Проект история вещей в детском саду подготовительная группа

Обновлено: 05.07.2024

Расширить представления детей о знакомых предметах, историей их происхождения, разнообразием (зубная щетка, мыло, ручка, карандаш, ножницы, игла).
Продолжать учить детей отгадывать загадки.
Развивать мышление, любознательность.
Воспитывать бережное отношение к вещам.

Ход занятия:

Сегодня мы поговорим о вещах, которые нас окружают, которые мы встречаем каждый день.

Загадка про зубную щетку

Костяная спинка,
Жестяная щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит.
(Зубная щетка)

Было это давным-давно. Однажды утром в пещере проснулся человек с неприятным вкусом во рту. Он взял прутик, пожевал его конец и начал чистить зубы. Такой была самая первая зубная щетка. Потом щетки были в виде палочек из мягкого дерева. Зубной пасты раньше не было, и люди чистили зубы золой и углем от костра, а потом полоскали рот водой.

Зубная щетка, которой мы сейчас чистим зубы, появилась совсем недавно. Но люди придумывают все новые и новые зубные щетки.

А вы знаете, что существует музыкальная зубная щетка? Ее придумали специально для детей. Вы такую щетку видели? У этой щетки мелодия раздается тогда, когда вы зубы чистите правильно, а если зубы чистите не правильно, то музыка не играет. Хитрая зубная щетка! А еще есть электрическая зубная щетка.
А как вы думаете, чем еще можно почистить зубы, кроме зубной щетки? Оказывается, почистить зубы без щетки можно яблоком, только не сладким. Когда мы жуем яблоко, зубы очищаются.

Я вам еще расскажу об одной вещи, которая тоже находится в ванной.

Загадка про мыло

Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я,
Дело ясное вполне:
Пусть помоет руки мне.
(Мыло)

Много-много лет тому назад жил король. Утро короля начиналось с одевания и умывания. Одевание продолжалось очень долго, а вот умывание - нет. Королю подносили большую чашу с водой, он смачивал кончики пальцев, слегка дотрагивался ими до век, и на этом все – умывание окончено. А из вас кто-нибудь так умывается?
Раньше мыла не было, и люди мылись мукой, глиной. А потом стали делать мыло из козьего, бараньего и бычьего жира и добавляли золу. Мыло было твердое, мягкое и жидкое.
Сейчас мыло делают из таких веществ, как жир, масло, ароматические вещества, чтобы мыло вкусно пахло.
Говорят, что в океане есть остров. Его земля состоит из вещества, которое помогает людям этого острова бороться с грязью. Люди берут землю и стирают белье, моются. А когда идет дождь, остров весь покрывается мыльной пеной.
Раньше мыло стоило очень дорого, поэтому его могли купить только богатые люди. Бедные люди стирали и мылись щелоком. Что такое щелок? Брали дре¬весную золу, заливали ее кипятком и ставили в печку. Потом доставали и мылись, так же стирали белье.

Туалетное мыло называют еще умывальным мылом. Какого мыла сейчас только нет. Есть мыло белое, желтое, зеленое, голубое. Мыло может пахнуть земляникой, яблоком. Встречается мыло круглое, брусочками различными фигурками.

А сейчас я вам расскажу еще об одной вещи, которую мы с вами встречаем каждый день.

Загадка про ручку

Отгадай, что за вещица –
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она
Сеет-сеет семена.
Не на поле, не на грядке –
На листах в твоей тетрадке.
(Ручка)

Давным-давно люди писали настоящими перьями. Брали перья гусeй, воронов, павлинов. Кончик пера сначала очищали, затем обрезали под углом и затачивали, чтобы оно было тоненькое-тоненькое. Когда перо становилось тупым, его опять обрезали под углом и опять затачивали. А потом писали.
Один человек, которому приходилось много писать, придумал перо из стали.
И все стали писать стальными перьями, делали их даже из серебра и золота. Они стоили дорого.
Потом придумали авторучку - её не надо было макать в чернильницу.
Брали трубочку с заостренным концом. Внутрь трубочки вставляли соломинку и наливали жидкость. Жидкость понемногу стекала к заостренному концу, и тогда трубочкой водили по бумаге.
А еще позже изобрели шариковую ручку с густой пастой, которой мы сейчас с вами и пишем.
Ручек придумано очень много. Есть с календарем, электронными часами и даже с калькулятором.

А теперь поговорим о друге ручки.

Загадка про карандаш

Черный Ивашка –
Деревянная рубашка,
Где носом поведет,
Там заметку кладет.
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь:
Солнце, море, горы, пляж …
Что же это.
(Карандаш)

Физминутка

Чем же люди рисовали раньше, когда у них не было простого карандаша? Они рисовали древесными углем. Брали обгоревший прутик из костра и рисовали.

Из чего же состоит карандаш? Из деревянной рубашки и грифеля. Грифель – это сердечко карандаша. Из чего же делают это сердечко? Берут черный камень графит, мелко-мелко его дробят, пока он не станет таким как мука. Потом добавляют глину. Все перемешивают и кладут в специальную форму и сушат. Сердечко для карандаша готово. А лотом для него делают рубашку из древесины.

Карандаши бывают твердые и мягкие. Твердый пишет бледно, мягкий - ярко. Каких только карандашей нет. Есть карандаши круглые, шестигранные, восьмигранные, плоские, трехгранные. Бывают карандаши с кисточками, карандаши-резинки. Имеется карандаш с увеличительным стеклом на конце, карандаши с бубенчиками. Бубенчик позванивает, и писать становится интереснее. Бывают карандаши с календарями, с азбукой, с дорожными знаками. Выпускают также ароматические карандаши, которые вкусно пахнут, когда ими пишешь.

Карандаши верно и надежно служат людям много лет. Их берут с собой аквалангисты. Космонавты тоже пользуются карандашом для записей. На Севере, где всегда стоят сильные морозы, паста в ручках может замерзнуть, а карандаш нет.

Загадка про ножницы

Смотрите, мы раскрыли пасть,
В нее бумагу можно класть
Бумага в нашей пасти
Разделится на части.
(Ножницы)

А теперь еще об одной вещи, без которой нам никак не обойтись.

Загадка про иглу

Всех на свете обшивает,
Что сошьет - не надевает.
(Игла)

Что такое игла - это заостренный стержень для шитья с ушком на конце. Раньше иглой была рыбья кость, в тупом конце которой была сделана дырка. Спустя некоторое время после изобретения костяной иглы, люди стали придумывать новую иглу, потому что костяная игла была очень хрупкой и быстро ломалась. Сегодня иголка сделана из металла, но она также напоминает рыбью кость. Прошло очень много времени, а внешний вид иголки нисколько не изменился.

Изготовить обычную иглу совсем не просто. Сначала берут специальную игольную проволоку, отрезают, сколько нужно (для большой иглы много, для маленькой - поменьше). Потом точат - заостряют конец иглы. Специальная машина пробивает ушко. Вот и получилась игла, но она еще мягкая, ее надолго не хватит. Ее сильно нагревают и сразу резко остужают, закаливают, чтобы придать ей прочность. Потом её тщательно шлифуют и полируют опилками от деревьев лиственных пород. Это очень длительная и кропотливая работа. И лишь в 7 государствах мира изготавливают иглы. Поэтому и ценятся они очень высоко. Несколько кг иголок стоят дороже самой лучшей легковой машины.

Как хранить иголки? Положи на дно коробочки, где лежат иголки, магнит, и они никогда не будут рассыпаться. А чтобы иголки не ржавели, их можно хранить воткнутыми в сухое мыло.

Итог занятия:

Что интересного мы сегодня узнали?
Что вам понравилось?
Что запомнилось?

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

В этой работе нам помогали родители, бабушки и дедушки воспитанников. Они приносили некоторые сохранившиеся от старых времён вещи и предметы, помогали в оформлении уголков старины в группе.

Цель проекта : формирование у детей представления о старинных предметах быта, знакомство с традициями русского народа.

• Формировать у дошкольников познавательный интерес, через знакомство с предметами прошлого, историей их происхождения;

• Создать предметно-развивающую среду в детском саду, способствующую развитию познавательного интереса детей дошкольного возраста;

• Развивать поисковую деятельность детей, расширять и систематизировать приобретенные знания;

• Способствовать развитию детской речи через выразительное чтение стихов, составление творческих рассказов;

• Развивать коммуникативные навыки детей;

• Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас;

• Воспитывать любознательность, ценностное, бережное отношение к предметам;

Укреплять взаимодействие с семьями воспитанников. Создать условия для формирования интереса у детей и родителей к выбранной теме проекта;

Составить план совместных действий с детьми и воспитателями.

Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстрационный материал, мультфильмы, познавательные фильмы о предметах старины, обычаях русского народа в древности и их творчестве.

Участники проекта : воспитатели, родители, дети.

Разработали проект воспитатели : Нестерова Е. В, Калеева О. В

Целевая группа проекта : проект для детей подготовительной группы.

План мероприятий по реализации проекта.

Тип проекта : Информационно-познавательный, творческий, краткосрочный (18.02 -25.02)

Подготовительный этап :

• Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, художественной литературы.

• Подбор материалов для продуктивной деятельности.

• Составление плана работы.

• Разработка содержания проекта.

-повышение познавательной активности.

-проявление инициативы и самостоятельности в разных видах детской

-раскрытие творческих и организаторских способностей.

-осознанное восприятие социальных явлений и противоречий жизни.

-повышение статуса семейного воспитания.

-повышения мотивации родителей на активное сотрудничество.

-освоение новых форм организации воспитательно-образовательного процесса

1. Работа с детьми.

Тематическая беседа с детьми с показом презентации на тему: “Как жили наши предки”.

• Составление детьми описательных рассказов о предметах старины по иллюстрациям.

Беседа на тему: “Чем пользовались наши предки”.

• Пересказ русской народной сказки “Морозко”.

• Рисование “Русский костюм”.

• Сюжетно-ролевая игра “Новоселье”.

• Дидактические и словесные игры “Укрась костюм”, “Подбери слово”, “Назови ласково”, “Закончи предложение” и др.

• Просмотр мультфильма “Фиксики”.

• Слушание русских народных песен.

• Подвижные игры “Цепи”, “Бубенцы”.

2. Работа с родителями

• Подбор иллюстраций для создания альбома тему “ Гаджеты наших предков”.

• Заучивание потешек, скороговорок, пословиц.

3. Пополнение развивающей среды

• Создание иллюстраций для составления описательного рассказа.

• Создание картотеки стихов, загадок, пословиц.

• Пополнение центра библиотеки (книги, журналы, иллюстрации)

4. Выполнение проекта.

Раздел программы Формы и методы работы

Познавательное развитие Тематическая беседа с детьми с показом презентации на тему: “Как жили наши предки”.

Загадки о старинных предметах, о происхождении старинных вещей.

Просмотр и обсуждение мультфильма

Беседы по реализации проекта

Во время проекта дети научились понимать собеседника, общаться, обмениваться новыми идеями, находить, анализировать, интегрировать, оценивать информацию в разных формах. Научились работать в команде, выполнять разные роли и обязанности.

Научились использовать предметы в разных видах деятельности: игре, труде; точно и ясно формулировать в речи суждения, предположения; проявление ценностного, бережного отношения к предметам В ходе.

Более активно стали самостоятельно действовать, задавать вопросы взрослому, интересоваться новым и получать ответы через поисковую деятельность. Решать проблемные ситуации, вступать в диалог со сверстниками. Использовать полученные знания и умения в других образовательных областях.

Приобрели определенные знания, умения и навыки по данной теме, могут самостоятельно целенаправленно рассматривать предметы, выделяя особенности их строения; материала, связывая их качества и свойства с назначением предметов; умеют классифицировать предметы на основе существенного признака.

макет русской избы


музей старинных вещей

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проект в подготовительной к школе группе на тему:

И сейчас археологи продолжают находить древние артефакты, назначение которых им по сей день не удаётся расшифровать.

Дошкольный возраст – период активного вхождения в социальный мир, период познания окружающего во всем его многообразие. То, что привычно и даже не замечается взрослым в быту, может стать настоящим открытием для дошкольника. И как бывает увлекательно и интересно для ребенка то, чего мы просто не замечаем в потоке дел и повседневной суете, – даже самые простые вещи, которые окружают нас (игрушки, посуда, мебель…)! Мир рукотворных вещей так разнообразен! У каждой вещи есть своя судьба, своя история. Как часто, используя те или иные предметы, мы даже не задумываемся о том, как жили люди, когда не было этих предметов. А что если изначально этот предмет использовался человеком совсем в иных целях? И если так, то в каких? А почему раньше данный предмет выглядел по-другому? А что ждет его в будущем? На эти и многие другие вопросы мы решили найти ответы вместе с детьми.

Актуальностью нашей темы является то, что у детей дошкольного возраста понятие о человеке, его истории и культуре формируется через ознакомление с историей предметов.

Таким образом, осознавая важность проблемы формирования интереса к предметному миру, нами была определена цель работы: сформировать представления детей об истории создания предметного мира.

- Учить детей видеть предметы и явления окружающего мира в их развитии (прошлое, настоящее, будущее предмета).

- Расширять кругозор детей.

- Развивать способность прогнозировать будущее предметов.

- Воспитывать у детей бережное отношение к предметам окружающего мира.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь – апрель)

Тип проекта: познавательно – информационный

Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители, сотрудники краеведческого музея.

В реализации данного проекта мы используем следующие методы и приемы:

- Наглядный метод – использование наглядного и демонстрационного материала.

- Игровые методы – игрушки, сюрпризные моменты и элементы новизны, игры – путешествия.

- Словесный метод – вопросы, беседы, использование художественного слова.

Ожидаемые результаты: ребенок будет иметь представления об истории создания предметного мира, у ребенка появиться заинтересованность в познании окружающего мира, способность к анализу и сопоставлению фактов.

Тема, задачи

Виды деятельности с детьми

Взаимодействие с родителями

Задачи: Познакомить детей с историей ручки, с процессом её преобразования человеком; активизировать мыслительную деятельность.

- Рассматривание разных ручек.

- Рисование разных видов ручек, существующих в настоящее время.

Задачи: познакомить детей с историей посуды, с процессом ее преобразования человеком; активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого.

- Рассматривание иллюстраций разной посуды

- Посещение краеведческого музея. Тема: Ложка.

Задачи: познакомить детей с историей появления и развития телефона, расширять знания о средствах связи.

Задачи: познакомить детей с историей появления елочной игрушки; вызвать интерес к предметам рукотворного мира.

- Рассматривание разных елочных игрушек.

- Посещение краеведческого музея. Тема: Елочная игрушка.

Задачи: познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями. Активизировать познавательную деятельность.

- Рассматривание разных часов

- Посещение краеведческого музея. Тема: Часы.

Изготовление модели часов для занятий с детьми

Задачи: Познакомить детей с историей светофора, с процессом преобразования этого устройства человеком. Развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность.

Задачи: Познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги; показать, как она преобразовалась под влиянием творчества человека; возбудить интерес к творческой деятельности человека; воспитать бережное отношение к книгам.

- Рисование обложки для книги.

Задачи: Познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком; развить ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность .

- Рассматривание иллюстраций разных видов счетных устройств (по возможности и самих счетных устройств).

Участники проекта– воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители.

Тип проекта– образовательный.

Масштаб– долгосрочный

Актуальность

Для разностороннего развития детей подготовительной к школе группы важно расширять границы познания окружающего мира, развивать эрудированность и логическое мышление, формировать планетарное сознание. Способствовать развитию познавательной активности, интереса к достижениям науки и техники можно через разные формы организации, разные формы образовательной деятельности детей.

Цель

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через совместный детско-родительский проект по углубленному изучению предметов окружающего мира, созданными руками человека.

Задачи

1. Приобщение родителей к реализации проекта по поиску и сбору материала, как активных участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС ДО.

2. Развитие умения детей презентовать подготовленную информацию перед сверстниками и самим воспринимать новую информацию от сверстников.

3. Обогащение предметно-развивающей среды группы.

Продукт проекта – картотека детской художественной литературы; иллюстрации, слайды, презентации о предметах окружающего мира; различные модели детского творчества из бросового и природного материала, бумаги и картона;

Возраст детей, на который рассчитан проект: дети подготовительной к школе группы (6-7 лет).

Сроки реализации проекта: сентябрь – май, два занятия в месяц - 18 занятий в год.

Реализация поставленных задач проходит в 3 этапа:

I этап – Организационный.

Составление перспективного плана работы по проведению проекта.

Распределение заданий для участников проекта, подбор детской энциклопедической литературы и различного дидактического материала.

Организация условий для реализации целей и задач проекта.

2 этап – Содержательный.

Вовлечение родителей в процесс познавательного развития детей: оказание помощи детям в подготовке материала (презентации, слайды, иллюстрации, доклады).

Развитие познавательного интереса детей за счет углубления в понравившуюся тему.

Развитие у детей умения презентовать подготовленный материал перед сверстниками.

Воспитание у детей умения слушать выступающих, задавать вопросы по теме.

3 этап – Итоговый.

Выявление уровня познавательной компетентности детей старшего дошкольного возраста о предметах окружающего мира, созданных руками человека (мониторинг).

Анализ востребованности детьми созданных моделей в повседневной самостоятельной деятельности.

Выявление уровня социализации детей в процессе создания совместных поделок и игр, умения выступать перед сверстниками, умения слушать выступающего.

Анализ вовлеченности родителей и детей в процесс совместной работы.

Ожидаемые результаты: При условии реализации проекта можно предположить следующие результаты:

Повышение познавательной активности детей в ходе углубленного знакомства с предметами окружающего мира, созданными руками человека.

Сформированность знаний детей о многообразии и видоизменении предметов окружающего мира. Обогащение представлений детей о причинах изобретений тех или иных предметов.

Обогащение предметно-развивающей среды группы иллюстрациями, игрушками, играми, презентациями, альбомами и т.п.

План работы по реализации проекта

№ п/п

Мероприятие

Срок

Ответственный

Продукт /

Результат

Знакомство родителей с перспективами работы по познавательному развитию детей группы. Интерес к новой форме работы

ООД по ознакомлению с окружающим миром

Систематизация накопленных знаний

Воспитатели, дети, родители

Поделки из бросового и природного материала, бумаги, картона и т.д.

Подбор видеороликов, презентаций, слайдов, иллюстраций

Видеоролики, презентации, слайды, иллюстрации

Родительское собрание. Итоги совместных детско-родительских исследований.

Рефлексия о совместно проведенной работе.

Итоговый анализ проведенной работы

Воспитатели, дети, родители

Мониторинг на начало и конец учебного года:

Классифицирует предметы быта, транспорта и технические устройства, знает об их назначении и значимости для жизни людей.

Знаком с историей изобретения предметов быта, транспорта и технических устройств, их видоизменениями в различные времена.

Имеет представление о правилах безопасности при использовании предметов быта, транспорта и технических устройств.

Высокий уровень – овладевший материалом в полном объеме.

Средний уровень – овладевший половиной изученного материала.

Низкий уровень - овладевший менее чем половиной изученного материала.

Список используемых сокращений:

ЧХЛ - чтение художественной литературы

С.р.и. - сюжетно – ролевая игра

Дид. игра – дидактическая игра

Планирование образовательной деятельности

Тема и программное содержание

Закрепление пройденного материала

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Творческая мастерская: изготовление конической азиатской шляпы.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Экскурсия в прачечную детского сада.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Конструирование пылесоса из бросового материала в свободной деятельности.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Экскурсия на кухню детского сада.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Рассматривание иллюстраций и энциклопедий.

Список использованной литературы:

Венгер Л.A. В мире вещей // Дошкольное воспитание. 1994. - №1.

Венгер JI.A. В мире вещей // Дошкольное воспитание. 1994. - №4.

Выготский JI.C. Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. М., 1983. - 179 с.

Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. М.: ТЦ Сфера, 2004. -128 с.

Дыбина О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей. Монография. М.: Педагогическое общество России, 2000. -160 с.

Дыбина-Артамонова О.В. Предметный мир как средство познания социальной действительности. Тольятти, 1996. - 96 с.

Дыбина О.В. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром: Автореф. дис. .докт. пед. наук. М., 2002. — 45 с.

Дыбина О. В. Что было до… : Игры-путешествия в прошлое предметов для дошкольников.М.: ТЦ Сфера, 2010.-160с.

"Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004455

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Читайте также: