В чем проявилось мастерство пушкина в изображении полтавской битвы кратко

Обновлено: 28.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Мастерство А. С. Пушкина в изображении Полтавской битвы

Цель: 1)расширить представление учащихся о творческой мастерской А. С. Пушкина,

2)закрепить знания учащихся о средствах художественной изобразительности,

3)формировать навыки анализа средств художественной изобразительности,

4)воспитывать любовь к русской литературе, внимание к слову.

1.Вступительное слово учителя.

2.Проверка домашнего задания.

Прежде всего, нам необходимо вспомнить содержание данного фрагмента. В ваших индивидуальных картах представлен план фрагмента, но его пункты перепутаны. Вам необходимо восстановить их последовательность и вписать эти пункты в таблицу (задание 1).

-Пётр 1 перед полками;

-описание Петра 1;

-появление Карла Х II ;

Прочитайте, где заканчиваются обозначенные вами эпизоды.

3.Работа с иллюстрацией.

Надо сказать, что Полтавская битва была столь значимым для России событием, что обращались к ней не только поэты. Я хочу представить вам фотографию известной мозаики, выполненной М. В. Ломоносовым. На ней изображён момент боя.

- Рассмотрите эту фотографию.

- Похожи ли эта фотография и мозаика Ломоносова? Чем похожи?

- Выберите из перечисленных понятий только те, которые можно применить и к иллюстрации Ломоносова, и к поэме Пушкина (задание 2).

Документальная достоверность, пассивность движений, накал битвы, яркая цветовая гамма, фантастические образы, робость и сдержанность людей, динамика.

- Как, при помощи каких средств, сумел Ломоносов достичь такого эффекта?

- А вот каким образом того же самого добился Пушкин?

-Вот мы сегодня и попытаемся заглянуть в мастерскую поэта, чтобы выяснить, как ему удалось создать такую живую картину Полтавского боя.

Для этого мы вооружимся

пинцетом, чтобы аккуратно брать тот или иной фрагмент поэмы и внимательно его изучать;

лупой, чтобы рассмотреть самые мелкие детали;

линейкой, чтобы измерять величину слов или предложений

И все результаты своих исследований будем записывать в таблицу.

Грохочут пушки. Дым багровый…

Горит восток зарёю новой…

И битвы поле роковое…

3.Описание Петра 1

Он весь, как божия гроза…

4.Пётр 1 перед полками

Как пахарь, битва отдыхает

Пушки…прервали свой голодный рев

-предложения с однородными членами

Как роем чёрной саранчи…

Гром пушек топот, ржанье стон

Швед, русский – колет, рубит, режет…

Бой барабанный, …тупятся мечи

-предложения с однородными членами

И горд, и ясен, и славы полон взор его…

4.Работа с таблицей.

Вопросы одинаковые для каждого эпизода: какие отличительные приёмы и средства использует Пушкин? (можно воспользоваться справочным материалом).

Так какие же приёмы и средства использует А. С. Пушкин в своей творческой мастерской? (обобщить)

Почему при описании Карла практически не встречаются инверсии?

Но, ребята, обратили ли вы внимание на то, какие слова использует поэт? Например, брань. Что это такое?

Подберите синоним к этому слову из текста. – Битва.

Найдите ещё устаревшие слова: рать, сии, глас, огнь.

Словарь Пушкина был близок словарю современного человека. Зачем поэту потребовались устаревшие слова? (Придать возвышенные интонации, передать торжественность и важность происходящего)

5.А теперь посмотрим, как эти цели Пушкина воплощены в актёрском чтении?

6.Я предлагаю применить полученные знания на практике. Узнайте среди трёх фрагментов эпизод из произведения А. С. Пушкина.

Приступая к анализу Полтавской битвы, следует указать на историческую основу поэмы. В конце XVI века Швеция захватила исконные русские земли на побережье Финского залива. Она отрезала Русское Государство от выхода в Балтийское море, необходимого для экономического и культурного развития страны. Началась длительная война со
Швецией. Вторгшись в пределы России, шведы полагали, что им придется иметь дело только с русской армией, но на защиту родной страны поднялся весь народ, против захватчиков началась народная война.

Весной 1709 года шведский король Карл XII подошел к Полтаве хотел взять её штурмом. Он был талантливым полководцем, а шведская армия считалась тогда лучшей армией в Европе. Король был уверен том, что Полтава будет быстро взята. Но небольшой гарнизон и вооружившиеся жители города отбили яростные атаки шведов и сумели продержаться до подхода главных русских сил под командованием Петра.

27 июня 1709 года около трёх часов утра битва началась. Шведы начали сражение стремительной атакой на расположение русских. Однако все их усилия сломить сопротивление русских полков были напрасны. Отбив атаки шведов, русские войска перешли в решительно наступление.

Под мощным напором русского войска армия шведов дрогнула и обратил ась в паническое бегство. Русские солдаты показали Полтавской битве исключительную силу в наступлении. Пётр руководи боем и появлялся в самых опасных местах. Его шляпа и седло были прострелены пулями. Разгром шведов под Полтавой был полный.

Значение Полтавской битвы для России было огромно. Победа на полях под Полтавой завершилась борьба русского народа за выход России к морю, борьба за укрепление Русского государства.

Таким образом, для своей поэмы Пушкин избрал одно из замечательных событий в истории родины, героем которого был народ — её защитник.

Горит восток зарёю новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки …

Пушкин подчеркивает здесь стремительность боевого удара. Говоря о далеком прошлом, поэт употребляет глаголы настоящего времени, тем самым как бы приближая к нам события; мы живее, ярче представляем их.

Наличие большого количества коротких предложений также дает возможность передать быстроту, силу действий. Следует понаблюдать, как в связи с содержанием у поэта меняется самое звучание стиха: волнуясь, конница летит: Волнуясь, конница летит; Пехота движется за нею. И тяжкой твердостью своею. Ее стремление крепит.

Мощь, величие Петра поэт перелает языковыми средствами. Рисуя его образ, Пушкин употребляет необычные, старинные формы слов, как бы подчеркивая этим, что Пётр — герой, человек необыкновенный.

В звучании самого стиха, в форме предложений используются короткие предложения. В ряде случаев предложение не укладывается, как обычно, в одну стихотворную строчку, а заканчивается в середине следующей строки. Такое построение стиха, сжатость предложений создают впечатление энергии, силы, быстроты движений, напряжённости действия.

Пушки уподоблены диким голодным зверям. Как дикий голодный зверь пожирает свою добычу, так выстрелы из пушек уносят много человеческих жизней. И вновь поэт рисует образ Петра: и в бою и в момент краткой передышки он с войсками, со своим народом. С чем сравнивается здесь Пётр?

И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой…

Далее следим, как рисует поэт появление полководцев перед своими войсками, как изображает появление Карла на поле боя. Образ Карла во всём противоположен образу Петра.

И перед синими рядами
Своих воинственных дружин,
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.
Вожди героя шли за ним.
Он в думу тихо погрузился.
Смущенный взор изобразил
Необычайное волненье.
Казалось, Карла приводил
Желанный бой в недоуменье…
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.

Делаем вывод, что Петр у Пушкина сознает свою силу и правду, он вместе со своим народом. Карл — слабый, уже не верящий в свои силы и победу. Пушкин возвеличивает Петра как такого исторического деятеля, которому дороги интересы государства, и осуждает Карла, который воюет лишь для себя, для своей славы, а интересы государства для него ничто.

Сравним, как звучит стих, когда Пушкин говорит о Петре и когда он говорит о Карле. Налицо различное построение предложений: краткие предложения, создающие впечатление энергии, быстроты, силы, напряжённости действий, событий и длинная, медлительно развивающаяся фраза.

Новая картина — бой в разгаре. Победа. Что поражает в этом описании боя, как рисует поэт необычайную напряжённость, героизм борьбы? Выделим наиболее яркие картины схватки:

Изображая ожесточённый рукопашный бой, Пушкин вновь использует обилие глаголов, показывая напряжённость борьбы. Все дано в движении, в стремительности действий. Словами поэт рисует звуки боя (звукопись):

Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся сплеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.

В этих строках отражается любовь поэта к родине, радость и гордость, что победа осталась за русскими. Восклицательные предложения передают силу чувства поэта, его восторг, восхищение.

Наконец поэт вновь возвращается к образу Петра, мудрого государственного деятеля, который умеет учиться у своих врагов.

Пирует Пёцз. и горд, и ясен,
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.
При кликах войска своего,
В шатре своем он угощает

Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих
Заздравный кубок подымает.

Нажмите, чтобы узнать подробности

А.С. Пушкин. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII. Обучение выразительному чтению.

Цель: отметить интерес поэта к историческому прошлому страны, к деятельности полководцев, диктуемой необходимостью; определить авторское отношение к героям; развивать внимание, устную речь, воображение.

Предмет: русская литературы

Тема: А.С. Пушкин. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII. Обучение выразительному чтению.

Цель: отметить интерес поэта к историческому прошлому страны, к деятельности полководцев, диктуемой необходимостью; определить авторское отношение к героям; развивать внимание, устную речь, воображение.

Ожидаемый результат: сделать процесс чтения более эффективным, активизировать процесс интерактивного получения информации и коллективного рассуждения о ней с целью критического осмысления.

Приветствие в парах, деление на 2 группы

I. Организационный момент.

II. Изучение новой темы.

А.С.Пушкин – страницы биографии.

1. Стадия вызова.

Угадай первую строку синквейна.

Сочинял, влюблялся, погиб.

Сказки знает каждый ребенок.

- Как вы думаете, о ком этот синквейн? Почему вы так решили?

2. Стадия осмысления.

- Что знаете об А.С.Пушкине?

Слово учителя: Работа над поэмой

Особый интерес Пушкин проявил к жизни и деятельности Петра I, который был его любимым героем. Став единоличным царем (1696 г.), Петр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. В результате АзовРоссия вышла на берега Азовского моря (до этих походов она имела выход только в Белое море, которое замерзало на полгода).

Для связей с Западом необходим был выход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченные Швецией в начале XVII в. земли. В долголетней Северной войне (1700-1721 гг.) Россия добилась победы.

Но с этим не мог смириться шведский король Карл XII, котоодерживал победы над слабыми, неподготовленными войсками противника.

В 1709 году он начал поход с запада. Произошло сражение под Полтавой.

Основной причиной начала Северной войны для России – борьба за выход к Балтийскому морю. (верно)

Первое поражение в ходе Северной войны русские понесли под Нарвой. (верно)

Нарва взята была русскими летом 1704 года и в этом же году Россия подписала с Речью Посполитой союзный договор: стороны обязались вести войну со Швецией, не заключать с ней сепаратного мира. (верно)

Генеральное сражение, Полтавская битва, началась 28 сентября 1708 года (неверно), ( это дата сражения у деревни Лесной).

Карл вместе с Мазепой, гетманом Украины, бежал в Турцию (верно)

КарлХII, находившийся в Турции, сумел убедить султана в необходимости совместного выступления против ослабленной войной России. (верно)

В морских сражениях (у мыса Гангут и о. Гренгам) русский флот был разгромлен шведскими эскадрами. (неверно), ( 27 июля 1714г русский флот разгромил шведскую эскадру у мыса Гангут. 27 июля 1720г у острова Гренгам русская эскадра одержала ещё одну крупную победу над шведским флотом)

В 1721г в Ништадте был заключен мирный договор между Россией и Швецией, по которому Россия возвращала Швеции Финляндию (кроме Выборга), но получала балтийское побережье от Выборга до Риги с огромными территориями Лифляндии, Эстляндии и Ингерманландии (верно)

Определите, о ком идет речь. Работаем в группах.

Его глаза
Сияют. Лик его ужасен
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь как Божия гроза. (ПетрI)

И перед синими рядами
Своих воинственных дружин,
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, … явился.
Вожди героя шли за ним.
Он в думу тихо погрузился. (КарлХII)

«…Петру я послан в наказанье;
Я терн в листах его венца:
Он дал бы грады родовые

- Какие впечатления остались у вас от этой картины?

Беседа по вопросам.

- Какими мы видим Петра I, Карла XII? Как автор относится к ним?

В ы в о д. А. С. Пушкин не сторонник войн: он знал, какие беды они несут стране, народу. Но победу Петра I под Полтавой он присудьба России, ее роль в мире. Поэт славит русского солдата, его полководца Петра, его сподвижников.

Приступая к анализу Полтавской битвы, следует указать на историческую основу поэмы. В конце XVI века Швеция захватила исконные русские земли на побережье Финского залива. Она отрезала Русское Государство от выхода в Балтийское море, необходимого для экономического и культурного развития страны. Началась длительная война со Швецией. Вторгшись в пределы России, шведы полагали, что им придется иметь дело только с русской армией, но на защиту родной страны поднялся весь народ, против захватчиков началась народная война.

Весной 1709 года шведский король Карл XII подошел к Полтаве хотел взять её штурмом. Он был талантливым полководцем, а шведская армия считалась тогда лучшей армией в Европе. Король был уверен том, что Полтава будет быстро взята. Но небольшой гарнизон и вооружившиеся жители города отбили яростные атаки шведов и сумели продержаться до подхода главных русских сил под командованием Петра.

27 июня 1709 года около трёх часов утра битва началась. Шведы начали сражение стремительной атакой на расположение русских. Однако все их усилия сломить сопротивление русских полков были напрасны. Отбив атаки шведов, русские войска перешли в решительно наступление.

Под мощным напором русского войска армия шведов дрогнула и обратил ась в паническое бегство. Русские солдаты показали Полтавской битве исключительную силу в наступлении. Пётр руководи боем и появлялся в самых опасных местах. Его шляпа и седло были прострелены пулями. Разгром шведов под Полтавой был полный.

Значение Полтавской битвы для России было огромно. Победа на полях под Полтавой завершилась борьба русского народа за выход России к морю, борьба за укрепление Русского государства.

Таким образом, для своей поэмы Пушкин избрал одно из замечательных событий в истории родины, героем которого был народ — её защитник.

Горит восток зарёю новой. Уж на равнине, по холмам Грохочут пушки …

Пушкин подчеркивает здесь стремительность боевого удара. Говоря о далеком прошлом, поэт употребляет глаголы настоящего времени, тем самым как бы приближая к нам события; мы живее, ярче представляем их.

Наличие большого количества коротких предложений также дает возможность передать быстроту, силу действий. Следует понаблюдать, как в связи с содержанием у поэта меняется самое звучание стиха: волнуясь, конница летит: Волнуясь, конница летит; Пехота движется за нею. И тяжкой твердостью своею. Ее стремление крепит.

Мощь, величие Петра поэт перелает языковыми средствами. Рисуя его образ, Пушкин употребляет необычные, старинные формы слов, как бы подчеркивая этим, что Пётр — герой, человек необыкновенный.

В звучании самого стиха, в форме предложений используются короткие предложения. В ряде случаев предложение не укладывается, как обычно, в одну стихотворную строчку, а заканчивается в середине следующей строки. Такое построение стиха, сжатость предложений создают впечатление энергии, силы, быстроты движений, напряжённости действия.

Пушки уподоблены диким голодным зверям. Как дикий голодный зверь пожирает свою добычу, так выстрелы из пушек уносят много человеческих жизней. И вновь поэт рисует образ Петра: и в бою и в момент краткой передышки он с войсками, со своим народом. С чем сравнивается здесь Пётр?

И он промчался пред полками, Могущ и радостен, как бой…

Далее следим, как рисует поэт появление полководцев перед своими войсками, как изображает появление Карла на поле боя. Образ Карла во всём противоположен образу Петра.

И перед синими рядами Своих воинственных дружин, Несомый верными слугами, В качалке, бледен, недвижим, Страдая раной, Карл явился. Вожди героя шли за ним. Он в думу тихо погрузился. Смущенный взор изобразил Необычайное волненье. Казалось, Карла приводил Желанный бой в недоуменье… Вдруг слабым манием руки На русских двинул он полки.

Делаем вывод, что Петр у Пушкина сознает свою силу и правду, он вместе со своим народом. Карл — слабый, уже не верящий в свои силы и победу. Пушкин возвеличивает Петра как такого исторического деятеля, которому дороги интересы государства, и осуждает Карла, который воюет лишь для себя, для своей славы, а интересы государства для него ничто.

Сравним, как звучит стих, когда Пушкин говорит о Петре и когда он говорит о Карле. Налицо различное построение предложений: краткие предложения, создающие впечатление энергии, быстроты, силы, напряжённости действий, событий и длинная, медлительно развивающаяся фраза.

Новая картина — бой в разгаре. Победа. Что поражает в этом описании боя, как рисует поэт необычайную напряжённость, героизм борьбы? Выделим наиболее яркие картины схватки:

Изображая ожесточённый рукопашный бой, Пушкин вновь использует обилие глаголов, показывая напряжённость борьбы. Все дано в движении, в стремительности действий. Словами поэт рисует звуки боя (звукопись):

Браздами, саблями звуча, Сшибаясь, рубятся сплеча. Бросая груды тел на груду, Шары чугунные повсюду Меж ними прыгают, разят, Прах роют и в крови шипят. Швед, русский — колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон.

В этих строках отражается любовь поэта к родине, радость и гордость, что победа осталась за русскими. Восклицательные предложения передают силу чувства поэта, его восторг, восхищение.

Наконец поэт вновь возвращается к образу Петра, мудрого государственного деятеля, который умеет учиться у своих врагов.

Пирует Пёцз. и горд, и ясен, И славы полон взор его. И царский пир его прекрасен. При кликах войска своего, В шатре своем он угощает

Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает, И за учителей своих Заздравный кубок подымает.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель урока: Показать мастерство А. С. Пушкина в изображении Полтавской битвы. Рассмотреть образ Петра I с исторической и художественной точек зрения. Познакомить учащихся с историческими документами, …

конспект бинарного урока по истории и литературе в 7 классе…

Тип урока: комбинированный Представление о результатах:Личностные УУД.-воспитание уважения к историческому наследию России; чувства гордости за своё государство;- формирование интереса к пр…

Ученикам 7 класса достаточно трудно писать сочинение — сравнительную характеристику двух литературных героев, При работе над подобными сочинениями необходими их образцы. Предлагаю один из них….

Пробиваясь к морю

Царь сосредоточил усилия на своей главной цели – выходе к Балтийскому морю. Весной 1703 года он направил значительные силы против маленькой цитадели Ниеншанц в устье Невы. Взятие этой незначительной крепости сыграло важнейшую роль в истории России и мира.

Мало того, что Петр очистил от шведов самую восточную оконечность Финского залива и построил там свои собственные военные укрепления, он заложил на одном из островов новый город, его будущую столицу Санкт-Петербург. На следующий год он решил, что достаточно силен, чтобы попытаться отбить Нарву. В одном из самых кровавых сражений этой войны 9 августа 1704 года Петр взял город.

Карл не был встревожен этой переменой. Он упорствовал в своей стратегии устранения союзника России как необходимого условия к решительному столкновению с Петром, в победе над которым он по-прежнему не сомневался. Благодаря захватывающему дух 1500-километровому маршу через Польшу в самое сердце Саксонии он заставил окончательно капитулировать курфюрста. В сентябре он подписал договор с Августом, по условиям которого последний был обязан отказаться от своего союза с Петром. Петр теперь был лишен союзников и вновь думал о возвращении к дипломатии.

Читайте также: