Педагогическая ценность занятия в начальной школе

Обновлено: 06.07.2024

В статье речь идёт о том, как важно находить для каждого урока тот текстовый материал, содержание которого поможет нам в формировании гражданственности, личных качеств ученика. Представлены разные формы и методы работы с текстом. Приводится пример работы с текстом малой формы А.Приставкина "Муравей"

Оценить 2119 0

Воспитательная ценность урока (из опыта работы)

Пьянкова Н.С. учитель русского языка и литературы МБОУ ОСОШ№1

Всегда рассматривала воспитательные цели урока в единстве. Их реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма.

При составлении плана урока важно продумывать виды деятельности ученика в связи с поставленными воспитательными задачами, т.е. через какие виды деятельности, формы работы может быть достигнута поставленная цель.

Обладая огромной силой воздействия, художественный текст способствует формированию духовного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства. Именно это заставляет находить для каждого урока тот текстовый материал, содержание которого поможет нам в формировании гражданственности, личных качеств ученика. Дидактический материал должен обращать внимание учащихся на современные достижения, на новые открытия в науке и технике, на факты жизни выдающихся людей, на процессы воспитания воли, трудолюбия, на высокие нравственные качества.

Самое главное на уроке – вызвать эмоциональный всплеск в душах детей. Для этого можно и нужно привлекать такие средства воздействия, как музыка и живопись. Всё это способствует активизации процессов образования и нравственного воспитания.

В своей работе использую разные формы и методы работы по воспитанию духовных ценностей:

Создание собственной текстотеки (подбор текстов) для анализа, написания изложений, сочинений.

Встречи с интересными людьми.

Открытые уроки для учителей ветеранов (филологов)

Использование проектной деятельности в написании учебно-исследовательских работ. Тематика последних лет:

Методика хорового заучивания стихотворений (вне программы)

7. Работа по созданию сборника стихов и рассказов учащихся.

Методическим средством, которое служит основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей среды, являются тексты небольшого объёма, т.е. малой формы.

Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала, интеллектуального уровня учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи.

Эта работа должна не только оставаться важной, но и подняться на новый уровень. Текст - универсальное средство формирования УУД.

Особое внимание при подготовке к такому уроку следует обратить на выбор текста. Текст должен быть высокохудожественным, при этом необходимо учитывать и возрастные особенности учащихся и объём исследуемого материала.

Одна из основных сложностей при обучении русскому языку - написание сочинений. Сочинение уже более 200 лет является универсальной комплексной формой проверки уровня обученности учащихся. Чтобы подготовить ученика к сочинению, особое внимание следует уделить формированию умения создавать связный текст на заданную тему. Как показывает практика, наиболее эффективно в этой связи сочетание двух направлений работы. С одной стороны, необходимо анализировать готовые тексты с разных точек зрения: коммуникативная задача текста (вычленение главной информации, определение темы и микротем текста), его логический и композиционный замысел, отбор лексики, сочетаемость слов, риторические приемы и др. С другой стороны, следует регулярно практиковать выполнение письменных заданий на основе текстов.

Учитель русского языка должен заботиться о том, чтобы выпускники школы хорошо владели как письменной, так и устной речью. А для этого нужно предоставить им возможность свободно говорить и писать о том, что их волнует, интересует, поддержать стремление детей к самовыражению через слово. Но как это сделать в жестких рамках учебной программы?

Одним из типов работы над развитием речи, не требующим много времени на уроке, является мини-изложение. У этого вида работы ещё несколько плюсов: его можно проводить регулярно (раз в неделю); на примере текста, выбранного для мини-изложения можно разобрать то, как автор создал художественный образ или как он воздействует на читателя, т.е. поговорить о художественных средствах языка. И ещё одно: небольшие по объёму изложения можно проверить в классе, прочитав несколько работ вслух. Для развития речи учащихся я использую и сочинения-миниатюры, которые развивают образное мышление ребёнка. Статистика подсчитала, что в среднем ученик в течение 5 уроков говорит 3-5 минут. Я думаю, что учителей эти данные не удивят, но, бесспорно, заставят задуматься над проблемой.

Пример использования текста малой формы.

Муравей тащил ягоду. Тяжёлую. Красную. Из неё капал сок, и у муравья щипало глаза. Весь день он тащил ягоду и на закате солнца оказался на тропинке, а за ней уже видна была острая крыша муравейника.

Пояснение. Текст можно использовать для беседы, для диктанта с творческим заданием, для изложения со следующими заданиями:

Напишите подробное изложение

Выразите своё отношение к поступку человека. Для более глубокого понимания смысла и умению интерпретировать его можно предложить такие вопросы:

1.О чём этот текст?

2.Как иначе мог поступить человек в этой ситуации?

3.Как, по-вашему, автор относится к поступку человека? Выражено ли это открыто, прямо или скрыто?

4.Какие слова и выражения помогают читателю понять точку зрения писателя, его отношение к происшествию?

5.Напишите изложение. Выразите ваше понимание замысла автора и своё отношение.

Урок русского языка и литературы –это разговор с учеником о самом главном, это думы и мысли вслух и про себя, это школа воспитания лучших человеческих качеств.

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна

Воспитательная ценность внеклассного мероприятия

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Безносикова Наталья Александровна

Организация: ГБПОУ "МССУОР №1"

Населенный пункт: город Москва

Введение

6 марта 2014 года ГБПОУ "МССУОР №1" состоялся праздничный концерт, посвященный международному женскому Дню.

В мероприятии были задействованы обучающиеся, а также студенты в качестве помощников и участников мероприятия. Воспитатели и классные руководители привлекались для помощи организатору в подборе и примерке костюмов, репетиционном процессе, привлечению и мотивации обучающихся. В концерте приняли участие артисты всех возрастных групп - начальной, средней, старшей школы и студенты. В качестве зрителей на мероприятие были приглашены не только обучающиеся и педагогический коллектив, но и все сотрудники училища, что требовало составления сценария и подготовки мероприятия соответственно возрастным и культурным особенностям артистов и "ожиданиям" гостей. Но в первую очередь, данное мероприятие являясь воспитательным, и должно было содержать в себе воспитательные и образовательные задачи.

Малое количество времени на подготовку мероприятия вызвало определенную структуру самой подготовки: Воспитатели получили задание подобрать артистов и костюмы для их выступления в номерах "3 девицы под окном", "Пушкин и Гончарова", "Стилисты", "Веселые девчата", "Волшебники". Классные руководители подготовили учащихся в номерах "Весна идет" (4 класс) и "Маме посвящается"(5 класс). Кроме того проведение мероприятия требовало большой самостоятельности, собранности, ответственности и внимательности артистов.

Для подготовки номера "Куклы" были привлечены родители обучающейся для изготовления костюмов.

При подготовке сценария праздника было решено сделать акцент на создание праздничного настроения и эстетическое развитие. Актуальность звучания стихов русских поэтов в мероприятии объясняется "Годом литературы в Российской Федерации", которым стал 2015 год.

Поскольку на данном мероприятии не было возможности использования технических средств (т.е. создания поздравительных видеопрезентаций, заставок и видеороликов) особую значимость приобрело цветовое решение оформления мероприятия, оформления сцены и подбора костюмов. В декорациях и костюмах преобладали яркие красные, коралловые, оранжевые цвета для создания чувства эмоционального подъема, летней энергии и праздничного настроения. Оформлением сцены занимались студентки 2 курса, в рамках педагогической практики.

Также большую помощь они оказали при подборе материала для составления сценария и во время проведения мероприятия, являясь ответственными за младшие классы и порядок за кулисами, т.к. в мероприятие приняло участие большое количество выступающих (более 30 человек) и многие из них выступали в нескольких номерах. Им требовалась помощь в переодевании и подготовке.

Цели и задачи

Собрав необходимые идеи для проведения мероприятия, рабочую группу, проанализировав творческие способности обучающихся была поставлена цель:

Цель

Проведение красочного праздничного мероприятия, посвященного международному женскому Дню.

Мероприятие решало следующие задачи:

Задачи

  • воспитание положительного отношения к празднику, поздравление женщин с 8 марта
  • укрепление семейных ценностей, бережного отношения к матери
  • развитие навыков дружеского общения между мальчиками и девочками, взаимодействие общностей
  • развитие эстетического вкуса обучающихся через классическую музыку и поэтические произведения
  • обучение работе на сцене: чтению стихов, пластическому раскрепощению, развитию музыкального слуха, актерской игре.

Подготовка

Репетиционный процесс начался за 1 неделю до мероприятия. Обучающиеся получили роли и стразу приступили к репетициям. Весь подобранный материал подошел обучающимся и практически не пришлось вносить изменения в номера и тексты сценария. Обучающиеся адекватно восприняли задачи мероприятия, и, благодаря тому, что материал им очень понравился они проявили большой интерес и самостоятельность, ответственно отнеслись к репетициям и показали положительную активность.

Анализ мероприятия со зрелищной точки зрения

Поскольку целью проведения мероприятия было красочное и веселое проведение, хотелось бы проанализировать данное мероприятие с точки зрения зрелищности.

Зрелищность значит впечатление. Критериями зрелищности внеклассных мероприятий являются:

- высокий уровень исполнения,

- актуальность подобранного материала,

- темпо - ритм мероприятия.

Рассмотрим каждый пункт отдельно на основе нашего мероприятия.

Массовость на нашем концерте была очень высокой. Выступающих было более 30 обучающихся разного возраста, помощники 3 человека. При учете показаний зрелищности не учитывается количество помощников, которые принимали участие, ведь зрелищность мероприятия представляет собой впечатление зрителей, а работа помощников остается за рамками концерта. Количество зрителей было очень высоким, даже не всем хватило мест в актовом зале. Поэтому я посчитала бы уровень массовости 100%

Уровень исполнения

Поскольку перед подбором артистов был проведен анализ их творческих способностей, на основе их участия в предыдущих мероприятиях, исполнительский уровень участников также был достаточно высоким. Хотелось бы отметить, что наиболее высокий уровень исполнения и отношения проявили те обучающиеся, у которых уже был опыт участия в подобных мероприятиях, а именно Глазков Роман, Сокина Алена, Морозова Ника, Ефремов Илья, Серова Лиза и Хурциалава Ксения, Никифоров Сергей. Эти обучающиеся не только исполняли представленный им материал, но и наиболее активно предлагали свои идеи, участвовали в разработке своих номеров. Все остальные участники также отлично справились со своими ролями, хотя были и некоторые небольшие недочеты: Роземблюм Максим и Омельченко Владислав, перепутали слова, Устян Оганез сбился с ритма, исполняя песню и т.п. Несмотря на это зрители активно поддерживали исполнителей, которые подарили им много положительных эмоций. Также хотелось отметить еще один недостаток - ведущая, выступающая впервые, не справилась с волнением и недостаточно точно в некоторых местах передавала смысл слов. Несмотря на это артистам удалось показать зрителям свои возможости и старания на очень высоком исполнительском уровне. С вычетом недостатков - 90%.

Актуальность подобранного материала полностью соответствовала заявленной цели: зрители, пришедшие на праздник, чтобы получить положительные эмоции, получили их на 100%. На празднике прозвучали поздравления в адрес гостей, с ними была проведена интерактивная игра, во время многих номеров в зале был смех и радость, а иногда слезы, каждый номер тепло приветствовался зрителями. Ярким завершением стало падение на зрителей 300 воздушных шаров, подаривших им еще больше положительных эмоций.

Темпо-ритм мероприятия учитывается при составлении сценария, для правильного представления номеров и наиболее выигрышного их восприятия зрителем. На нашем празднике также необходимо было учитывать, что многие артисты должны были переодеваться за небольшое количество времени, а также соединение тематики номеров - от классических до номеров легкого жанра. Решено было начать со спокойных номеров, собирающих внимание гостей.

Небольшая литературно-музыкальная композиция от 4 класса (под музыку Антонио Вивальди времена года и стихи Ф.Тютчева "Весенние воды" открыла концерт и настроила зрителей на возвышенное настроение. Продолжился концерт Стихами А.С.Пушкина о весне и любви под музыку Цезаря Кюи "Калейдоскоп".На этом лирическое начало и отступление о весне завершилось и началась основная часть.

Основная часть началась со сценки современных трех девиц под окном, и плавно перешла в интерактив со зрителями, т.к. уже наступил момент, когда после трех номеров разговорного жанра необходимо было взбодрить гостей. Внимание зрителей после интерактива сразу переключилось на сцену, когда на ней появился Глазков Роман, на высоком уровне исполнивший песню "Любите девушки". После такого сильного, яркого номера, сложно было подобрать материал, который бы превосходил по эмоциональному накалу исполнение Ромы.

Таким образом необходимо было переключить внимание зрителей на противоположные чувства - с этой задачей прекрасно справился блок, посвященный Матери, ведь 8 марта у многих ассоциируется с праздником мам. Ученицы 5 класса исполнили песню "Женский праздник", успокоив зрителей, мальчики 5 класса обратились к матерям с поздравлением, а обучающиеся отделения "Вольная борьба" исполнили песню о маме. Эти номера были на ровном эмоциональном уровне, дав зрителям немного эмоционально отдохнуть.

Далее для обеспечения зрелищного завершения концерта все номера должны идти по нарастающей эмоциональной нагрузке. После исполнения песен и стихов, был исполнен танец под современную обработку музыки П.И.Чайковского "Щелкунчик", который вывел зрителей из состояния легкой грусти, а далее проведен конкурс причесок, в котором зрители определили победителя своими аплодисментами.

Положительную реакцию зала получил Устян Оганес, порадовавший женскую пловину гостей песней "8 марта", и на высоком эмоциональном уровне подвел зрителей к заключительному номеру "Веселые девчата", ставший кульминацией всего концерта.

Артисты собрались на сцене и на зрителей были сброшены 300 воздушных шаров. Завершился праздник фотосессией - особой популярностью на ней пользовались "Веселые девчата", и стилисты, заплетавшие волосы во время конкурса. Темпо-ритм нашего праздника соответствовал основым законам зрелищности и обеспечил проведение мероприятия на высоком уровне. Зрители ушли с положительными эмоциями и отличным праздничным настроением.


Выводы

Содержание мероприятия полностью соответствует поставленной цели и задачам мероприятия. Подобранный материал носит высокий уровень соответствия воспитательным и образовательным задачам.

Об этом говорит эмоциональная насыщенность мероприятия, о которой можно было судит по реакции зрительного зала, а также эмоциональный интерес артистов во время подготовки и выступления.

Учитывая возрастные особенности обучающихся и гостей праздника были использованы различные приемы и методы репетиций и проведения мероприятия:

- метод репетиций по системе К.С.Станиславского,

- метод коллективного обсуждения,

- монтажная и генеральная репетиции.

Особенность работы педагога-организатора при подготовке и проведении праздника

- обеспечение взаимодействия различных общностей, принимавших участие в мероприятии,

- организации общения субъектов, принимавших участие в мероприятии,

- создание условий для выражения мыслей и чувств обучающихся относительно праздника,

- направление самостоятельной работы обучащихся и самореализации в различных видах искусства,

- развитие обучающихся в интеллектуальном, двигательном, музыкальном и художественно-эстетическом направлениях.

Педагогическая ценность мероприятия заключается в том, что многие обучающиеся проявили себя как талантливые исполнителями, внесли вклад в разработку мероприятия, что говорит о проявлении интереса к общественной жизни, об их и стремлении развиваться, нести ответственность за свои действия и поступки.

Опыт проведения мероприятия будет учитываться при подготовке аналогичных мероприятий, а также при проведении мероприятий различных направленностей с участием обучающихся МССУОР №1.

Используемые материалы

1) Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413
2) Федеральные государственные образовательные стандарты(ФГОС)

3) Бахтин Н. Н. Театр и его роль в воспитании / В кн.: В помощь семье и школе. — М, 1911

1. Класс, вид работы, тема проводимого внеклассного занятия.

Прослушивание музыкальных фрагментов из произведений П. И. Чайковского "Времена года"

​​​​​​​ 2. Педагогическое обоснование выбранной темы (почему данное мероприятие включено в план воспитательной работы, его соответствие возрастным особенностям воспитанников).

Данное мероприятие включено в план воспитательной работы с учащимися первых классов так, как способствует развитию художественно – образного мышления, воспитывает интерес к музыке, культуру слушания и исполнения, обучает умение грамотно разбирать музыкальное произведение, что особенно актуально для детей первого года обучения.

3. Цели и задачи проводимой работы.

Образовательные: Уметь грамотно разбирать музыкальное произведение, хорошо ориентироваться в средствах музыкальной выразительности, уметь слушать музыку.

Развивающие: Развивать художественно-образное мышление и творческое воображение.

Воспитательные: Воспитывать интерес к музыке, культуру слушания и исполнения, способность эмоционально откликаться на музыкальное произведение.

4. Организация подготовки обучающихся к данному занятию (степень участия обучающихся, наглядное оформление занятия, использование информационных ресурсов).

Оборудование: проектор, компьютер, распечатка с названием циклов.

5. Содержание и методика проведения занятия:

- содержания занятия соответствует поставленной цели;

- дети были активны на протяжении всего занятия, наблюдался устойчивый интерес к происходящему на занятии;

- приёмы и методы, использованные на занятии: Слушание музыки чередовалось с играми, отгадыванием загадок, рассказом педагога о произведениях, беседой, обсуждением нового знания, что поддерживало интерес детей на протяжении мероприятия. Приёмы и методы, используемые на занятии, соответствовали возрастным особенностям обучающихся;

- обсуждаемые на мероприятии вопросы входили в круг интересов детей, были связаны с познанием об окружающей социальной среде, расширяли познание детей об уже известных им явлений, предметах, традициях, обычаях.

6. Особенности личности воспитателя, проводящего занятие: преподаватель демонстрировал заинтересованность в передаваемой информации, увлечённость предметом. Мотивировал детей на активное участие в ходе мероприятия, поддерживал эмоциональный контакт с учениками.

Читайте также: