Подросток как объект психологической помощи психолого педагогический статус ученика средней школы

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Об особенностях индивидуальной психологической помощи подросткам

В глубокой древности подростковый период считался таким же качественным изменением состояния человека, как рождение, взросление, вступление в брак, смерть, и сопровождался определенными обрядами, называемыми сегодня инициационными. Прохождение подростка через комплекс таких обрядов означало его полную социализацию с получением прав и обязанностей взрослого человека.

Во время инициаций подростки впервые сталкивались с жестким принуждением, которое имело определенный смысл. Через длительные, связанные с сильными потрясениями, обряды формировались те психические волевые качества, которые считались необходимыми для взрослого.

Кроме того, завершая первичную социализацию в столь напряженной обстановке, подросток проникался сознанием того, что нарушение ряда правил повлечет за собой суровое наказание, и принимал социальную роль взрослого человека. Таким образом он впитывал социальные и духовные ценности своего общества.

Подростковый период – важнейший этап жизни, во многом определяющий последующую судьбу человека. Важность подросткового возраста определяется тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности.

Подростковый возраст – это возраст от 10-11 до 15-16 лет, что соответствует возрасту 4- 9 классов. Этот возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. В этом смысле подросток – полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, а зрелость еще не наступила. Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития подростка, и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие, все виды его деятельности.

Важнейшими процессами переходного возраста являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется.

Рассматриваемый период традиционно считается одним из наиболее критических моментов в развитии личности. Это эпоха активной индивидуализации, этап обостренно переживаемого стремления к самоутверждению.

Особенности подросткового возраста

Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Нарушения развития самосознания могут приводить к появлению агрессивности, тревожности, трудностям в общении, а иногда и к суицидальным попыткам.

В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир.

В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние.

Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Так, важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, тому, что они сами о себе думают.

В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт – к характеру в целом. С этим связаны осознание – иногда преувеличенное – своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне.

Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности.

Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности. Например, адекватный ее уровень способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, некритичности. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, их активность направлена на различные виды деятельности, а также межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.

Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.

Агрессивные подростки характеризуются крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций.

Развитие рефлексии не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с которыми также становится возможным и более глубокое понимание других людей. Развитие самосознания как центрального новообразования подросткового возраста становится возможным и целиком зависит от культурного содержания среды.

Еще одно новообразование, возникающее в конце переходного возраста, – это самоопределение. С субъективной точки зрения оно связано с осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает, как правило, в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблемы своего будущего. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии.

Идеи выбора жизненного пути, своих ценностных ориентаций, своего идеала, своего друга, своей профессии становятся основополагающими целями подросткового возраста.

В мотивационной сфере процесса общения подростков происходят кардинальные изменения: теряют свою актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками. Само общение подростков становится более глубоким и содержательным, появляются такие эмоционально насыщенные формы взаимодействия, как дружба и любовь. Потребность в принадлежности какой-нибудь группе наиболее ярко проявляется в подростковом возрасте.

Для подростков младшего возраста большое значение имеет возможность разделить со своими сверстниками общие интересы и увлечения. Позднее подростки направлены на поиск такого контакта, который позволил бы им найти понимание и сопереживание их чувствам, мыслям, идеям, а также обеспечил бы эмоциональную поддержку со стороны сверстников в преодолении различных проблем, связанных с возрастным развитием.

Подростковый период называют эпохой активной индивидуализации, этапом обостренно переживаемого стремления к самоутверждению. Желание выделиться, стремление занять высокую позицию, добиться уважения, признания своей личностной ценности и тем самым получить возможность подкрепить свою самооценку и самоуважение во многом определяет поведение детей в подростковом возрасте.

Типичные проблемы, с которыми сталкиваются подростки

Одной из проблем, с которыми сталкивается подросток, является такой важный для этого возраста процесс, как отделение от семьи. Понятно, что он является только одной стороной единого процесса: разделения подростка и семьи. Другая сторона этого – отделение самой семьи от подростка.

Затруднено отделение и в том случае, если в семье имеются нарушения структурно-ролевого характера. Наиболее частый вариант этого – проигрывание ребенком роли отсутствующего или плохо играющего свою роль члена семьи. Например, в семье с эмоционально отстраненным отцом мать подключает на его роль сначала старшего, а после его отделения – младшего сына. Или же в неполной семье меняются ролями дочь и мать. Соответственно мать в детской позиции отчаянно сопротивляется отделению дочери, служащей ей опорой. Причин возможного нарушения так много, что в редкой семье отделение подростка осуществляется совсем бесконфликтно.

Выделяют четыре этапа отделения подростка от семьи.

Первый этап (11-12 лет) характеризуется наличием у подростка конфликта между потребностью в зависимости и стремлением к автономии. Трудность его состоит в том, что подросток амбивалентен в своих ожиданиях в отношении родителей. Он, с одной стороны, сопротивляется проявлениям их заботы и ласки, а с другой – проявляет желание, чтобы его баловали.

Второй этап – когнитивная реализация отделения (трудно указать возраст, так как переход к этой стадии может затянуться на всю жизнь). Подросток доказывает всем: миру, родителям и самому себе собственную независимость. Чаще всего это происходит через уход в оппозицию, критику всего того, что делается и говорится родителями. Причем бурные реакции родителей только усиливают стремление к эмансипации у подростков. Длительность этой стадии определяется временем, необходимым родителям для принятия факта взросления подростка.

Третий этап – аффективные реакции на отделение. Здесь могут возникать чувства вины, гнев, депрессивные реакции, взаимный страх потери любви. Необходимо помочь родителям взращивать в себе чувство гордости и радости от достижений взрослеющего ребенка.

Четвертый этап – идентификация. Взрослые уже признают за подростком право на самостоятельность, исчезает внешнее буйство и ранимость. Подросток сосредотачивается на своей индивидуализации. Здесь очень важно, чтобы подросток имел образцы положительной интеграции среди значимых взрослых. Таким образом, завершением интегрированного состояния завершается процесс отделения подростка от семьи.

С вступлением в пубертатный период резко возрастает интерес подростков к вопросам полового развития и к сексуальной сфере.

На ранних этапах развития этот интерес в большей степени направлен на изучение подростками собственного тела, наблюдение за его изменениями и степенью соответствия общепринятым стандартам мужественности и женственности. Постепенно подростки начинают интересоваться и развитием других, особенно представителей противоположного пола. Они начинают осознавать свои развивающиеся сексуальные чувства и влечения, у них возрастает интерес к сексу как к эротическим ощущениям.

В связи с этим принято говорить о половой идентификации подростков. Обычно в половой идентификации выделяют две линии, взаимосвязанные между собой: развитие половой роли и половой идентичности. Половую роль следует понимать как поведенческие характеристики человека, обусловленные принадлежностью к определенному полу. Половую идентичность можно рассматривать как представление о себе с точки зрения своего сексуального поведения, сексуальной позиции.

Проблема формирования половой идентичности – одна из важнейших линий развития подростков. На развитие половой идентичности оказывают существенное влияние социально-культурные факторы.

Прежде всего, это изменение социальной функции семьи: снижение значимости ее социально-экономической функции и повышение эмоционально-психологической, т.е. сексуальная удовлетворенность признается одним из главных факторов успешности брака и его прочности. Следствием этого является отделение сексуального поведения от репродуктивного. Становятся возможными так называемые свободные отношения, которые устанавливаются в более раннем возрасте, чем браки. Половая идентичность многих современных подростков представлена зрелыми формами сексуального поведения при недостаточно созревшем сознании.

Следующее изменение – это сужение сферы запретного в культуре и рост общественного интереса к эротике. Информированность общества в сексуальных вопросах возрастает. Следствием этих изменений можно назвать достаточно противоречивую позицию взрослых по отношению к подростковой сексуальности: повышение терпимости к ней со стороны общества, с одной стороны, и увеличение разрыва в сексуальных установках, поведении внутри семьи, с другой .

Соответственно подростки, обладающие обширными сексуальными знаниями и фактическим разрешением со стороны общества на их применение, сталкиваются с запретительной позицией близких взрослых.

Помимо этих факторов осложнить развитие половой идентичности может чрезвычайно высокая интенсивность полового влечения, так называемая юношеская гиперсексуальность. Часто подростки не имеют возможности обсудить происходящие в них изменения со взрослыми или же слышат от них только устрашающую и запретительную информацию о том, что все это стыдно, вредно и т.п. От сверстников они также получают неверные сведения. Возникает возможность формирования у подростка острого чувства своей сексуальной неполноценности, которое вызывает различные защитные формы поведения: от полного избегания близости с противоположным полом до излишней грубости или неразборчивости в контактах.

Процесс формирования половой идентичности в подростковом возрасте часто осуществляется не просто, сопровождаясь острыми переживаниями собственной сексуальной несостоятельности.

Говоря о типичных проблемах, с которыми сталкивается подросток, следует особо остановиться на проблеме их общения со сверстниками.

Влияние общения со сверстниками на личность подростка оказывает решающую роль, как в позитивном, так и в негативном аспектах. Общение содействует успешной социализации подростка, но также может определить его асоциальное поведение.

Однако часто группа сверстников дает лишь иллюзию силы. Но, если кто-то прибегает к этой иллюзии, значит, она ему необходима. К такому лже-статусу стремятся подростки с несформированной из-за слишком быстрого отделения от семьи эго-идентичностью, не прошедшие этапа идентификации с родителями.

Иллюзия собственной силы ощущается подростками при наличии рядом с собой более слабого человека, в отношении которого можно позволить себе совершать объединенные насильственные действия.

Большинство трудностей в общении у подростков связано с нарушениями в прохождении ими нормативного кризиса и формирования эго-идентичности. Если результатом кризиса явится формирование у подростка слабой идентичности, то он прибегнет к самоизоляции и формализации взаимоотношений со сверстниками.

Чаще всего трудности в общении появляются у подростков с неуверенной идентичностью. В этом случае подросток недоволен собой в целом, может быть своей внешностью, ощущает свое отличие от сверстников. Другие кажутся ему более уверенными и привлекательными. Свое чувство неполноценности подросток иногда пытается компенсировать через конфликты с родителям, т.е. в атмосфере безопасности доказать свою полноценность.

Опыт общения, приобретенный в подростковом возрасте, играет важную роль при вступлении в самостоятельную жизнь.

Способы проведения консультирования подростков

Консультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой схемой консультации:

– установление контакта с подростком;

– запрос подростка: описание трудностей и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации;

– диагностическая беседа: поиск причин трудностей;

– интерпретация: словесно высказанная гипотеза консультанта о возможных причинах трудностей подростка;

– реориентация: совместная выработка конструктивных способов преодоления трудностей.

Установление контакта традиционно осуществляется через объединение консультанта с подростком с помощью вербальных и невербальных средств.

Каждый конкретный подросток вносит собственные коррективы в процесс консультирования. Необходимо, чтобы консультант оставался открытым опыту подростка и мог позволить себе оставаться искренним с самим собой и подростком.

Родителям подростков, так же как и их детям, нужна психологическая поддержка.

Консультирование родителей обусловлено непониманием ими изменений, происходящих в подростке. Родители хотят получить помощь самим себе, не видя необходимости в оказании помощи своему ребенку и своей роли в этом.

Консультанту по возможности нужно убедить родителей, что основа их помощи – не какие-либо действия по изменению подростка в соответствии со своим эталоном, а открытое выражение своей любви к нему. Однако при этом необходимо, чтобы подросток имел возможность не только принимать любовь, но и отдавать ее.

Консультанту также нужно показать родителям необходимость и возможность удовлетворения ими потребности в самораскрытии у их подростка, поскольку она далеко не всегда удовлетворяется в общении со сверстниками.

Подростковый возраст предоставляет родителям последнюю возможность для налаживания эмоционального контакта со своим ребенком. Необходимо, чтобы родители воспользовались такой возможностью, иначе их родительство потеряет всякий смысл, позднее явится причиной разного рода страданий, отчаяния оттого, что поздно что-либо изменить.

Подростковый период – важнейший этап жизни, во многом определяющий последующую судьбу человека.

Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности.

Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности.

Еще одно новообразование, возникающее в конце переходного возраста, – это самоопределение. Идеи выбора жизненного пути, своих ценностных ориентаций, своего идеала, своего друга, своей профессии становятся основополагающими целями подросткового возраста.

Одной из проблем, с которыми сталкивается подросток, является такой важный для этого возраста процесс, как отделение от семьи. Отделение подростка от семьи – важнейшая предпосылка достижения им впоследствии зрелости, самостоятельности, возможности принять ответственность за свою жизнь на самого себя.

Список литературы

1. Дольто Ф. На стороне подростка. – СПб., 1997.

2. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 1982.

3. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития, детство, отрочество. – М., 2004.

4. Спиваковская А.С. Как быть родителями. Психология родительской любви. – М., 1986.

5. Столяренко Л.Д. Психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.

5 Взросление это процесс переноса и образования связи между событиями и поведением в реальной жизни на самого себя и умение прогнозировать и выстроить своѐ поведение с учѐтом своих потребностей и дальнейших целей. Взросление как процесс присвоения знания, опыта предшествующих поколений и адаптации к миру.! важно создать ситуацию, в которой ребѐнок, подросток может задуматься над неоднозначностью и смыслом жизненных ситуаций, сможет понимать философию жизни, себя, законы окружающего мира, процессы активизации ресурсов и потенциала личности, актуализации банка жизненных ситуаций. 2

6 Психолого-педагогический статус ученика Познавательная сфера Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе Особенности поведения и общения школьников Особенности мотивационной сферы 3

8 Задача психологической службы Создать всевозможные ситуации для активизации банка жизненных ситуаций, для взросления на каждом этапе школьного обучения. 5

9 Ситуации взросления: ситуации социальных проб, работа психологического кружка, проектная деятельность, олимпиады, школа практической конфликтологии, программы ЗОЖ, предпрофильная и профильная деятеьность, научно-исследовательская деятельность и др.

10 Банк жизненных ситуаций (БЖС) Набор практических и теоретических знаний, пониманий и умений осознавать, перерабатывать и использовать опыт прошлых поколений; умение создавать, актуализировать и активно использовать собственный жизненный, учебный, воспитательный опыт. БЖС формируется через: самопознание, самопринятие, самоутверждение, саморазвитие, обучение, обмен опытом и др.. 7

11 Возрастной кризис - особые, относительно недолгие периоды в жизни характеризующиеся человека, резкими психическими изменениями в развитии ребѐнка. Формы деятельности СПС для успешного взросления учеников:

Согласно многим периодизациям психического развития личности, подростковый возраст определяется периодом жизни человека от 11-12 до 14-15 лет – периодом между детством и юностью. Это один из наиболее кризисных возрастных периодов, связанный с бурным развитием всех ведущих компонентов личности и физиологическими перестройками, обусловленными половым созреванием.

Подростничество традиционно делится на две фазы: негативную (собственно критическую) – младший подростковый возраст (11-13 лет), и позитивную – старший подростковый возраст (13-15 лет).

По внешним признакам социальная ситуация развития в подростковом возрасте ничем не отличается от таковой в детстве. Социальный статус подростка остается прежним. Все подростки продолжают учиться в школе и находятся на иждивении родителей или государства. Отличия отражаются скорее во внутреннем содержании. Иначе расставляются акценты: семья, школа и сверстники приобретают новые значения и смыслы.

Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости – и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные с взрослым права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего – во внешнем облике, в манерах.

Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста.

К старшему подростковому возрасту взрослый для ребенка начинает играть роль помощника и наставника. В учителях ребята начинают ценить не только личностные качества, но и профессионализм, разумную требовательность.

Стремление к взрослости и самостоятельности подростка часто сталкивается с неготовностью, нежеланием или даже неспособностью взрослых (прежде всего – родителей) понять и принять это. Особенно характерен в этом отношении младший подростковый возраст.

Для этого возраста часто характерным является определенное отчуждение от взрослых и усиление авторитета группы сверстников. Такое поведение имеет глубокий психологический смысл. Чтобы лучше понять себя, необходимо сравнивать себя с подобными. Активные процессы самопознания вызывают огромный интерес подростков к своим сверстникам, авторитет которых на определенный период времени становится очень сильным. В отношениях со сверстниками младшие подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя. В процессе общения со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния.

Однако, придавая особое значение общению, подросток не игнорирует и учебную деятельность. Подросток, подрастая, уже готов к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов учения. Для подростка становятся привлекательными самостоятельные формы занятий. Подростку это импонирует, и он легче осваивает способы действия, когда учитель лишь помогает ему.

Учебная деятельность, а также трудовая и общественно-организационная объединяются в общественно значимую деятельность, которая, по мнению В.В. Давыдова, становится ведущей в подростковом возрасте. Осознавая социальную значимость собственного участия в реализации этих видов деятельности, подростки вступают в новые отношения между собой, развивают средства общения друг с другом. Активное осуществление общественно значимой деятельности способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению и самоуважению, согласно выбранному идеалу (Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов. М.: Изд-во гр. НОРМА-ИНФА М, 2000).

В деятельности общения, а также общественно значимой деятельности происходят и возрастные психологические изменения у подростка.

Школьный психолог сталкивается иногда со значительными трудностями, когда явление теоретизирования необходимо отличить от симптоматики, свидетельствующей о психическом заболевании. В этом случае необходима консультация подростка у психоневролога. По данным психиатров, в подростковом возрасте нередко возникает шизофрения. Как отличить феномен теоретизирования от нарушения мышления при шизофрении? Нарушения мышления при шизофрении проявляются не только в резонерстве и повышенной рефлексии. При ней наблюдается ряд других явлений – разорванность мысли, логические соскальзывания, вычурность рассуждений, паралогизм, опора в рассуждениях на случайные, странные ассоциации, аутичность мышления, наплыв мыслей, остановка мыслей и т.д. Одновременно определенные нарушения затрагивают и другие сферы личности. Наблюдаются парадоксальность поступков, наличие странных интересов, эмоциональная уплотненность и прочее.

В подростковом возрасте качественным преобразованиям подвергается личность ребенка: развивается рефлексия, изменяется содержание самооценки, формируется чувство взрослости и др.

Развитие рефлексии характеризуется повышенной склонностью к самонаблюдению. Подросток ищет ответ на вопрос: каков он среди других. На основе рефлексии развивается самосознание – главная черта психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста.

Одной из форм проявления самосознания является чувство взрослости – стремление быть и считаться взрослым. Важным показателем чувства взрослости является наличие у подростков собственной линии поведения, определенных взглядов, оценок и их отстаивание, несмотря на несогласие взрослых, что часто приводит к конфликтам в семье.

В подростковом возрасте происходит развитие интересов. Однако они еще неустойчивы и разноплановы. Для подростков характерно стремление к новизне. Так называемая сенсорная жажда – потребность в получении новых ощущений, с одной стороны, способствует развитию любознательности, с другой – быстрому переключению с одного дела на другое при поверхностном его изучении.

Практика показывает, что лишь у незначительного числа учащихся средних классов интересы перерастают в стойкие увлечения, которые затем развиваются в старших классах в период профессионального самоопределения. Часто виной тому является поведение родителей, которые не способствуют развитию стойких интересов у своих детей: подтрунивают над ними, когда у тех что-то не получается, внушают ребенку, что у него нет способностей к тому делу, которое его интересует.

Просветительская работа школьного психолога среди родителей способна помочь их детям сориентироваться в своих интересах для дальнейшего их развития.

Эмоциональная сфера подростков характеризуется поношенной чувствительностью. У младших подростков повышается тревожность в сфере общения со сверстниками, у старших – со взрослыми (Кон И.С. Психология старшеклассника: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980).

Типичными чертами подростков также являются раздражительность и возбудимость, эмоциональная лабильность. Особенно это характерно для младших подростков, переживающих пубертатный кризис. Эмоции подростков более глубокие и сильные, чем у детей младшего школьного возраста. Особенно сильные эмоции вызывает у подростков их внешность. Повышенный интерес подростков к своей внешности составляет часть психосексуального развития ребенка в этом возрасте.

Итак, если подытожить возрастные особенности, то можно сказать, что подростковый возраст – период активного формирования мировоззрения человека – системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Самооценка, по мнению многих психологов, является центральным новообразованием подросткового возраста, а ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность. И из-за непонимания родителями детей возникают конфликты в общении. В связи с этим возникает неудовлетворенность в общении, которая компенсируется в общении со сверстниками, авторитет которых играет очень значимую роль. Возникает потребность в достойном положении в коллективе сверстников, стремление обзавестись верным другом, отвращение к необоснованным запретам. Подросток становится восприимчивым к промахам учителя. Кроме того, у него ярко выражена эмоциональность. Подросток ищет ответ на вопрос: каков он среди других, насколько он похож на них.

Трудные подростки - это широкое и неоднородное понятие.
Личность формируется в сложной системе отношений.

ВложениеРазмер
programma_trud.deti_.doc 124 КБ


Предварительный просмотр:

Воспитание детей, которых мы называем трудными – это одна из главных воспитательных задач современной школы. С такими детьми мы имеем дело каждый день. Трудности, которые возникают с классом, почти всегда определяются такими детьми.

Трудные подростки – это широкое и неоднородное понятие. Такие дети, без должного внимания к ним, обещают нам деградацию общества, признаки которой уже имеют место быть. Статистика сегодняшнего дня показывает, что количество подростков, имеющих отклонения в развитии, состоянии здоровья, поведении и нуждающихся в коррекционной, компенсирующей, реабилитационной работе постоянно растет, достигая 45 – 50% от общего контингента (по данным Н.П. Вайзмана).

Личность формируется в сложнейшей системе отношений. Будучи отраженными и обобщенными в сознании, они переходят в собственное отношение человека к действительности, становятся составной частью его самосознания.

Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Общесоциальные умения и навыки переносятся в учение.

Внешними причинами социально-педагогической запущенности являются дефекты семейного воспитания. Внутренними причинами – могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка.

О сложности и значимости данного периода детства, и связанных с ним трудностей, сказано и написано в отечественной психологической и педагогической литературе достаточно (список литературы представлен в приложении). Сегодня предлагается масса профилактических, коррекционных, развивающих программ.

Целью настоящей программы является:

  • Ориентация психологической службы на углубление психолого-педагогического изучения трудновоспитуемых подростков. Выявление особенностей психолого-педагогического статуса подростка с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии.

∙ Устранение психологических барьеров на пути развития подростков. Расширение ролевого репертуара, обеспечивающего улучшение коммуникаций.

∙ Профилактика и коррекция отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, предупреждение распространения среди учащихся социальных вредностей (алкоголизм, токсикомания, наркомания и т. п.).

∙ Оказание помощи родителям, педагогам в выработке методов воспитания, которые соответствуют особенностям личности трудного подростка, а также доступным им формам общения.

∙ Укрепление воспитательной функции семьи, формирование активной педагогической позиции родителей, ориентация на гуманное отношение к подросткам.

  • Сотрудничество с учреждениями, организациями для реализации стратегии охраны психологического здоровья подростков.

Объектом деятельности являются дети подросткового возраста (10-15 лет)- обучающиеся в 5 - 9 классах, испытывающие различные психолого-педагогические трудности, а также их родители, педагоги образовательного учреждения.

Настоящая программа - один из возможных вариантов психолого-педагогического сопровождения подростка в этот сложный и ответственный для него период жизни.

Предложенная система психолого-педагогической работы рассчитана на один учебный год.

Содержательные направления программы:

1. Психолого-педагогическое изучение трудных подростков и обучение их социально-психологическим навыкам.

2. Профилактика зависимых состояний, формирование критического отношения к социальным вредностям (алкоголь, наркотики, курение и т.п.).

3. Профилактика педагогической запущенности и правонарушений трудных подростков.

4. Помощь в создании жизненной стратегии, в выборе профессии.

  1. Аналитическая деятельность, направленная на поиск эффективных направлений и видов деятельности, имеющих своей целью исправление определенных недостатков в развитии личностной и интеллектуальных сферах подростков.

Средства решения поставленных задач:

  1. Диагностические процедуры с целью выявления проблем, связанных с личностными особенностями, интеллектуальным развитие, самооценкой, характером взаимоотношений, профессиональной ориентацией.
  2. Индивидуально-консультативная работа с подростками, их родителями и педагогами по вопросам межличностных отношений, семейной ситуации, школьной адаптации, успешности учебной деятельности, профессиональной ориентации.

3. Консультативная работа с родителями и педагогами по активизации их воспитательного потенциала.

4. Индивидуальная работа психолога по запросам подростка, родителей, педагогов, администрации школы.

5. Участие психологов в Совете по профилактике правонарушений среди подростков общеобразовательного учреждения.

6. Психолого-педагогическая коррекция недостатков личностного и интеллектуального развития подростков с использованием социально-психологического тренинга.

Эффективность использования в работе различных психологических средств воздействия существенно повышается при комплексном применении взаимодополняющих средств, как в условиях психологической диагностики и последующей коррекции, так и в условиях психологической поддержки, снятия психоэмоционального перенапряжения, обучения навыкам саморегуляции.

I этап. Предварительный

Особенностью данного направления работы является особая форма сотрудничества психолога с родителями, учениками и педагогами, в ходе которой педагог-психолог формирует мотивацию на совместную деятельность, помогает сформировать проблемы развития подростка, облегчает восприятие последующих воздействий со стороны психолога.

  • получение первоначального представления об ограничениях, затруднениях и проблемах подростков;
  • выявление основных факторов, порождающих психоэмоциональные проблемы подростка в школьной среде;
  • получение определенного обобщения из наблюдаемого фактологического материала по классу и подростку;
  • констатация определенного неблагополучия в деятельности или поведении подростка, осознание возможных его причин;
  • постановка психологического диагноза в виде соответствующей гипотезы;
  • сбор дополнительной информации, необходимой для проверки гипотезы)
  • определение уровня готовности подростка к соответствующему воздействию.

Длительность первого периода не более двух недель.

II этап. Психолого-педагогическая диагностика.

Цель диагностической работы может быть определена, как получение необходимой информации о психолого-педагогическом статусе подростка. Это - характеристики познавательной сферы, эмоционально-волевого и мотивационного развития; система отношений подростка к миру, самому себе; особенности поведения в учебных и вне учебных школьных ситуациях.

На содержательном уровне проводимая диагностическая работа направлена на выявление уровня развития важнейших показателей психолого-педагогического статуса подростка и их соотнесение с системой требований, предъявляемых к подростку. Основные параметры психолого-педагогического статуса подростка даны в приложении.

Содержательные направления данного этапа:

Основными способами получения информации являются:

Диагностика проводится в два этапа:

Примерный перечень материалов, используемых для скрининг-обследования, углубленной психодиагностики даны в приложении. В рамках общеобразовательной школы наименее трудоемкой и быстрой диагностической процедурой является применение стандартизованных диагностических методик.

По результатам диагностики проводится собеседование с родителями подростков, совместное обсуждение причин трудностей с педагогами; формируются группы подростков по однотипным нарушениям для проведения профилактической и коррекционно-развивающей работы. Подбираются программы коррекционных и тренинговых занятий с подростками, намечаются мероприятия для родителей и педагогов.

Психолог проводит компьютерную обработку данных диагностик и фиксирует результаты в индивидуальных психологических картах обследуемых подростков. Полученная психологическая информация используется при подготовке рекомендаций для родителей, педагогов администрации. По результатам обследования проводится психолого-педагогический консилиум. В обсуждении принимают участия классные руководители, педагоги, родители, социальные педагоги и др.

Профилактическая, коррекционно-развивающая работа.

Целью данного этапа является создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществлять коррекционно-развивающую, комплексную профилактическую работу, включающую деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса.

Деятельность педагога-психолога предполагает осуществление программ, направленных на:

Оказание помощи подросткам, испытывающим трудности в поведении, обучении, самочувствии осуществляются не только в форме групповых и индивидуальных занятий, но и в форме тренингов. Тренинги позволяют усваивать информацию легче, быстрее, так как обучение проходит интерактивно. Продолжительность тренингов зависит от целей, организационных и материальных возможностей (не менее трех дней по 2-3 часа). Оптимальным количеством участников в группе считается 14-18 человек. 20 человек - максимальное число участников, при котором возможно создание атмосферы доверия. Важнейшее условие продуктивности - систематичность и преемственность.

Систему коррекционно-профилактических мероприятий подбирают, разрабатывают и осуществляют педагоги-психологи, опираясь на результаты предварительного обследования, образование и опыт работы. В приложении настоящей программы указаны источники, помогающие в осуществлении данного этапа деятельности.

После проведения профилактических и коррекционно-развивающих мероприятий проводится повторная диагностика по тем же диагностическим методикам с целью сравнения полученных данных с первичными, обсуждение результатов с участниками учебно-воспитательного процесса, выявление психолого-педагогического эффекта, как результата реализации программы.

IV этап. Консультативно - просветительская работа.

Содержательные направления данного этапа:

Формы работы: индивидуальные и групповые консультации, тренинги, занятия, психолого-педагогические семинары, месячники, совещания, педсоветы, заседания, клубы и т. п.

Лекционно-семинарские занятия должны длится не более часа и проводиться не более 3-4 раз в учебном году. Тренинги, в зависимости от мотивации и функционального состояния группы, не менее 1,5 - 2 часов.

V этап. Профориентационная работа.

Основной целью данного этапа является исследование профессиональных интересов и возможностей выбора профессии; выявление профессиональных намерений подростков, формирование жизненного сценария в рамках социально-психологического факультатива; помощь в создании жизненной стратегии выбора профессии.

Содержательные направления деятельности:

  1. Изучение качеств личности и их сопоставление с требованиями рассматриваемой профессии.
  2. Индивидуальное собеседование с каждым подростком по результатам профдиагностики (обсуждение профессиональных склонностей, информирование о месте получения желаемой профессии).
  3. Постепенное формирование у подростка основы для личностного и профессионального самоопределения (социально-психологический факультатив, тренинги).
  4. Индивидуальная работа с родителями, классными руководителями (собеседование о возможностях и ограничениях трудных подростков).

Формы работы: индивидуальное и групповое консультирование, факультативы, занятия, тренинги, встречи с представителями различных профессий, педагогами средних специальных и высших учебных заведений, месячники, часы общения, интервьюирование и др.

  • выявление профессиональных намерений подростков, способностей и склонностей;
  • определение уровня притязаний, потребностей, социальной активности при стремлении к социальному одобрению;
  • уровень сформированности способности к последующим профессиональным выборам;
  • уровень снижения конформизма и постепенное формирование полноценных субъектов выбора.

Аналитическая и прогнозирующая деятельность.

1. Первый, высший уровень эффективности: психолого-педагогические коррекционно-развивающие приемы дали длительный, стойкий педагогический эффект:

  • подросток не только готов к соответствующему воздействию, но и активно взаимодействует с окружающими;
  • способен к объективной самооценке, эмпатии;
  • овладевает необходимыми приемами и способами умственной деятельности;
  • ликвидирует пробелы в знаниях, приобретает уверенность в свои силах и способностях;
  • имеет навык адекватного и равноправного общения, негативного отношения к вредным для здоровья занятиям: курению, алкоголю, наркотикам и т.п.;
  • формируются положительные этические и правовые ориентиры.

2. Второй уровень эффективности: прием или комплекс приемов дали положительный эффект:

  • подросток готов к воздействию и положительно реагирует на него;
  • частично ликвидирует пробелы в знаниях, приобретает уверенность в своих силах;
  • отрицательно оценивает социальные вредности, пытается отказать от вредных привычек, психологически устойчив к трудным ситуациям;
  • идет на контакт с психологом, педагогами, родителями, высказывает свое мнение, выстраивает будущее;
  • самооценка имеет позитивную динамику, сглаживаются акцентуированные черты личности;
  • способен к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов.

3. Третий уровень эффективности: слабый психолого-педагогический эффект:

  • подросток не идет на сотрудничество с педагогом и психологом;
  • психолого-педагогические приемы слабы по интенсивности;
  • отрицательное отношение подростка к педагогическому воздействию;
  • очевидность стойких отрицательных установок по отношению к педагогам и школе в целом;
  • влияние значительных, внешних по отношению к семье и школе сил;
  • не готов адекватно оценить себя и выстроить жизненный сценарий;
  • не способен прервать связи с асоциальными элементами.

В последнем случае необходим стадиальный прием, консультации узких специалистов города, проектирование индивидуальных программ, направленных на поиск эффективных путей решения проблем, привлечение родителей к ответственности за невыполнение родительских обязанностей согласно закону Российской Федерации.

Основной акцент в работе следует делать на выборе психологических средств для решения поставленных задач, связанных с диагностико-коррекционной работой педагога-психолога.

Методики, разработанные в научной психологии, при использовании педагогом-психологом требуют особой модификации, глубокого психологического анализа и грамотной интерпретации комплекса разных показателей в их динамике.

Педагог-психолог несет полную ответственность за реализацию программы коррекции и развития, и конечный результат.

Для оценки эффективности работы можно использовать специально разработанные анкеты. После опроса, проводимого регулярно по окончанию цикла коррекционных занятий, необходимо проанализировать адекватность подбора методических средств и содержания программы.

Примерный перечень методического обеспечения

Материалы систематизированы следующим образом:

Пакет I: материалы для взаимодействия психолога и педагога (выявления проблем ребенка глазами педагога).

Пакет II: содержит материалы для взаимодействия психолога и родителей (направлен на сбор информации о ребенке: положение в семье, особенности развития).

  1. Анкета № 1 - по изучению развития ребенка.
  2. Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).
  3. Опросник АСВ (анализ семейного воспитания) (Е.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий).
  1. Детский личностный вопросник Кеттела (модификация Э.М. Александровской и И.Н. Гильяшевой).
  2. Метод цветового выбора (тест цветовых предпочтений М. Люшера).
  3. Методика определения самооценки (бланковый вариант).
  4. Методика оценки уровня притязаний (по Ф. Хоппе).
  5. Методика самооценки и оценки уровня притязаний (по Т.В. Дембо - С.Я. Рубинштейн в модификации А.П. Прихожан).
  6. Методика исследования мотивации достижений и мотивации одобрения (Д. Краун – Д. Марлоу).
  7. Социометрия и оценка группы.
  8. Личностные особенности (ПДО, СМИЛ, СМОЛ, ММИЛ, тест Шмишека).
  9. Интеллектуальной развитие (тесты Амтхауера, Векслера, ШТУР).

Пакет IV: материалы обследования подростков для дифференцированной профессиональной ориентации и определения сформированности умений саморегуляции деятельности.

Пакет V: набор методик для работы с учителей (оценка эмоционально-волевой сферы, степени психологической устойчивости и тревожности личности, а также сферу межличностных отношений и особенности поведения в различных ситуациях общения).

Пакет VI: материалы скрининговой диагностики.

По результатам скриниг-обследования можно сделать заключение о классе как микросоциальной группе, выделить детей группы риска, составить рекомендации для работы с классом и трудными детьми.

Список литературы, использованной при разработке программы и рекомендованной к использованию:

Читайте также: