Проект индивидуальной траектории профессионального развития педагога доу

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Заместитель заведующей по воспитательной и методической

Индивидуальная траектория
профессионального развития педагога

на 2018 -2023учебный год

Воспитатель: Романова Наталья Владимировна

Квалификационная категория: первая

г. Шарыпово, 2018г.

I . Общие сведения о педагоге

Романова Наталья Владимировна

Образование (уровень, какое ОУ закончено, когда)

Высшее, Хакасский Государственный Университет им. Катанова 8.07.2004г.

18 лет, 6 месяцев

Категория, дата аттестации

Первая, 26.04.2017г. приказ № 177-11-03

Курсовая подготовка, тема, сроки прохождения

II . Цели и задачи профессионального развития

Стратегическая цель ОО:

создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства формирование всесторонне - развитой личности с учетом его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей; для совместного воспитания и образования здоровых детей и детей с разными образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Методическая тема ОО:

обеспечить организацию воспитательно – образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО через разработку рабочих программ и активизацию форм и методов организации игровой и познавательно – исследовательской деятельности дошкольников.

Тема самообразования педагога:

Активизация речи и памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами мнемотехники.

Год работы над темой самообразования

Цели профессионального развития:

Ø Повышение эффективности образовательного процесса через углубление знаний и применение современных образовательных технологий в организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование собственного профессионального уровня и педагогического мастерства.

Ø Повышение уровня компетентности в вопросах активизации речи и памяти детей с ЗПР

Задачи профессионального развития:

ü Продолжение внедрения инновационных технологий, методик взаимодействия с детьми и родителями;

ü Изучение психологических и возрастных особенностей дошкольников с ЗПР;

ü Создание условий:

o для проявления творческих способностей детей дошкольного возраста;

o для развития у детей инициативы и самостоятельности.

ü Разработка методических рекомендаций, дидактических материалов в рамках реализуемой методической темы.

ü Преобразование развивающей предметно – пространственной среды группы.

ü Отслеживание результатов воспитательно-образовательного процесса и личностного развития воспитанников группы.

III . Профессиональное развитие.

1. Самообразование.

1.1. Изучение литературы.

Направления, по которым изучается литература

Литература, нормативно-правовые документы

Задачи использования литературных источников

Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы

Совершенствование педагогической деятельности по повышению качества образования в ДОУ

программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО

Изучение психологических особенностей развития детей дошкольного возраста с ЗПР

Учет особенностей развития детей дошкольного возраста с ЗПР при планировании и осуществлении воспитательно-образовательной работы в группе.

Изучение возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста

Учет особенностей развития детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы

Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Изучение особенностей правового регулирования процесса обучения детей с ОВЗ

Закон об образовании

Изучение НПУ по активизации процесса воспитания и личностного развития обучающихся

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

методическое(педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)

Формы обучения мнемотехники:

1 ) Метод ассоциативных цепочек ( дети из предложенных слов или набора картинок составляют рассказ )

2 ) Метод эйдетизма

(метод заключается в образном мышлении, умении воспроизвести в своей памяти яркие образы, действия с ними)

3) Метод Цицерона

(метод запоминания состоит в том, что игрушки, предметы, картинки или слова расположены

(т.е. нарисованы, написаны, разложены и т.д.) на разных уровня)

4) Метод образно-смысловых опор

(дети запоминают при помощи связывания по смыслу определенных слов, звуков, цифр и т.д.)

5) Метод трансформации (превращения)

(Этот метод развивает не только память, но и логическое мышление, т. к. основывается на умении устанавливать причинно-следственные связи. Слова, как бы вытекают одно из другого, между ними существует что-то общее, то, что их связывает.)

(Когда дети рисуют кроки-схемы предметов, животных, людей, явлений, понятий, они легко восстанавливают в памяти всё, что зарисовали)

1)По начальным буквам ( Используется, если нужно запомнить несколько слов в определённой последовательности (цвета в радуге, планеты по степени удалённости от Солнца). Берутся их начальные буквы, и придумывается фраза, совершенно не связанная с их тематикой, но слова в ней начинаются с тех же букв. )

2)Рифмы ( Рифмизация как приём мнемотехники подойдёт для развития памяти у творческих людей, которые любят стихи и удачно рифмуют слова. Или же можно воспользоваться уже заготовленными шаблонами, как в предыдущем случае )

3)Созвучия (Когда нужно запомнить сложные, длинные термины или иностранные слова, для них придумываются простые и понятные созвучия, которые сохраняются в памяти)

4)Визуализация (Для запоминания какой-либо информации в голове создаётся определённая картинка.)

Алла Коваленко
Проектирование индивидуальной траектории профессионального саморазвития воспитателей ДОУ в условиях инновационной среды.

Введение. Перед обновляющейся системой дошкольного образования в настоящее время, с учетом внедрения федерального государственного образовательного стандарта, стоит много серьезных задач, и важнейшая из них - обеспечение условий для проектирования индивидуальной траектории профессионального саморазвития (ИТПС) воспитателей и саморазвития основных субъектов образовательного пространства - воспитателей и воспитанников детских садов. Создать в дошкольном образовательном учреждении условия, способствующие развитию личности воспитанника, может только тот педагог, который сам встал на путь систематического саморазвития.

Деятельность воспитателей в условиях модернизации дошкольного образования и внедрение новых технологий становится все более инновационной по своей сути. Само время предъявляет к педагогам такие требования к их компетенции как профессионализм, мобильность, способность к творчеству и проектированию ИТПС.

Широкий круг исследований, посвященных проблеме профессионального саморазвития педагога, подтверждает, что данная проблема является значимой для современной образовательной практики, представляет интерес для исследователей.

Вместе с тем существует необходимость совершенствования технологии организации учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, и подготавливать педагогических работников учреждений дошкольного образования к участию в инновационной деятельности, осознанием необходимости проектирования ИТПС воспитателей ДОУ в условиях инновационной образовательной среды.

Формулировка цели статьи. Проблема обеспечения эффективного проектирования ИТПС воспитателей дошкольного учреждения в условиях инновационной образовательной среды, формирования компетентных педагогов ДОУ достаточно актуальна в педагогике на современном этапе ее развития.

Таким образом, можно определить актуальность данной статьи: в педагогике разработаны теоретические основы профессионального саморазвития педагога, обоснована взаимосвязь между саморазвитием и эффективностью его профессиональной деятельности. Вместе с тем, считаем важным, что в недостаточной мере раскрыта сущность проектирования ИТПС воспитателей дошкольных образовательных учреждений в условиях инновационной образовательной среды, а также необходимо учитывать тот аспект, что большинство администраций учреждений дошкольного образования не готово обеспечить эффективное проектирование ИТПС педагогического коллектива ДОУ.

Цель исследования — теоретически обосновать необходимость и экспериментально проверить модель ИТПС воспитателя дошкольного учреждения в условиях инновационной образовательной среды.

Изложение основного материала статьи. На современном этапе развития российского общества система дошкольного образования играет важную роль в общей системе образования и является ее первым звеном, активно влияющим на будущее стабильное экономическое развитие страны. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. А в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования дошкольное детство становится одним из важных этапов развития человека, важным не как подготовительный этап к последующему развитию, а сам по себе, способствующий всестороннему развитию детей и обеспечивающий равные возможностей для самореализации с учетом личных возможностей способностей. На современном этапе это создает новые условия, инновационную среду, где необходима адаптация всех участников образовательного процесса, как детей, так и воспитателей и руководящих кадров. Происходящие социально-экономические преобразования обусловливают совершенствование системы дошкольного образования, технологии организации учебно-воспитательного процесса в ДОУ, что приводит на практике к неизбежности включения образовательных учреждений в инновационные процессы (введение нового в цели, содержание, методы, формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности воспитателя и детей); к необходимости профессионально-творческого саморазвития педагогов.

В этом аспекте на первый план выходит педагогическое творчество, которое предполагает открытость педагога к дальнейшему профессиональному развитию, готовность к овладению новыми профессиональными знаниями и умениями, наличие гибкого профессионального мышления, мотивационной готовности к инновациям, зрелого педагогического мировоззрения. В творчестве педагог реализует и утверждает, свои профессиональные силы и способности и развивает себя сам. Прослеживая особенности феноменологии саморазвития личности как субъекта деятельности, исследователи акцентируют внимание на значении профессиональной деятельности как оптимального условия его саморазвития.

Объектом профессионального саморазвития педагога становятся педагогическое творчество и педагогическая компетентность. Под педагогической компетентностью понимается уровень развития профессиональных качеств педагога, в достаточной мере удовлетворяющий социально-опосредованным требованиям к ним [1, с. 25].

В литературе сущность профессионального саморазвития педагога раскрывается через описание механизмов самоактуализации, самопознания, самоорганизации, самообразования и самореализации.

Профессиональное саморазвитие педагога - это сложное, педагогическое явление элементами которого выступают - с одной стороны самореализация педагога в профессиональной и творческой деятельности, а с другой - сформированные деятельности по самопознанию и самоорганизации.

Педагогическое творчество определяется как деятельность, отличающаяся качественно новыми подходами к организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Цель профессионального саморазвития педагога состоит не только в актуализации творческого потенциала, совершенствовании профессионально-творческих качеств, но и в построении стратегии собственного профессионального роста.

Выводы. Процесс профессионального саморазвития воспитателя ДОУ будет тем эффективнее, чем более он направлен на создание в дошкольном образовательном учреждении инновационной среды, т. е. системы условий для постоянного поиска, обновления приемов и способов педагогической деятельности; системы условий, которые способствуют проявлению и развитию творческой индивидуальности воспитателя, формированию у него авторской педагогической технологии, а это в свою очередь является результатом проектирования ИТПС воспитателей ДОУ.

1. Михайлова, Н. Н. Личность педагога и его профессиональная компетентность / Н. Н. Михайлова // Новые педагогические исследования. -2003. - №4. – С. 26-34.

2. Ясвин, В. А. Образовательная среда : от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. - М. : Смысл, 2001. - 365с.

Проектирование реализации технологии социального партнёрства с родителями в условиях ФГОС Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребёнка, формируются.

К вопросу об организации полимодальной педагогической среды в условиях ДОУ В статье рассматриваются приоритетные направления позволяющие организовать художественно-творческое развитие детей в дошкольном образовательном.

План-программа профессионального саморазвития педагога Тема: "Проектный метод планирования в организации совместной деятельности педагогов и воспитанников" Актуальность: Внедрение нового ФГОС.

Построение индивидуальной траектории развития ребенка в свете ФГОС дошкольного образования 2 слайд В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования сформулированы основные принципы дошкольного образования.

Проектирование системы мониторинга качества освоения воспитанниками ООП ДОУ (в условиях реализации ФГОС до) Проектирование системы мониторинга качества освоения воспитанниками ООП ДОУ (в условиях реализации ФГОС ДО)1 слайдПедагогический процесс.

Создание здоровье сберегающей среды в условиях группы Создание здоровье сберегающей среды в условиях группы. Охрана здоровья дошкольников является приоритетным направлением деятельности общества.

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Индивидуальная траектория развития педагога ДОУ

Осидак Наталья Павловна
старший воспитатель ГБДОУ детского сада № 34
Кировского района Санкт-Петербурга

Алгоритм разработки индивидуальной траектории развития педагога предусматривает:
- диагностику профессионального мастерства, самоопределение педагога;
- составление на основе полученных результатов индивидуального образовательного маршрута;
- реализацию маршрута;
- рефлексивный анализ эффективности индивидуального образовательного маршрута.

  1. Педагогическая рефлексия: умение профессионально грамотно анализировать свой опыт и опыт своих коллег, опираясь на четкие методологические знания в области дошкольного образования. Определять достижения и объяснять пути их достижения коллегам; видеть проблемы (затруднения) и намечать пути их устранения.
  2. Психолого-педагогическая компетентность: предполагает знание специфики дошкольного детства и особенности организации образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста. Педагог в своей работе должен основываться на общих закономерностях развития детей дошкольного возраста, знать особенности становления и развития 9-ти видов детских деятельностей. Показателем может выступать высокая динамика развития интегративных качеств воспитанников, а также положительное отношение детей к ДОУ.
  3. Способность к децентрации: Децентрация – процесс преобразования смысла образов, понятий и представлений субъекта путем принятия им в расчет возможных точек зрения других людей. Способность педагога к децентрации является условием реализации модели личностно-ориентированного взаимодействия. Подлинное сотрудничество ребёнка и педагога возможно только в том случае, если взрослый не руководствуется волевым воздействием на ребёнка (при котором собственная точка зрения ребенка игнорируется или преодолевается), а на продуктивное взаимодействие с ним. Педагог должен ценить личный выбор и соучастие детей в определении содержания и форм образования, поддерживать их активность и самостоятельность.
  4. Коммуникативность: владение речевой культурой как средством общения с участниками образовательных отношений (детьми, родителями, социальными партнёрами, администрацией ДОУ). Влияет на умение выстраивать партнерское взаимодействие с семьями обучающихся для решения образовательных задач.
  5. Эмоциональное состояние: преобладание положительных эмоций, позитива, эмоционального подъема, радости от работы. Благоприятный климат в коллективе и возможность позитивного взаимодействия с коллегами служит базой для реализации творческих планов каждого педагога и поддержки положительного эмоционального фона в ДОУ.
  6. Реагирование в конфликтах: спокойствие, рассудительность, адекватность восприятия ситуации – важные качества педагога. Дополнительным фактором является эффективность педагогической команды ДОУ, оперативность в решении проблемных ситуаций.
  7. Уровень эмпатии; понимание педагогом психических состояний, эмоций, чувств, переживаний детей; предполагает сопереживание. Обеспечивает поддержку эмоционального благополучия ребёнка в период его пребывания в ДОУ. Высокий уровень эмпатии помогает педагогу относится к детям уважительно, внимательно, позитивно реагировать на их поведение; учитывать их потребности, интересы и выстраивать конструктивные партнерские отношения.
  8. Уровень организаторских способностей: отражен степенью активности и вовлеченности детей в ОП, а их родителей в решение образовательных задач и жизнь ДОУ.
  9. Умение работать с информацией: поиск, отбор и практическое применение информации педагогом позволяет развить критическое мышление. Владение ИКТ- компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми.

Таблица №1: Диагностика профессионального мастерства, самоопределение педагога.
(с учетом анализа профессионально важных качеств)

Профессиональные компетенции педагога детского сада:
Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.
Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

С этой целью в ДОУ может работать методическое объединение в рамках внутрифирменного обучения педагогов. На обучающих мероприятиях педагоги показывают собственный опыт образовательной работы с детьми, учатся давать ему оценку по определённым критериям. Самоанализ деятельности педагога проводится в баллах, даются необходимые пояснения. Анализ этого же образовательного события проводят наблюдатели - 2-3 педагога и составляют общие рекомендации /пожелания/ на основе заполненных экспертных листов. Надо отметить, что данный опыт оказался эффективным. Педагоги вели себя очень дружелюбно, корректно; приводили аргументы и примеры из личного опыта.

Оценка каждого критерия производится в баллах:
0 – отсутствие реализации критерия
1 – частичная реализация критерия
2 – полная реализация критерия

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ф.И.О. педагога:_____________________________________________________

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас. Экологической воспитание значимо из позиции личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством воспитателей, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человек играет важную роль в поддержании, сохранении или создании условий для живых существ, обитающих по соседству.

Цель: Изучение особенностей экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста в детском саду.

-Овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;

-Осуществление систематической работы с детьми;

-Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающими

Читайте также: