишь зачихать –
Уложу я всех в кровать!
Все вместе мы - микробы
Пейте вы сырую воду –
Мы в сырой воде живем
И не мойте свои ручки – вот тогда мы к вам придем
И заразу принесем. Ха-ха-ха!
Воспитатель: Что же делать? Скорее надо позвонить 03 доктору Айболиту!
- Доктор Айболит, спасите нас от микробов!
Доктор Айболит (слайд 5) : Что случилось? А, старые знакомые! Не бойтесь, ребята, я вам помогу, но прежде, я расскажу вам все о микробах, хотите?
-Микробы – это очень маленькие живые существа. Их тысячи и миллионы. Они живут везде: на земле, в воде, в воздухе и в почве.
Их нельзя увидеть глазами, но можно рассмотреть при помощи одного знаменитого прибора. Называется он – микроскоп. В микроскопе есть удивительное стекло, при помощи которого можно увидеть то, мы не увидим глазами. (слайд 6)
С помощью микроскопа ученые выяснили, что чего у микробов нет ни рук, ни ног, ни рта, ни носа, нет желудка, сердца, легких. Микробы - это просто шарики или палочки, но они также как и мы едят, дышат, передвигаются. (слайд 7-13)
- Ребята, а вы знаете, как микробы передвигаются?
У некоторых микробов есть хвостики, которые называют жгутиками. Жгутик вращается, как пропеллер самолета, и микроб движется. В жидкости микробы подпрыгивают, как мячик, который мы бьем ладошкой об пол. Там, где сухо, микробы переносит воздух (ветер). Часто их переносят люди и животные.
-Ребята, как вы думаете, что едят микробы?
Хлеб, фрукты, овощи, суп, деревья, листья, землю.
Сейчас я покажу вам кусочек хлеба, на котором поселились микроорганизмы, которые называются плесенью. (слайд 14)
- Ребята, как вы думаете, можно есть такие продукты, которые покрыты плесенью? Нет, конечно. Плесень очень опасна для здоровья людей.
У микробов есть еще одно свойство: они не только питаются, но и размножаются. Это значит, что из одного микроба получается много новых.
Давайте посмотрим, как это получается: Отделите кусочек пластилина и скатайте из него шарик. Вот так выглядит микроб, который вызывает ангину и другие заболевания. Через некоторое время микроб делится пополам. Разделите шарик на 2 части - получились две новые бактерии. Сначала они маленькие, но они питаются, растут и становятся большими. Оторвите немного пластилина и прилепите к нашим бактериям. Как будто ваши бактерии выросли. Что теперь с ними произойдет? Правильно, снова скоро разделятся. Разделите каждую бактерию пополам. Сколько стало? (4) Они скоро также вырастут. Увеличьте размер своих бактерий. Что будет дальше? Их становится все больше и больше.
Физкультминутка:
Быстро встаньте, улыбнитесь
Выше, выше поднимитесь
Ну-ка плечи распрямите
Поднимите, опустите
Влево, вправо повернулись
Рук коленями коснулись
Сели-встали, сели-встали
И на месте побежали.
- Как вы думаете: микробы наши друзья или враги?
Большинство людей уверены, что от микробов — один вред, но это не так. Есть микробы, вредные для человека, есть и полезные микробы, которые приносят пользу. (слайд 15)
Например, пищевые (молочные) бактерии превращают молоко в кефир и сметану, йогурт, сыр. (слайд 16) С их помощью изготавливают вкусный квас, пышный хлеб.
Есть бактерии – санитары, которые живут в почве и превращают опавшие листья и гнилые ствола деревьев в перегной. А перегной, как известно, удобряет почву: снабжая растения необходимыми веществами.
Вредные для человека микробы называют болезнетворными микробами (слайд 17), так как при попадании в организм они вызывают болезни. В зависимости от того, в каком органе поселился микроб, возникает та или иная болезнь: если микробы поселяются в горле – начинается ангина, если в ухе – воспаление уха, если микробы попадают в желудок – то у человека поднимается температура, болит живот.
-Как вы думаете, где мы можем встретить эти болезнетворные бактерии?
Болезнетворные микробы существуют повсюду:
Они поселяются на продуктах питания, на немытых овощах и фруктах, на грязной посуде (слайд 18)
Много микробов скапливается на коже человека, на лице, в волосах и под ногтями.
Их очень много в воздухе, которым мы дышим; особенно в пыльном, непроветриваемом помещении, где бактерии способны быстро размножаться (слайд 19)
Бактерии можно найти на всех предметах, с которыми мы соприкасаемся: на ручках дверей, на поручнях автобусах (слайд 20), на игрушках, на листах книг, на животных.
- Интересно, а что будет, если эти микробы попадут к нам в организм?
( Мы можем заболеть)
- Но как микробы смогут проникнуть к нам в организм?
Через грязные руки. (слайд 21-22) От игры или работы, руки становятся грязными. Вместе с грязью и пылью на руках скапливается много заразных микробов. С рук они переносятся на лицо, попадают в рот, например, вместе с едой.
Вот, если наш мальчик – грязнулькин не помоет руки и сядет за стол обедать, или съест немытый фрукт, то вредные и опасные микробы переберутся с грязных рук в рот, а затем и в желудок мальчика и вызовут болезнь: у него поднимется температура, заболит живот.
Через воду (слайд 23) : если мы пьем сырую воду из под крана.
Через воздух: если мы находимся в пыльном, непроветриваемом помещении или общаемся с больным человеком. (слайд 24) при кашле или чихании микробы, опасные для здоровья, разлетаются на большое расстояние и могут долгое время находиться в воздухе. Здоровый человек может вдохнуть эти микробы вместе с воздухом или заразиться ими через вещи больного, через пищу, на которые упали эти микробы и заболеть. Поэтому нельзя больным людям приходить в детский сад, в школу, на работу, ведь они могут заразить здоровых людей.
Через шерсть животных. (слайд 25)
Если вы погладите собаку, которая бегала на улице, где очень много различных микробов. Это значит, что микробы, прилипшие к ее морде, шерсти, лапам, могут прилипнуть к вашим рукам. Если вы руки не помоете, то микробы перенесутся к вам на лицо, в рот и могут попасть в желудок, вызвав болезнь.
Даже после игры с любимыми питомцами надо тщательно помыть руки.
- Чтобы в наш организм не попали микробы, и мы не заболели, нам надо запомнить правила борьбы с микробами. И если мы будем их соблюдать, то мы никогда не заболеем, и у нас будет всегда хорошее настроение.
Я прочитаю стихотворение, а вы послушайте внимательно и попытайтесь услышать эти золотые правила.
Каждый твердо должен знать
Здоровье надо сохранять.
Нужно правильно питаться
Нужно спортом заниматься
Руки мыть перед едой
Зубы чистить, закаляться
И всегда дружить с водой.
Молодцы! Теперь вы знаете, как бороться с болезнетворными микробами
Самое главное всегда мыть руки с мылом!
Особенно перед едой, после прогулки и после посещения туалет
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот
Руки мыть перед едой
Нужно с мылом и водой
Ведь руками мы берем самые разные предметы на улице, в магазине, гладим животных, и от этого много зловредных микробов остается на наших ладошках.
Но если часто и старательно мыть руки с мылом, особенно после прогулки, перед едой, после посещения туалета, то микробы к вам не попадут.
Надо, надо нам помыться (хлопают)
Где тут чистая водица (то вверх ладонями, то тыльной стороной)
Кран откроем – Ш-Ш-Ш (вращательное движение кистями)
Ручки моем –Ш-Ш-Ш (растирают)
Щечки, шейку мы потрем (сверху вниз поглаживают)
И водичкой обольем (мягко поглаживают ладонями лицо ото лба к подбородку)
Мы будем передавать мяч по кругу, и называть основные правила борьбы с микробами: Чтобы вам было легче, вы можете смотреть на монитор компьютера.
Гулять на свежем воздухе
Делать влажную уборку
Есть только мытые овощи и фрукты
Заниматься физкультурой и спортом
Пользоваться только своим личным полотенцем, расческой, зубной щеткой, носовым платком
Не пить сырую воду
При общении с больным человеком – надевать марлевую повязку
При чихании и кашле рот и нос прикрывать платком
А вы знаете, что есть такие вещи, которыми надо пользоваться только одному человеку? Как вы думаете, зубной щеткой можно пользоваться вместе? Нет. А почему? Потому что на ней могут быть микробы, и они могут попасть от больного человека к здоровому.
Давайте поиграем в игру и посмотрим, знаете ли вы, какими вещами можно пользоваться вместе, а какими только одному. Я буду называть предметы, а вы говорить: можно или нельзя.
Полотенце, кисточка, зубная щетка, зубная паста, расческа, карандаши, носовой платок, книга, игрушки.
-Ребята, пока мы с вами разговаривали с доктором Айболитом мальчик – грязнулькин внимательно слушал нас, но все равно запутался, как правильно вести себя, чтобы не болеть и быть здоровыми. Давайте ответим на его вопросы, словами: правда или нет.
Вас прошу я дать ответ- это правда или нет?
Никогда чтоб не хворать, надо целый день проспать?
Если хочешь сильным быть, со спортом надо нам дружить?
Чтоб зимою не болеть, надо много снега съесть?
Чтоб с микробами не знаться, надо, дети, закаляться?
И от гриппа и ангины нас спасают витамины?
Будешь кушать лук, чеснок – тебя простуда не найдет?
Хочешь самым крепким стать - сосульки начинай лизать!
Ешь побольше витаминов - будешь сильным и красивым?
Надо, надо умываться по утрам и вечерам
А немытым трубочистам стыд и срам, стыд и срам! (слайд 34)
Самомассаж биологически активных зон.
- Ребята, весной люди часто простужаются. Давайте с вами встанем в круг и сделаем самомассаж, чтобы не болеть простудными заболеваниями.
Чтобы горло не болело
Мы его погладим смело ( поглаживают горло легкими движениями сверху вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать
Надо носик растирать (указательными пальцами растирают крылья носа)
Лоб мы тоже разотрем,
Ладошку держим козырьком (прикладывают ко лбу ладони и растирают его)
Массируй ушки ты умело . (растираем между пальцами мочки ушей)
Знаем, знаем, да, да, да
Нам простуда не страшна! (Хлопаем в ладоши)
- Итак, ребята, что нового вы сегодня узнали? (микробы бывают полезными и вредными для человека)
- Как же нам защищаться от болезнетворных микробов, чтобы не болеть и быть здоровыми? (соблюдать правила личной гигиены – мыть руки с мылом, быть опрятными и следить за чистотой своей одежды)
Безволие, неряшливость и лень
К заболеваниям первая ступенью
Гуляй на воздухе, не ешь ты перед сном,
А летом спи с распахнутым окном,
Дружи с водой, купайся, обтирайся
Зимой и летом физкультурой занимайся.
Воспитатель: Давайте скажем доктору Айболиту спасибо за ценные советы и помощь в борьбе с микробами!
- А чтобы вы были всегда здоровы и никогда не болели, доктор Айболит передал вам подарок – витамины.
Цель: формирование у детей ценностного отношения к здоровью.
- Дать представления о микроорганизмах (растут, размножаются, питаются,
- Дать представления о микроорганизмах (растут, размножаются, питаются,
дышат), их пользе, вреде.
- Познакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями. Воспитывать потребность вести здоровый образ жизни. Развивать умения сотрудничать с другими детьми.
- Познакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями.
- Воспитывать потребность вести здоровый образ жизни.
- Развивать умения сотрудничать с другими детьми.
Участники: дети, воспитатели, родители.
Сроки реализации: 1 неделя
Что мы знаем?
Что хотим узнать?
Что микробы плохие.
Где взять информацию
Какие бывают микробы?
Что такое микробы?
Из-за них мы болеем.
Где живут микробы?
Как избавиться от микробов?
Из-за них портится кровь.
Если мыться, микробов не будет.
Откуда взялись микробы?
Как выглядят микробы?
Узнать у ученых.
Есть ли какая-нибудь польза от микробов?
Спросить у врача.
Спросить у родителей.
IIэтап - сбор информации:
Беседа с родителями;
Беседы с детьми;
Беседа с медсестрой;
Сюжетно – ролевые игры.
III этап – схема планирования:
Беседуем с медсестрой
IV этап – реализация проекта:
Выращивание лука для отпугивания микробов – вирусов;
Сочинение сказок про микробов;
Творческие работы детей;
Бифидобактерии – это настоящие стражи человеческого организма.
Беседа с медицинской сестрой
Рисуем микробов
Изучаем тело человека
Изготавливаем чесночницы
Приходи чеснок к нам,
Тебя здесь очень ждут
Маленькие, да удаленькие микробы – друзья и враги человека.
Размер микробов – друзей и врагов человека составляет от тысячных до миллионных долей миллиметра, рассмотреть их можно только под микроскопом.
Бактерии можно увидеть
только в микроскоп,
поэтому их называют
Если грязными руками Кушать или трогать рот, Непременно от микробов Сильно заболит живот .
Рассматриваем снег
Выращиваем и рассматриваем плесень
Изготавливаем книжки - малышки
На открытом воздухе микробов значительно меньше, поэтому очень полезно гулять на свежем воздухе в лесу, в парке.
Читайте также: