Проект йога в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Сегодня детским садам предоставлена возможность оказывать дополнительные образовательные услуги, ориентируясь на потребности детей и запросы родителей. Наш детский сад предлагает поддерживать здоровье, развивать гибкость и выносливость, умение концентрировать внимание посредством занятий йогой с учетом физических, физиологических и психологических особенностей ребенка.

Детская йога представляет собой комплекс игровых занятий на основе хатха-йоги и кундалини-йоги. Комплексы разрабатываю сама. Нельзя быть скучным – каждое движение нужно делать новым, незнакомым, интересным. Мы не занимаемся, мы играем в йогу – в йога-сказку: занятия строятся с опорой на какой-либо сказочный сюжет, асаны комбинируются с динамичными играми. Со стороны может казаться, что дети просто бегают, прыгают и играют, лишь на некоторое время принимая статичные позы, но в действительности это дает комплексный положительный эффект. При этом дети не теряют интереса к йоге, не утомляются и дают выход энергии. Главное – задать им состояние удовольствия.

Для успешного проигрывания, а тем более создания йога-сказки у детей должен быть определённый багаж представлений о сюжетах, героях и особенностях построения сказки. Если дети маленькие (у меня это группа трёхлеток), то воспитатель практически полностью ведёт их за своей фантазией, если же постарше (в моей второй группе дети 4-5 лет), то тут нужно быть готовым к интерактивному сюжету: инициатива маленьких сказочников может потребовать перестроения сюжета, переименования асан. Конечно, можно увлечь детей своей задумкой, но мне нравится видеть результаты не только физического развития детей, но и ростки творческого мышления.

Такое занятие провести непросто: нужно держать в уме много доступных для выполнения детям асан, уметь сочинять (составлять) сказки (тут вспомним карты Проппа), обладать ассоциативным мышлением, продумать музыкальное сопровождение (это очень оживляет занятие, и не обязательно звучать только йога-музыке), но самое сложное в плане перестроения – это применение атрибутов. Имея дело с детьми, одними ковриками обойтись сложно. Кстати, о ковриках: по моему опыту, с малышами удобнее заниматься на одном большом паласе, так как можно задействовать всё пространство помещения в процессе разворачивания сюжета сказки.

Компоненты занятия

1. Йога (в том числе асинхронная гимнастика).
2. Танцы/ Ритмопластика (фитнес)/ Подвижные игры.
3. Представления об окружающем мире (о природе, анатомии человека)/ Сказкосложение/ Развитие речи (расширение словарного запаса, знакомство с литературой – стихи, сказки, притчи).
4. Релакс/Артикуляция (чистоговорки, дыхание)/ Зрительная гимнастика/Самомассаж.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЙОГА СКАЗКИ

  • Никитина Ева Владимировна
  • 10 января 2015
  • 22736
  • 46

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии ( 46 )

Любовь Владимировна 10.01.2015 в 16:31 +1

Здравствуйте,Ева Владимировна!Очень приятно вновь встретиться с вами. Приятно было прочесть Вашу статью. К сожалению,о хатха-йоге и кундалини-йоге имею очень смутное представление (да и вообще о тонкостях йоги), но очень порадовала новизна данных занятий.Конечно же,хочется узнать побольше о них,послушать йога-сказки.Удачи Вам во всех Ваших начинаниях!За необычность (для меня) -5!

Никитина Ева Владимировна 17.01.2015 в 21:45 +1

И я рада видеть именно ваш отзыв первым, Любовь Владимировна. В тем более, положительный отзыв.Я хорошо знакома с профессионализмом ваших комментариев. Вы прямо домовёнок этого сайта.

Любовь Владимировна 26.01.2015 в 17:01 +1

Спасибо. Надеюсь - домовёнок - в хорошем смысле?

Никитина Ева Владимировна 26.01.2015 в 20:34 +1

Разумеется. Из Википедии: домово́й — домашний дух, мифологический покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи ( в нашем случае - активность и популярность сайта). Домовой чаще всего именуется по месту обитания, так что вы, наверное, сайтовичок. Если домовому полюбились домашние (читайте: выставленные работы на сайте "О детстве"), то он даже оказывает услуги (читайте: даёт советы в виде грамотных комментариев); в противном же случае он бьёт и колотит посуду, кричит, топает и пр. :) (читайте: режет правду-матку о недочётах).

Любовь Владимировна 27.01.2015 в 18:28 +1

Я Домовёнок, дух ночной Стихиры,
живу лишь там, где есть любви эфиры,
не по нутру мне хныканье и стоны -
В России слёз пролито уже тонны, -
А любы те трудяги-непоседы,
которым не страшны любые беды.
Любите мир, и он ответит эхом,
на каждую улыбку - звонким смехом..
СПАСИБО ЗА ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ!

Никитина Ева Владимировна 31.01.2015 в 15:16 +1

Всегда пожалуйста. Обращайтесь. Не хотела бы я конкурировать с вами в литературном конкурсе.

Татьяна Николаевна 10.01.2015 в 19:39 +1

Ева Владимировна, я с интересом познакомилась с вашей работой. Очень необычно, и в качестве дополнительного образования конечно можно использовать.Ставлю вам 5.

Любовь Николаевна

Любовь Николаевна 12.01.2015 в 18:21 +1

Уважаемая Ева Владимировна! Какая Вы молодец, что проводите занятия (даже с трехлетками!) йоги, Статические позы приносят больший эффект, чем многократное повторение упражнений. Занятие интересное, много игровых приемов, детки, глядя на фотографии, с удовольствием занимаются - играя! А это самое главное по новым стандартам! Завидую белой завистью Вашим родителям, дети которых оздоравливаются и укрепляют свое здоровье на Ваших чудных занятиях! Жалко, что не могу поставить 10. Вам 5+++!

Никитина Ева Владимировна 17.01.2015 в 22:12 +1

Благодарю за развернутый отзыв. Хотя статические позы с трёхлетками не очень-то и статические :) На йоге дети могут делать то, что им обычно не разрешается, ведь взрослые всё время ограничивают активность детей. Наверное, поэтому мои ёжики с удовольствием ходят на "Йога - сказку".

Любовь Николаевна

Любовь Николаевна 13.01.2015 в 19:26 +1

Уважаемая Ева Владимировна! Какая Вы молодец, что проводите занятия (даже с трехлетками!) йоги, Статические позы приносят больший эффект, чем многократное повторение упражнений. Занятие интересное, много игровых приемов, детки, глядя на фотографии, с удовольствием занимаются - играя! А это самое главное по новым стандартам! Завидую белой завистью Вашим родителям, дети которых оздоравливаются и укрепляют свое здоровье на Ваших чудных занятиях! Жалко, что не могу поставить 10. Вам 5+++!

Олеся Викторовна 17.01.2015 в 20:51 +1

Уважаемая Ева Владимировна!Знакомясь с Вашей работой , испытывала довольно противоречивые чувства. С одной стороны-замечательная работа, с отчетом. Что-то новое,свежее, да и ребятки на фотографиях довольные. И уж совсем интересный прием - интеграция со сказкой. Однако, насколько известно, занятия йогой может проводить только профессионал в этой области. Иначе можно не только помочь, но и навредить. Вы имеете квалификацию инструктора по йоге? Извините, но такой вопрос я должна была задать. А в целом, спасибо за работу. Удачи в работе и конкурсе!

Никитина Ева Владимировна 17.01.2015 в 22:03 +1

Моё первое образование - "Учитель русского языка и литературы" (СФ БГУ) , параллельно - "Хореограф школы" (факультет дополнительных професий СФ БГУ), переквалификация - "Воспитатель детского сада". В детстве занималась народно-эстрадными танцами, а за последние лет 6 - бальными танцами, сальсой, хожу в ближайший спортклуб на разные направления - йогу, стретчинг, зумбу. Согласна, что нужны специальные знания для ведения, в принципе, любой образовательной деятельности. Поэтому активно самообразовываюсь :) Хотя, как показывает мой опыт (правда, пока ещё незначительный), узкоспециальные знания по йоге в работе с дошкольниками отходят на второй план, больше пригождается умение их организовать, увлечь, успокоить или, наоборот, активизировать - одним словом, знания детской психологии.

Никитина Ева Владимировна 18.01.2015 в 13:05 +1

Олеся Викторовна 18.01.2015 в 10:13 +1

Уважаемая Ева Владимировна! Спасибо за ответ. Удачи вам, здоровья и оставаться такой же инициативной и деятельностной!

Галина Викторовна 25.01.2015 в 13:31 +1

Здравствуйте,Ева Владимировна! Очень интересно, современно, креативно. У меня вопрос: Ваши занятия с детками " Йога - сказкой" входят в учебный план дошкольного учреждения? Вам 5, удачи!

Никитина Ева Владимировна 27.01.2015 в 20:12 +1

Дополнительные образовательные услуги, реализуемые в детском саду, входят в базисный план, то есть в его вариативную часть.

Галина Викторовна 28.01.2015 в 14:40 +1

Спасибо, Ева Владимировна, что ответили. У меня еще вопрос. Сколько раз в неделю проходят занятия йогой, и где можно познакомиться с Вашими разработками: комплексами игровых занятий на основе хатха-йоги и кундалини-йоги. Может можно найти Ваши публикации?Спасибо.

Никитина Ева Владимировна 31.01.2015 в 15:54 +1

Кустова Наталья Павловна

Кустова Наталья Павловна 27.01.2015 в 20:51 +1

Ева Владимировна, +5 в поддержку данной инициативы, ориентированной на запросы родителей. Но если отключить эмоции и лишние мысли, задуматься и порассуждать о духовном, глубинном – не стоит активизировать среди детей оную практику. Кратко обосную свое мнение: йога – это не безобидная гимнастика, а составная часть философии индуизма - рассчитана на зрелого человека, имеющего свой выбор. Я не пытаюсь изменить ваши убеждения, но надеюсь, что понимание придет позже. Пусть наши дети растут, а взрослые помогают им находить способы уходить от реальности или преодолевать ее, пути самопостижения и, конечно, оздоровления. Схема классической триады: цель – средства – результат. В процессе: верьте, что можете достигнуть – достигните. Хорошо у вас сказано: «Копали, копаем и будем копать" – актуально. Рада была познакомиться с вашим литературным творчеством.

31.01.2015 в 16:42 +1

Никитина Ева Владимировна 31.01.2015 в 16:47 +1

Кустова Наталья Павловна

Кустова Наталья Павловна 31.01.2015 в 23:08 +1

Марьяна Богдановна Муравлева

Марьяна Богдановна Муравлева 02.02.2015 в 00:20 +1

Уважаемая Ева Владимировна! Вы увлечены и Вам нравится это конечно является стимулом для Вашей "инновации".
Но Ваша статья не отражает самого главного:
Методического обоснования Программы ". ". Если это вариативная часть программы (то есть формируемая участниками педагогического процесса) она не может быть реализована в ДОО, только получив запрос родителей и согласие методиста. Эта программа работы с детьми прошла апробацию? Это эксперимент? Ваш сад является экспериментальной площадкой по данному направлению? Надеюсь хоть кто то Вам это кроме методиста "разрешил" официально иначе это нарушение закона!
По моему мнению, у нас есть свои традиции, творчески переосмыслив которые, можно найти множество новых форм работы с детьми.

06.02.2015 в 22:45 +1

Уважаемая Марьяна Богдановна, вот цитата об условиях конкурса педагогических инноваций:"Как и в предыдущем конкурсе, ждем на конкурс ваши методические разработки уроков, занятий, внеклассных мероприятий, авторские проекты, программы, сценарии, контрольно-измерительные материалы, тесты и др." То есть конкурсной работой не обязательно должна быть именно программа с "самым главным" - её методическим обоснованием. Что касается законности включения таких занятий в образовательную деятельность детсада, могу сослаться на ФГТ и существующие рекомендации по их реализации. Ну, например, вот на этом сайте (одном из многих в инете) http://el-mikheeva.ru/innovacii/o-probleme-razrabotki-variativnoy-chas ti-obrazovatelnoy-programmyi-dou Цитирую оттуда: " В первую очередь, следует обратить внимание на то, что часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает вариативность современного дошкольного образования, так как отражает:1. 2. 3.
4. Особенности физического, социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития детей конкретной группы с учетом их интересов, желаний, потребностей и способностей, а также запросов родительской общественности.
5. Специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс конкретного ДОУ". Марьяна Богдановна, если вы ратуете за учёт национально-культурной специфики, то мы помним, что живём в многоконфессиональном государстве (а уж в Башкортостане это очень ярко выражено), и не затрагиваем философскую основу учения о йоге. Вообще-то моя инновация заключается не в использовании потенциала хатха-йоги - это, надо сказать, не так уж и редко используемая дошкольными работниками практика (особенно инструкторами по ФИЗО), а именно в синтезе познавательного и воспитательного начала в сказках и физического - в йоге,и, как следствие, разностороннего развития ребёнка. Вот, например, как воплощена идентичная идея в неизвестном мне детском саду http://50ds.ru/sport/5495-netraditsionnye-formy-raboty-po-fizicheskoy- kulture-v-uchrezhdenii-kompensiruyushchego-vida.html Я работаю в частном детсадике, и мы очень чутко реагируем на запросы родителей. В связи с вашим комментарием, мне вспомнилось, как в пору обучения в пединституте, я столкнулась с проблемой написания курсовой работы по теме "Религиозное воспитание как способ духовного развития детей". Это было проблемой потому, что никакой литературы по данному вопросу найти было невозможно, а интернет был недоступен простому студенту. Пришлось идти в воскресную школу. Там мне помогли одной книгой и нескольким газетами (этого хватило на получение пятёрки), а также я поприсутствовала на занятии с детьми. Интересный опыт. Правда, программы у них не было:) Мне любопытно, прошла ли апробацию ваша программа обучения в воскресной школе, но, если честно, я не считаю, что это "самое главное" в нашей с вами работе.

Никитина Ева Владимировна 06.02.2015 в 22:49 +1

Марьяна Богдановна Муравлева

Марьяна Богдановна Муравлева 08.02.2015 в 14:49 +1

Ева Владимировна, давайте по нормативным документам:
1. Воскресные школы подразделяются на три типа: а) воскресная учебно-воспитательная группа; б) воскресная школа, не имеющая статуса юридического лица (являющаяся структурным подразделением религиозной организации Русской Православной Церкви); в) центр духовно-нравственного воспитания, являющийся самостоятельным юридическим лицом.
Об этом почитайте в Положении о деятельности Воскресных школ Русской Православной Церкви на территории российской Федерации утвержденное священным Синодом от 25 декабря 2012 г. Программа прошла апробацию в 2011 году и уточню я педагог дополнительного образования.
2. Ссылаться на ФГТ к сожалению уже нельзя, только на ФГОС ДО.
Необходимо проверить все Ваши упражнения по списку запрещенных движений в детском саду - его разработала кафедра Физического развития РГПУ им. А.И. Герцена.
Чаще всего, частные детские сады ориентируются на один из показателей качества - степень удовлетворенности родителей! С моей точки зрения - это не всегда оправданно.
Порой даже профессионалы не отдают отчета зачем они это делали? Есть неоднократно апробированные, доказавшие свою эффективность программы, технологии, которые обеспечивают развитие детей! Дать детям нужно то, что соответствует их возрасту, их индивидуальным особенностям, их субкультуре. И это явно не йога!

Никитина Ева Владимировна 08.02.2015 в 17:25 +1

Светлана Александровна 06.02.2015 в 23:00 +1

Креативная, самобытная, с особым настроением работа, колоритные фото, подробные комментарии, читая которые, пришла к выводу о заинтересованности темой здоровья дошколят автора сказки, и это главное! Уверена, польза есть, удачи Вам!

Ануфриева Ирина Викторовна 07.02.2015 в 01:12 +1

Очень интересная конкурсная работа, инновационно, это привлекает. Хотя очень спорно, что и доказывают бурные обсуждения коллег. Много подводных камней, у нас бы не разрешили проводить занятия йогой. Удачи Вам, Ева Владимировна!

Галина Викторовна 16.02.2015 в 23:36 +1

Ева Владимировна, поздравляем Вас со званием лауреата! Ваша работа, действительно заслуживает похвалы. Желаем победы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПСКОВА

I квалификационной категории

Игнатьева Татьяна Олеговна

Паспорт проектной работы:

Тип проекта: практико-ориентированный, оздоровительный

Продолжительность: среднесрочный (2 месяца)

Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, инструктор по физической культуре, родители.

Актуальность: Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При ухудшении осанки нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание. Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий упражнения из детской йоги. Они способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

Йога для детей - это знакомство с возможностями тела, воспитание осмысленного отношения к собственному здоровью, формирование правильной осанки, упражнения на гибкость тела и развитие мышечной силы, развитие координации и пластики движения тела, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. Интересные упражнения, повторяющие позы животных, выполняемые в статике, развивают гибкость и концентрацию внимания (что особенно важно в дошкольном возрасте), способствуют установлению эмоционального равновесия (что особенно важно для подростков). Динамические комплексы йоги для детей помогут им поддержать хорошую физическую форму, сформировать осанку и поднять настроение.

Цель: формирование правильной осанки у старших дошкольников посредством детской йоги.

1.Содействовать правильному физическому и психическому развитию детского организма.

2. Формировать сознательное отношение к своей осанке .

3. Удовлетворять потребность детей в движении .

1. Формировать у детей двигательные умения и навыки.

2. Развивать психофизические качества (сила, гибкость, быстрота, выносливость, ловкость).

3. Способствовать расширению словарного запаса, развитию памяти, мышления, воображения, восприятия.

1. Формировать у детей потребность в ежедневной двигательной деятельности.

2. Содействовать развитию положительных эмоций, умению общаться со сверстниками.

1. Сформированность сознательного отношения детей к своей осанке .

2.Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия.

3. Вовлечение в физкультурно-оздоровительное пространство детского сада детей, родителей и специалистов ДОУ.

Этапы проекта:

• с оздание условий для реализации проекта

• п одбор упражнений детской йоги и разработка комплексов утренней гимнастики

• п одбор методической литературы, книг для детской библиотеки

• беседы с детьми;

• совместная деятельность по физическому воспитанию;

• организация и проведение утренней гимнастики с элементами йоги;

• участие в фестивале фитнес-технологий;

• работа с родителями (анкетирование, консультации)

• п роведение физкультурного развлечения

• а нализ анкетирования родителей

• с оздание презентации проекта.

Реализация практического этапа проекта

Утренняя гимнастика с элементами детской йоги

Ежедневно в совместной деятельности

Участие в фестивале фитнес-технологий в рамках ДОУ

Продукты проектной деятельности:

Комплексы утренней гимнастики с элементами детской йоги, направленные на профилактику нарушений осанки.

Подборка подвижных игр с элементами детской йоги.

По итогам анкетирования были составлены рекомендации для родителей по профилактике нарушений осанки у детей.

Методическая литература:

Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ: основные виды, сценарии занятий. – М.: 5 за знания, 2005



Я, молодой специалист, стаж работы в дошкольном учреждении 3 года. Увлекаюсь танцами, веду хореографическую деятельность для детей. В связи с современными проблемами развития дошкольников, мною было предпринято организовать в дошкольном учреждении в свободной от игры и занятий деятельности, занятия по йоге с детьми.
Цель: Познакомить присутствующих педагогов и инструкторов по физической культуре с некоторыми методами оздоровления детей, используемых в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и умения, побуждать взять на вооружение предложенный опыт.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с нетрадиционным способом оздоровления дошкольников.
2. Повышение профессионального мастерства и обмена опытом
Актуальность данной формы работы состоит в том, что сегодняшние дети сталкиваются с такими проблемами, как


Важно создать как можно раньше здоровые привычки для их развития. Дети всех возрастов и степени подготовки могут заниматься йогой. Она питает ум, тело, дух и прокладывает путь для пожизненной привычки вести здоровый образ жизни.
Исходя из этого целью моей работы с детьми стало - формирование у детей представления о йоге.
Так же были поставлены следующие задачи:
• С помощью использования асан, (упражнений йоги) способствовать развитию у детей гибкости позвоночника и координации движений
• Упражнять в умении снимать напряжение, выполнять релаксационные упражнения и т.д
• Обучать детей навыкам самомассажа
В будущем, с 2015 года планирую начать вести кружковую деятельность в рамках дополнительно - образовательных услуг.

Оборудование: музыка для релаксации, магнитофон, проектор. В течение занятия сопровождается тихая, спокойная музыка.

Ход мастер-класса:

1 часть:
В целях сохранения и укрепления здоровья воспитанников в нашем дошкольном учреждении используются различные оздоровительные технологии и методики, я познакомлю Вас с нетрадиционной техникой – йогой. Эту форму оздоровления использую непродолжительное время.


Большинство упражнений, выполняемых детьми, лишь отдаленно напоминают асаны и пранаямы.
Асаны – позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости.
Пранаямы – дыхательные упражнения.

Регулярные занятия йогой дадут детям:
• Уверенность, внимательность, собранность, плавность.

• Сильные мышцы, гибкость тела;
• Чувство спокойствия, управление эмоциями

2.часть: ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Основные асаны.
Какому ребенку не захочется научиться потягиваться, как кошка, или тянуться к солнцу, как цветок? Выполняя асаны (позы), дети расширяют свой кругозор, тренируют внимание и память. Пример тому:




А сейчас давайте вместе с вами поучаствуем в практике.


Сейчас мы выполняли упражнения, как вы себя чувствуете?


Спасибо за совместную работу!

Мотоленко Анна Викторовна, инструктор по физической культуре, среднее профессиональное образование, первая квалификационная категория.

- по основной направленности

Целью программы является профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата и заболеваний верхних дыхательных путей посредством систематических занятий Хатха-йогой и дыхательной гимнастикой по методике А.Н.Стрельниковой.

Каждый комплекс основан наследующих принципах: доступность, систематичность и последовательность, дифференциация, динамичность.

- по уровню освоения

Программа рассчитана на 2 года. Занятия проводятся с детьми 2 раза в неделю. Продолжительность занятия составляет 20-25 минут, что соответствует требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14. Содержание одного занятия осваивается в течение 1 месяца. Основная форма работы с детьми групповая.

Диагностическое обследование включает в себя оценку физического развития ребенка, а также развития общих способностей.

Самым главным условием является точное выполнение упражнений. Правильное дыхание - основа здоровья.

Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы

Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы ( целевые ориентиры)

Организация образовательного процесса

Особенности организации педагогической диагностики и мониторинга

Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы

Учебно-тематический план для детей 4-5 лет

Учебно-тематический план для детей 5-6 лет

Календарный учебный график для детей 4-5 лет

Календарный учебный график для детей 5-6 лет

Содержание дополнительной общеобразовательной программы

Перспективный план занятий с детьми 4-5 лет

Перспективный план работы с детьми 5- 6 лет

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы

Список использованной литературы

Приложение 1(Диагностический материал)

Приложение 2 (Комплексы занятий)

Приложение 3 (Точечный массаж)

Пояснительная записка

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Оздоровление подрастающего поколения - одна из приоритетных задач современного образования. Это подтверждает и статистика показателей здоровья. Детская заболеваемость в Российской Федерации поражает цифрами статистики:

более 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет практически здоровы, но имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья,;

30—40% детей — отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата и т. д.

Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми, а ведь учебный труд потребует от них выносливости, упорства, способности к умственной и физической нагрузке и, конечно же, здоровья.

Современные жизненные условия, нарушения экологической обстановки побудили нас к созданию программы для оздоровления детей, которая включает все виды здоровьесберегающих технологий (дыхательной, корригирующей гимнастик, психогимнастики, точечного массажа, элементов релаксации) с включением гимнастики хатха-йога.

Актуальность . Еще в глубокой древности врачи и философы отмечали необходимость физической нагрузки для здоровья человека. Подчеркивалось, что двигательная активность способна сохранить здоровье без лекарств. Йога — прекрасный вид двигательной активности, который удовлетворит потребность детей в движении. Благодаря упражнениям йоги и правильному выполнению дыхания дети станут бодрыми, гибкими, координированными, улучшат способность к концентрации и эмоциональному равновесию. Это особенно важно в наши дни, так как дети много времени проводят в сидячем положении, просматривая телепередачи, играя за компьютером.

Новизна . Йога и дыхательные упражнения заключают в себе целостный подход к поддержанию здоровья и внутреннего благополучия, который обеспечит детям хорошее самочувствие и поможет их растущим организмам, укрепят внутренние органы. Йога — это полноценная гимнастика, гармонично развивающая все мышцы тела, и прекрасное средство борьбы с искривлением позвоночника. У детей с нарушением осанки снижены физиологические резервы дыхания, кровообращения, нарушены адаптивные реакции, что неизбежно приводит к последующим сложностям в обучении. Кроме того, йога повышает сопротивляемость различным заболеваниям и укрепляет организм. Йога также является отличным средством расслабления. Она дает выход для природной детской активности, поэтому особенно полезна неуравновешенным, нервным, не умеющим сосредоточиться, невнимательным детям. Детская энергия направляется на созидание, на укрепление здоровья, следование здоровому образу жизни и развитие позитивного отношения к окружающему миру.

Исследования современных учёных-физиологов показывают, что одной из причин многих заболеваний детей дошкольного возраста является неумение правильно дышать через нос. Неудивительно поэтому, что у детей с нарушенным носовым дыханием часто развиваются различные заболевания и негативные явления:

- снижение респираторной функции носовых пазух;

- изменения в составе крови (уменьшение гемоглобина, сахара и кальция);

- расстройство физического развития;

- нарушения нервной системы;

- частые заболевания ангинами, назофорингитами и ларингитами;

- быстрое истощение защитных способностей дыхательных путей от попадания инфекций.

Это далеко неполный перечень тех нарушений и заболеваний, которые часто возникают как последствия расстройства нормального носового дыхания.

Проведя в нашем детском саду анализ заболеваемости у детей среднего и старшего возраста мы получили следующие результаты – заболеваемость детей составляла 85%. Возникла проблема - как уменьшить количество болеющих детей респираторными заболеваниями и как помочь детям, имеющим отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата?

В результате анализа современных здоровьесберегающих технологий и методик, сделали вывод, что одними из наиболее эффективных являются методика А.Н.Стрельниковой–дыхательная гимнастика и гимнастика Хатха-йога. Эти гимнастики очень многофункциональны, они:

- Положительно влияют на обменные процессы, играющие большую роль в кровоснабжении, в том числе и в мягкой ткани;

- Активно включают в работу все части тела: руки, ноги, голову, тазовый пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д., и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма;

- Способствуют восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

- Улучшают дренажную функцию бронхов;

- Восстанавливают нарушенное носовое дыхание;

- Налаживают нарушенные функции сердечнососудистой системы, укрепляют весь аппарат кровообращения;

- Исправляют, развившиеся в процессе заболевания, различные деформации грудной клетки и позвоночника;

- Повышают общую сопротивляемость организма, его тонус.

Тренируя резкий, короткий, активный вдох носом, дыхательная гимнастика Стрельниковой в кротчайшие сроки восстанавливает утраченное носовое дыхание.

Имеющаяся разработанная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой ориентирована на детей школьного возраста. Для ее использования в дошкольном учреждении необходима адаптация предлагаемых упражнений с учетом физиологический особенностей детей дошкольного возраста.

Поэтому возникла необходимость в разработке комплексов занятий детской йогой с элементами дыхательной гимнастики, с учетом возраста детей.

Программа разработана в соответствии с:

Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2013 №55-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе;

Распоряжением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.12.2019 №1274-П «Об утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ямало-Ненецком автономном округе;

Постановлением Администрации муниципального образования Надымский район от 10.08.2020 №434 « Об утверждении Положения об организации предоставления

1.1. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной Программы

Программа является основным необходимым документом для организации работы.

Цель Программы является профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата и заболеваний верхних дыхательных путей посредством систематических занятий Хатха-йогой и дыхательной гимнастикой по методике А.Н.Стрельниковой.

Для решения поставленной цели были сформулированы основные задачи:

1. Изучить технику выполнения асана, суставной гимнастики.

2. Снижение заболеваемости детей в дошкольном учреждении, формировать правильную осанку и равномерное дыхание.

3.Сохранять и развивать гибкость и подвижность позвоночника и суставов.

4.Развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшать кровообращение деятельности сердечно – сосудистой системы.

5.Формировать ценностное отношение детей к здоровью и здоровому образу жизни.

Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы (целевые ориентиры)

Целевые ориентиры дошкольного образования, сформулированные ФГОС дошкольного образования представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка. Этот вектор для педагогов и родителей, задающий направленность воспитательной деятельности взрослых.

Целевые ориентиры являются общими для всего образовательного процесса Российской Федерации и не противоречат ФГОС, но могут углублять и дополнять его требования.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями; имеет начальные представления о ЗОЖ; воспринимает ЗОЖ как ценность; улучшенное состояние опорно-двигательного аппарата посредством систематических занятий Хатха-йогой, у меньшено количество респираторных заболеваний, заболеваний верхних дыхательных путей, благодаря применению дыхательной гимнастики по методике А.Н.Стрельниковой.

Организация образовательного процесса

Занятия по Программе проводятся 2 раза в неделю с детьми 4-6 лет. Продолжительность занятия составляет 20-25 минут, что соответствует требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14. Содержание одного занятия осваивается в течении 1 месяца.

Программа рассчитана на детей 4-6 лет, срок реализации – 2 года. Упражнения, используемые в программе, учитывают физиологические параметры детей этого возраста, работоспособность и порог утомляемости организма ребенка при физических нагрузках.

На занятиях детской йогой асаны сочетаются с динамичными играми. Со стороны может казаться, что дети просто бегают, прыгают и играют, лишь на некоторое время принимая статичные позы, однако в действительности такое занятие дает комплексный положительный эффект: укрепляется позвоночник, улучшается осанка и координация движений, повышается гибкость и выносливость. Вместе с тем, дети не теряют интереса к занятиям, не утомляются и дают выход энергии.

Во время занятий необходимо соблюдать следующие правила:

Асаны всегда следует выполнять после дыхательной гимнастики по методике А.Н.Стрельниковой, и завершать комплекс на расслабление точечным массажом.

Комплекс упражнений Хатха-йога должен строиться в строгой последовательности: сначала упражнения, выполняемые из положения лежа, затем - сидя.

Перед началом выполнения уп­ражнений необходимо провести динамическую разминку. Это разогреет мышцы и подготовит организм к ста­тической нагрузке.

При разучивании комплекса Хатха-йоги необходим четкий показ упражнений инструктором по физи­ческой культуре.

Обязательным условием проведения занятий является пустой желудок ребенка, занятия должны проходить в спортивной форме не стесняя движения, босиком.

Комплекс занятия состоит из трёх частей:

Подготовительная часть (разминка): разные виды ходьбы и бега, подскоки, разогревание суставов и мышц, подготовка организма к асанам, дыхательная гимнастика по методике А.Н.Стрельниковой.

На первых занятиях при проведении дыхательной гимнастики с детьми основная нагрузка ложится на разминку, с дальнейшим постепенным добавлением двух упражнений на дыхание. В каждом последующем комплексе добавляются новые дыхательные упражнения, которые можно делать стоя, сидя и лежа. На 2 год обучения, получится около 32 вдохов-движений.

4 раза по 4 вдоха - движения;

4 раза по 8 вдохов - движений.

Основная часть (аэробная): Асаны йоги

Заключительная часть: т очечный массаж

Обязательным условием проведения занятий является пустой желудок ребенка.

Желательно проводить занятия на свежем воздухе, но условия крайнего севера не позволяют это сделать в зимнее время, но в теплое время года данные занятия необходимо вынести на свежий воздух.

1.4. Особенности организации педагогической диагностики и мониторинга

Диагностическое обследование детей включает в себя оценку физического развития ребенка, а также развития общих способностей.

сгибание ног в коленях;

удержание результата пальцами одной руки;

отсутствие удержания результата в течение 2 с.

Все данные заносятся в сводную таблицу (приложение №1)

Диагностика выполнения дыхательных упражнений не требует специального исследования или выполнения детьми конкретных заданий.

Самым главным условием является точное выполнение упражнений. Правильное дыхание - основа здоровья.

Читайте также: