В чем особенность песенного творчества русских поэтов вышедших из народной среды 7 класс кратко

Обновлено: 30.06.2024

Песня – небольшое стихотворное произведение, предназначенное или используемое для пения. В фольклоре текст песни возникает одновременно с мелодией; литературная песня создаётся как стихотворение, которое может быть положено на музыку.

Различают исторические, обрядовые, лирические народные песни. В песнях нашли отражения реальные события прошлого, уклад народной жизни, обычаи народа, его традиции.

С другими произведениями фольклора народные песни сближают их языковые особенности: народный стих, повторы, сравнения, постоянные эпитеты, использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Какие народные песни вы знаете?

Обряды – это установленные обычаем действа и песнопения, отражающие верования народов. С принятием христианства в традиционные народные обряды, сохранившиеся от языческой старины, стал вкладываться новый смысл. Сплав христианства с языческими верованиями заметен в обрядовых песнях , которые считаются древнейшими произведениями фольклора.

Новогодние обряды, гадания и песни, вызывающие урожай, приплод скота, благополучие семьи, счастливый брак и богатство, первоначально были связаны с празднованием рождения молодого солнца, когда день начинал прибавляться. Юноши и девушки ряженые ходили по дворам, прославляли Коляду – молодое солнце, дающее всем блага, требовали подарка. С утверждением христианства это празднество стало все больше переноситься на рождественский сочельник и на крещенский вечер. Святки – народное название периода от Рождества до Крещения 1 становились самым любимым зимним праздником. В каждом доме к празднику Рождества Христова пекли пироги, караваи, символизирующие плодородие, приготовляли обрядовое печенье: баранки, фигуры, изображающие маленьких коров, быков, овец и других животных и пастухов. Такие фигурки ставились на окна и столы, посылались в подарок родным. Пол в избе устилали соломой, по дому рассеивали зерна пшеницы. Вся семья садилась угощаться за стол, поминали умерших родителей и просили у них помощи. Святки праздновались всеми, но больше всего молодежью. Игры, песни, посиделки, гадания наполняли двухнедельное святочное празднество. Как и в самые давние времена, парни и девушки ходили от избы к избе, но теперь с изображением звезды, возвестившей о рождении Христа, и пели величальные, то есть поздравительные песни, которые назывались колядками .

– Пришла коляда
Накануне Рождества!
Дайте коровку –
Масляну головку!
А дай бог тому,
Кто в этом дому:
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!

Вот идем мы, пастухи,
Прощены нам все грехи.
К дому путь свой правим,
Христа Бога славим.
За привет, за угощенье
Вы примите поздравленье!
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством во всем!

Хозяева дома одаривали колядовщиков печеньем, изображавшим различных животных, сладостями, пряниками.

А мы Масленицу повстречали,
Повстречали, душа, повстречали.
На горушке побывали,
Побывали, душа, побывали.
Блином гору выстилали,
Выстилали, душа, выстилали.
Сыром гору набивали,
Набивали, душа, набивали.
Маслом гору поливали.

Изгнание зимы, сожжение Масленицы еще не означало появления весны. Весну нужно было зазвать, оповестить о том, что ее с нетерпением ожидают. Обряд закликания весны приходится на середину Великого поста.

– Весна, Весна Красная!
Приди к нам с радостию!
С великою милостию!
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
Жаворонушек на приталинке
Распевает, распевает,
Он зовет себе, он зовет себе
Весну красную, весну красную.

Крестики, жавороночки,
Летите к нам из заслоночки!

Я пойду, пойду погуляти
Белую берёзу заломати…

Берёзынька кудрявая,
Кудрявая, моложавая,
Под тобою, берёзынька,
Всё не мак цветёт,
Под тобою, берёзынька,
Не огонь горит,
Не мак цветёт –
Красные девушки
В хороводе стоят,
Про тебя, берёзынька,
Всё песни поют.

Светит, светит месяц
Далеко, не близко,
То-то люли, то-то люли,
То-то люлюшки мои!
Как во поле, поле
Девка просо полет,
То-то люли, то-то люли,
То-то люлюшки мои!

Содержание песни игрового хоровода разыгрывается всеми его участниками. В центре круга помещается столько действующих лиц, сколько их в песне, отражающей сценки из народной жизни.

С исчезновением старинных плясок и приходим модных городских танцев песни стали меняться. В это время особо ярко зазвучали частушки . Эти короткие песенки называли в разных местах по-разному: припевки, пригудки, приговорки, прибаски, прибаутки, вертушки и коратушки.

Частушка считается изобретением поздним, городским. Появилась она в конце XIX
– начале XXвеков. Но исследователи обнаружили глубокие корни современных веселых куплетов. Частушка тоже была связана с обрядом.

Ой, ни кукушечка кукует,

Не соловьюшко поет.

А не родимая ли мамынька

Мне голос подает?

Было и особое время для исполнения частушек: после заката, во время кукования кукушки или в праздники.

Были частушки жнивные, сенокосные, качельные, плясовые, свадебные, корильные, веселые частушки-скоморошины, изображавшие действительность в абсурдном, смешном виде, частушки рекрутские, поминальные.

Частушки благополучно дожили до наших дней. Этот жанр весьма популярен и сейчас. На любой злободневный момент русский народ готов откликнуться короткой и остроумной песенкой.

Семейно-обрядовые песни сопутствовали обрядам, связанным с важнейшими событиями в жизни человека. Пелись свадебные песни: песни девичника; величальные песни свадебного пира; свадебные причитания невесты. Рекрутские песни сопровождали обряд проводов в солдаты 1 . Были и похоронные песни, песни-плачи.

Свадебный обряд был одним из самых сложных. Народная свадьба распадалась на несколько этапов: предсвадебный цикл (сватовство, сговор, зарученье, девичник), собственно свадебные церемонии (сборы невесты, приезд за невестой, венчание, свадебный пир) и послесвадебные (отгостки). Невесте перед свадьбой полагалось причитать: сожалеть о вольной, девичьей жизни. Это ритуальные причитания:

Все прошло да прокатилося,
Все да миновалося,
Девье да беспечальное житье…

О женихе пелось:

Вот он едет, погубитель мой,
Вот он едет, разоритель мой,
Вот он едет расплести косу,
Вот он едет – потеряй красу…

На коня садится,
А конь веселится,
По улице скачет –
Вся улица сияет.
К роще подъезжает –
Роща защумела…

В конце свадебного пира пелись корильные песни, обращенные к его участникам. Они были полны шуточных, пародийных величаний:

Друженька хорошенький,
Друженька пригоженький.
Как на дружке-то кафтан
Весь по ниточке собран…
Башмаки хороши,
Только без подошвы.

Исторической песней называются эпические и некоторые лиро-эпические произведения, в которых рассказывается об исторических событиях и эпизодах из жизни исторических лиц.

Исторические песни – это продолжение и развитие былинного народного эпоса. Былина воспевает подвиги богатырей. В их гиперболизированных образах воплощены народные представления о русской силе, могуществе, готовности встать на защиту Родины. Вражеская сила предстает в былине как фантастическое, сказочное существо, у которого нет однозначного исторического прообраза. Исторические события седой старины в былинах теряют черты реальности.

В исторических песнях , напротив, упоминаются вполне определённые исторические события, называются конкретные исторические лица. Народной памяти удостаиваются только выдающиеся события и выдающиеся исторические деятели: это цари Петр I, Иван IV (Грозный), это и народные заступники – вожди крестьянских восстаний Степан Разин, Емельян Пугачёв, это и вольный казак, смелый покоритель Сибири Ермак Тимофеевич.

Исторические песни выражали чувства безымянных авторов в связи с войнами, походами, народными восстаниями. Это народная оценка истории, её творцов, выражение души народа.

Песни пелись не только в связи с обрядами, но и просто для удовольствия: на посиделках, за повседневной работой. Эти песни веками служили народу для выражения переживаний и чувств, поэтому их называют лирическими . В песенном фольклоре лирические песни занимают большую часть. Появились эти песни позже, чем обрядовые. Все оттенки духовной жизни народа нашли в них воплощение.

В любовных песнях говорилось о первых встречах влюбленных, их любовной радости и тоске, верности и измене. Семейные песни рассказывали о несчастной жене и строгом или старом муже; о муже, который женился не по любви и теперь несчастлив, лишь и остается ему вспоминать прежнюю любовь. Молодые пели о суровых родителях, невестка – о неласковой свекрови.

Каждый исполнитель пел о себе, вкладывая свою душу. Но песня передавалась от поколения к поколению долгое время и от этого становилась по-настоящему народной.


— Какие жизненные обстоятельства вызывали появление народных песен?
— На какие группы делятся народные песни?
— Почему народные песни используются в литературе и в других видах искусства? Приведите примеры.
— В чём особенность исторических песен?
— Какова роль исторических песен?
— Могут ли в наше время появляться народные песни?

Русская песня

Ни один народ в Европе не имеет такого богатства песен и напевов, красивых и оригинальных, как русский народ. Еще от XVIII столетия мы имеем свидетельство о том, как наши песни удивляли иностранных музыкантов своей свежестью и музыкальными красотами. Прач, придворный композитор и собиратель народных песен, в предисловии к "Собранию русских народных песен" (1790), говорит, что композитор Паизиэлло, услышав русские песни, не мог поверить, "чтобы они были случайным творением простых людей, но полагал их произведением искусных музыкальных сочинителей".

Народная песня – музыкально-поэтическое произведение, наиболее распространённый вид вокальной народной музыки. Народная песня – одна из древнейших форм музыкально-словесного творчества. В некоторых древних и отчасти современных видах народной музыки она существует в единстве с танцем, игрой, инструментальной музыкой, словесным фольклором.


Народную песню отличает богатство жанров (разновидностей), различных по происхождению, характеру и значению в народной жизни. Существенная черта большинства жанров народной песни – непосредственная связь её с бытом, трудовой деятельностью (например, песни трудовые , сопровождающие различные виды труда – бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные, молотильные и другие,


обрядовые , сопровождающие земледельческие и семейные обряды и празднества – колядки, масленичные, веснянки, купальские, свадебные, игровые календарные и т. п.),

а также хороводные, игровые, плясовые, песни-былины, исторические народные песни.


Плясовые народные песни неотделимы от разнообразных народных танцев.

Наибольшее музыкальное развитие в фольклоре всех народов получили лирические песни .

Они поются соло, ансамблем, хором. Каждая разновидность общества имеет свою песенную лирику.


Народный певец обычно не мыслит мелодию песни вне её текста, и наоборот. Создание слов и музыки народной песни – единый творческий процесс.

Можно отметить вариантность народной песни: на один текст создавались разные мелодии, а на одну мелодию можно встретить разные тексты.

Особое место в народно-песенном репертуаре занимают песни на стихи поэтов (с фольклорными мелодиями) и фольклорные варианты авторских (композиторских) мелодий (принятых за народные). Народная песня занимает огромное место в жизни, культуре каждого народа.

Особенности русской народной песни.

1. Исполнение без музыкального сопровождения – а капелла.

2. Начинал песню кто-то один (запевала), затем постепенно присоединялись другие голоса.

3. В народных песнях много распевов, поэтому большинство р.н.п. протяжные,

распевные, с широкой мелодикой (их так и называют - протяжные лирические песни). К тому же распевы украшают мелодию.

4. В мелодиях р.н.п. часто встречаются остановки на долгих звуках, что создаёт ощущение устойчивости музыки, неторопливости.

5. Для р.н.п. характерно вариационное развитие от куплета к куплету, что тоже украшает музыку, придаёт богатство её звучанию.

Вспомним: Вариации – такое построение музыки, при котором одна и та же тема (мелодия), повторяясь, звучит несколько раз, но каждый раз по-разному.

Слушаем русскую народную песню "Вниз по матушке, по Волге".

В ней встречаются все выше перечисленные особенности.

Вниз по матушке по Во… по Волге,

По широкому раздолью,

По широкому раздолью, эх раздолью

Поднималась непого… погода.

Эх, нема… немалая,

Немалая, волно… волновая.

Ничего в волнах не видно, не видно

Только видно, только слышно, только слышно

Только видно, только слышно, слышно

Одна лодочка чернеет,

Только паруса белеют.


Вопросы для проверки :

1. Перечисли разновидности народных песен, которые ты знаешь.

2. Умей рассказать об особенностях русской народной песни.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Д.М. Александров

Из истории народно-песенного искусства

Уже на рубеже XIX - XX столетия наметились два главных в публичных показах фольклора: этнографическое и стилистическое. Первое представляли исполнители – прямые наследники и хранители традиций. Из этого направления исходили в своей общественно-культурной деятельности Е. Линева и М. Пятницкий, максимально максимально придерживавшиеся аутентичности воссоздания народных песен.

В 50-60-е гг. более интересно стало проявляться сольное народное пение. После О. Ковалевой и Л. Руслановой нишу заполнили Л. Зыкина, О. Варонец, А. Стрельченко, Е. Шаврина и м.др.

Обращение к авторскому творчеству позволило народным певцам деятельнее решать проблему связи с современностью. При этом они по-новому взглянули на свое искусство, увидели в нем большие скрытные результаты.

Концертное народное пение, выросшее из традиционного, заняло в современной музыкальной культуре видное место. За вековой путь своего становления и развития оно оформилось в самостоятельное музыкально-исполнительское направление со своим стилем и техникой интерпретации, с развитой сетью творческих коллективов и многообразием самобытных индивидуумов.

Возникшее на фоне становления и эволюции композиторской музыки и классического вокального исполнения, концертное народное пение переняло из арсенала профессионального музыкального искусства часть его выразительных средств и технических приемов письма и исполнения, расширило свой репертуар обработками, аранжировками, оригинальными авторскими произведениями. Более того, в настоящее время концертно-сценические формы народного пения приобретают разнообразные направления: от приближенных к аутентичным до современных эстрадных фольк-шоу.

Вряд ли целесообразно и возможно искусственным путем сдерживая эти проявления исполнительского фольклора. Только время покажет их состоятельность, жизнестойкость, порожденные модой. Несомненно одно: народное пение прочно входит в профессиональное искусство России, испытывая на себе все возможные влияния окружающей музыкальной среды и активно влияя на формирование этой среды.

Асафьев Б. В. О народной музыке / Сост. И. И. Земцовский, А. Л. Кунанбаева. Л.: Музыка, 1987.

Актуальные проблемы современной фольклористики: Сб. статей и материалов / Сост. В. Е. Гусев. Л.: Музыка 1980.

Покровский Д. В. Фольклор и музыкальное восприятие // Восприятие музыки. М.: Советсктй композитор, 1980.

Чистов К. В. Специфика фольклора в свете теории информации // Вопр. Философии, 1972, 6.

Вокальная музыка. Русская народная песня.

1.Жанры русской народной песни

Колыбельной песней убаюкивает мать младенца. Под звуки песнопений совершается в церкви обряд крещения. Незатейливые детские песенки, потешки, считалки, зак лички сопровождают маленького человека повсюду - дома и в школе, в развлече­ниях и в учебе. Вырастает малыш, и новые песни помо­ гают ему трудиться, защищать Родину, делить с другими людьми радость и горе. Пес­ни-плачи, песни-причитания провожают человека в послед­ ний путь.

Появление разнохарактерных песенных жанров, отличающихся своим эмоциональным содержанием и поэтическими образами, обусловлено связью песенного творчества славян с различными видами земледельческого труда и различными сторонами общественного быта. Старинные народные обычаи, обряды и сопровождающие их песни дают представление и о миропонимании, верованиях народа.

Каждый жанр народной песни имеет свои неповто­ римые особенности: харак­ терные интонации, ритм, ладовую окраску, форму, манеру исполнения, - по которым ты отличишь колыбельную песню от трудовой, игровую,

хо­ роводную от лирической, протяжной.

Жанры русских народных песен:

календарные, лирические, игровые,шуточные,

хороводные, колыбельные, трудовые,

обрядовые, протяжные, исторические,

величальные, солдатские, частушки.

2. Задание 1

Послушай русские народные песни.

Ответь на вопросы:

1. Определи, к какому жанру они принадлежат.

2.Что объединяет эти песни?

3.В чём особенность каждой песни?

По желанию спой русскую народную песню.

3. Песня - душа народа.

Русская песня всегда отражала окружающую жизнь, природу России, ее пейзажи. Мир русской песни - это поля и степи, дубы и березы, весь просторный русский пейзаж.

так писал о песне русский поэт XIX века Иван Суриков. Наверное, то же можно сказать и о песне народной.

Народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей прошлого, рассказы вала об их праздниках и буднях.

Ах ты степь широкая,
Степь раздольная,
Ах ты, Волга - матушка,
Волга вольная!

Ой, да не степной орёл
Подымается,
То речной бурлак
Разгуляется!

Не летай, орёл,
Низко ко земле,
Не гуляй, бурлак,
Близко к берегу!

Рассмотри картину И.Шишкина Среди долины ровныя


Русский пейзаж, облик бескрайней широкой степи - излюбленная тема народного песен ного искусства, выражающая через образ природы ха рактер и силу русского народа.
В народной песне, как ни в какой другой, неразрывно слиты слова и мелодия. Неоднократно повторяясь с различными словами, песенный напев звучит каждый раз с иными выразительными оттенками, обретает новое образное содержание.

4. Задание 2.

Всмотрись в эти картины. О чём они рассказывают?

К.Петров -Водкин "Полдень"


Обрати внимание на большой панорамный пейзаж в картине К.Петрова -Водкина "Полдень" - это обобщённый образ народной жизни на просторах России. Глаз охватывает бескрайние пространства благодаря сферической, или наклонной, перспективе. Мы видим шарообразность Земли, "планетарность" этого грандиозного пейзажа. Отдельные жанровые сценки в картине дают представление обо всём традиционном укладе крестьянской жизни.

Александр Блок писал: "Живопись учит смотреть и видеть (этот вещи разные и редко совпадающие)". Пейзаж становится не просто воссозданием реальности, но выражением мысли и мечтаний людей.

Б.Кустодиев "Голубой домик".


Эта картина олицетворяет жизненный круг человека. Здесь люди рождаются, влюбляются, воспитывают детей, стареют. Здесь их провожают в последний путь.


Народное Творчество ПОЭТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКИХ ПЕСЕН

ПОЭТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКИХ ПЕСЕН

По содержанию народные песни различны, но все они имеют общие черты в построении, в приёмах раскрытия настроений героев, а также в языке.

Не кукушечка во сыром бору куковала,

Не соловушка в зелёном саду громко свищет;

Добрый молодец, во неволюшке сидя, плачет.

1 Во вновь - в новый.

2 Челобитье - в древней Руси: поклон до земли с прикосновением лбом (челом) к земле, а также письменная просьба, здесь: просьба.

В обращениях к природе сказывается глубокая любовь русского народа к своей родине.

Задушевный тон песни усиливается широким применением существительных ласкательного значения: пташечка, цветики, реченька, сердечушко, кручинушка и т. п.

Напевность, музыкальность песен создаётся и поддерживается повторениями обращений, отдельных слов, приставок и т. д. Например:

Все каточки раскатилися; Все каточки раскатилися, Ко дубочку прикатилися.

Ах ты, птушка, птушка вольная!

Ты лети, лети в мою сторонушку.

АХ, КАБЫ НА ЦВЕТЫ НЕ МОРОЗЫ

Много сложено народом песен, которые обычно рисуют тяжёлые и печальные картины жизни замужней женщины в чужой семье. Девушка-крестьянка не могла выйти по своей воле замуж. Она должна была подчиняться воле родителей, а те (особенно малоимущие или совсем бедные) стремились выдать дочь за богатого, хотя бы немилого. Часто такие женщины, грустные, одинокие в чужой семье, слагали песни, в которых с большой искренностью и задушевностью раскрывали свои мысли, чувства, переживания, оплакивали свою печальную долю.

Ах, кабы на цветы не морозы,

И зимой бы цветы расцветали;

Ой, кабы на меня не кручина,

Ни о чём бы я не тужила,

Не сидела бы я подпершися,

Не глядела бы я в чисто поле.:

И я батюшке говорила,

И я свету своему доносила:

Не давай меня, батюшка, замуж,

Не давай, государь, за неровню,

Не мечись на большое богатство,

Не гляди на высоки хоромы:

Не с хоромами жить - с человеком,

Не с богатством жить мне - с советом.

НЕ ШУМИ, МАТИ ЗЕЛЁНАЯ ДУБРАВУШКА

Читайте также: