Анализ прощай немытая россия анализ стихотворения кратко

Обновлено: 02.07.2024

История создания

К сожалению, нам неизвестна точная датировка написания данного произведения. Литературоведы полагают: данные стихотворные строки Лермонтов создал в 1841 г., накануне повторной ссылки на территорию Кавказа. Самодержавие, выдвинувшее поэту обвинение, обнаружило удачный повод надолго избавить себя от неугодного стихотворца. Высылку на Северный Кавказ, охваченный пламенем войны, можно было рассматривать как смертный приговор. Словно предвосхищая свою скорую смерть, поэт прощается с Родиной: через непродолжительное время он погибнет.

Жанр, направление, размер

К романтическим чертам можно отнести такие маркеры, как: трагизм мировосприятия, вражда с окружающим обществом и пр. К чертам реализма можно отнести следующие характеристики: наличие исторических деталей и критическую направленность. Поэтический размер – четырёхстопный ямб. Рифма перекрёстная.

Композиция

Образы и символы

Лермонтов представил в произведении следующую образную палитру:

Темы и настроение

Основная тема стихотворения – резкое осуждение существующего режима в России.

Основная идея

Средства выразительности

Гражданский пафос произведения передан определёнными выразительными средствами, таким как:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа

Сокроюсь от твоих пашей,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей.

Вариант 1

Лермонтову предстояло вернуться на Кавказ, но он не хотел возвращаться туда, где его не любили и не признавали. Так как он был эмоциональным человек с взрывным характером, то резко отреагировал на новость о скором отъезде. В порыве гнева поэт и написал это стихотворение.

Оно состоит всего из двух четверостиший, но передает все отчаяние и злость, испытываемые Лермонтовым. Он мечтает о свободе слова и не понимает, почему людей наказывают за собственное мнение и принципы. Он называет народ рабами, так как все молчат и не хотят ничего делать для своей страны. Лишь декабристы попытались что-то сделать, но их восстание было жестоко подавлено.

Стихотворение про Россию написано четырехстопным ямбом. Присутствует чередование мужской и женской рифм. Усиливают напряжение многочисленные пиррихии. Лирический герой прощается с Россией, как с живым существом. Он не жалеет об отъезде и надеется обрести покой на Кавказе.

Вариант 2

В это время поэт видел свет в темных и серых тонах, недаром было написано такое произведение. Этот человек был очень чувствителен к критике по отношению к себе, и воспринимал все очень серьезно, именно потому его обидчивость не знала границ. А потому он воспринимал все очень пессимистично. Этот человек был очень чувствителен к критике по отношению к себе, и воспринимал все очень серьезно, именно потому его обидчивость не знала границ. А потому он воспринимал все очень пессимистично.

Это произведение – далеко не романтическое, но это не мешает тому, что стихотворение Лермонтова – поистине достойно похвалы. Ведь оно приоткрывает все недостатки того правительства.

Вариант 3

Это знаменитое стихотворение, относится к 1841 году. Оно входит в сборник стихов и сочинений М.Ю. Лермонтова, но до сих пор историки и культуроведы спорят и не могут до конца быть уверены, что автором данного произведения является Михаил Юрьевич.

Абсолютно каждая строка пропитана ненавистью, будто плевок в сторону государства, и от этого еще более странно выглядит данное произведение среди всей остальной лирики Михаила Юрьевича. Вообще сам стиль написания не свойственен для поэта, он нигде и никогда не употреблял подобных фраз в своем творчестве.

Конечно, Лермонтов всегда шел вразрез с общепринятыми нормами, поэт-бунтарь, поэт-мятежник… Он жил лишь чувствами и эмоциями, у него все было на пределе, если любил, то жарко, если ненавидел, то до глубины души своей! Зная импульсивность поэта, можно подумать, что возможно он находился в расстроенных чувствах и таким образом выразил свою обиду.

Но, это стихотворение слишком выделяется, контрастирует со всеми остальными стихами того временного отрезка. Не совпадает по стилистике, не найдено ни одной достоверной записи в черновиках, некоторые слова имеют несколько вариантов написания (синонимов) и, наконец, о нем стало известно неожиданно, спустя время (в начале 70‑х годов) от предполагаемого выпуска произведения.

Вариант 1

История создания

Литературоведы сомневаются в точной дате создания этого стихотворения. Традиционно годом рождения этих лермонтовских строк называют трудный для поэта 1841 год.

Основная тема и сюжетная композиция

Стихотворение состоит из восьми строк и имеет четко выраженное композиционное членение: немытая и неустроенная Россия противопоставляется гордому и свободолюбивому Кавказу, на земле которого поэт надеется обрести успокоение.

Образные средства, используемые в стихотворении

Отсюда используется прием антитезы, когда рабская Россия противопоставляется свободолюбивому, борющемуся за свою независимость Кавказу.

Реакция на стихотворение современников поэта

Стихотворение пользовалось огромной популярностью у свободомыслящей молодежи, мечтающих о коренных преобразованиях российской жизни. Оно вдохновляло революционеров-народников, большевиков и эсеров.

Вариант 2

История создания

Стихотворение написано в 1841 году перед ссылкой поэта на Кавказ. Его личная жизнь снова неустроена, служба не приносила удовольствия, свобода творчества была практически ограничена. После очередной дуэли с участием Лермонтова его арестовали на основании слухов, было вынесено постановление о ссылке поэта на Кавказ (война там длилась около полувека) “в первую линию наступления”.

Фактически это был смертный приговор, и автор понимал это, не зря его стихотворение начинается со слова “Прощай..”. Именно так в царской России поступали с неугодными людьми, которые мешали режиму, но были слишком яркими личностями, чтобы быть осужденными безвинно. Поэт написал гневное стихотворение зимой 1841 года, летом этого же года его не стало.

Неприятие общественных устоев и политического режима России. Обида и одиночество человека, непризнанного своей страной, не нужного ей. Невозможность жить в условиях слежки, доносов, низости и самоуправства. Это единственное стихотворение, в котором Лермонтов так откровенно осудил ту Россию, которая превратилась в безликую, раболепствующую, угнетённую страну. Он чётко разграничил тех, кто управляет “мундиры голубые”, “паши” и кто пресмыкается “им преданный народ“.

Будучи человеком с тяжёлым характером, острым и язвительным, Лермонтов практически не имел друзей, не был уважаем в “благородном” обществе, за ним тянулась слава неуравновешенного, обозлённого человека. Этот факт способствовал тому, что он чувствовал себя чужим на балах и светских раутах, ему были неинтересны пышные приёмы, где он часто вступал в конфликты, бросал колкости в адрес присутствующих.

Идея – поэт не принимает раболепское мышление и образ жизни дворянства, вездесущий контроль со стороны жандармерии, которая была одинакова нелюбима гражданскими и военными. Их способы управления и воздействия на думающих людей поэт презирал, как и самого царя. Искренняя любовь к России, как матери, её природе, красоте и обычаям – вот то, что ценил Лермонтов. До конца жизни он был ярым патриотам, не смотря на отношения с властью.

Лирический герой в стихотворении печален и разочарован, он потерян и угнетён. Яркой антитезой звучит сравнение “немытой” России и гордого свободного Кавказа. Такой обидный эпитет родина заслужила за то, что она погрязла во лжи, чинопреклонении, доносах и угодничестве.

Композиция

Небольшое произведение – всего два четверостишия – уместило целую эпоху и характеристику общества 19 века. В первой строфе поэт прощается со всем, что его тяготит, в этих строках чувствуется боль и разочарование. Во второй строфе лирический герой выражает смутную надежду найти своё место “за стеной Кавказа“, где нет отвратительного мировоззрения и устоев, характерных для Москвы и Петербурга (“всевидящих глаз и всеслышащих ушей“).

Ощущение присутствия лирического героя достаточно значимо благодаря формам глаголов, которые использует автор и эмоциональной субъективности во второй строфе.

Стихотворение, затрагивающее тему человека и толпы, непринятия пороков современного общества. В произведении есть черты эпиграммы, оно ярко высмеивает “всевидящий и всеслышащий” режим, рабское сознание людей, их недостатки. Как и эпиграмма, оно обращено к конкретному адресату, даже к нескольким “мундирам”, “народу”, “немытой” родине. С. Наровчатов назвал стихотворение “эпитафией всей николаевской России”.

Размер стихотворения: четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Средства выразительности

Незабываемые авторские эпитеты, которые делают стих произведения непревзойдённо “лермонтовским”: “немытая Россия”, “преданный народ”, “всевидящий глаз”, “всеслышащие уши”. Последние два словосочетания являются также тонкими сатирическими гиперболами.

Метонимия “голубые мундиры” используется вместо озвучивания слова “жандармы”.

Метафоры – “страна рабов, страна господ”, “стена Кавказа”, “паши”.

Вариант 3

История создания. Стихотворение “Прощай, немытая Россия” было написано Лермонтовым перед отъездом во вторую ссылку на Кавказ — весной 1840 г. Это одно из наиболее смелых политических произведений поэта. Из-за радикального содержания оно было впервые напечатано только в 1887 г.

Жанр произведения — гражданская лирика.

Основная тема стихотворения — резко отрицательное отношение поэта к полицейскому режиму, установленному Николаем II. Лермонтов с большой любовью относился к России, о чем свидетельствуют многие его стихотворения. При этом он отделял понятия страны и народа от политической власти.

Поэт был уверен, что бедность и отсталость Российской империи вызваны исключительно авторитарным характером власти. Стихотворение может показаться оскорбительным для русского человека, но на самом деле оно является реальной критикой. Лермонтову было бесконечно больно видеть Родину в униженном состоянии.

“Немытая Россия” вызывает насмешки, но это не значит, что ее не нужно любить. В произведении нет ни одной оптимистической ноты. Это объясняется душевным состоянием самого поэта. В 1840 г. Лермонтов переживает тяжелый духовный кризис, усиленный второй ссылкой. Именно поэтому он так негативно настроен.

Наибольший гнев поэта вызывает крепостное право, из-за которого Россия может быть справедливо названа “страной рабов, страной господ”. Крепостничество распространяется не только на помещиков и крестьян. Рабским духом пропитано все население страны. Ужасающий порядок бдительно охраняют “мундиры голубые”.

Во многих произведениях Лермонтов высказывал мысль о бесполезности своего поколения. Современники поэта уже давно смирились со всем и отказались от борьбы с несправедливостью. Крестьяне забиты настолько, что тоже не помышляют об изменении своего положения (“послушный им народ”). Вторая ссылка Лермонтова нанесла ему еще один серьезный удар. Поэт понял, что сопротивляться в одиночку бесполезно. В какой-то степени он даже рад отъезду на Кавказ, потому что там есть возможность укрыться от “всевидящего глаза” и “всеслышащих ушей”.

Композиция. Первая строфа стихотворения содержит в себе горькое прощание автора с неласковой Родиной. Вторая строфа — надежда поэта на избавление от тотальной слежки.

Размер произведения — четырехстопный ямб.

Выразительные средства. В основе всего произведения лежит горькая ирония автора. Она основана на очень резких антитезах: “страна рабов” — “страна господ”; “мундиры голубые” — “послушный народ”. Еще острее и прозрачнее метафоры: “мундиры голубые” — жандармы, “всевидящий глаз” и “всеслышащие уши” — весь государственный аппарат Российской империи, в основе которого лежат цензура, слежка и подозрительность.

Главная мысль стихотворения — социально-политическое положение в России достигло самой крайней точки. Лермонтов был настоящим патриотом, но даже его довели до такого состояния, что ссылку он воспринимает в качестве избавления.

Вариант 1

Оно было создано зимой 1841 года в Санкт-Петербурге, накануне отъезда поэта на Кавказ. Лермонтов провел в северной российской столице больше месяца, рассчитывая выйти в отставку и поставить жирный крест на военной карьере, которая его тяготила. Однако по настоянию бабушки был вынужден отказаться от этой идеи. Светские рауты не прельщали поэта, вызывая в нем острое чувство раздражения, возвращаться на службу тоже не хотелось. Кроме этого, рассчитывая посвятить свою жизнь литературе, Лермонтов осознавал, что из-за своих резких и обличительных стихов находится в опале, и двери многих знатных домов для него уже закрыты.

Будучи по натуре человеком достаточно свободолюбивым и своенравным, Лермонтов, тем не менее, подавляет в себе желание открыто выступить против существующего режима. У него еще свежи в памяти те нападки и унижения, которым незадолго до гибели подвергся Пушкин. Быть публично осмеянным для Лермонтова равнозначно самоубийству, и пребывание на Кавказе, по его мнению, позволит улечься волнениям, которые неизменно вызывали стихи поэта, изредка появляющиеся в печати.

Однако Лермонтов вряд ли предполагал, что прощается с Россией навсегда. Хотя бытует мнение, что поэт не только предчувствовал свою гибель, но и стремился к смерти. Тем не менее, страна, которую автор так любил и восхищался ее героическим прошлым, осталась в творческом наследии поэта именно такой – немытой, грубой, жестокой, порабощенной и превращенной в одну огромную тюрьму для сильных духом и свободных людей, к которым Лермонтов, несомненно, причислял и себя.

Вариант 2

В творчестве Михаила Лермонтова есть немало спорных произведений, которые были созданы под воздействием сиюминутного порыва либо душевных переживаний. По воспоминаниям очевидцев, поэт был достаточно неуравновешенным, вспыльчивым и обидчивым человеком, который мог затеять ссору из-за любого пустяка и очень болезненно реагировал на то, как к нему относятся окружающие.

Будучи по натуре человеком достаточно свободолюбивым и своенравным, Лермонтов, тем не менее, подавляет в себе желание открыто выступить против существующего режима. У него еще свежи в памяти те нападки и унижения, которым незадолго до гибели подвергся Пушкин. Быть публично осмеянным для Лермонтова равнозначно самоубийству, и пребывание на Кавказе, по его мнению, позволит улечься волнениям, которые неизменно вызывали стихи поэта, изредка появляющиеся в печати.

Однако Лермонтов вряд ли предполагал, что прощается с Россией навсегда. Хотя бытует мнение, что поэт не только предчувствовал свою гибель, но и стремился к смерти. Тем не менее, страна, которую автор так любил и восхищался ее героическим прошлым, осталась в творческом наследии поэта именно такой – немытой, грубой, жестокой, порабощенной и превращенной в одну огромную тюрьму для сильных духом и свободных людей, к которым Лермонтов, несомненно, причислял и себя.

Вариант 3

Недоброжелатели России часто ставят данное произведение в качестве примера суровой критики своей страны одним из лучших ее представителей. Можно признать справедливость такого мнения. Но не стоит забывать, что только личность такого масштаба имеет полное право на такие заявления. Лермонтов глубоко любил Россию, он прекрасно понимал и чувствовал все ее недостатки, главным из которых считал политический строй.

Точная дата создания произведения неизвестна. Считается, что оно было написано перед очередной ссылкой в 1941 году.

Царское правительство, обвинив М.Ю. Лермонтова в участии в дуэли, нашло повод для того, чтобы избавиться от неудобного поэта.

Ссылка на Кавказ, где шли военные действия, была равносильна смертному приговору. Предчувствуя гибель, М.Ю. Лермонтов прощается с Россией.

Через несколько месяцев его не стало.

2. Литературное направление

Структура и идейное содержание стихотворения соответствует переходному периоду в творчестве поэта от романтизма к реализму.

Трагические ноты, разлад с окружающей действительностью — признаки романтического направления. Исторические детали, критическая направленность — соответствуют реалистическому направлению.

3. Род

Произведение представляет собой лирическое произведение, содержащее монологическое высказывание поэта.

4. Жанр

5. Проблематика

Короткое произведение сумело отразить несколько важных общественных проблем:

  • негативные последствия крепостного права, превращающего русский народ в послушных рабов;
  • неограниченная власть жандармов, лишающая человека свободы и независимости;
  • любовь к Родине и ненависть к угнетателям;
  • мечты о свободной счастливой жизни.

6. Тематика

Основная тема стихотворения — осуждение существующего в России режима.

7. Идея

Строки стихотворения передают боль и переживания поэта за судьбу горячо любимой Родины. Лермонтов не может принять существующий политический порядок. Страна, где с молчаливого согласия царя правят жандармы, не достойна уважения благородного и честного человека.

8. Пафос

Каждое слово небольшого стихотворения наполнено чувством негодования, осуждения и горечи. Лермонтов понимает, что его преданность России не в состоянии изменить существующий порядок.

9. Система образов

Во второй строфе возникает символический образ Кавказа, который является олицетворением вольной счастливой жизни.

Необычный образный ряд связывает воедино трагическое настоящее с надеждой на счастливое будущее.

10. Центральный персонаж

Центральным персонажем стихотворения является несчастная Родина поэта. Именно за нее болит душа у лирического героя.

11. Лирический герой

Лирический герой — личность смелая, гордая и свободолюбивая.

12.Сюжет

Однако под статичным описанием чувств поэта скрывается целая история жизни человека и страны. Сюжетная линия скрыта от глаз читателя, но она незримо присутствует в каждом слове.

Трагические события прошлого (несчастная любовь, неприятности на службе, преследования власти), боль настоящего (тяжело покидать родные места) и надежды на будущее (на Кавказе он избавится от постоянного надзора и слежки) слились воедино в восьми строках стихотворения.

13. Композиция

В основе композиции произведения, состоящего из двух четверостиший, лежит противопоставление (антитеза).

Повествование ведется от первого лица. Читатель слышит голос лирического героя, который созвучен чувствам и мыслям автора.

14. Художественное своеобразие

Главной художественной особенностью произведения являются лаконизм, риторичность и эмоциональная насыщенность текста стихотворения, которая доносится до читателя с помощью изобразительно – выразительных средств.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение включает в себя два четверостишия с перекрестной формой рифмовки (АБАБ).

Чередование мужской и женской рифмы придают строкам законченность и лаконичность.

Четырехстопный ямб выражает силу негодования поэта.

16. Средства художественной выразительности

Средства художественной выразительности передают гражданский пафос стихотворения.

Поэт употребляет яркие тропы:

17. Значение стихотворения

Крамольное произведение, содержащее резкую критику государственной власти, не было опубликовано при жизни поэта, однако быстро приобрело широкое распространение и популярность среди свободомыслящих слоев населения России.

Стихотворение содержало скрытый призыв к активным действиям, выражало неудовлетворенность существующей государственной властью.

18. Актуальность

19. Мое отношение

Мне нравится это небольшое, но очень эмоциональное стихотворение великого поэта. В нем ощущается бунтарская душа Лермонтова, его непримиримая позиция к несправедливости, злу и насилию. Читая эти строки, понимаешь свою ответственность за судьбу страны, в которой родился и вырос.

20. Чему учит

Произведение Лермонтова учит преданности и патриотизму, воспитывает в человеке активную гражданскую позицию.

История создания

Темы, проблемы

Главной темой произведения выступает непринятие того режима, который был в России. Нежелание повиноваться общественным устоям и полная неудовлетворенность властью. В тексте хорошо прослеживается обида поэта на то, что в родной стране его так и не смогли понять и оценить по достоинству. Он не хотел находиться в стране, где правило самоуправство, невежество и низость. Каждый мог донести на другого, что было поэту неприемлемо. Это единственное произведение, где Лермонтов так открыто осуждает Россию и то, что с ней стало. Он не понимает ни сторону правителей, ни тех, кто молча им покорился.

Михаил Юрьевич имел очень непростой характер, из-за которого у него практически отсутствовали друзья. Высшее общество не принимало его из-за вздорного и неуравновешенного характера, который был ярко выражен у поэта. На приемах он часто высказывал свое негативное отношение и мнение на чей-то счет, что, естественно, совершенно не нравилось публики. Острый на язык творец не собирался перед кем-то лебезить. Он открыто высказывал свое мнение, совершенно не заботясь о чувствах окружающих.

Лермонтов высказывает свое недовольство властью и режимом, которые на тот момент царили в России. Он до конца своих дней остается патриотом своей Родины, которую очень любил и ценил. Но принять тот порядок, который устоялся в стране, он так и не смог. Он безумно любит Россию, но ненавидит власть.

Композиция

Композиционно стихотворение делится на две строфы. Но даже в этих двух четверостишьях автор сумел емко охарактеризовать всю эпоху. В самом начале лирический герой прощается со всем тем, что так неприятно ему было наблюдать. Весть этот режим, который установился в России, действовал очень удручающе на поэта, и разрушало его. В каждой строчке первой строфы мы можем видеть боль и разочарование.

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

В заключительной же строфе автор высказывает некую надежду на то, что возможно его место в жизни находится на далеком Кавказе. Подальше от всего того хаоса, который происходит на родной земле Михаила Юрьевича. Благодаря использованию определенных форм глагола, которые употребляет автор во второй строфе, ощущается присутствие лирического героя.

Быть может, за стеной Кавказа

Укроюсь от твоих пашей,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей.

Жанр, размер

Поскольку данное творение затрагивает тему отношений в государстве, а также неприятие жизненных устоев общества, то в нем можно заметить черты эпиграммы. Здесь явно показан негатив, который направлен на существующий режим, а так же то, что толпа безмолвно покорилась власти. Так же о чертах эпиграммы говорит обращение к определенному адресату. Автор взывает к родине, а так же к господствующей власти и народу.

Размер стиха – это четырехстопный ямб, рифмовка – перекрестная.

Средства выразительности

Михаил Юрьевич Лермонтов пишет данное стихотворение на эмоциях, о чем говорит большое использование эпитетов. В самом названии автор использует эпитет, чтоб подчеркнуть свое отношение и эмоции. Так же использование сатирической гиперболы и метафор делают текст ещё более ярким и выразительным. Он отлично передает эмоциональный фон поэта, который он выплеснул на бумагу.

Основная мысль произведения

Творец не может больше находиться там, где его никто не понимает и не принимает. Лучшим выходом он видит отъезд. Призрачная надежда лишь мелькает в его сознании, что там на чужбине, возможно, он найдет свое место. Он сам до конца не верит в это, потому что является настоящим патриотом, который готов бороться за светлое будущее государства. Но что он может сделать в одиночку? Он прекрасно понимает всю бесполезность своих действий. Он устал от окружающего его беспредела, поэтому отъезд на Кавказ для него и то становится выходом из данной ситуации.

Настроение автора отлично чувствуется при прочтении этого бессмертного стихотворения. С одной стороны – это призыв к борьбе, высказывание негодования и протест. С другой же стороны, данное произведение – это своего рода стихотворение разочарования. Автор огорчен и разбит, ему невыносимо больно наблюдать все то, с чем пришлось столкнуться его современникам. Он безумно любит свою родину за ее бескрайние пейзажи, обычаи и красоту. Но он так и не смог принять образ жизни дворянства, и понять народ, который молча склонил голову.

Читайте также: