Что есть на участке детского сада

Обновлено: 07.07.2024

При проектировании современного детского сада особые требования предъявляются не только к самому зданию, но и к его внешнему виду, благоустройству и озеленению территории. Воспитанники проводят в детском саду большую часть активного времени, их пребывание в нем должно быть комфортным, безопасным и эстетически благоприятным. Особую роль в обеспечении этой цели играет грамотное благоустройство и озеленение территории.

Цели и задачи

Цель – создание объектов, имеющих эстетическое, познавательное, развлекательное и оздоровительное назначение.

Благоустройство дворов детских садов проводится с целью:

  • зонирования территорий, примыкающих к зданию ДОО;
  • обеспечения безопасного и комфортного времяпрепровождения детей на открытом воздухе с учетом интересов разновозрастных групп;
  • организации участков естественных природных зон;
  • обеспечения разнообразия детского досуга путем устройства различных видов зон для досуга;
  • организации удобного доступа на территорию в соответствии с требованиями по безопасности;
  • обеспечения кратковременного отдыха взрослых.

Проект по благоустройству территории детского сада, перечень нормативных документов

Большинство новых детских садов на стадии строительства заранее включают в смету услуги специалистов по благоустройству и ландшафтному дизайну. Профессионалы разрабатывают проект, который в дальнейшем предъявляется руководству ДОО и органам образования для утверждения. Проект должен быть выполнен с соблюдением правил и норм следующих документов:

Надо отметить, что, помимо СанПиНа, в различных субъектах РФ действуют региональные и муниципальные правила и стандарты, которыми также надо руководствоваться при проектировании мероприятий.

В состав проектной документации входит:

  • справка о текущем состоянии объекта;
  • ситуационный план;
  • план благоустройства детского сада со всеми элементами: зданиями, хозпостройками, малыми архитектурными формами, дорожками и площадками, участками озеленения;
  • экспликация сооружений и элементов благоустройства.

В основном специалисты по ландшафтному дизайну работают под ключ – от разработки проекта до фактического благоустройства и озеленения территории детского сада. Все виды деятельности проводятся в соответствии с указанными выше нормативами под контролем руководства ДОО и уполномоченных органов. Приемка осуществляется комиссией, в составе которой должны быть представители городских и районных органов образования и предприятий по озеленению. В случае выявленных нарушений руководство ДОО вправе отказаться от приемки объекта благоустройства до устранения недостатков.

Благоустройства детского сада своими руками: что нужно знать

Все ДОО обязаны содержать в порядке принадлежащую им территорию. С этой целью в них периодически проводятся мероприятия, которые нацелены на улучшение экстерьера мест для прогулок и игр детей, обновление озеленения территории. Задачу благоустройства могут решать не только специализированные компании, ее под силу выполнить и педагогическому коллективу ДОО с привлечением помощи родителей и спонсорских организаций. Озеленение детского сада, проект, можно заказать ландшафтному дизайнеру, а воплощать его собственными силами с авторским сопровождением.

В случае, если реализация проекта осуществляется собственными силами, педагогам ДОО предварительно следует ознакомиться с технологическими требованиями к благоустройству и его составляющим, регламентированными СанПиН и другими нормативными документами, перечень которых приведен выше.

Благоустройство детской площадки в ДОО: основные требования

  • Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 проектом благоустройства участка детского сада должно быть предусмотрено выделение под зоны игровых и спортивных площадок для детей площади не менее 9 м2 на каждого ребенка из старших возрастных групп и не менее 7 м2 – из младших групп. Их суммарная площадь не должна превышать 15 % от всей площади участка ДОО.
  • Под озеленение детского сада выделяется не менее 50 % от всей площади участка. Для районов Крайнего Севера допускается снижение ее до 20 %. К общей зоне озеленения относятся также рекреационные площадки и дорожки, не имеющие искусственных покрытий. Все зоны должны быть связаны между собой сетью дорожек.
  • Деревья следует сажать не ближе 5 м от зданий, в 2 м от зон расположения подземных коммуникаций и в 10 м от краев дорожек. Важным элементом является обеспечение водоотведения и дренажа поверхностных вод по всей территории участка.
  • Площадку для спортивных занятий не рекомендуется располагать под кронами высоких деревьев, т. к. она должна иметь хорошее освещение и обеспечивать хорошую просматриваемость.
  • Для южных регионов предпочтительно устраивать зоны затененного озеленения путем сокращения площадей под кустарники и газоны.
  • Для теплых климатических зон допускается устройство бассейнов. Также в районах с жарким климатом рекомендуется устраивать беседки-тенты, возможна установка разборных конструкций на летний период.

Исходя из того факта, что благоустройство и озеленение территории ДОО регулируется нормативными документами, при разработке плана озеленения детского сада следует придерживаться рекомендаций по составу зеленых насаждений.

Растения, рекомендованные к озеленению:

  • деревья лиственные;
  • невысокие хвойные деревья и кустарники;
  • неколючие ягодные кустарники;
  • цветы однолетние и многолетние;
  • газонная трава, устойчивая к вытаптыванию.

Растения, непригодные для озеленения:

  • растения-аллергены;
  • кустарники и деревья с несъедобными плодами;
  • колючие цветы и кустарники;
  • млечники и растения, содержащие вредные вещества и высокую концентрацию эфирных масел.

Рекомендуемое расположение растений для озеленения участка детского сада:

  • периметр участка – одиночные деревья с плотной кроной;
  • внешний периметр – сплошная изгородь из кустарников;
  • внутренний периметр – групповые посадки кустарников;
  • периметр детских площадок – одиночные деревья с ажурной кроной или группы невысоких деревьев.

Важно: деревья должны быть размещены таким образом, чтобы не создавать лишней тени. Можно посадить несколько невысоких хвойных деревьев или кустарников, т. к. зимой на них будет акцентировано внимание детей. Сорта газонной травы следует выбирать устойчивые к вытаптыванию.

Если в план включены мероприятия по вырубке части зеленых насаждений, то произвести ее без получения определенных разрешений нельзя. Ввиду того, что земля под ДОО находится в муниципальной собственности, для вырубки деревьев нужно получить порубочный билет. Сейчас процедура получения этого разрешительного билета упростилась в связи с введением централизованного приема документов через МФЦ. Список основных документов на получение билета следующий:

  • свидетельство или иной документ, подтверждающий право на использование участка;
  • дендроплан, подобие ситуационного плана, на который должны быть нанесены деревья и кустарники с точным указанием их расположения на участке;
  • ассортиментная ведомость зеленых насаждений – список всех имеющихся насаждений;
  • перечетная ведомость – список насаждений, подлежащих вырубке.

Многие фирмы, занимающиеся работами по благоустройству, оказывают услуги по оформлению порубочного билета от составления пакета документов до получения собственно билета.

Важно: несоблюдение требований по вырубке деревьев на территории детского сада чревато штрафами и другими административными наказаниями для руководства ДОО.

Мероприятия по благоустройству и озеленению территории детского сада

Технологическая последовательность работ может быть разработана как специалистами, так и коллективом ДОО с привлечением спонсорской помощи профильных организаций.

В качестве примера можно привести следующий порядок мероприятий:

1. Замена старого грунта (при необходимости) с устройством водоотведения и дренажной коммуникации.

2. Устройство пешеходных дорожек и игровых площадок.

3. Выделение зон под объекты благоустройства, таких как:

  • теневые навесы или перголы;
  • спортивные дорожки и площадки;
  • поляна наблюдений за природой;
  • огород;
  • цветник;дорожки между зонами отдыха.

4. Оснащение детских площадок в саду новым игровым оборудованием.

5. Озеленение территории.

6. Уборка и вывоз мусора.

Подготовительный этап

Подготовка к благоустройству и озеленению силами коллектива осуществляется в определенной последовательности. Организуется родительское собрание, тема которого – благоустройство детского сада. На собрании утверждается план мероприятий. Ориентировочно в нем могут быть следующие пункты:

  • Создание творческой группы.
  • Разработка проекта.
  • Утверждение проекта.
  • Разработка сметы и календарного плана работ.
  • Формирование коллектива родителей, педагогов, деловых партнеров ДОО.
  • Привлечение дополнительных источников финансирования.

Образцы планов можно найти на сайтах многих ДОО, а также на ресурсах, специализирующихся на ландшафтном дизайне. Они могут быть представлены в форме красочных презентаций, в виде трехмерных схем, планов и чертежей. Детские сады и школы, построенные по типовым проектам, могут в качестве примера рассмотреть проекты озеленения территории детского сада или школы, размещенные на сайтах архитектурных бюро.

Реализация проекта благоустройства детского сада своими руками

Благоустройство территории школы, детского сада принято осуществлять в благоприятный для этого сезонный период. Конечно, осуществление этих мероприятий в режиме функционирующего учреждения связано с определенными трудностями. Поэтому, как правило, выбирается то время, когда их загруженность минимальна. Для школ благоприятны периоды каникул, а для ДОО – летний сезон.

Озеленение территории детского сада желательно проводить совместно с детьми и их родителями. Это попутно дает положительный воспитательный результат и учит детей взаимодействию в коллективе. Кроме того, к тем растениям, которые дети посадят своими руками, они будут относиться с особой заботой.

Благодарность родителям, выраженная от имени администрации ДОО по окончании работ, является очень важным стимулирующим фактором. Организуйте общее собрание, на котором выразите благодарность за совместную работу родителям, спонсорам и деловым партнерам, принявшим участие в благоустройстве территории; фото с хронологией мероприятий на всех этапах совместной работы разместите на стенде детского сада, оформив их в виде стенгазеты.

Благоустройство территории как комплекс мероприятий на постоянной основе

Помимо радикального благоустройства и озеленения, связанного с переносом и переоборудованием детских площадок, перепланировкой дорожек и высадкой новых деревьев, дошкольные учреждения разрабатывают собственный календарный план мероприятий по благоустройству территории, направленных на поддержание территории в ухоженном состоянии. Так как работы носят сезонный характер, календарный план разрабатывается по месяцам, за выполнение мероприятий назначаются ответственные из числа работников коллектива ДОО.

Примерный перечень видов сезонных работ:

Зимний период:

  • уборка снега;
  • расчистка дорожек;
  • изготовление и установка птичьих кормушек.
  • обрезка и обработка деревьев и кустарников;
  • осенне-весенняя подкормка растений;
  • подготовка клумб к посадкам.

Летний период:

  • стрижка газонов;
  • текущий уход за посадками;
  • регулярный полив.

Важно: при проведении благоустройства территории детского сада силами ДОО и родителей нужно помнить, что если в ходе его запланированы радикальные мероприятия, то все изменения необходимо отразить в официальном документе – паспорте благоустройства учреждения. Эти планы должны быть согласованы с органами управления образованием.

Итог

Педагоги ДОО должны уделять время не только получению детьми знаний по программам дошкольного образования, но и их активному физическому развитию. Обеспечить безопасность ребенка легче на благоустроенной территории. А участие детей в благоустройстве детского сада стимулирует их эстетическое развитие, приучает к труду и бережному отношению к природе.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

развивать общую моторику, слуховое внимание; расширять словарный запас; учить наблюдать за птицами и насекомыми на участке. Воспитывать бережное отношение к природе, способствовать развитию речи как средства общения.

ВложениеРазмер
chto_est_na_uchastke_detskogo_sada.docx 13.54 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТО ЕСТЬ НА НАШЕМ УЧАСТКЕ? СОСТАВЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО РАССКАЗА

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.

Цели: развивать общую моторику, слуховое внимание; расширять словарный запас; учить наблюдать за птицами и насекомыми на участке. Воспитывать бережное отношение к природе, способствовать развитию речи как средства общения.

1. Организационный момент.

Воспитатель. Ребята, мы с вами собираемся на прогулку. Давайте представим, что мы -путешественники. Нам надо запомнить все, что увидим на прогулке.

2. Основная часть. Экскурсия на участке.

Воспитатель ведет детей по участку, обращает их внимание на внешний вид растений, деревьев, находящихся на участке.

Воспитатель. Смотрите, ребята, это дерево, оно большое, его ствол коричневого цвета. А вот это трава, она маленькая, зеленого цвета. С вами мы гуляем по дорожке, она сделана из камня. Посмотрите на наши цветочки, которые распускаются весной, какие они красивые и разноцветные. Здесь и белые, и красные, и розовые. Весной возвращаются птицы из теплых мест на родину. Они строят гнезда. Посмотрите, как много людей, они все куда-то спешат, кто на работу, кто домой, а может быть, в магазин.

Гриша шел, шел, шел, Шагают на месте.

Белый гриб нашел. Хлопки в ладоши.

Раз - грибок, Наклоны вперед.

Два - грибок, Наклоны вперед.

Три - грибок, Наклоны вперед.

Положил их в кузовок. Шагают на месте.

3. Составление рассказа.

Воспитатель. Ребята, что сегодня мы видели на прогулке? (Деревья, траву, людей, цветы.) Деревья у нас какие? (Большие.) Какого цвета ствол дерева? (Коричневого.) А трава какого цвета у нас во дворе? (Зеленого.) Она большая? (Маленькая.) Люди что делали? (Шли.) Мы с вами гуляли по дорожке, а из чего она сделана? (Из камня.) Какие цветы мы видели? (Красивые.) Какого цвета они у нас на участке? (Красные, розовые, белые.) Птиц на прогулке видели? (Да.) Откуда они к нам возвращаются весной? (Из теплых краев.) Почему они улетают от нас? (Зимой холодно.)

Сегодня на прогулке мы видели деревья, траву, цветы и людей. Деревья большие, а трава маленькая, зеленого цвета. Гуляли по дорожке, она сделана из камня. Видели много красивых цветов. Они красного, розового, белого цвета. Птицы прилетели из теплых краев. Они улетают зимой, потому что холодно.

В холодное время года дети гуляют дважды в день, после утренних занятий и после полдника.

В теплое время суток малыши проводят на улице практически целый день. Поэтому участок детского сада должен соответствовать целому ряду требований

Территория детского сада делится на несколько зон.

На территории находятся некоторые хозяйственные постройки. Здесь должна быть общая для всего садика спортивная площадка, сад, огород и цветники, за которыми также ухаживают все вместе.

У каждой группы должен быть свой участок для прогулок. Территория городского детского сада рассчитывается по количеству детей, она не должна быть меньше 35 кв. м на ребенка. Территория сельского детского сада может быть и меньше, в зависимости от условий.

Санитарные нормы определяются СанПиНом 2.4.1.2660-10

Все, что находится на территории садика, должно быть безопасно для детей. Хозяйственные постройки и хозяйственная площадка, на которую приезжают машины с продуктами или мусоровозы, должна находиться на достаточном расстоянии от групповых участков. Детский сад должен быть огорожен. Забор должен быть высотой не менее полутора метров. Садик можно огородить деревянным или металлическим забором, а также живой изгородью. Растения живой изгороди не должны быть колючими или ядовитыми.

На каждом участке должна быть веранда для того, чтобы дети не находились целый день на солнцепеке. Веранда играет и организующую роль, она обозначает место, поблизости от которого должны находиться малыши. На веранде находится скамейка, поместиться на ней должны все дети. Летом занятия проводятся на улице, и нужно, чтобы в них участвовать могли все. Если есть возможность мыть уличные игрушки на территории садика, то на веранде может стоять шкаф для этих игрушек.

На каждом участке должна быть песочница. Песок должен быть чистым, его необходимо менять 1-2 раза в год. После прогулки и утром воспитатель приводит песочницу в порядок — подметает скамеечки и вскапывает песок горкой.

Помимо оборудования, стоящего на спортивной площадке, должно быть и физкультурное оборудование на каждом групповом участке. Как правило, это лесенки и лианы. Могут стоять качели и небольшие карусели. Все оборудование должно быть исправно и прочно установлено. Как правило, качели и лесенки вкапывают в землю.

Групповые участки обычно не огораживают, но между ними могут быть живые изгороди. Вообще зелени следует уделять большое внимание. Она не только украшает территорию. Летом дети не должны все время находиться на солнцепеке, в то же время они не могут постоянно сидеть на веранде, поэтому тени от деревьев должно быть достаточно. Как правило, в садиках сажают лиственные деревья. Они могут располагаться аллеями, группами или по одному. Группы деревьев и одиночные посадки не должны представлять угрозы безопасности детей. Необходимо использовать деревья с мощной корневой системой, поскольку одиночное дерево при сильном ветре может упасть.

Особое внимание следует уделить цветникам, саду и огороду. В общий и групповые цветники необходимо подбирать растения, способные цвести с весны до поздней осени. Они должны быть неприхотливыми, чтобы за ними могли ухаживать и дети. Что касается огорода, то там у каждой группы должна быть своя грядка, на которой выращиваются растения, предусмотренные Программой воспитания в детском саду.

Все оборудование на участках необходимо своевременно ремонтировать. На крышах веранд не должно быть протечек, на физкультурном оборудовании не должно быть сломанных металлических деталей и острых углов.

Оборудовать участок детского сада в соответствии с современными, санитарно-эпидемиологическими требованиями и методическими рекомендациями по проведению летней оздоровительной работы с детьми.

Основания для разработки проекта: желание изменить уже сложившуюся среду территории детского сада, создать индивидуальный и стильный облик дошкольного учреждения, соответствующий общим законам организации пространства под открытым небом, интересный детям и родителям, позволяющий более интересно организовать свободную деятельность детей на природе.

Цель: создание эмоционально - благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении через благоустройство территории и организацию познавательной, творческой, оздоровительной деятельности детей во время пребывания на воздухе на участках детского сада в теплое время года.

Задачи:

1. Оборудовать участок детского сада в соответствии с современными, санитарно-эпидемиологическими требованиями и методическими рекомендациями по проведению летней оздоровительной работы с детьми.

2. Использовать дополнительные возможности (благотворительную помощь) для приобретения оборудования, вовлечь в процесс работы педагогов, родителей, детей, выявить среди родителей деловых партнеров.

3. Улучшить художественное оформление участка детского сада.

4. Воспитывать бережное отношение к природе и к окружающему миру.

5. Привлечь детей к опытно-исследовательской деятельности.

6. Развивать креативность у сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников.

Ожидаемые результаты:

· благоустройство территории в соответствии с приоритетными направлениями деятельности детского сада;

· создание условий для отдыха, занятий спортом, игры и экспериментирования детей;

· создание условий для охраны и укрепления здоровья детей;

· создание зон непрерывного озеленения и цветения при декорировании построек;

· привлечение родителей, общественности к благоустройству территории;

· удовлетворенность деятельностью дошкольного учреждения со стороны родителей, воспитанников;

· повышение уровня экологической культуры педагогов, воспитанников и родителей;

Актуальность

В соответствии с ФГТ и введением комплексно- тематического планирования в образовательный процесс с дошкольниками педагоги и специалисты активно осваивают метод проектов. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Дошкольные работники осознают необходимость развития каждого ребёнка как самоценной личности. Технология проектирования – один из таких способов, позволяющих развивать творческие способности каждого ребёнка. В её основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребёнка, опора на его поисковое поведение.

В современной дошкольной педагогике используются интегрированные методы обучения. Особое место занимает интеграция разделов программы, т. е. их взаимопроникновение друг в друга, что способствует развитию творческих способностей детей и их коммуникативных навыков. Такую интеграцию и представляет собой проектный метод.

Таким образом, основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Окружающая среда призвана обеспечить детям возможность развиваться, для этого ее необходимо периодически изменять. Таким образом, благоустройство решает задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим растительным миром; комфортных условий для прогулок детей. Коллектив детского сада решил изменить уже сложившуюся среду, создать индивидуальный облик территории детского сада, соответствующий законам организации пространства под открытым небом. При этом имеющиеся деревья, кустарники и сад будут гармонично включаться в обновленный проект и соответствовать интересам детей, что позволит изменить их отношение к природе во избежание экологических проблем.

Гипотеза: мы считаем, что методически грамотная организация развивающей среды не только внутри дошкольного учреждения, но и на его территории, позволит содействовать развитию психических процессов детей дошкольного возраста, усвоению обязательных знаний, умений, норм, правил, приобщению детей к природе, формированию нравственных и эстетических начал, большей социализации.

Анализ состояния участка детского сада

Каждый дом начинается со двора. Первое знакомство гостей и просто прохожих начинается с внешнего вида здания, благоустройства двора. Благоустроить территорию детского сада особенно важно, так как его посещают маленькие дети. Души детей будут прекрасны, если они будут расти в атмосфере красоты. Для дальнейшего личностного становления ребенка важно, что его окружает. Видя ежедневно ухоженные красивые, всегда цветущие клумбы, воспитанник не только получает положительные эмоции, но и учиться оберегать красоту, создавать её своими руками. Для работы над проектом коллектив детского сада провел анализ исходного состояния участков и территории учреждения.

Оформление территории детского сада делится на несколько зон: эстетическая, физкультурно-спортивная зона, зона отдыха, детские игровые площадки, хозяйственная зона, цветник, огород. Территория имеет ухоженный вид.

Эстетическая зона: Около здания детского сада разбиты 2 больших цветника, по периметру которых растут кустарники. На каждом прогулочном участке имеются цветочные клумбы, созданные из автомобильных покрышек.

Проблема: Для художественно-эстетического оформления территории сада необходимо продумать установку цветочниц у входа детского сада и более интересно оформить саму территорию у центральных и запасных входов для повышения интереса детей к посещению детского сада.

Физкультурно-спортивная зона: важная часть территории детского сада. Она представлена спортивной площадкой. На прогулочных участках имеются снаряды для лазанья и подлезания, разнообразные турникеты. На участке старшей группы имеются бревно и пеньки для ходьбы и упражнений для равновесия.

Проблема: Для удовлетворения потребности детей в движении необходимо дополнить спортивную площадку волейбольной сеткой, а участки элементами для игры в футбол, баскетбол, метании мяча в цель.

Зона отдыха. На каждом прогулочном участке имеются скамейки для отдыха, лавочки и столики для детей. Одно из любимых мест ребят–песочницы. Над всеми песочницами имеются зонтики от солнца.

Проблема: на участке младшей группы практически нет деревьев и детям негде спрятаться от солнца, поэтому необходимо продумать установку солнцезащитных навесов, зонтов. На участках средних групп создать оборудование для экспериментирования и проведения опытов с песком и водой. На участке старшей группы для организации игр девочек требуется создать стол и скамейки.

Огород детского сада используется для формирования у детей навыков ухода за различными культурами. Здесь проводятся наблюдения, исследования почвы и растений. Каждая грядка отмечена табличками. Чтобы поддержать интерес ребят к выращиванию растений и вызвать положительные эмоции, на табличках написаны названия растений или их изображение.

Проблема: Для ухода за растениями необходимо приобрести детские лейки и цапки, создать красивые вывески.

На участке детского сада оформлена площадка для проведения занятий по профилактике дорожно-транспортного травматизма:дорожная разметка с пешеходным переходом, круглая площадь. Эта площадка ежегодно используется для проведения игр и занятий по обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах. Здесь же проходят викторины по ПДД внутри детского сада.

Проблема: Во многих местах асфальтное покрытие износилось, покрылось слоем земли, появились неровности, которые портят внешний вид и мешают движению детей и родителей. Необходимо заровнять поверхность малозатратными способами и силами.

Безопасность жизнедеятельности. Территория имеет ограждение по периметру. В ночное время территория освещается уличным фонарем. На участке детского сада много зелени.

Вокруг детского сада - зеленое ограждение. Это защищает участки от пыли, очищает воздух.

Групповые участки тоже разделяются зеленой изгородью. Они создают декоративные барьеры между участками. Для этой цели использованы низкорослые кустарники. Все это служит также защитой от солнца в жаркое время года. Осенью и весной производится обрезка кустарников. Центральная дорожка асфальтирована. На здании сада имеется вывеска с названием образовательного учреждения.

Проблема: Для обеспечения безопасности детей требуется ремонт качелей и горок, закрепление всего оборудования для лазания детей.

Игровые площадки

Больше всего времени дети проводят на игровых площадках. Во время прогулок дошкольники играют, экспериментируют. Они могут это делать и под руководством взрослого, и самостоятельно. Оформление участка может отражать не только возраст, но и название группы. Интересно, когда участки групп отличаются друг от друга. Воспитатели каждой группы выбирают собственную тему для оформления, не согласовывая идеи друг с другом или выбирается общая для всех тема оформления, а оформление каждой игровой площадки отражает разные аспекты общей темы. Благодаря этому территория ДОУ смотрится как единое целое и с точки зрения планировки, и с точки зрения цветового оформления.

Задача детского сада– создать условия для разнообразных игр, для детского творчества, фантазии, конструирования. Старый пень можно выкорчевать, а можно превратить его в гнома или белку, из крупных камней получаются не только отличные объекты для наблюдений, но и яркие сказочные герои, своеобразные декорации для спектаклей и игр.

Любая скульптура, фигура – это не только украшение, она дает толчок для игры. Повозка с петухом, ветряк, фигурка животного, на которую можно залезать, ярко (но со вкусом) раскрашенные, украшенные флажками веранды, – все это делает игровой участок привлекательным для ребенка.

Огороды– традиционные элементы территории ДОУ.

Грядки можно расположить в форме цветка, параллельно друг другу, в форме бабочки, гусеницы или другого животного. С помощью растений можно создать национальный узор. Грядки обозначают по-разному, например, на табличках пишут названия растений или дают их изображение. Чтобы поддержать интерес ребят к выращиванию растений и вызвать положительные эмоции, можно привносить в название грядок личностный момент.

Летние театры

Ландшафты, уголки

Уголки природных ландшафтов – это место для исследований, в частности сезонных наблюдений, для проведения народных праздников, игр, прогулок, для отдыха, для рисования на природе.

Уголки леса – это уголки относительно нетронутой природы, в которых много деревьев. При создании таких уголков важно помнить, что лес – это не только деревья.

Спортивные площадки – важная часть оформления территории ДОУ. Ведь значительная часть занятий может проводиться на свежем воздухе. Футбольные поля, баскетбольные корзины, ямы с песком для прыжков, разнообразные турникеты и кольца для подлезания и пролезания – многие снаряды не так уж сложно создать. Даже обычное бревно и разные по величине и высоте древесные спилы могут служить неплохими спортивными снарядами.

Цветники

Красиво, когда территория ДОУ просто утопает в цветах. Вместе со взрослыми дети выращивают рассаду, ухаживают за растениями. Воспитатели создают парадные клумбы, клумбы-мозаики, альпийские горки, высаживают цветы в форме узоров, бабочек, создают композиции в нестандартных вазонах. Очень важно, чтобы все дорожки, клумбы, цветники, горки, газоны, группы кустарников и деревьев сочетались между собой по форме и цвету. Даже цвет забора имеет значение для восприятия цветника, который находится рядом. Вместе с красками цветников он создает радужное, приподнятое настроение.

Традиционно для оформления участка используют следующие формы посадки растений:

-одиночно стоящие растения.

Бордюрыобычно состоят из нескольких ярусов многолетних растений разной высоты. Они красиво смотрятся на фоне стен, подстриженных изгородей. Живописно расположенные среди трав и кустарников камни разного размера, песчаные и каменистые дорожки, красивые скамейки – все это придает территории неповторимость и уют.

План реализации проекта

1 этап

1) детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;

2) оформление экологического паспорта двора дошкольного учреждения

3) составление карты - схемы создания участка;

4) разработка Положения о конкурсе по благоустройству территории детского сада среди педагогов и родителей;

4) изготовление табличек с рисунками, подписями для сада и огорода

6) привлечение родителей, общественности к благоустройству территории

2 этап

1) Реконструкция имеющегося оборудования и оформление участков в соответствии с задачами проекта и требованиями охраны жизни и здоровья детей: - разбивка клумб, создание игрового и спортивного оборудования в соответствии с проектом;

- создание зон эмоциональной разгрузки для детей (беседки, лавочки)

- обновление дорожной разметки.

- создание зон для экспериментирования и проведения опытов с водой и песком;

2) Приобретение и установка солнцезащитных зонтов на участках

3) Приобретение и установка волейбольной сетки на спортивной

4) Установка крышек на песочницы.

5) Участие в конкурсе по благоустройству территории

3 этап

1) Проведение экологического праздника на участке детского сада и сюжетно-ролевых игр и драматизаций.

2) Проведение праздника по ПДД.

3) Обеспечение сохранности территории.

4) Создание фотовыставки по итогам работы над проектом.

Создавая проект, мы опирались на такие принципы, как правильность и удобство расположения различных функциональных зон на территории детского сада; внешняя красота; гармоничное включение имеющихся ценных насаждений.

Способы, методы и приемы работы:

1. Создание в детском саду условий для познавательного развития детей: развивающей среды, фонда методических, наглядно-иллюстративных материалов.

2. Организация мини-огородов на подоконнике в помещении детского сада: выращивание рассады цветов, лука. Подбор и размещение растений в уголках природы в соответствии с их биологическими особенностями.

3. Создание условий для труда детей и взрослых в уголке природы в группах детского сада.

4. Разработка циклов наблюдений за сезонными явлениями, ростом и развитием растений в уголках природы, в огороде, цветнике.

5. Календари природы и их роль в познавательном развитии детей. Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы; работа с календарем в разных возрастных группах детского сада. Фиксация роста и развития растений в календаре. Зимняя подкормка птиц, ее природоохранное значение. Календарь наблюдений за зимующими птицами и работа с ними в разных возрастных группах.

8. Экологическое воспитание и познавательное развитие в непосредственно образовательной деятельности, во время экскурсий.

9. Различные мероприятия по ознакомлению детей с природой родного края.

10. Детские праздники познавательного и игрового содержания, разработка сценариев, проведение на участке детского сада.

11. Прогулки, экскурсии, походы с детьми на природу. Знакомство детей с лесом, прудом, лугом (поляной, как экосистемами). Организация наблюдений за растениями и животными в их естественной среде обитания; прослеживание взаимосвязей, цепочек питания в сообществах живых организмов.

12. Предметно-пространственная среда участков младших дошкольных групп должна обеспечивать различные виды деятельности детей, в связи, с чем должны быть выделены зоны, оборудованные для игр с песком и водой, для сюжетных, дидактических и подвижных игр.

Участок детского сада

Требования к безопасности на детских площадках

Основные требования к безопасности предназначенных для детей площадок регулируются нормативными документами, в которых учитываются все причины травматизма, прописываются меры по его предотвращению.

Основные стандарты таковы:

  • отсутствие острых углов, кромок в пределах досягаемости детей;
  • высота и конструкция делается подходящей для той или иной возрастной группы;
  • все оборудование монтируется максимально устойчиво, конструкция проектируется таким образом, чтобы при необходимости взрослый мог получить доступ к любой его части и помочь ребенку;
  • расстояния между ступеньками, частями перил, прочими деталями должны исключать застревание головы, если малыш решил ее туда сунуть;
  • для самых маленьких везде создаются перила, соответствующие их росту;
  • покрытие вблизи горок, лестниц, качелей делается ударосмягчающим;
  • на площадке должно быть достаточно места, чтобы бегать, играть;
  • использование токсичных материалов, скользких покрытий недопустимо;
  • толщина перил, других подобных элементов выполняется такой, чтобы ребенок легко мог их обхватить рукой;
  • поврежденные, изношенные детали оборудования, декора необходимо своевременно заменять, ремонтировать.

Двор детского сада

Особенности оформления

Оформление конкретного участка садика зависит от его размеров – чем пространство обширнее, тем больше оборудования, декоративных и функциональных элементов там разместится. На стандартной площадке размещаются примерно такие элементы:

Детская площадка

Размер, структура участка

Основные зоны участка:

  • игровая;
  • эстетическая;
  • спортивная;
  • для отдыха.

Дети на площадке

Выбор материала для оформления

  • пластиковых бутылок различного размера;
  • деталей старой мебели;
  • автопокрышек;
  • камушков разного размера;
  • компакт-дисков и грампластинок;
  • тазиков, контейнеров, кастрюль.

Во дворе детского сада

Из вышеописанных материалов составляются сюжетные композиции – сценки из сказок, мультфильмов. Дополнительно, в качестве основы, используется бетон, а из фанеры выполняются макеты известных зданий. Все конструкции окрашиваются красками, безвредными для детей.

Создание игровой зоны

Игровая зона в детском саду

Создание спортивной площадки

В спортивной зоне проводятся все мероприятия, направленные на оздоровление, укрепление тела, совершенствование силовых качеств, развитие гибкости и ловкости малышей:

  • утренняя зарядка;
  • физкультурные занятия;
  • сюжетные подвижные игры;
  • спортивные праздники;
  • самостоятельная деятельность, связанная с движением;
  • закаливающие мероприятия.

Спортивная площадка в саду

В данной зоне размещают лесенки, лазалки, горки, турники, лабиринты, мишени, мячики для бросания, а иногда – даже детские тренажеры, адаптированные под рост и физические качества воспитанников.

Какое покрытие использовать на детской площадке

Вариантов покрытия существует несколько, каждое из них имеет свои нюансы:

Покрытие на детской площадке

Планирование, дизайн дорожек

Обычные дорожки делаются ширины достаточной, чтобы по ним могло пройти двое детей, взявшись за руки. Покрытие выполняется асфальтовым, из плитки, реже – бетона или широких досок. Поверхность должна слегка приподниматься над землей, чтобы не образовывались лужи, быть максимально гладкой, чтобы дети не спотыкались о неровности. Дорожки прокладываются к каждому значимому объекту.

Дизайн дорожек

Озеленение участка: выбираем деревья, кустарники

Зеленые насаждения очищают воздух, создают благоприятную атмосферу для отдыха и обучающих занятий. Их созерцание полезно для глаз, а плотные, высокие посадки хорошо защищают от городского шума, загазованности. При помощи низких или средней высоты кустов, друг от друга отделяются пространства, предназначающиеся для разных садиковских групп.

На детской площадке недопустимо высаживать любые ядовитые, колючие кустарники и цветы (розы, ландыши, шиповник, акация, клещевина, бобовник), а также те, на которых растут несъедобные, но очень красивые ягоды (бересклет, бирючина).

Наилучшим образом подойдут:

  • клен – остролистный, татарский, приречный;
  • тополь;
  • липа;
  • рябина;
  • береза – бородавчатая, пушистая;
  • лиственница;
  • сирень – венгерская, персидская;
  • садовый жасмин;
  • яблоня;
  • груша.

Озеленение площадки

Уровень озеленения детского садика должен составлять не менее 40-60% всей территории.

Организация места отдыха: как расположить беседки, павильоны

Оформление площадки

Декоративное оформление участка детского сада к лету

Клумба в детском саду

Декоративное оформление участка детского сада к осени

Оформление участка к осени

Декоративное оформление участка детского сада зимой

Оформление участка зимой

Декоративное оформление участка детского сада весной

Весной на территории обустраивают мини-клумбы, на которых высаживают первоцветы. Клумбочки организуют в кадках, деревянных паровозиках, в которых проделаны подходящие выемки для насыпания земли, автопокрышках, раскрашенных в различные тона. Веранды, беседки весной также декорируют – флажками и сюжетными композициями. Наиболее подходящие тона – белый, розовый, нежно-голубой, салатовый. Вариант картинки, вырезанной из бумаги и размещенной на стене – различные животные, сажающие цветы, спускающие бумажные кораблики на воду.

Оформление участка весной

Заключение

Ландшафтный дизайн в ДОУ – это почти что отдельный вид искусства. Здесь все делается для того, чтобы маленьким гражданам было удобно и весело в любое время года. Благоустройство уже частично обустроенной территории обычно производится своими силами, с использованием подручных средств – многие интересные идеи легко найти в интернете. Но когда садик еще на стадии проекта (строительства), этим занимаются профессиональные дизайнеры, знающие о детских площадках абсолютно все.

Читайте также: