Фильм царство небесное о чем кратко

Обновлено: 30.06.2024

Поговорив со своим сводным братом священником, Балиан все же решается уехать на Святую землю, чтобы отмолить грех жены. Но вдруг увидев на его груди крест, тайком снятый с покойной жены, он убивает брата и сжигает его в кузнице.

Балиан догоняет своего отца и его отряд, но за ним уже отправили шерифа. Пытаясь спасти сына, Готфрид получает серьезное ранение в бою. В пути он умирает, и перед смертью делает Балиана рыцарем и дает ему титул барона.

Рыцари отправляются в Иерусалим на корабле, но попадают в бурю. Единственный, кому удается выжить, — Балиан. Он добирается до берега и бредет по пустыне верхом на коне. Мужчина встречает богатого сирийца и его слугу, они сражаются с Балианом, пытаясь отобрать его коня. Сириец погибает в поединке, а его слуга сопровождает Балиана до Иерусалима, где тот дарует ему свободу.

В Святом городе Балиана находят слуги его отца и доставляют его в поместье. Туда приезжают прокаженный король Балдуин и его сестра принцесса Сибилла.

На совете, Балиан узнает от военачальника Иерусалима Тиберия, о том, что султан Египта и король еле сохраняют мир между их странами, т. к. ежедневно на их землю прибывают фанатики из Европы, которые по приказу папы убивают мусульман.

По приказу короля Балиан отправляется в Палестину во владения своего отца. Он заботится о местном люде и делает свой край процветающим. К нему в замок приезжает Сибилла и говорит, что любит его.

Султан Египта Саладдин отправляет большое войско на замок Керак. Балиан со своими рыцарями пытаются продержаться до прихода подкрепления. Многие рыцари погибают, но все-таки удерживают замок до прихода армии короля.

Король заключает мир с Саладдином, но вскоре умирает. Королем становится Ги де Лузиньян, вместе с Рене де Шатильоном они начинают гонения мусульман. Тамплиеры убивают тысячи невинных арабов и даже сестру султана Саладдина. Новый король даже казнит посла султана. Он собирает новый крестовый поход.

Из-за отсутствия воды, половина войска гибнет в пути. У холмов Хаттин, Саладдин уничтожает христианское войско, взяв в плен короля.

Балиан не теряет надежду отстоять Иерусалим, хотя отчаявшийся Тиберий бежит на Кипр. С Балианом остается совсем немного рыцарей, поэтому, чтобы увеличить шансы на победу, он дарует рыцарские титулы оруженосцам и мещанам. Люди готовятся к осаде.

Рыцарям удаётся устоять. Саладин ведет переговоры с Балианом, тот сдает город при условии сохранения жизни рыцарям и мирным жителям. Отказавшись от короны, Балин со своей возлюбленной Сибиллой отправляются обратно во Францию.

Сюжет

Южная Франция. 1184 год. У кузнеца Балиана умер сын, а жена наложила на себя руки. В кузницу прибывает барон Готфрид, говорит Балиану, что он его отец, и спрашивает, хочет ли тот в Иерусалим. Балиан отказывается.

На пути в Иерусалим корабли тонут, и Балиан оказывается единственным выжившим. В пустыне его встречают некий знатный сириец и его слуга Имад. Сириец утверждает, что конь Балиана принадлежит ему, но рыцарь отказывается и убивает сирийца в поединке. Имад приводит Балиана в Иерусалим, где последний освобождает его, а сам посещает Голгофу. На следующий день Балиана находят слуги Готфрида и сопровождают его в поместье отца. Он знакомится с посетившей поместье красавицей Сибиллой, сестрой короля, и с самим прокажённым королём Балдуином IV. Балиан и госпитальер-слуга его отца вместе с Тиберием, военачальником Иерусалима, обсуждают события на Святой Земле. Тиберий заявляет что Салах-ад-Дин, султан Египта, и король Балдуин IV с трудом сохраняют мир, который ежедневно может нарушиться из-за Рено де Шатильона, Ги де Лузиньяна, фанатиков из Европы и жестоких тамплиеров, желающих разбогатеть на войне.

Балиан отправляется во владения отца где-то в Палестине. Он занимается благоустройством этого края, помогая жителям построить оросительную систему. Под мудрым руководством Балиана его земля превращается в цветущий край. В 1187 году его навещает Сибилла, которая признаётся ему в любви. На следующее утро из Иерусалима приходит весть, что мусульмане объявили войну, так как караван сарацинов был разграблен тамплиерами. Салах-ад-Дин направляет огромное войско на замок Керак, принадлежащий Рене де Шатильону. Балиан собирает рыцарей, чтобы защитить город до прихода войска короля. В жестоком бою с превосходящими силами войском сарацинов половина воинов Балиана погибает, но они выполняют свой долг, король с силами, равными сарацинским, подходит к Кераку.

Король заключает с Салах-ад-Дином мир и приказывает арестовать Рено де Шатильона, но умирает несколько дней спустя. Став королём, муж Сибилы Ги де Лузиньян приказывает освобождённому из тюрьмы Рено де Шатильону начать гонения мусульман. Тамплиеры вырезают тысячи невинных и даже сестру Салах-ад-Дина. Посол Египта требует сдачи Иерусалима и выдачи тамплиеров, но его коварно убивает Ги. Он собирает войско под эгидой Крестового Похода и идёт на сарацинов; от усталости и жажды многие воины гибнут в пути. Салах-ад-Дин с огромной армией поджидает крестоносцев у холмов Хаттин, мусульмане в жестокой битве уничтожают христианское войско. Ги попадает в плен, а Рене казнён Салах-ад-Дином. Балиан и Тиберий после битвы приезжают к Хаттину. Тиберий с досадой и отчаяньем заявляет, что некогда считал, что рыцари Иерусалимского королевства служат Господу, но понял, что война идёт за земли и золото; заявляет, что надежды отстоять Иерусалим нет, и отправляется на остров Кипр. С Балианом остаётся горстка рыцарей. Немногочисленный гарнизон Иерусалима готовится к осаде. Салах-ад-Дин направляет войско на Иерусалим; рыцари отчаянно защищают город, но силы неравны. Балиан сдаёт город при условии сохранения жизни крестоносцам и жителям. Салах-ад-Дин с триумфом входит в Иерусалим, а Имад возвращает Балиану подаренного коня.



  • лордБалиан II Ибелин
    (Орландо Блум) — бастард крестоносца Готфрида Ибелина, выросший в Французской деревне. Вынужден бежать из неё из-за убийства священника. Из-за смерти отца стал наследником его владений и был посвящён в рыцари. Показал себя как храбрый и благородный воин. Завёл роман с сестрой короля Сибиллой, а заодно и дружбу с самим королём, который увидел в нём потенциал и даже хотел выдать за него сестру.
    После смерти короля Ги де Лузиньян послал убить его. Пережив нападение, он приехал в Иерусалим, а после пленения короля, смерти Шатильона и отъезда Тиберия остался единственным защитником города. Сдал Иерусалим, но спас всех мирных жителей. После битвы бросил рыцарство и вернулся, взяв с собой Сибиллу, в родную деревню.
  • лордГотфрид Ибелинский
    (Лиам Нисон) — отец Балиана, много лет назад оставивший его мать на руках с ребёнком. Узнав о трагедии Балиана предложил ему ехать с ним. Был смертельно ранен, защищая его от людей шерифа. Перед смертью посвятил сына в рыцари и сделал наследником своих земель.
  • султанСалах ад-Дин (Саладин)
    (Гасан Массуд) — правитель Египта и Сирии, антагонист Балиана и вообще всех христиан в фильме. Исторически известен как лучший враг Ричарда Львиное Сердце, который в конце фильма как раз поехал с ним воевать. Благородный и достойный человек, до последнего не желающий устраивать полномасштабную войну. Питает уважение к своим врагам, что спасает многим из них жизнь.
  • графГи де Лузиньян
    (Мартон Чокаш) — муж Сибиллы, не одобряющий позиции её брата. Союзник Шатильона в деле войны с мусульманами, вместе с которыми они пытаются сорвать перемирие. Невзлюбил Балиана, в открытую презирая его происхождение.
    После смерти короля отправил крестоносцев на убийство Балиана, а сам сначала спровоцировал Саладина на агрессию, а затем выдвинул на него свои войска, потерпев поражение и попав в плен.
  • лордРене де Шатильон
    (Брендон Глиссон) — раубриттер, активно пытающийся сорвать перемирие с мусульманами, что способствует его дружбе с Лузиньяном.
    После того, как из-за него случилась битва при Кераке, был брошен в темницу, но новый король выпустил его и приказал устроить гонения на мусульман. Лично убил сестру Саладина, а затем пошёл в атаку вместе с королём. Попал в плен, где из-за наглости лишился головы.
  • гроссмейстер ордена ТампльеровГеральд де Ридефорт
    (Ульрих Томсен) — в реальности был важнее и главнее, чем Рено, но в фильме затерялся на его фоне и выглядит чуть ли не безымянной шестёркой у Рено.
  • королеваСибилла Иерусалимская
    (Ева Грин) — жена Ги де Лузиньяна, изменяющая ему с Балианом. Живёт ради своего сына, который в будущем должен стать королём.
    Сын оказался заражённым проказой и умер от рук матери. После его смерти решила не прятаться во время осады и пошла помогать раненым в качестве медика. После осады ушла вместе с Балианом жить обычной жизнью во Франции.
  • корольБалдуин IV Прокажённый
    (Эдвард Нортон) — король Иерусалима, на момент действия сюжета больной проказой. Пользуется уважением в народе. Из-за старой дружбы с Готфридом устанавливает тёплые отношения с Балианом. Старается всеми силами сохранить мир на Святой Земле.
  • графРаймунд III (Тиберий)
    (Джереми Айронс) — военачальник Иерусалима, лояльный Балдуину и, соответственно, нелояльный Лузиньяну и Шатильону.
    После начала войны уехал из Иерусалима на Кипр.
  • Имад ад-Дин
    (Александр Сиддиг) — слуга сирийского рыцаря, которого встретил Балиан в пустыне после кораблекрушения. После смерти хозяина, перешёл на службу Балиану, но был отпущен им после прибытия в Иерусалим. Вдобавок ещё и получил того самого коня, из-за которого его хозяин и бросился на Балиана.
    На самом деле — персидский рыцарь и верный сподвижник Саладина, сопровождающий его в походах. Участвовал в битве за Керак, где сохранил жизнь Балиану. Затем присутствовал при осаде Иерусалима, а после взятия города вернул главному герою того самого коня.

Все эти персонажи существовали в реальности, но их истории и характеры (а у отца Балиана ещё и имя) были серьёзно изменены.

В ролях

  • Орландо Блум — Балиан II Ибелин(роль дублирует Александр Баргман
    )
  • Ева Грин — Сибилла Иерусалимская(роль дублирует Анна Геллер
    )
  • Лиам Нисон — Готфрид Ибелинский(роль дублирует Андрей Толубеев
    ). Персонаж создан на основе личности Готфрида Бульонского, настоящего же отца Балиана Ибелинского звали Барисан)
  • Джереми Айронс — Тиберий(роль дублирует Юрий Лазарев
    )
  • Мартон Чокаш — Ги де Лузиньян(роль дублирует Вадим Гущин
    )
  • Эдвард Нортон — король Балдуин IV Иерусалимский(роль дублирует Станислав Концевич
    )
  • Брендан Глисон — Рено де Шатильон(роль дублирует Геннадий Богачёв
    )
  • Гассан Массуд — Салах ад-Дин(роль дублирует Валерий Кухарешин
    )
  • Александр Сиддиг — Имад
  • Джон Финч — Патриарх Иерусалима Ираклий
    (в фильме по имени не называется)
  • Дэвид Тьюлис — госпитальер(роль дублирует Сергей Паршин
    )
  • Майкл Шин — священник, сводный брат Балиана(роль дублирует Максим Сергеев
    )
  • Кевин Маккидд — английский сержант в Мессине(роль дублирует Олег Куликович
    )
  • Николай Костер-Вальдау — деревенский шериф(роль дублирует Андрей Лёвин
    )
  • Йен Глен — Ричард I Львиное Сердце

Историческая достоверность



В реальной истории барон Балиан Ибелин был ко времени осады Иерусалима уже пожилым человеком, ему было уже около пятидесяти. Его молодость в качестве кузнеца — вымысел сценариста фильма. Два старших брата Балиана — Гуго и Болдуин Ибелины, никак не упомянутые в фильме — также сыграли важную роль в истории Иерусалимского королевства. История любви в фильме Балиана и королевы Сибиллы Иерусалимской основана на факте переписки между историческими Болдуином (братом Балиана) и Сибиллой. Сам же Балиан Ибелинский был женат на мачехе Сибиллы Иерусалимской Марии Комнине, вдове иерусалимского короля Амори I.

Годфрид Ибелин, отец Балиана в фильме — персонаж вымышленный; отцом исторического Балиана был Барисан Ибелин. Прототипом Годфри Ибелина мог послужить Готфрид Бульонский. В действительности же Годфрид Бульонский и Балиан Ибелин никогда не встречались: смерть Готфрида и рождение Балиана разделяют примерно 42 года.

Под именем Тиберия в фильме изображён Раймунд III, граф Триполи, князь Галилейский и Тиверийский. Его настоящее имя Раймунд (англ. Raymond

Король Балдуин IV не был сторонником мирного сосуществования с мусульманами, как и бароны из рода Ибелинов. Перемирия с Саладином были вынужденные. Король не находил в себе силы для дальнейшего управления Государством. Из-за проказы он не мог зачать детей. Он искал наследника путём заключения брака своих сестёр с знатными баронами запада.

В фильме Рено де Шатильон и Ги де Лузиньян носят облачение тамплиеров, однако в жизни ни один не состоял в Ордене Храма. В анонсе Лузиньян именуется Магистром Ордена, однако в описываемое время этот пост занимал Жерар де Ридфор.

В режиссёрской версии фильма, ведя переговоры о сдаче Иерусалима, Саладин также обещает Балиану вернуть христианам из плена короля Иерусалимского Ги Лузиньяна.

После захвата Иерусалима Саладин не проявил уважения к христианской религии, как это можно видеть в одной из финальных сцен фильма — Саладин поднимает с пола распятие. В действительности, вступив в Иерусалим, Саладин велел сбросить с церквей кресты и разбить колокола. Тем не менее, Церковь Воскресения была сохранена[1].

Создатели картины проделали большую работу по подготовке исторических костюмов и декораций и привлекли учёных специалистов-историков. Однако, вопреки ожиданиям, это мало повлияло на достоверность отдельных исторических деталей: рыцари в фильме носят доспехи и пользуются оружием различных эпох, начиная с первого крестового похода 1096-1099 годов, и заканчивая XIV столетием.

К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)

Фильм, хоть и берёт за основу реальную историю, на деле почти не имеет к ней отношения. Список неточностей можно продолжать долго, но из интересного можно отметить следующие:

Интересные факты

К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)

Кроме урезанной театральной версии, которую показывают в кинотеатрах и телевизоре, существует и режиссёрская, которую не дали выпустить Ридли Скотту. Сам он считает театральную версию неканоничной и непригодной для просмотра. Кинокритики с ним согласились и поставили ей оценки намного выше, чем театральной, вплоть до 10/10 от некоторых изданий. Особенность версии заключается в раскрытии большинства персонажей. Она идёт на 45 минут дольше, и в ней зрителю объяснят откуда у Балиана боевой опыт, за что он убил брата и т. д. Театральная версия на её фоне выглядит лишь весёлым боевиком, а никак не эпическим полотном.

Ссылки

В Викицитатнике есть страница по теме Царство небесное (фильм)

  • 1970-еДуэлянты (1977) • Чужой (1979)
    1980-еБегущий по лезвию (1982) • Легенда (1985) • Тот, кто меня бережёт (1987) • Чёрный дождь (1989)
    1990-еТельма и Луиза (1991) • 1492: Завоевание рая (1992) • Белый шквал (1996) • Солдат Джейн (1997)
    2000-еГладиатор (2000) • Ганнибал (2001) • Чёрный ястреб (2001) • Великолепная афера (2003) • Царство небесное (2005) • Невидимые дети (2005) • Хороший год (2006) • Гангстер (2007) • Совокупность лжи (2008)
    2010-еРобин Гуд (2010) • Прометей (2012) • Советник (2013) • Исход: Цари и боги (2014) • Марсианин (2015) • Чужой: Завет (2017)
    СценаристБегущий по лезвию 2049 (2017)

Царство Небесное в Новом Завете

Отрывок, характеризующий Царство небесное (фильм)

Все отзывы о фильме Царство небесное

Штурм Иерусалима в фильме дан обрывочно: сцена бомбардировки катапультами, наступления, битвы на стенах, обрушения башен – всё отдельно. Цельной картины не вышло ни в театральной, ни в режиссерской версии фильма. Тем не менее, штурм Иерусалима внушает. Сарацины, обливающие своих солдат под стенами города водой, чтобы хуже горели, отчаянная схватка за установление-сброс зеленого флага на одной из башен – всё это снято масштабно, ярко и красочно, как и любой экшен у Ридли Скотта. Защитники Иерусалима движимы доблестью и страхом – режиссеру удалось великолепно передать не просто военное столкновение, но столкновение двух разных культур. Жители города держат оборону не просто от вражеской армии – их доблесть усиливает ужас перед захватом города армией чуждой, непонятной и потому страшной культуры. Отчасти потому бой идет не на жизнь, а на смерть; воины в проломе стены месят друг друга в кровавую кашу, и никто не желает уступить.

Центральная идея фильма – принципиальная недостижимость мечты, называемой Римом ли, Иерусалимом ли – да как угодно!

Что такое Иерусалим? Наши святыни стоят на мусульманских святынях, а те, в свою очередь – на древних иудейских святынях и так далее.

О чем фильм Царство небесное 2005

Смысл фильма

Царство Небесное – фильм 2005 года, вольное изложение истории крестоносца Балиана II Ибелина, который участвовал в войне между Айюбидами и Иерусалимским королевством, а также отстоял Иерусалим при осаде его Саладдином. Режиссер Ридли Скотт не ставил своей целью точно воссоздать историю событий, которые предшествовали III Крестовому походу, это скорее фанфик. Так, биография главного героя в фильме позаимствовала факты из жизни другого крестоносца — Балдуина де Ибелина (это брат Балиана II Ибелина). В фильме очень мало батальных сцен и поединков. Один из самых недооцененных фильмов Скотта, который провалился в прокате.

О чем фильм Царство небесное

На святой земле же сейчас все неспокойно. Короли Египта и Израиля, Салах-ад-Дин и Балдуин Прокаженный сохраняют мир с огромным трудом, постоянно случаются провокации от религиозных фанатиков, готовых по приказу римского папы убивать мусульман. Возглавляют банды провокаторов рыцари Рено де Шатильон и Ги де Лузиньян (который является мужем королевы Сибиллы).

Балиан становится наследником владений своего отца в Палестине. Кузнец оказался довольно умелым правителем, построил оросительную систему и превратил поместье в процветающий край.

Мирная его жизнь заканчивается в тот день, когда тамплиеры грабят караван сарацинов, а Салах-ад-Дин в ответ направляет на Рено де Шатильона целое войско мусульман. Балиан противостоит сарацинам, теряет во время битвы много своих рыцарей.

Салах-ад-Дин и король Израиля заключают мир, Шатильон попадает в тюрьму, Балдуин умирает. Через некоторое время королем Израиля становится Ги де Лузиньян, который освобождает из тюрьмы своего друга Шатильона и снова начинает гонения на мусульман, во время которых гибнет сестра Саладдина. Лузиньян казнит посла, после чего начинается новая война.

Во время битвы при Хаттине гибнет почти все христианское войско, Ги де Лузиньян попадает в плен, а Шатильона казнят.

Салах-ад-Дин направляет на Иерусалим свои войска. Балиан раздает рыцарские титулы мещанам и оруженосцам и готовится к битве за Иерусалим. Город сумел устоять, но во время переговоров Балиан сдает Иерусалим Египту с тем условием, что Саладдин сохранит жизни рыцарей и простых горожан.

Смысл фильма Царство небесное

Весь фильм нам показывают не рыцаря, а обычного кузнеца с чертами рыцаря. Нам не показано становление главного героя и его превращение в воина, но весь фильм мы видим человека практичного и приземлённого.

Да и сюжет фильма во многом построен на противопоставлении материализма Балиана, человека из народа, который сориентирован на практическую пользу, и идеализма рыцарей и королей, с которыми ему приходится общаться. В конце он так и остается кузнецом, променяв весь мир рыцарей и замков на простое счастье. Возможно, это намек на то, что каждому человеку будет хорошо только на своем месте: не нужно гнаться за престижем, модой и победой, если тебе хорошо в своей деревне и в своей кузнице.

Показаны в фильме и противоречия в мире королей. Вера в бога никак не сочетается с борьбой за божьи земли, а борьба за власть противоречит уважению к власти. Возможно, именно от этого и сбежала в кузницу королева Сибилла.

Показано и разное отношение к вере, своей и чужой. Так, в самом начале фильма Балиан убивает священника, увидев у него крестик, снятый с тела своей покойной жены.

В то же время мусульманин Саладдин поднимает крест, который уронили рыцари, чем показывает уважение к чужой вере. Видимо, важнее нести бога в душе. И не имеет значения, как ты его называешь.

Смысл финала фильма

В финале Балиан отказывается идти в крестовый поход против Саладдина. Он понял, что его место здесь, рядом с новой любовью. В конце фильма он проезжает мимо могилы своей жены и понимает, что искупил свой грех и отпустил эту трагедию. А царство небесное находится только у нас в душе.


Содержание

Сюжет

Южная Франция 1184 год. У кузнеца Балиана умер сын, а жена наложила на себя руки. В кузницу прибывает барон Готфрид и говорит Балиану, что он его отец и спрашивает хочет ли он в Иерусалим. Тот отказывается.
Вечером в кузницу приходит священник и говорит Балиану про жену. В злости Балиан бросает того в огонь и догоняет Готфрида, говоря, что едет с ним. В лагерь прибывают французы с целью поместить Балиана под суд за его преступление. Крестоносцы затягивают с солдатами бой, в котором Готфри оказывается ранен. По дороге он умирает, сделав Балиана рыцарем и бароном.
В пути по морю в Иерусалим корабли тонут, и Балиан оказывается одним из выживших. Он находит Иерусалим и приходит к рыцарям. Он знакомится с ними и с прокажённым королём Балдуином IV. Муж его сестры вместе с рыцарями видит караван сарацинов и решает уничтожить его. Узнав о том, что его сестра в плену, а люди уничтожены, король сарацинов Салах ад-Дин направляет огромное войско на город Кирак. Находящийся там Балиан собирает рыцарей чтобы защитить город до прихода войска Короля. В бою с 300 тыс. войском сарацинов половина воинов погибает, но они выполняют свой долг, король с силами, равными сарацинским, приходит в Кирак.
Король заключает с Салах ад-Дином мир и ругает друга мужа сестры Рено де Шатильона, но через несколько дней король умирает. Захватив власть муж его сестры Ги де Лузиньян вместе с Рено де Шатильоном организует войско и идёт на сарацинов. От усталости и жажды половина войска умирает по пути, а оставшихся убивают многотысячное войско сарацин. После победы Салах ад-Дин направляет войско на Иерусалим. Оставшийся там Балиан защищает город с небольшой армией рыцарей, но после долгих боёв Балиан сдаёт город и уходит вместе с жителями и с сестрой короля Сибиллой.
Они отправляются в разные стороны. Балиан вместе с Сибиллой возвращается в свою кузницу. К ним приезжает Ричард I Львиное Сердце, ища Балиана защитника Иерусалима чтобы взять его с собой в поход на Салах ад-Дина. Но Балиан говорит, что он простой кузнец. Армия уходит, а Сибилла остаётся вместе с Балианом.

В ролях

    Балиан I ИбелинСибилла ИерусалимскаяГотфрид Ибелинский (персонаж создан на основе личности Готфрида Бульонского, настоящего же отца Балиана Ибелинского звали Барисан) — ТиберийГи де Лузиньянкороль Балдуин IV ИерусалимскийРено де ШатильонСалах ад-ДинИмад ад-Динпатриарх Иерусалима Эраклий (в фильме по имени не называется) — госпитальерсвященник, сводный брат Балианаанглийский сержант в Мессинедеревенский шерифРичард I Львиное Сердце

Съёмочная группа

  • Режиссёр: Ридли Скотт
  • Сценарист: Уильям Монахан
  • Оператор: Джон Матисон
  • Композитор: Гарри Грегсон-Уильямс

Различия между официальной и режиссёрской версиями

  • В официальной версии полностью исключена сюжетная линия сына Сибиллы Иерусалимской, на короткое время унаследовавшего трон Балдуина IV.
  • В режиссёрской версии фигурирует брат Балиана.
  • Полная версия открывает наличие у Годфри племянника, которому была выгодна смерть обоих д`Ибелинов.
  • В режиссёрском варианте более подробно раскрыта судьба Ги де Лузиньяна после его пленения Салах ад-Дином.
  • Финал расширенной версии, в отличие от официального варианта, близок к классическому хэппи-энду.

Историческая достоверность



В реальной истории барон Балиан Ибелин был ко времени осады Иерусалима уже пожилым человеком, ему было уже около пятидесяти. Его молодость в качестве кузнеца — вымысел сценариста фильма. Два старших брата Балиана — Гуго и Балдуин Ибелины, никак не упомянутые в фильме — также сыграли важную роль в истории Иерусалимского королевства. История любви в фильме Балиана и королевы Сибиллы Иерусалимской основана на факте переписки между историческими Балдуином (братом Балиана) и Сибиллой. Сам же Балиан Ибелинский был женат на мачехе Сибиллы Иерусалимской Марии Комнине, вдове иерусалимского короля Амори I.

Годфри Ибелин, отец Балиана в фильме — персонаж вымышленный; отцом исторического Балиана был Барисан Ибелин. Прототипом Годфри Ибелина мог послужить Готфрид Бульонский. В действительности же Годфрид Бульонский и Балдуин Ибелин никогда не встречались: смерть Готфрида и рождение Балиана разделяют примерно 42 года.

Король Балдуин IV не был сторонником мирного сосуществования с мусульманами, как и бароны из рода Ибелинов. Перемирия с Саладином были вынужденные. Король не находил в себе силы для дальнейшего управления государством. Из-за проказы он не мог зачать детей. Он искал наследника путём заключения брака своих сестёр с знатными баронами запада.

В фильме Рено де Шатильон и Ги де Лузиньян носят облачение тамплиеров, однако в жизни ни один не состоял в ордене Храма. В анонсе Лузиньян именуется магистром ордена, однако в описываемое время этот пост занимал его современник Жерар де Ридфор.

В режиссёрской версии фильма, ведя переговоры о сдаче Иерусалима, Саладин также обещает Балиану вернуть христианам из плена короля Иерусалимского Ги Лузиньяна. Однако в реальности Лузиньян был освобожден ещё до осады Иерусалима — свою свободу он получил в обмен на сдачу мусульманам крепости Аскалон и на момент показанных событий находился в Аккре.

После захвата Иерусалима Саладин не проявил уважения к христианской религии, как это можно видеть в одной из финальных сцен фильма — Саладин поднимает с пола распятие. В действительности, вступив в Иерусалим, Саладин велел сбросить с церквей кресты и разбить колокола. Тем не менее, церковь Воскресения была сохранена. [1] .

Создатели картины проделали большую работу по подготовке исторических костюмов и декораций и привлекли ученых специалистов-историков. Однако, вопреки ожиданиям, это мало повлияло на достоверность отдельных исторических деталей: рыцари в фильме носят доспехи и пользуются оружием различных эпох, начиная с первого крестового похода 1096-1099 годов, и кончая XIV столетием.

Интересные факты

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 17 января 2012.

Тому, кто привык платить за то, что покупает -- "Царство небесное" должно прийтись по душе. Оно по всем статьям добротное: постановочно, исторически, исполнительски, умственно. Каждый эпизод -- аттракцион, остроумно смонтированный со следующим аттракционом. Ридли Скотт достиг здесь гармонии, а гармонию бесполезно хвалить или ругать.


Царство небесное (2005)
Kingdom of Heaven
боевик, драма, приключения
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Орландо Блум, Ева Грин, Мартон Чокаш, Дэвид Тьюлис, Гассан Массуд
Премьера: 5 мая 2005 года
Смотри на

Кому не понравится "Царство небесное" /Kingdom of Heaven/ (2005)? Ну, кто падок на ложную многозначительность "Матрицы" /Matrix/, эффектную тупость "Властелина колец" /Lord of the Rings, The/, ворованный гламур "Трои" /Troy/ (2004) – или всем, кто живет обманом. Остальным – кто привык платить за то, что покупает – "Царство небесное" должно прийтись по душе. Оно по всем статьям добротное: постановочно, исторически, исполнительски, умственно. Не продается вдохновенье, но рукопись Ридли Скотта продажна в хорошем смысле. Все-таки Ридли Скотт, так что даже Орландо Блум у него перестал быть похожим на педераста.

Кадр из фильма "Царство небесное"

Кадр из фильма

Только в самом начале фильм переборщил с компьютерами: ну, видно, видно в северных пределах дорисовку и домакетку в качестве фона к рыцарям, скачущим к кузнецу. Может, снег вовремя не пошел и море не забурлило, но перерисовали. Зато потом, сколько ни вглядывайся в самых задних воинов в битвах – не мультипликационная там массовка, и песочек в пустыне не павильонный. Мессина могла быть такой и Голгофа могла, и Керак, и Иерусалим. Это похоже на настоящее, это кино, в нем спецэффектов ровно столько, чтобы их не заметить. Даже в драматургии, где свободных мест не так чтоб очень, отдельные эпизоды отданы обыкновенной настоящей работе. Как кузнец кует в кузнице и что такое мехи – как все должно выглядеть. Как, став бароном, кузнец в Палестине копает колодец и строит водозабор – деревянный, с подробностями, по правилам. Мелочи, а говорят о вообще натуральном подходе. Но ведь рыцари барона Годфри не опознали бы кузнеца, если бы Ридли Скотт не подумал о качестве рукоятки его меча – чтоб красный камень блестел на солнце и отсвечивал на весь базар. Он блестит и отсвечивает без всякого рапида, стробоскопа и соляризации – вот сам по себе, как качественно снятый камень на рукоятке, даже в давке заметный невооруженным глазом.

Исторически Ридли Скотт также сдал себе козырей тем, что взялся за Крестовые походы. Мы учили их ничуть не лучше, чем американцы. Поскольку никто про них не написал "Илиаду", "Смерть Артура", "Песнь о Роланде", "Ричарда III", большинство в лучшем случае знает, что они действительно были. Тысячу лет назад скучающую Европу понесло в Палестину грабить и отвоевывать Гроб Господень. Какие там папы Урбаны, Готфриды Бульонские, короли Иерусалимские и вообще, сколько это всего – один поход, два, три (восемь, как оказалось) – уж только для специалистов. И вот я вас уверяю, что Ридли Скотт не нарушил не только основную историческую канву, но даже и неосновную. Все у него было во время Второго крестового похода – Саладин лет пятидесяти, молодой Бодуэн IV, болевший проказой, сестра его замужем за Ги де Лузиньяном, провокация Рено де Шатильона, позорное поражение крестоносцев при Хаттине, собственноручная казнь Рено Саладином и его же собственноручное освобождение Лузиньяна (под честное слово, которого тот не сдержал), даже защита Иерусалима именно неким бароном Ибелином. И действительно, всех жителей отпустили (за выкуп). Все это было в 1187 году.

Кадр из фильма "Царство небесное"

Кадр из фильма

Единственное, что в "Царстве небесном" – давно знакомая "голливудская вольность", так это: король Бодуэн умер не так эффектно, он через все вышеописанное прошел по полной, и его главного советника звали вовсе не Тиберий (за проигранную что ли битву при Тиберии?), а Раймонд Триполитанский. Ну и, конечно, что барон Ибелин будто простой кузнец – тоже плоды фантазии. Но, во-первых, если сравнить, как некогда юного Тамерлана играл старый Джон Уэйн с подведенными глазами, и все равно было хорошо, так "Царство небесное" – просто учебник истории, посильней "Гладиатора" /Gladiator/ (2000). Во-вторых, Ридли Скотт все-таки не учебник снимал, а удивленно приподнятые брови над совпадением древней истории с нашим сегодняшним днем. Потрудился взглянуть на сегодняшнюю реальность как на почти полный повтор тысячелетней древности. Как раз для этого требуется "натура" тысячу лет назад. Тогда благодаря Крестовым походам Европа впервые осознала себя единой, и это осознание для одного простого человека было черт-те какой каруселью. Сегодня – кузнец, ребенок не выжил, жена утопилась, деревня ненавидит, священника убил. Завтра – барон, замок у тебя с рыцарями, король зауважал, принцесса загляделась. Пусть так не могло быть, но это могло быть.

Тысячу лет спустя все снова грозит навернуться, Европа пока едина, несмотря на афгано-чечено-иракские войны, но для одного простого человека единство опять оборачивается черт-те какой каруселью. Кому голову отрежут, кого спасут и прославят, но на крови спасителей. И куда в такой свистопляске крестьянину податься? Кроме как в рыцари без страха и упрека, ничего пока не придумали. Рыцарь – это доходчиво, поэтому "Царство небесное" лишь преподносит моральный урок Джорджу Бушу-младшему (и кое-кому еще) и на большее не претендует. Мало того, оно знает, что, поскольку Буш-младший (и кое-кто еще) глуп, как пробка, урок заведомо не пройдет. Главное – что он прост, как правда, и нечего доказывать, занудствовать. Интерес Ридли Скотта – именно развлекаться, делать уже развлекательное кино на базе глобальной морали. И он, будучи мужиком, делает настоящий дамский роман, по-женски хороший, правильный, как Лиза Клейпас, Кэтрин Коултер и Джейн Фэйзер.

Кадр из фильма "Царство небесное"

Кадр из фильма

Выигрыш Голливуда всегда был и остается в том, что Эйзенштейна они, в отличие от истории, учили лучше нас. Каждый эпизод "Царства небесного" – аттракцион, остроумно смонтированный со следующим аттракционом. Красавица-покойница, урок фехтования по-итальянски, больница в Мессине – все разное и яркое, не говоря уж о том, что начнется в Палестине. Железная маска, шахматы, секс, роскошные одежды запоминаются, как трупы. Каждый покойник в кадре – отдельный эффект, а покойников после битв, сами понимаете, сколько. Бой в северном лесу отличается от сражения в пустыне так же, как от осады города. Это не "Александр" /Alexander/ (2004), где в час по чайной ложке. Воюют много и кинематографично. Ридли Скотт то найдет неожиданный ракурс для взятия ворот, то закончит стоп-кадром, так как "это никогда не кончится", то поведет войска в атаку ночью, прямо как маршал Жуков во время битвы на Одере. Любовь со смертью как-то тоже вяжется, не давит. Текст местами – аттракцион. "Он даже не в курсе, что равный никогда не убивает равного". Музыка остроумная: когда наши побеждают – староевропейская, когда ихние – вечноазиатская.

Еще отдельный эффект – редкий кастинг. Мало того, что Орландо Блум прибавил 9 килограмм, чтобы заматереть, и таки заматерел. Рыцарь, чтоб тебя, рыцарь. Но принцессу играет одна из действительно самых красивых сегодняшних актрис, Эва Грин ("Мечтатели" /Dreamers, The/ (2003), "Арсен Люпен" /Arsene Lupin/ (2004)), и в ее глазах просто тонешь. И Лиам Нисон (Годфри) как бы продлевает "Роб Роя" /Rob Roy/ (1995), что последовательно-логично, и Джереми Айронс (Тиберий) не постеснялся пойти и отойти на второй план, так что всего пара эпизодов – но мощное звездунское подкрепление происходящего. Подлинным главным героем притом, в сущности превосходящим барона Ибелина, является Саладин, сыгранный, слава богу, не покойным Джоном Уэйном, а настоящим арабом. Внеголливудский Хасан Массуд играет сирийца (армянского происхождения), и сам сириец, и именно в Сирии – супер-кинозвезда. Отрицательные герои – тоже практически не отрицательные, а несчастные. Рене де Шатильона (Брендан Глисон) даже жалко за непроходимую глупость. Но больше всего жалко Эдварда Нортона (Бодуэн IV). Его все кино заставили проходить без лица, и роль в фильмографию даже нелепо вписывать – и ничего, проходил. Потом секунду пролежал.

Кадр из фильма "Царство небесное"

Кадр из фильма

По сути у Ридли Скотта вышел микс "Декамерона" /Decameron, Il/ (1971) и "Цветка 1001 ночи" /Fiore delle mille e una notte, Il/ (1974). Он вышел, поскольку логика во всем, без исключения – для него не проблема. После тридцати лет с "Чужим" /Alien/ (1979), "Бегущим по лезвию" /Blade Runner/ (1982), "Тельмой и Луизой" /Thelma & Louise/ (1991) этот бывший рекламщик сам был посвящен английской королевой в рыцарское звание, и ему теперь легко. Ему легко жить, и ни один его фильм не может быть перехвален. "Царство небесное" – отнюдь не великое произведение, оно даже не может рассматриваться всерьез, это в сущности безделица, и все слова про нее – беспечные слова.

Но Ридли Скотт достиг здесь гармонии, соразмерности, "золотого сечения" по кино, а гармонию бесполезно хвалить или ругать.

Читайте также: