Страхов мир как целое краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Пожалуйста, авторизуйтесь

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Советские философские учебники и энциклопедии особо не жаловали Страхова своим вниманием - прежде всего по причине особой позиции философа в отношении принятой в академических кругах теории научного знания, концепциях естествознания, материалистической философии и антропологии.

Книга представляет большой интерес для всех, кто интересуется вопросами науки, естествознания, философии, стремится расширить интеллектуальный кругозор, дисциплинировать и обогатить культуру своего мышления.




Несколько цитат для затравки:

философский труд Страхова (1872), в к-ром подытожены его размышления о природе, Вселенной, законах бытия. Исходя из основополагающей посылки о том, что мир выступает как единое связное, стройное целое и представляет собой своеобразный организм, он развивает в нем концепцию, призванную объяснить ту гармонию мира, к-рая воспринимается как красота и упорядоченность, и определить место человека в этом мире. Признание мира целостным единством, по Страхову, имеет методологическое и одновременно жизнеутверждающее значение, ибо дает руководящую нить частным наукам, исследующим природу человека, а также ориентирует людей в мире, где они чувствуют себя одинокими и заброшенными. "Мир есть целое, имеющее центр; именно он есть сфера, средоточие которой составляет человек", - заявляет автор. Если человек не осознает свое центральное место, свою связующую роль в мире, то он постоянно будет ощущать страдания и неудовлетворенность. Результатом этого станут несбыточные фантазии о прекрасном будущем, идеализация прошедшего и увлечение различными уводящими от действительности идеями, ибо человек никогда не смирится с мыслью, что он, свободное и мыслящее существо, не играет никакой роли в стройной системе мироздания, и, если ему не разъяснять его предназначения, он начинает бунтовать против существующего. В отличие от животных, человек имеет право противополагать себя природе, ибо "не считает себя предметом между предметами природы, явлением между ее явлениями". Он есть духовность, завершающая природу на ее высшей ступени. Особенности человека проистекают из того, что в первую очередь он "весь в возможности". Он не сущность, а деятельность, не постоянство, а изменчивость, разнообразие. Это наиболее зависимое и вместе с тем наиболее самостоятельное существо, высочайшая точка, до к-рой доходит органический мир, следовательно, в нем получают яркое проявление все главные черты этого мира. Человек непревосходим, ибо он - чистая самодостаточная, почти богоподобная деятельность. В таком выводе, считает Страхов, нет высокомерия, ибо относится он к человеку вообще, что не исключает скромности каждой отдельно взятой личности. Отсюда должно следовать исключительное внимание к жизни др. людей, к доступному нам будущему и истории человеческого рода. В разделе книги, посвященном исследованию неорганической природы, содержится гл. обр. критика атомистических представлений. Они могут быть приняты лишь как ступень в познании человеком окружающего мира, как олицетворение нек-рых наших неизменных понятий о природе. Если же им придается большее значение, то это ведет к материализму - "убийству духа" и фатализму - "убийству жизни". Непрерывная изменчивость вещества, его превращения и разнообразие совершенно необъяснимы с т. зр. атомизма. Вещество "гибкое, изменчивое, живое", оно неразрывно связано с силой, а значит, самодеятельно. Конечные выводы Страхова противоречивы: с одной стороны, он утверждает, что не следует приписывать Богу всякое наблюдаемое разнообразие вещей, с другой, что "действительное познание, удовлетворяющее всем нашим запросам, должно исходить из этого разнообразия и необходимо приведет нас к Богу, укажет, что только в Нем содержится смысл всякого бытия". Уже в первых откликах на книгу методология Страхова была охарактеризована как двойственная - совмещающая натуралистический и религиозно-философский подходы. В дальнейшем исследователи творчества Страхова писали о его философии как "раздвоенной", "перегородочной", пытающейся примирить рационализм и мистицизм. Лишь в наши дни Страхов был признан одним из оригинальных мыслителей XIX в., подготовивших почву для рус. космизма.

◘ Л и т.: Страхов Н. Н. О развитии организмов. Попытка точно поставить вопрос // Природа. Популярный естественно-исторический сборник. М., 1874. Кн. 1; Грот Н. Я. Памяти Н. Н. Страхова. К характеристике его философского миросозерцания. М., 1896; Введенский А. Общий смысл философии Н. Н. Страхова. М., 1897; Розанов В. В. Литературные изгнанники. Спб., 1913. Т. l;M.,2001;Geratei" iI. Nikolai Strakhov. Cambridge (Mass.), 1971.

Русская Философия. Энциклопедия . Ведущие редакторы П. П. Апрышко, А. П. Маринин Художник Б. Б. Протопопов Технический редактор Т. А. Новикова Корректор Е. Н. Горбунова . 2015 .

Полезное

Смотреть что такое "Мир как целое. Черты из науки о природе" в других словарях:

МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе — философский труд Страхова (1872), в к ром подытожены его размышления о природе, Вселенной, законах бытия. Исходя из основополагающей посылки о том, что мир выступает как единое связное, стройное целое и представляет собой своеобразный организм,… … Русская философия: словарь

Вещество как материя — (Matière, Substance, Materie, Stoff, Matter) противополагается по смыслу духу, силе, форме, явлению и пустоте. Такое отрицательное определение, происходящее из древности, не может служить основанием для каких либо научных сведений о В. Наука же… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

СССР. Естественные науки — Математика Научные исследования в области математики начали проводиться в России с 18 в., когда членами Петербургской АН стали Л. Эйлер, Д. Бернулли и другие западноевропейские учёные. По замыслу Петра I академики иностранцы… … Большая советская энциклопедия

Страхов, Николай Николаевич — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

Н. Н. Страхов — Николай Николаевич Страхов Дата рождения: 1828 Дата смерти: 1896 Род деятельности: философ, публицист, литературный критик Николай Николаевич Страхов (1828 1896) российский философ, публицист, литературный критик, член корреспондент… … Википедия

Н. Страхов — Николай Николаевич Страхов Дата рождения: 1828 Дата смерти: 1896 Род деятельности: философ, публицист, литературный критик Николай Николаевич Страхов (1828 1896) российский философ, публицист, литературный критик, член корреспондент… … Википедия

Николай Николаевич Страхов — Дата рождения: 1828 Дата смерти: 1896 Род деятельности: философ, публицист, литературный критик Николай Николаевич Страхов (1828 1896) российский философ, публицист, литературный критик, член корреспондент Петербургской АН (1889). В книгах «Мир… … Википедия

Николай Страхов — Николай Николаевич Страхов Дата рождения: 1828 Дата смерти: 1896 Род деятельности: философ, публицист, литературный критик Николай Николаевич Страхов (1828 1896) российский философ, публицист, литературный критик, член корреспондент… … Википедия

Страхов, Николай Николаевич (писатель) — известный писатель. Род. 16 окт. 1828 г. в Белгороде Курской губ.; сын магистра Киевской академии, протоиерея и преподавателя словесности белгородской семинарии. Рано лишившись отца, С. был взят на воспитание братом матери, ректором каменец… … Большая биографическая энциклопедия


На начальном периоде жизни Страхова мы остановимся здесь очень кратко[3], предоставив слово его младшему современнику, философу и психологу Н. Я. Гроту.

С чем же был связан этот переломный момент? Ответ, вообще говоря, хорошо известен.

Но, к счастью, известны надёжные свидетели, обращаясь к которым, нетрудно убедиться в полной абсурдности подобного взгляда на творческий путь и философское наследие Н. Н. Страхова.

Григорьев Аполлон Александрович

Понять возникшее таким образом творческое содружество исключительно важно, ибо в нем ярко выразилось своеобразие русской культуры, и, прежде всего, великой русской культуры XIX века. И будущее (пока приходиться говорить именно так: будущее) возрождение в России настоящей, высокой культуры вряд ли возможно, если мы останемся слепыми к основному характеру, духу и смыслу этого своеобразия.

Век девятнадцатый – мятежный, строгий век –
Идет и говорит: «Бедняжка человек!
О чем задумался? бери перо, пиши:
В твореньях нет творца, в природе нет души…

Естествознание достоверно установило, что на фоне самых разнообразных различий между животными человек ничем принципиально не выделяется. И, предупреждая вопрос читателя, замечу, что такова и точка зрения современной науки, если она хочет быть до конца откровенной[18].

Философская традиция, которую Страхов глубоко знал и ценил, отвечает на последний вопрос так: человек отличается от животных своей духовностью.

Если ответить: в том, что человек мыслит или в том, что человек обладает свободой воли, мы только расширим круг понятий, которые требуют дальнейшего разъяснения. Поэтому начинать надо не с них, а с выявления того конкретного акта, на который способен только человек. Притом акта, допускающего простое, самоочевидное описание.


Несомненно, что именно неизбежная биологическая смерть человека является самым мощным препятствием для признания его биологического совершенства. Страхов это прекрасно понимал. Но понял он и другое – что смерть, неотделимая от жизни, присущая именно живым организмам и неизвестная изначально мертвому веществу, является одним из существенных признаков совершенства всего того, что живет. Совершенства, которое достигает у человека наивысшей степени.

Страхов заканчивает свое письмо о значении смерти так:


Я жить хочу! – кричит он дерзновенный,–
Пускай обман! О, дайте мне обман!

Завершается же стихотворение так:

Но если жизнь – базар крикливый Бога,
То только смерть – его бессмертный храм.

Ну а как встретил Николай Страхов свою собственную смерть? Вопрос, возможно, и не самый тактичный, но в то же время такой, от которого трудно уклониться.

Ничего театрального, надрывного. Только одна деталь, относящаяся к 1888 г., когда мучительная болезнь только начиналась. В этом году Страхов написал (что делал не часто) стихотворение, из которого я приведу последнюю строфу:

Бог милосерд! Он мне пошлет
Свое святое испытанье,
Он зло мое во мне сожжет
Огнем предсмертного страданья.

Попытаемся теперь оценить это основное философское достижение Страхова, некоторые конкретные детали которого мы уже затронули выше.

Оглавление:

Примечания:

*) Настоящая статья Николая Петровича Ильина по своему заглавию совпадает с его же введением к книге Н.Н. Страхова "Мир как целое", выпущенной в 2007 году издательством "Айрис-Пресс", однако по составу эта публикация существенно более обширна, является вполне самостоятельной и призвана помочь читателю осознать, сколь ценная названная книга для понимания русской национальной философии. Статья предоставлена для публикации в ХРОНОСе автором. Гипертекстовая разметка и иллюстрации исполнены в соответствии со стандартами ХРОНОСа. Последующие примечания авторские (если иное специально не оговаривается).

[1] О методе естественных наук и значении их в общем образовании. СПб. 1865. С. 69.

[2] К. Хюбнер. Критика научного разума. М. РАН. 1994. Вступительная статья В. С. Степина. С. 8–9.

[5] Н.Я. Грот. Памяти Н. Н. Страхова. Вопросы философии и психологии. Книга 32. М. 1896. С. 305–306.

[7] Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников. Т. 1. М. Художественная литература. 1990. С. 383.

[8] Н. А. Бердяев. Собрание сочинений. Т.3. YMCA-Press. Париж. 1989. С. 39.

[9] Л. Р. Авдеева. Русские мыслители: Ап. А. Григорьев, Н. Я. Данилевский, Н. Н. Страхов. М. МГУ. 1992. С.11.

[10] См. там же. С. 15, 22 и др.

[13] Ф. М. Достоевский. Дневник писателя. Избранные страницы. М. Современник. 1989. С. 292.

[14] К. Накамура. Чувство жизни и смерти у Достоевского. СПб. ДБ. 1997. С.84.

[18] Особенно энергично она выражена в известной книге: Д. Моррис. Голая обезьяна. Человек с точки зрения зоолога. СПб. Амфора / Эврика. 2001.

[19] Мир как целое. С.12.

[21] Мир как целое. С.13.

[23] Мир как целое. С.7.

[24] Мир как целое. С.18. Естественной историей долгое время было принято называть совокупность наук, изучающих историю развития живых существ, а шире, историю развития (эволюции) природы в целом.

[25] A. Standen. Science is a sacred cow. Dutton a. Company. N.Y. 1950. P.32.

[26] Мир как целое. С.17.

[27] Как выражается К. Лоренц, характерным образом не замечая, что в самих этих призывах он использует сугубо ненаучную лексику, для которой нет места в природе. См. Вопросы философии. 1992. №3 (где помещены отрывки из его работ).

[28] Мир как целое. С.18.

[29] Там же. С.19. Конец фразы выделен мною – Н.И.

[32] Мир как целое. С.260.

[35] Д. Галеви. Жизнь Фридриха Ницше. М. Советский писатель. 1991. С. 195–196.

[37] Л. С. Мотылева, В. А. Скробогатов, А. М. Судариков. Концепции современного естествознания. СПб. Изд-во Союз. 2000. С. 211–212.

[43] Там же. С.143. Заметим, что Страхов написал эти слова в неполных тридцать два года – и подтвердил своим дальнейшим развитием.

[45] См. русский перевод этой статьи в издании: Логос. Международный ежегодник по философии культуры. Книга вторая. М. Мусагет. 1910. С.34–49.

[46] Мир как воля и представление. Перевод А. Фета с предисловием Н. Страхова. 2-ое изд. М. 1888. Насколько мне известно, этот блестящий перевод до сих пор не переиздан.

[47] См. предисловие Н. Н. Скатова к изданию: Н. Н. Страхов. Литературная критика. М. Современник. 1984. С. 5.

[48] Мир как целое. С.140.

[49] Н. Я. Грот. Памяти Н.Н. Страхова. Указ изд. С.300–301.

[51] Л. Р. Авдеева. Цит. соч. С. 110.

Далее читайте:


Николай ИЛЬИН - Понять Россию. ("Русское самосознание")

Николай ИЛЬИН - Найдет ли коса на камень? ("Русское самосознание")

Николай ИЛЬИН - Власть тьмы и ее границы. ("Русское самосознание")

Н. Мальчевский. От логомахии к пневматологии. (о творчестве Л.Клагеса в свете русской философии).

Читайте также: