Как оформить литературную гостиную в школе

Обновлено: 02.07.2024

Художественная литература – неотъемлемый помощник в воспитании детей и подростков. Книги не только развивают воображение и память, но и учат детей дружить, любить, сопереживать, приобретать уверенность в себе и своих силах, творчески и с юмором подходить к решению сложных задач. Любовь к литературе с самого детства приходит в том числе с помощью литературной гостиной.

В общих словах о самом главном

Этапы литературной гостиной

  1. Выбор главной идеи вечера.
  2. Выбор ведущего, сценариста, декоратора, музыкального оператора и других ответственных лиц.
  3. Разработка сценария, идеи по декорациям и музыкальному оформлению.
  4. Сбор, составление, систематизация и выдача литературного контента участникам, подбор музыкального сопровождения и разработка декораций.
  5. Репетиции и обсуждения.
  6. Проведение литературного вечера и наслаждение процессом.

Цели и задачи

Главной идеей литературной гостиной является создание позитивного творческого пространства для реализации общего дела, для общения, развития. В данном случае можно выделить три главные цели: коммуникативную, когнитивную и морально-этическую.

Коммуникативная цель

Главная задача любого сценария литературной гостиной – это самовыражение, открытие талантов в мире творчества, укрепление самооценки и социализация школьника.

литературная гостиная сценарий

Сегодня ситуация с коммуникацией между детьми близка к критической. Дети общаются по большей части в интернете, который функционирует по своим законам, отличным от законов здорового гражданского общества. Литературные вечера способствуют развитию в ребенке не только поэта, но и гражданина. Речь идет о том, что ребенок учится не только выражать собственное мнение наиболее грамотно и корректно, но и уважать мнение собеседника, слушать и пытаться понять.

Когнитивная задача

Литературные вечера развивают память и воображение. Дети учатся рассказывать стихи, исполнять песни и выражать свою мысль не так, будто они на эшафоте, но креативно, свободно и легко. Это в будущем поможет им стать грамотными и конкурентоспособными профессионалами своего дела.

Морально-этическая идея

Любовь к художественной литературе и искусству, может, и не самое главное в жизни, но она развивает в человеке самодисциплину, критическое мышление, способность сосредоточиться на одном деле, грамотность письменной и устной речи. Это еще одна задача литературной гостиной, которая уже нацелена на развитие души и совести ребенка, его моральных и духовных идеалов.

Немного о сценариях и декорациях

Как и любой вид искусства и творчества, литературная гостиная требует тщательной и продуманной подготовки. Речь идет в первую очередь о сценарии литературной гостиной. Под сценарием подразумевается главная мысль и идея мероприятия, объединяющая контент, декорации, участников, музыку, раздаточный материал и приглашенных авторов.

Сценарий литературной гостиной ко Дню Победы

Такой вечер можно проводить на протяжении всего школьного обучения, начиная с 1-го класса и до выпускников. Еще более интересно – объединять на вечере школьников всех возрастов. Сценарий литературной гостиной "война" – это непреходящая тема для школьников хотя бы потому, что дети должны понимать весь ужас этого явления, чтобы в будущем любыми способами предотвращать его.

Сценарий литературной гостиной: юбилей

Данный сценарий подходит для дней рождений преподавателей, любимых поэтов и писателей, композиторов и предполагает полный простор для творчества. Юбилей может быть как Некрасова, так и отмены крепостного права, а потому придумать общий сценарий невозможно. Рассмотрим в качестве примера юбилей классного руководителя.

В данном случае литературный вечер станет прекрасным подарком к торжественному поводу. Декорациями станут фотографии учителя в его молодые годы и сейчас. Для этого можно связаться с родственниками (которые также могут выступить как гости гостиной). Участники мероприятия учат стихи, сочиняют собственные произведения, разучивают песни и подготавливают открытки любимому учителю. Можно также испечь сладости и принести фрукты, ведь это не просто вечер, а праздник!

Данное мероприятие может носить как юмористический, так и лирический характер (тут надо исходить из особенностей личности юбиляра).

Сценарий литературной гостиной "Любовь"

Вечная, всепоглощающая, незыблемая, всепрощающая, милосердная, сжигающая, всесильная, она главная движущая сила в жизни. Неиссякаемая энергия или трагедия. Любовный сценарий проведения литературной гостиной будет уместен всегда: для младших классов – это первое знакомство с темой, для старших – разговоры о насущном.

Сценарий литературной гостиной: любовь

Каждый любовный сценарий предполагает некую игру. В данном случае можно устроить поэтический вечер, но куда интереснее превратить этот вечер в дискуссионный клуб, когда каждый ребенок сможет описать, что такое любовь в прозе, сатире или стихах. Приветствоваться должны любые мнения, начиная от любителей химиии и нигилистов и заканчивая лирическими и душевными откровениями.

Данный сценарий прекрасно сочетается с религиозной и духовно-просветительской тематиками. Именно тут уместно будет поговорить о Боге и о любви как высшей жизненной энергии, объединяющей всех нас.

Так же интересно обсудить тему любовных писем и переписок, начиная от письма Татьяны Онегину и заканчивая современными онлайн-признаниями.

Тема любви должна преподноситься либо просто и понятно, либо никак, чтоб не напугать детей.

Сценарий детской литературной гостиной

Дети – это энергия в чистом виде, заставить их сидеть на месте хотя бы полчаса – задача не из легких. А потому такой сценарий должен предполагать активность и игровую форму. Как правило, детская литературная гостиная представляет собой театральную постановку. Самый логичный и непреходящий сценарий детской литературной гостиной – это вечер поэзии Агнии Барто.

 сценарий детской литературной гостиной

Такое мероприятие станет источником позитива не только для детей, но и для взрослых. Главное, помнить, что дети быстро утомляются и теряют интерес. А потому лучше делать такие мероприятия непродолжительными, но часто и систематично.

Вечер творчества Евтушенко: литературная гостиная, сценарий

Сценарий литературной гостиной: Евтушенко

Данное мероприятие, как и литературная гостиная по сценарию к 9 Мая, всегда будет отличаться искренность и простотой, так как Евтушенко - народный всеми любимый поэт, а помимо этого, наш современник.

На подготовительном этапе хорошо разделить задачи, кто будет готовить интересный рассказ об авторе, кто подберет песни на его стихи, кто подготовит медиапрезентацию с его выступлениями. После этого всем остальным участникам раздаются стихотворения. Интересно не просто послушать стихи Евтушенко, но и услышать мнение школьников по каждому из них, обсудить тему и основную лирическую мысль.

Декорации к такому вечеру - это фотографии поэтов, видео с его выступлений, лучшие и самые яркие высказывания поэта.

Сценарий литературно-музыкальной гостиной

Музыкальный вечер стал излюбленным мероприятием школ, объединяющим школьников всех возрастов. Литературно-музыкальный вечер не должен состоять строго из одних песен на стихи известных авторов, хотя им отводится тут особое внимание. В гостиной есть место танцам и игре на музыкальных инструментах.

Сценарий литературно-музыкальной гостиной

Декорациями станут фотографии известных композиторов, музыкальные инструменты, ноты. Можно расставить столы в зале, чтобы получился музыкальный салон. Учителя в таком салоне могут выступать в роли обслуживающего персонала (официанты, администраторы, дворецкие), а школьники - в роли гостей, пришедших в салон.

Сам сценарий может предполагать, к примеру, водевиль или мюзикл. Не исключено также наличие ведущих.

Если ребенок стесняется петь, то для него есть альтернатива в виде стихов под музыку, что также очень утонченно и изысканно. Такой вечер может быть объединен какой-то тематикой, к примеру песни военных лет, юбилей композитора или поэта, мюзикл "Кошки". Или быть просто посвящен музыке как величайшему искусству.

Юмористическая литературная гостиная

Stand-up, Comedy club и КВН имеют высокие рейтинги на телевидении за счет внимания и любви взрослых и детей. Простота исполнения, искренность и честность стэндаперов подкупает. Если девочки куда проще согласятся на поэтический или музыкальный вечер, то мальчишек придется вынуждать. А зачем? Ведь можно пойти детям навстречу и начать прививать им любовь к самовыражению и правильной сценической речи с помощью того, что им нравится.

 литературно музыкальная гостиная сценари

Каждый школьник выбирает тему, на которую хочет выступить с юмористическим монологом, и пишет его. Как известно, в театральном мире юмор – самый сложный жанр, будь то шутки, сатира, ирония, сарказм, шарж. Поэтому подготовительным этапом должны стать лекции учителей на тему юмора и инструментов юмора. Каждый монолог корректируется и редактируется школьником вместе с учителем. Для вечера stand-up не нужны специальные декорации, они только будут отвлекать. Тут главное - человек и его душевная искренняя история. Такие вечера понравятся детям и их родителям, станут прекрасным поводом для общения и самопознания. Это очень современно и модно, поможет оставаться школе в тренде быстро меняющегося мира, сохраняя преемственность поколений.

"А напоследок я скажу. "

В гимназии № 18 большое внимание уделяется выявлению интересов ученика, раскрытию индивидуальных творческих способностей и их развитию.

Некоторые условия творческого самосовершенствования создать в классно-урочной системе невозможно. Однако во внеклассной работе это вполне воплотимо.

Предмет “литература” соединяет в своих границах два противоположно организованных языковых пространства: литература как вид искусства и литературоведение как наука.

Соотношение этой семиотической пары должно обеспечить, прежде всего, развитие ученика как средствами урока, так и средствами внеурочной деятельности, но непременно в творческой обстановке.

Развитие (и интеллектуальное, и духовное, и коммуникативное) возможно лишь при условии ориентира на психолого-физиологические особенности конкретного возрастного периода. Мы ориентируемся на ведущий тип деятельности подросткового периода — интимно-личностное общение, когда обычно угасает интерес к учебе. Следовательно, урок становится средством, а не целью. Подросток добивается успеха не во взрослой среде, а в микросоциуме среди ровесников; преобладает интерес к групповой деятельности. Литературная гостиная очень удачно удовлетворяет требованиям ведущего типа деятельности, ведь цели литературной гостиной:
информационно– предметная – расширение литературного образования, предусмотренного программой; деятельно – коммуникативная – формирование эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, творческими людьми; ценностно-ориентационная – усвоение гуманитарного потенциала искусства, формирование мировоззрения.

Литературная гостиная заимствована из салонной жизни Петербурга 19 столетия и отнесена к формам художественно-творческой ориентации.

Существует множество пособий по внеклассной работе по литературе с готовыми разработками сценариев литературных гостиных. Однако следует отметить, что часто происходит подмена методического термина “литературная гостиная” понятием “литературный вечер” или “литературно-музыкальная композиция”. Ведь литературная гостиная — более гибкая форма работы, предполагающая: свободное общение на литературном материале; действительное наличие гостей, то есть приглашенных писателей, поэтов, творческих людей, профессиональных читателей-критиков, журналистов; “живой” диалог “на равных”.

Таким образом, гостиная гимназии №18 приобрела особенную, свойственную только ей специфику: общение с миром литературы и его представителями (поэтами, писателями) происходит не заочно, а в форме “живого диалога”, где обладают одинаковыми правами на собственную точку зрения и известный поэт, и начинающий - в лице ученика. Здесь возможен разговор “на равных”, а значит — и создание условий для самораскрытия, саморазвития и самосовершенствования ученика. Поэт и школьник становятся равно ответственными соучастниками творческого действа, что формирует привычку непрерывного самопознания, развивает необходимые современному человеку личностные качества, дает знание собственных возможностей и веру в успех.

Кроме того, литературная гостиная гимназии № 18 успешно реализует этнокультурный компонент образования, знакомя учащихся с творчеством уральских поэтов-современников: Евгения Туренко, Любови Новак, Екатерины Ермаковой, Елены Баянгуловой, Евгении Извариной, Яна Разливинского, Николая Жеребцова, Елены Михеевой, Екатерины Симоновой, Елены Хомяковой, Натальи Стародубцевой, Галины Коркиной, Андрея Санникова. Встречи с этими поэтами, писателями состоялись в стенах гимназии 18 в течение 2005-2006 учебного года.

В 2006-2007 году осуществилось более близкое знакомство с екатеринбургской поэтической школой и челябинским издательским фондом “Галерея”. С представителем екатеринбургской школы, автором телевизионного проекта “Земля Санникова”, общественным деятелем и поэтом Андреем Санниковым гимназисты познакомились на октябрьской гостиной. В ноябре 2006 года состоялась встреча с неординарным человеком и талантливым поэтом Аркадием Застырцем. Февральская гостиная была посвящена издательским проектам Пермского общества поэтов под руководством А. Бабушкина. В марте - годовщина смерти (2002 г.) уральского поэта Алексея Решетова, поэтому разговор шел о его творчестве. В апреле 2007 года успешно прошла встреча с тагильским поэтом и художником Беславиным.

Литературная гостиная способствует преемственности поколений выпускников.Постоянными участниками встреч стали поэты, окончившие нашу школу: Ольга Мехоношина (2001 год выпуска) и Виталия Корнева (2004 год выпуска).

В октябре 2007 года гостиная была посвящена областному литературному журналу “Урал”. На эту встречу был приглашен поэтический клуб журнала “Лебядкинъ”. Ноябрьская гостиная 2007года по традиции прошла в форме Литературно-художественного бала (фото №1-3).

Анализ итогов литературных встреч показывает: 40% учащихся считают, что литературные гостиные раскрывают творческие способности, формируют потребности в самовыражении и самосовершенствовании, 35% участников видят в литературных гостиных возможность расширения и углубления предметных знаний по литературе, 32% - называют литературную гостиную “школой общения” с миром культуры, сверстниками и творческими людьми.

Самые активные участники встреч: Пылева Екатерина, Маковская Вероника, Ведерникова Ольга — стали призерами городской научно-практической конференции 2006 года, Бондарь Дарья и Бикзинуров Дамир - 2007 года. Кроме того, исследовательская работа по литературе Бондарь Дарьи была отмечена Дипломом 1 степени на IV Всероссийском открытом конкурсе молодежного фестиваля в ноябре 2007 года. Это говорит о важной роли литературной гостиной в формировании компетенции личностного самосовершенствования, ориентированной на успешную социальную адаптацию гимназистов.

Встреча в Литературной гостиной с поэтом и журналистом из Екатеринбурга Евгенией Извариной

По охвату аудитории: масштабная гостиная (участвуют 100 - 200 учащихся 9-11 классов гимназии).

По содержанию: свободная (творчество поэта не ограничено одной темой).

По форме: диалоговая (преобладает свободное общение гостя с аудиторией над монологической речью поэта).

На прошлой литературной гостиной поэт Евгений Владимирович Туренко заинтересовал ребят творчеством екатеринбургского поэта Евгении Извариной. Было принято решение пригласить на следующую встречу Евгению Викторовну.

Подготовка началась с определения цели мероприятия - сформировать представление о современном состоянии екатеринбургской поэзии на примере творчества поэта и журналиста Извариной Е.В.

  • для заочного знакомства с творчеством Евгении Извариной составить и прочитать подборку материалов-публикаций в журналах “Урал”, “Уральская новь”, “Несовременные записки”, “Знамя” и т.д;
  • провести активной группой учащихся на уроках литературы “пятиминутки”, представляющие книги поэта: “Сны о великом плавании” (1996г.), “По земному кругу” (1998 г.), “Страны света” (2000 г.) и т.д;
  • определить круг вопросов и обсудить их коллективно;
  • сделать официальное приглашение поэту;
  • обсудить с ним дату встречи;
  • продумать ход мероприятия;
  • провести рекламную кампанию в стенах гимназии;
  • оформить аудиторию.

Оборудование: для проведения встречи “Пушкинская комната” гимназии преображается; рядом с портретом А.С.Пушкина на доске появляются слова “Литературная гостиная”; слева и справа от входной двери - бутафорские фонари, стилизованные под оформление набережной г. Екатеринбурга; парты расставлены полукругом, разомкнутым к доске; в центре стол, покрытый длинной скатертью, на нем — свечи и книги Евгении Извариной, цветы в вазе; телевизор и DVD для просмотра фильма о предыдущей встрече; на столах (для ребят и гостьи) чай, угощение.

Этап проведения мероприятия

Музыкальная заставка. Звучит музыка поэта и музыканта Александра Суханова, песня “Зеленая карета”. В это время на экране “проплывают” кадры прошлых литературных гостиных. Ребята здороваются с гостьей, просматривают книги, представленные на выставке, занимают свои места, разливают чай.

1 ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, постоянные (и новые) участники литературных встреч! Здравствуйте, дорогие наши гости! Вот и снова на “зеленой карете творчества” мы прибыли в мир поэзии.

2 ведущий: Но прежде чем мы начнем “новое знакомство”, разрешите представить Вам фильм о прошлой встрече, снятый и смонтированный школьной телестудией, чтобы вспомнить наше последнее путешествие в мир поэзии с тагильским поэтом Е.В. Туренко.

Демонстрация 5-минутного фильма. Представление поэта.

1 ведущий: (читает стихи Ольги Мехоношиной, тагильского поэта, выпускницы гимназии № 18).

Бывает же — здравствуй, родной человек! -
И с первой улыбки врезаешься в память,
Пытливым теплом — кто ты есть, имярек? -
Понять — как себя, как себе — не слукавить.

2 ведущий: Сегодня мы говорим “Здравствуй, родной человек!” (словами О. Мехоношиной) поэту и журналисту, автору пяти поэтических сборников, соавтору екатеринбургского журнала “Несовременные записки”, преподавателю Уральского отделения Академии Наук - Извариной Евгении Викторовне.

1 ведущий: Мы достаточно хорошо знакомы заочно, а очная встреча — впервые. Поэтому слово предоставляется нашей гостье. Слово-презентация поэта.

2 ведущий: Мы видим, что уже появляются первые поднятые руки в зале, а значит — пришла пора нашего традиционного конкурса. Итак, “Конкурс на самый интересный вопрос”

- Скажите, пожалуйста, легко ли писать стихи?

- Знакомы ли Вы с творчеством тагильских поэтов? Как Вы оцениваете их опыты?

- Есть ли, с Вашей точки зрения, параллели между тагильской поэтической школой и екатеринбургской? Чего больше: сходств или различий?

- Есть ли время у стиха?

- Как к Вам приходит вдохновение?

- Вот Вы сказали, что “от удивления рождается стихотворение”, а чему чаще приходится удивляться?

- Мне кажется, что современного человека уже трудно чем-то удивить. Не отражается ли это на состоянии российской поэзии, не “стало ли ее от этого меньше”?

- В Ваших стихотворениях я заметил много слов-неологизмов “авторского производства”. Почему они появляются? Вам “узко” в рамках языка?

- Понравился ли Вам, Евгения Викторовна, наш город? Чем?

- Козьма Прутков говорил: “Бросая в воду камушки, смотри на круги, ими оставляемые”. Вы думали над тем, как ваше “слово отзовется”? И т.д.

Конкурс длится от пяти до десяти минут. Вопросов много, но автор, подводя итоги,

выбирает самый, с его точки зрения, интересный. Победитель объявляется и награждается в конце встречи.

Конкурс творческих интерпретаций

1 ведущий: (читает наизусть отрывок стихотворения Е.В.Извариной)

Холодает, знаете, - бабочки тихи,
Сбившиеся в стаю.
- Вы, когда гуляете, пишете стихи?
- Нет, я их читаю.

2 ведущий: Для тех, кто еще “не пишет стихи”, но с удовольствием читает их наизусть - словами Евгении Викторовны мы объявляем “Конкурс интерпретаций стихотворений поэта”.

Ребята читают наизусть понравившиеся стихотворения приглашенного поэта. Автор выбирает лучшую, с его точки зрения, интерпретацию. Встречаются и необычные формы осмысления творчества поэта. Например, Екатерина Пылева и Ксения Омельченко, десятиклассницы гимназии, на слова Е.Извариной написали и исполнили романс:

Я там, где обоюдно стыдно
Свече и жгущему свечу,
Хочу увидеть, что не видно,
А вижу то, что не хочу.

Свою песню на стихи поэта исполнил и девятиклассник Богдан Нестеров.

А Ольга Ведерникова представила иллюстрации к стихотворениям поэта, которые со слезами на глазах Евгения Изварина приняла и обещала использовать в следующем сборнике.

Конкурс начинающих поэтов

1 ведущий: А теперь самый волнующий конкурс – “Конкурс начинающих поэтов”. Как оценит первые шаги в поэзии известный автор? Но “бояться не надо — к творчеству нет преграды”! Свои стихотворения читают юные авторы: Бякова Елизавета, Панина Евгения, Панькова Таня, Суворов Иван и др. Среди “начинающих поэтов” и пишущие учителя:

Заводи — в заводи, растопи наледи,
Пей с горсти горести
Не своей повести.
Я не гладью вышита.
Что — не знаю — выше там?
Ноликом-крестиком.
Быть — не быть вместе нам.
Ахметова О.В.

Зимняя широкая дорога,
По краям — леса и пустота,
Сани едут медленно и ровно,
На глазах извозчика слеза.
Он, наверно, думает о доме,
Где с ребенком ждет его жена.
Жаль: дорога длинная. Но вскоре
Воплотится в жизнь его мечта.
Панина Е.С.

9. Этап подведения итогов и вручения призов. дети-победители из рук поэта получают книги с автографами.

2 ведущий: (читает стихотворение Извариной):

Погасить свечу, но не тотчас
Лампочку включить.
Благодать-
Без наития сосредоточась,
Без зазрения наблюдать,
Как,
В живую непредставимы,
На помине огня легки,
Разлетаются серафимы
(доктору сказать — мотыльки).

1 ведущий: Мне кажется, я вижу, как разлетаются “серафимы творчества”. Встреча наша подошла к завершению. Но она продолжится через месяц, ведь тот, кто однажды “встретился” с поэзией, уже не расстанется с ней никогда. А следующая “Литературная гостиная” будет особенная — посвященная юбилею гимназии № 18. Это будет “Костюмированный бал” в стиле 19 века, ведь именно в это время в России появились первые гимназии.

Приглашаем всех на этот бал! Будет ждать вас светлый школьный зал!

2 ведущий: А теперь занимайте места в “зеленой карете” - и в путь. Звучит мелодия “Зеленой кареты” А. Суханова. Вручаются цветы и подарки поэту. Евгения Изварина раздает автографы.

Проводится обычно на классном часе на следующий день или в течение недели после встречи в форме анкет с примерными вопросами:

Понравилась ли тебе встреча?

Чему “учит” “Литературная гостиная”? И т.д. По результатам анкетирования составляются диаграммы и ведется мониторинг формирования творческой активности старшеклассников.

В современных условиях эффективное преподавание литературы требует органичного сочетания всех форм и видов классных и внеклассных занятий, широкого развития самостоятельности учащихся. Внеклассная работа становится неотъемлемой частью творческого, углубленного изучения литературы. Задача педагога – помочь учащимся осознать свои возможности, создать условия для их оптимального развития, креативности, стимулировать саморазвитие личности.

На мой взгляд, наиболее современной, органичной и эффективной формой внеклассной работы по литературе является литературный клуб. Это добровольное объединение школьников, которые стремятся к более глубокому познанию в области литературы, искусства, к развитию творческих способностей, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности. Преимущества школьного литературного клуба перед другими формами внеклассных занятий:


  • стабильность (что способствует зарождению и развитию школьных традиций);

  • систематичность (что дает возможность использовать разные виды внеклассной работы не изолированно друг от друга и случайно, а взаимосвязано, целенаправленно, а это, в свою очередь, обеспечивает эффективность);

  • массовый характер работы (что позволяет приобщить к литературе, к искусству максимальное количество школьников).

Клуб способен объединить все виды внеурочной работы по литературе, став её центром.

Деятельность нашего школьного клуба реализуется через проекты:


  • творческие: самостоятельное написание сценариев для литературных праздников, вечеров; работа в творческих группах (сценарная, оформительская и т.д.);

  • игровые: участие в театральных инсценировках клуба, самостоятельное создание “своей” роли (литературного персонажа или выдуманного героя);

  • информационные: сбор информации о писателе, его жизни и творчестве, её анализ и обобщение фактов.

На мой взгляд, литературный клуб является формой реализации креативных возможностей учащихся. Каждое открытое заседание клуба это:


  • театральное действо, зрелище. Это всегда создание интерьера в стиле эпохи, музыка, танец;

  • проявление творческих способностей в драматизации. Это работа над актерским мастерством (сценическая речь, движение, пластика). Театральные этюды способствуют раскрепощению ребят;

  • сотворчество: ученик - родитель, ученик - учитель;

  • участие всех членов актива в работе над подготовкой праздника;

Приоритетные формы работы клуба:


  • литературная игра

  • театральные инсценировки литературных произведений;

  • собственные инсценировки актива клуба;

  • литературный вечер

  • литературно – музыкальная композиция;

  • просмотр и обсуждение кинофильмов, спектаклей.

  • встречи с писателями, поэтами и т.д.

Я в своём выступлении остановлюсь на одной из форм клуба – литературная гостиная.
Литературная гостиная заимствована из салонной жизни Петербурга 19 столетия и отнесена к формам художественно-творческой ориентации.
Существует множество пособий по внеклассной работе по литературе с готовыми разработками сценариев литературных гостиных. Однако следует отметить, что часто происходит подмена методического термина “литературная гостиная” понятием “литературный вечер” или “литературно-музыкальная композиция”.

Ведь литературная гостиная — более гибкая форма работы, предполагающая: свободное общение на литературном материале; действительное наличие гостей, то есть приглашенных писателей, поэтов, творческих людей, профессиональных читателей-критиков, журналистов; “живой” диалог “на равных”.

^ Цели литературной гостиной:


  • информационно– предметная – расширение литературного образования, предусмотренного программой;

  • деятельно – коммуникативная – формирование эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, творческими людьми;

  • ценностно-ориентационная – усвоение гуманитарного потенциала искусства, формирование мировоззрения.

Таким образом, гостиная нашего клуба приобрела особенную, свойственную только ей специфику: общение с миром литературы и его представителями (поэтами, писателями) происходит не заочно, а в форме “живого диалога”, где обладают одинаковыми правами на собственную точку зрения и известный поэт, и начинающий - в лице ученика. Здесь возможен разговор “на равных”, а значит — и создание условий для самораскрытия, саморазвития и самосовершенствования ученика. Поэт и школьник становятся равно ответственными соучастниками творческого действа, что формирует привычку непрерывного самопознания, развивает необходимые современному человеку личностные качества, дает знание собственных возможностей и веру в успех.

Анализ итогов литературных встреч показывает: 40% учащихся считают, что литературные гостиные раскрывают творческие способности, формируют потребности в самовыражении и самосовершенствовании, 35% участников видят в литературных гостиных возможность самовыражения.

Литературная гостиная – одна из форм интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания . Встреча при свечах, прослушивание музыкальных композиций, чтение стихов способствует формированию потребности видеть, чувствовать и самим творить прекрасное.

Все формы работы литературной гостиной связаны с книгой, литературой. Через книгу учащиеся постигают творчество не только поэтов и писателей, но и музыкантов, бардов, исполнителей, художников. Дело книги - духовное собирание человека, попытка разгадать его тайну, загадку человеческой судьбы, опираясь на вечные критерии Свободы, Истины, Добра и Красоты. Наедине с книгой человек становится свободной личностью.

Цель Литературной гостиной: создание оптимальных условий для раскрытия творческого, интеллектуального потенциала учащихся, формирования его личности.

Задачи: развитие интеллекта, творческих способностей через приобщение к поэзии, литературному творчеству, лучшим образцам мировой художественной культуры; воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию Отечества; развитие творческих способностей; создание условий для самовыражения, самореализации каждого члена коллектива; сплочение коллектива для совместной творческой деятельности.

Читайте также: