Как менялись взгляды александра 1 в ходе правления кратко

Обновлено: 02.07.2024

В начале девятнадцатого века российское государство вновь, как и сто лет назад стояло перед выбором путей развития. На престоле вступил Александр Павлович. Воспитанный при дворе Екатерины II, он научился лавировать между императрицей и Павлом I, сохраняя нейтралитет и возможность заниматься саморазвитием.

Получив либеральное воспитание, Александр I впитал многие взгляды своего учителя Лагарпа. Желание дать свободу крепостным и конституцию народу станет юношеской мечтой наследника престола. Вступив на престол, император объявил себя продолжателем дела Екатерины Великой, чем сразу вызвал симпатию у российской знати.

Внутренняя политика

Свою внутреннюю политику Александр I начал с поиска единомышленников. В Негласный комитет (1801) вошли люди разного возраста с различным жизненным опытом, среди них Н. Новосильцев, А. Чарторыйский, В. Кочубей, П. Строганов. Для подготовки реформ сформировался Непременный совет (1801) включавший в себя 12 чиновников.

В 1802 г. была проведена административная реформа, в ее рамках были образованы министерства и расширены функции Сената.

Прогрессивным нововведением стало принятие правила о гражданской службе и производстве в чины (1809).

С 1803 г. император приближает к себе М. Сперанского, разработавшего проект политического преобразования государства, из предложений создали только Государственный совет (1810).

Началом решения крестьянского вопроса в 1801 г. было разрешение Александра I лицам не дворянского сословия приобретать земли и применять наемный труд. Следующим шагом стал указ позволяющий помещикам отпускать на волю крепостных на особых условиях. За двадцать лет с 1803 г. вольными хлебопашцами стали почти пятьдесят тысяч крестьян. С точки зрения общественной значимости определяющим намерения императора явилось запрещение ссылать и продавать крестьян на основе решения помещика (1808).

С 1808 большой политический вес при дворе приобрел военный министр А. Аракчеев, который в 1812 г. занял две важные должности став особым докладчиком Александру I и начальником императорской Канцелярии. Негативное понятие аракчеевщина связано с военными поселениями, которые находились в ведение А. Аракчеева с 1817 года, и характеризует жесткий стиль управления.

В период правления Александра I продолжается просветительская деятельность начатая Екатериной Второй.

Расширяется сеть университетов по всей стране. Только с 1802 по 1804 открылись университеты в Дерпте, Вильно, Казани, Харькове. Впервые для университетов был разработан устав (1804). В состав цензурных комитетов вошли профессора и преподаватели (1804). При активном участии императора открываются лицеи в Царском селе, затем в Одессе, частное Демидовское училище. Обучение педагогов начинается в Петербургском институте (1804). Специально для решения вопросов образования создается отдельное министерство (1817).

Внешняя политика

Основным направлением российской дипломатии на начало 19 века продолжали оставаться южные рубежи. Результатом действий дипломатов восточная часть Грузии (1801), Осетия (1806) добровольно стали российской территорией, в 1803-1804 гг. были присоединены Гурия, Имеретия, Мингрелия, Гянджа.

Активная военная политика Ирана и Турции привела к продолжительным вооруженным конфликтам. После удачной военной компании (1804-1813) Иран вынужден был уступить России северные области Азербайджана и Дагестана, Карабах, Ширван. Поражение Турции в войне (1806-1812) дало возможность М. Кутузову во время подписания Бухарестского договора претендовать на территорию Бессарабии.

На фоне побед и успехов дипломатии на юге, крайне невыгодно выглядели отношения с Францией. Участие России в коалиции против Наполеона, привели ее к поражению при Аустерлице (1805). Заключенный в Тильзите мир (1807) требовал от Александра I стать союзником Франции и поддерживать ее во всех планах от дипломатических до военных. В 1808 г. Наполеон встречался с российским императором в Эрфурте, где был подписан секретный антианглийский договор. Политическое соглашение действовало до 1809 г. после произошел окончательных разрыв отношений между странами.

В ходе заграничного похода русские армии (1813-1814) двигались в северном и южном направлении. Были освобождены белорусские земли, польские, чешские города, началось наступление в Германии. В 1813 г. в коалицию с Россией вступили Австрия, Пруссия, Англия, Швеция, которые участвовали в Лейпцигской битве. В апреле 1814 г. была взята французская столица.

Результаты Венского конгресса (1814-1815) явились еще одной дипломатической победой Александра I. Авторитет России определил новую систему европейского взаимодействия. Монархия как стабильная форма правления, стала объединяющей силой Священного союза трех европейских стран России, Австрии, Пруссии.

Личность Александра 1 характеризуется двойственностью. Император сочетал в себе несочетаемое, поэтому оценивать его личность тяжело: многие видят только позитивное, многие только негативное. Истина где-то по середине, поскольку Александр действительно был двойственным человеком. Он мог легко проявить сентиментализм и расплакаться, увидав красивый закат, но тут же мог отдать приказ жестоко наказать крестьянина, который недостаточно низко поклонился.

Особенности формирования личности Александра

Двойственность личности Александра 1 обычно объясняется его взаимоотношениями в семье. Александр был сыном Павла 1 (будущего императора) и его жены Марии Федоровны. Его бабушка - Екатерины 2 очень любила старшего внука. Императрица после рождения забрала ребенка у отца с матерью и воспитывала его самостоятельно. Она готовила его к царствованию и стремилась заложить в ребенка основы своего “абсолютизма”. В результате с детства Александр разрывался между:

  • бабушкой, Екатериной 2. Здесь он играл роль утонченного человека, ценителя этикета, способного поддержать любой разговор, способного оказывать хорошее впечатление с первого взгляда, умеющего хорошо танцевать. В этом обществе Александр должен был кроме всего прочего высмеивать “мужиковатость” и военные порядки Павла 1.
  • отцом, Павлом 1. Находясь с отцом в Гатчине, Александр играл совершенно другую роль. Здесь он был профессиональным военным, ценителем лошадей, сторонником муштры и дисциплины. Также он высмеивал распущенность, царившую в окружении Екатерины 2.

Александр 1 в юности

Важно понимать, что Александр 1 не просто одевал определенную маску с отцом и с бабушкой, он вживался в роль до высмеивания противоположности. Это стало частью его натуры. Но при этом он впитал в себя и умение очаровывать с первого взгляда, и хорошие манеры, и любовь к армии.

Воспитание цесаревича

Говоря о конфликте Павла 1 и Екатерины 2, историки забывают отметить, что именно учителя юного Александра закладывали в него по большей части личностные качества. Поэтому важно знать, кто были эти люди. Учителя Александра:

  • воспитатель - до 7 лет - граф Салтыков, после 7 лет - Лагарп. Считается, что именно швейцарец Лагарп прививал ребенку основы либерализма.
  • религия - протоиерей Самборский. Одновременно обучал английскому языку, поскольку длительное время жил в Англии.
  • история и русский язык - писатель Муравьев.
  • физическое воспитание - генерал Протасов.

Фредерик Лагарп - учитель Александра 1

Ключевой фигурой является Лагарп. Очень часто пишут о том, что именно этот швейцарец прививал Александру широкие идеи либерализма, благодаря которым Александр был одним из самых прогрессивных людей в стране. Здесь важно понимать, что деятельность Лагарпа контролировалась. Например, до 1784 года воспитанием цесаревича занимался Салтыков. Лагарп же был утвержден как человек, который предложил свой план по “изменению личности Александра 1”. Этот план был одобрен Екатериной 2, и дальше Лагарп воспитывал юношу на основе этого плана. Поэтому либерализм Александра был крайне ограниченным. Ему давались нужные знания, указывались на проблемы в обществе, но знаний для реализации либеральных идей не давались. Фактически это была философия, когда с одной стороны вскрывалась проблема, а с другой стороны говорилось, что это необходимость. И это было в духе Екатерины 2, которая часто повторяла: “Я бы с радостью приняла Конституцию, но для России необходимой формой правления является монархия”.

Противоречивость

Александр рос умным ребенком, но в его жизни всегда были противоречия. Именно они заложили двойственность личности императора Александра 1. Речь не только о конфликте отца и бабушки, но и об огромном количестве других вещей. Например, юный Александр восхищался идеями французской революции. Наполеон для него был чем-то вроде полубога. Воспитатели же цесаревича и его окружение, прежде всего в Зимнем дворце, придерживались проанглийских взглядов. Получалось, что душой Александр был за наполеоновскую Францию, а умом за Англию. В дальнейшем при личном знакомстве с Наполеоном русский император увидел в нем обычного человека, не лишенного недостатков. Это окончательно подорвало веру в юношеские мечты и убеждения.

В проведении реформ также прослеживается двойственность и противоречия. Лагарп внушил Александру, что страна нуждается в самодержавии, но ее управление должно быть реформировано на более свободный, либеральный лад. Будущему царю внушалось, что этого хотят все. Поэтому молодой Александр был убежден, что его либеральные реформы сделают всю страну счастливой. Оказалось, что множество людей выступали с консервативной точки зрения и критиковали реформы. Позже, когда император начал смещаться в сторону консервативных реформ - недовольными были уже либералы. Александр 1 был настолько удручен тем, что не может добиться единой реакции на реформы, что начал отстраняться от управления. Например, в последние годы жизни он ушел в мистические науки, а Россией фактически управлял Аракчеев.

Личность царя во взглядах декабристов

Формирование и развитие личности Александра 1 достаточно точно изложены у декабристов, которые разделили жизнь царя на 5 этапов:

  1. 1805-1812 годы. До начала Отечественной войны в Александре видели спасителя России. Недаром Пушкин писал “дней Александровых прекрасное начало”. В императоре видели прогрессивного либерала, который вот-вот должен даровать стране Конституцию и освободить крестьян.
  2. Период между вторжением Наполеона и началом заграничного похода. В этот период все восхваляли царя за его стремление победить врага любой ценой. Оон объединил все сословия вокруг себя. Да, у него не было военного таланта, но стабильность в стране в период войны он обеспечил.
  3. От начала заграничного похода и до полной победы над Наполеоном. По-прежнему воспринимался либеральным спасителе м страны, но впервые в характере царя начали появляться и доминировать консервативные нотки.
  4. Времена участия России в Священном Союзе. Александр 1 превратил Россию в жандарма Европы, зачастую в ущерб интересам своей страны. Он подарил конституцию Польше, но для России этого не сделал. На этом этапе стало понятно, что никаких кардинальных изменений в России не будет. Поэтому начали формироваться первые общества декабристов.
  5. Последние годы жизни царя. Почти все либеральные реформы свернуты, начались бунты в военных поселениях, Александр отдаляется от управления страной и уходит в мистицизм.

Даже в этих этапах развития личности императора видно, что Александр очень позитивно был встречен народом, который видел в царе силу для проведения либеральных реформ, которые облегчат жизнь простых людей. Но на протяжении жизни, отношение к Александру 1 менялось в худшую сторону, поскольку либеральные начинания в основном остались на бумаге, а после Отечественной войны царь превратился в убежденного консерватора, которого все устраивало.

Верную оценку личности Александра I, сделанную С. Платоновым, мне думается необходимо дополнить тем, что по своему воспитанию и по своему мировоззрению и по своим симпатиям, это был не русский Царь, а республиканец только волею судеб оказавшийся на русском троне.

Причиной этого непостоянства политики было вовсе не непостоянство его характера, как это обычно утверждают, а двойственность его мировоззрения, смешение в его мировоззрении двух враждебных политических доктрин — монархической и республиканской.

Александр I несомненно желал принести пользу русскому народу.

Но все его самые лучшие намерения почти всегда роковым образом оборачивались и против него и против исторических национальных интересов русского народа. Причиной всех его неудач было его мировоззрение — странная противоестественная смесь монархических идей с республиканскими, православия с европейским мистицизмом, либерализма с консерватизмом.

Европейские идеи, которыми он руководствовался, не были тем средством, которые были способны вернуть Россию на ее национальный исторический путь. Болезнь русского государства Александр I старался лечить теми же самыми европейскими идеями, с помощью которых Петр I нарушил органическое развитие русской государственности и русского общества.

Действия правителей и государственных деятелей на основе ложных идей создают почву для изменения психологии руководящего слоя. Усвоив чуждые национальному духу, или, что еще хуже, ложные вообще в своей основе, политические и социальные идеи, государственные деятели сходят с единственно правильной для данного народа исторической дороги, проверенной веками.

Измена народным идеалам, нарушая гармонию между народным духом и конкретными историческими условиями, взрастившими этот дух, со временем обычно всегда приводит к катастрофе. Так именно случилось и с русским народом после совершенной Петром I революции.

Текла река времен и каждый день уносил русское государство прочь от свойственных русскому народу идей. День за днем, неделя за неделей, год за годом. И с каждым годом ширился мутный поток чуждых религиозных, политических идей, пока не накопился достаточный запас взрывчатых сил, которые уничтожили русское государство.

«Чувство инстинкта, — пишет он в другом месте, — проявлялось в России постоянно достаточно, но сознательности теории царской власти н взаимоотношения царя с народом — очень мало. Все, что касалось теории государства и права в Петербургский период ограничивалось простым списыванием европейских идей.

Можно ли ожидать политической пользы для республики от президента, чувствующего склонность к монархической идеологии?

Можно ли надеяться, что принесет хорошие политические плоды деятельность монарха, чувствующего пристрастие к республиканскому устройству? Но именно таким монархом и был Александр I, воспитанный швейцарцем Лагарпом в республиканскодемократическом духе. Александр I, колебался в своих политических симпатиях между либерализмом, республиканским строем и стремлением укрепить независимость царской власти, освободив ее от опеки дворянства и масонства.

Из всех русских царей русская интеллигенция с симпатией относилась только к трем: к Петру I — разгромившему самобытные духовные и политические традиции русского народа и насильственно насаждавшему чуждые его духу европейские традиции, к Екатерине II — посеявшей на русской почве ядовитые семена французского атеизма и рационализма, и к Александру I — царю не раз высказывавшему явные симпатии республиканскому строю.

Так, готовясь войти в третью коалицию против Наполеона, Александр выражал в своих письмах разочарование, что Наполеон ликвидировал республику и стремится восстановить во Франции монархию.

Однажды, «…когда Император Александр I, воспитанный в республиканских идеях, — пишет Лев Тихомиров (Монархическая Государственность, Ч. III, стр. 122), — и считавший республику выше монархии, думал об ограничении своей самодержавной власти — он услышал красноречивый протест Карамзина.

«Если бы Александр, — писал Карамзин, — вдохновленный великодушной ненавистью к злоупотреблениям самодержавия, взял перо для подписания себе иных законов, кроме Божиих и совести — то истинный гражданин Российской державы дерзнул бы остановить Его руку и сказать: Государь, ты преступаешь границы своей власти.


Период правления императора Александра I стал временем реформ и военных побед. Он царствовал с 1801 по 1825 год. Россия при Александре I достигла максимального уровня экспансии на западе. В состав империи вошли Финляндия и часть Польши.

Внутренняя политика

Александр I вступил на престол в возрасте 23 лет. В марте 1801 года был убит его отец — Павел I. Начало правления характеризуется проведением ряда либеральных реформ.

Император Александр I

Рис. 1. Император Александр I.

Молодому императору требовались сподвижники в деле управления огромным государством. В 1801 году сформировался неофициальный совещательный орган — Негласный комитет. В него вошли незаурядные личности, приближенные императора:

В 1801–1803 годах они успели провести ряд реформ. Был создан Непременный совет. Этот орган власти состоял из 12 высших сановников. Позже, в 1810 году, он был преобразован в Государственный совет по проекту Михаила Сперанского.

Также был создан Комитет министров и проведена финансовая реформа. Важным событием стала реформа образования. В крупных городах открывались университеты, в губернских городах — гимназии, в уездных — училища. В России в 1804 году появился Университетский устав, впервые в истории. В 1802–1804 годах открылись университеты в Дерпте, Харькова и Казани, а также институт в Петербурге и частное Демидовское училище в Ярославле. Лицеи в 1811–1820 годах были открыты в Царском Селе, Одессе и Нежине.

В 1802 году проведена министерская реформа. Существовавшие со времен Петра I коллегии были упразднены. Вместо них появилось восемь министерств. Некоторые из них возглавили сподвижники императора, например, Виктор Кочубей стал первым министром внутренних дел. Министерств при Александре I было восемь: иностранных дел, внутренних дел, военно-морское и военно-сухопутное, финансов, юстиции, коммерции, народного просвещения.

В 1818 по поручению Александра I министр юстиции Новосильцев подготовил для Российской империи конституционный проект на основе конституции Царства Польского — Государственную уставную грамоту. Однако в последние годы жизни император потерял интерес к реформам и эти проекты остались на бумаге.

Александр I в Париже

Рис. 2. Александр I в Париже.

Внешняя политика

Одним из первых шагов вступившего на престол императора в делах внешней политики стал отзыв казаков, которых Павел I отправил в поход на Индию. Сама эта идея для начала XIX века выглядела несколько странно. В 1804 году Российская империя вступила в войну с Персией, которая успешно завершилась в 1813 году Гюлистанским мирным договором и расширением на юге границ до линии от Талышских гор до северной части современной Армении.

В 1805 году Россия присоединилась к войне третьей коалиции против Наполеона. Она оказалась неудачной, как и война четвертой коалиции 1806–1807 годов. В результате, в 1807 году был заключен Тильзитский мир с Наполеоном. Он дал возможность освободить силы для войны в 1808–1809 годах со Швецией и в 1806–1812 с Османской империей. По итогам этих войн в состав Российской империи вошли Финляндия и Бессарабия. Летом 1812 года в Россию вторглась огромная армия Наполеона, которая к концу года была разгромлена. Заграничный поход 1813–1814 годов был успешным.

Основные деяния эпохи Александра I можно представить в таблице:

Дата

Событие

Вступление на престол и создание Негласного комитета

Университетский устав и открытие университетов в Харькове, Казани и Санкт-Петербурге

Война с Персией, Гюлистанский мирный договор

Война с Наполеоновской Францией в рамках третьей и четвертой коалицией

Война с Османской империей

Война со Швецией

Участие России в шестой и седьмой коалициях, победа над Наполеоном, присоединение части польских земель

Отмена крепостного права в губерниях Прибалтики, создание проектов по его отмене в России и один из первых проектов конституции

После разгрома Наполеона в состав Российской империи на привилегированных правах вошла часть польских земель. На их территории было создано Царство Польское со своим парламентом и армией. Оно просуществовало до восстания 1830–1831 годов.


Рис. 3. Заграничный поход русской армии карта.

Что мы узнали?

Основным итогом правления Александра 1 его царствования можно считать реформирование государственного управления и расширение границ России в Закавказье, на Дунае, на Висле и присоединение Финляндии. При нём впервые было ослаблено крепостное право. Александр I царствовал с 1801 по 1825 год.

Читайте также: