Когда читала ты мучительные строки анализ кратко

Обновлено: 17.05.2024

Произведение относится к позднему творчеству поэта и по жанровой направленности является философско-лирическим в виде любовного послания к безвременно ушедшей из жизни любимой женщине.

В основе сюжетной линии стихотворения лежит трагическая гибель Марии Лазич, девушке, являющейся возлюбленной поэта, но оставленной им ради обретения финансовой стабильности. Девушка погибает во время чтения книги по причине неосторожного обращения с зажженной сигаретой в связи с возникшим пожаром, а поэт всю оставшуюся жизнь ощущает тяжелое чувство собственной вины, поскольку представляет другое более благоприятное развитие ситуации в случае заключения брака с любимой женщиной.

Поэт надеется, что в последние жизненные мгновения девушка мысленно прощает его за совершенный им неблаговидный поступок, заключающийся в отказе на законный брак с ней по причине ее незначительного приданого. Эта мысль преследует поэта до конца его жизни.

Композиционная структура произведения представлена небольшими по объему двенадцатью строками в виде трех стихотворных катренов, ярко и тонко передающих печаль и грусть авторского настроения в связи с потерей возлюбленной и ощущением собственной вины.

Смысловая нагрузка произведения заключается в изображении душевного отчаяния поэта, подозревающего возлюбленную в совершении самоубийства и не верившего в существовании несчастного случая, поскольку в момент трагедии девушка не предпринимает попыток для собственного спасения, а с точки зрения автора сознательно возводит себя на созданный ее больной фантазией огненный эшафот.

После получения трагического известия о гибели любимой женщины жизнь поэта становится замкнутой и нелюдимой, а творчество меняет свою направленность в связи с отказом автора от восторженности и лиричности своих сочинений, испепеляя собственную душу бесполезными страданиями и раскаяниями, осознавая свою безжизненность и беспомощность.

Вариант 2

Главными героями стал не только автор, но и его любимая Мария, с которой они встретились совершенно случайно. И больше расстаться не смогли. Вот только когда об этом узнали родители девушки, то решили разными способами сделать все для того чтобы разлучить их. И тогда мужчина решил на некоторое время расстаться с ней, но это пока не достигнет успеха и не станет богатым, а потом обязательно к ней вернется, и они обязательно будут вместе. А пока ее любимый старается заработать деньги она решила немного обогатить свои знания и в помощь взяла книгу, а в руках держала сигарету. Неожиданно сигарета выпала у нее из рук и запылала ярким огнем, пожирая все, что находится в доме. И после этого автор испытывает угрызения совести, ведь он не оказался рядом и не спас ее. Кроме этого он давно мечтает о свадьбе с этой девушкой и счастливой жизни.

На протяжении всего произведения автор много раз обращается к своей любимой, которой уже давно нет в живых, но он считает, что она все равно находится рядом с ним и во всем ему помогает. Кроме этого он задает ей очень много вопросов, на которые она не дает ему ответы и они остаются нерешенными. Но больше всего ему было интересно, что это была за интересная книга, от которой она не могла отвлечься для того чтобы потушить дым сигареты, а также вовремя потушить огонь. Вот только это также остается неизвестным, а все, потому что все книги, которые имелись у нее в доме сгорели.

Ему хочется, чтобы его любимая простила его и всегда находилась рядом и помогала, как это ему и казалось.

Всего здесь представлено около двенадцати строк, катренов, при помощи которых можно легко и просто передать не только эмоциональность, но и другие эмоции у каждого из героев.

Теперь поэт постоянно терзает себя и постоянно думает о том, что произошло с девушкой. А может быть она специально это сделала. И даже не сделала ничего для того чтобы спасти себе жизнь.

Анализ стихотворения Когда читала ты мучительные строки по плану

Когда читала ты мучительные строки

Возможно вам будет интересно

Данное произведение относится к юношескому периоду творчества поэта. Стихотворение Бунин написал в 1888 году, в котором он старается переосмыслить и проанализировать мотивы, которые близки для Лермонтова и Фета.

Произведение относится к раннему поэтическому творчеству писателя, написанное в его юношеском возрасте под влиянием сказочных, волшебных преданий.

У Александра Сергеевича Пушкина было много друзей в то время, когда он учился в лицее. Но всех ближе ему был Пущин. Между ними сложились очень близкие и искренние отношения. Между ними было и много общего

Если рассмотреть стихотворения Майкова в целом, создать своеобразную умственную ретроспективу творчества, то основная часть лирики этого поэта принадлежит к жанру так называемого чистого искусства

Афанасий Фет очень болезненно и мучительно переживал трагическую гибель своей возлюбленной Марии Лазич, которая стала жертвой неосторожного обращения с огнем. Девушка лежала на постели и курила, читая при этом книгу, и не заметила, как тлеющий пепел упал на ее кисейной платье, которое вспыхнуло в одно мгновение. Смерть Марии Лазич, с которой поэт незадолго до этого расстался, поселила в душе Фета чувство вины. Он считал, что если бы женился на той, которое принадлежало его сердце, то сохранил бы ей жизнь. Но вернуть прошлое никому не под силу, поэтому в своих стихах более позднего периода творчества Фет постоянно обращался к любимой, пытаясь таким образом найти ответы на мучившие его вопросы.

Афанасий Фет очень болезненно и мучительно переживал трагическую гибель своей возлюбленной Марии Лазич, которая стала жертвой неосторожного обращения с огнем. Девушка лежала на постели и курила, читая при этом книгу, и не заметила, как тлеющий пепел упал на ее кисейной платье, которое вспыхнуло в одно мгновение. Смерть Марии Лазич, с которой поэт незадолго до этого расстался, поселила в душе Фета чувство вины.

Он считал, что если бы женился на той, которое принадлежало его сердце, то сохранил бы ей жизнь. Но вернуть прошлое никому не под силу,

поэтому в своих стихах более позднего периода творчества Фет постоянно обращался к любимой, пытаясь таким образом найти ответы на мучившие его вопросы. В 1887 году он написал стихотворение “Когда читала ты мучительные строки…” , пытаясь представить себе последние мгновения жизни Марии Лазич. Каким именно литературным произведением была увлечена избранница поэта, так и осталось тайной, потому что книга погибла вместе с ее обладательницей в огне.

Однако Фет тщетно пытается разгадать эту загадку и спрашивает у любимой: “Когда читала ты мучительные строки… Не вспомнила ль о чем?”. Поэт рассчитывает

на то, что в свои последние минуты жизни Мария Лазич мысленно была вместе с ним, думая о любви и мысленно прощая Фета, который отказался стать ее законным супругом из-за того, что приданое девушки, по его представлениям, было недостаточно большим.

Фету действительно нужно было это прощение, чтобы не испытывать чувства вины перед любимой, которую он предал ради своего финансового благополучия. При этом поэт подозревал, что несчастный случай с Марией Лазич мог быть не чем иным, как самоубийство. Именно в этом автор обвиняет избранницу, которая, поддавшись очарованию утренней зари, решила возвести себя на импровизированный костер и даже не предприняла ни одной попытки спастись от всепоглощающего огня. Однако девушка не подозревала, что вместе с ней сгорит и душа Фета, который после рокового известия станет замкнутым и нелюдимым, откажется от восторженных и лирических стихов и будет предпринимать попытки хоть как-то искупить свою вину перед избранницей.

Но сделать ему это не удастся, и поэт с горечью констатирует, что “там человек сгорел”, подразумевая самого себя, который испепелил собственное сердце раскаянием, но так и не смог вымолит прощения за то, что, возможно, подтолкнул Марию Лазич к самоубийству.

LiveInternetLiveInternet


Афанасий Афанасьевич Фет

Когда читала ты мучительные строки, Где сердца звучный пыл сиянье льет кругом И страсти роковой вздымаются потоки, — Не вспомнила ль о чем?

Я верить не хочу! Когда в степи, как диво, В полночной темноте безвременно горя, Вдали перед тобой прозрачно и красиво Вставала вдруг заря.

И в эту красоту невольно взор тянуло, В тот величавый блеск за темный весь предел, — Ужель ничто тебе в то время не шепнуло: Там человек сгорел!


Ответ или решение

отвечает Борисов Роман

Похожие вопросы

Как звали женщину, у которой жил мальчик? а тётя Васеня; б тётя Надя;.

Запишите имена авторов портретов В.А. Жуковского

Понимает ли герой, к чему могут привести его поступки? Продолжите фразу. Герои ещё очень малы.

Какое из приведённых ниже стихотворений поэтов XX века написано хореем? а Последние.

Композиция и жанр стихотворения

Произведение состоит из четырёх четверостиший и характеризуется симметричным построением. Условно стихотворение можно разделить на две главные части:

Сборник поэзии Вечерние огни

  1. В двух первых четверостишиях слышно необычное и завораживающее пение девушки — они передают каждую секунду одного из таких вечеров, когда влюблённые оставались наедине.
  2. Вторые две строфы рассказывают о повторном вечере, когда вновь слышны чарующие звуки рояля и в окно вновь заглядывает сияние ночи. Именно в них автор чувствует раскаяние и сожаление о несостоявшейся любви. Его восприятие этого чудного вечера наполнено сильными эмоциями.

Стихотворение написано в жанре любовной лирики — автор испытывает всю гамму переживаний и чувств от любви, которая несёт боль, грусть и страдание. Размер — шестистопный ямб, рифма — перекрёстная.

Поцелуями прежде считал Я счастливую жизнь свою Но теперь я от счастья устал, Но теперь никого не люблю.

И слезами когда-то считал Я мятежную жизнь мою,

Но тогда я любил и желал; — А теперь никого не люблю!

И я счет своих лет потерял И крылья забвенья ловлю: — Как я сердце унесть бы им дал! Как бы вечность им бросил мою!

​Анализ поэзии А.А. Фета

Афанасий Фет. Критика. ​Анализ поэзии А.А. Фета


Криницын А.Б.

Умер Фет в Москве 21 ноября (3 декабря) 1892.

Художественное своеобразие поэзии Фета.

В этой ночи, как в желаниях, всё беспредельно, Крылья растут у каких-то воздушных стремлений, Взял бы тебя и помчался бы так же бесцельно, Свет унося, покидая неверные тени. Можно ли, друг мой, томиться в тяжелой кручине? Как не забыть, хоть на время, язвительных терний? Травы степные сверкают росою вечерней, Месяц зеркальный бежит по лазурной пустыне.

Нет, не жди ты песни страстной, Эти звуки – бред неясный, Томный звон струны; Но, полны тоскливой муки, Навевают эти звуки Ласковые сны. Звонким роем налетели, Налетели и запели В светлой вышине.

Как ребенок им внимаю, Что сказалось в них — не знаю, И не нужно мне. Поздним летом в окна спальной Тихо шепчет лист печальный, Шепчет не слова; Но под легкий шум березы К изголовью, в царство грезы Никнет голова.

Поделись живыми снами, Говори душе моей; Что не выскажешь словами – Звуком нá душу навей.

Уноси мое сердце в звенящую даль, Где как месяц за рощей печаль; В этих звуках на жаркие слезы твои кротко светит улыбка любви.

О дитя! как легко средь незримых зыбей Доверяться мне песне твоей: Выше, выше плыву серебристым путем, Будто шаткая тень за крылом.

Вдалеке замирает твой голос, горя, Словно за морем ночью заря, — И откуда-то вдруг, я понять не могу, Грянет звонкий прилив жемчугу.

Уноси ж мое сердце в звенящую даль, Где кротка, как улыбка, печаль, И все выше помчусь серебристым путем Я, как шаткая тень за крылом.

На заре ты ее не буди, На заре она сладко так спит; Не буди ж ты ее, не буди… На заре она сладко так спит!

Сравнение Фета с импрессионистической живописью или музыкой (Сен-Санс, Дебюсси), конечно, достаточно условно и может восприниматься скорее как метафора, чем как термин, но эта ассоциация верна в том отношении, что Фет тоже описывает отдельные, рассеянные, мимолетные мгновения жизни, поражающие своей красотой, какими они предстают ему в его воспоминаниях.

Природа в лирике Фета. Природа для Фета – прежде всего вечный источник божественной красоты, неиссякаемый в своем разнообразии и вечном обновлении. Созерцание природы – высшее состояния души лирического героя, придающее его существованию смысл. Такое мировоззрение, на первое место среди всех жизненных ценностей ставящее красоту, называют эстетическим. Многие критики писали о Фете, что природа описана им словно из окна помещичьего дома или из перспективы усадебного парка, как будто она создана специально для того, чтобы ею восхищались. Действительно, старый парк с тенистыми аллеями, отбрасывающими ночью причудливые тени, часто является фоном для романтических раздумий поэта. Однако поэт чувствует природу так глубоко, тонко и проникновенно, что его пейзажи становятся универсальным выражением красоты русской природы как таковой.

Я долго стоял неподвижно, В далекие звезды вглядясь, — Меж теми звездами и мною Какая-то связь родилась.

Я думал… не помню, что думал; Я слушал таинственный хор, И звезды тихонько дрожали, И звезды люблю я с тех пор…

Иногда Фету удается достичь в своем эмоциональном осмыслении природы философской глубины, и мощи, которые мы привыкли приписывать Тютчеву.

На стоге сена ночью южной Лицом ко тверди я лежал, И хор светил, живой и дружный, Кругом раскинувшись, дрожал.

Земля, как смутный сон немая, Безвестно уносилась прочь, И я, как первый житель рая, Один в лицо увидел ночь.

Я ль несся к бездне полуночной, Иль сонмы звезд ко мне неслись? Казалось, будто в длани мощной Над этой бездной я повис.

И с замираньем и смятеньем Я взором мерил глубину, В которой с каждым я мгновеньем Все невозвратнее тону.

Поэтому в мире Фета человеческие свойства могут быть приписаны и таким явлениям, как воздух, мрак, и даже цвет:

Устало все кругом: устал и цвет небес, И ветер, и река, и месяц, что родился, И ночь, и в зелени потусклой спящий лес…

Любовная лирика Фета.

Я тебе ничего не скажу, И тебя не встревожу ничуть, И о том, что я молча твержу, Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет, Раскрываются тихо листы И я слышу, как сердце цветет.

И в больную, усталую грудь Веет влагой ночной… я дрожу, Я тебя не встревожу ничуть, Я тебе ничего не скажу,

Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря. (1850)

Прием детализации приводит к тому, что в стихотворении не создается цельного образа возлюбленной – дано скорее переживание ее близости в душе лирического героя. Образ как бы растворяется в общей гамме ощущений поэта, становясь частью его внутреннего мира. Остальное должно воссоздать и дополнить воображение самого читателя.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнею твоей.

… а жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Ключевые слова: Афанасий Фет,А А Фет,критика,творчество,произведения,читать критику,онлайн,рецензия,отзыв,поэзия,Критические статьи,проза,русская литература,19 век,анализ,жизнь,поэзия

Читайте также: