Что такое художественный вымысел кратко

Обновлено: 04.07.2024

Художественный вымысел, условность и жизнеподобие – это категории литературоведческого анализа, которые отражают степень реалистичности художественного произведения.

История изучения литературной условности

Несмотря на то, что категория условности в литературе имеет длительную историю своего существования, по сегодняшний день понимание указанной категории затруднено, термин не имеет своей единой дефиниции.

Отдельные исследователи видят первые попытки осмысления в работах Аристотеля. В основании традиционного понимания исследуемой категории – противопоставление условности и жизнеподобия, причем, если жизнеподобность – это то, что случилось, то условность – то, что могло бы произойти.

Уже в античности выделяли следующие виды подражания:

  • просто существующему;
  • возможному;
  • необходимому.

На данном этапе правдоподобность, жизнеподобие рассматривалось как степень соответствия изображаемого реально существующему. По мере развития русской литературы понимание правдоподобности кардинально изменилось: жизнеподобным стало считаться внутренне, а не внешнее жизнеподобие, истинность в представлении внутренних состояний, эмоций человека.

Готовые работы на аналогичную тему

Художественный вымысел

Тесно с категориями условности и жизнеподобия связано понятие художественного вымысла.

Вымысел как особая форма речемыслительной деятельности автора, форма творческой деятельности сознания представляет собой результат намеренного или неосознанного переосмысления автором представлений о мире, признаваемых в логике истинного, правдивого. Художественный вымысел может рассматриваться как разновидность лингвокреативной деятельности, направленной на сознательную, намеренную модификацию концептуальной картины мира и отражение ее в языке и тексте.

При помощи художественного вымысла художник не только постигает, познает мир, но и самореализуется, самовыражается в нем, создавая новые виртуальные объекты, создавая виртуальные, вымышленные взаимодействия между ними, целые вымышленные миры.

Художественный вымысел успешно реализует ряд функций, включая следующие:

  • эвристическая – отражает способность человеческого сознания к познанию, накоплению новых знаний на основании уже имеющихся, постижению окружающего мира и его последующему творческому преломлению в сознании и художественном дискурсе;
  • эстетическая – заключается в способности личности создавать новые понятия, образы, которые вызывают у реципиента эмоционально-эстетический отклик.

Он может быть реализован в фольклоре или авторских произведениях.

Условность и жизнеподобие в русской литературе

Хотелось бы отметить, что современное осознание того, что как излишняя натуралистичность, так и абсолютная условность выступают достижением литературоведения последних десятилетий. До этого подходы к роли и степени условности существенно менялись.

В начале прошлого столетия шли споры о том, каким должно быть искусство, какова роль художественного вымысла в произведениях. После установления социалистического реализма акцент был окончательно смещен на жизнеподобность. Условность подвергалась осуждением. Это стало официальной позицией властей. На протяжении длительного времени реалистичные произведения советских писателей воспринимались как истинное искусство, отражающее реальную жизнь трудового советского народа, в отличие от искаженной картины мира модернистов, проникнутой идеями дегуманизирующих философий и потерявшей перспективу выхода из сложившегося заколдованного круга. Важно добавить, что провозглашение реализма как единственно возможного принципа создания произведений искусства советскими деятелями искусства во-многом было обусловлено давлением официальных властей, отрицание данного факта могло привести к тому, что их произведения были бы не опубликованы. Хотя, разумеется, много было и тех, кто действительно верил в обязательную необходимость достижения жизнеподобия в произведении.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что подходы к пониманию условности и жизнеподобности на протяжении развития литературы существенно менялись. На сегодняшний день большинство исследователей сходится на понимании того, что как чистая условность, так и абсолютный натурализм не отвечают требованиям настоящего искусства, что, впрочем, не ограничивает поисков, новаций писателей, их экспериментов с указанными категориями.

Художественный вымысел — это образы, события, обстоятельства, придуманные автором в произведении. Вымысел основан на жизненном опыте писателя. Он изображает не то, что случилось, а то, что может случиться. Фантазия писателя, продемонстрированная в произведении, не противостоит действительности, а является особой формой отражения жизни.


Количество вымысла в художественном произведении может быть различно. Эта мера зависит от личности автора и от замысла его произведения.

Таким образом, можно выделить главные особенности художественного вымысла:

  • связан с реальной действительностью
  • воспринимается читателями как возможные события
  • границы между худ. вымыслом и достоверностью условны
  • количество использованного художественного вымысла зависит от рода и жанра произведения

Фантастика

Фантастика (от греч. phantastike — искусство воображать) — вид художественной литературы, основанный на вымысле. Фантастика изображает неправдоподобные предметы и явления, не совпадающие с реальностью. Творец, используя фантастику, нарушает естественные формы, связи и закономерности.

Из-за блокировщика рекламы некоторые функции на сайте могут работать некорректно! Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы на этом сайте.

СОДЕРЖАНИЕ:

Художественный образ

Художественный образ — любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении. Он представляет собой результат осмысления художником какого-либо явления, процесса. При этом художественный образ не только отражает, но, прежде всего, обобщает дей­ствительность, раскрывает в единичном, преходящем вечное. Специфика художественного об­раза определяется не только тем, что он осмысливает действительность, но и тем, что он создает новый, вымышленный мир. Художник стремится отобрать такие явления и так изобразить их, чтобы выразить свое представление о жизни, свое понимание ее тенденций и закономерностей.

На разных этапах развития человечества художественный образ принимает различные формы.

Это происходит по двум причинам:

изменяется сам предмет изображения — человек,

изменя­ются и формы его отражения искусством.

Есть свои особенности в отражении мира (а значит и в создании художественных образов) художниками-реалистами, сентименталистами, романти­ками, модернистами и т. д. По мере развития искусства меняется соотношение действительности и вымысла, реальности и идеала, общего и индивидуального, рационального и эмоционального и т. д.

В образах литературы классицизма, например, на первый план выдвигается борьба чувства и долга, причем положительные герои неизменно делают выбор в пользу последнего, жертвуя личным счастьем во имя государственных интересов. А художники-романтики, напротив, возвы­шают героя-бунтаря, одиночку, отвергшего общество или отвергнутого им. Реалисты стремились к рациональному познанию мира, выявлению причинно-следственных связей между предметами и явлениями. А модернисты объявили о том, что познать мир и человека можно лишь с помощью иррациональных средств (интуиция, озарение, вдохновение и т. д.). В центре реалистических про­изведений стоит человек и его взаимоотношения с окружающим миром, романтиков же, а потом и модернистов, интересует в первую очередь внутренний мир их героев.

Художественные средства создания образов

Речевая характеристика героя :

- диалог – разговор двух, иногда более лиц;

- монолог – речь одного человека;

- внутренний монолог – высказывания одного человека, принимающие форму внутренней речи.

Авторская характеристика – оценочное отношение автора к рассказываемому.

Подтекст – невысказанное напрямую, но угадываемое отношение автора к изображаемому, неявный, потаенный смысл.

Портрет – изображение внешности героя как средство его характеристики.

Деталь – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку.

Символ – образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме.

Интерьер – внутренняя обстановка помещения, среда обитания людей.

  • Художественный вымысел — плод творческого воображения автора художественной литературы или сценариста художественного фильма.

Автор придумывает стечения обстоятельств, составляющие сюжет, неповторимо-индивидуальные черты персонажей и их поведения, детали бытовой обстановки, природы, местности и т.п., и их сочетания. Однако вымысел не является произвольным фантазированием, он практически всегда так или иначе связан с реальностью. Он обычно представляет собой домысливание мифологических и исторических источников и жизненных прототипов (включая самого автора). Даже в сказках и фантастике вымысел связан с реалиями настоящего или прошлого.

Историческое становление вымысла происходило поначалу в форме домысливания мифов (античная трагедия) и исторических преданий (песни о подвигах, саги, эпопеи).

Вымысел был чётко осознан в куртуазном и животном эпосе, фаблио и иных формах новеллистики западноевропейского Средневековья. Однако в главных жанрах древнерусской литературы (воинские повести, жития святых) его не было вплоть до XVII века, поскольку авторы считали себя хранителями предания, но не сочинителями.

Вымысел проявил себя с максимальной полнотой и яркостью в литературе романтизма.

Связанные понятия

Жанровая литература — термин, употребляемый в отношении произведений художественной литературы, в которых главенствующую позицию занимает сюжет. Сюжет, как правило, строится в точном соответствии литературному жанру, в жертву приносятся другие элементы повествования, например, развитие характера персонажей.

Упоминания в литературе

Все персонажи и события, описанные в этом романе, а также место действия и наименование приведенного в тексте лекарства являются свободным художественным вымыслом . Любые совпадения с реальностью – не более чем случайность.

Связанные понятия (продолжение)

Метапроза, иногда также метаповествование и метафикшн (англ. metafiction) — литературное произведение, важнейшим предметом которого является сам процесс его разворачивания, исследование природы литературного текста.

Многогранность фантастики стала причиной выделения из неё различных течений и поджанров. Общепризнанным является деление фантастики на научную фантастику (внутри которой выделяют твёрдую научную фантастику и социальную фантастику) и фэнтези (внутри которой выделяют поджанр хоррора). Нередко встречается синтез обоих жанров: научное фэнтези и технофэнтези.

Мегажанр — наджанровая историко-типологическая группа. Мегажанр образуется объединенными интенцией жанрами.

Перипети́я (греч. περιπέτεια) — в античной мифологии внезапное исчезновение удачи в делах, возникающая как реакция богов на излишне самоуверенное поведение героя. В дальнейшем приводит к божественному возмездию — немезису (др.-греч. Νέμεσις).

Коми́ческое (от др.-греч. κωμῳδία, лат. comoedia) — философская категория, обозначающая культурно оформленное, социально и эстетически значимое смешное. В эстетике комическое считается логическим коррелятом трагического.

Фантасти́ческий детекти́в — использование сюжетных элементов детективной литературы (расследование преступления, деятельность сыщика) в произведениях научной фантастики, фэнтези и хоррора. Действие может происходить в будущем, альтернативном настоящем или прошлом, в полностью вымышленном мире. Особенностью фантастической детектива является двойная логика в произведениях (детективная и фантастическая) и двойная роль героев (следователей и учёных).

Ненадёжный рассказчик — художественный приём, заключающийся в том, что рассказчик сообщает неполную или недостоверную информацию. Таким образом происходит нарушение негласного договора между автором и читателем, согласно которому события должны описываться такими, какие они есть.

Рассказ о привидениях (англ. ghost story) — жанр рассказа, в котором действуют бестелесный призрак или призраки.

Эпическое фэнтези является самым распространённым видом литературного фэнтези. В кино оно представлено менее широко, в основном экранизациями Толкина и других авторов.

Фантастическая драматургия (англ. speculative drama) — разновидность фантастической литературы (научной фантастики, фэнтези и хоррора), использующая драматургическую форму.

Массовая литература — совокупность литературных текстов, в которых доминирует ориентация на коммерческий спрос и использование готовых словесных (культурных) моделей. Массовая литература входит в состав массовой культуры, разделяя с другими её разновидностями ряд общих закономерностей.

Социальная фантастика (англ. Social science fiction) — жанр научно-фантастической литературы, в котором ведущую роль играют различные описания связи технического прогресса и социального устройства общества будущего, причудливые варианты влияния технологий на социум, близких к описанию технократии. Использование фантастических мотивов позволяет показать развитие общества в необычных, никогда не существовавших в реальности условиях. Распространёнными формами социальной фантастики являются утопия и.

Алоги́зм (алоги́чность; от др.-греч. ἀ — отрицательная частица и др.-греч. λογισμός — разум, рассудок) — нелогическое рассуждение, ход мысли, нарушающий законы и правила логики, либо факт, который не укладывается в рамки логического мышления, то, что нельзя обосновать логически, противоречащее логике.

Интертекст — соотношение одного текста с другим, диалогическое взаимодействие текстов, обеспечивающее превращение смысла в заданный автором. Основной вид и способ построения художественного текста в искусстве модернизма и постмодернизма, состоящий в том, что текст строится из цитат и реминисценций к другим текстам.

Бродячие сюжеты — устойчивые комплексы сюжетно-фабульных мотивов, составляющие основу устного или письменного произведения, переходящие из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования.

Бульварный роман (также бульварная литература, бульварное чтиво) — жанр массовой литературы, повествовательные книги без художественного и культурного значения. Пишутся и издаются в расчёте на непритязательный вкус массового читателя, обычно содержат завлекательную интригу, полны занимательных эффектов, мелодраматизма, описаний преступлений и любовных приключений.

Читайте также: