Условия формирования педагогической культуры учителя кратко

Обновлено: 06.07.2024

3. Общая и профессиональная культура педагога.

Рассматривая вопрос о педагогической культуре, имеют в виду следующие понятия: методологическая, нравственно-эстетическая, коммуникативная, технологическая, духовная, физическая культура личности учителя. Педагогическая культура в той или иной степени присуща каждому человеку или иному источнику, влияющему на формирование личности, профессионально-педагогическая культура является характеристикой человека, призванного осуществлять учебно-воспитательный процесс в рамках профессиональной специально организованной деятельности.

В педагогической науке сложился комплекс положений, позволяющий определить понятие профессионально-педагогической культуры:

› профессионально-педагогическая культура – это универсальная характеристика педагогической реальности, проявляющаяся в разных формах существования;

› профессионально-педагогическая культура представляет собой интериоризированную общую культуру и выполняет функцию специфического проектирования общей культуры в сферу педагогической деятельности;

› профессионально-педагогическая культура – это системное образование, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную организацию, избирательно взаимодействующее с окружающей средой и обладающее интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей;

› единицей анализа профессионально-педагогической культуры выступает творческая по своей природе педагогическая деятельность;

› особенности реализации и формирования профессионально-педагогической культуры учителя обусловливаются индивидуально-творческими, психофизиологическими и возрастными характеристиками, сложившимся социально-педагогическим опытом личности.

Профессионально-педагогическая культура состоит из трех основных компонентов:

Аксиологического, технологического и личностно-творческого.

Аксиологический компонент включает в себя совокупность педагогических ценностей, принятых учителем и воспринятым из разных источников на всем протяжении жизни и профессиональной деятельности. Культура педагога с этой точки зрения определяется набором этих ценностей, распределением приоритетов среди них, умением выявлять новые ценности в окружающем мире, процессах жизнедеятельности и педагогической сфере. В педагогике исторически сложилась система объективных ценностей, которые определяют уровень мастерства и развития педагога в зависимости от субъективного восприятия и принятия им этих ценностей.

Все способы решения задач делятся на алгоритмические и квазиалгоритмические. Алгоритмические способы применяются в случае возможности выбора однозначных решений в зависимости от исходных данных.

Квазиалгоритмические способы охватывают все остальные типы задач, эти способы преобладают в технологии педагогической деятельности. Педагог, решая какую либо конкретную задачу, возникшую в условиях реальной ситуации, строит решение на основе моделей, существующих в его памяти, благодаря накопленному опыту. В связи с отмеченной особенностью профессионального мышления педагога выделяют следующие группы педагогических задач:

› аналитико-рефлексивные – задачи анализа и рефлексии целостного педагогического процесса и его элементов;

› конструктивно-прогностические – задачи построения целостного педагогического процесса в соответствии с общей целью профессионально-педагогической деятельности, выработки и принятия педагогического решения, прогнозирования результатов и последствий принимаемых педагогических решений;

› организационно-деятельностные – задачи реализации оптимальных вариантов педагогического процесса, сочетания многообразных видов педагогической деятельности;

› оценочно-информационные – задачи сбора, обработки и хранения информации о состоянии и перспективах развития педагогической системы, ее объективная оценка;

› коррекционно-регулирующие – задачи коррекции хода, содержания и методов педагогического процесса, установление необходимых коммуникационных связей, их регуляция и поддержка и др.

Личностно-творческий компонент педагогической культуры проявляется в умении учителя творчески реализовывать технологию педагогического процесса, опираясь на теорию, осуществлять практическую деятельность, внося личный вклад, обогащая ее новыми приемами и способами, находиться в постоянном поиске оптимальных решений. Культура профессионального педагога отличается его способностью к нахождению эвристических решений, выработке на основе собственного опыта и опыта коллег новых, максимально эффективных выходов из сложившейся ситуации. Творческая мыслительная деятельность педагога вызывает сложный синтез всех психических сфер личности учителя: познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной.

В сложившейся политической, экономической, социально-педагогической ситуации обновления российского государства и общества очевидна необходимость развития системы дошкольного образования в целом и каждого дошкольного образовательного учреждения в отдельности. Предпринимаемые в последние годы педагогами попытки обновления и совершенствования воспитательно-образовательной деятельности детских садов посредством внесения в нее локальных изменений не приносят желаемого результата. Требуются существенные системные изменения, которые определяются программой развития дошкольного образовательного учреждения и уровнем развития профессионально-педагогической культуры воспитателя.

В период развития общества требования, предъявляемые к любой форме общественной деятельности, неизменно связано с культурой. Высокий уровень культуры является необходимым условием эффективности любого труда, а особенно педагогического. Профессионально - педагогическая культура воспитателя ДОУ в значительной степени определяется уровнем его педагогической подготовки, стремлением к самосовершенствованию в условиях профессиональной деятельности.

В современных условиях конкурентоспособным ресурсом деятельности учителя, преподавателя, воспитателя являются не столько специальные знания, владение информацией, освоенные технологии обучения и воспитания, сколько общая и профессионально-педагогическая культура, обеспечивающая личностное развитие, выход за пределы нормативной деятельности, способность создавать и передавать ценности.

Однако анализ деятельности педагогических работников дошкольных учреждений показывает, что в основном они работают как и прежде, исходя из старой нормативно-исполнительной парадигмы, тогда как новые функции (исследовательская, диагностическая, коррекционно-развивающая и др.) требуют от воспитателей овладения основами инновационной, проектировочной, коммуникативной, рефлексивной, управленческой деятельности.

Следует отметить, что в процессе освоения профессии и особенно выполнения профессиональной деятельности осуществляются структурные изменения и в личности педагога, и в структуре самой деятельности, т. е. профессионализация личности приводит к изменению характера, индивидуально-личностным качествам и содержания профессии. По утверждению И. Ф. Исаева, каждый преподаватель как личность актуализирует лишь ту часть профессиональной деятельности и педагогических ценностей, которая является для него жизненно и профессионально необходимой.

В настоящее время общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Прошло то время когда одного образования хватало на всю жизнь. Смена образовательных стандартов, растущая вариативность дошкольного образования, открытость образовательного пространства, приводящая к сосуществованию различных образовательных моделей и технологий – все это достаточно резко меняет представление о значимости профессиональных качеств современного педагога ДОУ.

Новый социальный заказ, обращенный к педагогике, выражается в виде требований к подготовке педагогов, способных к саморазвитию, самостоятельной ориентации в инновационных образовательных процессах в образовании детей дошкольного возраста.

Представления о роли и месте взрослого в формировании ребенка как личности, способной реализовать себя как часть социума, изменились. Сегодня недостаточно прироста у педагога профессиональных знаний, умений и навыков, необходимо изменить профессиональное мышление как показателя его профессиональной компетентности. Профессиональное мышление проявляется в способности педагога обнаруживать, ставить и решать новые педагогические задачи разного уровня.

Современная практика образования характеризуется активным включением педагогов в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приемов взаимодействия с детьми. В связи с чем, основной задачей дошкольного учреждения является повышение квалификации, подготовка специалистов, способных работать в соответствии с современными требованиями.

Организация образовательной деятельности детского сада должна осуществляться на основе тех современных требований к качеству образовательных услуг, которые ставятся перед нами в новых и обновленных нормативно-правовых документах, регулирующих работу ДОУ.

ФГОС призваны решать проблемы, связанные с повышением качества образования. Главное внимание акцентируется на обеспечении надлежащих условий для развития личности дошкольников и активизации инновационных аспектов деятельности. Федеральные государственные стандарты делают выбор в пользу ребенка.

Профессионально-педагогическая культура

воспитателя дошкольного образовательного учреждения

Профессионально-педагогическая культура, по мнению Исаева И. Ф. , – это мера и способ творческой самореализации педагога в процессе педагогической деятельности, направленные на создание, освоение и внедрение педагогических ценностей и технологий.

Профессионально-педагогическая культура воспитателя дошкольного образовательного учреждения – интегральное качество личности, представленное единством ценностного, когнитивного, инновационно-технологического, личностно-творческого компонентов, обеспечивающих в своем взаимодействии продуктивную педагогическую деятельность и творческую самореализацию воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Когнитивный компонент профессионально-педагогической культуры воспитателя

Основой профессиональной деятельности воспитателя ДОУ является знание возрастных и индивидуальных психолого-педагогических особенностей развития детей дошкольного возраста. Учитывая их, воспитатель планирует дальнейшую работу: организовывает игровую деятельность, самостоятельную, учебную, конструктивную, изобразительную и др. Знание возрастных особенностей необходимо при использовании форм, методов и приемов работы с детьми: педагог учитывает закономерности развития познавательных способностей детей разного возраста.

Воспитатель ДОУ должен четко знать концептуальные основы организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, основные направления развития учреждения. Эти знания педагог использует при составлении программы, календарно-тематических и перспективных планов работы с детьми в разных возрастных группах.

Инновационно-технологический компонент профессионально-педагогической культуры воспитателя

Педагогическая инновационная деятельность в МБДОУ связана с преобразованием, совершенствованием образовательного процесса, с внесением новых, стабильных элементов. Воспитателями разработаны рабочие образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. Воспитатель ДОУ должен быть сориентирован в многообразном потоке психолого-дагогической и методической информации, уметь пользоваться различными носителями информации, владеть средствами информационных технологий; уметь работать с информацией с помощью этих средств для удовлетворения личных и общественных потребностей. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен быть гуманистически ориентированным на развитие личности ребенка различными средствами. Развитие когнитивного компонента способствует освоению современных средств, форм, методов и технологий осуществления педагогической деятельности.

Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры

Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры отражает творческое начало личности педагога. Педагогическое творчество требует от педагога наличия таких личностных качеств, как инициатива, индивидуальная свобода, самостоятельность и ответственность, готовность к риску, независимость суждений. Становится очевидным, что педагогическая культура является сферой творческого приложения и реализации педагогической способности личности. В педагогических ценностях личность опредмечивает свои индивидуальные силы и опосредует процесс присвоения нравственных, эстетических, правовых и других отношений, т. е. воздействуя на других, творит себя, определяет свое собственное развитие, реализуя себя в деятельности.

Важнейшей предпосылкой творческой деятельности служит способность выделить свое профессиональное Я из окружающей педагогической действительности, противопоставлять себя как субъекта объектам своего воздействия и рефлексировать по поводу своих действий, слов и мыслей.

Творчество определяют как отличительную черту педагогической профессии. В связи с этим обнаруживаются черты, присущие именно педагогическому творчеству :

• результаты творческих поисков педагога не сразу поддаются оценке;

• сотворчество воспитателя с воспитанниками, коллегами в педагогическом процессе, основанное на единстве цели профессиональной деятельности;

• проявление творческого педагогического потенциала педагога зависит от методического, технического оснащения учебно-воспитательного процесса;

• педагог должен уметь управлять своим эмоциональным психологическим состоянием и учить этому воспитанников, организовывать общение с ними как творческий процесс, не подавляя их инициативу и изобретательность, создавая условия для полного творческого самовыражения и самореализации.

Педагогическое творчество как компонент профессионально-педагогической культуры не возникает само по себе, для его развития необходимы объективные и субъективные условия. Одним из важнейших объективных условий развития педагогического творчества является влияние социокультурной, педагогической реальности, конкретного культурно-исторического периода, в котором творит педагог. К другим объективным условиям относят:

• положительный эмоционально-психологический климат в коллективе, необходимый уровень развития научного знания в психолого-педагогической и социальной сферах;

• наличие адекватных средств обучения и воспитания; научная обоснованность методических рекомендаций и установок;

• материально-техническая оснащенность педагогического процесса;

• наличие общественно необходимого времени.

Личностные особенности и творчество проявляются в многообразных формах и способах творческой самореализации педагога. Самореализация выступает сферой приложения индивидуально-творческих возможностей личности.

Основой факторы и ценностные основы профессиональной деятельности воспитателя ДОУ

Следует особо отметить, что особенностью современного этапа развития системы дошкольного образования является усиление приоритета человеческого фактора и переориентировка внимания от интересов общества к интересам личности. Формирование универсальности ценности является необходимой базой развития творческой личности, а также условием гармонического развития педагогического работника дошкольного учреждения, в основе чего лежит взаимосвязь основных типов ценности и соответствующих им сфер: деятельности, взаимоотношений, познания.

В качестве основных педагогических ценностей воспитателя дошкольного образовательного учреждения мы выделили:

- человеческие: ребенок как главная педагогическая ценность и педагог, способный к его развитию, сотрудничеству с ним, социальной защите его личности, помощи и поддержке его индивидуальности, творческого потенциала;

- духовные: совокупный педагогический опыт человечества, отраженный в педагогических теориях и способах педагогического мышления, направленный на формирование личности ребенка;

- практические: способы практической педагогической деятельности, проверенные практикой образовательно-воспитательной системы, педагогические технологии, включающие обучаемых в различные виды деятельности;

• - личностные педагогические способности, индивидуальные особенности личности педагога как субъекта педагогической культуры, педагогического процесса и собственного жизнетворчества, способствующие созданию личностно-гуманного взаимодействия.

Ценностные основы педагогической деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения являются базой, на которой развивается интеллект, рациональное осмысление окружающей действительности, педагогическая направленность, строится педагогическая технология.

Основой профессиональной деятельности воспитателя ДОУ является знание возрастных и индивидуальных психолого-педагогических особенностей развития детей дошкольного возраста. Учитывая их, воспитатель планирует дальнейшую работу: организовывает игровую деятельность, самостоятельную, учебную, конструктивную, изобразительную и др. Знание возрастных особенностей необходимо при использовании форм, методов и приемов работы с детьми: педагог учитывает закономерности развития познавательных способностей детей разного возраста.

Воспитатель ДОУ должен четко знать концептуальные основы организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, основные направления развития учреждения. Эти знания педагог использует при составлении программы, календарно-тематических и перспективных планов работы с детьми в разных возрастных группах. Следует отметить, что недостаток психолого-педагогических, дидактических и методических знаний у воспитателей ДОУ области наблюдается наиболее часто. Это подтверждают комплексные проверки дошкольных учреждений.

Воспитатель ДОУ постоянно должен быть в курсе современных достижений педагогической науки в области дидактики и дошкольного образования. Для успешной реализации образовательной программы воспитания и обучения в дошкольном учреждении (комплексной или парциальной) внедряются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. Воспитатель должен четко знать эти технологии, их цели, задачи, содержание, условия внедрения в образовательный процесс, эффективность предполагаемого результата.

Учитывая все выше сказанное, мы считаем, что воспитатель ДОУ должен владеть знаниями: методологическими (знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации воспитания и обучения); теоретическими (знание целей, принципов, содержания, методов и форм педагогической деятельности и закономерностей формирования и развития личности ребенка дошкольного возраста); методическими (знание методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста);технологическими (знание способов и приемов воспитания и обучения детей дошкольного возраста).

Педагогическая инновационная деятельность в дошкольном учреждении связана с преобразованием, совершенствованием образовательного процесса, с внесением новых, стабильных элементов. В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы; практически в каждом дошкольном учреждении инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

Творческий воспитатель - это профессионал, способный создавать в педагогическом процессе качественно новые материальные и духовные ценности. Он умело сочетает в своей педагогической деятельности стереотипное, придающее процессу устойчивость, стабильность, управляемость, инвариантность, с инновационным, продуцирующим вариативность, свободу, изменчивость.

Работа воспитателя ДОУ характеризуется как деятельность, которой присущи интуиция, вдохновение, находчивость, изобретательность. Творческая деятельность воспитателя не может осуществляться по шаблону, поскольку неотъемлемыми ее компонентами является оригинальность, отход от штампов, неожиданность, умение действовать интуитивно, согласно обстоятельств.

Поэтому приоритет личности воспитателя дошкольного учреждения обусловлен, прежде всего, его ответственностью перед возрастными особенностями обучаемых, учет которых обязателен и необходим как ни в какой другой ситуации обучения; он обусловлен трудностями игровой формы бучения, соответствующей ведущему виду деятельности ребенка в период дошкольного детства, а также целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен быть гуманистически ориентированным на развитие личности ребенка различными средствами. Необходимыми качествами воспитателя, работающего с дошкольниками должны быть: уравновешенность, высокая мобильность нервной системы; умеренная экстравертированность; стеничность эмоций и эмоциональная (преимущественно положительных эмоций - радости, удовольствие и др.) устойчивость; уровень интеллектуального развития не ниже нормального по сенсорно-перцептивно-мнемологическим показателям (т. е. по показателям восприятия, памяти, мышления) и по характеристикам внимания; высокий уровень способности воображения, представления, фантазирования.

Формирование культуры здорового образа жизни средствами физической культуры у детей младшего школьного возраста Формирование культуры здорового образа жизни средствами физической культуры у детей младшего школьного возраста Цель: Определить и обосновать.

Формирование педагогической культуры родителей средствами семейного консультирования в условиях ДОУ Формирование педагогической культуры родителей средствами семейного консультирования в условиях ДОУ На сегодняшний день, когда нарушены.

Формирование эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной музыкальной культуры Формирование эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста требует комплексный подход. Использование проектной технологии формировании.

Повышении педагогической культуры родителей в современных дошкольных учреждений Повышении педагогической культуры родителей в современных дошкольных учреждений Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил.

Работа по повышению психолого-педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей раннего возраста Приходи к нам, малыш! В семье ждут появления малыша. Как много вопросов возникает у родителей. Каким он будет? Как сложится его жизнь? Сможет.

Педагог - это всегда пример для учеников. То, насколько успешно он сможет научить и воспитать детей, зависит не только от знания предмета, но и от уровня педагогической культуры.

Определение

Педагогическая культура – это характеристика личности педагога, его поведения в условиях воспитательной и образовательной деятельности.

В некоторых случаях также говорят и психолого-педагогической культуре – специфической профессиональной категории, с помощью которой обозначается степень овладения педагогом педагогическим опытом.

педагогическая культура это

Преподаватель – образец для подражания. Он должен много работать над собой, ведь его главная задача – передать знания на высоком уровне, воспитать любовь к своему предмету или профессии, учебному заведению, Родине.

Основные качества педагога

Разбирая такое понятие, как педагогическая культура педагога, следует отметить, что основные личные качества, которыми должен обладать учитель – высокая нравственность, интеллигентность, эрудиция.

Хороший педагог всегда доброжелателен, проявляет интерес к каждому ученику. Преподаватель, обладающий высокой культурой, последователен, вдумчиво анализирует поведение и поступки, умеет поставить себя на место ученика и помочь ему, верит в каждого ученика.

Хороший педагог обладает следующими нравственными качествами:

  • честность;
  • принципиальность;
  • самоотдача;
  • тактичность;
  • любовь к детям и своей работе.

Наличие данных черт характера определяет уровень культуры педагога, его умение влиять на учебный процесс.

Культура учителя предусматривает наличие педагогической направленности личности, которая отражает предрасположенность человека к учебно-воспитательной деятельности, его умение достигать поставленных целей.

компоненты педагогической культуры

Без наличия широкого кругозора, хотя бы основ психолого-педагогической эрудиции, толерантного отношения, спокойствия и целеустремленности, желания самосовершенствоваться в своей профессии, умения организовать совместную деятельность педагог не сможет достигнуть поставленных целей.

Недостаточно и знать свой предмет в совершенстве, необходимо уметь интересно и доходчиво излагать свои знания.

Формирование педагогической культуры должно начинаться еще на первом курсе университета. А совершенствовать свои умения учитель обязан на протяжении всего времени работы.

Основные составляющие

Основные компоненты педагогической культуры - это:

  1. Педагогический такт.
  2. Культура речи.
  3. Эрудиция.
  4. Педагогическая техника.
  5. Внешний вид.

Далее мы рассмотрим их более подробно.

Функции

Педагогическая культура педагога срособствует выполнению следующих функций:

  1. Передача знаний, навыков и умений.
  2. Формирование мировоззрения учащихся.
  3. Развитие интеллектуальных способностей воспитанников.
  4. Обеспечение сознательного усвоения нравственных принципов и навыков поведения в обществе.
  5. Формирование эстетического вкуса.
  6. Укрепление физического и эмоционального здоровья.

формирование педагогической культуры

Педагогический такт

Педагогический такт – умение педагога правильно выражать свои требования и просьбы. Хороший учитель умеет требовать выполнения тех или иных заданий без грубости и придирчивости. Педагог уметь отдавать распоряжения в виде просьбы, но в то же время просьба его не выглядит как упрашивание.

Высокая психолого-педагогическая культура предусматривает умение внимательно выслушать собеседника, вне зависимости от его личности. Для педагога не имеет значения, говорит ли он с мальчиком или девочкой, взрослым или ребенком. Он выслушает своего собеседника даже в том случае, если высказывание не совсем верны, и лишь затем выскажет свое мнение. Опять же, мягко, без грубости и насмешек.

Культура речи

Основные компоненты педагогической культуры – вербальная и невербальная культура общения.

К вербальному общению относится непосредственно речь и ее оформление. Педагог должен обладать следующими качествами:

  1. Грамотная речь, которая предполагает соблюдение грамматических, стилистических и орфоэпических норм русского языка.
  2. Выразительность – педагог должен уметь рассказывать с выражением, интонационно правильно оформлять высказывания. Исключается монотонность в изложении материала.
  3. Громкость. Учителю необходимо говорить с той громкостью, которая будет оптимальной для данной аудитории. Не следует говорить тихо, но и кричать не стоит.

педагогическая культура педагога

Педагогическая культура – это целый комплекс умений, которые постигаются и совершенствуются годами.

К невербальной культуре общения относятся жесты, мимика, позы, визуальный контакт и прикосновение. Педагог должен научиться владеть своим телом, уметь показывать, что он открыт для своих учеников, внимательно слушает их или ждет ответа. Хороший педагог может одним лишь взглядом показать, что ученик неправ.

Эрудиция

Одной из основных составляющих является эрудиция. Хороший педагог имеет широкий кругозор. Он может не только ответить на любой вопрос, связанный с его предметом, но и рассказать много других интересных вещей, не связанных с его непосредственной деятельностью.

Для развития эрудиции педагогу необходимо много читать, смотреть научно-популярные передачи, следить за новостями.

Довольно часто ученики проверяют своих учителей, задавая им каверзные вопросы, и если вы не сможете найти ответ на них, навсегда потеряете уважение воспитанников.

Педагогическая техника

Педагогическая техника состоит из целого класса компонентов. Сюда входит и умение владеть голосом, мимикой, осанкой, поведением, и отношение к ученикам.

культера педагогической деятельности

Это и умение понимать окружающих, сопереживать им, способность выявить творческий потенциал учащихся.

Учитель, в совершенстве владеющий педагогической техникой, может легко и быстро организовать коллективную деятельность. Он за развитие демократического самоуправления, коллективного творчества.

Педагогическая культура – это и отношение педагога к самому себе: заинтересованность в успешной учебно-воспитательной работе, ориентация на профессиональный и личностный рост, самоанализ.

Внешний вид

Культура педагогической деятельности немало внимания уделяет и внешнему виду педагога. Это и умение одеваться, выглядеть соответственно занимаемой должности.

Если учитель выглядит опрятно и аккуратно, элегантно одевается, в меру использует косметические средства – он является примером для подражания. Вспомните хотя бы свое отношение к учителям. Наверняка те педагоги, которые небрежно относились к своему внешнему виду, вызывали пренебрежение к себе и у вас.

Кроме того, говоря о внешнем виде педагога, следует отметить, что он должен не только хорошо выглядеть, но и быть уверенным в себе, уважать себя как личность и требовать того же от своих учеников.

психолого-педагогическая культура

Выводы

Педагогическая культура – это ряд качеств и умений, которыми должен обладать педагог для того, чтобы успешно вести свою преподавательскую деятельность. Учитель должен постоянно совершенствоваться и работать над собой, постоянно повышать свою культуру как педагога.

Ежегодно дипломы педагогов получают тысячи выпускников, однако только треть из них устраивается работать по специальности. Но и среди тех, кто ежедневно трудится на ниве образования, далеко не каждый достоин звания педагога. В чем же особенность этой специальности и почему не всякий человек этой профессии является педагогом? Давайте узнаем ответы на эти вопросы, а также рассмотрим такое важное понятие, как педагогическая культура. В чем ее суть и из каких компонентов она состоит?

Кого называли педагогами в старину?

профессия педагог

В более поздние периоды истории педагогами стали именовать лиц, которые специализировались на обучении подрастающего поколения. Подобное значение у данного термина сохранилось и по сей день.

Профессия педагога – это не работа, это призвание!

любовь к детям

Однако стать отменным специалистом в профессии педагога очень непросто. Ведь для этого необходимо не просто выполнять свои обязанности положенные восемь рабочих часов пять дней в неделю, а жить своей работой, быть примером не только на словах, но и на деле. Вспоминая учителей, с которыми доводилось сталкиваться, иногда больно осознавать, что лишь немногие из них действительно были настоящими профессионалами своего дела.

Педагогическая культура учителя

Чтобы быть хорошим педагогом, каждому представителю данной профессии необходимо соответствовать определенным критериям. Вместе взятые они именуются педагогической культурой.

формирование педагогической культуры

Под данным термином подразумеваются особенности личности учителя или воспитателя, благодаря которым он способен не только передавать знания, накопленные предыдущими поколениями, и воспитывать учеников, но и устанавливать с ними дружеские, доверительные отношения. Только при наличии всех вышеупомянутых условий педагогический процесс будет действительно эффективен.

Ее компоненты

Культура педагогической деятельности любого учителя или воспитателя в обязательном порядке должна состоять из нескольких компонентов.

педагогическая культура

  • Профессиональные знания. Без них педагог не сможет полноценно учить подрастающее поколение, просто потому, что он не будет обладать информацией для передачи.
  • Профессиональные умения. Учитель обязан не только обладать знаниями о своей специальности, но и уметь их практически применять, иначе он бесполезен. Стоит отметить, что в этой профессии часто необходимо применять творческий подход. Поэтому одним из ключевых умений педагога должна быть способность адаптироваться к непредвиденным ситуациям.
  • Педагогическая позиция. Она основана на личностных качествах учителя. Фактически это его система ценностей. Поскольку педагог во многом учит не только словом, но и своим примером, он должен быть готов подтверждать сказанное делом. Если ученики заметят разницу между словами и поступками учителя, они могут потерять веру в него и в то, чему он учит.
  • Культура профессионального поведения педагога. Случается, что отличный специалист, преданный своему делу и верящий в него, в личностном плане может оказаться хамом, грубо обращающимся со своими учениками. В таком случае в их глазах все перечисленные достоинства учителя меркнут, поскольку он способен на бездушные поступки. Чтобы такого не произошло, хороший педагог обязан в первую очередь быть достойным человеком, уметь трезво оценивать свое поведение и, если нужно, признавать свои ошибки.

Все вышеперечисленные компоненты должны дополнять друг друга, иначе вся работа учителя пойдет насмарку. Все они - как четыре ножки у стола: при отсутствии даже одной он не сможет стоять.

Любовь как движущая сила педагогики

Каждому человеку, избравшему для себя профессию учителя, стоит знать, что главной движущей силой в ней является любовь к детям. Причем речь идет не об эмоциях, а именно о сознательном выборе.

Научится так себя вести очень сложно. Поэтому большинство педагогов отказываются учить своих родных детей, отправляя их в другие классы, поскольку они понимают, что, будучи родителями, не смогут не выделять собственного ребенка среди других учеников.

К обладанию какими качествами должен стремиться педагог?

Формирование педагогической культуры - процесс длительный, и у многих учителей уходят годы, чтобы воспитаться в себе необходимые для этого качества. Они делятся на профессиональные и личностные.

культура педагогической деятельности

  • Знание предмета и эрудированность.
  • Знание основных педагогических методик и умение применять их на практике.
  • Культура речи. К ней относится не только умение правильно и чисто говорить, но и способность делать это выразительно и с громкостью, уместной для ситуации.
  • Подобающий внешний вид. В разных школах к этому критерию бывают разные требования. Стоит отметить, что не всегда они обоснованы. Например, отдельные директора настаивают, чтобы учительницы не носили брюк, а приходили на занятия только в юбках. Такое требование чревато простудными заболеваниями для педагогов женского пола, особенно в холодные месяцы учебы. Поэтому лучше всего для учителя (независимо от пола) - придерживаться официально-делового стиля в одежде, при этом выбирая наряд в соответствии с погодными условиями.

Все перечисленные черты – обязательные составляющие квалифицированного работника. Однако педагог одновременно должен быть еще и человеком. Поэтому каждому представителю данной профессии нужно стремиться вырабатывать у себя также и личностные качества:

  • Такт.
  • Мудрость.
  • Честность.
  • Доброжелательность.
  • Принципиальность.
  • Любознательность.
  • Справедливость.
  • Самоотдачу.

Конечно, обрести все эти черты непросто, однако к этому нужно стремиться каждому учителю, желающему полноценно овладеть педагогической культурой.

Взаимодействие педагога и ученика

Как и в отношениях между родителями и их чадами, у педагога с учениками не всегда все идеально. Бывают ссоры и раздоры. Иногда для таких разногласий бывают веские основания, иногда они надуманные.

Однако педагог должен помнить, что он старше и опытнее, а его подопечные – дети, не всегда способные здраво оценивать последствия своих поступков.

При этом некоторые ученики уже в раннем возрасте способны на подлость и лицемерие. Исходя из этого, учителю нужно стараться различать, когда проступок ребенка можно простить, а когда его должно постичь справедливое наказание.

Также педагогу важно уметь грамотно использовать не только наказание, но и поощрение детских успехов.

Учитель и родители

Полноценное обучение и воспитание школьников возможно только в том случае, если педагоги и родители будут работать сообща. Поэтому иногда преподавателю необходимо будет просвещать не только детей, но и их пап с мамами.

Дело в том, что часто родители полагают, будто, отдав дитя в детский сад или школу, полностью перекладывают ответственность за его образование и воспитание на педагогический коллектив этих заведений. Однако по-настоящему успешным этот процесс будет только тогда, когда учителя и родители будут вместе активно участвовать в образовательном процессе.

Беда в том, что в последние годы чаще всего их встречи происходят лишь для обсуждения финансовых вопросов (покупка тетрадей, учебников, ремонт в классе и т. п.) или когда с учеником какие-то проблемы. Однако многие из сложностей можно предотвратить, если постоянно поддерживать связь между учителем и родителем и выступать единым фронтом.

Как и у преподавателей, существует и у родителей педагогическая культура. Ее компоненты во многом похожи. При этом они имеют существенное отличие от учительской культуры. Ведь родители относительно ребенка имеют значительно больше прав, при этом их задача - стараться не злоупотреблять ими.

Фактически папы и мамы должны вырабатывать в себе те же личностные качества, что и педагоги. Что же касается профессиональных знаний и умений, то, хотя они не являются компонентами педагогической культуры родителей, те должны, как и учителя, заниматься самообразованием. Это поможет не только повысить собственный интеллектуальный уровень, но и стать примером для ребенка.

педагогическая культура родителей

В отличие от учителя, для отца с матерью воспитываемый ими ребенок является родным, поэтому любовь к нему часто основывается именно на эмоциях. Следовательно, одной из самых сложных задач является умение адекватно оценивать поведение и достижения детей. В связи с этим нужно грамотно использовать метод кнута и пряника.

Финансы и педагог

Рассматривая вопрос о педагогической культуре учителя, нельзя не коснуться проблемы оплаты его труда.

педагогическая культура учителя

Любой здравый человек понимает: чтобы педагог мог полностью отдаваться своей профессии, он должен зарабатывать достаточно, дабы заботы о хлебе насущном отходили на второй план.

К сожалению, даже в развитых странах зарплата учителей в школах довольно низкая. Это при том что хороший специалист обязан постоянно заниматься саморазвитием, в которое входит не только чтение соответствующей литературы, но и посещение семинаров, конференций и т. п. А все это, как известно, не бесплатно.

К примеру, преподаватель иностранного языка должен не только знать его грамматику и правила произношения, но периодически посещать страны, в которых говорят на нем. Только таким образом можно научить по-настоящему правильно говорить. Однако мало кто из учителей на свою зарплату может себе позволить посетить Германию или Великобританию. Стоит ли удивляться, что такие педагоги при всем желании не способны помочь своим подопечным освоить правильное произношение?

В связи с этим соответствующую оплату труда, возможно, стоит расматривать как условие овладения педагогической культурой (хотя это и спорное утверждение), поскольку если учитель будет думать где бы еще подработать, помимо школы, беспокоиться о своих учениках у него попросту не останется времени, да и желания.

Читайте также: