Как сложилась судьба произведений композитора при жизни баха кратко

Обновлено: 01.07.2024

Как сложилась судьба произведений композитора Баха при жизни?

  • Нина
  • Разные вопросы
  • 2019-05-29 21:49:40
  • 0
  • 1

Судьба творческого наследства Баха В литературе о Бахе, как верховодило, указывается на необычность судьбы его творческого наследства: ничтожно малая часть прижизненно опубликована, автографы разошлись по рукам, некие сочинения сохранились в копиях, иные оркестровые либо вокально-оркестровые только в гласах (партиях), с не всегда подписанной цифровкой генерал-баса, многие невозвратимо утеряны. Где только не обнаруживались считавшиеся пропавшими рукописи! Их поиски могли бы послужить сюжетом для детективного романа.

Но так ли уж необыкновенна судьба баховского наследства? С нашей точки зрения это очевидно. Несомненно и с точки зрения деятелей 2-ой половины XVIII века, когда под воздействием демократизации музыкальной жизни нотопечатание стало неотъемлемой долею издательского дела. Изменились тогда и характеры: укрепилось собственное самосознание композитора он теперь бережнее хранил сотворенное им, да и издатели активнее увлекались наибыстрейшей публикацией того, на что был спрос. (Некие бетховенские фортепианные произведения выпускались в свет скоро после их создания одновременно несколькими издателями! ) Но в баховское и предбаховское время царствовали другие обычаи, да и автор по-иному относился к своим сочинениям. Он писал преимущественно в порядке исполненья служебных повинностей либо по заказу мецената: церковь и двор являлись заказчиками. Коль быстро сочинение исчерпало свою функцию в литургии, оно возвращалось к его творцу, покрывалось пылью в церковной библиотеке или повторялось по инициативе кантора, почаще же сменялось новыми сочинениями. А меценат, как это имело место и с картинами художников, присваивал себе посвященное ему творенье: желал исполнял или попросту забывал о заказе, как было с Бранденбургскими концертами Баха. Потому наследство ветхих мастеров оказалось разбросанным в рукописях по различным обладателям и городским архивам. Даже уникальная партитура Дафны Шютца первой германской оперы, вышедшей из-под пера гениального творца, навеки утеряна.

Ну, а сами композиторы как они относились к доле собственных творений? Любому из их она не могла быть безразличной, в том числе Баху. Конечно, он был заинтересован в том, чтоб его творенья исполнялись, при этом правильно трактовались, но все зависело от того, где и ради чего они осуществлялись. Желал ли он, чтоб его духовные кантаты звучали не только в лейпцигских церквах св. Фомы и св. Николая там, где он служил кантором, но и в церквах иных городов? Мыслю, что нет, ибо это его собственность, которую он мог в зависимости от событий использовать для иных целей, варьировать, повторять. Что ему дало бы, если бы эти творения прозвучали в литургии церквей иных городов? Ровным счетом ничего: имена авторов музыки воскресной литургии не объявлялись. Хорошо проведена служба чувства ублажены, дух вызвышен, и, довольные, бюргеры расползались по домам. Это не домысел, а истина: известно, к примеру, письмо Баха от 20 марта 1729 года, в котором он отклоняет просьбу собственного прежнего ученика о предоставлении копии Страстей, ибо она ему самому, дескать, нужна. Как непохоже это на наши представления о стремлении композитора утвердить себя! Светские же кантаты и праздничные музыки создавались на случай. 2-ой таковой случай не подвернется, и в другой раз эту музыку нельзя исполнить. Что ж, Бах сможет использовать ее для иных композиций: светскую кантату, подправив, превратит в духовную. Другое дело печатание нот, дело по тому времени трудоемкое и дорогостоящее, оно требовало проявления чьей-или заинтересованности. Здесь открывались три способности: 1) покровительство двора, но обязательно большого, презентабельного; 2) инициатива магистрата; 3) собственная инициатива. Разберем каждую из этих способностей.

Судьба творческого наследия Баха В литературе о Бахе, как правило, указывается на необычность судьбы его творческого наследия: ничтожно малая часть прижизненно опубликована, автографы разошлись по рукам, некоторые сочинения сохранились в копиях, другие — оркестровые или вокально-оркестровые — только в голосах (партиях), с не всегда подписанной цифровкой генерал-баса, многие безвозвратно утеряны. Где только не обнаруживались считавшиеся пропавшими рукописи! Их поиски могли бы послужить сюжетом для детективного романа.


Иоганн Себастьян Бах был одним из величайших композиторов 18 века. Со дня его смерти прошло почти три века, но его музыка не только не утратила актуальность, а наоборот, вызывает к себе еще больше интереса. Как и многие талантливые личности, Бах не получил известности при жизни, его больше знали как исполнителя, особенно импровизатора.

Детство

Родился Иоганн Себастьян Бах 31 марта 1685 года в Германии, в городе Эйзенах. Он был самым младшим из восьми детей Иоганна Амброзиуса Баха, профессионально занимавшегося музыкой.

Пять поколений семейства Бахов были музыкантами. Впоследствии историками обнаружено почти пятьдесят родственников Баха, которые посвятили свою жизнь музыке. Самым известным стал Фейт Бах, приходившийся Иоганну прадедом. Несмотря на то, что он работал булочником, он не расставался с цитрой – щипковым музыкальным инструментом, представлявшим собой обычный ящик. Куда бы он ни шел, инструмент всегда был при нем.

Отец Иоганна виртуозно владел скрипкой, играл на ней в церкви, а также был организатором светских концертов. Именно он стал первым учителем для самого младшего из своих сыновей. Отец отвел его в церковный хор, и не мог нарадоваться, глядя на его успехи и на рвение к познанию музыки.

Когда Иоганну Себастьяну исполнилось 9 лет, не стало его матери – Элизабет Леммерхирт. Прошел год, умер отец, и в десять лет Иоганн остался сиротой.

Вследствие этого он оказался на попечении самого старшего из братьев – Иоганна Кристофа, который служил в церкви органистом и учил музыке детей из городка Ордруф, расположенного по соседству. Стараниями Кристофа, Себастьян оказался в гимназии, где обучался латыни, богословию, истории.

С помощью старшего брата Бах осилил орган и клавир, однако его пытливый ум требовал большей нагрузки. У него была тетрадь, в которой были записаны лучшие произведения музыкантов того времени, и при свете луны он списывал ноты в свою тетрадку. Занятие было запрещенным, поэтому когда Кристоф застукал младшего брата, то отнял записи и строго запретил этим заниматься.

Трудовая биография Баха началась рано. В 16 лет он уже нашел себе работу в городе Люнебург, закончил обучение в вокальной гимназии, и хотел дальше учиться в университете. Однако из-за бедственного положения и необходимости самому обеспечивать свое существование, университетское образование получить не удалось.

Портрет Баха

Музыка

После окончания гимназии в Люнебурге в 1703-м, Баха взяли в придворные музыканты. Он оказался в капелле герцога Иоганна Эрнста. На протяжении шести месяцев Себастьян был скрипачом, и в это время к нему пришла первая известность. Однако через полгода Баха уже не радовала его работа, ему абсолютно не хотелось развлекать господ. Ему хотелось дальнейшего творческого развития, ему нравилось заниматься чем-то новым и интересным. Поэтому когда его пригласили стать придворным органистом в храме Святого Бонифация в Арнштадте, то он согласился, даже не раздумывая.

Работать ему нужно было всего три дня в неделю, но за это ему платили приличное жалование. Инструмент, принадлежавший церкви, был очень хорошо настроен, поэтому возможностей для творчества появилось намного больше. Именно это пребывание в Арнштадте положило начало музыкальному наследию Баха. За три года, которые он прожил в этом городе, он стал автором более тридцати произведений для органа, кантат, каприччио, сюит. Однако молодой композитор не сошелся с местными властями, поэтому вскоре уехал из города.

Церковное начальство и так не очень любило молодого композитора-новатора, но после того, как он надолго отлучился со своего рабочего места в Арнштадте, устроили ему настоящее судилище.

Дело в том, что он отпросился на месяц, чтобы побывать в городе Любек, где в то время жил и работал Дитрих Букстехуде, популярный исполнитель органной музыки. Себастьян слышал о нем с детских лет, и когда выпала возможность, хотел послушать его произведения. У него не было средств взять карету, поэтому он шел пешком до Любека. Бах был потрясен творчеством органиста, и буквально забыл о времени. Вместо того, чтобы вернуться через месяц, он отсутствовал на протяжении четырех.

Годы проживания в Веймаре не прошли даром. Себастьян стал автором нескольких десятков произведений для оркестра и клавира, услышал музыку Корелли и Вивальди, начал работать с гармоническими схемами и динамичными ритмами. Он тесно общался с Иоганном Эрнстом, который дал ему работу, и кроме этого сам писал и исполнял музыку. Это общение самым благотворным образом сказалось на творчестве Иоганна Себастьяна. После возвращения из Италии в 1713-м, герцог поделился с Бахом нотами произведений итальянских музыкантов. Это было настоящим открытием для Баха, он увидел новые горизонты развития своего таланта.

Иоганн Себастьян Бах

Прошло немного времени, и Себастьян приобрел широкую известность как органист и мастер клавесина. В 1717-м из Франции в Дрезден приехал известный музыкант Луи Маршан. Ему предложили состязаться в мастерстве игры на клавесине с Бахом, он вначале согласился, но в назначенный день тайком покинул город, потому что боялся проиграть талантливому Иоганну Себастьяну.

Осенью 1717 года Бах снова засобирался в путь. Он не мог долго оставаться на одном месте, и герцогу ничего не оставалось делать, как отпустить его, но выразить ему крайнее недовольство. Бах поступил на службу капельмейстером к князю Ангальт-Кетенскому, знавшему толк в хорошей музыке. Однако князь был большим поклонником кальвинизма, и поэтому в обязанности Баха входило писать музыку для светских мероприятий.

По решению городского совета, в подчинении Баха было восемь хористов, однако это количество не устраивало композитора. Тогда Себастьян сам нанимает еще двадцать человек и из-за этого снова ссорится с властями.

В 20-е годы выходят в основном церковные кантаты Баха, которые исполняются в лейпцигских церквях. Чтобы как-то расширить свой репертуар, Себастьян пишет много светской музыки. В 1729 году Бах получает новое назначение. Теперь в его распоряжении Музыкальная коллегия, которой он руководит. Это был светский ансамбль, основателем которого стал близкий друг Себастьяна – Георг Филипп Телеман. В течение целого года, два раза в неделю, ансамбль выступает с концертами перед посетителями кофейни Циммермана, расположенной недалеко от рыночной площади.

Светские произведения, датируемые 1730-1750-м годами, Бах создал специально для того, чтобы исполнять в кофейне.

Последние десять лет жизни Баха прошли в некотором забвении его славы. В моду вошел классицизм, и, по мнению современников, музыка Иоганна Себастьяна была признана старомодной. Однако его последователи так не считали, они выросли на его произведениях, и он был для них непререкаемым авторитетом. Ему поклонялись Бетховен и Моцарт.

Музыка Иоганна Себастьяна Баха вновь стала популярной только спустя 100 лет после его смерти.

Иоганн Себастьян Бах

Музыка Баха звучала и в исполнении джазовых музыкантов Джоэля Шпигельмана и Жака Лусье. Свое почтение выразил великому композитору и отечественный музыкант Федор Чистяков.

Иога́нн Себастья́н Бах (нем. Jóhann Sebástian Bach ; 21 марта 1685 (ст. ст.) Эйзенах, Германия — 28 июля 1750 (н. ст.) Лейпциг, Германия) — немецкий композитор и органист, представитель эпохи барокко. Один из величайших композиторов в истории музыки.

За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Бах — мастер полифонии. После смерти Баха его музыка была малопопулярна, но в XIX веке её открыли вновь. Его творчество оказало сильное влияние на музыку последующих композиторов, в том числе и в XX веке. Педагогические произведения Баха используются по назначению до сих пор.

Содержание

Биография

Детство


Иоганн Себастьян Бах был шестым ребёнком в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха и Элизабет Леммерхирт. Род Бахов известен своей музыкальностью с начала XVI века: многие предки Иоганна Себастьяна были профессиональными музыкантами [1] . В этот период Церковь, местные власти и аристократия поддерживали музыкантов, особенно в Тюрингии и Саксонии. Отец Баха жил и работал в Эйзенахе. В это время в городе насчитывалось около 6000 жителей. Работа Иоганна Амброзиуса включала организацию светских концертов и исполнение церковной музыки.

Когда Иоганну Себастьяну было 9 лет, умерла его мать, а через год — отец, успев незадолго до этого ещё раз жениться. Мальчика взял к себе старший брат, Иоганн Кристоф, служивший органистом в соседнем Ордруфе. Иоганн Себастьян поступил в гимназию, брат обучал его игре на органе и клавире. Иоганн Себастьян очень любил музыку и не упускал случая заниматься ею или изучать новые произведения. Известна следующая история, иллюстрирующая страсть Баха к музыке. У Иоганна Кристофа в шкафу хранилась тетрадь с нотами известных в ту пору композиторов, но, несмотря на просьбы Иоганна Себастьяна, он не давал ему с ней ознакомиться. Однажды юному Баху удалось извлечь из всегда запертого шкафа брата тетрадь, и в течение полугода лунными ночами он переписывал себе её содержимое. Когда работа уже была завершена, брат обнаружил копию и отнял ноты [2] .

Обучаясь в Ордруфе под руководством брата, Бах познакомился с творчеством современных ему южнонемецких композиторов — Пахельбеля, Фробергера и других. Возможно также, что он познакомился с работами композиторов Северной Германии и Франции. Иоганн Себастьян наблюдал, как осуществлялся уход за органом, и, возможно, сам принимал в нём участие.

В 15 лет Бах переехал в Люнебург, где в 1700—1703 годах учился в певческой школе св. Михаила. Во время учёбы он посетил Гамбург — крупнейший город в Германии, а также Целле (где в почёте была французская музыка) и Любек, где он имел возможность познакомиться с творчеством знаменитых музыкантов своего времени. К этим же годам относятся и первые произведения Баха для органа и клавира. Кроме пения в хоре а капелла, Бах, вероятно, играл на трёхмануальном органе школы и на клавесине. Здесь он получил первые знания по богословию, латыни, истории, географии и физике, а также, возможно, начал учить французский и итальянский языки. В школе Бах имел возможность общаться с сыновьями известных северонемецких аристократов и известными органистами, прежде всего, с Георгом Бёмом в Люнебурге [3] и Рейнкеном и Брунсом в Гамбурге. С их помощью Иоганн Себастьян, возможно, получил доступ к самым большим инструментам из всех, на которых он когда-либо играл. В этот период Бах расширил свои знания о композиторах той эпохи, прежде всего, о Дитрихе Букстехуде, которого он очень уважал.

Арнштадт и Мюльхаузен (1703—1708)


В январе 1703 года, после окончания учёбы, он получил должность придворного музыканта у веймарского герцога Иоганна Эрнста. Неизвестно точно, что входило в его обязанности, но, скорее всего, эта должность не была связана с исполнительской деятельностью. За семь месяцев службы в Веймаре распространилась слава о нём как об исполнителе. Бах был приглашён на должность смотрителя органа в церковь св. Бонифация в Арнштадте, находящемся в 180 км от Веймара. С этим старейшим немецким городом у семьи Бахов были давние связи. В августе Бах занял пост органиста церкви. Работать ему приходилось всего 3 дня в неделю, а жалование было относительно высоким. Кроме того, инструмент поддерживался в хорошем состоянии и был настроен по новой системе, расширявшей возможности композитора и исполнителя. В этот период Бах создал много органных произведений, в том числе знаменитую Токкату ре минор.

В 1706 году Бах решает сменить место работы. Ему предложили более выгодную и высокую должность органиста в церкви св. Власия в Мюльхаузене, крупном городе на севере страны. В следующем году Бах принял это предложение, заняв место органиста Иоганна Георга Але [8] . Его жалование по сравнению с предыдущим было повышено, а уровень певчих был лучше. Четыре месяца спустя, 17 октября 1707 года Иоганн Себастьян женился на своей кузине Марии Барбаре из Арнштадта [9] . Впоследствии у них родилось семеро детей, трое из которых умерли в детстве. Двое из выживших — Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил — стали впоследствии известными композиторами.

Веймар (1708—1717)

Проработав в Мюльхаузене около года, Бах вновь сменил место работы [11] , на этот раз получая место придворного органиста и устроителя концертов — намного более высокую позицию, чем прошлая его должность — в Веймаре. Вероятно, факторами, заставившими его сменить место работы, стали высокое жалованье и хорошо подобранный состав профессиональных музыкантов. Семья Баха поселилась в доме всего в пяти минутах ходьбы от графского дворца. В следующем году родился первый ребёнок в семье. В это же время к Бахам переехала старшая незамужняя сестра Марии Барбары, которая помогала им вести хозяйство до самой своей смерти в 1729 году. В Веймаре у Баха родились Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил.

В Веймаре начался длительный период сочинения клавирных и оркестровых произведений, в которых талант Баха достиг расцвета. В этот период Бах впитывает музыкальные веяния из других стран. Произведения итальянцев Вивальди и Корелли научили Баха писать драматические вступления, из них Бах почерпнул искусство использования динамичных ритмов и решительных гармонических схем. Бах хорошо изучил работы итальянских композиторов, создавая переложения концертов Вивальди для органа или клавесина. Идею написания переложений он мог позаимствовать у своего работодателя, герцога Иоганна Эрнста, который был профессиональным музыкантом. В 1713 году герцог вернулся из зарубежной поездки и привёз с собой большое количество нот, которые показал Иоганну Себастьяну. В итальянской музыке герцога (и, как можно видеть из некоторых произведений, самого Баха) привлекало чередование соло (игры одного инструмента) и тутти (игры всего оркестра).

К концу своей службы в Веймаре Бах был уже широко известным органистом и мастером клавесина. К этому времени относится эпизод с Маршаном. В 1717 году в Дрезден приехал известный французский музыкант Луи Маршан. Дрезденский концертмейстер Волюмье решил пригласить Баха и устроить музыкальное состязание между двумя известными клавесинистами, Бах и Маршан согласились. Однако в день соревнования выяснилось, что Маршан (который, видимо, имел перед тем возможность послушать игру Баха) спешно и тайно покинул город; состязание не состоялось, и Баху пришлось играть одному [6] .

Кётен (1717—1723)



7 июля 1720 года, во время того как Бах находился за границей с герцогом, случилась трагедия: внезапно умерла его жена Мария Барбара, оставив четырёх малолетних детей. В следующем году Бах познакомился с Анной Магдаленой Вильке, молодой высоко одарённой певицей (сопрано), которая пела при герцогском дворе. Они поженились 3 декабря 1721 года. [14] Несмотря на разницу в возрасте — она была младше Иоганна Себастьяна на 17 лет, — их брак, по всей видимости, был счастливым. У них родилось 13 детей.

Лейпциг (1723—1750)

Во время исполнения Бах, по-видимому, сидел за клавесином или стоял перед хором на нижней галерее под органом; на боковой галерее справа от органа располагались духовые инструменты и литавры, слева находились струнные. Городской совет предоставлял в распоряжение Баха только около 8 исполнителей, и это часто становилось причиной споров между композитором и администрацией: Баху приходилось самому нанимать до 20 музыкантов, чтобы исполнять оркестровые произведения. На органе или клавесине играл обычно сам композитор; если он руководил хором, то это место занимал штатный органист или один из старших сыновей Баха.

Сопрано и альтов Бах набирал из числа учащихся, а теноров и басов — не только из школы, но и со всего Лейпцига. Кроме регулярных концертов, оплачиваемых городскими властями, Бах со своим хором подрабатывали исполнением на свадьбах и похоронах. Предположительно, именно для этих целей были написаны как минимум 6 мотетов. Частью его обычной работы в церкви было исполнение мотетов композиторов венецианской школы, а также некоторых немцев, например, Шютца; во время сочинения своих мотетов Бах ориентировался на произведения этих композиторов.


В этот же период Бах написал части Kyrie и Gloria знаменитой Мессы си минор, позже дописав остальные части, мелодии которых почти целиком заимствованы из лучших кантат композитора. Вскоре Бах добился назначения на должность придворного композитора; по-видимому, он долго добивался этого высокого поста, который был веским аргументом в его спорах с городскими властями. Хотя вся месса целиком никогда не исполнялась при жизни композитора, сегодня многие считают её одним из лучших хоровых произведений всех времён.


Со временем зрение Баха становилось всё хуже. Тем не менее, он продолжал сочинять музыку, диктуя её своему зятю Альтникколю. В 1750 году в Лейпциг приехал английский офтальмолог Джон Тейлор, которого многие современные исследователи считают шарлатаном. Тейлор дважды прооперировал Баха, но обе операции оказались неудачными [19] , Бах остался слепым. 18 июля он неожиданно ненадолго прозрел, но уже вечером с ним случился удар. Бах умер 28 июля; возможно, причиной смерти стали осложнения после операций. Оставшееся после него состояние было оценено в более чем 1000 талеров и включало 5 клавесинов, 2 лютневых клавесина, 3 скрипки, 3 альта, 2 виолончели, виолу да гамба, лютню и спинет, а также 52 священные книги [20] .

В течение жизни Бах написал более 1000 произведений. В Лейпциге Бах поддерживал дружеские отношения с университетскими профессорами. Особенно плодотворным было сотрудничество с поэтом, писавшим под псевдонимом Пикандер. Иоганн Себастьян и Анна Магдалена нередко принимали у себя в доме друзей, членов семьи и музыкантов со всей Германии. Частыми гостями были придворные музыканты из Дрездена, Берлина и других городов, в том числе Телеман, крёстный отец Карла Филиппа Эммануила. Интересно, что Георг Фридрих Гендель, одногодка Баха из Галле, что всего в 50 километрах от Лейпцига, никогда не встречался с Бахом, хотя Бах дважды в жизни пытался с ним встретиться — в 1719 и 1729 годах [21] . Судьбы этих двух композиторов, однако, были соединены Джоном Тейлором, который оперировал обоих незадолго до их смерти.

Композитора похоронили вблизи церкви св. Фомы, где он прослужил 27 лет. Однако вскоре могила затерялась, и лишь в 1894 году останки Баха случайно были найдены во время строительных работ; тогда и состоялось перезахоронение.

Баховедение

Первым описанием жизни и творчества Баха стала работа, выпущенная в 1802 году Иоганном Форкелем. Составленная Форкелем биография Баха основана на некрологе и рассказах сыновей и друзей Баха. В середине XIX века интерес широкой публики к музыке Баха возрос, композиторы и исследователи начали работу по собиранию, изучению и изданию всех его произведений. Следующим капитальным трудом о Бахе стала книга Филиппа Шпитты, изданная в 1880 году. В начале XX века опубликовал книгу немецкий органист и исследователь Альберт Швейцер. В этом произведении, кроме биографии Баха, описания и анализа его произведений, много внимания уделяется описанию эпохи, в которую он работал, а также богословским вопросам, связанным с его музыкой. Эти книги были наиболее авторитетными до середины XX века, когда с помощью новых технических средств и тщательных исследований были установлены новые факты о жизни и творчестве Баха, местами вступавшие в противоречие с традиционными представлениями [22] . Так, например, было установлено, что Бах написал некоторые кантаты в 1724—1725 годах (раньше думали, что это произошло в 1740-е), были найдены неизвестные произведения, а некоторые приписываемые ранее Баху оказались написанными не им; были установлены некоторые факты его биографии. Во второй половине XX века было написано много работ на эту тему — например, книги Кристофа Вольфа. Также существует работа, называемая мистификацией XX столетия, "Хроника жизни Иоганна Себастьяна Баха, составленная его вдовой Анной Магдаленой Бах", написанная английской писательницей Эстер Мейнел от имени вдовы композитора.

Творчество

Органное творчество

Органная музыка в Германии ко времени Баха уже обладала давними традициями, сложившимися благодаря предшественникам Баха — Пахельбелю, Бёму, Букстехуде и другим композиторам, каждый из которых по-своему влиял на него. С многими из них Бах был знаком лично.

Прочее клавирное творчество

Оркестровая и камерная музыка

Вокальные произведения


Остальные вокальные произведения Баха включают несколько мотетов, около 180 хоралов, песни и арии.

Исполнение

Сегодня исполнители музыки Баха разделены на два лагеря: предпочитающие аутентичное исполнение, то есть с использованием инструментов и методов эпохи Баха, и исполняющие Баха на современных инструментах. Во времена Баха не было таких больших хоров и оркестров, как, например, во времена Брамса, и даже наиболее масштабные его произведения, такие как месса си минор и пассионы, не предполагают исполнение большими коллективами. Кроме того, в некоторых камерных произведениях Баха вообще не указана инструментовка, поэтому сегодня известны очень разные версии исполнения одних и тех же произведений. В органных произведениях Бах почти никогда не указывал регистровку и смену мануалов [23] . Из струнных клавишных инструментов Бах предпочитал клавикорд. Он встречался с Зильберманом и обсуждал с ним устройство его нового инструмента, внеся вклад в создание современного фортепиано. Музыка Баха для одних инструментов часто перекладывалась для других, например, Бузони переложил органную токкату и фугу ре минор и некоторые другие произведения для фортепиано.

Судьба музыки Баха


В XX веке продолжилось осознание музыкальной и педагогической ценности его сочинений. Интерес к музыке Баха породил новое движение среди исполнителей: широкое распространение получила идея аутентичного исполнения. Такие исполнители, например, используют клавесин вместо современного фортепиано и хоры меньшего размера, чем это было принято в XIX и начале XX веков, желая в точности воссоздать музыку баховской эпохи.

Читайте также: