Родители как субъекты образовательных отношений в доу

Обновлено: 02.07.2024

К участникам образовательного процесса относятся педагогические работники, воспитанники, родители (законные представители).

Все участники образовательного процесса пользуются равными правами в пределах действующего законодательства и Устава МКДОУ Большетавринский детский сад №1

В МКДОУ Большетавринский детский сад №1, филиале Сарсинский детский сад, филиале Русскотавринский детский сад осуществляется комплекс мер, направленных на интеллектуальное и личностное развитие, воспитание, обучение, формирование общечеловеческих ценностей, развитие познавательных способностей, укрепление здоровья детей, физическое развитие.

Воспитанники имеют право на:

  • Предоставление условий для разностороннего развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;
  • Защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья уважение достоинства личности;
  • Бесплатное пользование игровыми пособиями, наглядными, дидактическими средствами обучения и воспитания в пределах федеральных государственных требований;
  • Проявление индивидуальных особенностей;
  • Пользование в установленном порядке предметно-развивающей средой, объектами физкультурно-оздоровительной направленности;
  • Перевод для получения дошкольного образования в форме семейного образования или в другое ДОУ;
  • Развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных и спортивных мероприятиях;
  • Поощрение за успехи в учебной, спортивной, творческой деятельности;
  • Комфортную и безопасную среду жизнедеятельности;
  • Индивидуальный образовательный маршрут в пределах осваиваемой основной программы ДОУ;
  • Воспитанники, испытывающие трудности в освоении основной программы, развитии и социальной адаптации, имеют право на оказание психолого-педагогической, коррекционно-развивающей помощи.
  • Педагогическая, психологическая или социальная помощь оказывается воспитанникам на основании заявления родителей (законных представителей).

Поощрения и дисциплинарное воздействие:

  • Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного образования.
  • Дисциплина в ДОУ, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства воспитанников, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к воспитанникам ДОУ не допускается.
  • Поощрения воспитанников ДОУ проводятся по итогам конкурсов, соревнований и других мероприятий в виде: вручения грамот, благодарственных писем, сертификатов, призов и подарков.

Педагогические работники ДОУ имеют право на:

  • знакомство с уставом ДОУ и другими локальными актами, регламентирующими деятельность ДОУ;
  • участие в управлении ДОУ;
  • защиту своей профессиональной чести и достоинства;
  • свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов в соответствии с образовательной программой, утвержденной ДОУ, методов оценки знаний воспитанников;
  • прохождение не реже чем один раз в пять лет профессиональной переподготовки или повышение квалификации в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки педагогических работников, установленными законодательством;
  • аттестацию в установленном нормативно-правовыми актами порядке;
  • на сокращенную рабочую неделю, на удлиненный оплачиваемый отпуск, получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • первоочередное предоставление жилой площади в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, размер, условия и порядок возмещения которых устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • на длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы, порядок и условия которого определяются Учредителем;
  • на дополнительные меры социальной поддержки, установленные законодательством Оренбургской области, муниципальными правовыми актами;
  • на проведение дисциплинарного расследования в соответствии с действующим законодательством;
  • на моральное и материальное стимулирование в соответствии с соответствующими локальными актами ДОУ;
  • на хорошо оборудованное рабочее место, благоприятные условия труда и отдыха, рациональный режим работы.

Педагогические работники обязаны:

  • выполнять устав ДОУ, Правила внутреннего трудового распорядка, условия трудового договора, должностную инструкцию, другие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ДОУ;
  • обеспечивать охрану жизни и здоровья воспитанников, соблюдать требования техники безопасности и охраны труда, противопожарной безопасности;
  • применять необходимые меры к обеспечению сохранности оборудования и имущества ДОУ, воспитывать бережное отношение к ним со стороны воспитанников, заботиться о лучшем оснащении своего рабочего места;
  • уважать права, честь и достоинство всех участников образовательного процесса;
  • использовать в работе современные достижения психолого-педагогической науки и методики.

Педагогические работники должны:

  • соответствовать требованиям квалификационных характеристик и профессионального стандарта;
  • повышать свою квалификацию;
  • воспитывать на основе общечеловеческих ценностей, демократии и гуманизма, показывать личный пример следования им;
  • поддерживать постоянную связь с родителями (законными представителями) воспитанников, оказывать им практическую и консультативную помощь в воспитании ребенка, привлекать родителей к посильному участию в организации образовательного процесса;
  • активно пропагандировать педагогические знания;
  • предоставлять возможность администрации осуществлять контроль непосредственно образовательной деятельности в соответствии с планом работы.

Администрация МКДОУ Большетавринский детский сад №1 имеет право на:

  • установление штатного расписания в пределах выделенных ассигнований;
  • на прием, перевод и увольнение работников;
  • установление оплаты труда, стимулирующих и компенсационных выплат, порядка и размеров их премирования в соответствии с действующим законодательством, муниципальными правовыми актами;
  • установление режима работы, утверждение расписания занятий, установление индивидуального режима работы в пределах условий, оговоренных трудовым договором;
  • осуществление контроля в соответствии с планом работы;
  • возложение на работников обязанностей, не предусмотренных трудовым договором, в пределах и на условиях, предусмотренных действующим трудовым законодательством.

Администрация МКДОУ Большетавринский детский сад №1 обязана:

  • обеспечить рабочие места работников всем необходимым;
  • создать условия для творческой работы, повышения квалификации;
  • принять необходимые меры по обеспечению техники безопасности, охраны труда и пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ и локальными актами;
  • обеспечивать функционирование системы внутреннего мониторинга качества образования в МКДОУ Большетавринский детский сад №1
  • обеспечивать создание и ведение официального сайта МКДОУ Большетавринский детский сад №1 в сети Интернет;

Родители (законные представители) воспитанников имеют право:

Родители (законные представители) воспитанников обязаны:

  • заложить основы интеллектуального, физического, нравственного развития ребенка в раннем детском возрасте;
  • нести ответственность за воспитание ребенка;
  • выполнять Устав ДОУ и условия договора с ДОУ;
  • своевременно оплачивать содержание ребенка в ДОУ;
  • соблюдать этические и моральные нормы и правила общения с детьми и работниками ДОУ;
  • создавать условия для игр детей дома.

Меры воздействия могут быть применены к родителям (законными представителями) воспитанников, невыполняющих условия договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования, заключенного между учреждением и родителями (законными представителями).

Семья – важнейшая среда для развивающейся личности ребенка. Эта неоспоримая прописная истина знакома любому педагогу. В семье ребенка должны понимать и принимать таким, какой он есть, любить безусловно, не за что-то, а просто потому, что он родной, единственный, неповторимый. Проблема в том, что так бывает не всегда. Ситуация усугубляется еще и неверным пониманием собственной, родительской роли в процессе развития ребенка, в становлении гармоничной личности, готовой к жизни в социуме.

Порой специалисты сталкиваются с ситуацией, когда родители на определенном этапе приводят ребенка в детский сад, будучи ошибочно убежденными в том, что здесь их роль заканчивается и эстафету необходимо передать воспитателям и другим специалистам по дошкольному образованию.

Тема взаимодействия ДОУ с семьёй всегда была актуальной и трудной.

Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей позволяет увидеть ребенка вне семьи и в том, что детский сад – является первым вне семейным социальным институтом, первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.

А трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход.

ВложениеРазмер
detskiy_sad_i_semya-subekty_vzaimodeystviya_v_obrazovatelnom_prostranstve_dou.docx 40.11 КБ

Предварительный просмотр:

« Детский сад и семья - субъекты взаимодействия

педагог-психолог: Тимошенко И.В.

Семья – важнейшая среда для развивающейся личности ребенка. Эта неоспоримая прописная истина знакома любому педагогу. В семье ребенка должны понимать и принимать таким, какой он есть, любить безусловно, не за что-то, а просто потому, что он родной, единственный, неповторимый. Проблема в том, что так бывает не всегда. Ситуация усугубляется еще и неверным пониманием собственной, родительской роли в процессе развития ребенка, в становлении гармоничной личности, готовой к жизни в социуме.

Порой специалисты сталкиваются с ситуацией, когда родители на определенном этапе приводят ребенка в детский сад, будучи ошибочно убежденными в том, что здесь их роль заканчивается и эстафету необходимо передать воспитателям и другим специалистам по дошкольному образованию.

Тема взаимодействия ДОУ с семьёй всегда была актуальной и трудной.

Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей позволяет увидеть ребенка вне семьи и в том, что детский сад – является первым вне семейным социальным институтом, первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.

А трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход.

Согласно ст. 63 СК РФ, родители (законные представители) имеют право и обязаны воспитывать своих детей: заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Более того, в силу установленной законом обязанности, они несут ответственность за воспитание и развитие своих детей.

От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы специалистов дошкольного учреждения с семьей, зависит уровень взаимодействия родителей с детским садом, а в дальнейшем их взаимодействие со школой и уровень культуры семейного воспитания.

В соответствии с ФГОС детский сад, о рганизуя работу по взаимодействию с семьями обучающихся, опирается на следующие принципы:

  • открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
  • сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  • создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

Модель взаимодействия семьи и детского сада.


Информационно-аналитические формы организации взаимодействия с родителями позволяют решить следующие задачи:

  • сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника;
  • получение информации об общекультурном уровне его родителей;
  • о наличии у родителей необходимых педагогических знаний;
  • об особенностях конкретного ребёнка и об отношении в семье к нему;
  • получение информации о запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Форма работы в данном направлении: анкетирование , опрос, социальный паспорт. Одни из распространенных методов диагностики, которые используется сотрудниками ДОУ с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Всё это помогает найти дифференцированный подход к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания и развития детей в условиях дошкольного учреждения, дают возможность пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания.

Форма работы в данном направлении:

- Создание рекламных буклетов, листовок, видеороликов, популяризация в СМИ, ТВ.

- Оформление карт, подготовка презентаций.

- Создание буклетов, листовок, папок-передвижек

В каждой группе детского сада есть родительский уголок доступный для восприятия информации, эстетически и красочно оформленный, в котором родители могут узнать о возрастных особенностях ребенка, мероприятиях, проводимых в ДОУ, рассмотреть фотографии, отображающие интересную жизнь в детском саду.

Совместную деятельность детей и взрослых можно осуществлять и через организацию разнообразных выставок творческих работ . Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для педагогов (повышение активности родителей в жизни группы).

Участие родителей в управлении ДОУ

Содержание работы в данном направлении:

− Работа по повышению качества образовательных услуг.

− Создание условий по здоровьесбережению детей.

− Работа по обеспечению открытости и привлекательности ДОУ.

− Контроль внутренней деятельности организации.

− Решение проблем ДОУ.

Форма работы в данном направлении:

− Создание Попечительского совета.

Досуговый блок - это работа, направленная на вовлечение родителей в досуговые (развлекательные) мероприятии, проводимые в ДОУ. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

Форма работы в данном направлении:

- Участие в концертах.

- Участие в спортивных и физкультурных досугах.

- Участие в акциях

Совместные праздники, развлечения, физкультурные досуги , позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей. В ходе всех этих мероприятий наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Родители принимают активное участие в соревнованиях и конкурсах. Праздник в детском саду – это всегда радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети. Подобные мероприятия, на наш взгляд, сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. Р одители участвуя в таких мероприятиях, получают не только практический ,но и эмоциональный опыт, так же включается самый действенный фактор в воспитании – личный пример взрослых

Форма работы в данном направлении:

- Общие и групповые родительские собрания ДОУ

- Презентация дошкольного учреждения

- Индивидуальные и групповые консультации

- Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей.

- Клубы для родителей.

Презентация дошкольного учреждения . При поступлении детей в детский сад, на первом родительском собрании с помощью презентации можно познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития, с коллективом педагогов. В результате такой формы работы у родителей возникает интерес к нашему дошкольному учреждению и также они получают полезную информацию о содержании работы с детьми.

Мини-собрания . Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема. ( н-р: раннее развитие, опека )

Индивидуальные и групповые консультации . ответить на все вопросы, интересующие родителей.

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей . Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.

Клубы для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями - что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей.

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Положительные результаты достигаются только при умелом сочетании различных форм сотрудничества . Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.

При реализации новой системы взаимодействия ДОУ с семьей в соответствии с ФГОС меняется формат общения педагогов и родителей: взаимоотношения становятся партнерскими .

Главный результат : нормализация детско-родительских отношений: дети и родители становятся ближе и понятнее друг другу, родители начинают лучше понимать своих детей, активнее интересоваться тем, что происходит с ними в детском саду и не перекладывают ответственность за их воспитание на педагогов, а сами занимают активную позицию в вопросах воспитания и развития своих детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


"Детский сад и семья в едином образовательном пространстве"

Государственное образовательное учреждение дополнительногопрофессионального образования (повышения квалификации) специалистов«Кузбасский региональный институт повышения квалификациии переподгото.

Формирование семейной принадлежности в культурно - досуговой деятельности по модели взаимодействия субъектов воспитательно -образовательного пространства

Формирование семейной принадлежности в культурно - досуговой деятельности по модели взаимодействия субъектов воспитательно -образовательного пространства.


Один из важнейших факторов повышения эффективности воспитания подрастающего поколения – взаимосвязь учреждения и семьи. Часто на практике встречается такая картина: родители обладают теоретическими зн.



Детский сад и семья в едином образовательном пространстве

Консультация для родителей.


Детский сад и семья в едином образовательном пространстве 

Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию.


Семья – поистине высокое творенье.Она заслон надёжный и причал.Она даёт призванье и рожденье.Она для нас основа всех начал.

В соответствии с этим родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

Современный педагог дошкольного учреждения, если не взаимодействует с родителями воспитанника, то достигает, лишь поверхностных и мимолётных результатов. Лишь прочно наладив сотрудничество с родителями воспитанника (или иными законными представителями ребёнка, педагог может выстроить единое пространство развития ребёнка, цельную развивающую среду, которая будет включать в себя как предметно-манипулятивную, так и социально-коммуникативную составляющую. Родители должны быть социальным эталоном для ребёнка, вместе с педагогическими сотрудниками дошкольного учреждения, которые контактируют с ребёнком (воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, образовывать референтную группу для дошкольника.

Принципы, которые необходимы для эффективной работы с родителями :

1. Принцип партнерства предполагает равноправие сторон, уважение и учет интересов сторон, заинтересованность сторон, реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами, ответственность сторон.

2. Принцип доверительности отношений предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность педагога.

3. Принцип подхода к родителям, как к активным субъектам процесса взаимодействия, а не как к объектам воспитания. Реализация данного принципа заключается в том, что при определении содержания и форм взаимодействия с родителями, педагог должен помнить следующее: во-первых, родители являются социальными заказчиками, во-вторых, они для нас не ученики, а партнёры, и мы им призваны помогать.

4. Принцип интеграции. Интеграция — означает объединение.

5. Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ. Наиболее существенными принципами во взаимоотношениях ДОУ и семьи являются гуманность, толерантность, т. е. Признание достоинства, свободы личности, терпимость к мнению другого; доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.

6. Открытость. Новые социальные изменения в обществе требуют от воспитателя ДОУ открытости по отношению к семье воспитанника. Подобный подход будет действенным в том случае, если провозглашаемые ценности преобразуются в ценности, объединяющие социальный, интеллектуальный, культурный опыт всех, живущих в едином педагогическом пространстве: самих детей, членов их семей, воспитателей, специалистов ДОУ, социальное окружение.

7. Принцип эмансипации родителей, предполагает освобождение родителей от прежних взглядов на развитие и воспитание, а так же самого ребенка как на несмышленого малыша, которому надо постоянно подсказывать, помогать, поведением которого надо руководить, во — вторых, пробуждение их желания лучше познать самих себя, что в конечном итоге поможет им лучше понять своих детей.

8. Принцип сотрудничества, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня, вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

9. Принцип системности и последовательности. Содержание взаимодействия ДОУ и семьи основывается на поэтапности, которая вычленяет социальные аспекты и интегрирует их со сферами индивидуальности.

Анализируя формы работы с родителями можно условно сформулировать четыре основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое.

1. Познавательное направление.

Цель: направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

2. Информационно-аналитическое направление.

Цель: направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

3. Наглядно-информационное направление.

Цель: даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

4. Досуговое направление:

Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Для достижения успехов в воспитании и обучении детей необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов. Социальное партнерство с родителями процесс достаточно трудоёмкий, требующий большой подготовки и чёткого планирования совместной деятельности, но при умелом сочетании традиционных и нетрадиционных форм сотрудничество с семьёй становится неотъемлемой частью развивающего процесса.

Таким образом, вовлечение семей воспитанников в образовательный процесс касается практически всех направлений деятельности детского сада, и это замечательно. Ведь в таком случае в лице родителей мы находим союзников, равноправных партнеров и коллег, с которыми нас, сотрудников детского сада, сплачивает единое понимание цели воспитания ребенка дошкольного возраста.

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок 1. Необходимым условием успешной.

Оценить 3484 0

Родители как участники образовательных отношений.

Как никогда актуальными в наше время стали слова В.А.Сухомлинского:

«Именно родители должны стать

нашими помощниками, союзниками,

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно, семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка.

Влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка играет значительную роль. Если требования, предъявляемые к ребенку в детском саду и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено. Дошкольные учреждения превращаются в открытый социально-педагогический комплекс с широким участием родителей в его работе.

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования перед нами поставлены цели, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Родители являются активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

Одним из условий, обеспечивающем успешную реализацию программы, является поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

При взаимодействии с родителями, мы придерживаемся принципов:

Доброжелательный стиль общения.

Сотрудничество, а не наставничество.

Основными приоритетами совместного с родителями развития ребёнка

Развитие детской любознательности.

Развитие связной речи

Развитие самостоятельной игровой деятельности детей.

Установление устойчивых контактов ребенка со сверстниками и развитие дружеских взаимоотношений

Воспитание уверенности, инициативности дошкольников в детской деятельности и общении со взрослыми и сверстниками.

Решаем следующие задачи:

Ориентировать родителей на изменения в личностном развитии старших дошкольников - развитии любознательности, самостоятельности, инициативы и творчества в детских видах деятельности. Помочь родителям учитывать эти изменения в своей педагогической практике.

Способствовать укреплению физического здоровья дошкольников в семье, обогащению совместного с детьми физкультурного досуга (коньки, лыжи, туристические походы), развитию у детей умений безопасного поведения -дома на улице, в лесу, у водоема.

Побуждать родителей к развитию гуманистической направленности отношения детей к окружающим людям, природе, предметам рукотворного мира, поддерживать стремление детей проявить внимание, заботу о взрослых и сверстниках.

Познакомить родителей с условиями развития познавательных интересов, интеллектуальных способностей дошкольников в семье. Поддерживать стремление родителей развивать интерес детей к школе, желание занять позицию школьника.

Включать родителей в совместную с педагогом деятельность по развитию субъектных проявлений ребенка в элементарной трудовой деятельности ,развитие желания трудиться, ответственности, стремление довести начатое дело до конца.

Помочь родителям создать условия для развития эстетических чувств старших дошкольников, приобщения детей в семье к разным видам искусства (архитектуре, музыке, театральному, изобразительному искусству) и художественной литературе.

Работа ведется по четырём направлениям:

Педагогический мониторинг.

4. Ты имеешь … билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересный фильм. Кто останется дома? 5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить? 6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть? Результаты методики позволяют воспитателю понять, кто в семье для ребенка более значим, кому он доверяет, а с кем наоборот, отношения не сложились, какие проблемы возникают у дошкольника в семейном общении

2.Педагогическая поддержка.

3.Педагогическое образование родителей.

4.Совместная деятельность педагогов и родителей.

Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная.

Педагоги стали более инициативными. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.

Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.

Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи.

Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.

И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно, осуществляя интеграцию общественного и семейного воспитания, мы стараемся установить с родителями доверительные отношения. Работа в этом направлении способна улучшить традиционную для дошкольных учреждений ситуацию полноценного системного взаимодействия педагогов и родителей в процессе воспитания ребенка.

Образовательные отношения – это общественные отношения, возникающие в сфере образования в ходе обучения и воспитания между обучающимися, образовательным учреждением и педагогами.

Детство является самым важным периодом человеческой жизни, и то как они пройдут, зависит от действий окружающих взрослых.

Процесс общения педагогов и родителей воспитанников всегда был и будет насущной проблемой. Одной из сторон этого вопроса можно назвать поиск наиболее рационального пути взаимодействия.

Дошкольное учреждение, наряду с семьей, предоставляет ребенку определенный социальный опыт. Но только сочетание их усилий может создать оптимальные условия для вхождения ребенка в мир взрослых. Диалог этих двух наиважнейших социальных институтов осложняется разбалансированностью воспитательных процессов внутри семьи и ДОУ. На сегодняшний день, потенциал семьи переживает значительную трансформацию. Педагогами отмечено снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в ходе первичной социализации детей. Современные родители испытывают трудности и-за недостатка времени, занятости, недостаточной компетентности в психолого-педагогической науке, особенно касающейся дошкольников. Нестабильное общество, социальная напряженность, экономическое давление сдвинули функции семейного воспитания на задворки, а в детских садах воспитательная функция всегда стоит на первом месте. Эта ситуация может быт исправлена включением родителей в образовательный процесс в ДОУ.

Готовые работы на аналогичную тему

Анализ работ ДОУ с родителями воспитанников

Анализ результатов позволил сделать некоторые выводы:

  • отдельные родители склонны перекладывать ответственность за воспитание детей на педагогов ДОУ;
  • преимущественно родители настроены позитивно, они демонстрируют готовность к сотрудничеству, но с оговоркой (дефицит времени);
  • нет четкого представления о системе совместной работы родителей и педагогов.

Пожелания родителей относительно совместной деятельности выглядели следующим образом:

  • получение максимально полной информации о своем ребенке интересует 68% опрошенных;
  • получение возможности общаться со специалистами ДОУ – 55%;
  • получение психолого-педагогической консультации, касающейся решения проблем- 36%;
  • научиться определять способности детей хотели 21 опрошенных%;
  • получение возможности общения с родителями других детей – 28%.

Данное анкетирование демонстрирует то, что в основном, родители готовы к сотрудничеству и доверительности. Авторитет воспитателя в проблемных моментах семейного воспитания крайне высок - 86% опрошенных родителей считают, что воспитатели – наиболее важный и компетентный источник информации по воспитанию ребенка, ему они доверяют в наибольшей степени.

Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия.

Наиболее эффективная современная форма работы родителей и ДОУ – семейный клуб, организованный в ДОУ. Он представляет собой перспективную форму взаимодействия с родителями воспитанников. Такая работа учитывает актуальные потребности семьи и помогает в формировании активной жизненной позиции всех участников процесса, укрепляя этим институт семьи, способствуя успешной передаче опыта по воспитанию детей.

Данный тип взаимодействия представляет интерес еще и тем, что тематику заседаний клуба можно выбирать на основании социального запроса со стороны родителей. В работе клуба и в заседаниях могут участвовать и разные специалисты ДОУ, работающие в рассматриваемой группе.

Такого рода обширные социальные контакты обогащают каждого участника, создают позитивную эмоциональную атмосферу, обеспечивают необходимый объем глубинных связей между воспитывающими взрослыми в рамках развития детской личности, позитивно отражаясь на их физическом, психическом и социальном здоровье.

При установлении доверительных отношений с родителями воспитателям ДОУ легче совместно исследовать и формировать гармонически развитую детскую личность, повышать правовую и психолого-педагогическую культуру самих родителей, создавать единое образовательное пространство для дошкольников в семье и ДОУ, вырабатывать согласованные педагогически целесообразные требования к детям, учитывая его самобытность, дарование, индивидуальный темп продвижения, возрастные особенности и пр.

Читайте также: