Караковский в а воспитательная система школы педагогические идеи и опыт формирования м 1991
Обновлено: 03.07.2024
Караковский Владимир Абрамович (14 февраля 1932 – 3 марта 2015) - российский и советский педагог.
Краткие биографические данные
В.А. Караковский родился в Свердловске в семье, где оба родителя были педагоги. Когда мальчику исполнилось 6 лет, отца репрессировали и расстреляли.
В.А. Караковский пошёл по стопам родителей, и начал обучение в Челябинском педагогическом институте, по окончании которого в 1953 году работал в качестве учителя в нескольких челябинских школах, там он преподавал русский язык и литературу.
В 1963 году В.А. Караковский был назначен директором школы №1 г. Челябинска.
В 1977 году переезжает в Москву и становится директором школы №825 г. Москвы.
В 1989 году В.А. Караковским была защищена докторская диссертация, в результате получена степень доктора педагогических наук. Чуть позже, в 1990 году, был избран членом-корреспондентом РАО.
В 2011 году покинул пост директора школы, но остался в школе в качестве заместителя директора по науке.
Умер в 1915 году в Москве.
Вклад в науку
Методика ориентирована на развитие личности школьников с опорой на преобладающие интересы и способности. Ведущими идеями методики являются:
Готовые работы на аналогичную тему
- системность воспитания;
- комплексность воспитания;
- интегрированный характер осуществляемым педагогом воздействий;
- необходимость коллективного творчества.
Данные идеи реализуются в школьном коллективе, в состав которого входит школьная администрация, педагогический совет (с участием школьников старшего звена) и большой совет (включены представители классов, начиная с шестого). Все решения подлежат обсуждению в большом совете.
В качестве функционального узла методики выделен весенний коммунарский сбор; школьники выезжают за город, на протяжении трёх дней проводятся коллективные творческие дела, которые характеризуются высокой интенсивностью. Главным является не осуществление творческой деятельности, не получение продуктов этой деятельности, а наличие особой психологической атмосферы и специфического способа общения.
Воспитательная система школы реализуется в организации ключевых общешкольных дел, ориентированных на реализацию основных ценностей, вырабатывающихся на сборах и в повседневных будничных ситуациях.
Повседневные дела школьников интегрируются в учебной и внеурочной деятельности; автором апробировано использование коллективных, групповых форм работы на уроке, уроков творчества, межпредметных, интегрированных и разновозрастных уроков.
Разработанная В.А. Караковским воспитательная система получила широкое распространение в современных российских школах.
Основные труды
В сферу интересов В.А. Караковского входила разработка воспитательной системы школы, интеграция урочной и внеурочной деятельности, соответственно, основная масса трудов посвящена именно этой проблематике.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Воспитательная система Караковского
Караковский Владимир Абрамович-педагог, доктор педагогических наук, народный учитель СССР. После окончания Челябинского педагогического института работал учителем русского языка и литературы в средней школе № 48, а с 1962 года-директором общеобразовательных школ, в том числе Средней школы № 825 в Москве с 1977 года.
Принципы, идеи, положения обучения и воспитания детей в школе.
1. Образование и воспитание должны быть освещены высокой целью. Из всех оценочных показателей главным следует считать благополучие человека в нем. Школа хороша, если она хороша для каждого ребенка и взрослого.
2. Воспитание и обучение эффективны там, где есть постоянный интерес взрослых к ребенку. Для учителя личность ученика является главной ценностью и главным объектом его заботы.
3. Высокие требования к ученику, естественно, должны включать уважение к его человеческому достоинству. Воспитание и обучение без уважения-это подавление.
4. Обучение и воспитание взаимосвязаны, они взаимно проникают друг в друга, обогащают друг друга. Учить, воспитывать, воспитывать, учить-это и есть целостность образовательного процесса.
5. Обучение и воспитание-это не одностороннее действие, а взаимодействие учителя и ученика, основанное на взаимопонимании, это творческое сообщество единомышленников.
6. Обучение и воспитание эффективны, если они уместны и нетрадиционны. Творчество учителя-важнейший признак педагогической культуры.
7. Основным инструментом гуманистического воспитания является коллектив школы, действующий на демократических и гуманистических принципах, представляющий собой союз детей и взрослых, объединенных общими целями, общей деятельностью, высокими нравственными отношениями и общей ответственностью.
Виды деятельности органов местного самоуправления:
- участие в планировании, разработке, проведении и анализе ключевых кейсов школьной команды
- участие в работе педагогического совета
- работа в органах местного самоуправления
- выполнение групповых, коллективных и индивидуальных заданий
- дежурство в школе, в классе
- деятельность классных советов
- деятельность дежурных командиров
- участие в работе лагерных сборов
Направления и формы образовательной деятельности:
- разработка дидактических игр
- создание игровой библиотеки
- организация познавательных тематических поездок
- проведение научно-практических экспедиций, конференций, брифингов
- организация общешкольных развивающих игр
- деятельность классных руководителей, работа консультантов и рецензентов
- развитие коллективных видов работы на занятиях и после них
- вовлечение предметных средств учащихся в разработку наиболее сложных тем учебного плана занятий по ним
- проведение занятий с привлечением студентов в качестве ассистентов преподавателя
- введение в учебный процесс методов мозгового штурма, групповых дискуссий, деловых игр
- разработка новых форм интегрированных занятий, тестов, экзаменов
- организация праздников знаний в форме читай-города
К основным идеям образовательной системы Караковского относятся:
- обязательное создание внутри школьного коллектива
- наличие в нем элементов самоуправления
- внедрение коммунальной методики, основной целью которой была подготовка к коллективному труду
Благодаря ей учащиеся должны научиться работать сообща, заниматься коллективным творчеством, то есть она должна способствовать развитию личности ребенка. Развитие адаптации ребенка к различным жизненным ситуациям. Очень часто Караковский использовал метод коллективных творческих дел. Образование должно быть системным и применять комплексный подход к образованию, что приведет к большей эффективности работы учителя.
Караковский пытался внедрить в работу школы эффективные методы. Он старался опираться на личностные особенности детей, развивал коммуникативные способности учащихся, старался вовлекать в образовательный процесс не только детей, но и работодателей.
Караковский внес большой вклад в развитие системы образования.
Развитие воспитательной системы:
- окончательное оформление системы
- перестройка воспитательной системы
Эффективность – действенность, результативный результат деятельности воспитательной системы.
Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.
Ссылка скопирована в буфер обмена
Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.
Караковский Владимир Абрамович, член-корреспондент РАО (Российской Академии Образования), доктор педагогических наук. С 1977 г. стал директором средней школы № 825 в Москве, в которой создал оригинальную авторскую іуманйстйческую педагогическую систему.
Воспитательная система В. А Караковского ориентирована на внутренний мир учащегося и его развитие. В его школе воспитательная деятельность в учебном процессе и в социальной среде была соединена в органичное целое.
Стиль отношений взрослых и детей строился на принципах демократичности, сотрудничества, общей заинтересованности. Воспитательная система В.А Караковского в своем становлении и развитии прошла несколько этапов.
На первом этапе (1977 – 1981 гг.) была проведена диагностика педагогического и ученического коллективов, их деятельности, взаимоотношений школы с социумом.
Основная форма организации жизнедеятельности школьного коллектива – подготовка и проведение неформальных творческих дел, имеющих нравственный смысл для учащихся.
Итогом данного этапа явилось формирование нового педагогического мышления, переоценка ценностей и утверждение идеи о необходимости дальнейшего развития воспитательной системы.
Второй этап (1981 – 1986 гг.) характеризовался стабилизацией системы, четко оформлялись ее структурные компоненты, были созданы органы самоуправления. При этом главной ценностью считалась личность школьника, ее интересы и способности.
Повысились качество успеваемости и уровень воспитанности учащихся. Внутри педагогического коллектива изменился стиль отношений, его стали определять демократизация, сотрудничество и сотворчество.
Коллективная творческая деятельность приобрела господствующий характер. Однако в этот период появились противоречия между учебной и внеучебной деятельностью, поставившие перед коллективом ряд новых задач, направленных на изменение ведущих видов деятельности, ее сущностных основ, это и явилось основным содержанием третьего этапа развития воспитательной системы (1986 – 1988 гг.).
Четвертым этапом формирования воспитательной системы стала отработка перспективных направлений дальнейшего ее развития. Вместе с тем широкомасштабные изменения в обществе, начавшиеся в 1991 г., привели к коренным преобразованиям в образовательной сфере.
Провозглашенные принципы демократизации и гуманизации потребовали от педагогического коллектива внесения корректив во все структурные компоненты системы от цели до результата. В основу содержания воспитательной работы были положены общезначимые ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля.
Гуманные отношения стали главным механизмом воспитания личности. В воспитательной системе увеличилась степень свободы, возросла роль ситуации выбора и ситуации успеха. В методах воспитания стали преобладать диалог, групповая дискуссия, метод создания педагогической ситуации, условий для самореализации личности.
Читайте также: