Какие частные темы обозначены в пьесе гроза кратко
Обновлено: 05.07.2024
а) рассказа ми Кулигина, репликами Кудряша и Бориса, поступками Дикого и Кабанихи Островский даёт подробную характеристику материально-правового положе ния как привилегированных общественных слоев, так и трудящихся той эпо хи;
б) излагая взгляды и мечты Кулигина, автор знакомит нас с воззрениями, тогда господствовавшими в жизни людей, с уровнем культурных запросов и состоянием общественных нравов. От начала до конца проходит тема борьбы между реакционными и демократическими силами. Эта борьба выражена в образах Дикого, Кабанихи и Феклуши, с одной стороны, и Кулигина и Катерины - с другой;
г) отвечая на актуальные вопросы своего време ни, Островский нарисовал в пьесе широкий жизненный фон. Герои говорят о важных для своей поры общественных явлениях: о возникновении первых железных дорог, о холерных эпидемиях, о развитии торгово-промышленной деятельности в Москве и т.д.;
д) наряду с социально-экономическими и быто выми условиями, автор мастерски нарисовал и окружающую природу, разное отношение к ней действующих лиц.
Композиция пьесы
а) Экспозиция - картин Волжского простора и духоты калиновских нравов
(Д. I , явл. 1-4).
в) Далее идёт развитие конфликта между героями, в природе дважды собира ется гроза (Д. I , явл. 9). Катерина признаётся Варваре, что полюбила Бориса и пророчество старой барыни, отдалённый удар грома; конец Д. IV . Грозовая туча ползёт, как живая, полубезумная старуха грозит Катерине смертью в омуте и аде, и Катерина признаётся в грехе (первая кульминация), падает без чувств. Но гроза так и не обрушилась на город, только предгрозовое напряже ние.
Сам Островский назвал пьесу драмой, этим подчёркивая широкую распространенность конфликта пьесы, повседневность изображённых в ней событий.
Название драмы Островского “Гроза” играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза — непосредственный участник действия пьесы, с другой стороны — символ идеи этого произведения. Кроме того, образ грозы имеет столько значений, что освещает почти все грани трагической коллизии в пьесе.
Гроза играет важную роль в композиции драмы. В первом действии — завязка произведения: Катерина говорит Варваре о своих мечтах и намекает на свою тайную любовь. Почти сразу после этого надвигается гроза: “. вон никак гроза заходит. ”
В начале четвертого действия тоже собирается греза, предвещая трагедию: “Уж ты помяни мои слова, что эта гроза даром не пройдет. ”
А разражается гроза только в сцене признания Катерины — в кульминации пьесы, когда героиня говорит о своем грехе мужу и свекрови, не стыдясь присутствия других горожан.
Гроза непосредственно участвует в действии как реальное явление природы. Она влияет на поведение персонажей: ведь именно во время грозы Катерина признается в своем грехе. Даже говорят о грозе, как о живой (“Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась? ”, “А так на нас и ползет, так и ползет, как живая! ”).
Но гроза в пьесе имеет и переносное значение. Например, Тихон называет грозой ругань, брань и выходки своей матери: “Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне? ”
Примечателен и такой факт: Кулигин — сторонник мирного искоренения пороков (он хочет высмеять дурные нравы в книге: “Я было хотел все это стихами изобразить. ”). И именно он предлагает Дикому сделать громоотвод (“дощечку медную”), который служит здесь аллегорией, ведь мягкое и мирное противостояние порокам путем их обличения в книгах — это своеобразный громоотвод.
Кроме того, воспринимается гроза всеми персонажами по-разному. Так, Дикой говорит: “Гроза-то нам в наказание посылается”. Дикой заявляет о том, что люди должны бояться грозы, а ведь его власть и самодурство основаны именно на страхе людей перед ним. Свидетельство тому — судьба Бориса. Он боится не получить наследство и поэтому покоряется Дикому. Значит, Дикому выгоден этот страх. Он хочет, чтобы все боялись грозы, как и его самого.
А вот Кулигин относится к грозе иначе: “Каждая теперь травинка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! ” Он видит в грозе живительную силу. Интересно, что не только отношение к грозе, но и принципы Дикого и Кулигина разные. Кулигин осуждает образ жизни Дикого, Кабановой и их нравы: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие. ”
Проблема отцов и детей
Здесь речь идёт не о непонимании, а о тотальном контроле, о патриархальных порядках. В пьесе показана жизнь семьи Кабановых. В то время мнение старшего мужчины в семье было неоспоримым, а жёны и дочери были практически лишены прав. Во главе семьи стоит Марфа Игнатьевна, вдова. Она взяла на себя мужские функции. Это властная и расчётливая женщина. Кабаниха считает, что заботится о своих детях, приказывая им поступать так, как хочет она. Такое поведение привело к вполне логичным последствиям. Её сын, Тихон, слабый и бесхарактерный человек. Мать, кажется, таким и хотела его видеть, ведь в таком случае человеком легче управлять. Тихон боится сказать что-либо, выразить своё мнение; в одной из сцен он признаётся, что своей точки зрения у него и вовсе нет. Тихон не может защитить от истерик и жестокости матери ни себя, ни свою жену. Дочь Кабанихи, Варвара, наоборот, сумела приспособиться к такому образу жизни. Она легко врёт матери, девушка даже сменила замок на калитке в саду, чтобы беспрепятственно ходить на свидания с Кудряшом. Тихон не способен ни на какой бунт, Варвара же в финале пьесы сбегает из родительского дома с возлюбленным.
Проблема самореализации
Проблема власти
Проблема любви
Конфликт старого и нового
Краткий и полный анализ пьесы поможет раскрыть замысел автора с точки зрения средств выразительности.
Год написания — 1859, год публикации — 1860.
История создания — В основе пьесы – события личной жизни Островского. Прототипом главной героини стала его возлюбленная, замужняя женщина, актриса Любовь Косицкая. Она первой исполнила роль Катерины.
Жанр — народная драма, социальная драма, бытовая трагедия.
Направление — реализм.
Основная идея — Общество, в котором человек существует лишь как набор функций, а не как личность, не может быть счастливым и процветающим.
Тема — Критика русского патриархального общества, в котором все строится на унижении, страхе и страданиях.
Проблема — Общество готово уничтожить человека, который посмел выбрать для себя право не следовать общим правилам и жить счастливой жизнью.
Композиция — Завязка – описание обычаев и нравов города, тяжелая жизнь Катерины у Кабановых, развитие – любовная линия Кати и Бориса, кульминация – публичное признание Катерины в измене, развязка – самоубийство героини.
п.1. Тематика и проблематика
1. Тема: Конфликт между старым и новым мышлением.
Проблема: Старшее поколение вместо того, чтоб стать опорой и поддержкой для молодых, старается подавить в них жизнеспособность, самостоятельность и силу.
2. Тема: Власть, находящаяся в руках невежественных темных людей.
Проблема: Власть в городе принадлежит купцам, для которых звон денег приятнее всего. Талантливые образованные люди, светлые духовные натуры не имеют подобного влияния.
3. Тема: Самореализация и польза для общества.
Проблема: Молодое поколение не имеет возможности сделать что-то полезное для общества, так как большая часть населения пребывает в невежестве, отрицает научное знание и все новое.
(образы Кулигина, Бориса, Катерины)
4. Тема: Нравственный выбор между личным счастьем и ролью в обществе.
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
Гроза символизирует в пьесе не смертоносную стихию, посланную богом в наказание за человеческие грехи, это символ потрясения, обновления и очищения. Она символично перекликается с бурей в душе Катерины. Девушка решительно протестует против той жизни, которая ей уготована, она хочет любить, выбирать, что ей делать и как жить.
Это отражает переворот в сознании молодых людей, которые начинают замечать, что по старым законам жить невозможно.
Старшему поколению следовало бы задуматься о том, что не так с обществом, если молодые готовы пойти на смерть, только бы не жить по отцовским правилам.
п.3. Основные герои (их место в образной системе)
п.4. Литературные приёмы
Поскольку пьеса не располагает большим количеством художественных средств (нет описаний, портретов, пейзажей), автор раскрывает события и героев через речь.
п.5. Конфликт произведения
Внутренний конфликт наблюдается в сознании Катерины: желание любить того, кто ей по душе, борется с семейным долгом и ролью верной жены.
Внешний конфликт – социальный: прогрессивные здоровые убеждения молодежи сталкиваются с дикими устаревшими нравами и домостроевскими традициями. Катерина, Борис, Кулигин – носители нового типа мышления. В нем утверждаются такие ценности, как свобода личности, семья как опора и место развития, равноправные здоровые отношения в обществе.
Читайте также:
- Что такое систематические категории кратко
- Как должны жить люди в браке в иудаизме 5 класс кратко и понятно самое важное
- Публичные образования как субъекты предпринимательской деятельности кратко
- К кому ближе старуха изергиль к ларре или данко кратко
- Проект профессии наших родителей в детском саду средняя группа