Мастер класс как форма взаимодействия с родителями в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Общение педагогов с родителями (законными представителями) воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействия.

В связи с этим меняется позиция детского сада в работе с семьей, возникает необходимость активного включения родителей в жизнь ДОУ.

Но как заинтересовать современных родителей в совместной работе?

Одним из путей решения данного вопроса является: поиск новых форм взаимодействия с семьями воспитанников.

На сегодня многие традиционные формы работы с семьей утратили свою ценность, применение их не приносит положительных результатов.

Цели проведения мастер-класса :

1. Повышение уровня педагогической культуры родителей.

2. Достижение оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему сотрудничества и партнерства.

1. Установление единства в воспитании детей;

2. Педагогическое просвещение родителей;

3.Профилактика негатива детско-родительских отношений,

4. Изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;

5. Ознакомление родителей с жизнью и работой группы

Каждый мастер – класс решает не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка и родителей.

Мастер-класс имеет определённую структуру:

1 этап подготовительно-организационный

(где в самом начале воспитатель говорит об актуальности проблемы);

2 этап – основной

(где обязательно должна быть освещена теоретическая часть, объединение в группы) и проведена практическая часть (непосредственно, работа с материалом);

3 этап – заключительный

(где происходит представление выполненных работ и подведение итогов)

Отмечу, что к проведению мастер-класса должна быть серьезная подготовка. Слабо подготовленный мастер-класс может оставить чувство неудовлетворенности у всех участников.

Чтобы мастер-класс носил развивающий характер, разрабатываю определенный алгоритм действий:

выделение цели и задач мероприятия для родителей, детей и педагога;

составление плана проведения мастер-класса;

распределение ролей взрослых (с учетом их индивидуальных особенностей, способностей);

изготовление пригласительных билетов;

подготовка материалов для мастер-класса;

организация фотофиксации процесса и результатов;

Итогом проведения мастер-классов являлось:

-изготовление экспонатов (сказочных персонажей);

-изготовление декорации для обыгрывания сказочных сюжетов;

-изготовление различных видов театров;

-совместное разыгрывание театральных постановок;

-изготовление обучающих лэпбуков ( см.приложение)

Поскольку, мастер — класс – это неформальное объединение родителей с детьми и педагога, проводится он в непринужденной обстановке, с использованием спокойной музыки, чаепития.

Практика показывает, что благодаря проведению мастер-классов, происходит гармонизация внутрисемейных отношений, у родителей проявляется интерес к образовательной деятельности, к совместной деятельности с детьми. А самое ценное, что родители, после проведенных мастер-классов, могут использовать полученные знания, организуя с детьми занятия в условиях семьи. Каждое дело — совместно, коллективно, творчески и только на пользу людям, а, иначе — зачем?

Встаё т вопрос: Как заинтересовать родителей в совместной работе? Одним из путей решения данного вопроса является: поиск новых форм взаимодействия с семьями воспитанников. В основе взаимодействия детского сада и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций и уважительное отношение друг к другу.

Полноценное воспитание и развитие дошкольников происходит только при условии тесного сотрудничества и взаимодействия семьи и дошкольной организации.

Поэтому педагоги все чаще используют новые формы в работе с семьями воспитанников.

Одной из эффективных форм взаимодействия с родителями является проведение мастер – классов.

Эта форма работы позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве ДОУ, позволяет обмениваться эмоциями, знаниями, опытом. Основные преимущества мастер-класса — это уникальное сочетание:

короткой теоретической части,

индивидуальной работы,

направленной на приобретение

закрепление практических знаний и навыков.

Мастер-класс — это возможность познакомиться с новой технологией, новыми методиками и авторскими наработками.

Я остановлюсь более подробно на использовании мастер-классов как активной формы взаимодействия с родителями в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников

Любой ребенок может стать творческой личностью. Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать у детей в дошкольном детстве творческое мышление, умение способность нестандартно мыслить.

Эффективным методом развития творческих способностей детей является знакомство не только их, но и родителей с нетрадиционными техниками рисования, различными материалами, интересными приёмами, используемыми в художественном творчестве.

Цель: повышение качества образовательного процесса посредством организации совместной творческой деятельности родителей, детей, воспитателей

-развивать творческий потенциал детей в совместном созидательном взаимодействии взрослых и детей;

-знакомить родителей с приёмами и способами изображения с помощью различных техник и материалов;

-способствовать установлению и развитию отношений партнёрства и сотрудничества родителей с ребёнком

Мастер-класс имеет определё нную структуру:

1 этап подготовительно-организационный

где в самом начале воспитатель говорит об актуальности проблемы

2 этап – основной

где обязательно должна быть освещена теоретическая часть (презентация

системы работы, актуализация знаний участников по данной проблеме,

объединение в группы)

и проведена практическая часть (непосредственно-работа с материалом)

3 этап – заключительный

где происходит представление выполненных работ

и подведение итогов (обсуждение мастер – класса)

Считаю, что проведение мастер-классов является одной из активных форм взаимодействия с родителями в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников.

Благодаря проведению мастер-классов происходит гармонизация внутрисемейных отношений, у родителей проявляется интерес к образовательной деятельности, к совместной деятельности с детьми.

А самое ценное, что родители после проведенных мастер-классов могут использовать полученные знания, организуя с детьми занятия в домашних условиях по изготовлению различных поделок.

1. Вовлечь семью в единое образовательное пространство.

2. Научить родителей общаться с детьми на основе творческой деятельности

3. Мотивировать родителей на сотрудничество с воспитателем

4. Осуществить понимание, признание и реализацию развивающих и воспитательных задач детского сада в семье.

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, комфортности, поддержки. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здорового ребенка, то мы должны решать эту проблему сообща: детский сад, семья, общественность

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАСТЕР-КЛАССОВ КАК СОВРЕМЕННОЙ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Взаимодействие с родителями – это направление деятельности дошкольного учебного заведения, который был и остается одним из важнейших и стратегических. Взаимодействовать с родителями как с единомышленниками в деле воспитания, развития и обучения детей означает полноценно обеспечивать процесс гармоничного становления личности. Для этого необходимо изменить традиционные педагогические подходы на более результативные, интересные современным родителям.

Особое место среди инновационных методов работы с родителями занимает мастер-класс.

Мастер- класс представляет собой средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы. Педагог в процессе своей трудовой деятельности как профессионал вырабатывает индивидуальную методическую систему , которая включает целеполагание, проектирование, а также использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик , уроков, мероприятий, при этом педагог должен учитывать реальные условия работы с различными категориями детей и т.п. [3].

Мастер-класс – это неформальное объединение родителей с педагогами , и поэтому, именно мастер -класс позволяет сформировать у родителей интерес к совместной продуктивной деятельности и экспериментированию с художественными материалами в комфортной, непринужденной обстановке [1] .

Важнейшими особенностями мастер-класса являются :

новый подход в теории обучения, который противопоставлен существующим стереотипам;

метод самостоятельной работы в малых группах, который позволяет родителям провести обмен мнениями ;

создание условий для включения всех участников в активную деятельность;

постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;

приёмы, раскрывающие творческий потенциал как воспитателя в роли м астера , так и родителей как участников мастер-класса ;

формы, методы , технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;

представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу ;

процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;

форма взаимодействия – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск [2].

В технологии проведения мастер -класса главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности: прием, метод , методику или технологию . Поэтому передать продуктивные способы работы является одной из важнейших задач для педагога-м астера .

На основании проведенного анализа сформулированы следующие основные требования к организации и проведению мастер-класса :

мастер -класс является это оригинальным способом организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников);

мастер -класс как технология передачи педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод , методику преподавания , технологию обучения и воспитания.

мастер-класс должен состоять из заданий, которые четко направляют деятельность участников на решения поставленной педагогической проблемы [1].

В процессе проведения мастер-класса, педагог-м астер не должен, стремится просто передать знания. Его главной задачей является задействование его участников в процесс, сделав их активными, таким образом, способствуя их саморазвитиию. Следовательно, все задания педагога-м астера и его действия направлены на подключение воображения у участников. Педагогу необходимо создать такую атмосферу, чтобы родители проявили себя как творцы, используя демократичное и незаметное руководство деятельностью участников мастер-класса[ 4 ].

Педагогу-мастеру необходимо создать атмосферу открытости и доброжелательности между участниками, развивая сотворчество в общении.

В ходе мастер-класса педагог-мастер должен исключать официальное оценивание работы её участников, а посредством социализации и афишированию работы предоставить возможность для самооценки педагога, его самокоррекции.

Для повышения эффективности взаимоотношений с родителями педагог-мастер должен применять определённый стиль, проявлять следующие личностные качества: коммуникативность, общекультурное развитие, интеллигентность, взгляды, убеждения, мировоззрение, характер, волю, темперамент и др. Авторские технологии, представляемые в рамках мастер-класса , имеют своеобразный идейный заряд, обладают множеством воспроизводимых деталей, приёмов и элементов педагогического мастерства .

Для определения эффективности подготовки и проведения мастер -класса можно использовать следующие критерии:

презентативность включает выраженность инновационности рассматриваемой идеи, уровень её представления и культура презентации;

эксклюзивность подразумевает выраженность и индивидуальность реализации идеи, полноту и оригинальность представленного решения;

прогрессивность содержит актуальность и научность приёмов обучения, наличие в них новых идей;

мотивированность предполагает наличие приёмов, а также условий мотивации, включения каждого участника в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности во время занятия;

оптимальность заключается в достаточности используемых средств;

эффективность или результативность показывает каков эффект развития и что даёт данное занятие конкретно каждому из участников, также включает умение анализировать результаты собственной деятельности;

технологичность или алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры);

артистичность придаёт мастер-классу возвышенный стиль, содержит способность педагога к импровизации , его педагогическую харизму, а также степень воздействия на аудиторию;

общая культура содержит такие понятия как эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации опыта [5] .

Как показывает практика родительские собрания, проводимые в нетрадиционной форме, дают возможность родителям узнать своего ребенка с другой стороны, наблюдая его в условиях детского сада; обсудить педагогические проблемы в свободной беседе; способствуют повышению чувства ответственности за воспитание детей и сплочению коллектива родителей в целом. Кроме того, нетрадиционная форма проведения родительских собраний повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей в решении проблем воспитания. Такие собрания информативны и полезны для родителей.

Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:

проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;

ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;

увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;

размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;

повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов [4] .

К основным преимуществам использования мастер-классов относятся:

высокая эффективность, которая неоднократно подтверждена научными исследованиями в области педагогики и психологии, а также разнообразными социологическими мониторингами;

приобретение и закрепление практических знаний и навыков;

развитие гибкости мышления участников занятия;

предоставление возможности ознакомиться с новой технологией, современными методиками и авторскими разработками.

Опыт работы с родителями показал, что в результате использования новых форм взаимодействия, в том числе и мастер-классов, позиция, как родителей, так и воспитателей становится более гибкой. При этом отметим, что родители стали ощущать себя более компетентными в воспитании детей, приобретая практические навыки в рассматриваемых вопросах педагогики. Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания своих детей.

К положительному результату данного вида деятельности можно отнести возросшую активность родителей в делах детского сада: увеличивается посещаемость родительских собраний; родители чаще интересуются успехами своих детей; становятся более активными участниками различных конкурсов и мероприятий, проводимых в ДОУ.

Антипина Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ / Г.А. Антипина // Управление ДОУ. – 2016. – № 12. – С. 95-98.

Арнаутова, Е.П. Педагог и семья./ Е.П. Арнатуова. – М.: Карапуз, 2012. – 264с.

Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду/ О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144с.

Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. – М.: Сфера, 2004. – 112 с.

Лагутина Л.Ф. Детский сад как сообщество сотрудников, детей и родителей / Лагутина Л. Ф. // Воспитатель ДОУ. – 2015. – №17. – С. 114–118.


Воспитание — дело трудное, и улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих близких.

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре. Детский сад — это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

Одной из актуальных задач нашего времени является взаимодействие ДОУ и семьи. Задача педагога, создавать условия для активного участия семьи ребёнка в жизни детского сада.

У нас у педагогов возникло много вопросов:

− Как заинтересовать родителей в совместной работе?

− Какая форма взаимодействия с родителями является наиболее эффективной?

Одним из путей решения данного вопроса является: установление единства в воспитании детей, педагогическое просвещение родителей. Мастер–классы для родителей — одна из наиболее эффективных форм работы с семьёй, которая позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями, обмениваться знаниями, опытом. Каждый мастер–класс решает не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные.

Предлагаем вашему вниманию мастер-классы, которые мы проводили:

C:\Users\DDD\Desktop\кукла маст кл\SAM_4898.JPG
C:\Users\DDD\Desktop\кукла маст кл\SAM_4900.JPG

C:\Users\DDD\Desktop\кукла маст кл\SAM_4929.JPG
C:\Users\DDD\Desktop\кукла маст кл\SAM_4901.JPG

C:\Users\DDD\Desktop\Группа\IMG-8833cb57da92cb3c14dd05a48e1d598c-V.jpg
C:\Users\DDD\Desktop\Группа\20180219_171949.jpg

C:\Users\DDD\Desktop\Группа\20180219_164657(0).jpg
C:\Users\DDD\Desktop\Группа\20180219_170811(0).jpg

Мама – это самое дорогое в жизни каждого ребенка слово. Что подарить маме на День Матери? Одним из лучших подарков для каждой мамы может стать открытка на День Матери своими руками. Что для мамы может быть дороже, чем работа, выполненная руками своего ребенка, а для мамочек это приятный и ценный подарок. Папы, дедушки и старшие братья с удовольствием приняли участие в мастер–классе. Для мам мы изготовили объёмный букет цветов. Совместно с детьми папы аккуратно, с любовью изготавливали свои букеты и украшали их сердечками. Вот такие замечательные букеты у нас получились.

C:\Users\DDD\Desktop\Мастер класс 8 марта\SAM_5078.JPG
C:\Users\DDD\Desktop\Мастер класс 8 марта\SAM_5079.JPG

На этом мастер-классе рассказали родителям о технике квиллинг и предложили сделать коллективную работу букет цветов, которые теперь украшает нашу группу. Родителям очень понравилось работать в этой технике, они даже забрали схемы элементов с собой, чтобы поделиться полученными знаниями с семьёй. Мы рассказали о технике оригами, которая завораживает превращением простого квадратика бумаги в различные образы — кораблик, домик, самолётик и т. д. Каждая созданная поделка — это шедевр, которому радуются и дети, и родители.

Подводя итог всей нашей проделанной работе, мы убедились в том, что мастер-класс очень эффективная форма работы с родителями. Мы заметили, как на мастер-классах раскрываются родители. С каждой новой встречей в нашей мастерской приходило всё больше родителей. Общение проходило в дружеской атмосфере. Было очень приятно слышать слова благодарности от участников мастер-класса и желание прийти ещё. Мы убедились в том, что мастер-класс является действенным средством обеспечения связи и единства в работе детского сада и семьи, позволяет родителям выявить своё творчество, способствует развитию творческих способностей детей, укрепляет доверительные отношения между воспитателями и родителями.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, ребенок, детский сад, пап, подарок, класс, кукла, совместная деятельность, совместная работа, эффективная форма работы.

Читайте также: