Как сделать тычки для рисования в детском саду своими руками

Обновлено: 03.07.2024

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так ка оно связанно с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка.

В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Кроме того занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой. Меня заинтересовал и привлек оригинальный и очень увлекательный способ рисования – метод тычка, разработанный авторами К.К. Утробиной и Г.Ф. Утробиным. Как раз такой метод даёт возможность детям изображать объекты живой и не живой природы, передавая характерные особенности в различном положении: статичном, в движении, а также их структуру. В данной методике предоставлен опыт обучения рисованию методом тычка.

ВложениеРазмер
master_-_klass_s_roditelyami_risovanie_tychkom.docx 22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для родителей

Перевертнева Н.И.- воспитатель

по ИЗО деятельности

Целевая аудитория: родители

Цель: создать условия по взаимодействию с родителями по художественоо-эстетичесскому воспитанию ДОО

Задачи: познакомить с нетрадиционным способом рисования - тычком.

Оборудование: образцы работ, выполненные методом тычка; технологические карты; гуашь; тонированная бумага; жесткая кисть, мягкая кисть; листы бумаги для пробной работы; Тряпочки, стаканчики с водой.

Этапы мастер - класса

Знакомство с темой

Цель: создать доброжелательную обстановку знакомства, расположение родителей друг к другу. Поднять эмоциональный настрой.

По окончании игры все возвращаются на места. Обмен впечатлениями.

- Вот и познакомились

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так ка оно связанно с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка.

В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Кроме того занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.


Мастер-класс предназначен педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов, воспитателям, обучающимся от 5 лет и выше.
Работы, выполненные по "методу тычка", могут стать коллективным делом при оформлении праздников, украшением интерьера и подарком для родных и близких друзей.

Материалы и инструменты, которые Вам пригодятся:
- ватман, формат А -4;
- ватные палочки, зубочистки;
- гуашь;
- палитра;
- баночка под воду;
- салфетки.



Итак, в добрый путь! Для МК решила нарисовать простенький сюжет.
Сделаем эскиз будущей композиции. Наметим на листе бумаги лёгким касанием карандаша стебельки.



Место бутона обозначим овалам. Вверху самый большой цветок, второй поменьше и ниже – самый маленький. Нарисуем три овала.








Если у детей получились жирные линии, предлагаю им пройтись полностью по рисунку ластиком, рисунок всё равно виден – работа от этого только выиграет.

На палитре разведём разные оттенки синего, малинового и зелёного цветов.
Как готовить разные оттенки, можно посмотреть по ссылке /blogs/al-na-dmitrievna-krutenkova/cvety-dlja-mamy.html.
Начинаем работу с заполнения фона: сверху вниз.



Не забываем играть оттенками голубого цвета (белила + синий цвет): наш фон идёт от светлого к тёмному. Молодцы, фон готов!





Затем заполняем лепестки внутри, ряд за рядом. Каждый последующий ряд на тон светлее. По центру лепестка проходит самый светлый тон малинового цвета.



Заполняем сердцевину цветка. Ярко-зелёным цветом выложим стебельки. Листья заполняем более светлым тоном (вместо белил возьмём жёлтую краску, тогда зелёный цвет будет звучать), при этом не забываем главное правило: вся работа выполняется сверху вниз.





Теперь внимательно посмотрите, что получилось (отодвиньте рисунок примерно на метр от глаз). Сердцевина цветка просматривается слабо. Возьмите и усильте плотность точек, не забывая при этом держать форму-овал. По нижней части овала-серединки пройдитесь более тёмным цветом. По верхней части овала - светлым и белым: получился объём. Зубочисткой сделаем небольшие акценты в композиции. Пройдёмся бордовой краской по контуру лепестков цветов, а тёмно-зелёной – по листьям.
Поздравляю! Ваш рисунок готов! Его можно поместить в рамочку и подарить маме, бабушке, или просто украсить комнату.

Еще одним не ориентированным на столь юный возраст приемом является техника раскрашивания рисунков красками с помощью мазков или методом заливки. При таком раскрашивании изображения предметов получаются однотонными, плоскими, а при использовании акварельных красок – еще и прозрачными, тогда как в действительности предметы имеют пеструю окраску и объем. Кроме того, часто обмакивая кисть в воду, ребенок вынужден промокать кисть, а потом ждать, когда высохнут краски на листе, что не позволяет закончить рисунок вовремя. Ребенок торопится – рисунок получается расплывчатым. Все это затрудняет адекватное исполнение и восприятие рисунка, особенно изображения зверей, птиц, крон деревьев.

Нарисуйте на альбомном листе простым карандашом горизонтальную линию. Наберите на кисточку гуашь любого цвета. Чтобы убрать лишнюю краску, выполните несколько произвольных тычков на любом листочке бумаги. Затем начинайте рисовать тычками прямо по линии, делая тычки рядом друг с другом. Необходимо, чтобы дети поняли, что рисовать надо по линии, нарисованной карандашом. Потом на этом же листе нарисуйте круг и, набрав гуашь на кисть, снова начните делать тычки по линии круга, а потом внутри него.

Методика рисования тычком для младших дошкольников состоит в следующем: педагог заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур какого-либо предмета. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур данного предмета (изображение животного, птицы), называя вслух его части (например, голова, уши, спина, хвост и др.). Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка (глаза, нос, усы, лапы и др.) дети рисуют концом тонкой кисти.

Дети старшего возраста должны самостоятельно рисовать контуры предметов простым карандашом или сразу кисточкой, используя геометрические фигуры в разных сочетаниях. Методика закрашивания такая же. В процессе закрашивания тычками нарисованные предметы приобретают форму и объем, приближенным к реальным, в чем можно убедиться, рассмотрев детские рисунки.

1

2

3

4

5

6

Если вы решите обучить рисовать способом тычка детей старшей или подготовительной группы, то для усвоения техники рисования предложите детям закрасить тычками несколько работ по контуру, нарисованному вами.

Процесс рисования сопровождается познавательными моментами, пробуждающими у детей интерес к теме рисования (загадки, стихи, сказки, рассказы, беседы), и паузами (физминутки, дидактические игры, коррегирующая гимнастика).

Не забывайте сопровождать каждое занятие упражнением-разминкой с кисточкой, проговаривая вместе с детьми следующие слова.

Кисточку возьмем вот так: (Рука опирается на локоть, кисточку

Это трудно? Нет, пустяк. держать тремя пальцами,

выше металлической части)

Вверх – вниз, вправо-влево

Гордо, словно королева,

Кисточка пошла тычком,

А потом по кругу ходит,

Как девицы в хороводе.

Вы устали? Отдохнем

И опять стучать начнем.

Мы рисуем: раз, раз … (Кисточку ставить вертикально.

Все получится у нас! Сделать несколько тычков без краски.)

Помните: гуашь в баночках должна быть густой, на кисточках при рисовании ее должно быть мало, после каждого промывания кисточку следует тщательно вытереть.

Чтобы вашим детям не было никогда знакомо чувство,"боязнь белого листа". Научите их рисовать штампиками. Это будет интересно детям любого возраста.

Малыши смогут получить рисунок ещё не умея владеть карандашами и кисточками. А дети постарше, могут получить удовольствие и от рисования, и от процесса создания штампиков. Сделать их можно используя разные материалы, кто то делает отпечатки срезом сельдерея, кто то вырезает из картошки. Я предлагаю сделать из пластилина.

Вам понадобятся: пластиковые крышки от бутылок разного диаметра, старый пластелин ( желательно чтоб он был жестким), гуашь, кисточка, губка для мытья посуды и лист бумаги.

Как сделать простой штампик цветка

Что бы сделать рисунок ромашки, скатайте из пластилина жгутики и выложите из них на крышке цветок.

Возьмите листок бумаги, переверните на него ваш будущий штампик и прижмите крышку ладонью к листу бумаги. Пластилиновый рисунок должен стать ровным, как на фото, это важно чтоб у вас потом получались хорошие отпечатки.

Сделайте пробный отпечаток. На губку нанесите гуашь, лучше это сделать кисточкой. Прижмите штампик к губке, чтоб он набрал краски и сделайте пробный отпечаток.

Если с первого раза след у вас получился не чёткий. Значит вы недостаточно сильно прижали и расплющили пластилиновые жгутики на рисунке. Прижмите ещё раз с краской, рисунок получится хорошим, когда пластилин примет одинаковую высоту по всему рисунку.

Как сделать штампики похожие на отпечатки лап

На маленьких крышечках хорошо делать штампики в виде отпечатков лап. Сделать их просто. Скатайте маленькие шарики и расположите их на крышке. Прижмите штамп к бумаге. Теперь когда у вас есть верхняя часть следа , добавьте чуть ниже шарик побольше и тоже прижмите штамп к бумаге, у вас получится след собачьей лапы. Старайтесь чтоб между частями оставалось место, так отпечаток будет выглядеть лучше. Для кошачьих следов, вместо большого шарика сделайте небольшой жгутик и немного согните его дугой прежде чем расплющить.

Для всестороннего творческого развития детей полезно изучать разные техники рисования. Для рисования штампами понадобятся краски, белая бумага и печать из картофеля, морковки или других подручных предметов. Нужно вырезать из выбранного материала подобие подушечки, пропитать ее гуашью и сделать аккуратный оттиск на листе. Красиво может получиться не сразу, для этого нужна определенная сноровка и понимание того, как должен выглядеть рисунок в конце.

Дети рисуют самодельными штампами

Почему нужно изучать разные техники рисования?

Рисование с участием нетрадиционных материалов помогает детям познавать окружающий мир. Они лучше понимают свойства предметов, обращают внимание на детали – и таким образом развиваются.

Творческие занятия с использованием разных техник рисования улучшают:

  • память;
  • образное мышление;
  • речь;
  • воображение;
  • концентрацию внимания.

Многие зарубежные психологи и педагоги отмечают, что дети, которые изучают нетрадиционные техники рисования, растут более самостоятельными. Они легко находят альтернативные пути для решения поставленных задач и не пасуют перед трудностями.

Штампы для рисования

Как рисовать штампами?

Рисование штампами – одна из наиболее любимых детьми техник. Они не испытывают боязни чистого листа, страха, что рисунок не получится. Если не торопиться, отпечаток выйдет аккуратным и ровным.

Как правильно рисовать?

  1. Выберите предмет, который будет использоваться в качестве печати (винную пробку, вилку, одноразовый стаканчик) или вырежьте штамп своими руками из овощей.
  2. Обмакните его в краску с одной стороны. Для удобства ее следует перелить в широкую неглубокую емкость, например в пластиковую тарелочку.
  3. Аккуратно приложите штамп к альбомному листу и слегка прижмите.
  4. Уберите штамп – отпечаток готов.

Можно сделать серию одинаковых следов, сплетая их в замысловатый абстрактный узор. Часто красивым отпечатком украшают поздравительные открытки. В детском саду рисованием штампами полезно закончить тематическое занятие, к примеру, про осенние дары, признаки осени, праздник Пасху.





Краску для рисунков штампами можно использовать любую: гуашь, акварель, масло. Но более четкими получаются отпечатки из самодельной смеси: нужно смешать 1 стакан муки с пищевым красителем, добавить 3 столовые ложки мелкой соли, 2 чайные ложки растительного масла и 100 мл воды.

Одуванчики, нарисованные отпечатками кисти

Из каких материалов можно изготовить штампы?

Сделать печать для рисования можно практически из любого предмета: от стаканчика до собственной ладони. Желательно, чтобы сторона, на которую будет наноситься краска, была не гладкой, а шершавой либо с узорами.

Для рисования детям наиболее часто предлагают следующие материалы:

Рисование штампами из донышка бутылки и пробок

Рисование отпечатками воздушного шарика

Рисование штампами и отпечатками цветка

Детское творчество - рисование штампами

Рисование отпечатками ног и пластикового стаканчика

Попробуйте вылить на тарелочку одновременно краску нескольких цветов. Разноцветные отпечатки – это так интересно!

Самодельные штампы из разрезанной картошки

Как сделать штампы из фруктов и овощей?

Вырезать штампы из овощей – один из самых быстрых и доступных способов получить материал для рисования. Картошке и морковке можно придать практически любую форму. Они податливые, легко режутся. И, кроме того, всегда есть под рукой.

Самый простой способ получить штампик – разрезать картофель пополам и на срезе выполнить узоры острым ножом. Таким образом можно сделать листик, сердечко, цветок, замысловатые узоры. Все, на что хватит мастерства и сноровки. А можно насадить очищенный овощ на карандаш и вырезать фигурные линии по кругу. Либо при наличии металлической формы выдавить печать. Отпечатки картофелем самые разнообразные по форме.

Удобнее всего для рисования штампами использовать заднюю часть пекинской капусты. Она оставляет следы, напоминающие цветок розы. Но можно задействовать и капустные листы, и обрезанную кочерыжку.

Штампы из овощей

Разрежьте луковицу поперек корешковой части и получите отпечатки в виде кругов. А если сделать разрез вдоль, получится след, напоминающий кору дерева.

Нарежьте овощ на кружки высотой 1 см и острым ножом придайте форму сердца, треугольника или головки цветка. Морковкой удобно рисовать, насадив печать на зубочистку или шпажку.

Рисование штампами из половинок яблока

Половинки яблок оставляют красивые и четкие следы. Дорисуйте в серединке черным цветом косточки и получите реалистичный, сочный рисунок.

Чтобы получить красивые отпечатки, напоминающие рисунки на этикетке лимонада, нужно разрезать лимон поперек. А можно поделить фрукт на четвертинки – тогда на рисунке отпечатаются лимонные дольки.




Рисовать луком, картошкой, морковкой – что может быть необычнее? Детям очень нравится данная техника из-за простоты реализации художественной задумки. Покажите им примеры работ, выполненных штампами, для вдохновения. Комбинируйте разные техники рисования, добавьте аппликации – и вы удивитесь, насколько красивые рисунки могут создавать дети дошкольного возраста!

Читайте также: