Какими были основные занятия кочевников ставрополья кратко

Обновлено: 25.06.2024

Форма урока: изучение нового материала с использованием компьютерных технологий.

Методы и формы обучения: рассказ учителя, беседа с учащимися, демонстрация слайдов, заполнение таблицы.

I. Организационный момент, объявление темы и цели урока

Работа с классом:

  1. К какому периоду ученые относят первое появление человека на Ставрополье?
  2. Где на Ставрополье проводились археологические раскопки, установившие место пребывания древнего человека?

– Новейшие научные данные относят появление древнего человека на Ставрополье к ашельской эпохе (ранний палеолит – каменный век), возраст около 500-400 тысяч лет. Обнаруженные на древней стоянке у горы Кинжал (район г. Кисловодска) каменные орудия труда принадлежали homo erectus – человеку прямоходящему, питекантропу.

Постановка проблемного задания

– В ходе урока нам предстоит выяснить, какие народы населяли наш край в древности и, какие археологические культуры представлены на территории края?
Перед объяснением учитель знакомит учащихся с системой заполнения таблицы ( Приложение 1 , слайд 4): учащиеся заполняют ее по ходу объяснения учителя.

III. Объяснение новой темы

1. Майкопская культура

– В конце III – начале II тыс. до н.э. территорию Ставрополья заселяли племена майкопской культуры ( Приложение 1 , слайд 5). Культура получила название от кургана Ошад в Майкопе, который раскопали в 1897г. Его высота была 10,6 м. и хранил он неоценимые сокровища: медные и каменные топоры, стрелы с кремниевыми наконечниками, сосуды из глины (охристо-желтые), бронзы, 2 сосуда из золота и 14 из серебра.

Работа с таблицей ( Приложение 1 , слайд 6): учащиеся записывают в таблицу название и основные социально-экономические характеристики майкопской культуры.

2. Северокавказская культура ( Приложение 1 , слайд 7)

– Со II тыс. до н.э. происходило изменение климата в сторону похолодания, что значительно изменило сложившиеся хозяйственно-культурные основы жизни населения. Земледелие, на котором основывалось хозяйство майкопцев, не могло нормально развиваться, что привело к исчезновению майкопской культуры, а на смену пришла новая, основанная на скотоводстве культура, которую археологи назвали северокавказской. Оформилось яйлажное скотоводство (яйла – тюркское слово, обозначающее летнее пастбище) – когда в теплое время года скот выпасается на высокогорных лугах, а зимой на равнине.

Работа с таблицей ( Приложение 1 , слайд 8): учащиеся записывают в таблицу название и основные социально-экономические характеристики северокавказской культуры.

3. Племена катакомбной культуры ( Приложение 1 , слайд 9)

– Культура получила свое название по характеру погребений – подземных камер, в которые вели вертикальные колодцы, в археологии они называются катакомбами /рисунок на доске ( Приложение 1 , слайд 10). Эта культура была распространена от Кавказа до Урала.

Работа с таблицей ( Приложение 1 , слайд 11): учащиеся записывают в таблицу название и основные социально-экономические характеристики катакомбной культуры.

4. Племена кобанской культуры и позднекобанской (киммерийской) ( Приложение 1 , слайд 12)

Работа с таблицей ( Приложение 1 , слайд 15): учащиеся записывают в таблицу название и основные социально-экономические характеристики кобанской культуры.

5. Скифы ( Приложение 1 , слайд 16)

Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы и тьмы,
Попробуйте, сравнитесь с нами!
Да, скифы – мы, да, азиаты – мы,
С раскосыми и жадными очами!

Для вас – века, для нас – единый час.
Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас
Монголов и Европы! ( Приложение 1 , слайд 17)

Геродот указывал, что скифы пришли из Азии, границей которой в то время считали Дон. Лингвисты установили, что скифский язык относится к группе иранских. А что вы знаете о скифах?

Предполагаемый ответ ученика:

– Это был кочевой скотоводческий народ. Огромные стада требовали частой смены пастбищ, поэтому стоянки скифов были короткими, постоянных поселений было мало, а городов во времена Геродота вообще не было.

Учитель: Действительно, укреплённые поселения появились только на рубеже V и VI вв. до н. э., когда получили достаточное развитие промыслы и торговля.

Учитель: А с какими народами скифы торговали? Что скифы производили, а что они приобретали в соседних землях? ( Приложение 1 , слайд 18, 19)

Работа с таблицей ( Приложение 1 , слайд 21): учащиеся записывают в таблицу название и основные социально-экономические характеристики скифской культуры.
Не все еще тайны скифов раскрыты. И по сей день стоят в степях Ставрополья скифские курганы. Они хранят огромный материал для исследования.
Перед вами курган в разрезе. Обычно в кургане хоронили знатного скифа с женой, слугами, ценными вещами, лошадьми ( Приложение 1 , слайды 22, 23).

6. Сарматы ( Приложение 1 , слайд 24 – карта)

Работа с таблицей ( Приложение 1 , слайд 29): учащиеся записывают в таблицу название и основные социально-экономические характеристики сарматской культуры.

IV. Обобщение знаний, полученных на уроке, решение проблемного задания

– Какие народы населяли наш край в древности и, какие археологические культуры представлены на территории края?

По статистическим данным, на 1802 год в Кавказской губернии значилось 5 городов, в том числе 3 на территории современного Ставрополья – Александров, Георгиевск и Ставрополь, 62 крупных селения, в которых проживало 55098 душ без учета кочевавших народов.

В архивных документах отмечаются причисления прибывавших в Кавказскую область (преобразована из Кавказской губернии в 1822 году) мигрантов из Курской, Воронежской, Орловской, Полтавской, Екатеринославской, Киевской, Черниговской, Слободско-Украинской губерний. Переселялись и отдельными семьями, и большими группами – до 200 – 500 человек. Водворение производилось, как правило, с учетом пожеланий поселян. Имели место случаи переноса сел и станиц на новые места, преобразования хуторов в села, слияния близко расположенных населенных пунктов.

На момент преобразования Кавказской области в Ставропольскую губернию (указом от 2 мая 1847 года) общее количество населенных пунктов составляло 115. Жителей в губернии, по данным 1848 года, насчитывалось 231037 душ обоего пола – казаков, крестьян, военнослужащих, духовенства, купцов, мещан и других.

Ставрополье – Земля лежащая на перепутье Европы и Азии, на великих торговых дорогах древности, привлекала к себе многих своими природными ресурсами, тучными пастбищами, богатствами недр.
В ходе миграций менялся этнический состав населения. На образ жизни жителей оказывали влияние не только народы жившие по близости, но и сравнительно далёкие цивилизации античного мира (греки, скифы, сарматы и другие).

Оценить 5766 0

Тема №2: История заселения территории Ставропольского края

Цель: - Знакомство с племенами, населявшими территорию края в различное время, их вкладом в развитие территории Ставропольского края;

- Воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей малой Родины и населяющих её народов;

- Отработать умение обобщать и систематизировать знания.

Задачи занятия: познакомить учащихся с племенами, проживающими на Ставрополье с 8в. до н.э. до 15в. н.э., а так же с заселением территории края современными этносами.

Оборудование:

карта Ставропольского края;

карты расселения этносов на Ставрополье;

компьютер, мультимедийный проектор, экран;

Ход занятия

Ставрополье – Земля лежащая на перепутье Европы и Азии, на великих торговых дорогах древности, привлекала к себе многих своими природными ресурсами, тучными пастбищами, богатствами недр.

В ходе миграций менялся этнический состав населения. На образ жизни жителей оказывали влияние не только народы жившие по близости, но и сравнительно далёкие цивилизации античного мира (греки, скифы, сарматы и другие).

Большие перемены в этническую карту Ставропольских земель принесло их заселение русскими и украинцами.

Нелегко было крестьянам, пришедшим из центральных губерний России осваивать целинные просторы края, да ещё в условиях набегов горцев.

Культура исчезнувших народов воспринималась новыми поколениями, которые обогащали её, и становилась основанием для последующего развития. Каждый народ бережно хранит свои традиции и обычаи. Но некоторые из них в современных условиях меняются. Решительно отбрасываются обременительные и унизительные обычаи, жизнь новых поколений строится на более разумных началах, на принципе равенства людей, на принципе равноправия мужчин и женщин.

Образ жизни того или иного народа носит этническую окраску и очень важно иметь представления об этнических особенностях образа жизни народов проживающих на Ставрополье, так как это позволит более подробно разобраться в причинах расселения какого-либо народа на той или иной территории края.

2. Основная часть

Через территории края, как и всей степной части Северного Кавказа, издревле проходили пути этнических миграций:

8 – 7 вв. до н.э. – скифы;

3 – 2 вв. до н.э. - сарматы;

1 – 3 вв. н.э – аланы;

4 – 5 вв. н.э – гунны;

7 – начало 8 вв. - тюркоязычные болгары;

7 в. – хазары; 13 в. - половцы.

В 13 – 14 вв. Ставрополье разделило судьбу всего Северного Кавказа – татаро-монгольское нашествие. Однако монголы составляли меньшинство населения, большинством по-прежнему были половцы. Это во многом определило процесс ассимиляции завоевателей-монголов половцами. Половецкий (кипчакский) язык стал официальным языком деловых отношений в этом регионе.

От золотоордынских племён на Ставрополье сохранился ценный археологический памятник. Это остатки города Моджары, бывшего в ту эпоху крупным торговым центром Северного Кавказа. В городе жили и трудились ремесленники, торговцы многих национальностей – монголы, татары, половцы, русские, аланы и др. В ту пору это единственный город не только на территории современного Ставрополья, но и все степной части Северного Кавказа, где строили жилые дома и др. здания из обожженного кирпича. Некоторые из них украшались глазированной плиткой, мозаикой. В городе был водопровод из керамических труб.

После распада Золотой Орды крупнейшей этнической группой на территории Ставрополья былиногайцы. Они являются коренным этносом на Ставрополье.

Ногайцы преимущественно сельские жители и традиционным видом их хозяйственной деятельности является животноводство.

Исторический этнический ареал ногайцев – Ногайская степь.

Динамика численности населения:

1989 г. – 15 600 человек

2002 г. – 20 700 человек

2010 г. – 22 000 человек

Рис. 1 Расселение ногайцев на Ставрополье (2002 г.).

Со времени укрепления позиций русского государства на Северном Кавказе, иммиграция армянского населения на территорию Ставрополья приобрела особый размах.

Длительное время Святой Крест (Карабаглы – так его называло местное население, так как первоначальные жители были выходцы из Карабаха) был городом лишь по названию. Скорее всего, это было торговое село, так как основным занятием жителей явилось земледелие, особенно, виноградарство, шелководство и торговля, преимущественно вином.

На Ставрополье армяне были свидетелями совершенно другого отношения к переселенцам: отсутствие национальной и религиозной дискриминации, опасности физического уничтожения, грабежей и произвола. Наряду с этим русский народ с чувством сострадания принимал бежавших из неволи армян, проявляя внимание и благородное качество дружбы. Во многом это было обусловлено полиэтничностью данного региона.

Армяне переселялись на Ставрополье в течении всего 19 в. В середине 19 в. Ставрополь стал заметным центром армянской культуры. В 1851 г. здесь было открыто армянское училище на 30 детей. Содержала училище армянская община. В это же время была построена армянская церковь.

Большая часть прибывших из Закавказья армян стремится поселиться в городах и пригородных районах: г. Ставрополе и Шпаковском районе, в Пятигорске с посёлками Горячеводским и Свободы, Кисловодске, Георгиевске и близлежащих к ним сёлах. Это связано, прежде всего, этнопрофессионализмом армян, в Закавказье они были заняты, прежде всего, в сферах торговли и обслуживания и вели городской образ жизни.

Динамика армянского населения:

1970 г. – 30100 человек

1980 г. – 39000 человек

1989 г. – 70171 человек

1995 г. – 102400 человек

2002 г. – 149249 человек

2010 г. – 161300 человек

Рис. 2 Расселение армян на Ставрополье (2002 г.).

В начале второй половины 19 в. на Ставрополье из Турции стали, переселятся греки. На Ставрополье первая большая группа греков-переселенцев прибыла в 1864 г. Они расселились на территории нынешнего Андроповского и Минераловодского районов. В октябре 1865 г. около 100 греческих семей появилось в районе Пятигорска. Возможности размещения вновь прибывших в городе были ограничены, поэтому их расселяли в сельской местности.

По переписи 1989 г. в Ставропольском крае проживало 26828 греков. В Предгорном районе 38,6% и 16% на территории Ессентукского горсовета, в том числе 8% в г. Ессентуки; 7,9% на территории Пятигорского горсовета и 4,5% - на территории Минераловодского района.

Динамика численности населения:

1989 г. – 26 828 человек

2002 г. – 34 100 человек

2010 г. – 33 600 человек

Сегодня автономия работает над созданием музея истории быта, культуры, этнографии греков Ставрополья. Он поможет жителям нашего края больше узнать о греческом народе.

Ставропольские туркмены – это этническая группа, проживающая в степях Ставрополья с 17 в.

Несмотря на относительную разбросанность по территории края, ставропольские туркмены, вышедшие 350 лет назад из Азии, представляют единую этническую общность. У них функционирует родной туркменский язык, сохранены исторические и культурные традиции, восходящие как к древности, так и к недавнему прошлому, сформировавшееся на основе культурной интеграции проживающих рядом этносов – калмыцкого, ногайского, татарского, русского и других народов Северного Кавказа. Ставропольские туркмены считают себя северокавказскими туркменами и не смешивают себя с туркменами Средней Азии.

Связь ставропольских туркмен с их соплеменниками, живущими на территории Туркмении крайне незначительна, а их бытовой уклад и язык подверглись сильному влиянию народностей Кавказа: ногайцев, карачаевцев, калмыков и других. Естественно, двуязычие (родной язык и русский) оказалось сильнее, нежели у туркмен Азии.

Вплоть до конца 19 в. образ жизни туркменского населения основывался на родовых традициях. Но уже тогда родовое деление стало терять свое прежнее значение.

В 1854 г. было заложено первое туркменское селение Летняя Ставка, второе селение было заложено за р. Кумой Зимняя Ставка.

В степи, где кочевали туркмены, был основан ряд осёдлых аулов: в 1863г. первый осёдлый туркменский аул Большой Барханчак; в 1864 г. – аулы Малый Барханчак и Куликовы Копани; в 1865 г. – аулы Чур, Маштак-кулак, позже Шарахалсун; Озек-Суак, Айгур, Эдильбай и др.

В 1898 г. была открыта первая школа для туркменских мальчиков в Зимней Ставке на 35 человек. В начале 20 века начальные школы были открыты во всех аулах и преподавания в них велось как на русском, так и на туркменском языках.

Революция, гражданская война, голод всё это существенно сказалось на сокращении туркменского населения. Если в 1901 г. на Ставрополье туркмен было – 15925 человек, то в 1926 году их осталось 11653 человека.

В послереволюционные годы, не смотря на экономические трудности, большое внимание уделялось развитию национальной культуры, обучению детей на родном языке, ликвидации неграмотности взрослого населения.

В 1920 г. был организован туркменский район, Летняя Ставка была центром культурной и духовной жизни ставропольских туркмен. Но в 1956 г. во время кампании по укрупнению районов туркменский район был ликвидирован. Обучение в туркменских аулах велось на родном языке до 1965 г., но затем прекратилось.

В 1970 г. Туркменский район восстановили, но часть аулов остались за его пределами. Изучение родного языка восстановлено только в конце 80-х гг.

Динамика численности населения:

1901 г. – 15 925 человек

1926 г. - 11 653 человек

1989 г. – 11 337 человек

2002 г. – 13 900 человек

2010 г. - 15 000 человек.

Рис. 3 Расселение туркмен на Ставрополье (2002 г.).

Даргинцы – расселяются, прежде всего, в восточных районах края: Арзгирский, Левокумский, Нефтекумский, Туркменский, где заняты они преимущественно в животноводстве. Сейчас Ставрополье второй после Дагестана регион проживания даргинцев.

Динамика даргинского населения:

1959 г. – 748 человек

1970 г. – 6800 человек

1980 г. – 16000 человек

1990 г. – 32700 человек

1995 г. – 38300 человек

2002 г. – 40200 человек

2010 г. – 49300 человек

Рис. 4 Расселение даргинцев на Ставрополье (2002 г.).

Национально-культурные организации дагестанских землячеств отличаются культурно-просветительским характером, отсутствием религиозного экстремизма, пророссийской ориентацией, этнической лояльностью. Имея городские, региональные, краевые общины, представители дагестанских этнических групп инициируют, прежде всего, гуманитарную, благотворительную деятельность.

В последние годы в районе КМВ, в частности в Кисловодске, происходят разрастание карачаевской диаспоры и формирование национальной карачаевской интеллигенции.

1989 г. – 13 210 человек

1995 г. – 1 198 человек

2002 г. – 15 146 человек

2010 г. – 15 600 человек

Динамика татарского населения на Ставрополье:

1989 г. – 10455 человек

1995 г. – 13800 человек

2002 г. – 12988 человек

2010 г. – 11800 человек

Цыгане– представляют собой замкнутую этническую общность. Для них характерно расселение компактными группами и стойкий этнопрофессионализм (гадание, кузнечное дело, попрошайничество).

На Ставрополье цыгане начали селиться в конце 18 – начале 19 вв. Первоначальным местом их расселения было с. Надежда. По переписи 1989 г. в крае проживало 13313 цыган. В настоящее время цыгане расселены повсеместно. Их наиболее значительные общины проживают в Минеральных Водах, Невинномысске, их пригородах, а так же Изобильненском, Новоалександровском, Александровском, Благодарненском, Георгиевском, Кировском, Красногвардейском, Предгорном, Советском, Шпаковском районах.

Динамика численности населения:

1989 г. – 13 313 человек

2002 г. – 19 100 человек

2010 г. – 30 900 человек

3. Заключение

До наших дней традиции и обычаи разных этнических групп дошли уже в изменённом виде. Решительно отбрасываются обременительные и унизительные традиции, а новая жизнь семьи строится на более разумных началах, на примере равенства людей, на принципе равноправия мужчин и женщин. В виду полиэтничности края происходит смешение традиций. Сегодня соблюдение некоторых традиций, обычаев и обрядов происходит лишь ради забавы (например, свадьбы). Практические в первоначальном виде до нас донесли свои традиции армяне, чеченцы, даргинцы, карачаевцы и цыгане. В последнее время происходит возрождение казачества, как этноса, со своей культурой, со своими обычаями и традициями. Работа всех национально-культурных автономий Ставропольского края направлены на возражение и сохранение традиций своего народа.


Голос скифских курганов

Вид могильника

Давайте рассмотрим вид всего комплекса могильника для того, чтобы иметь представление о том, какие укрепления строили скифы нашей территории.
Большой курган располагался не в центре, между мелкими курганами, а напротив, был в стороне (юго-восточная часть), как бы выделяясь из могильника. Его диаметр составлял 150 м. Другие курганы были в 4-5 раз меньшими. Естественно, крупный, для нас представляет наибольший интерес.
На большом кургане находилась крепида (ограждение) идеально круглой формы. В крепиду войти можно через три входа: северо-западный, северо-восточный, южный. Северо-западный являлся коридором, выводящим в центральную камеру, где разводился огонь. Северо-восточный (не уверен, что это: вход или брешь в разрушенной стене) вход — на большую территорию кургана. Южный – в боковую камеру, где археологи обнаружили 2 скелета коней и колесницу.
Рядом с крепидой (примерно 6 м.) находилась постройка – святилище. Это – храм огня. Святилище также было окружено каменной стеной, как и основная часть кургана. Здесь разжигался огонь, но в отличие от центральной камеры, его применяли для других целей: обряд, призыв к войне, жертвоприношения животных и т. д.
Я хотел бы вернуться к боковой камере, потому как интересная находка исследователей кургана дала значительные результаты в открытии локальной истории родного Ставропольского края.

Интересная находка или тайна богини Иштар


Вооружение

Если археологи наткнулись на трофей похода в Ассирию, то на кургане соответственно, нашли и вооружение скифов.
Здесь были и наконечники для стрел, и лезвия сломанных бронзовых мечей, и удила для коней, и боевые пластины для воинов ближнего боя, а также шлемы.
Скифы понимали, что для более тяжелой конницы
нужно снаряжать и коней. Таких подразделений у них было мало, но их нередко использовали в атаке на передовые отряды противника. Для этого использовали бронзовые стремечковидные удила и железные псалии, заимствованные у киммерийцев.
На нескольких курганах обнаружили наконечники копий, причем интересно, что эти наконечники использовались практически с конца 6 в. и начала 5 в.
Стрелы были самыми разнообразными: киммерийского, раннескифского, кобанского (древнекавказского), новочеркасского типов. Новочеркасский тип включал в себя оружие всех выше перечисленных типов создания наконечников для стрел: удлиненно-ромбические стрелы для дальнего боя, затуплено-ромбические стрелы для стрельбы с небольшого расстояния, наконечники с шипами для использования стрельбы со всех возможных расстояний и повышения возможности поражения противника и т. д.
Достаточно подробно рассмотреть всё вооружение и снаряжение скифов, чтобы опровергнуть суждения о пассивности краснознаменских кочевников.
Такое количество оружия было не только на большом кургане, где сосредотачивалась, в основном, дружина вождя, но также и на других курганах.
Пока закончу повествование о скифском оружии Краснознаменского могильника. Окинем взгляд на святилище большого кургана.

Мироощущение, искусство и религия


Один из основных скифологов Дмитрий Сергеевич Раевский писал, что исследовать досконально культуру тех или иных скифских народов, можно с помощью методов: изучение данных античных авторов, стел, памятников; сравнение культуры одного древнеиранского народа с другим, а следовательно выявление сходства и различия этих культур.
Центральное место в религии скифов Краснознаменского могильника занимает храм огня. Подобные святилища обнаружили в Украине, Казахстане, Узбекистане.… Все они являются сооружениями древней туранской, а также древнеиранской религии. Но это не значит, что все они представляют из себя одно и тоже, ибо подобные утверждения являются заблуждением.
Религия скифов могильника связывала в себе элементы зороастризма, митраизма и веры в Хаому (индийское Сома).

Александр Беляев

Все данные религии имеют как сходства, так и различия.
Например, часть обрядов Хаомы, использовались в зороастризме.
Скифский жрец использовал напиток Хаомы, который давал много энергии для воинов, готовящихся к дальнему походу.
О религиозности скифов можно говорить еще много, но лучше уделить этому внимание в другой теме.

В родных степях Ставрополья

Заключение

Краснознаменский могильник показал, насколько интересна история Ставропольского края и Северного Кавказа в целом, в древние времена скифского могущества. Очень жаль, но памятник снесли, а находки увезли в Москву для детального изучения. А ведь можно с уверенностью утверждать, что потеря исторического наследия тождественна какой-либо экологической проблеме. Об этом писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Если мы уничтожаем природу, которая дает нам энергию, которая кормит нас, то мы уничтожаем себя. То же касается и исторических памятников, оставленных нам предками. Не будет памятников, не будет развития культуры, по крайней мере, своей, национальной. Историческое наследие — это наше достояние, понимание определенных деяний наших предшественников, и конечно, опыт этих деяний.

Читайте также: