Урок 94 м пришвин изобретатель составь план рассказа

Обновлено: 05.07.2024

1 Наблюдение за дикими утятами
2. Троих - на воспитание человеку.
3. Разноцветный селезень, Дуся и Муся.
4. Утка-наседка и утка-"кукушка".
5. Курица Пиковая дама в роли наседки.
6. Воссоединение утиной семьи.
7. Загадка маленького утёнка.
8. Утреннее наблюдение за "изобретателем".
9. Другие утята следуют примеру "изобретателя".

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Технологическая карта урока

Предмет : литературное чтение

Автор: Куликова Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов

Тип урока: комбинированный

Задачи урока:

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

развивать умение осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

воспитывать любовь и интерес к чтению.

Формы организации познавательной деятельности : парная, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: портрет, цветные круги.

Средства обучения:

текст с иллюстрацией;

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

I. Организационный момент

Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнём.
Урок чтения начнём.

Фронтальная форма работы.

Умение готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность.

Выражение положительного отношения к процессу обучения.

На доску вывешивается портрет писателя:

Посмотрите на портрет писателя (назовите, кто изображён на данном портрете)?

-Что вы о нем знаете?

Послушайте биографию М.М. Пришвина.

(Заранее ученику давалось задание подготовить биографию Михаила Михайловича Пришвина).

А теперь, послушайте меня и попробуйте догадаться, о ком идёт речь.

Как называют человека, который создаёт новые изобретения, главным образом, технические устройства? Ещё эти люди могут быть также учёными, большинство из них — инженеры, создающие технические новшества на базе открытий других учёных.

Как вы считаете, что сегодня на уроке мы должны изучить?

Определите цели нашего урока.

Михаил Михайлович Пришвин.

Что он писал рассказы о животных.

Обучающийся рассказывает биографию автора.

Определяют цель урока.

Фронтальная форма работы.

Умение отвечать на поставленные вопросы.

Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Развивать умение слушать и понимать речь других.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося.

III. Работа с текстом.

На пары раздаётся текст, разбитый на части.

Посмотрите внимательно, какими иллюстрациями сопровождается это произведение и, учитывая то, что чаще всего Михаил Михайлович писал о природе и животных, теперь попробуйте догадаться о содержании текста.

-Что вы видите на иллюстрации?

-Как вы считаете, почему у текста такое название?

Хорошо, молодцы! Давайте начнём читать. Читаем текст по частям, отвечаем на мои вопросы и озаглавливаем каждую часть после её прочтения. У нас с вами получится план, который будет записан на ваших листочках.

-От чьего имени написан рассказ?

-Как утята появились у рассказчика?

-Зачем автор взял трех утят себе?

- Что произойдет дальше?

Заголовок 1.

(Озаглавливают и записывают в паре).

-Оправдались ваши предположения?

-Зачем люди сделали во дворе кочки?

- Почему автор назвал утку Мусю “пустая голова”?

- Кто такая Пиковая дама?

- Что будет дальше?

Заголовок 2

(Озаглавливают и записывают в паре).

- Предположение подтвердилось?

- Как люди ухаживали за утятами первое время?

-Почему утка повела утят к пруду, а курица - в огород?

-Почему Пиковая Дама была сердита? (докажите в тексте)

- Почему они не захотели жить с курицей?

- Что будет дальше?

Заголовок 3

(Придумывают и записывают в паре).

-Где находились утята всю ночь?

- Какой вопрос задаёт сам себе и нам тоже автор.

- Зачем автор завязал ленточку на ноге утёнка?

- Как вы думаете, как утёнок мог вылезти из корзины?

Заголовок 4

(Придумывают и записывают в паре).

5 часть (Читает учитель).

- Можно ли назвать утёнка изобретателем? Почему?

Заголовок 5

(Придумывают и записывают в паре).

У учащихся должен быть составлен план текста.

Утку с утятами, чёрную курицу.

Кто - то из этих героев будет изобретателем.

От имени автора.

Он их взял себе на воспитание.

Чтобы они жили у него и вскоре дали новое потомство.

Дикие утята.

Чтобы утки высиживали утят, как будто на болоте.

Она не стала высиживать потомство.

Как Пиковая дама стала утиной мамой.

Мы их некоторое время подержали на кухне, в тепле, крошили им яйца, ухаживали.

Утки любят плавать, а курицы копать землю и добывать червей.

Пиковая Дама, распушенная, сердитая, квохтала, ворчала, копала ногой червей на берегу, старалась привлечь червями утят и квохтала им о том, что уж очень-то много червей, таких хороших червей!

Им хотелось плавать, они не умели копать землю.

Встреча на пруду.

Мы всех их собрали в одну высокую корзинку и оставили ночевать в теплой кухне возле плиты.

Сам утенок придумал себе какой-нибудь способ выбраться из корзины вслед за матерью или же она случайно задела его как-нибудь своим крылом и выбросила?

Чтобы определить один и тот же утёнок вылизал вместе с уткой

Утренний переполох

В кавычках. Это его кличка.

Изобретатель.

2.Как Пиковая дама стала утиной мамой.

3.Встреча на пруду.

Метод беседы, фронтальная форма работы, парная форма работы.

Умение отвечать на поставленные вопросы.

Умение находить ответы на вопросы в тексте.

Умение высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией, текстом.

Умение ориентироваться в предложенном материале, проводить анализ.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Формирование умения общаться, уметь слушать друг друга, оказывать помощь.

Формирование умения вступать в диалог, точно выражать свои мысли.

Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

умение выявлять свои трудности.

IV. Обобщающая беседа.

Как Пришвин в своём рассказе отвечает на вопрос “могут ли животные быть изобретателями, или только люди могут что-то изобрести?

Размышляют. Доказывают своё мнение.

Метод беседы. Фронтальная форма работы.

Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Умение ориентироваться в предложенном материале, проводить анализ.

Оформлять речевое высказывание,

используя термины, представляя свою позицию.

V. Итог урока.

Поднимите руку, кто считает, что добился цели поставленной на урок.

Поднимите руки, кому было трудно работать в парах?

Дети поднимают руки.

Метод беседы. Фронтальная форма работы.

Умение перерабатывать полученную информацию.

Соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

VI. Рефлексия.

Предлагаю оценить свою деятельность на уроке по следующим критериям:

Зелёный – урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я очень доволен собой!

Жёлтый – сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!

Красный – Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!

Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке с помощью кругов:

Метод беседы. Индивидуальная форма работы.

Умение участвовать в оценке и обсуждении полученного результата.

VII. Домашнее задание.

Подготовить пересказ по составленному плану.

Михаил Михайлович Пришвин

hello_html_m49f1858d.jpg

В одном болоте на кочке под ивой вывелись дикие кряковые утята. Вскоре после этого мать повела их к озеру по коровьей тропе. Я заметил их издали, спрятался за дерево, и утята подошли к самым моим ногам. Трех из них я взял себе на воспитание, остальные шестнадцать пошли себе дальше по коровьей тропе.
Подержал я у себя этих черных утят, и стали они вскоре все серыми. После из серых один вышел красавец разноцветный селезень и две уточки, Дуся и Муся. Мы им крылья подрезали, чтобы не улетели, и жили они у нас на дворе вместе с домашними птицами: куры были у нас и гуси.

С наступлением новой весны устроили мы своим дикарям из всякого хлама в подвале кочки, как на болоте, и на них гнезда. Дуся положила себе в гнездо шестнадцать яиц и стала высиживать утят. Муся положила четырнадцать, но сидеть на них не захотела. Как мы ни бились, пустая голова не захотела быть матерью.

И мы посадили на утиные яйца нашу важную черную курицу — Пиковую Даму.

Пришло время, вывелись наши утята. Мы их некоторое время подержали на кухне, в тепле, крошили им яйца, ухаживали.
Через несколько дней наступила очень хорошая, теплая погода, и Дуся повела своих черненьких к пруду, и Пиковая Дама своих — в огород за червями.
— Свись-свись! — утята в пруду.
— Кряк-кряк! — отвечает им утка.
— Свись-свись! — утята в огороде.
— Квох-квох! — отвечает им курица.

Мы всех их собрали в одну высокую корзинку и оставили ночевать в теплой кухне возле плиты.

Утром, когда мы еще спали, Дуся вылезла из корзины, ходила вокруг по полу, кричала, вызывала к себе утят. В тридцать голосов ей на крик отвечали свистуны.
На утиный крик стены нашего дома, сделанного из звонкого соснового леса, отзывались по-своему. И все-таки в этой кутерьме мы расслышали отдельно голос одного утенка.
— Слышите? — спросил я своих ребят. Они прислушались.
— Слышим! — закричали.
И пошли в кухню.
Там, оказалось, Дуся была не одна на полу. С ней рядом бегал один утенок, очень беспокоился и непрерывно свистел. Этот утенок, как и все другие, был ростом с небольшой огурец. Как же мог такой-то воин перелезть стену корзины высотой сантиметров в тридцать?
Стали мы об этом догадываться, и тут явился новый вопрос: сам утенок придумал себе какой-нибудь способ выбраться из корзины вслед за матерью или же она случайно задела его как-нибудь своим крылом и выбросила? Я перевязал ножку этого утенка ленточкой и пустил в общее стадо.

- Назовите значение данного слова. (повествовательное произведение небольшого размера.

2) Рассказ об авторе. Выставка книг

-Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством известного писателя- Михаила Пришвина.

Родился Михаил Михайлович Пришвин 4 февраля 1873 года в имении Хрущёво Орловской области в семье купца. Учился в гимназии, в училище, в политехникуме. Окончил Лейпцигский университет и, получив специальность агронома, вернулся в Россию. Работал он агрономом, а также корреспондентом, учителем в сельской школе, библиотекарем и даже директором школы.

- Кто же такой изобретатель? (ответы детей)

3)Работа в группах

Задание: используя слова кроссворда сочинить свою сказку, предположив её сюжет

4) Презентация сказок (по группам)

- А как же было на самом деле? Хотите узнать?

IV. Работа с текстом во время чтения. Смысловая стадия

- Давайте посмотрим какими иллюстрациями сопровождается это произведение.

- Подумайте, о чём этот рассказ? (рассуждения детей)

- А как вы думаете почему название текста записано в кавычках?

- Почему автор назвал рассказ именно так?

3) Чтение 1 части текста (Дикие утята)

В одном болоте на кочке под ивой вывелись дикие кряковые утята. Вскоре после этого мать повела их к озеру по коровьей тропе. Я заметил их издали, спрятался за дерево, и утята подошли к самым моим ногам. Трёх из них я взял себе на воспитание, остальные шестнадцать пошли себе дальше по коровьей тропе. Подержал я у себя этих черных утят , и стали они вскоре серыми. После из серых один вышел красавец разноцветный селезень и две уточки, Дуся и Муся. Мы им крылья подрезали, чтобы не улетели, и жили у нас они во дворе вместе с домашними птицами: куры были у нас и гуси.

- Как утята появились у рассказчика? (автор взял себе их на воспитание)

-Какой момент этой части вас может насторожить? Почему? (автор забрал себе утят…)

-Попробуйте предположить, что может произойти дальше.

Чтение 2 части (Как пиковая дама стала утиной мамой)

С наступлением новой весны устроили мы своим дикарям из всякого хлама в подвале кочки, как на болоте, и на них гнёзда. Дуся положила себе в гнездо шестнадцать яиц и стала высиживать утят. Муся положила четырнадцать, но сидеть на них не захотела. Как мы не бились, пустая голова не захотела быть им матерью. И мы посадили на утиные яйца нашу важную чёрную курицу- Пиковую Даму.

- Оправдались ваши предположения?

- Кто помог высиживать утиные яйца?

- Кто такая Пиковая Дама?

- Что может произойти дальше?

Чтение 3 части (Почему рассердилась Пиковая Дама)

Пришло время, вывелись наши утята. Мы их некоторое время подержали на кухне, в тепле, крошили им яйца, ухаживали.

Через несколько дней наступила очень хорошая, теплая погода, и Дуся повела своих черненьких к пруду, и Пиковая Дама своих — в огород за червями.

— Свись-свись! — утята в пруду.

— Кряк-кряк! — отвечает им утка.

— Свись-свись! — утята в огороде.

— Квох-квох! — отвечает им курица.

И они, конечно, глядят туда, к пруду.

— Квох-квох! — упирается важная птица курица на берегу.

Они всё плывут и плывут. Сосвистались, сплылись, радостно приняла их в свою семью Дуся; по Мусе они были ей родные племянники.

Весь день большая сборная утиная семья плавала на прудике, и весь день Пиковая Дама, распушенная, сердитая, квохтала, ворчала, копала ногой червей на берегу, старалась привлечь червями утят и квохтала им о том, что уж очень-то много червей, таких хороших червей!

— Дрянь-дрянь! — отвечала ей кряква.

А вечером она всех своих утят провела одной длинной веревочкой по сухой тропинке. Под самым носом важной птицы прошли они, черненькие, с большими утиными носами; ни один даже на такую мать и не поглядел.

- Почему Пиковая Дама была сердита?

- Подумайте, как могут развернуться события дальше?

Чтение 4 части (Как он выбрался из корзинки?)

Мы всех их собрали в одну высокую корзинку и оставили ночевать в теплой кухне, возле плиты.

Утром, когда мы еще спали, Дуся вылезла из корзины, ходила вокруг по полу, кричала, вызывала к себе утят. В тридцать голосов ей на крик отвечали свистуны.

На утиный крик стены нашего дома, сделанного из звонкого соснового леса, отзывались по-своему. И все-таки в этой кутерьме мы расслышали отдельно голос одного утенка.

— Слышите? — спросил я своих ребят.

И пошли в кухню.

Там, оказалось, Дуся была не одна на полу. С ней рядом бегал один утенок, очень беспокоился и непрерывно свистел. Этот утенок, как и все другие, был ростом с небольшой огурец. Как же мог такой-то воин перелезть стену корзинки высотой сантиметров в тридцать?

- Оправдался ли ваш прогноз?

- Кого он так называет?

-Почему автор назвал так утёнка?

- Какой вопрос задает сам себе и нам автор?

- Как вы думаете, что же будет дальше?

- Следующую часть я прочитаю сама, а вы подумайте, какие вопросы вы можете к ней задать.

Чтение 5 части (Эксперимент с ленточкой)

Стали все мы об этом догадываться, и тут явился новый вопрос: сам утенок придумал себе какой-нибудь способ выбраться из корзины вслед за матерью или же она случайно задела его как-нибудь своим крылом и выбросила? Я перевязал ножку этого утенка ленточкой и пустил в общее стадо.

Переспали мы ночь, и утром, как только раздался в доме утиный утренний крик, мы — в кухню.

На полу вместе с Дусей бегал утенок с перевязанной лапкой.

Все утята, заключенные в корзине, свистели, рвались на волю и не могли ничего сделать. Этот выбрался. Я сказал:

— Он что-то придумал.

— Он изобретатель! — крикнул Лева.

И вот побелело окно. Стало светать.

— Кряк-кряк! — проговорила Дуся.

— Свись-свись! — ответил единственный утенок.

И все замерло. Спали ребята, спали утята.

Раздался гудок на фабрике. Свету прибавилось.

— Кряк-кряк! — повторила Дуся.

- Подтвердились ваши предположения?

Дети задают вопросы к отрывку .

- Зачем автор завязал ленточку на ноге утёнка?

- Как утёнок мог вылезти из корзины?

- Предположите, чем закончится эта история.

Самостоятельное чтение 6 части (Изобретатель)

Ну, так вот я и знал! Утка еще не встала, и голова ее еще была вровень с краем корзины. Все утята спали в тепле под матерью, только один, с перевязанной лапкой, вылез и по перьям матери, как по кирпичикам, взбирался вверх, к ней на спину. Когда Дуся встала, она подняла его высоко, на уровень с краем корзины. По ее спине утенок, как мышь, пробежал до края — и кувырк вниз! Вслед за ним мать тоже вывалилась на пол, и началась обычная утренняя кутерьма: крик, свист на весь дом.

Дня через два после этого утром на полу появилось сразу три утенка, потом пять, и пошло и пошло: чуть только крякнет утром Дуся, все утята к ней на спину и потом валятся вниз.

А первого утенка, проложившего путь для других, мои дети так и прозвали Изобретателем.

- Оправдались ваши прогнозы?

- Можно ли назвать утёнка изобретателем?

- Прочитайте последнее предложение.

-Что заметили? (слово Изобретатель написано с заглавной буквы.)

-Почему? (Понятно, что утенок-изобретатель и это стало его именем)

V. Обобщающая беседа

- Бывают ли изобретатели среди животных в обычной жизни?

- Можно ли сказать, что птицы у Пришвина совершают поступки, у них определенное поведение, индивидуальный характер. Докажите.

VI Самостоятельная работа

Детям выдается листочек с деформированным планом.

- Восстановите последовательность событий

VII Итог урока. Рефлексия

- Ребята, наш урок подходит к концу.

- Скажите, понравился он или нет?

- Что запомнилось больше всего?

- А сейчас выберите пословицу , которая подходит к данному произведению:

Смекнешь да схитришь - врагов победишь.

Сметлив и хитер - пятерым нос утер.

Умному свистни, а он уже смыслит.

Дружба заботой да подмогой крепка.

VIII Домашнее задание

После появления на свет утят взрослая утка решила их из болота вывести к озеру. Наивные птицы вышагивали по коровьей тропе, не замечая ничего вокруг. Они не заметили спрятавшегося за деревом автора, пока не подошли к его ногам. Из 19 утят он взял троих.

Подросшим утятам дали клички Дуся и Муся. С возрастом они поменяли цвет и стали красивыми пернатыми. Из-за подрезанных крыльев они не могли улететь, поэтому остались вместе с остальными дворовыми курами и гусями.

Весенней порой в новых гнездах из одной части яиц Дуся высиживала утят. Муся удивила всех. Она не хотела сидеть на яйцах. Дворовая курица Пиковая Дама была посажена вместо нее. После рождения утят наседки повели выводок к водоему. Но все внимание утят было приковано к взрослой утке. По дороге домой утята не обращали внимания на курицу, следуя за Дусей.

Проведя ночь на кухне, жителей дома удивил крик утенка, оказавшегося на полу вместо корзины. Окружающие не могли понять, как он оказаться вместе с Дусей. Пометив проказника с помощью ленточки, привязанной к лапке, хозяева отправились спать. Крик разбудил всех. Вновь помеченный утенок был один из всех на полу. Никто не мог догадаться, как маленькая птица могла преодолеть стену корзины, высотой в 30 сантиметров.

Также читают:

Картинка к сочинению План рассказа Изобретатель

Популярные сегодня темы

Помогая отцу чинить мебель, делая кормушки для птиц и скворечники, я думал, что умею в столярном деле многое. На уроках технологии нам рассказывали об этапах изготовления табурета

Сказка написана в 1816 году, и напечатана сборнике сказок, вышедшем в Берлине в этом же году. Сказка описывает превращения человека в уродливые игрушки по желанию злых персонажей

Кирила Петрович Троекуров был очень эгоистичным и лицемерным человеком. Ему приносило удовольствие издеваться над слабыми, его насмешки очень обижали людей. Кирила Петрович богатый человек

Как ни странно, но мне кажется, счастье для человека во многом заключено в простом и честном труде. Конечно, нужно развивать и другие сферы собственной жизни, для того чтобы эта жизнь была разнообразной и насыщенной

Читайте также: