Пояснительная записка к проекту вода в детском саду

Обновлено: 01.07.2024

Автор: Молькова Евгения Вячеславовна, воспитатель МАДОУ "Детский сад №57" г.Сыктывкар
Описание материала: Предлагаю вам методическую разработку "Реализация познавательно-исследовательского проекта "Сортируя отходы-сохраняем природу" для детей старшей группы (5-6 лет). Данный материал будет полезен не только воспитателям дошкольных образовательных организаций, но и для педагогов начального и дополнительного образования. Методическая разработка направлена на развитие педагогической компетентности в области экологического воспитания подрастающего поколения и повышения экологической культуры детей.
Форма проведения дела: проект
Адресат: воспитанники, родители, педагоги

Пояснительная записка
Проблема: В нашем городе в последние годы появились контейнеры для раздельного сбора отходов: для стекла и бумаги. Наблюдая во время прогулки за тем, как сортируют сознательные граждане бытовые отходы, у детей нашей группы возник вопрос: зачем люди сортируют отходы? Почему мы бросаем мусор в общий мусорный бак детского сада, а не в специальные контейнеры для раздельного его сбора? В результате чего у нас возникла идея о создании проектно-исследовательской деятельности.

Цель проекта: повышение экологической культуры дошкольников через знакомство с принципами раздельного сбора и возможностью их вторичного использования бытовых отходов.

Основные задачи проекта:
Образовательные
1. Расширить знания детей об источниках возникновения отходов, их классификации и способах утилизации;
2. Создать условия для получения детьми знаний и умений о возможном вторичном использовании бытовых отходов;
3. Продолжать формировать умение детей обобщать, делать выводы.
Развивающие:
1. Развивать интерес к познавательной экспериментально-исследовательской деятельности;
2. Продолжать развивать трудовые навыки и умения;
3. Развивать умения работать с различным бросовым материалом, знакомить с их свойствами.
Воспитательные:
1. Продолжать воспитывать бережное отношение к окружающей природе;
2. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности;
3. Укреплять позитивные детско-родительские отношения в рамках совместной деятельности.

Участники проекта: воспитатели группы, родители и дети.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность: среднесрочный.
Планируемый результат:
• Наличие представлений об источниках возникновения отходов, их классификации и способах утилизации;
• Наличие представлений о раздельном сборе отходов;
• Наличие знаний и умений возможности вторичного использования бытовых отходов;
• Выпуск информационных буклетов родителям;
• Повышение качества экологической культуры детей;
• Сдача собранной макулатуры на дальнейшую переработку;
• Сдача отработанных батареек.

Содержание
1 этап – Подготовительный:
• Составление плана работы по реализации проекта.
• Опрос родителей и детей: Сортируют ли они мусор для утилизации?
Используют ли бросовый материал для поделок с детьми и дизайна своего двора?
• Подбор наглядного материала, литературы, пособий, дидактических игр.
2 этап – Основной

.Целевые ориентиры программы выступают основанием преемственности дошкольного и начального общего образования . При соблюдении требований к условиям реализации программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности.

ВложениеРазмер
Проект 202 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования

на __ I __ квалификационную категорию

ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Гринько Марина Николаевна к.п.н. доцент

Методист МКУ Ташлинский ИМЦ

на Педагогическом совете

ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

воспитатель МАДОУ Д/с

Актуальность парциальной образовательной программы

Цель и задачи парциальной образовательной программы

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

Возрастные характеристики развития детей

Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы

Обоснование выбора содержания парциальной программы

Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы

Тематическое планирование образовательной деятельности

Содержание парциальной образовательной программы

Кадровое обеспечение программы

Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы

Методическое обеспечение материалами и средствами развития, обучения и воспитания

Время и сроки реализации парциальной образовательной программы

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Презентация парциальной образовательной программы

Приложение приложение 1 карта наблюдений

приложение 2 конспект занятия I. Целевой раздел

1.1. Актуальность парциальной образовательной программы

В современных условиях особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Существенную роль в этом направлении играет познавательная деятельность дошкольника, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

В условиях модернизации образования все большее значение приобретает познавательное развитие дошкольников, формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в гармонии с природой.

В процессе обучения исследовательскому поведению и экспериментированию выявляется уровень развития познавательной деятельности детей не только по отдельным аспектам, но и в комплексе.

В дошкольном возрасте расширяется круг представлений детей об окружающем их мире. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Игры с водой способствуют развитию таких качеств детей, как организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность, целенаправленность.

Программа обеспечивает учёт специфики условий осуществления образовательной деятельности, потребностей и интересов детей.

1.2. Цель и задачи парциальной образовательной программы

Цель программы : развитие познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования с водой.

1. Формировать у дошкольников представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов;

2. Развивать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста в процессе организации познавательно – исследовательской деятельности старших дошкольников;

3. Воспитывать ценностное отношение дошкольников к источникам питьевой воды, различным видам природных водоемов;

4. Формировать у детей умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы о свойствах воды.

Программа направлена на развитие мотивации личности ребенка к познанию, творческой самореализации личности ребенка на развитие умственных и экспериментальных способностей детей, тесное сотрудничество с семьей.

1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

В основу программы заложены следующие принципы:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

3)содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

6) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Содержание образовательной программы представлено в соответствии с подходами:

- рассматривает все компоненты в тесной взаимосвязи друг с другом; выявляет единство взаимосвязи всех компонентов педагогической системы (целей, задач, содержания, принципов, форм, методов, условий и требований);

- выделяет общие свойства и характеристики отдельных компонентов.

- утверждает представление о сущности человека как личности;

- ориентирует организацию педагогического процесса на личность как цель, результат и критерий эффективности;

- требует признания уникальности личности, права на свободу и уважение;

- использует опору на естественный процесс развития творческого потенциала, саморазвития личности.

- утверждает представление о деятельности как об основе, средстве и главном условии развития и формирования личности;

- ориентирует личность на организацию творческого труда как наиболее эффективное преобразование окружающего мира;

- позволяет определить наиболее оптимальные условия развития личности в процессе деятельности.

1.4. Возрастные особенности детей, на которых рассчитана программа

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Старший дошкольный возраст - период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни - обучению в школе.

В этом возрасте ребенок практически готов к расширению своего микромира, если им освоено умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности. Постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может начать с ними сотрудничать. Делает выводы о явлениях и вещах, опираясь только на непосредственное восприятие. Ребенок может уметь разделять предложенные предметы на две группы и находить для каждой группы общий признак. Ребенок называет все окружающие его предметы и явлений природы. У ребёнка произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Старший дошкольник может устанавливать причинно – следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений.

1.5. Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; владеет навыками элементарного эксперементирования; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.

1.6. Обоснование выбора содержания парциальной программы

1.7. Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы .

Наблюдение процесса познавательной деятельности ребенка, заполнение Карты наблюдения (1 раз в год)

Изучение и анализ продуктов художественно-творческой деятельности ребенка, внесение информации в Карту наблюдения.

Наш проект познавательно-исследовательский, где дети узнают много, нового исследуют, экспериментируют, проводят разные опыты.

Во-первых, проект позволяет почувствовать себя исследователем, во-вторых, проектный метод позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности.

Актуальность. Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания, экологической культуры дошкольников.

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.

Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Вода для нас – самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, одна из самых насущных потребностей человека. К воде необходимо относиться очень бережно, ведь воды, пригодной для питья, на Земле не так уж много, несмотря на то, что водой покрыто 3/4 площади Земли. Исходя из этого, важно познакомить детей дошкольного возраста с важностью воды, с её свойствами в процессе образовательной и экспериментальной деятельности.

Идея проекта : Развитие познавательной активности детей.

Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.

Игровая мотивация: Письмо от Капитошки.

Цель: : формирование представлений детей о воде, важности воды для всех живых организмов, расширение знаний детей о свойствах воды. Формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать мыслительно-поисковую деятельность детей.

Задачи проекта :

• Расширить знания детей о воде и её свойствах;

• Познакомить детей с круговоротом воды в природе;

• Дать представление об очистных сооружениях и способах очистки воды;

• Развивать любознательность и познавательную активность детей;

• Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

• Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.

• Активизировать природоведческий словарь ребёнка.

• Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при проведении опыта

• О свойствах воды, о ее формах и видах (родники. реки, моря, озера, океаны, осадки) и т. д.

• О роли воды в жизни человека и живых организмов.

• Узнают, что такое – круговорот воды в природе.

• Узнают о том, что воду загрязняют, мероприятиях по предотвращению загрязнения.

• Узнают, кто живет в воде, понимать взаимосвязь воды и всего живого на Земле.

• Дети будут бережно относиться к воде.

Вид, тип проекта : групповой, среднесрочный, исследовательский, творческий

Участники проекта : дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель группы.

1. Знакомство с художественными произведениями

2. Чтение стихотворений о воде

3. Заучивание пословиц и поговорок, разгадывание загадок

4. Рассматривание иллюстраций

Семья Лебедь сочинили сказку про КАПЕЛЬКУ.

7. Проведение конкурса рисунков о воде.

8. Наблюдение за водой на прогулке.

Этапы проекта :

• Определение направленности проекта, целей и задач;

• Создание опытно – экспериментальной лаборатории в группе;

• Подготовка и составление картотеки опытов и экспериментов с водой;

• Составление картотеки игр (подвижных, дидактических, речевых) по теме проекта;

• Подбор загадок, сказок, стихотворений, рассказов по теме проекта.

2 этап – исследовательский

А какую же роль играет вода вообще в жизни человека? Прежде чем, об этом говорить мы налили в прозрачный стакан воду и рассмотрели её.

Вода представляет собой прозрачную жидкость не имеет цвета, запаха и вкуса. В твердом состоянии называется - льдом, снегом или инием, в газообразном -водяной пар.

Виды воды: Пресная (дождь, реки, озера, соленая (моря, океаны) подземная, минеральная, сточная, ливневая; мертвая или живая (виды воды из сказок).

Применение: земледелие, питье и применение пищи, теплоноситель, пожаротушение, спорт (на льду, на снегу и даже под водой

Во время проекта проводилась работа с родителями:

- Поиск информации о воде.

- Экспериментирование в домашних условиях.

-Сочинение сказок о воде

Факты: В организме растений животных содержатся более 50% воды; если бы все ледники растаяли то большая часть суши была бы затоплена

3 этап – заключительный

Выставка детских работ по проекту;

Оформление презентации (фото – отчет) о проделанной работе.

Мы проанализировали и обобщили результаты, полученные в процессе исследовательской деятельности детей. В конце наших исследований мы сделали вывод: дети узнали много нового о воде, научились с ней экспериментировать, беречь, не засорять в природе. Процесс и результат принес детям радость, осознание собственных умений.

Результатами проекта являются :

У детей воспиталось эмоциональное, бережное отношение к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.

Сформировались представления о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привились навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту.

Дети научились прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

Эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения (умственное развитие). Дети обогатили свой словарь, развилось наблюдательность, любознательность, интерес к познавательной деятельности, ассоциативного мышления.

Ребята научились ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнёром, уважать мнение собеседника. У детей появился стимул для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно-исследовательских навыков.

Месяц Мероприятия Цель

Цель: уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, всех предметов, которые есть в помещении). Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода источник жизни, вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека. Прививать бережное отношение к воде. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами.

Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды (прозрачность, нет вкуса, нет запаха, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

Учить работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками, с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности

Цель: Закреплять знания детей о круговороте воды в природе. Продолжать воспитывать бережное отношение к воде.

Цель: формирование и систематизирование знаний детей о воде, о ее свойствах. о ее назначении.

Цель: Познакомить детей с агрегатными состояниями воды. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи

Цель: Формировать навыки экологически правильного поведения в природе частности во время отдыха на реке

- Королева – вода Н. А. Рыжова (экологическая сказка);

Сюжетно – ролевые игры:

Цель: Показать детям зависимость состояния воды от температуры воздуха. Познакомить со способом получения теплой и горячей воды. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.

Цель: Формировать представления о значении воды в жизни человека и для природы, о разнообразии состояний воды в окружающей среде. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

Цель: познакомить детей с техникой аппликативной мозаики.

Цель: Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу. Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.

Цель: формировать познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, активизировать мыслительную деятельность при проведении опытов.

Рисование по воде (техника Эбру)

Чтение стихотворений о воде:

Загадки, половицы и поговорки о воде

Цель: Познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в водной среде. Разъяснить необходимость охраны этих растений и среды их обитания.

Цель: дать элементарные представления о рыбах: внешнем виде, среде их обитания.

Цель: Создать радостное, веселое настроение. Закрепить полученные знания о воде, ее значении в жизни людей и всего живого. Воспитывать бережное отношение к воде.

Цель: Обогащать знания детей через знакомство с нетрадиционными техниками рисования. Формировать желание экспериментировать в рисовании.

1. Наблюдение за изменением состояния воды. Получаем талую воду.

Цель: Показать и рассказать, что снег перенесенный в теплое помещение постепенно тает, образуется талая вода, она содержит мусор, грязь по – этому снег в рот брать не следует, но такой водой хорошо поливать растения

Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды (прозрачность, нет вкуса, нет запаха, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного

. Цель: Показать детям зависимость состояния воды от температуры воздуха. Познакомить со способом получения теплой и горячей воды. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми

4. Замораживаем воду.

Цель: показать, что живая вода на морозе меняет свое состояние – превращается в твердый лед.

Когда бывает пар? Цель: познакомить с паром и условием его образования в домашних условиях. Пар это мельчайшие легкие капельки воды.

Рассматривая глобус мы обратили внимание, что большую площадь занимает вода. Большая часть земной воды – соленая, она не пригодна для хозяйства и питья

Цель: Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу. Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды

Надо взять чистый стакан, воронку, сито, бумажный фильтр, марлю. Сначала очищаем через сито - практически неочищенная, через марлю - стало чище, через бумажный фильтр- чистая.

Капелька: Посмотрите, какая у нас чистая стала вода.

Что мы про неё можем сказать?

Дети: (называют предположительные ответы)

-Вода стала чистая, прозрачная.

Список используемой литературы:

• Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.

• Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.

• Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании: методическое пособие. – М. : МОЗАИКА – СИТНЕЗ, 2012

• Шорыгина Т. А. Зеленые сказки: Экология для малышей. – М. : Книголюб, 2006.

• Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: средняя группа. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.

• Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013.

• Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: средняя группа – МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014

• Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности: книга для воспитателей детского сада и родителей – 2-е издание, дораб. – М. : Просвещение: Учеб. Лит. 1996.

• Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы. Методическое пособие под ред. Киселевой Г. М., Пономаревой Л. И. – М. : ТЦ Сфера, 2009.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся,

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

Вода — основа жизни на Земле,
Она необходима всем вокруг:
Растениям, животным, человеку,
Расходуй ее бережно, мой друг!

Актуальность

Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки.

Обостренное внимание мирового сообщества к экологическим проблемам, от решения которых зависит будущее человечества, да и каждого человека в отдельности, стало причиной, побудившей нас формировать у дошкольников представление о мире, значении воды в жизни человека, об их взаимосвязи и взаимозависимости.

Наметили направления в работе с детьми: виды воды, её функции, характеристику, а также влияние воды, как на живую природу, так и на неживую. Изюминка нашего проекта в том, что мы с детьми не будем решать глобальные экологические проблемы, как спасти мир, а постараемся решить хотя бы одну, но не менее важную для их окружающего мира – бережное отношение к воде.

Цель: сформировать у дошкольников элементарные экологические знания и представления, навык бережного отношения к воде; развивать любознательность, логическое и диалектическое мышление и поведение через организацию поисково - познавательной деятельности, в процессе углубления и расширения знаний у детей о воде и ее свойствах, формировать экологическую культуру, бережное отношение к природе. Формировать человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде.

Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность.

Учить накапливать опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.

Дать детям представление о свойствах воды, о ее формах и видах (родники, реки, моря, озера, океаны, осадки и т.д.).
Дать представления о роли воды в жизни человека и живых организмов.
Познакомить с круговоротом воды в природе.
Уточнить представления об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

Развивать речь, воображение, мышление, умение анализировать, сравнивать.

Формировать навыки работы в коллективе, умение и желание согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.

Воспитывать бережное отношение к воде – как основному природному ресурсу.
Развивать экологическую культуру.

Вид проекта: познавательно-исследовательский

По предметной области: Познание

По составу – групповой

По продолжительности долгосрочный 1 год

Участники проекта – воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, учителя-логопеды, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, родители.

Предполагаемый результат проекта:

Дети: Сформированная мотивация детей на природоохранную деятельность, первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

Развитие социально-значимых качеств личности.

Ответственное отношение детей к окружающей среде.

Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.

Дети будут иметь достаточно представлений о воде.

Знание особенностей Мирового океана (т.е. Мировой океан –

это океаны, моря, реки… - вода, которая нас окружает)

Дети будут не только уметь называть свойства воды, но и уметь на опытах их доказывать

Понимание взаимосвязи воды и всего живого на Земле

Научатся бережному и экономному отношению к воде – как источнику жизни.

Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми через совместные игры.

Повышают профессиональный уровень.

Формы обучения:

Продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, видение дневников наблюдений

Чтение художественной литературы, театрализованная деятельность

Наблюдения в уголке природы, на прогулке.

Целевые прогулки на природе

Игры: подвижные, дидактические, настольные

Разные формы бесед: по иллюстрациям, по вопросам, о прочитанном и т.д.

Организация труда в уголке природы, на участке детского сада

Экспериментирование, поисковая деятельность на интересующие вопросы

Работа с календарем природы, дневники наблюдения.

Наблюдения на прогулках за тающим снегом, капелью.

Заучивание стихотворений, отгадывание загадок

Физ.минутки, дидактические и подвижные игры, пальчиковые игры

Информационные листы для родителей

План реализации проекта:

Подготовительный этап проекта:

Создание экспериментальной лаборатории в группе;

рассматривание плакатов, связанных с объектом неживой природы -

подбор подвижных и речевых игр;

составление конспектов тематических занятий по разным разделам

составление и создание опытов, экспериментов с водой.

На помощь пришли игрушки-инкубаторы: положили яйцо в воду, понаблюдали, что с ним происходит. Это и стало нашим первым наблюдением. Цель которого: дать детям преставление о том, как зарождалась жизнь, определить место воды в данном процессе.

Учили вести дневник наблюдений, зарисовывая увиденные изменения, делать вывод о происходящем. Воспитывали у детей силу воли к длительному наблюдению

За несколько дней мы вырастили маленькое чудо в банке, что вызвало огромный интерес детей к тому, как жизнь зарождалась в воде. Встал новый вопрос: Какая она? Где ее начало? Дети искали ответы самостоятельно, включая воображение, мышление, память.

Основной этап

Цель: закрепление и углубление знаний о воде.

СЕНТЯБРЬ

Задачи: Дать детям представление о том, что планета Земля - это огромный мир. Большая часть земли покрыта водой, (океанами и морями).

Вода - источник жизни. Воспитывать бережное отношение к природе.

Рассматривания с детьми воды на глобусе, географической карте.

Рассматривание картин

ОКТЯБРЬ

Задачи: Дать представление о некоторых видах природных водоёмов, рек, морей, озер. Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту. Понятие, что в водоемах вода бывает разной тем­пературы, в зависимости от температуры воды в водоёмах жи­вут разные растения и животные.

НОЯБРЬ

Задачи: Ознакомить детей со свойствами: не имеет запаха и цвета, почему течет. Учить детей последовательно излагать свой мысли, правильно строить свою речь, обогатить словарный запас.

Совершенствовать представления о жидком, твёрдом, газообразном состоянии воды.

Беседа: Вода прозрачная и не имеет собственной формы. В состав воды входит кислород.

ДЕКАБРЬ

Задачи: Выявить вещества, которые растворяются в воде. Познакомить со способами очистки воды - фильтрованием. Развивать наблюдательность, умение сравнивать.

Беседа: Познакомить с процессом растворения краски, сахара в воде. Фильтрования воды с разными веществами.

ЯНВАРЬ

Задачи: Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека, развивать социальные навыки у детей, умение работать в группе, договариваться, доказывать правильность своего мнения.

Заучивание стихотворения Ф.Тютчева.

ФЕВРАЛЬ

Задачи: Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде. Разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.

Конструирование Морские животные, водоплавающие птицы (из геометрических фигур на плоскости) Оригами: рыбка, лодочка, лебеди, лягушка, стаканчик для воды

Задачи: Показать значение воды в жизни живой природы. Используя модели закрепить знания детей о воде, как средство обитания некоторых животных.

АПРЕЛЬ

Задачи: Помочь детям понять: как загрязнение водоёмов влияет на жизнь птиц, рыб и других обитателей. Прививать бережное отношение к воде.

Составление кроссвордов, ребусов.

Что нужно сделать, чтобы водоемы не загрязнялись?

Исследовательский этап

Цель: формировать элементарные исследовательские навыки и умения у дошкольников

Исследовательский этап включает в себя:

Опыты и эксперименты

Игры и игровые обучающие ситуации

Подтверждение свойств воды:

Текучесть, прозрачность, отсутствие вкуса и запаха.

Растворимость веществ в воде.

Три состояния воды: жидкое, твердое, газообразное

Как сделать воду чистой?

Надо ли беречь воду?

Можем ли мы 1 день обойтись без воды?

Как вода попадает в дом?

Почему растениям нужна вода?

Создание экологических плакатов

Цель: сформировать у дошкольников первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов на примере бережного использования воды в быту.

Экспериментально – исследовательская деятельность. Свойства воды:

1. Вода – это жидкость.

2. Вода – не имеет вкуса, принимает вкус растворённого вещества (сахар, соль).

3. Вода – не имеет запаха.

4. Вода – не имеет цвета.

5. Вода – не имеет формы.

6. Струя воды может двигать предметы (вращает колесо мельницы)

9. Наблюдение за свойствами снега

10. Изготовление цветных льдинок.

Изготовление плакатов

Взаимодействие со специалистами

Работа с родителями:

Совместная экскурсия детей и родителей на водоем.

Работа детей и родителей с дневниками наблюдений.

Совместные экологические праздники и театрализованные представления.

Создание газет с семейными историями.

Выставка детских работ.

Консультации для родителей

5 этап: Презентация проекта

Заключительный этап проекта.

Цель: Закрепление знаний детей о воде, ее свойствах и необходимости для жизни всего живого на нашей планете

Создать у детей радостное настроение;

Вызвать желание участвовать в инсценировках и праздничных развлечениях;

Показать огромное значение воды для всех живых существ;

Уточнить представления детей о разных состояниях воды, о природных водоисточниках;

Воспитывать бережное отношение к воде.

Развивать умения отгадывать загадки.

Совершенствовать гигиенические процедуры.

Вручение дипломов и почётной медали юных защитников природы.

Список литературы

3 Кравченко И.В.,Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду, Младшая и средняя группы: Методическое пособие/Под ред. Г.М.Киселевой, Л.Н. Понаморёвой. М.,ТЦ Сфера, 2008,-176 с.

4 Листок на ладони: Методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников.\Под ред. Л.М.Маневцевой: СПб Детство-ПРЕСС,2003-112 стр.

Автор: Шмунк Альбина Викторовна

Организация: МБДОУ Елизаветинский детский сад

Населенный пункт: с. Елизаветинка

Цель проекта: Формирование представлений детей о воде и её свойствах, подвести к пониманию важности воды для всех живых организмов и необходимости её беречь. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни.

  1. Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой;
  2. Обогатить запас знаний родителей о влиянии экспериментирования на развитие мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников.
  3. Дать детям понять, что вода – это источник жизни, и все живое на земле пьет водичку.
  4. Познакомить детей со свойствами воды (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, другие вещества ее окрашивают, вода может быть горячая и холодная)
  5. Воспитывать у детей эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к воде и окружающему миру в целом.

У детей будут формироваться познавательные способности в процессе исследовательской деятельности, практических опытов с водой; будут сформированы элементарные представления о воде, о свойствах воды в процессе практических опытов с водой, о ее формах и видах (родники, реки, моря, озера, океаны), ее значении для человека, животных и растений, воспитание бережного отношения к воде; узнают о том, что воду загрязняют и о мероприятиях по предотвращению загрязнения. Узнают, кто живет в воде, будут понимать взаимосвязь воды и всего живого на Земле.

Методы и приемы:

  • Словесный – рассказ воспитателя, беседы с детьми, вопросы.
  • Наглядный – показ демонстрационного материала, показ образцов, выставка созданных работ.
  • Практический – проведение экспериментов по теме проекта.

Этапы проекта:

I этап – Подготовительный.

- Создание необходимых условий для реализации проекта

в) подбор экспериментов с водой;

г) подбор сюжетно – ролевой игры, подвижной и малоподвижной игр.

д) Информирование родителей по теме проекта, участие родителей в сборе необходимого оборудования для опытов с водой;

II этап – Основной.

Тема или форма деятельности

Формировать представление о том, что вода необходима человеку для умывания, чтобы быть здоровыми, чистыми. Продолжать развивать культурно – гигиенические навыки.

Обратить внимание детей на значение воды в повседневной жизни. Познакомить со свойствами воды, во что она может превращаться, для кого и чего она нужна. Формировать первичные представления о круговороте воды в природе, о роли солнца и воды в жизни природы и человека. Воспитывать бережное отношение к воде.

Знакомить со свойствами воды

Просмотр слайд-шоу по теме “Вода в природе”.

Обратить внимание детей на необходимость воды для растений

Формировать представления о важности воды для растений, рыб, животных и человека.

Чтение художественной литературы.

- Отгадывание загадок о воде.

Формировать у детей умение на слух воспринимать потешку, запоминать слова, проговаривать их.

Закреплять желание быть всегда аккуратным и чистым.

Продолжать отрабатывать умение работать с бумагой, клеем; дополнять готовый образ. Развивать мелкую моторику, чувство композиции и цвета. Уточнить и закрепить знание детей о внешних признаках рыб. Дать представления о том, что всем нужна вода, даже рыбкам, без воды рыбки погибнут.

Закреплять знания о среде обитания рыб.

приучать детей использовать различные техники лепки.

расширить знания детей о значении воды в жизни человека.

Способствовать физической активности детей

Наблюдение за явлениями, связанными с водой: облака, дождь, снегопад, гололед сосульки.

Работа с родителями

Консультации для родителей

Привлечение родителей к оформлению уголка по теме проекта.

активизировать совместную деятельность детей и родителей.

Презентация проекта на педагогическом совете и в группе перед детьми.

• Пополняли и расширили знания о свойствах воды, о ее формах и видах.

• Расширили знания о роли воды в жизни человека и живых организмов.

• Узнали, что такое круговорот воды в природе.

• Узнали о взаимосвязи воды и всего живого на Земле

• Осознали о важности воды и бережном отношении к ней.

1. Привлечение родителей к жизни детского сада.

2. Родители получили информацию о важности экспериментальной деятельности в развитии ребенка.

Мониторинг

  1. Где мы видим воду?
  2. Может ли человек жить без воды?
  3. Какой бывает вода? (бесцветная, прозрачная, безвкусная, без запаха, льется)
  4. Как люди используют воду?
  5. Кому нужна вода, кроме людей?
  6. Есть ли форма у воды?
  7. Всегда ли вода бывает прозрачной?
  8. Почему она бывает мутной?
  9. Прозрачная ли вода в реке, в озере, луже?
  10. Что бывает с водой, если ее вынести на мороз?
  11. Лед и снег – это вода? Почему?
  12. Когда вода бывает горячей?
  13. Как получается теплая вода?
  14. Когда она холодная?
  15. Что можно делать в воде, с водой? (купаться, закаляться, плавать, ловить рыбу, пить и другое)

Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя (звучит музыка). Воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается. Воспитатель говорит, что она – мама – Тучка, а ребятки ее детки – капельки. Им пора отправляться в путь.

Капельки разбегаются, прыгают, танцуют. Мама – тучка показывает, что им делать. Капельки полетели на землю. Скучно им стало по - одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети берутся за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу).

Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама – Тучка говорила им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (дети присели, затем поднимаются и вытягиваются вверх). Испарились (высохли) капельки под лучами солнца, вернулись к маме – Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

Опыты с водой.

Наблюдать за таянием снега.

Вывод: Снег тает и превращается в воду.

Физкультминутки

1.Дождь

Надо нам расходиться по домам! (Шагаем на месте.)

Гром! Гром, как из пушек.

Нынче праздник для лягушек. (Прыжки на месте.)

Град! Град! Сыплет град,

Все под крышами сидят. (Присели, хлопки в ладоши.)

Только мой братишка в луже

Ловит рыбу нам на ужин. (Шагаем на месте.)

2.Кап-кап

Кап-кап, я — капель, у меня в апреле

На весеннем тепле капельки поспели. (Хлопаем в ладоши.)

Кап-кап на скамью, детям на игрушки.

Кап-кап воробью прямо по макушке. (Прыжки на месте.)

3.Над водой летят стрижи

Над водой летят стрижи, (Руки в стороны.)

Под водой плывут ерши, — (Присели.)

Расписные паруса. (Руки сцеплены в замок перед грудью, плавные движения туловища.)

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это — брасс.

Одной, другой — это кроль.

Все, как один, плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой. (Выполняем движения по тексту.)

Художественная литература

Потешки

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Зайка серый умывается,

Видно в гости собирается.

Вымыл носик, вымыл ротик,

Вымыл ухо, вытер сухо

- Курочка – рябушечка, куда ты пошла?

- Курочка – рябушечка, за чем ты пошла?

- Курочка – рябушечка, зачем тебе водичка?

- Курочка – рябушечка, как цыплятки просят пить?

- Пи – пи – пи – пи – пи!

Ой, лады,лады,лады! (хлопают в ладоши)

Не боимся мы воды! (разводят руки в стороны)

Чисто умываемся – вот так! (имитируют умывание)

Маме улыбаемся – вот так! (опускают руки, улыбаются)

Кто горячей водой умывается,

Кто холодной водой умывается,

А кто не умывается

Никак не называется.

Загадки

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я. Кто я такая? (вода)

Зимнее стекло весной потекло. (ЛЕД)

Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло. (лед)

Выпучив глаза, сидит,

Не по- русски говорит.

Родилась в воде,

А живет на земле. (лягушка)

По морям и океанам

Он ведет нас к жарким странам.

Пар, клубясь, из труб идет

Это теплый … (пароход).

Пальчиковые игры

Ладошки

Мыли мылом ушки, (руками моем ушки)

Мыли мылом ножки.(моем ножки)

Рыбки

Пять маленьких рыбок играли в реке, (ладони сомкнуты, волнообразные движения в воздухе)

Лежало большое бревно на песке. (руки прижаты друг к другу, переворачиваются с боку на бок)

Четвертая стала чуть – чуть замерзать. (быстро качаем ладонями – дрожь)

Пятая крикнула: «Здесь крокодил! (запястья соединяются, ладони раскрываются и соединяются – рот)

Кораблики

Плывет, плывет кораблик

По речкам и морям. (обе ладони поставить на ребро, мизинцы прижать друг к другу, большие пальцы поднять вверх)

Плывет, плывет кораблик

На нем я капитан.

Рыбки

Рыбки плавали, ныряли (имитируют движения пловца)

В чистой свеженькой воде.

То сожмутся, разожмутся, (обхватывают себя руками, затем разводят руки в сторону)

Читайте также: