Как избежать травм во время перемен обж 9 класс кратко

Обновлено: 04.07.2024

Травмы и переломы – одни из самых распространенных патологий в российской медицине. Особенно много таких случаев фиксируется зимой, когда так легко поскользнуться. Однако упасть и получить травму можно даже дома, например, в ванной. Как же избежать болезненных последствий неожиданных падений?

Меры безопасности

Самый простой способ профилактики переломов и травм на улице – правильно подобрать обувь.

Риск упасть и что-нибудь повредить растет прямо пропорционально высоте каблука. Чем выше, тем опаснее передвигаться, в особенности по гололеду. Вероятность получить травму или перелом, прогуливаясь зимой на шпильках – максимальная. Поэтому стоит обратить внимание на более практичные модели с низким каблуком или вообще на плоской подошве.

И обязательно проверить подошву: она не должна скользить. Хорошими противоскользящими свойствами обладает качественный пенополиуретан. А вот на подошве из пластика вы покатитесь по льду, как на коньках.

Спешка ни к чему

Опросы пациентов травматологических отделений показывают: большинство из этих людей в момент падения куда-то очень спешили. И вовремя не заметили опасный участок.

Чтобы потом не пришлось долго отдыхать в больнице, лучше не торопиться, заранее рассчитав время на дорогу с запасом. И внимательно смотреть под ноги.

Падаем грамотно

Практика показывает: упасть намного сложнее, если ходить правильно. Для этого нужно наступать на землю сразу всей стопой, не перекатываясь с пятки на носок. Немного расслабить ноги в коленях, а тело чуть наклонить вперед.

Если же вы чувствуете, что падаете, делайте это правильно. Чаще всего, по статистике, встречаются переломы голеностопных суставов и лучевых костей рук. Именно выставляя руку или ногу, мы пытаемся сохранить равновесие.

Это неразумно, поскольку от падения такой метод, скорее всего, не спасет, а вот травма или перелом могут произойти.

Самый безопасный способ падать – на бок, при этом локти лучше прижать к туловищу. Если же земля в буквальном смысле уходит из-под ног, и вы падаете на спину, прижмите подбородок к груди, чтобы защитить голову от удара. Руки в этом случае стоит раскинуть и попытаться упереться ими о землю.

Физподготовка

Предотвратить падение и следующие за ним травмы и переломы помогут крепкие мышцы. Занятия в бассейне, аэробика, фитнес, йога, походы в тренажерный зал и обычная зарядка стимулируют работу мышечной системы, делают тело более сильным и гибким. И, что очень важно в профилактике травм и переломов, – улучшают координацию движений.

Укрепляем кости

Поддержать здоровье костей можно, если вовремя обратиться к врачу. А в домашних условиях – внимательно следить за своим рационом, включая в него достаточное количество продуктов, богатых кальцием и витамином Д. Эти вещества можно также употреблять в виде аптечных препаратов, например Кальций Д3 Никомед.

Профилактика переломов и травм – задача вполне выполнимая. Нужно только заботиться о своем здоровье, не забывать о физических упражнениях, выбирать устойчивую обувь и . просто смотреть под ноги.

Детский травматизм в школе - довольно частое явление. В статье расскажем, какие виды детских травм наиболее часты, разберемся в основных причинах травмирования и узнаем о мерах и формах профилактики травматизма у подростков и младших школьников.

Согласно ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

Несчастные случаи, происходящие с учащимися в стенах школы и во время учебного процесса, являются причиной почти 15% всех детских травм . При этом до 80% школьников получают травмы на переменах.

Основные виды детских травм в школе

  • Закрытые и открытые повреждения костей и мягких тканей, черепно-мозговые травмы вследствие ударов и падений. Травмы и повреждения бывают самые разные. Это и ушибы, и растяжения связок. Но чаще всего обращаются с переломами, полученными вследствие падения (с лестницы, перил, после столкновений и т.д.). Причем переломы рук, точнее предплечья или ключицы, происходят в 4-5 раз чаще, чем переломы ног.
  • Ранения колющими и режущими предметами вследствие неосторожного применения или баловства (остро отточенные карандаши, циркули, кнопки, угольники, ножницы), повреждения деревообрабатывающими инструментами (молоток, стамеска, рубанок) на уроках труда вследствие несоблюдения техники безопасности.
  • Термические ожоги от раскаленной плиты или горячего утюга — частые травмы на уроках домоводства, а химические ожоги от кислот и щелочей — на уроках химии.
  • Поражения электрическим током от неисправных электроприборов или при несоблюдении техники безопасности.

Причины и риск возникновения травмоопасных ситуаций и травм у детей

Травмоопасные ситуации в школе возникают довольно часто и в большинстве случаев спонтанно и без объективных на то причин. Однако риск возникновения ситуаций, в результате которых ребенок может травмироваться сам или травмировать другого, обусловлен рядом причин, среди которых:

▶ неумение распознавать травмоопасную ситуацию;

▶ необученность необходимым навыкам поведения;

▶ недооценка степени опасности внезапно возникшей ситуации;

▶ определенные особенности развития.

Анализ особенностей школьного травматизма позволил установить, что дети получают травмы в школе в основном (80% случаев) на переменах, около 70% школьных травм происходят во время падений и бега, а на долю травм, произошедших на уроках физкультуры при занятиях на спортивных снарядах (козле, бревне и брусьях), приходится менее 20%.

Основными причинами травмирования детей на уроках физкультуры (около четверти всех школьных травм) являются:

▶ недочеты в организации и методике проведения уроков;

▶ неудовлетворительное состояние части спортивных залов и спортивных площадок, оборудования, инвентаря, одежды и обуви;

▶ скученность детей во время занятий.

Травмы, полученные учащимися на уроках труда, физики и химии, также обусловлены в основном нарушениями правил техники безопасности и дисциплины.

Наиболее частая причина травм, получаемых детьми в школе, — это недисциплинированность учащихся, их игровая агрессивность (удары твердыми предметами, кулаками, толчки, столкновения во время бега, подножки и пр.).

Взаимосвязь уровня травматизма с возрастными особенностями детей

В возрастном аспекте наиболее травмируемым считается возраст от 6 до 12 лет , что связано с повышенной эмоциональностью детей в этот период и недостаточно развитой у них способностью к самоконтролю. Причем с возрастом количество травм увеличивается, достигая наибольших значений у детей 11–14 лет.

Чаще всего травмируются гиперактивные дети и дети, воспитывающиеся в условиях гипер- или гипоопеки. Кроме того, частые травмы получают дети с нарушением функции программирования и контроля собственного поведения, а также со сниженным интеллектом.

В 15% случаев основной предпосылкой получения травм детьми являются их индивидуально-психологические особенности. Не только преобладание возбуждения над торможением (усталость, нервозность, импульсивность), но и, наоборот, преобладание торможения над возбуждением, инертность нервных процессов могут привести к получению травмы.

Дети, умственно более развитые, с высоким интеллектом, осознают опасность и избегают ее. В структуре интеллекта наиболее важной представляется такая особенность мышления, как способность к анализу, синтезу, обобщению, что связано с умением прогнозировать последствия поступков.

Несчастным случаям в большей степени подвержены дети с низкими качественными характеристиками внимания (концентрация, распределение и переключение), недостаточной сенсомоторной координацией, неосмотрительные, с низкой выносливостью, а также боязливые или слишком склонные к риску. Эмоционально неустойчивые, импульсивные дети гораздо чаще получают травмы, чем их спокойные и уравновешенные сверстники.

Причины травмирования детей и подростков в школе можно условно объединить в три основные группы:

  1. Поведение самого ребенка, получившего травму.
  2. Действия окружающих сверстников.
  3. Действия взрослых, находившихся в окружении пострадавшего ребенка.

Травмы, обусловленные поведением пострадавшего

Свыше 40% всех травм происходят по причинам, относящимся к первой группе, которые, в свою очередь, можно подразделить на 4 подгруппы.

  • Первая подгруппа причин связана с недостаточным сенсомоторным развитием ребенка: низким уровнем координации движений, неумением владеть своим телом, а также отсутствием навыка выполнения действия.
  • Вторая подгруппа обусловлена отсутствием или недостаточностью знаний об опасности и возможных последствиях выбранных действий.
  • Третья связана с пренебрежением известной опасностью из-за более сильного мотива, например при желании произвести впечатление на значимых для ребенка или подростка людей.
  • Четвертая объединяет причины, вызванные психофизиологическим состоянием, влияющим на успешность протекания деятельности: усталость, эмоциональное возбуждение, игровой раж, спортивный азарт и др.

Более 70% травм, полученных детьми из-за своего поведения, обусловлены причинами, относящимися к четвертой подгруппе. Чаще всего получение травм происходит при проведении подвижных игр. При этом нередко сильное дезорганизующее влияние на поведение оказывают трудносдерживаемое стремление к достижению наилучшего результата, а также соревновательный момент игры и внезапно возникающие задачи и опасные ситуации, при которых нужно быстро принимать самостоятельное решение. Все это привносит в игру эмоционально-аффективный фактор, оказывающий особенно сильное влияние, поскольку он связан с реальными, а не с игровыми взаимоотношениями, как это было в дошкольном возрасте.

Спешка — еще одно эмоциональное состояние, которое может дезорганизовать деятельность. В основном травмы по этой причине регистрируются в возрасте 11–14 лет, когда начинает сказываться занятость подростков (большая учебная нагрузка, посещение кружков и спортивных секций, выполнение обязанностей по дому и т. д.). В то же время усиливается соревновательный мотив не только в игре, но и в повседневной жизни (первым попасть на завтрак в школе, в раздевалку, на улицу во время перемены и т. д.).

С возрастом частота травм по вине самих пострадавших увеличивается, т. к. с развитием ребенка расширяется сфера его самостоятельной деятельности.

Травмы, полученные вследствие неправомерных действий сверстников

Вторая группа причин , обуславливающих треть всех детских травм, зависит от действий окружающих ребенка сверстников . Результаты исследования показали, что чаще дети травмируют сверстников во время игры (20% случаев) либо непреднамеренно вне игры (30%), как правило, не замечая их (например, наталкиваются на других).

Особое внимание следует обратить на случаи, связанные с поведением, содержащим элемент физического насилия по отношению к окружающим, а иногда и с целенаправленным стремлением причинить боль и показать свое физическое превосходство (свыше 40% травм). Отмечена тревожная тенденция увеличения количества травм, полученных подростками в результате драк.

Травмы, возникшие по причине недосмотра взрослых

Как выше уже было сказано, большинство повреждений школьники получают во время перемен. В коридорах после урока одномоментно скапливается большое количество детей, они бегают, выплескивая скопившуюся за урок энергию, сталкиваются, падают — травмы неизбежны. Также возможно получить травму на уроках физкультуры, труда, физики или химии. Эти случаи обусловлены в основном по недосмотру взрослых и нарушением правил безопасности в образовательных учреждениях детьми.

В большинстве случаев такие травмы обусловлены недосмотром за детьми и отсутствием контроля их поведения. Необеспечение безопасной среды также относится к наиболее распространенным ошибкам родителей, вследствие которой происходит 25% травм, относящихся к данной группе.

Профилактика детского травматизма

  1. Инструктирование по технике безопасности и педагогов, и учащихся.
  2. Регулярное проведение профилактических бесед с учащимися и родителями учащихся о необходимости соблюдения правил поведения в школе и требований к одежде и обуви обучающихся.
  3. Осуществление контроля соответствия условий обучения санитарно-эпидемиологическим правилам.
  4. Ежедневная проверка помещений образовательной организации для проведения занятий.

Педагогам необходимо учесть следующие возможные направления работы с учащимися и их родителями :

✅ воспитание ответственного отношения к собственной безопасности жизнедеятельности;

✅ формирование устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах, в быту, в школе;

✅ разработка и внедрение новых современных технологий управления деятельностью по профилактике детского травматизма;

✅ воспитание уважения к людям старших поколений, навыков культуры общения и соответствующих норм этики взаимоотношений.


Школьные травмы (полученные в классе или спортивном зале, во дворе школы во время прогулки и игр) – достаточно распространенные среди детей и подростков, в основном наблюдаются среди детей младшего и среднего школьного возраста.

Основные виды травм, которые дети могут получить в школе :

● нарушение дисциплины учащимися на занятиях и переменах,
● несоблюдение правил техники безопасности на уроках труда,
● недостаточная физическая подготовка учащихся,
● плохо подогнанная одежда и обувь для занятий физкультурой,
● отсутствие наколенников и налокотников при игре в волейбол,
● неисправное спортивное оборудование и устаревшие спортивные маты.

● учите детей избегать опасных шалостей и шуток на уроках, а также необоснованного риска при занятии спортом;
● говорите с детьми о нецелесообразности применения физической силы к своим сверстникам при отсутствии угрозы с их стороны; учите детей предвидеть возможные последствия их действий;
● напоминайте детям о необходимости соблюдения правил техники безопасности на уроках труда, следите за наличием у детей специальной одежды для этих занятий;
● о бращайте внимание на выбор детской обуви для занятий физкультурой : кроссовки должны соответствовать размеру и форме ноги ребенка, быть легкими и удобными, иметь гибкую подошву, а также фиксировать голеностопный сустав;
● в выборе одежды и обуви для школьника избегайте многочисленных металлических включений (застежек, пряжек), которые могут быть причиной различных повреждений;
● у чите детей быть ответственными за свое здоровье и здоровье одноклассников!


Основная мера предупреждения травм в школе –
это привитие учащимся дисциплинированного поведения
и умения предвидеть возможные последствия своих действий

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Урок: Основы безопасности жизнедеятельности в 9 классе.
Тема урока:
Безопасное поведение дома, в школе, на занятиях физкультурой и спортом, на улице.
Тип урока:
открытие нового знания
Образовательные ресурсы:
интерактивная доска, презентации, тесты, листы самооценки
Цели урока :
Предметные: овладение навыками самостоятельно выполнять правила безопасного поведения в повседневной жизни;
Личностные: формирование потребности осознанно выполнять правила безопасного поведения в школе, дома, на улице; воспитание личности безопасного типа
Метапредметные: освоение приёмов действий в опасных ситуациях;
развитие самостоятельности, умения вступать и поддерживать диалог, строить монолог, умения составлять презентации.
Формы обучения:
Коллективные , индивидуальные, групповые
Основные термины и понятия профилактика, травма, безопасное поведение
Планируемые образовательные результаты:
Научатся: выполнять правила безопасности в повседневной жизни.
Получат возможность научиться: применять полученные знания в жизни.

Читайте также: