Трудовая деятельность ручной труд старшая подготовительная группа доу

Обновлено: 06.07.2024

Целью трудового воспитания дошкольников является: формирование у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.

В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.

Важная задача педагога – помогать ребёнку в активном приобретении собственного опыта, развивать его потребности в получении определённых трудовых умений. Участие детей в трудовой деятельности позволит им проявить свои возможности, почувствовать радость от результатов труда, объединит их общим эмоциональными переживаниями, сформирует детский коллектив.

Система работы по воспитанию трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста включает в себя: задачи и содержание работы различных видов детского труда, формы и требования к его организации, руководство трудовой деятельностью. Это поможет педагогам ДОУ в их работе по организации и руководству трудовой деятельностью детей старшего дошкольного возраста.

Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретает вопрос по знакомству детей дошкольного возраста с национальными и региональными культурными наследиями и историей страны, края.

Ручной труд тесно связаны с познавательным развитием, что помогает обогащать сознание детей новым содержанием, систематизировать накопленную и полученную информацию, развивать художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Разновидности ручного труда повторяются в возрастных группах, изменяются только содержание, объём познавательного материала, сложность и длительность изучения.

Через ручной труд в дошкольный период активно развиваются психологические процессы, формируется произвольное внимание и память, творческое воображение, рождаются новые чувства (дружба, долг, и д. р.). Ребёнок, который мало общается со сверстниками или не принимается в сообществе из-за неумения общаться, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым, что может привести к снижению самооценки, неуверенности в себе, замкнутости.

Дошкольный возраст приносит ребёнку новые принципиальные достижения. Ручной труд благотворно влияет на психику ребёнка, так как он успокаивает и расслабляет её. Занимаясь любимым и интересным делом, будь то шитьё, вышивание, аппликация ребёнок может выплеснуть эмоциональное напряжение вовне, у него происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Это и позволяет взрослым отследить внутреннее состояние ребёнка. Занятие помогает адекватно выразить эмоциональное состояние дошкольника : гнев, обиду, боль, радость.

1.1. Что ручной труд развивает у детей

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно формируется система специальных умений и навыков. Развитие творческих конструктивных способностей идёт с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Способствует развитию мышления, внимания, зрительного восприятия, воображения детей, мелкой моторики рук и координации движений. Воспитывается усидчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.

Занимая ребёнка ручным трудом помогаем ему в развитии мелкой моторики рук. Причины отставания в развитии мелкой моторики рук нужно связать с современным уровнем научно-технического прогресса. Это объясняется тем, что родителям проще посадить ребёнка за компьютер или телевизор, включив на несколько часов, или мультфильмы, тогда ребёнок не будет отвлекать от взрослых дел. Труднее заниматься с детьми полезной работой и в виде ручного труда – это требует внимания, заботы, терпения, времени.

Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другим словом: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

Развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.

В младшем дошкольном возрасте ручной труд заключается в разнообразной предметной деятельности:

- застёгивание с расстёгивании пуговиц;

- шнуровка на специальных рамках;

- нанизывание колец на тесьму;

- игры с мозайкой;

- сортировка мозайки по ячейкам;

- игры с конструкторами;

- перебирание круп, зёрен.

Занятия ручным трудом позволяет снять стресс, помогает выразить чувства, избавится от избытка слов, если ребёнок болтлив, и приобщать к социальной активности необщительных детей.

Существует много различных способов развития мелкой моторики рук, такие как пальчиковая игра, самомассаж и обязательно занятия ручным трудом (шитьё, вязание, аппликация, плетение).

Практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующих улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

Через ручной труд можно определить уровень развития мелкой моторики и координации движений рук, что является показателем интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Дети часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыками письма. Неподготовленности к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости.

Занятия ручным трудом окажут благотворное влияние на общее развитие ребёнка, помогут ему более самостоятельным и уверенным в себе. К концу дошкольного возраста кисти рук ребёнка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.

1.2. Организация работы по ручному труду в ДОУ

Воспитать трудолюбие и аккуратность.

Организуя работу с детьми учитывала, что ребёнку должен быть интересен данный вид деятельности, он должен сам выполнять ту или иную работу и обратиться к взрослому за помощью или советом. Старалась поддерживать у него уверенность в своих силах, одобряла и поощряла проявление настойчивости, терпения, желание довести начатое дело до конца.

В начале занятия рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику, это помогает подготовить руку к работе, а в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения – физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток подбирала самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.

Проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. У детей формируются навыки обращения с инструментами, знакомятся с правилами техники безопасности при работе с иглой, ножницами.

Продолжала работу по ознакомлению детей с рукоделием в подготовительной группе. Занятия оказывают благотворительное влияние на общее развитие ребёнка, помогают ему более самостоятельным и уверенным в себе, продолжает развиваться мелкая моторика рук. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребёнка.

На этом этапе больше времени отводится для развития ручных навыков, используя иголку, бисер, бусины различной величины, нитки, тесьму. Работая с пуговицами, учу различать их по форме и цвету, составлять из них различные узоры и композиции.

Данные занятия требуют от детей усидчивости и терпения, оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Доступные по содержанию занятия помогают ребёнку развивать внимание, воображение, мелкую моторику рук, навыки самообслуживания.

Видя, как формируются у детей умения и навыки по ручному труду, родители с готовностью откликаются на все просьбы. Дарят различные дидактические и настольные, наборы для шитья и аппликации.

Занятия проводятся один раз в неделю. Интересно использование фольклора в рукоделии. Наследие русского народа чрезвычайно богато и даёт широкие возможности для приобщения дошкольного к рукоделию. Формы и методы работы использую самые разнообразные. Это беседы, рассматривание иллюстраций, сюжетно-ролевые игры, экскурсии.

2. Приёмы и методы организации кружковой работы

В работе кружка широко используются практические методы обучения:

Упражнение (при освоении приёмов шитья и вышивания, моделирование, игровой метод.

Из словесных методов применяется рассказ воспитателя и рассказы детей, беседы. Из словесных приёмов обучения необходимо использование воспитателем объяснения, пояснения, педагогической оценки.

Применяются и наглядные методы и приё мы:

-рассматривание готовых поделок и вышитых изделий на выставках, на занятиях кружка;

-показ способа вышивания, шитья, аппликации.

Все методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю донести детям занятия, помочь освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление, творческое воображение.

3. Рекомендации по организации кружка по ручному труду

На занятиях кружка дети учатся, и работать в коллективе, для этого создаются все условия. Дети в кружке одного возраста, что является идеальным вариантом обучения. В такой группе концентрируются благоприятные условия для занятий, так как здесь царит лад, согласие, порядок и доброжелательное отношение. Дети охотно помогают друг другу освоить какой - либо приём, способ, навык. Очень хорошо сплачивает коллектив подготовка к праздникам и их проведение.

Для успешного освоения, умения и навыков количество детей в группе первого года обучения – 10 человек, для второго года обучения – 7 человек.

Режим работы кружка один раз в неделю.

Первый год обучения продолжительность занятия 25 минут;

Второй год обучения – 30 минут.

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Ручной труд в детском саду Ручной труд в детском саду – это всевозможные занятия, зафиксированные в программе по обучению детей дошкольного возраста. Всевозможные занятия.

Автор: Исаченко Любовь Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №49
Населённый пункт: Канск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методика и требования к организации ручного труда в детском саду"
Раздел: дошкольное образование

Методика и требования к организации ручного труда в детском саду

«Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в

Основная задача

своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат

Ручной труд в детском саду дает ребенку возможность почувствовать себя

своими руками, прививает уважение к чужому труду.

художественного творчества, а ручной труд является таковым, - это разнообразие и

вариативность работы на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы,

задания, возможность выбора и ещё многие другие факторы – вот что помогает не

допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и

непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз

воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли

применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые

решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребёнка положительные

эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на

1. Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.Подготовительная группа.

4. С.В. Соколова. Оригами для старших дошкольников. Детство-Пресс, С.Питербург, 2004 г.

5. С.В. Соколова. Оригами для дошкольников. Детство-Пресс, С.Питербург, 2003 г.

Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей…

Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО В современном мире, чтобы.

Комментарии

В блогах

Влияние музыки на психику ребенка

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает эмоциональные различные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства или агрессии). Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой лишает человека.

Малые формы фольклора- средство эмоционального развития малышей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оснащения занятия: Цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры, шаблон ёлочной игрушки, ленточки, влажные салфетки, дырокол

Литературный ряд: Загадки

Зрительный ряд: Снегурочка, ёлка, шаблон ёлочной игрушки, картинки Нового года, картинки Деда Мороза, узоры

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организация детей

Методы и приёмы

1 этап

Мотивационно-проблемный этап

-С добрым утром! С новым днём!

С новым солнцем за окном!

Утро доброе встречай!

День хороший начинай!

- Здравствуй, ребята! Меня зовут Екатерина Сергеевна, и сегодня я проведу у вас занятие.

-Дети, скажите какой праздник приближается?

-Да, правильно. Новый год самый яркий, любимый и ожидаемый праздник. Люди всего мира с удовольствием его отмечают, но мало кому известна история Нового года в России и на Руси. Из-за традиций, обычаев и религии разные народы встречают Новый год по-своему. Процесс приготовления к празднику, как и воспоминания, связанные с ним, вызывает чувство радости, заботы, счастья, любви и удовольствия. Накануне новогодних праздников в каждом доме работа идет полным ходом. Кто-то занимается украшением елки, кто-то убирает в доме или квартире, кто-то составляет праздничное меню. Вы только посмотрите какие красивые, яркие фотографии

- А вы помните какие гости приходят к нам на нашу ёлку?

-Послушайте загадки и отгадайте какие же это гости!

-В тулупе с красным кушаком
И с замечательным мешком,
Он всегда под Новый год
Отправляется в поход,
Чтобы праздник с нами встретить,
Чтобы радовались дети.
Кто же это? – вот вопрос.
Ну, конечно, …

-Правильно! Посмотрите на картинки какой красивый у нас Дедушка Мороз

-Слушаем следующую загадку

-Она в сапожках белых
И в шубке голубой
Букет снежинок спелых
Приносит нам с тобой.
Белым-бела до пояса
Роскошная коса
И теплые-претеплые
Лучистые глаза.
В прозрачных льдинках шапочка
И варежки на ней.
Нам свет и радость даришь ты,
Любимица детей!

Кто это?
Стук в дверь

(-Здравствуйте, ребята. Дети мне нужна ваша помощь! Что у меня в руках? Дедушка Мороз попросил меня нарядить ёлку, но у меня совсем нет времени. Олени заболели и мне надо их лечить. А мне сказали, что вы самые умные и трудолюбивые. Это так? Вы будете моими помощниками? Вы поможете мне нарядить ёлку?)

-Открывается мастерская по изготовлению ёлочных игрушек, помощники сюда придите и работу себе посмотрите да смотрите не торопитесь и конечно не ленитесь. Проходим в творческую мастерскую.

Читайте также: