Проект дефектолога в детском саду для детей с овз по кинезиологии

Обновлено: 02.07.2024

Материал помогает:Развивать способность детей к волевым усилиям, произвольному контролю снятию мышечного напряжения, снижению психоэмоционального напряжения, активизации мыслительной и речевой деятельности с помощью кинезеологических упражнений.Развивать общую и мелкую моторику; координацию движения, моторную ловкость.Формировать активную компетентность детей через организацию активных практик ДОУ;.Создать партнёрско - творческие взаимоотношения с семьей и участниками проекта.

Оценить 89 0

Паспорт педагогического проекта

Движение, как таковое, может по своему действию

заменить любое средство, но все лечебные средства

мира не могут заменить действие движения.
Т. Тассо

Направление проектной деятельности

Развитие и использование методов кинезиологии в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Адресация проекта

Специалисты ДОУ, работающие с детьми старшего дошкольного возраста.

Руководитель проекта

Учитель-логопед, инструктор по физической культуре.

Участники проекта

Дети, специалисты ДОУ, родители, партнерские группы.

Возраст воспитанников

Особенности проекта

По характеру создаваемого продукта:

По количеству детей, вовлечённых в проект:

- групповой (дети старшей группы).

- краткосрочный (одна неделя)

Цель проекта

Развитие межполушарного взаимодействия, средствами кинезиологических упражнений у детей с ОВЗ.

Задачи проекта

1.Развивать способность детей к волевым усилиям, произвольному контролю снятию мышечного напряжения, снижению психоэмоционального напряжения, активизации мыслительной и речевой деятельности с помощью кинезеологических упражнений.

2.Развивать общую и мелкую моторику; координацию движения, моторную ловкость.

3.Формировать активную компетентность детей через организацию активных практик ДОУ;

4.Создать партнёрско - творческие взаимоотношения с семьей и участниками проекта.

Условия реализации проекта

Упражнения проводятся ежедневно в рамках непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах.

Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

От детей требуется точное выполнение движений и приемов.

Упражнения проводятся стоя, сидя и лёжа.

Ресурсы проекта

Здоровье сберегающая технология:

в спортивном зале МБДОУ, групповой комнате, кабинете логопеда – оборудованы и оснащены спортивными инвентарем, пособиями, предметами для организованной, групповой, индивидуальной, самостоятельной деятельности детей;

Составлена кейс картотека упражнений, игр, действий, аудио, фото, видеоматериалов по теме проекта ;

Создана вариативная трансформируемая среда (маркер игрового пространства, атрибуты, модули, предметы заменители, схемы) для кинезиологической работы с детьми;

Предполагаемые продукты проекта

Внедрение и использование кинезиологических упражнений в активной жизни дошкольника;

Проведена диагностика среди дошкольников, родителей с целью компетентности данной темы проекта;

Задействованы технологии: здоровьесберегающие, проектирования,кейс;

Трансформируемая развивающая, образовательная среда.

Ожидаемые результаты

Приобщение участников к разработанной стратегии позволит решить проблемные вопросы и достигнуть поставленную цель: дети успешно освоят кинезиологические упражнения, которые позволят эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были недоступны детям.

Партнерское взаимодействие с родителями, специалистами ДОУ, социумом;

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Автор программы понятие "Этикет" рассматривает в самом широком смысле, ставит очень актуальные задач. Подробнее.

Особенно ценно, что именно учитель, совместно с психологом, является автором программы адаптации реб. Подробнее.

Соглашусь с мыслью учителя о необыкновенной важности духовно-нравственного воспитания у детей в млад. Подробнее.

Замечательно, что воспитатель ставит задачу развивать коммуникативные навыки у учащихся младших клас. Подробнее.

Прекрасное раскрытие темы, очень полезные приемы и стратегии, которые используются на уроках. Думает. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

ПРОЕКТ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕЙРОГИМНАСТИКИ И КИНЕЗИОУПРАЖНЕНИЙ В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ Умная

В последние годы значительно увеличилось количество детей логопатов. Поэтому перед педагогами остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

В системе дошкольного образования наблюдаются значительные преобразования, вызванные изменением научной, материальной, методической базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование инновационных технологий. Это позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.

В последнее время особое внимание в логопедической практике уделяется такому направлению, как нейропсихология. Нейропсихологические методы обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).

Теоретическая основа метода нейропсихологического изучения была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками (Л. С. Цветковой, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной) [1], [5]. Теоретический анализ исследований различных ученых (У. В. Ульянкова, В. И. Лубовский, И. А. Коробейникова и др.) позволяет отметить специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста с ТНР (ОНР).

Нейрогимнастика — это название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Метод образовательной кинезиологии (гимнастика мозга, нейрогимнастики) применяется не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей, вплоть до одаренности. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.

Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Нейрогимнастика — это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте.

Нейрогимнастика и кинезиологические игры и упражнения синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. Кинезиологические игры и задания оказывают благотворное влияния на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, процессов восприятия, пространственных представлений и процессов саморегуляции. Во время регулярных занятий происходит стабилизация эмоционального фона, раскрытие внутреннего потенциала ребёнка, повышение уровня самооценки.

Разработка и внедрение проекта продиктованы обозначенной проблемой, которая своевременна и актуальна и для детей с тяжелыми нарушениями речи.


В последнее время увеличилось количество детей с различными нарушениями, физического и психического плана. У детей с ОВЗ отмечается общее моторное отставание, что приводит к торможению мыслительных процессов, снижению концентрации внимания, выносливости, координационных способностей, проблемы с речевым развитием. В результате, у них проявляется низкая работоспособность, повышенная утомляемость, низкий уровень произвольности психических процессов. Педагоги находятся в постоянном поиске новых эффективных форм оздоровления и развития таких детей.

Информацию о мире вокруг них дети получают посредством восприятия. Мысли, тело и эмоции составляют некий тандем, где важен баланс между элементами. Только в том случае будет усваиваться информация в полном объеме, ребенок будет развиваться интеллектуально и физически. У детей с ограниченными возможностями здоровья это равновесие нарушено, и одним из продуктивных методов формирования новых связей выступают кинезиологические упражнения.

Кинезиология — это наука, которой уже более двухсот лет. Она изучает развитие межполушарных связей с помощью движений. Чем гармоничнее эти связи, тем лучше развивается ребенок в интеллектуальном и физическом плане.

Кинезиологические упражнения — э то определенный комплекс движений, который усиливает межполушарные связи. Данные упражнения важны практически для людей всех возрастов, но особенно для детей, имеющих отставания в речевом или общем развитии, гиперактивных детей, детей с расстройствами психики и т. д.

Дети, которые систематически выполняют такого рода движения, лучше концентрируются, становятся более сообразительными, энергичными, у них улучшаются речевые и двигательные навыки, они начинают контролировать негативное поведение, раздражительность, возбудимость и низкую произвольность.

Существуют различные виды таких упражнений:

— Массаж ушных раковин

Каждый вид выполняет свою роль и по-особому воздействует на организм.

Растяжки способствуют нормализации гипотонуса и гипертонуса.

Дыхательные упражнения отвечают за развитие произвольности и самоконтроля, а также способствуют улучшению ритмики организма.

Телесные упражнения направлены на снятие мышечных зажимов, неконтролируемых навязчивых движений и способствуют развитию прочных межполушарных связей.

Глазодвигательные упражнения служат для развития координации движения глаз и языка, создают условия для расширения восприятия и улучшения поля зрения за счет формирования межполушарных связей.

Упражнения на развитие мелкой моторики отвечают за формирование тонкой мускулатуры рук и способствуют созреванию речевых центров.

Массаж ушных раковин или аурикулярный массаж регулирует мыслительную деятельность, он служит для развития внимания, повышения работоспособности.

Упражнения для релаксации направлены на снятие напряжения и служат для расслабления.

В дошкольных образовательных учреждениях кинезиологические упражнения используются в различных видах деятельности. Так на занятиях по развитию речи активно применяются разнообразные пальчиковые игры, направленные на повышение моторики мелких мышц и ловкости пальцев.

Во время изобразительной деятельности детям предлагается рисовать другой рукой или обеими в зеркальном отображении, рисовать с закрытыми глазами, обводить контур в одном, а затем в другом направлении каждой рукой по очереди.

На занятиях познавательного цикла детям предлагаются папки с зеркальным отображением предметов. Им предлагается по очереди обвести каждую деталь одной рукой, затем другой и потом двумя. Желательно, если эти движения будут иметь стихотворное или музыкальное сопровождение.

На занятиях физической культурой дети выполняют упражнения, которые направлены на координацию между конечностями, головой и глазами. Это чаще всего ассиметричные движения; движения, которые выполняются с закрытыми глазами; а также движения, выполняемые по очереди ногой или рукой, а затем одновременно и ногой, и рукой.

Данная гимнастика решает целый ряд задач:

— улучшает мелкую и крупную моторику;

— стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности;

— увеличивает продуктивную работоспособность;

— благоприятно сказывается на процессе письма и чтения;

Начинать выполнять гимнастику для мозга необходимо в 4–5 лет, то есть в среднем дошкольном возрасте. В старшем возрасте упражнения усложняются и становятся незаменимой частью подготовки к школе.

Для детей с ОВЗ необходимо предусмотреть выполнение комплекса упражнений несколько раз в неделю в спокойной обстановке. Желательно, чтобы данные занятия были индивидуальными, так как важна точность выполнения. Заниматься можно и в домашних условиях с родителями. Тренировки строятся от простых упражнений к сложным. Во время выполнения упражнений должна звучать музыка, и царить доброжелательная атмосфера.

Выполнять кинезиологические упражнения желательно каждый день, но без принуждения. Выполнять ее можно на улице, дома, в детском саду и т. д.

Постепенно задания усложняются. Это будет зависеть от индивидуальных особенностей ребенка. Обязательно нужно следить за качеством выполнения упражнений. Лучше сделать меньше, но качественно. Для сохранения интереса детей упражнения можно комбинировать и менять местами. Достаточно включить в одну тренировку 5–6 качественно выполненных задания. Каждое задание необходимо повторить 6–8 раз.

Для усложнения заданий применяются различные приемы:

— подключение визуализации (мысленного представления какой-то картинки);

— подключение к двигательным упражнениям дыхательных;

— исключение зрительно-речевого контроля (выполнение упражнений со слегка прикушенным языком, с закрытыми глазами);

— подключение к движениям рук движений языка или глаз.

Итак, значение упражнений на развитие межполушарного взаимодействия для детей с ОВЗ трудно переоценить. Такие тренировки позволяют улучшить эмоциональное состояние ребенка, сделать его более стрессоустойчивым и общительным, научат проявлять свои творческие способности в процессе игры, а потом и в учебной деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, ребенок, глаз, движение, мелкая моторика, мыслительная деятельность, развитие, рука, связь.

Главная Развивающие занятия с детьми

Кинезиологические сказки в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
Развивающие занятия
Автор: Султанова Лилия Вадимовна, Хомякова Алёна Викторовна
17.12.2020 21:33

Кинезиологические сказки в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

Кинезиологические сказки в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

В настоящее время растет число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Большинство современных детей, а особенно с ОВЗ отличает общее моторное отставание. Отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационных способностей, выносливости, приводит к проблемам в речевом развитии, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, низкому уровню произвольности психических процессов. Все эти трудности возможно преодолеть только при условии правильного выбора методов педагогической коррекции. Одним из таких методов является кинезиология.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

Повысить и поддержать интерес к кинезиологическим упражнениям помогает сказка. Образовательная деятельность с детьми в процессе работы с кинезиологической сказкой построена: на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку, на современных научных концепциях о ценности дошкольного периода, на позициях учёта индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников, и направлена на всестороннее развитие личности, формирование духовных и общечеловеческих ценностей.

Данная работа построена с учётом интеграции образовательных областей, видов детской деятельности, адекватных формах работы в соответствии с особенностями контингента детей. Новизна нашей методической разработки — создание своей структуры работы со сказкой.

Цель работы:

Развитие мозжечковой стимуляции методом кинезиологии, через использование кинезиологических сказок с детьми с ОВЗ.

Задачи:

  • способствовать комплексному развитию дошкольников в процессе работы со сказкой: заботиться о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка
  • создать в группе атмосферу гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, способствуя формированию интегративных качеств личности у воспитанников
  • создать благоприятные условия для успешной деятельности (предметно-развивающую среду)
  • максимально использовать разнообразные виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной, чтения), их интеграцию в целях повышения эффективности образовательной и коррекционной деятельности
  • способствовать творческой организации (креативности) образовательного процесса, вариативного использования образовательного материала, в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка
  • уважительно относиться к результатам детской деятельности
  • использовать единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи. Установить партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

Проведя анализ имеющейся методической литературы и передового опыта коллег, мы увидели, что кинезиологических сказок разработано мало и встала необходимость в разработке серии сказок согласно годовому тематическому плану детского сада (дошкольной организации).

Сначала мы подобрали упражнения, на основе которых и создавались наши сказки, а затем подбирали и придумывали тексты самих сказок.

Результатом такой работы стало создание картотеки кинезиологических сказок по лексическим темам.

Работа по развитию межполушарного взаимодействия и мозжечковой стимуляции ведется последовательно, системно во взаимодействии всех педагогов групп с ОВЗ и родителей воспитанников.

Коррекционная и развивающая составляющая данной работы от движения – к мышлению и речи, а не наоборот, что повышает ее эффективность.

Этапы работы с детьми:

На первом этапе (коллектив педагогов) ведется подбор упражнений, согласно уровню развития детей группы, затем их разучивание в сопровождении стихотворных текстов, подобранных к ним для задания ритма и темпа, сначала в медленном темпе с последующим ускорением при усвоении упражнения.

Упражнения проводятся ежедневно в рамках непосредственной образовательной деятельности, режимных моментах и в доброжелательной обстановке.

От детей требуется точное выполнение движений и приемов.

Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз,

сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение двумя. Все указания даются чётко, спокойно.

Педагог следит за правильностью выполнения заданий.

Упражнения педагог выполняет вместе с детьми. Постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей).

Форма организации: совместная деятельность (группой, подгруппой, индивидуально)

На втором этапе (педагоги – дети) — введение разученных упражнений в сюжет сказок.

Последовательность работы со сказкой:

  • приветствие
  • показ и рассказ сказки педагогом
  • включение ранее изученных упражнений в сказку
  • групповое и индивидуальное рассказывание
  • ритуал выхода из сказки.

Форма организации: совместная деятельность (группой, подгруппой, индивидуально)

На третьем этапе (дети) – использование кинезеологических сказок в свободной самостоятельной игровой деятельности детей.

Форма организации: индивидуальная и подгрупповая самостоятельная деятельность детей.

В результате использования кинезиологических сказок улучшается физическая форма детей, повышается пластичность головного мозга, преодолевается его функциональная незрелость, что позволяет добиться значительных успехов в коррекции познавательной и речевой деятельности дошкольника, сформировать устойчивый познавательный интерес, повысить работоспособность, продуктивность деятельности, расширить, систематизировать объём знаний и представлений о предметах окружающего мира. Обогащается словарный запас, дети начинают употреблять в речи образные выражения, обороты из сказок, становятся активными в общении со взрослыми и сверстниками, учатся слушать собеседника, вступать в диалог. Сказка для ребёнка становится верным другом, помощником.

Читайте также: