Почему тося из девчат учится в вечерней школе
Обновлено: 06.07.2024
Тося — наивная девчонка или искусный манипулятор?
Привычную жизнь небольшого поселка лесорубов нарушает появление шустрой и эксцентричной поварихи — Тоси Кислицыной. Девушку заселяют в общежитие, где ее соседками становятся абсолютно разные по характеру Катя, Вера, Надя и Анфиса. В ожидании новых знакомых Тося зря времени не теряет. Нет, она не распаковывает свои вещи и не обустраивает доставшийся ей уголок. Даже не удосужившись снять пальто, героиня Румянцевой начинает жадно трогать чужие вещи: взобравшись на кровать Анфисы, нюхает ее духи, вытаскивает кружевную ткань из шкатулки Кати, берет продукты с тумбочки Нади. Нетронутыми остаются лишь вещи Веры: на заваленные учебниками полки Тося смотрит с тоской и унынием.
Девушку вовсе не смущает то, что после себя она оставляет беспорядок. Мнет чужую постель, достает аккуратно сложенную кружевную ленту, но не утруждает себя тем, чтобы бережно сложить ее обратно. Тосе и на ум не приходит, что кто-то из соседок будет не рад тому, что их вещи разворошили.
Разыгрывая эту сценку, Тося втягивает соседок в так называемый треугольник Карпмана, в котором Анфиса выступает агрессором, Тося — жертвой, а мама Вера — спасателем. В дальнейшем героиня Румянцевой еще не раз будет примерять на себя эту роль, позволяющую ей ловко манипулировать другими, но при этом выглядеть бедной, обиженной и несчастной.
Она в фильме говорит, что в училище у нее были одни пятерки по борщам. Если она закончила училище, и по распределению приехала на работу, почему она учится в школе (например, сидит за учебниками, когда к ней приходит Илья Ковригин, чтобы подарить часы, рассказывает Анфисе про то, что ей в школе рассказали про матриархат) ? Разве раньше учащиеся училищ не получали среднее образование, как сейчас?
Тося после детдома, в те времена в детдоме заканчивали 7 классов и детей направляли в ПТУ или ФЗУ (фабрично-заводские училища) , Эти заведения не давали школьного образования, т. к обучение в них длилось 9 месяцев. Из них выходили подготовленные рабочие разных специальностей, всем им предоставлялась возможность от производства доучиться в вечерней школе и получить полноценный аттестат.
Среднее образование в ПТУ стали получать где-то с семидесятых годов. До этого с неполным средним можно было получить рабочую профессию, а среднее- в вечерней школе (ШРМ) без отрыва от производства.
Сейчас нет такого понятия как ПТУ, раньше там учили самым азам рабочих профессий без получения полного среднего образования. Это можно сравнить с современными 3-6- 9-ти месячными профессиональными курсами.
То, что сейчас именуется училищами, раньше называлось техникумами. И тут всё как сейчас. Ничего не изменилось.
Просто ПТУ был дополнительным самым низким уровнем в получении рабочей профессии для тех, кто не хотел учиться в школе, стоял на учёте в детской комнате милиции, для детдомовцев, ребят из деревень.. . Но содержались петеушники хорошо - общежития, спортплощадки, кружки по интересам, одежда зимняя и летняя, питание - за счёт государства.
Вот Тося и учит уроки, чтобы получить полное среднее образование, там, смотришь, институт, директор столовой.. .
.
ССУЗы - среднеспециальные учебные заведения подразделяются на СПО - среднее профессиональное образование ( техникумы) и НПО - начальное профессиональное образование ( средние профессиональные училища и. т. п.) .
В ПТУ принимали да же тех, кто не смог закончить школу, что бы дать хоть какую то рабочую специальность.
Тогда ПТУ не было, а были ремесленные училища, где давали знания по специальности, а не общеобразовательное среднее, мне самому пришлось пройти через это, учась в училище и одновременно в вечерней школе рабочей молодежи.
ПТУ появились лишь в 70-м. Скорее Тоня закончила ФЗО на повара. но там не было общеобразовательных дисциплин, и все ходили в вечерку
Возможно, это даже единственный советский фильм, в котором полностью отсутствуют отрицательные герои. Ну как можно бригадира Илью Ковригина, роль которого исполнил Николай Рыбников, назвать плохим? Он передовик, его портрет висит на доске почета в местном клубе.
У некоторых внимательных зрителей, которые не знакомы с произведением Бориса Бедного, может возникнуть некоторое недопонимание касательно образования Тоси. Когда Кислицына приезжает и рассказывает о себе, она с гордостью говорит, что закончила кулинарное училище с отличием. То есть у нее уже есть среднее техническое образование. Но по ходу фильма она записывается в вечернюю школу, чтобы получить среднее образование. Мы часто видим Тосю с учебниками старших классов. Разве это не парадокс? Зачем человеку еще раз получать уже полученное среднее образование?
А режиссёру даже на основе утвержденного сценария удалось вывести мелодраматичные отношения главных героев на первый план. И вроде бы плановые показатели, усердная работа и коллективный труд показаны в кадре, но они являются второстепенными. Именно поэтому не дали снять продолжение фильма, а ведь у Юрия Чулюкина была идея снять еще несколько фильмов, в каждом из которых была бы рассказана судьба всех соседок Тоси Кислицыной. Жаль, что бюрократия встала на пути продолжения кинохита.
Многие помнят эпизод, когда бригада Ильи не пришла в столовую на обед, и Тося через заснеженный лес по глубоким сугробам пробирается к голодным ребятам, чтобы их накормить. На улице -37 градусов, актеры сидят на холодных пеньках, а изо рта идет пар. Эту сцену снимали очень долго в несколько дублей. Еда быстро стыла. Илья при съемке очередного дубля берет ложку супа, и ложка намертво примерзает к языку главного героя. Николай Рыбников дергает ложку, и часть языка остается на ней… Вот в таких условиях снимали фильм.
Но Наталья Кустинская была не единственной, кто хотел бы сыграть в фильме за счет именитого супруга. Николай Рыбников, как звезда СССР, настаивал, что красавицу Анфису должна обаятельно сыграть его жена – Алла Ларионова. И вновь художественный совет отверг родственницу и утвердил Светлану Дружинину, которая замечательно справилась с ролью роковой красавицы-телефонистки. Однако ее назначение на эту роль плохо отразилось на ее взаимоотношении с Николаем Рыбниковым, с которым у нее было несколько сложных сцен в фильме.
С главной мужской ролью тоже было не все гладко. Все кандидатуры режиссера были отвергнуты, и был рекомендован любимец советских женщин – Николай Рыбников. Чулюкин сначала был против, но 30-летний Николай, чтобы выглядеть 20-летним бригадиром, сбросил перед съемками двадцать килограммов веса. После этого актер был утверждён режиссером.
Режиссер хотел в роли Тоси снимать свою жену
Режиссер Чулюкин обещал роль Тоси своей жене, актрисе Наталье Кустинской. Но худсовету признанная красавица показалась неподходящей кандидатурой — мол, задорная повариха из нее не очень. О том, что ее не взяли, Кустинская узнала случайно, когда съемки шли полным ходом: муж не решился сказать ей правду.
А уже знаменитого Рыбникова режиссеру навязали — он планировал снимать Владимира Трещалова. Чтобы задобрить Чулюкина, Рыбников даже похудел на 20 кг. И в итоге сложился отличный актерский дуэт.
Румянцева и Рыбников друг друга на дух не переносили
Падал ялтинский снег
Морозы на съемках трещали под -40 и даже ниже. Во время сцены, где лесорубы обедают прямо в лесу, Рыбников облизнул ложку — а она успела остыть и примерзла к языку и небу. Пришлось ее отогревать и дернуть. Остаток сцены актер доигрывал, сплевывая кровь между дублями.
Инна Макарова не простила режиссера
По изначальному сюжету Надя Ерохина вдруг понимает, что совсем не любит немолодого Ксан Ксаныча, и порывает с ним. Сцена получилась мощной, и Инна Макарова ею гордилась. Но из финального монтажа под давлением худсовета Чулюкин ее вырезал — чтобы все в фильме было оптимистично. Макарова настолько обиделась, что не пришла на премьеру.
Дружинину хотели убрать из-за красоты
Анфиса (Светлана Дружинина) в картине снова поверила в любовь. Фото: кадр из фильма
Анфиса, которую сыграла молодая Светлана Дружинина, разочарована в любви. Сердце ее когда-то было ранено, отчего она готова встречаться все равно с кем, чтобы заглушить тоску. Но поняв, что Илья и Тося искренне влюблены, начинает верить, что и она может вновь полюбить.
Дружинина справлялась блестяще, но режиссеру все равно было велено ее заменить: слишком красива, это отвлекает! Чулюкин размышлял, как отстоять актрису, и получил совет: убрать почти все крупные планы Анфисы. Так он и поступил, заретушировав таким образом необычайную красоту Дружининой.
Зачем Тосе во второй раз в школу?
Новая жизнь в цвете
Любимые цитаты
Смотрите также
Еще больше интересных роликов — на нашем YouTube-канале.
Читайте также: