Программа психолого педагогического сопровождения детей группы риска в школе

Обновлено: 04.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся "группы риска", с трудностями в обучении, поведении,профилактика правонарушений и преступлений.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Школа № 79 городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Директор МБОУ Школа №79

Количество часов в год – от 5 – 15

Программа принята на заседании

2017-2018 учебный год.

с трудностями в обучении, поведении,

профилактика правонарушений и преступлений.

Актуальность.

Организация здоровьесберегающего образовательного процесса в школе является приоритетным направлением, поскольку здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия ребенка.

Одним из конкретных практических шагов в этом направлении, является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для детей и подростков путем внедрения научно-обоснованных, эффективных программ способствующих адаптации и созданию условий для саморазвития и самопознания детей.

Программа разработана в контексте перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

Конвенция ООН о правах ребенка;

Семейный кодекс РФ;

Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" № 124-Ф (в ред. от 03.12.2011).

Этическим кодексом педагога-психолога службы практической психологии образования России, принятым на Всероссийском съезде практических психологов образования 26.03.2003 г.;

нормативно-правовые документы и локальные акты гимназии:

Положение о психологической службе школы;

Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в школьной среде.

Девиантное поведение – это поступки (действия индивида), не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе

Делинквентное (от англ. delinquency – провинность) поведение – это противоправные действия, психическая готовность к правонарушению, повторяющиеся асоциальные поступки, формирование отрицательно ориентированных личностных установок.

Дезадаптация – это несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации – школьного обучения, выражается в нарушении успеваемости, поведения, межличностных взаимодействий учащегося.

Трудновоспитуемость предполагает ту или иную степень сопротивления ребенка целенаправленным педагогическим воздействиям, его неспособность или нежелание адекватно реагировать на них. Трудновоспитуемость может быть вызвана самыми различными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психологического и социального развития, особенности характера, темперамента, другие личностные характеристики учащихся, затрудняющие их социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных норм.

изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми;

изменение условий семейного воспитания.

И только комплексный подход к решению данной задачи и взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения позволит эффективно ее реализовать.

Индикаторы неблагополучия школьника выявляются в следующих сферах жизнедеятельности:

учебная деятельность (учащиеся со стойкой неуспеваемостью)

взаимоотношения со сверстниками;

взаимоотношения с взрослыми (педагогами, родителями и другими);

проведение свободного времени;

отношение к труду и профессиональная ориентация;

поведение и поступки (нарушение поведения, пропуски уроков; правонарушения и преступления – учащиеся, состоящие на учете в КДН (комиссии по делам несовершеннолетних), ОДН (отделе по делам несовершеннолетних);

психические состояния и свойства личности (склонность к суицидальному риску, состояния ПТСР- посттравматическим синдромом);

определение сферы жизнедеятельности, в которой у ребенка есть проблемы (личностная, эмоционально-волевая, интеллектуальная, межличностные, взаимоотношения в семье, классе);

определение причин неблагополучия школьника;

подобрать адекватные методы психодиагностики и провести исследование учащихся с дальнейшим анализом полученных результатов и заполнением карты индивидуального развития;

индивидуальное и групповое (в зависимости от возникшей проблемы) консультирование учащихся, педагогов, родителей по вопросам развития личности и возникающих трудностей, с целью определения точек взаимодействия и построения учебного процесса с этими учащимися;

проведение различных мероприятий по выявленным проблемам: обучающие тренинги (личностного развития, поведения, саморегуляции), беседы, ролевые игры, тематические занятия, индивидуальные консультации с детьми и подростками и их родителями, педагогами.

Этапы психологической работы

Название этапа

Основное содержание работы

Установление психологического контакта с учащимся

Установление эмоциональной связи с обучающимся заинтересованности во всем, что связано с ним, что происходит в душе и сознании подростка.

Определение типа дезадаптации подростка; выявление причин поведения; выявление особенностей семейного воспитания; выявление самооценки; положение в коллективе, индивидуальных особенностей учащегося; составление психологической характеристики с указанием возможных направлений коррекции, рекомендаций педагогам и родителям.

Составление программы дальнейших действий по оказанию психологической помощи

Разработка индивидуальной программы коррекционных воздействий, комплекс различных видов помощи подростку: медицинской, педагогической, социальной, психологической

Определение эффективности проделанной работы

Оценка эффективности и анализ проведенной работы

Сбор информации об обучающемся от всех субъектах образовательного процесса: классного руководителя, учителей-предметников, родителей, медицинского работника (в рамках доступной информации), социального педагога и других специалистов при необходимости.

​ карта-характеристика личности подростка (составляется педагогом-психологом и классным руководителем);

​ схема наблюдения за учащимся на уроке (педагог-психолог);

​ схема реальных учебных возможностей учащихся включает уровни работоспособности, темп деятельности; интеллектуальное развитие – умение выделять существенное в изучаемом, самостоятельность мышления, самоконтроль при изучении учебного материала, преобладающие склонности к циклу учебных предметов, сформированность учебно-познавательного мотива; (заполняется учителями предметники, работающими с данным ребенком);

​ педагогическая характеристика учащихся включает интересы, увлечения /для учащихся 9-11 классов – профессиональное самоопределение/, самооценку, социальный статус в коллективе, сформированность волевых качеств, тип поведения, особенности характера (классный руководитель);

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА

Основные задачи, которые решает педагог-психолог в процессе индивидуально-ориентированного сопровождения детей группы риска, следующие: • выявление неблагополучных семей, способных принять социально-психологическую помощь, определение причин семейного неблагополучия, планирование и проведение с ними работы; • содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащегося; • помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; • предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности (средствами индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы, консультативной помощи); • психологическая помощь в профессиональном самоопределении и профориентации; • профилактика учебной и социальной дезадаптации, девиантного поведения; • работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ГРУПЫ РИСКА

Психологическое сопровождение - это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание оптимальных условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка.

Основные задачи , которые решает педагог-психолог в процессе индивидуально-ориентированного сопровождения детей группы риска, следующие:

· выявление неблагополучных семей, способных принять социально-психологическую помощь, определение причин семейного неблагополучия, планирование и проведение с ними работы;

· содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащегося;

· помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;

· предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности (средствами индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы, консультативной помощи);

· психологическая помощь в профессиональном самоопределении и профориентации;

· профилактика учебной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;

· работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.

Правовые аспекты психологического сопровождения детей группы риска, воспитывающихся в социально-неблагополучных семьях:

· Конвенция о правах ребенка;

· Закон РФ "Об образовании";

· Семейный кодекс РФ;

· Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" № 124-Ф (в ред. от 03.12.2011).

Основные усилия педагога-психолога направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья учащихся, предупреждение отклонений в их развитии. Важным остается психологическое сопровождение образовательного процесса, профессионального самоопределения, а также создание комфортной, эмоционально благоприятной атмосферы в классах, педагогическом коллективе.

Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, работа включает следующие основные составляющие:

Непосредственная (индивидуальная) работа с ребенком, предполагающая его психолого-педагогическую поддержку. В условиях общеобразовательной школы взаимодействие психолога с детьми носит чаще всего индивидуальный характер, каждая встреча содержит элементы диагностики и консультирования.

1. Работа с семьей, направленная на повышение психологической компетентности родителей, развитие мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений. Работа со взрослыми строится с использованием приемов семейного консультирования и представляет собой обучение родителей элементам психологической культуры в общении с подростками, тем самым происходит опосредованное влияние на процесс социализации детей.

2. Работа с педагогическим коллективом (индивидуальное консультирование, проведение обучающих семинаров, тренингов). Основная задача в работе с педагогами - формирование толерантности в отношении ребенка, повышение психологической компетентности во взаимодействии с детьми и родителями.

Важное условие эффективной работы по выявлению детей группы риска - своевременное обращение классного руководителя или учителя к педагогу - психологу в случаях:

· наличия у ребенка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение, проблемы с успеваемостью, пропуски учебных занятий без уважительных причин и т. д.);

· появления у подростков депрессивных состояний (замкнутость, уход в себя, эмоциональные всплески и др.);

· употребления или предполагаемого употребления спиртных напитков, наркотических веществ;

· кризисной ситуации в семье; в иных случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу психологическому благополучию подростка.

«Группу риска" составляют дети и подростки с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, не адекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, детского сада, школы и т. д.

Педагогически запущенные дети – это здоровые, потенциально полноценные, но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети. Следствием этого являются недостатки, пробелы, отклонения в деятельности, поведении, общении. Такие подростки отчуждаются от школы, но значимость семьи для них не утрачивается.

Социально запущенные дети отчуждаются не только от школы, но и от семьи. Они усваивают искаженные ценностно-нормативные представления и перенимают криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.

Социально незащищенными называют детей и подростков, находящихся в критической ситуации или в неблагоприятных для жизни условиях. Социальная незащищенность возникает в результате действий различных факторов риска: экономических (низкий уровень жизни), экологических (неблагоприятная среда обитания), медицинских (болезни, отклонение в развитии, алкоголизм, наркомания и т. д.), психологических (конфликтность отношений в группах, социальная и педагогическая запущенность, деформированность мотивации), криминогенных (влияние преступных групп) и др.

Девиантное поведение – это поступки (действия индивида), не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе

Делинквентное (от англ. delinquency – провинность) поведение – это противоправные действия, психическая готовность к правонарушению, повторяющиеся асоциальные поступки, формирование отрицательно ориентированных личностных установок.

Дезадаптация – это несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации – школьного обучения, выражается в нарушении успеваемости, поведения, межличностных взаимодействий учащегося.

Различают три вида антиобщественного поведения: аморальное – нарушение норм морали и правил человеческого общения; противоправное – не уголовно наказуемое правонарушение; преступное – нарушение уголовно-правовых норм.

Трудновоспитуемость предполагает ту или иную степень сопротивления ребенка целенаправленным педагогическим воздействиям, его неспособность или нежелание адекватно реагировать на них. Трудновоспитуемость может быть вызвана самыми различными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психологического и социального развития, особенности характера, темперамента, другие личностные характеристики учащихся, затрудняющие их социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных норм.

Основные направления деятельности психолога:

Если с родителями и педагогами установились доверительные отношения, если они нацелены на сотрудничество с психологом для оказания помощи ребенку, можно использовать различные методики, обучающие рефлексивному анализу своей деятельности как родителя, воспитателя и учителя.

Различные диагностические приемы, такие как, портрет моей семьи, несуществующее животное и др., помогают школьному психологу выявить, прежде всего, возможные причины дезадаптивного поведения ребенка, характер внутренних проблем, особенности защитных механизмов.

Так как у детей "группы риска" наблюдаются нарушения в познавательной деятельности, то работа будет заключаться в развитии у этих детей таких процессов, как внимание, памяти, мышления, развития восприятия и ориентировки в пространстве. Использовать в своей работе коррекционные упражнения, направленные на развитие образного, логического мышления, формирование приемов самоконтроля.

Методы и приемы психолого-педагогического воздействия

при сопровождении детей "группы риска"

Для выбора нужного метода и приема психолого-педагогического воздействия на детей "группы риска" необходимо определить причины поведения и поступков ученика.

Созидательные педагогические приемы содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению душевного контакта. К ним относится:

· проявление доброты, внимания, заботы;

· поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения);

· "авансирование" личности – предоставление воспитаннику определенного блага, высказывание положительного мнения о ребенке, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает; аванс побуждает к лучшему;

· обходное движение – защита воспитанника от обвинения коллектива;

· прощение; проявление огорчения;

· проявление умений учителя, его мастерство.

Приемы, способствующие формированию у воспитанника правильного поведения:

· убеждение и личный пример. Убеждение – это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример – важный аргумент правоты педагога;

· моральная поддержка и укрепление веры в свои силы;

· вовлечение в интересную деятельность;

Приемы, построенные на понимании динамики чувств и интересов ученика:

· опосредование. Воспитатель достигает желаемых изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а через какое-то промежуточное звено;

· фланговый подход. Воспитатель, обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые побуждают к хорошему поведению;

· активизация сокровенных чувств воспитанника. Воздействие заключается в создании обстоятельств, пробуждающих глубоко скрытые чувства, которые способствуют воспитанию благородных стремлений.

Прямые и косвенные, тормозящие приемы:

· констатация поступка. Прямая констатация поступка – это высказывание, в котором сделан акцент на данном поступке. Косвенная констатация – высказывание или действие, которое показывает ученику, что его поступок педагогу известен;

· необычный подарок (например, пакет с мусором за недобросовестное дежурство в классе);

· осуждение – открытое отрицательное отношение педагога к нарушению моральных норм;

· наказание. Действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание;

Так как сегодня является приоритетным личностно-ориентированное образование, то в работе нужно опираться на зону ближайшего развития школьника и на его индивидуальные особенности. Необходимость индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания признается всеми, но осуществление его на практике дело непростое.

Задачей индивидуального подхода является: наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей ребенка, укрепление его собственной активности, раскрытие неповторимости его личности.

Главное, не бороться с индивидуальными особенностями, а развивать их, изучать потенциальные возможности ребенка и строить воспитательную работу по принципу индивидуального развития.

Работа педагогов с учетом зоны ближайшего развития способствует развитию у детей самоконтроля, саморегуляции в условиях контроля со стороны учителя. Опираясь на зону ближайшего развития ребенка легче работать с учащимися "группы риска". Как ни кто другой, они требуют пристального внимания и изучения их индивидуальных особенностей, а так же разработки программ коррекционного развития.

Основные направления работы психолога с детьми, находящимися в зоне риска

Количественная и качественная психологическая диагностика проблем школьного детства (в форме тестов, бесед, опросов, наблюдения)
Подбор и расстановка педагогов, работающих с детьми, имеющими различные типы проблем
Углубленная психолого-педагогическая диагностика степени риска ребенка
Составление и ведение банка данных детей группы конкретного риска

Консультирование детей, родителей, педагогов

Индивидуальное и групповое психологическое консультирование для педагогов, родителей, учащихся конкретной группы риска
Подготовка печатной продукции по проблемам детей разных групп риска
Лектории для родителей по вопросам психологического просвещения и практики семейного воспитания

Коррекционно-программное обеспечение индивидуальной работы
с ребенком

Реализация индивидуальных психолого-педагогических программ работы с ребенком конкретной группы риска
Тренинги для детей определенных групп риска
Тренинги для родителей, направленные на коррекцию детско-родительских взаимоотношений
Тренинги профессионального и личностного роста для педагогов
Тренинги взаимодействия родителей с детьми
Реализация специализированных коррекционно-развивающих программ с детьми, имеющими признаки социально-психологической дезадаптации, трудности в обучении и воспитании, высокий уровень школьной тревожности, неадекватную самооценку.

Программа коррекционной работы

Профилактическое направление психолого-педагогической деятельности

Разработка и реализация психопрофилактических программ, направленных па повышение самооценки школьников, профилактику социального неблагополучия, снижение школьной тревожности и неуспешности, повышение социально-психологической адаптации к меняющимся условиям жизни

Резюмируя все вышеописанное, можно сделать следующие выводы:

· Родители и школа обязаны создать ребенку нормальные условия для его жизнедеятельности, соответствующие индивидуальным особенностям, способностям, склонностям и социокультурным потребностям. В отсутствие адекватных условий развития ребенок оказывается в зоне риска, а возникшие у него проблемы требуют своевременного и эффективного разрешения.

· Адекватное психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка, уже находящегося в зоне риска, с учетом имеющихся у него проблем дает возможность избежать попадания ребенка в группу риска, где существует реальная угроза для его жизни, здоровья, судьбы.

Классификация проблем школьников, находящихся в зоне или группе риска, позволяет составить целостное представление об основных трудностях, возникающих у детей школьного возраста, и тем самым дает возможность педагогам своевременно и профессионально разобраться в комплексе неудач, преследующих ребенка, оказать конструктивную поддержку, психологическую и педагогическую помощь, обеспечить морально-нравственное становление детей и их благополучную социализацию.


Цель: повышение эффективности психолого-педагогической работы с детьми из групп риска путём оказания психологической помощи.

Содержимое разработки

Департамент образования мэрии г. Магадана

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Магадана

685000, г. Магадан, ул. Горького, д. 9, тел. 62-31-92:

Пр-л № от _________2021г. Пр № ____/ ______________2021г.

Пр-л № от _________202_г. . Пр .№ ____/_______________202_г

Пр-л № от _________202_г. Пр .№ ____/_______________202_г

Пр-л № от _________202_г. Пр .№ ____/_______________202_г

Пр-л № от _________202_г. Пр .№ ____/_______________202_г

Психологическое сопровождение

Педагог-психолог: Иванова А.Ф. Назаренко А.В.

Пояснительная записка

Организация здоровьесберегающего образовательного процесса в школе является приоритетным направлением, поскольку здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия ребенка.

Одним из конкретных практических шагов в этом направлении, является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для детей и подростков путем внедрения научно-обоснованных, эффективных программ способствующих адаптации и созданию условий для саморазвития и самопознания детей.

Программа разработана в контексте перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

Конвенция о правах ребенка;

Закон РФ "Об образовании";

Семейный кодекс РФ;

Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" № 124-Ф (в ред. от 03.12.2011).

Цель: повышение эффективности психолого-педагогической работы с детьми из групп риска путём оказания психологической помощи.

содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащегося;

помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;

предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности (средствами индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы, консультативной помощи);

психологическая помощь в профессиональном самоопределении и профориентации;

профилактика учебной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;

Основные усилия педагога-психолога направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья учащихся, предупреждение отклонений в их развитии. Важным остается психологическое сопровождение образовательного процесса, профессионального самоопределения, а также создание комфортной, эмоционально благоприятной атмосферы в классах, педагогическом коллективе.

Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, работа включает следующие основные составляющие:

Непосредственная (индивидуальная) работа с ребенком, предполагающая его психолого-педагогическую поддержку. В условиях общеобразовательной школы взаимодействие психолога с детьми носит чаще всего индивидуальный характер, каждая встреча содержит элементы диагностики и консультирования.

Работа с семьей, направленная на повышение психологической компетентности родителей, развитие мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений. Работа со взрослыми строится с использованием приемов семейного консультирования и представляет собой обучение родителей элементам психологической культуры в общении с младшими школьниками и подростками, тем самым происходит опосредованное влияние на процесс социализации детей.

Работа с педагогическим коллективом (индивидуальное консультирование, проведение обучающих семинаров, тренингов). Основная задача в работе с педагогами - формирование толерантности в отношении ребенка, повышение психологической компетентности во взаимодействии с детьми и родителями.

наличия у ребенка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение, проблемы с успеваемостью, пропуски учебных занятий без уважительных причин и т. д.);

появления у младших школьников и подростков депрессивных состояний (замкнутость, уход в себя, эмоциональные всплески и др.);

употребления или предполагаемого употребления спиртных напитков, наркотических веществ;

кризисной ситуации в семье; в иных случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу психологическому благополучию ребенка.

Педагогически запущенные дети – это здоровые, потенциально полноценные, но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети. Следствием этого являются недостатки, пробелы, отклонения в деятельности, поведении, общении. Такие подростки отчуждаются от школы, но значимость семьи для них не утрачивается.

Социально запущенные дети отчуждаются не только от школы, но и от семьи. Они усваивают искаженные ценностно-нормативные представления и перенимают криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.

Социально незащищенными называют детей и подростков, находящихся в критической ситуации или в неблагоприятных для жизни условиях. Социальная незащищенность возникает в результате действий различных факторов риска: экономических (низкий уровень жизни), экологических (неблагоприятная среда обитания), медицинских (болезни, отклонение в развитии, алкоголизм, наркомания и т. д.), психологических (конфликтность отношений в группах, социальная и педагогическая запущенность, деформированность мотивации), криминогенных (влияние преступных групп) и др.

Девиантное поведение – это поступки (действия индивида), не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе

Делинквентное(от англ. delinquency – провинность) поведение – это противоправные действия, психическая готовность к правонарушению, повторяющиеся асоциальные поступки, формирование отрицательно ориентированных личностных установок.

Дезадаптация – это несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации – школьного обучения, выражается в нарушении успеваемости, поведения, межличностных взаимодействий учащегося.

Различают три вида антиобщественного поведения: аморальное – нарушение норм морали и правил человеческого общения; противоправное – не уголовно наказуемое правонарушение; преступное – нарушение уголовно-правовых норм.

Трудновоспитуемость предполагает ту или иную степень сопротивления ребенка целенаправленным педагогическим воздействиям, его неспособность или нежелание адекватно реагировать на них. Трудновоспитуемость может быть вызвана самыми различными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психологического и социального развития, особенности характера, темперамента, другие личностные характеристики учащихся, затрудняющие их социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных норм.

Программа реализуется по направлениям:

диагностическое: изучение индивидуальных особенностей обучающихся, диагностика ЭЛС.

коррекционное: индивидуальная работа.

профилактическое: групповая работа (тренинги, классные часы, тематические беседы, просмотр тематических видео).

Психодиагностический мониторинг: анализ результатов работы. Отслеживание динамики личностного роста.

Созидательные педагогические приемы содействуют улучшению взаимоотношений между педагогом и учащимся, установлению душевного контакта. К ним относится:

проявление доброты, внимания, заботы;

поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения);

"авансирование" личности – предоставление учащемуся определенного блага, высказывание положительного мнения о ребенке, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает; аванс побуждает к лучшему;

обходное движение – защита обучающегося от обвинения коллектива;

прощение; проявление огорчения;

проявление умений учителя, его мастерство.

Приемы, способствующие формированию у учащегося правильного поведения:

убеждение и личный пример. Убеждение – это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример – важный аргумент правоты педагога;

моральная поддержка и укрепление веры в свои силы;

вовлечение в интересную деятельность;

Приемы, построенные на понимании динамики чувств и интересов ученика:

опосредование. Воспитатель достигает желаемых изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а через какое-то промежуточное звено;

фланговый подход. Педагог, обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые побуждают к хорошему поведению;

активизация сокровенных чувств учащегося. Воздействие заключается в создании обстоятельств, пробуждающих глубоко скрытые чувства, которые способствуют воспитанию благородных стремлений.

Прямые и косвенные, тормозящие приемы:

констатация поступка. Прямая констатация поступка – это высказывание, в котором сделан акцент на данном поступке. Косвенная констатация – высказывание или действие, которое показывает ученику, что его поступок педагогу известен;

необычный подарок (например, пакет с мусором за недобросовестное дежурство в классе);

осуждение – открытое отрицательное отношение педагога к нарушению моральных норм;

наказание. Действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание;

Так как сегодня является приоритетным личностно-ориентированное образование, то в работе нужно опираться на зону ближайшего развития школьника и на его индивидуальные особенности. Необходимость индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания признается всеми, но осуществление его на практике дело непростое.

Задачей индивидуального подхода является: наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей ребенка, укрепление его собственной активности, раскрытие неповторимости его личности.

Главное, не бороться с индивидуальными особенностями, а развивать их, изучать потенциальные возможности ребенка и строить коррекционную работу по принципу индивидуального развития.

Основной способ достижения цели - внедрение в учебно-воспитательный процесс школы психолого-педагогического комплекса программ, механизмов взаимодействия, системы мер и алгоритмов, которые обеспечат воспитанникам сохранение и развитие своего физического, психического и социального здоровья.

Деятельность программы осуществляется в виде индивидуальных или групповых занятий для каждого возраста. Занятия в группах проходят по приведённому ниже плану, но различаются содержательно, с учётом специфики группы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс развития личности подростка во многом зависит от окружающего социального пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, общество и др. Соотношение разнонаправленных влияний (как позитивных, так и негативных) в обозначенном пространстве во многом определяет возможные варианты формирования личности. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Духовно-нравственная, положительно ориентированная среда благоприятно воздействует на формирование личности ребенка. Однако социальному педагогу чаще всего приходится иметь дело с подростками, социальное пространство которых оставляет желать лучшего. Отсюда возникают отклонения в поведении у подростков. Приведем некоторые причины таких отклонений (девиаций):

  • отклонения от нормы в состоянии здоровья (нарушения в физическом и (или) психическом здоровье, несоответствие физическому развитию, отставание в росте, акцентуация характера);
  • нарушения в сфере межличностных взаимоотношений (не принят, изолирован в классном коллективе, примыкающий ценой жертв и потерь; отвергаемый в группе свободного общения; конфликтен, отчужден);
  • ошибки семейного воспитания (гиперопека, гипоопека и т.д.); отсутствие у родителей элементарных психолого-педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на гимназию; конфликты в семье и др.;
  • ошибки педагогов (превышение педагогической власти; наказания как унижения личности ученика; противоречивость предъявляемых требований; поверхностное знание особенностей учащегося и др.) и другие.

Чтобы вовремя предупредить данные негативные отклонения в поведении подростков необходимо своевременное педагогическое и социально-психологическое сопровождение. Методологической основой сопровождения субъекта в образовании является концепция свободного выбора как условие его развития (К.А. Абульханова, Н.Р. Битянова, В.С. Мухина и др.). В общем виде под сопровождением понимается создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Основа сопровождения состоит в усилении позитивных факторов и нейтрализации негативных, что позволяет соотносить сопровождение благоприятными для поддержки, подкрепления внутреннего потенциала субъекта.

Основное назначение «Программы комплексного педагогического и социально-психологического сопровождения подростков «группы риска" – социальная защита подростка, оказание ему социальной, педагогической и психологической помощи в адаптации и социализации в обществе.

Основная задача программы сопровождения – предупредить эти трудности до того, как подростки станут социально и эмоционально неуправляемыми.

Для профилактики девиантных проявлений в поведении подростков в образовательном учреждении используются следующие методы работы:

2. Консультативно-разъяснительная работа с родителями, педагогами (проведение тематических родительских собраний, выступления на педагогических советах, беседы, лекции, создание буклетов, памяток).

3. Активизация воспитательных усилий среды, работа с контактными группами подростков (проведение внеклассных мероприятий, тематических классных часов, индивидуальные беседы).

4. Организация коррекционно-реабилитационной работы в зависимости от уровня отклонений в поведении, привлечение необходимых специалистов, специализированных учреждений, центров, служб (беседы с инспектором ОДН ОП-3, КДН, служба занятости), для вовлечения подростков в трудовую деятельность.

5. Разработка и реализация целевых программ и технологий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения подростков.

Деятельность социального педагога по сопровождению осуществляется по основным направлениям: диагностическое, развивающее и коррекционное, профилактическое, охранно-защитное, организационное, издательское, методическое.

Профилактическая работа представляет собой совокупность предупредительных мероприятий, включающих особый контроль за ходом психического, социального, духовного развития подростка с целью предупреждения возможных отклонений. Одной из главных задач социально-психологического педагогического сопровождения является создание условий психолого-педагогической, правовой поддержки и реабилитации подростков, в том числе, обучающихся с девиантным поведением. Каждый учебный год список детей с девиантным поведением корректируется, опираясь на сведения классных руководителей и решение Совета профилактики. В его состав входят сотрудники администрации школы, социальный педагог, педагог-психолог. Основные причины постановки подростков на внутришкольный учет следующие: курение, употребление спиртных напитков, трудновоспитуемость, правонарушения, нарушения дисциплины, низкая успеваемость.

Охранно-защитное направление в деятельности социального педагога включает представление интересов подростков в государственных, общественных организациях, обеспечение бесплатным питанием, проездными билетами, организацию летнего оздоравливающего отдыха детей и т.д. Эта работа ведется специалистом систематически и предполагает решение многих организационных вопросов.

Методическая деятельность. Социальный педагог практически постоянно находится в ситуации, которая вынуждает его определять причины, основания того или иного поведения подростков, их отношения к учению, сверстникам, взрослым, осуществлять коррекцию выявленных недостатков, составлять перспективную программу развития каждого обучающегося и многое другое. Для успешного решения данных задач необходимо систематическое повышение профессиональной, психолого-педагогической компетентности. Базовое профессиональное образование, знания по педагогике, возрастной и педагогической психологии, постоянное повышение квалификации путем курсовой подготовки, посещение семинаров, самообразование, позволяют обеспечивать дифференцированный и индивидуальный подход в работе с обучающимися.

Муниципальное общеобразовательное учреждение г. Иркутска СОШ № 77

I. Введение.

Процесс развития личности подростка во многом зависит от окружающего социального пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники и др. Соотношение разнонаправленных влияний (как позитивных, так и негативных) в обозначенном пространстве во многом определяет возможные варианты формирования личности. Духовно-нравственная, положительно ориентированная среда благоприятно воздействует на формирование личности ребенка.

Однако социальному педагогу чаще всего приходится иметь дело с подростками, социальное пространство которых оставляет желать лучшего. Отсюда возникают отклонения в поведении у подростков. Приведем некоторые причины таких отклонений (девиаций):

отклонения от нормы в состоянии здоровья (нарушения в физическом и (или) психическом здоровье, несоответствие физическому развитию, отставание в росте, акцентуация характера);

нарушения в сфере межличностных взаимоотношений (непопулярен, не принят, изолирован в классном коллективе, примыкающий к сверстникам ценой жертв и потерь; отвергаемый в группе свободного общения (тусовке); конфликтен, отчужден, бесконтролен, пренебрегаем в семье);

ошибки семейного воспитания (гиперопека, гипоопека и т.д.); отсутствие у родителей элементарных психолого-педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на школу; отстранение подростка от физического домашнего труда; конфликты в семье и др.;

психотравмирующие ситуации (развод родителей, смерть близких, перемена места жительства, смена учебного заведения и т.д.);

ошибки педагогов (превышение педагогической власти; лишение ребенка индивидуальных стимулов; наказания как унижения личности ученика;

противоречивость предъявляемых требований; поверхностное знание особенностей учащегося, конфликтные отношения между родителями ученика и учителями и др.);

социальные причины (противоречия в обществе, в микросоциуме) [4].

Основания для разработки программы:

- Конституция Российской Федерации;

- Всеобщая декларация прав человека;

- Конвенция о правах ребенка;

-Гражданский кодекс РФ;

-Семейный кодекс РФ;

Методологической основой сопровождения субъекта в образовании является концепция свободного выбора как условие его развития (К.А. Абульханова-Славская, Н.Р. Битянова, В.С. Мухина, Н.Е. Веракса и др.). В общем виде под сопровождением понимается создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Основа сопровождения состоит в усилении позитивных факторов и нейтрализации негативных, что позволяет соотносить сопровождение благоприятными для поддержки, подкрепления внутреннего потенциала субъекта [1].

II. Сроки и этапы реализации программы.

I этап. Подготовительный (сентябрь – декабрь 2012 года).

Определение цели и задачи программы, методов работы. Изучение нормативно-правовой базы и научно-методической литературы. Разработка программы, создание рабочей группы.

II этап. Практический (январь 2013 – декабрь 2016 года).

III. Рефлексивный (январь – декабрь 2017 года).

Анализ полученных результатов. Обобщение опыта работы.

Результат: моделирование программы.

III. Описание программы.

Основная задача программы сопровождения – преодолеть эти трудности до того, как подростки станут социально и эмоционально неуправляемыми. Социально-педагогическая поддержка подростка в вопросах организации зоны доверия; поиск полезных интересов, ориентированных на профессиональные намерения; перестройка на эмоционально положительные отношения с учителями и одноклассниками – такие направления деятельности социального педагога могут сыграть роль ключевого фактора в реабилитации таких ребят.

Для профилактики девиантных проявлений в поведении подростков в образовательном учреждении используются следующие методы работы:

2. Консультативно-разъяснительная работа с родителями, педагогами (проведение тематических родительских собраний, выступления на педагогических советах, беседы, лекции, создание буклетов, памяток).

3. Активизация воспитательных усилий среды, работа с контактными группами подростков (проведение внеклассных мероприятий, тематических классных часов, индивидуальные беседы).

4. Организация коррекционно-реабилитационной работы в зависимости от уровня отклонений в поведении, привлечение необходимых специалистов, специализированных учреждений, центров, служб (беседы с инспектором ОДН, КДН, служба занятости населения), для вовлечения подростков в трудовую деятельность.

5. Разработка и реализация целевых программ и технологий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения подростков.

IV. Основные направления реализации программы.

Деятельность социального педагога по сопровождению осуществляется по основным направлениям: диагностическое, развивающее и коррекционное, профилактическое, охранно-защитное, организационное, профориентационное, издательское.

Профилактическая работа представляет собой совокупность предупредительных мероприятий, включающих особый контроль за ходом психического, социального, духовного развития подростка с целью предупреждения возможных отклонений. Одной из главных задач социально-психологического педагогического сопровождения является создание условий психолого-педагогической, правовой поддержки и реабилитации подростков, в том числе, обучающихся с девиантным поведением.

Профориентационная работа в старших классах является важной и необходимой. Участие в профориентации и помощь обучающимся в обоснованном выборе профессии – одна из важных сторон работы социального педагога. Она включает в себя: предпрофильную и профильную ориентацию обучающихся, профориентационные беседы, диагностику, направленную на выявление интересов, склонностей обучающихся, первичных профнамерений и их динамики, профессиональное консультирование и т.д. Результаты показывают необходимость дальнейшего проведения профориентационной работы и помощи подросткам в профессиональном определении – важном в их жизни выборе дальнейшего пути.

Охранно-защитное направление в деятельности социального педагога включает представление интересов подростков в государственных, общественных организациях, обеспечение бесплатным питанием, проездными билетами, организацию летнего оздоравливающего отдыха детей и т.д. Эта работа ведется специалистом систематически и предполагает решение многих организационных вопросов.

V. Результаты реализации программы.

Анализ результатов работы по программе сопровождения за три года представлен в таблицах и отражает положительную динамику.

Читайте также: