Психолого педагогическое сопровождение детей школьного возраста с интеллектуальными нарушениями

Обновлено: 07.07.2024

В материале представлен опыт работы двух учреждений с детьми, имеющими умственную отсталость. Система оказания коррекционной помощи обучающимся. Организация психолого-педагогического сопровождения, его цель, задачи.

Оценить 754 0

Психолого-педагогическое сопровождение – особый вид помощи ребенку, обеспечивающий эффективность его развития в условиях образовательной деятельности, процесс, включающий этапы: диагностики, коррекции, абилитации, прогнозирования и профилактики. Цель сопровождения - оказание комплексной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК).[7, с. 13].

Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение включает:

оказание комплексной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода обучения;

организацию деятельности специалистов службы ППС в форме консилиума;

разработку и реализацию адаптированной образовательной программы, маршрута сопровождения.

Участники сопровождения: обучающиеся, родители, обучающиеся, учитель, педагог-психолог, медицинский работник, учитель-логопед, учитель-дефектолог.

Для достижения поставленной цели команда специалистов решает ряд задач:

- обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребенка;

- реализация коррекционно-развивающих программ сопровождения, направленных на профилактику и устранение проблем в учебной, социальной и эмоционально-волевой сферах, сохранение здоровья учащихся;

- осуществление информационной поддержки учащихся, учителей и родителей по проблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах;

- распространение опыта сопровождения учащихся, повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса [4, с. 60].

Психолого-педагогическое сопровождение в образовательной деятельности имеет свои особенности:

Является мультидисциплинарным, т.е. осуществляется при участии разных специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника и др.).

Сопровождение ограничено во времени и пространстве, так как охватывает период нахождения ребенка в образовательной организации и понимается как определенная гарантия для ребенка в получении помощи и защиты на весь период обучения.

Основные принципы сопровождения полностью согласуются с базовыми принципами современного педагогического процесса:

- принципом развития личности за счет ее собственной активности;

- ориентации на субъект-субъектное взаимодействие;

- принципам непрерывности, открытости, гуманизации, индивидуализации [2, с. 19].

Этапы процесса сопровождения:

1) проведение квалифицированной диагностики сути проблемы, ее истории и потенциальных носителей;

2) обсуждение возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными субъектами образовательной деятельности и выбор наиболее целесообразного пути решения;

3) информационный поиск методов и ресурсов, которые могут помочь решить проблему;

4) построение программы сопровождения: проектирование путей решения проблемы; отбор содержания, средств; распределение ролей и функциональных обязанностей;

5) оказание помощи ребенку и другим носителям проблемы на различных этапах реализации плана действий; реализация программы;

6) анализ качества программы индивидуального сопровождения;

7) прогноз [1, стр. 52].

Целью диагностического этапа является осознание сути проблемы, определение ее носителей и потенциальных возможностей решения.

Сбор информации предполагает поиск различных источников информации о возможных в данной ситуации путях преодоления проблемы. На этом этапе специалисты по сопровождению обсуждают со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения, выявляют позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности. На данном этапе важнее всего проявить внимание к любым способам решения проблемы, которые называет сам ребенок/подросток. Стимулирование самостоятельной активности носителя проблемы – одна из важнейших задач правильно организованного процесса сопровождения.

На этапе разработки программы сопровождения в результате анализа полученной информации о путях и способах решения проблемы, создаются условия для осознания проблемы самим сопровождаемым, распределяются обязанности по реализации плана действий, определяется последовательность шагов, уточняются сроки исполнения и возможность корректировки программы.

На этапе реализации программы сопровождения особенно важной является первичная помощь ребенку/подростку, всем участникам проблемной ситуации в реализации плана действий со стороны специалистов. Необходимо фиксировать любые, даже минимальные, успехи на пути к поставленной цели.

Разрешение проблемы часто требует активного вмешательства внешних служб. В этой ситуации специалист сопровождения принимает на себя координационные функции.

Оценочные этапы. Сопровождение предполагает выделение двух этапов оценки: промежуточной, которая позволяет выявить общую целесообразность выбранного плана решения проблемы и итоговой, которая позволяет оценить, приобрел ли сопровождаемый опыт решения подобных проблем. Этот этап может стать заключительным в отношении программы индивидуального сопровождения, а может стать стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и решения проблем, типичных для значительных групп учащихся.

На заключительном этапе сопровождения необходимо предоставить возможность ученику реализовывать приобретенный собственный опыт, укрепляя уверенность в своих силах в процессе дальнейшего развития.

Помощь ребенку в преодолении различного рода проблем оказывается на трех уровнях:

1 уровень – помощь со стороны ближайшего окружения ребенка (родители, родственники и друзья), помощь в классе (одноклассники, учителя, классный руководитель);

2 уровень – школьный консилиум;

3 уровень – специалисты других организаций и служб города [1, с. 23].

I модуль - диагностический

1. Первичное обследование детей:

- изучение продукции детей

2. Консультации с родителями

II модуль - организационно-методический

1. Изучение детей в процессе обучения

2. Определение направлений коррекционной работы, моделирование индивидуального маршрута сопровождения

3. Составление индивидуальных коррекционных программ, программ обучения, индивидуальных маршрутов сопровождения, технологий обучения и развития

4. Прогнозирование результатов

III модуль - коррекционно-развивающий

1. Реализация индивидуальных коррекционных программ, программ обучения, индивидуальных маршрутов сопровождения, технологий обучения и развития, маршрута сопровождения

2. Динамическое наблюдение за обучающимися

3. Внесение корректировок в программы и процесс работы с обучающимися по результатам обучения и развития.

4. Психолого-педагогическая поддержка родителей и участников педагогической деятельности (консультирование, рекомендации).

Рассматривая любого ребенка как субъекта образовательной среды с ограниченными возможностями адаптации, можно говорить о том, что цели и задачи сопровождения – это непрерывное поддержание силами всех специалистов равновесной ситуации между реальными возможностями ребенка и динамическими показателями психолого-педагогических воздействий со стороны педагогов, родителей, других субъектов социального взаимодействия.

Следовательно, психолого-педагогическое сопровождение ребенкав образовательном процессе – это система профессиональной деятельности различных специалистов по созданию условий принятия субъектом оптимальных решений для развития личности и успешного обучения в ситуациях школьного взаимодействия [3, с. 112].

Вильшанская А.Д. Школьный психолого-медико-педагогический консилиум: организационные основы деятельности / авт.-сост. А.Д. Вильшанская. - Волгоград: Учитель, 2008. - 120 с.

Григорьева О.Б., Петрова Е.П., Лосина О.А., Тебенькова О.Б. Консилиум - решение школьных проблем: нормативно-правовые документы, психодиагностические материалы / авт.-сост. О.Б. Григорьева и др. - Волгоград: Учитель, 2009. - 271с.

Екжанова Е.А., Фроликова О.А. Технологии успеха на старте школьного обучения: Руководство для психологов/ Под ред. Е.А. Екжановой. – М.: Крылья, 2012. – 388 с.

Калягин В.А., Т.С. Овчинникова Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. Практикум: Пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов. - СПб.: КАРО, 2008 - 432 с.

Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная и др. ; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр "Академия", 2011. - 336 с. - (Сер. Бакалавриат).

8. Шипицына Л.М. Олигофренопедагогика : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.М. Шипицына, В.М. Сорокин, Ю.Б. Зеленская и др.; под ред. Л.М. Шипицына, В.М. Сорокин, Ю.Б. Зеленская и др.; под ред. Л.М. Шипицыной. - М.: Издательский центр "Академия", 2011. - 336 с. - (Сер. Бакалавриат).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Специфика организации психолого-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью.

Психолого-педагогическое сопровождение – это комплексная технология психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.

Содержание системы помощи, определение направлений деятельности различных специалистов, оказывающих ее, определяется общими задачами обучения и воспитания детей умственной отсталостью: поиск путей их возможной социализации через привитие норм социально-адекватного поведения, развитие навыков самообслуживания, приучение к элементарным формам труда, повышение уровня их коммуникативной компетентности. Специалисты, занимающиеся изучением данной категории учащихся указывают на необходимость соблюдения в ходе организации образовательного процесса ряда условий:

1. Индивидуализация процесса обучения. Программы обучения для детей с умственной отсталостью составляются учителем-дефектологом после направленного изучения (диагностики) возможностей.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с умственной отсталостью – это специально устроенная система, процесс взаимодействия ребенка и взрослого (психолога или педагога), основанная на поддержке и заботе, направленная, прежде всего, на преодоление затруднений в ходе обучения и на окружающую ребенка жизненную ситуацию. Она в свою очередь может видоизменяться по прошествии всего времени отводимого на этап обучения .

Процесс психолого-педагогическогосопровождения, как правило, основан на ряде следующих принципов таких как:

1. Гуманизация – предполагает, веру в способности детей.

2. Системный подход – основан, прежде всего, на идее понимания человека как целостной системы.

3. Комплексный подход к сопровождению развития ребенка.

4. Учет его индивидуальных и возрастных характеристик, предполагающий формы, способы, содержание, сопровождения, соответствующие имеющимся возможностям ребенка, темпам его развития.

5. Непрерывность сопровождения ребенка в образовательном процессе, а именно, преемственность и последовательность сопровождения .

Психолого-педагогическое сопровождение – это формирование ребенка, которое может быть рассмотрено как сопровождение отношений, их развитие, коррекция и восстановление . Психолого-педагогического сопровождение учеников в учебно-воспитательном процессе, прежде всего, направленно на определенную цель. Целью будет являться обеспечение или создание необходимых условий для нормального развития ребенка .

Процесс психолого-педагогического сопровождения содержит в себе решение следующих задач , таких как:

- Профилактика возникновения проблем развития у детей.

 Поддержка (содействие) ребенка в решении значимых для него задач

 развития: социализации, обучения, преодоление учебных трудностей, затруднение эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений с другими детьми, учителями, родителями. Психологическое выполнение образовательных программ.

 Формирование психолого-педагогической компетентности.

Процесс психолого-педагогического сопровождения может содержать в себе различные виды (направления) работ таких как:

. Развивающая и коррекционная работа.

Выделяют пять разных ступеней психолого-педагогического сопровождения.

- Первая ступень – диагностика. На этом этапе выполняется сбор нужных данных о ребенке. Он также может содержать в себе первичную диагностику развития ребенка на ПМПК. В ходе первичной консультации экспертами комиссии выделяются проблемы ребенка в виде заключения и выбираются специализированные условия его воспитания и обучения . В процессе проведение диагностики, могут использоваться следующие методы: тестирование, беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности ребенка, исследование документации и анкетирование родителей.

- Вторая ступень – это поисковые действия . Они, прежде всего, будут сориентированы на анализ полученной информации о психическом созревании ребенка и его социальной ситуации развития. На этом этапе обговаривается, какими способами будет решена исходная проблема и какие именно для этого понадобятся специальные условия развития, обучения и воспитания ребенка .

- Третья ступень носит название – консультативно-проективный этап . На этом стадии заключается договор с родителями и специалистами психолого-педагогической реабилитации и коррекции, исследуется медицинская карта развития ребенка. Каждый специалист производит детальное обследование по направлениям коррекционно-развивающей работы: общего развития ребенка, речевого развития, личностной сферы, общения, навыков деятельности. Совместно специалисты обозначают стратегию сопровождения, разрабатывают комплексный план коррекционно-развивающего процесса в виде индивидуального образовательного маршрута .

-Четвертая ступень – деятельностный этап. Данный этап подразумевает целеустремленный психолого-педагогический процесс. В нем совершается взаимодействие специалистов, родителей и детей. Основная его суть – разработка и осуществление комплексной, коррекционно-развивающей программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка. Совместно с этим необходимо отметить, то, что при разработке и в процессе исполнения программы сопровождения, очень важно, чтоб были учтены некоторые факторы: Индивидуальные особенности детей, т.е. черты его развития, степень дефекта, сильные и слабые стороны развития; степень коммуникации и социальные навыки. Возрастная категория ребенка. Более сформированные навыки и особенности его адаптации.

 Сменная позиция касательно особенностей его развития, характера

 взаимоотношений родителей и специалиста, характер социального поведения ребенка и т.д. периодичность коррекционных занятий, взаимосвязь разнообразных специалистов, обстоятельства, уровень разработанных специалистами программ, методические рекомендации и дидактические материалы .

-Пятый этап – рефлексивная ступень , на которой выполняется анализ возможностей исполнения задач сопровождения, реализации рекомендаций всеми участниками сопровождения. Этот этап может стать завершающим в реализации индивидуальной программы сопровождения. Психолого-педагогическое сопровождение может быть проведено в различных формах, таких как: консультирование, коррекционно-развивающая работа, профилактика, просвещение, диагностика, экспертиза .

В своей работе опираюсь на научно-методологические исследования отечественных педагогов и психологов Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, Л. М. Шипициной, Н. Д. Шматко, А. В. Семенович. За теоретическую основу своей деятельности по психолого-педагогическому сопровождению учащихся с интеллектуальными нарушениями беру следующие положения:
— ранняя диагностика проблем ребёнка способствует более полноценной их коррекции;
— коррекция проблем наиболее эффективна на фоне успехов ребёнка в какой-либо сфере деятельности;
Психолого-педагогическое сопровождение выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребёнку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.
Цель психолого-педагогического сопровождения ребёнка с интеллектуальными нарушениями в развитии — сохранение психического и социального благополучия учащихся во время учебно-воспитательного процесса; оказание различного вида психологической помощи детям, родителям, педагогическому коллективу школы (коррекционно-развивающей, консультативной).
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
1. Отслеживание особенностей психологического развития ребёнка.
2. Создание условий для полноценного развития учащихся в рамках их возрастных и индивидуальных возможностей.
3. Создание специальных условий для оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, имеющим проблемы в развитии.
Опыт моей работы по оказанию психолого-педагогической помощи формировался в процессе реализации следующих этапов:
-1) Диагностический , который предполагает определение особенностей психофизического развития учащихся, уровня познавательных способностей и потенциальных возможностей. Диагностируя личностное развитие ребёнка, я провожу целостное изучение личности, при этом, обращаю внимание на такие критерии, как степень депрессивности, уровень агрессивности и тревожности, акцентуации характера, что очень важно учитывать при планировании профилактической и психокоррекционной работы.
-Результаты психологической диагностики обсуждаются с психологами и логопедами, дополняют результаты педагогической и медицинской диагностики, что позволяет составить наиболее целостное представление о познавательных способностях, личностных особенностях каждого ребёнка с нарушениями интеллектуального развития. И на этой основе определяются его особые образовательные потребности.
Это дает возможность составлять индивидуальные образовательные маршруты на каждого ребенка, выделив его сильные стороны, на которые можно опереться, а также подвести итоги мониторинга, определив эффективность проделанной работы.

2) Коррекционно-развивающий , который дифференцируется по направлениям: психокоррекция основных психических процессов (память, внимание, мышление) и девиантного поведения учащихся.
Психологическая помощь учащимся с интеллектуальными нарушениями осуществляется мною на индивидуальных занятиях, которые направлены на включение ребёнка в систему социальных отношений, приобретение им навыков межличностного общения, формирования чувства адекватного восприятия окружающего мира. Содержание занятий позволяет мне активно использовать различные виды помощи (стимулирующую, организующую, обучающую). Организовывается и стимулируется деятельность ребёнка побуждающими вопросами, привлечением внимания к образцу, совместным формулированием правил, поощрением правильных действий.

Занятия строю таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. В структуру каждого занятия включаю следующие элементы: ритуал приветствия, разминка, упражнения на расслабление, элементы дыхательной гимнастики, рефлексию, ритуал прощания. Основное содержание коррекционно-развивающих занятий составляют игры и упражнения, направленные на оптимизацию общения, способствующие целостному развитию и решению конкретных проблем ребёнка в соответствии с индивидуальными программами развития.
В коррекционной работе сочетаю учебные и игровые формы, наглядность в зависимости от возраста детей, этапов работы по преодолению отклонений и с учетом их индивидуальных особенностей. Для повышения мотивации использую нетрадиционные методы: рисование, художественное слово, пальчиковую гимнастику, сказкотерапию, психогимнастику, элементы релаксационного тренинга, которые позволяют избежать быстрого утомления.
На занятиях с детьми создаю атмосферу доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности ученика, положительного эмоционального настроя на работу в течение всего занятия, стараюсь создавать искреннее обучение и желание в деловом контакте. Все это повышает интерес, внимание, активность учащегося.
3) Считаю очень важной мою работу с педагогами, включёнными в психолого-педагогическое сопровождение, с целью обеспечения психологически грамотной организованной деятельности. С одной стороны, чтобы коллеги понимали образовательные потребности учащихся с интеллектуальными нарушениями в развитии. С другой стороны, компетентно строить взаимоотношения с учащимися

4) Значительным элементом психолого-педагогического сопровождения ребёнка с интеллектуальными нарушениями в развитии является работа с родителями в форме индивидуальных консультаций, в ходе которых решаю следующие задачи:
— информирование родителей о динамике коррекционно-развивающей работы, достижениях и успехах ребёнка;
— получение от родителей информации об особенностях поведения ребёнка дома, об его эмоциональном состоянии, об особенностях общения и взаимодействия с родителями;
— выработка в процессе совместного обсуждения с родителями оптимальной тактики взаимодействия и общения с ребёнком в семье.
Считаю достаточно эффективной формой повышения психолого-педагогической грамотности родителей — родительский всеобуч. Опыт моей работы в этом направлении свидетельствует о том, что просветительские материалы побуждают родителей чаще обращаться к психологу, видеть больше проблем и лучше их формулировать. Предлагаю им прислушаться к психологическим советам: как организовать рабочее место дома, как готовить домашние задания, как слушать ребёнка и другие.
Результат моей деятельности позволил оформить личное видение коррекцинного обучения — это:
• обучение всех детей в доступной обучающей среде с предоставлением им всей необходимой помощи в достижении успеха;
• удовлетворение потребностей каждого ребёнка;
• участие на равных всех детей во всех элементах учебной деятельности;
• содействие установлению дружеских отношений и возникновению социального взаимодействия между детьми с интеллектуальными нарушениями и нормально развивающимися детьми.

В соответствии с новыми утвержденными Федеральными Государствен-ными Образовательными Стандартами (ФГОС), которые учитывают образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в системе коррекционного образования происходит переосмысление содержания коррекционной работы. Введение федерального государственного образовательного стандарта фактически меняет образование обучающихся, ориентируя на их развитие, учет особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. ФГОС меняет требования к результатам освоения основных образовательных программ, требования к их структуре и содержанию, а также к условиям их реализации.

Внимание к проблемам нарушение интеллекта вызвано тем, что количество детей с этим видом аномалий, включая детей со сложной структурой дефекта, не уменьшается.

Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира, и по России в частности. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей. И поэтому психолого-педагогическое сопровождение становиться неотъемлемой частью организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, требующих особого педагогического внимания.

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, а выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания.

В настоящее время нет однозначных подходов к решению вопроса психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта), а между тем проблема эффективного сопровождения детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) заботит многие образовательные организации.

В нашей образовательной организации разработана ( в конце 2014-2015 учебного года), рецензирована ( кандидатом педагогических наук, доцентом, зав.кафедрой специальной педагогики Омского государственного университета) программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в рамках ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой общего образования обучающихся с умственной отсталостью.

Необходимо отметить, что ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) позволяет организовать обучение детей с учетом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития и оценить полученные результаты. Анализ требований ФГОС для этих детей определяет пути и средства организации образовательного процесса в принципиально новых условиях, когда результатом освоения адаптированной основной образовательной программы (АООП) должно стать введение в социум ребенка, имеющего отклонения в развитии.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в совре-менном образовательном процессе является обеспечение оптимальных условий для адаптации, обучения, воспитания и развития ребенка исходя из его индивидуальных особенностей, реализация которой предполагает достижение комплекса задач:

− помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обу-чения, социализации;

− развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей, педагогов.

В контексте обозначенных задач психолого-педагогическое сопровождение реализует основные направления:

− диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);

− консультирование (индивидуальное и групповое);

− развивающая работа (индивидуальная и групповая);

− коррекционная работа (индивидуальная и групповая);

− психологическое просвещение и образование: формирование психологи- ческой культуры, развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса;

− экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, об-разовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).

Принципы социально-психологического сопровождения:

- Принцип педагогической организации среды жизнедеятельности воспитанников, позволяющий создавать условия (санитарно-гигиенические, психогигиенические, дидактические) с учетом особенностей детей, как решающих факторов влияния на развитие, здоровье, коррекцию;

- Принцип личностно-ориентированного подхода, диктующий необходимость прогнозирования индивидуального развития ребенка и, подчеркивающий важность специальной коррекционно-развивающейся работы;

- Принцип интегрированного характера образовательного процесса. Принцип утверждает необходимость соединения в образовательном процессе учебных и воспитательных стратегий со стратегиями диагностическими, охранно-оздоровительными, коррекционно-развивающими, социальными;

- Принцип обогащения мотивации учебной деятельности важен при целенаправленном обучении школьников с интеллектуальными нарушениями, так как у них отмечается вялость, слабость инициативы, недостаток любознательности;

- Принцип коммуникативной направленности обучения предполагает насыщенность занятий разнообразными упражнениями, позволяющими повысить речевую активность обучающихся.

Вся работа психолого-педагогического сопровождения строится в различных взаимосвязанных направлениях.

Направления работы:

Каждое направление работы имеет определённые цели, задачи и содержание деятельности.

- педагог, работающий с ребенком ( если речь идет о домашней форме обучения)

- педагог-куратор ( если ребенок находится в классе);

2. Психолого-медико-педагогический консилиум как форма работы команды специалистов по сопровождению ребенка с ОВЗ в едином образовательном пространстве.

Психолого-медико-педагогический консилиум – это актуальная и практически значимая форма работы команды специалистов-единомышленников по сопровождению ребенка с ОВЗ в едином образовательном пространстве.

В наш школьный ПМПк входят : учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог. Руководство осуществляет директор школы.

Практическое психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения и воспитания учащихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) в настоящее время является одним из динамически развивающихся направлений деятельности образовательной организации. И мы, специалисты психолого-педагогического сопровождения адаптивной школы находимся в постоянном творческом поиске, корректируем направления и составляющие работы с учетом модернизации образования, приблизив их к тем стандартам и социальным ожиданиям, которые заданы обществом.

Основной целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с отклонениями в развитии, исходя из реальных возможностей образовательной организации ( т.е. есть нет школьного бассейна, нет врача психиатра, нет специалиста по массажу, даже нет ставки дефектолога, то и ничего подобного не включаем в сопровождение) и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными ( если у ребенка реальный возраст не соответствует паспортному ) и индивидуальными особенностями развития ( если мы не умеем держать ручку в руке, не говорим), состоянием соматического и нервно-психического здоровья ( частые простудные заболевания, эпилепсия).

Здесь хотелось бы отметить, что работая в рамках требований ФГОС первый год (не считая экспериментальной площадки) все мы находимся в поиске. Мы готовы и открыты к сотрудничеству.

Диагностическому обследованию и мониторингу результатов отводиться огромная роль, так как это является основой всей коррекционно-развивающей работы. Поэтому был разработан пакет комплексного обследования специалистами, что является необходимой составляющей в деятельности ПМПк. ( ознакомится с ним может каждый желающий)

Всю процедуру психолого-педагогического обследования мы стремиться проводить с учетом определенных принципов.

Принцип комплексности. Основное требование этого принципа предписывает тесное взаимодействие разных специалистов в ходе изучения ребенка. Использование каждым специалистом научных методов исследования позволяет получить сугубо специфические результаты, которые вносят свой вклад в целостное изучение особенностей развития и состояния ребенка.

Принцип стереогнозиса. Он вытекает из первого принципа – оценка состояния ребенка с различных точек зрения.

Принцип целостности. Отдельные стороны организации ребенка

(психические процессы, познавательная деятельность, эмоционально-личностное развитие) не изолированы, а проявляются целостно, в совокупности качеств личности, обусловлены мотивационными установками, зависимы от его физического состояния. В соответствии с этим определяется возможность использования той или иной диагностической процедуры или методики для оценки различных характеристик сформированности познавательной и эмоционально-волевой сфер ребенка. И тогда инструментарий специалиста (чаще педагога-психолога, учителя дефектолога) приобретает полифункциональные (многофункциональные), интегративные (объединенные) возможности, сокращается время проведения обследования.

В этом учебном году за 1 полугодие мы обследовали 23 школьника; из них 6 человек воспитанники дошкольной группы, 1 человек – дважды (мать была не согласна с рекомендациями специалистов ПМПк – 1д класс), 1 человек – выездное заседание (специалисты консилиума выезжали на квартиру к ребенку в связи с его физическим состоянием и отсутствием возможности семьи привести ребенка самостоятельно).

На каждого ребенка заведена папка, где есть результаты обследования и рекомендации специалистов ПМПк. Эта деятельность достаточно трудоемкая и по времени занимает достаточно много времени. В деятельности ПМПк возникают сложности в проведении заседаний ПМПк:

- сложность собрать всех членов ПМПк в одно время, так как у каждого свой график работы;

- сложности в договоренности с родителями и выборе времени;

- отсутствие представителя медицинской службы.

3. Деятельность социального педагога в программе психолого-педагогического сопровождения обучающихся нашего образовательного учреждения.

Хотелось бы напомнить, что социальный педагог— главной специалист, исполняющий надзор за соблюдением прав каждого ребенка, обучающегося в школе. На основе социально-педагогической диагностики социальный педагог обнаруживает потребности ребенка и его семьи в области социальной помощи, устанавливает направления поддержки в адаптации детей в школе. Кроме этого в область работы социального педагога входит содействие родителям детей с ОВЗ в адаптации в школьном обществе, в среде других родителей.

Хотелось бы остановиться на тех сложностях, с которыми мы на сегодняшний день сталкиваемся.

Некоторые родители, столкнувшиеся с проблемой рождения умственно отсталого ребёнка, не хотят верить, что их ребёнок таковой. Они думают, что их ребёнок в результате долгой и упорной целенаправленной работы с ним станет нормальным. Именно поэтому своей требовательностью быстрой результативности освоения учебной программы и их социализации, иногда ставят в полное замешательство педагогический коллектив.

Для разрешения возникающих проблем необходимы, следующие действия:

1. Объединение усилий всего педагогического коллектива. Обязательно сохранять такт и педагогическую этику.

2. Необходимо корректно грамотно объяснять, что ребёнка можно лишь приблизить к норме, достичь его максимального развития, т.е. потенциала, заложенного природой. Поможет этому коррекционная работа с ребёнком. Под обучением подразумевается не только школа, но и дошкольный период и коррекционно-развивающая работа с ребенком в раннем возрасте, социализация ребенка в семье. То есть необходимо настолько научиться разъяснять особенности развития наших воспитанников, чтобы у родителей не возникало сомнений в компетентности и профессионализме наших педагогов, которые готовы оказать помощь её ребенку и поддержку ей самой.

Современное общество предъявляет нам, педагогам, работающим с детьми с особыми образовательными потребностями новые требования, это связано с формированием готовности педагогов к психолого-педагогическому сопровождению детей с нарушением интеллекта.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС

Психолого-педагогическое сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС представляет собой комплекс различных диагностических, коррекционно-развивающих профилактических, организационных и просветительских технологий, реализуемых специалистами образовательной организации. Созданная система психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС в нашем образовательном учреждении способствует: успешной адаптации обучающихся к учебной и трудовой деятельности; уменьшению факторов риска, приводящих к нарушениям в развитии и поведении обучающихся ; повышению психологического комфорта всех участников образовательного процесса.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации

Психолого-педагогическое сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации

Психолого-педагогическое сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями
в условиях реализации ФГОС

Бахарева Галина Николаевна
педагог-психолог высшей категории

Служба психолого-педагогического сопровождения: педагоги-психологи учителя-дефектологи учителя-логопеды тьюторы социальный педагог

Служба психолого-педагогического сопровождения: педагоги-психологи учителя-дефектологи учителя-логопеды тьюторы социальный педагог

Служба
психолого-педагогического сопровождения:

педагоги-психологи
учителя-дефектологи
учителя-логопеды
тьюторы
социальный педагог

Специалисты психолого-педагогического сопровождения – члены

Специалисты психолого-педагогического сопровождения – члены

Специалисты психолого-педагогического сопровождения – члены ПМПк

разрабатывают индивидуальных программы развития;
отслеживают динамику развития обучающегося;
оценивают успешность обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в освоении программ и в случае необходимости вносят необходимые коррективы;
помогают педагогам в выборе адекватных методов и средств обучения;
проводят индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия;
консультируют родителей.

Коррекционно-развивающая деятельность по

Коррекционно-развивающая деятельность по

Коррекционно-развивающая деятельность по

Коррекционно-развивающая деятельность по

Коррекционно-развивающая
деятельность по АООП,
2 вариант 1- 5 классы:

Коррекционные курсы:

Программы службы психологического сопровождения

Программы службы психологического сопровождения

Программы службы психологического сопровождения КГБОУ Школа 3 :

Программы службы психологического сопровождения
КГБОУ Школа 3 :

В школе созданы условия обучения, обеспечивающие деловую и эмоционально комфортную атмосферу, способствующие развитию инициативы, познавательной активности, личностному развитию обучающихся, расширению их социального опыта.
Специалисты на занятиях помогают школьникам осваивать техники саморегуляции, снижающие уровень тревожности, повышающие сопротивляемость стрессу.

Ученики КГБОУ школа 3 неоднократно становились победителями и призерами в региональных инклюзивных конкурсах профессионального мастерства, в национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц…

Ученики КГБОУ школа 3 неоднократно становились победителями и призерами в региональных инклюзивных конкурсах профессионального мастерства, в национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц…

В 2018 году были удостоены права защищать честь Хабаровского края на Всероссийском уровне в городе Москва.

Выводы: 1. Психолого-педагогическое сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации

Выводы: 1. Психолого-педагогическое сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации

Выводы:

1. Психолого-педагогическое сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС представляет собой комплекс различных диагностических, коррекционно-развивающих профилактических, организационных и просветительских технологий, реализуемых специалистами образовательной организации.

2. Созданная система психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС в нашем образовательном учреждении способствует:
успешной адаптации обучающихся к учебной и трудовой деятельности;
уменьшению факторов риска, приводящих к нарушениям в развитии и поведении обучающихся ;
повышению психологического комфорта всех участников образовательного процесса.

Читайте также: