Законотворческая деятельность юриста кратко

Обновлено: 03.07.2024

1. Законотворческая деятельность предусматривает прогнозирование, планирование, разработку, оформление, предварительное рассмотрение, научную экспертизу законопроектов и внесение их в Совет народных депутатов Кемеровской области.

2. Законотворческая деятельность осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, Уставом Кемеровской области и областным законодательством, международными договорами, заключенными Российской Федерацией или Кемеровской областью.

Информация об изменениях:

Законом Кемеровской области от 11 марта 2003 г. N 11-ОЗ в пункт 3 статьи 2 настоящего Закона внесены изменения

3. Законотворческая деятельность реализуется в виде подготовки:

поправок в Устав Кемеровской области;

проекта нового закона;

проекта закона, изменяющего или дополняющего действующий закон, или о признании закона утратившим силу;

проекта новой редакции (нового текста) действующего закона;

проектов законов Российской Федерации (изменений или дополнений к ним, о признании закона утратившим силу полностью или частично) в связи с осуществлением права законодательной инициативы Советом народных депутатов Кемеровской области в Федеральном Собрании Российской Федерации.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Участие в законотворческом процессе среди российских юристов становится все более популярной практикой. При этом в последние годы государство заняло оборонительную позицию в отношении сторонних экспертов. Как в таком случае продвигать свой закон и что должен помнить юрист, который решил попробовать себя в законотворчестве, – в авторской колонке статс-секретаря Федеральной палаты адвокатов РФ, старшего партнера коллегии адвокатов Pen & Paper Константина Добрынина.

Экспертность, желание и никаких скандалов. У каждого юриста свой путь в Госдуму – здесь нет универсального рецепта. Тем не менее есть определенные вещи, которые крайне важно помнить, перед тем как начать развивать себя в законотворческой практике. Во-первых, желательно, чтобы у юриста было хоть какое-то экспертное имя, узнаваемость и признание среди коллег. Во-вторых, должно быть искреннее желание поменять страну через какие-то малые дела. В-третьих, юрист должен самостоятельно протоптать себе дорогу на публичное мероприятие в парламент, коих там бесчисленное множество, а уже там, в публичной дискуссии, заинтересовать парламентариев. Дальше – дело техники и вашего личного умения коммуницировать. И, конечно же, нельзя забывать, что шлейф публичных скандалов не будет приветствоваться и точно вам не поможет.

С друзьями и коллегами веселее и эффективнее. Государство в широком смысле слова не заинтересовано в том, чтобы активные представители гражданского общества несанкционированно влезали в политику и законотворчество, поэтому если уж решил изменить мир, всегда надо найти союзников среди законодателей или профессиональных организаций. Вместе работать веселее и эффективнее. Среди профессиональных организаций с точки зрения экспертизы в части защиты прав адвокатов, уголовного судопроизводства и прочего я советовал бы ориентироваться на Федеральную палату адвокатов РФ. Безусловно, крайне эффективными могут быть некоторые коллеги из АЮР.

Порой на руку может сыграть участие в законотворческом процессе через крупный бизнес. Это делать можно и нужно, но воспринимать стоит как курс молодого бойца, потому что продвигать вы будете инициативы именно бизнеса, и не факт, что они будут отражать именно ваше понимание права и необходимости его уточнения. Тем не менее это отличный способ приобрести связи и набраться опыта.

Начинать с малого и искать компромиссы. Выбирая, с какого закона или проблемы лучше начать, помните, что есть области права, до которых сторонних экспертов обычно не допускают. Например, к их числу относится сфера государственной безопасности. А вот все, что касается защиты прав, например, ограниченно дееспособных или слабовидящих граждан, находится не в фокусе государственного внимания, поэтому именно здесь требуется помощь в виде свежих законодательных мыслей и хороших экспертов.
Не стоит замахиваться сразу же на глобальные изменения, в которых, как правило, переплетаются противоречивые интересы различных федеральных органов исполнительной власти. Возьмите что-нибудь очевидно пропущенное или ошибочное в законодательстве. Предложив подобную идею любому субъекту законодательной инициативы, вы со стопроцентной вероятностью будете поддержаны им.

Если вы столкнетесь с ситуацией, когда ваша позиция или позиция коллег по законопроекту идет вразрез с мнением законодателей (а рано или поздно с такой ситуацией сталкиваются все), ищите компромисс – до последнего. Лучше отдать или наоборот принять для размена какие-то нормы, но сохранить законопроект, чем упираться и не получить ничего.

Готовьтесь к отказам. Еще в мою бытность сенатором на базе Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству мы совместно с ФПА РФ создали рабочую группу по устранению уголовно-процессуальных абсурдов. Значительное число российских адвокатов регулярно участвовали в ее работе, и мы вместе с ними разрабатывали многие инициативы и вносили их. Вместе с сенаторами Вадимом Тюльпановым и Андреем Клишасом мы внесли тогда около 15 законопроектов. Из них примерно треть стали законами.

Важно понимать, что для нашей политической реальности принятие 25–30% законов из предложенных законопроектов – это хорошая статистика. Причины всегда просты и глобально делятся на две части: первая – политическая, когда для принятия закона требуется политическое решение, а его нет и нет желания его продавливать. Вторая более простая – интересы конкретных государственных органов входят в противоречие с законопроектом и интересами граждан, и единая бюрократия оказывается крайне эффективной.

Более того, в последние годы работать с законодателем стало в разы труднее, поскольку общий государственный и законодательный настрой носит скорее охранительный характер и менее настроен на защиту процессуальных прав граждан. Поэтому, предлагая какой-нибудь законопроект, будьте готовы к тому, что его могут отклонить. Это не причина опускать руки. Напротив, возможность оценить обстановку и понимать, как лучше действовать в следующий раз.

Правотворчество — это деятельность государственных органов, направленная на принятие, изменение, совершенствование или отмену юридических норм. Правотворчество знаменует возведение государственной воли в закон.

Правотворчество является формой государственного управления обществом, осуществляется государственными органами вне зависимости от типа государства, его задач, организации и форм осуществления государственной власти. Субъектами правотворчества являются государственные структуры и органы, наделенные необходимыми полномочиями для принятия законов. Правотворчество осуществляется в рамках предусмотренных процессуальных норм и является средством управления обществом, проявлением государственной деятельности.

В РФ только представительные и исполнительные органы власти могут издавать нормативно-правовые акты (законы, постановления, указы). Нормативные акты обладают разной юридической силой (в зависимости от места издавшего их органа в механизме правового регулирования).

Содержание правотворчества — это последовательные организационные действия. Начальным этапом правообразования является потребность в регулировании конкретных общественных отношений. Государство может самостоятельно издать нормативный акт, официально признать определенное общественное отношение юридическим, официально закрепить в качестве юридической нормы сложившийся правовой обычай.

Способы правотворческой деятельности:

  • непосредственная деятельность уполномоченных государственных органов по правоустановлению;
  • санкционирование государственными органами норм, сформированных в форме обычаев или разработанных негосударственными организациями;
  • референдумы (непосредственное правотворчество граждан).

Полномочия на правотворчество регламентированы Конституцией РФ, законодательством. В РФ правом принятия нормативных правовых актов обладают: Совет Федерации, Государственная Дума, представительные органы субъектов РФ, органы местного управления. Правотворческими органами являются Правительство, Президент, министерства, ведомства, главы администраций.

Готовые работы на аналогичную тему

  • законность;
  • научность;
  • гласность;
  • демократизм;
  • профессионализм;
  • оперативность.

Принципы правотворчества являются руководящим началом, положения деятельности, обуславливающие с принятие, отмену или замену юридических норм.

Особенности законотворчества

Законотворчество — это основная составляющая правотворческого процесса.

Этапы законотворческого процесса:

  • неофициальный — разработка и подготовка нормативного правового акта;
  • официальный — принятие нормативного правового акта.

До начала подготовки проекта закона проводятся предварительные работы, направленные на выявление потребности в принятии нормативного акта и соответствия целям правового регулирования. Перед началом разработки каждого проекта подготавливается справка о действующем правовом регулировании рассматриваемого вопроса в РФ и в иных странах.

На начальной стадии выделяются основные положения нормативного акта, которые должны решить поставленные задачи. При подготовке первоначального текста формируются специальные комиссии, ответственные за законопроект, проводится юридическая экспертиза. Предварительное обсуждение происходит с широким кругом субъектов. Наиболее важные законопроекты выносятся на референдум. Проект окончательно редактируется после учета всех предложений и замечаний.

Стадии принятия нормативного правового акта:

Соотношение правотворчества и законотворчества

Правотворчество и законотворчество — тесно взаимосвязанные, но различные явления правовой жизни общества. Процесс правотворчества охватывает формирование и принятия всего многообразия нормативно-правовых актов. Результатом правотворчества являются законы, подзаконные нормативные правовые акты, юридические прецеденты, нормативные договоры. Результатом законотворчества выступают только законы.

Правотворчество заключается в формировании права как институционального образования правовой действительности, а законотворчество является деятельностью специальных субъектов права по созданию законов. Правотворчество завершает процесс правообразования, приводит к появлению основных источников права. Стратегия правотворчества — искусство создания правовой основы развития общества с помощью правового закона. Основа данной стратегии лежит в плоскости создания правовых законов, основанных на началах гуманизма, нравственности, справедливости, соответствующих демократическим принципам права, общепризнанным принципам и нормам международного права, Конституции РФ.

Законотворческий процесс является составной частью правотворческого процесса, его сердцевиной. Понятие характеризуется деятельностью по принятию законов.

Помимо законов продукция правотворчества включает подзаконные нормативные акты, правовой обычай, юридический прецедент и нормативные договоры.

Законотворчество в РФ – сложный, неоднородный процесс.

Стадии законотворчества

Рассмотрим законотворчество и его стадии:

Действие нормативных актов

Нормативные акты могут включать временные, пространственные и субъектные пределы своего действия.

Здесь необходимо учитывать основной принцип, в соответствии с которым закон не обладает обратной силой. Это значит, что он не может быть распространен на отношения, имевшие место до того, как он вступил в юридическую силу.

Закону может быть придана обратная сила в случае:

  1. наличии такой информации в нем;
  2. смягчения или устранения ответственности.

Прекращение действия (утрата силы) для нормативных актов происходит в соответствии с:

  • завершением срока его действия;
  • выпуском нового акта, который призван заменить ранее действующий (то есть происходит косвенная отмена);
  • прямым указанием соответствующего органа, которое касается отмены акта (происходит прямая отмена).

В пространстве действие нормативного акта можно определить территорией. Именно на нее происходит распространение властных полномочий органа, который занимается издание соответствующих актов.

Территория России включает пространство (сухопутное и водное) в рамках государственных границ, а также воздушное пространство и недра. В территорию также входят российские дипломатические представительства за границей, торговые и военные суда, находящиеся в открытом море, воздушные корабли, которые находятся вне пределов нашей страны.

Органами субъектов Федерации не отменяются и не приостанавливаются на своих территориях законы общих федеральных органов.

На территории нашей страны действие нормативных актов происходит по отношению ко всем гражданам, органам государства, общественным организациям, иностранцам, лицам без гражданства. Наряду с этим есть специальные нормативные акты, действие которых распространяется лишь на некоторые категории должностных лиц и граждан.

Важно обратить внимание на принцип гражданства. Он гласит, что граждане нашего государства, вне зависимости от места своего нахождения, должны соблюдать законы РФ. Если они совершают преступное деяние в другой стране, то должны понести уголовную ответственность по российским законам. Это предусмотрено даже тогда, когда подобное преступление не считается преступлением в государстве, где гражданин РФ находится.

Читайте также: