Проект медиация в доу
Обновлено: 06.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Редей Г.В., педагог-психолог.
Мастер-класс для работников ДОО
(уполномоченные по правам ребёнка).
Тема. Восстановительная медиация как форма работы с родителями воспитанников ДОО (мастер-класс для работников ДОО).
В семье часто возникают проблемы, решить которые самостоятельно, без помощи специалиста, практически невозможно. Родители обращаются за помощью к специалистам дошкольных образовательных организаций по различным причинам: из-за типичных детских проблем общения, сложностей в детско-родительских отношениях, эмоциональных затруднений у детей. В действительности в психологической помощи нуждаются не только дети, но и их родители. Кроме того, все семейные ссоры, конфликты и неурядицы отражаются на восприятии малышом окружающего мира. Многие семьи хотят научиться лучше воспитывать своих детей, им нужны средства и методики. К сожалению, у нас в стране не развит институт образования родителей, поэтому научить родителей быть грамотными в воспитании их детей должны мы – педагоги.
Одной из форм активного взаимодействия с родителями может стать восстановительная медиация.
Мозговой штурм: Что такое медиация, кто такой медиатор?
Педагоги пишут 1-2 предложения на цветных липких листочках, которые ведущий наклеивает на доску.
Два человека не могли поделить один апельсин. Каждый утверждал, что это его апельсин и не хотел уступать другому. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы этим людям не пришла в голову простая, но совершенно гениальная мысль выслушать другого. И тогда выяснилось, что одному нужен апельсин для того, чтобы выжать из него сок, а второму, чтобы из семечек вырастить новое дерево. Оказывается, можно решить любую проблему.
Сегодня о медиации много говорят, учатся и работают, используя медиативные технологии в школах. Можно ли использовать медиативные технологии в дошкольных учреждениях? Дошкольная жизнь - это сложный процесс, включающий в себя не только учебные ситуации, но и различные пласты взаимодействия большого количества людей (в процессе обучения, воспитания, управления коллективом, выстраивания статусов, создания норм поведения и др.). В ходе такого взаимодействия могут возникнуть конфликтные ситуации. Наша жизнь невозможна без конфликтов, поскольку это естественный процесс, определяемый противоречиями, возникающими во взаимоотношениях людей. В случае конструктивного разрешения, конфликт может стать элементом прогрессивного развития определенной системы.
Восстановительная медиация, о которой мы сегодня говорим, уверенно и прочно входит в нашу жизнь. Медиативные программы предполагают взаимодействие, направленное на общий результат, достигнутый в данном процессе:
1) программа восстановительной медиации – процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться для приемлемых для них вариантах решения проблем.
Медиатор должен удерживать ценности восстановительной медиации: способность прощать, сочувствие, участие, внимание к другому, доверие;
2) семейная конференция проводится, когда в проблемную ситуацию включена семья ребенка (совершенное ребенком правонарушение, кражи внутри семьи, угроза лишения родительских прав). Суть семейной конференции – передача семье ответственности за разработку плана по её выходу из проблемной ситуации. Приглашается широкий состав семьи: бабушки, дедушки, дяди, тёти, сестры и др. Важно, что план семья составляет самостоятельно, специалисты (психологи, представители полиции, КДН и ЗП) в этом не участвуют. Они могут высказать своё видение ситуации и предложить профессиональные услуги, одобряют план, составленный семьёй, если он не противоречит закону;
3) восстановительная конференция – помогает при урегулировании затяжных конфликтов между детьми и классами (группами в ДОО) между родителями и педагогами (воспитателями). Важную роль могут сыграть в ситуации отвержения ребенка классом (группой в ДОО) или систематического насилия над ним группы (буллинга, травли).
4) круг сообщества - направлен на разрешение конфликтов, в которые втянуты от четырех и более человек. Важная особенность – привлечение всех заинтересованных людей, что обеспечивает их активное участие в принятии решения и разделении ответственности за его выполнение.
На мой взгляд, выбранная тема является довольно актуальной и значимой, так как в дошкольной среде возникает, порой, немало сложных конфликтных ситуаций, которые приобретают в дальнейшем затяжной характер.
Медиация - это переговоры с целью урегулирования конфликтных, спорных, сложных ситуаций в интересах каждого с участием нейтрального третьего лица (медиатора). А медиатор - нейтральная, беспристрастная, независимая третья сторона, способствующая конфликтующим в поиске взаимоудовлетворяющего решения и достижению договоренности о будущих отношениях.
Процедура школьной медиации раскрыта достаточно хорошо многими авторами, педагогами, она активно в данный момент реализуется. Эта форма разрешения конфликтов меня очень заинтересовала, и я хотела бы её внедрить в дошкольное образовательное учреждение.
Основываясь на своём опыте работы, могу отметить, что к основной линейке наиболее острых и частых конфликтов в ДОУ относятся конфликты, происходящие между родителями и воспитателями, а также в самом педагогическом коллективе. Ни одна из конфликтующих сторон, в основном, не хочет уступать другой, при каждой встрече происходят столкновения, спокойно поговорить не удается, и изо дня в день они находятся в постоянном напряжении, которое накапливается и приводит к негативным последствиям. Я считаю, что служба медиации в ДОУ поможет эффективно разрешать подобные конфликтные ситуации, в результате чего обе стороны смогут услышать друг друга во время открытого совместного диалога и определить пути выхода из конфликта.
В состав службы медиации ДОУ, в отличие от школы, смогут входить педагоги дошкольного учреждения, прошедшие обучение проведению примирительных программ (в модели восстановительной медиации) и родители (законные представители) воспитанников. Также очень важно чаще проводить совещания между администрацией и службой медиации ДОУ, чтобы улучшать работу службы и ее взаимодействие с педагогами для предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих.
В дошкольном образовательном учреждении медиативный подход поможет создать безопасную среду, которая будет способствовать предупреждению конфликтных ситуаций и благоприятному их разрешению.
В системе управления дошкольным образовательным учреждением возможно использовать медиативные технологии таким образом : при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми; в процессе взаимодействия с родителями; в процессе управления дошкольным учреждением; в процессе организации методической работы с педагогическими кадрами.
При организации воспитательно-образовательного процесса с детьми медиативный подход можно применять при обучении детей и родителей конструктивному поведению в состоянии конфликта, создавая условия для снижения уровня агрессии, формируя жизненную позицию сотрудничества у детей и взрослых. Медиативный подход обеспечивает человека уже на ранней стадии развития той мотивационной составляющей, которая будет определять его поступки в дальнейшем.
Большое значение имеет семейная медиация, которая обеспечивает возможность конструктивно обсудить интересы и потребности детей. Применяя медиативный подход при взаимодействии с родителями, можно быстрее наладить диалог, избегая обвинительных слов и оценочных категорий. Слова могут разрядить или накалить обстановку, в зависимости от того, как их используют. Применяя медиативные техники можно эффективно наладить контакт, как с родителями, так и с детьми в ситуациях накаленного конфликта, либо использовать их как превентивные средства.
Навыки медиативного подхода необходимы руководителю в процессе управления дошкольным учреждением для нормализации межличностных отношений в коллективе. Многие конфликты на работе создают стены между людьми, которые работают совместно. Насилие в трудовых отношениях достаточно часто встречающееся явление, негативно влияющее на производственную сферу, личностное достоинство работника, на качество взаимоотношений работника и работодателя, а также на отношения между самими работниками. Управленцы, которые знакомы с медиативным подходом, легко справятся с любой конфликтной ситуацией, моделируя позитивное поведение, и, с помощью своего дара убеждения и мастерства управления, помогут коллективу работать более эффективно. Они умеют поддержать, а не судить, позволяют разобраться в ситуации, а не решают чужие проблемы, поощряют работников, а не давят на них.
В процессе организации методической работы с педагогическими кадрами обучение медиативным технологиям поможет повысить профессиональный уровень воспитателей, педагогическое мастерство при реализации своих трудовых функций. Обучение медиативному подходу воспитателей дошкольных образовательных учреждений необходимо для развития их коммуникативной компетенции: желании и умении вступать в коммуникацию, способности ориентироваться в ситуации общения. Владение коммуникативными техниками повысит эффективность и скорость урегулирования конфликтов, возникающих в сфере деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
В моей практике были сложные конфликтные ситуации, которые при помощи медиативного подхода можно было бы разрешить намного эффективнее.
Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС XXI век - время стремительно изменяющегося мира. И мы современное поколение должны суметь не только сами приспособиться к новому, но и вырастить.
Адаптация детей в возрасте 2–3 лет в дошкольном образовательном учреждении Проблема адаптации детей 2–3 лет является актуальной, так как от ее результатов зависит психическое и физическое развитие. Благоприятные.
Роль социально-культурной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Социально-культурная деятельность – это деятельность личностей, социальных групп, институтов, общества, предполагающая сохранение, трансляцию,.
Система работы по организации инклюзивного образования в новом дошкольном образовательном учреждении Инклюзивное (включающее) образование – это закономерный этап развития системы образования, связанный в любой стране мира с переосмыслением.
Уголок природы в дошкольном образовательном учреждении Уголки природы в дошкольном образовательном учреждении — это неотъемлемая часть образовательной среды каждой группы. Считаем важным, в.
Консультант проекта: кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии Смирнов Евгений Анатольевич.
Участники проекта.
Цель проекта: организация службы медиации в ДОО как условие для эффективного бесконфликтного взаимодействия участников образовательных отношений.
Задачи проекта:
1. Изучить организацию служб медиации и разработать пакет нормативно-правовых документов и рабочих материалов для функционирования в ДОО.
2. Выявить внутриорганизационные и субъективные условия конфликтов в ДОО
3. Повысить компетентность педагогов в вопросах применения медиативных подходов в повседневной и педагогической деятельности.
4. Апробировать модель службы медиации, организованной на базе ДОО
5. Разработать методические рекомендации по организации службы медиации и медиативного подхода в ДОО.
Проект рассчитан на 2017-2020 годы
I этап – подготовительный (09.2017-06.2018)
-Разработка нормативно-правовой базы, регламентирующей и стимулирующей внедрение интеллектуальных игр.
-Разработка проекта, содержания отдельных этапов, установление сроков исполнения, определение направлений исследования и ответственных за результат.
-Разработка критериев и показателей эффективности проекта.
-Выступление с проектом участников проекта.
-Анализ внутриорганизационных и субъективных условий возникновения конфликта в ДОО.
-Разработка комплекса мероприятий по созданию модели службы медиации в ДОО.
-Презентация разработанных материалов в рамках проекта
- Анкетирование педагогов и родительской общественности с целью определения готовности к инновационной деятельности.
-Организация методических мероприятий для педагогов: семинаров, мастер-классов, круглых столов по обучению основам методам медиации.
-Организация совместных мероприятий с родителями для установления доверительных отношений.
-Организация досуговых мероприятий с детьми на формирование толерантного поведения.
-Организация обмена опытом с педагогами.
-Распространение педагогического опыта по данной теме через проведение круглых столов, семинаров, мастер-классов, педагогических советов, журналов передового опыта, представление материалов в методических кабинетах
-Трансляция работы на сайтах ДОУ и образовательных ресурсах в сети интернет.
III этап – аналитический (09.2019-05.2020)
-Анкетирование педагогов и родительской общественности с целью определения удовлетворенности работой службы медиации.
-Анализ результатов работы по проекту.
-Оформление результатов методических рекомендаций по организации службы медиации в ДОО.
-Определить перспективы работы в рамках предложенного проекта на основании решения проблем, выявленных в ходе реализации проекта.
-Обеспечить трансляцию инновационного опыта по внедрению в деятельность ДОО города службы медиации.
Ожидаемые результаты (продукты) и эффекты инновационного проекта
Результаты проекта:
1. Составлен пакет документов регионального и федерального уровня по организации службы медиации.
2. Собран пакет нормативно-правовых и рабочих материалов для функционирования службы медиации в ДОО.
3. Оформлены методические материалы внутриорганизационных и субъективных условий конфликта в ДОО.
4. Повышена компетентность педагогов в вопросах применения медиативных подходов в повседневной и педагогической деятельности.
5. Создан и апробирован алгоритм организации службы медиации в ДОО.
Продукты проекта:
В целях реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей и разрешения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в МБДОУ «Детский сад "Алёнушка" создана служба примирения (медиации).
Главная цель медиации – превратить детский сад в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (воспитанников, воспитателей, родителей и т. д.).Служба медиации нужна для мирного решения проблем, снижения уровня агрессии в д/саду и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.
Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился.
Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-детьми, между детьми и взрослыми.
Служба медиации это:
- Разрешение конфликтов силами детского сада.
- Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
- Профилактика ранней дезадаптации.
Способы и средства медиации:
При разрешении конфликтов существуют разные способы:
- Медиация признает, что конфликты между сторонами могут быть решены только в случае, если стороны этого сами захотят (чувства нельзя отменить приказом свыше).
- Медиация признает, что если стороны пришли для того, чтобы разрешить трения, которые между ними имеются, им необходимо чувствовать себя комфортно, в безопасности (медиатор вызывает доверие, обеспечивает конфиденциальность).
- Медиация признает важность поощрения доверия и уважения, открытого обмена информацией между сторонами (разрушает барьеры).
- Медиация признает, что именно сторонам лучше всего судить о том, что же будет являться разрешением конфликта (стороны сами создают свое решение).
- Медиация признает, что стороны скорее всего будут склонны к реализации именно тех соглашений, в создании которых они принимали непосредственное участие.
- Медиация защищает от клеймения и отвержения, сохраняет конфиденциальность общения.
Понедельник | 13:00-16:00 |
Вторник | 13:00-16:00 |
Среда | 13:00-16:00 |
Четверг | 13:00-16:00 |
Пятница | 13:00-16:00 |
Правовая основа деятельности Службы медиации.
Федеральный уровень
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (ст. 9) № 124-ФЗ от 24.07.98 года
Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"
Федеральный закон N 194-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" от 27.07.2010
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ст27 п.2)
Федеральный закон Российской Федерации от 23 июля 2013 г. N 233-ФЗ "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 № 1430-р Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в РФ
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года. №1662 - р (действующая редакция от 08.08.2009 № 1121-р)
Методические рекомендации по развитию сети служб медиации/примирения в образовательных организациях, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленных Министерством просвещения РФ (Протокол заседания Правительственной комиссии от 25.09. 2019 г. №19-23)
Читайте также:
- В чем состоит принцип действия просеивателя кратко
- От чего зависит длина мрнк кратко
- Как оценили повесть шинель русский писатель а и герцен и критик белинский кратко
- В чем особенность песенного творчества русских поэтов вышедших из народной среды 7 класс кратко
- Законотворческая деятельность юриста кратко