Как уложить спать ребенка аутиста в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Сон является важным компонентом здоровья. Он необходим для роста, восстановления силы тела и иммунной системы организма, повышению и укреплению памяти, улучшению восприимчивости к обучению. В статье даются советы родителям как улучшить сон ребёнка с аутизмом.

ВложениеРазмер
problemy_sna.docx 30.68 КБ

Предварительный просмотр:

Всем родителям приходится периодически обращаться с детьми, которые испытывают трудности с засыпанием или сном. Эти временные трудности со сном у детей можно считать нормой. Однако дети с расстройством аутистического спектра имеют постоянные проблемы сна. Количество семей с аутистами, где есть такая проблема, по некоторым оценкам достигает 80%.

Важность сна для детей с аутизмом

Сон является важным компонентом здоровья. Хотя мы не понимаем все функции сна, он необходим, чтобы расти, чтобы восстановить силы тела и иммунную систему организма, повысить и укрепить память и улучшить восприимчивость к обучению.

Для детей с расстройствами аутистического спектра,нехватка сна, недостаточный сон, могут повлиять на дневное поведение. Кроме того, трудности сна аутиста реально мешают спать родителям, другим детям или родственникам, добавляя усталость к стрессу и проблемам воспитания ребенка, который страдает аутизмом. Никто не может функционировать в своих лучших проявлениях, когда он лишен сна.

Что вызывает трудности со сном у детей с аутизмом

Наиболее распространенные причины нарушения сна у всех детей это влияние окружающей среды или случайных поведенческих факторов. Например, родители могут помочь ребенку заснуть с помощью укачивания, а затем аккуратно положить их в постель на время сна. Но когда дети просыпаются ночью, у них, например, нет рядом любимой игрушки или света привычного ночника, от чего ребенок не в состоянии снова заснуть. Другая распространенная причина нарушения сна, это укладывать ребенка спать в комнате, где он или она в течение дня занимается игровыми мероприятия ми.

Для детей с аутизмом, кажется, есть более сложные задачи. Есть исследования, которые предполагают, что дети с расстройствами аутистического спектра, скорее всего, имеют циркадный ритм (циклы естественно пробуждения / сна) нарушений и могут иметь аномальное регулирование мелатонина. Мелатонин является гормоном, который регулирует цикл бодрствование / сон. Кроме того, дети с аутизмом могут быть более обеспокоены "рутиной" сна, испытывать трудности с социальными сигналами, которые им пытаются дать перед сном. Аутисты также сильнее реагирую т на варианты чувственного опыта, таких как свет, прикосновение или звук.

Есть медицинские проблемы, которые мешают спать, а дети с расстройствами аутистического спектра имеют большую вероятность испытать их. Например, медицинские проблемы, такие как желудочно пищеводный рефлюкс, аллергия, апноэ сна или ночные страхи могут прервать сон. Проблемы психического здоровья, такие как биполярное расстройство или тяжелой тревоги могут нарушить сон ребенка с аутизмом.

Как улучшить сон ребенка с аутизмом

Одним из наиболее важных шагов, который родители могут сделать для улучшения сна аутиста, это взять за правило вести дневник сна, отслеживать время сна и количество ночных пробуждений. Дневник сна детей с аутизмом позволяет семьям осознать модель и влияние ситуаций, которые могут случайно или постоянно способствовать проблемам сна и для мониторинга прогресса. Дневник сна при аутизме также имеет неоценимое значение при работе с экспертами и специалистами по сну.

Процедуры, которые поощряют сон важны. Для детей с аутизмом, это может быть полезно, чтобы создать визуальный график информирования и успокоить их по поводу ожидаемых шагов в рутине времени сна.

Семьи должны проанализировать все виды деятельности, которая предшествует сну и их влияние на покой или возбуждение детей. Дети с аутизмом лучше всего учатся небольшими порциями с обильной возможностью чувствовать себя успешным. При установлении процедуры для улучшения сна, помните, что новые знания требует времени и позитивного ключа.

Как лечить проблемы со сном при аутизме

Пока нет официальных лекарств для лечения педиатрических нарушений сна, но есть некоторые лекарства, которые были использованы в контролируемых исследованиях и были найдены эффективными. Семьи должны проконсультироваться со своим врачом по поводу медикаментозных методов лечения проблем со сном у ребенка с аутизмом.

Родители должны воспользоваться советами специалиста в коррекции поведения аутистов, когда есть проблемы в создании режима сна. Если психологические методы улучшения гигиены сна не привод я т к улучшению сна ребенка с аутизмом, тогда можно предполагать, что есть медицинские или неврологические проблемы, связанные со сном.

Независимо от того, какая стратегия, когда ребенок с аутизмом плохо спит ночью, важно оставаться последовательными в подходе к исправлению ситуации. Наконец, помните, что есть тысячи других родителей, проходящие через подобный опыт каждый день. Обратитесь за помощью и поддержкой на форум про аутизм и поговорите с другими родителями, которые, возможно, дадут вам полезный совет из личного опыта.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Консультация для родителей. Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде? Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам.

Консультация для родителей.Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде?Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам. Родителя.

Консультация для родителей на тему: "Проявления проблемного поведения у детей с аутизмом"

Консультация для родителей. воспитывающих детей с РДА и РАС, к памятке: ""Проявления проблемного поведения у детей с аутизмом".


Организовать игровую деятельность с аутистом не так просто, как это было бы со здоровым ребенком. Поэтому нужно настроиться на длительный и кропотливый труд.


Консультация для специалистов и родителей "Как организовать удаленную помощь детям с аутизмом"

Одна из самых сложных задачь - чем-то "занять" детей с аутизмом на продолжительное время. Через какие виды деятельности можно развивать ребенка с аутизмом в условиях изоляции и длительного з.

Консультация для родителей: "Организация жизнедеятельности и воспитания детей с аутизмом".

Дети с РАС (расстройством аутистического спектра) нуждаются в общении даже больше, чем их здоровые сверстники.Семьи, в которых появился ребенок, страдающий аутизмом, всегда особенные, так .

Консультация для родителей: "Организация жизнедеятельности и воспитания детей с аутизмом".


Консультация для родителей детей с аутизмом.

Советы родителям детей с аутизмом.Детей с аутизмом легко узнать по взгляду, как бы погруженному в себя, монотонности речи или ее отсутствию, несколько стереотипным движениям. Это особые дети.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Аутизм и сон

У детей с РАС, как и у любого ребёнка, могут возникнуть проблемы с засыпанием и сном. Но у детей с аутизмом бывают такие нарушения сна, которые нечасто наблюдаются у других детей.

Эти трудности включают:

  • иррегулярные сон и бодрствование (например, ребёнок очень поздно ложится спать или очень рано просыпается);
  • значительно меньшая продолжительность сна, чем предусмотрена для его возрастной группы; более чем часовая бессонница в течение ночи;
  • бессонница, шум, игры более нескольких часов в течение ночи;
  • сильная сонливость в течение дня.

Иногда нарушения сна у детей с РАС сохраняются на протяжении долгого времени. В других случаях они проходят по мере взросления ребёнка.

Иногда он просыпается очень рано и не может снова заснуть. Ему обязательно нужно убедиться в том, что домочадцы рядом.
(Родитель ребёнка с РАС)

Причины нарушения сна у детей с РАС

Сложности с общением
У многих детей с РАС есть трудности с выражением своих желаний и потребностей. Возможно, ваш ребёнок не засыпает из-за того, что ему что-то нужно, и он не может найти способ сообщить об этом. Также по причине сложностей с общением дети с РАС могут не уловить намёк, что скоро придёт время идти спать.

Сильная привязанность к распорядку и привычкам отхода ко сну
Дети с аутизмом бывают очень зависимы от собственных привычек и распорядка. Ваш ребёнок может засыпать вполне спокойно, если выполняется привычная процедура отхода ко сну, но в случае её нарушения — нет. Также дети с РАС могут приучиться засыпать только в определённом месте, и если оно становится недоступным, то это вызывает проблемы. Подобные привычки детей с аутизмом с трудом поддаются изменениям.

Любимые вещи и ассоциации
У детей с РАС бывают любимые вещи, которые они берут с собой в кровать, или одежда (например, пижама), в которой они ходят перед сном, чтобы успокоиться. Без таких вещей и ассоциаций они не могут заснуть.

Иные причины: тревога, гиперактивность, общее самочувствие, следствие приёма медицинских препаратов
Дети с РАС очень тревожны. Это вызывает сложности с засыпанием, сонливость после пробуждения.

У детей с аутизмом бывает гиперактивность, из-за чего они до вечера остаются очень возбуждёнными и активными.

Как и любой ребёнок, дети с РАС болеют (например, простуда или ушная инфекция), что мешает им заснуть или спать спокойно. Хронические заболевания (например, астма, эпилепсия) также влияют на сон ребёнка.

Некоторые дети с РАС принимают лекарства, у которых есть побочные эффекты, включающие проблемы засыпания и сна.

Если вам не очевидны причины нарушения сна у ребёнка с РАС, попробуйте вести дневник наблюдений за сном. Регулярно записывая всё, связанное со сном вашего ребёнка, вы, возможно, заметите некие закономерности его поведения или факторы окружающей обстановки, влияющие на сон. Эти записи также могут пригодиться самым разным специалистам, работающим с вашим ребёнком.

Решение проблем со сном у детей с РАС

У ребёнка с РАС могут возникнуть трудности с пониманием того, что вы от него хотите, и с принятием любых изменений. С вашей стороны потребуется много времени и терпения, чтобы наладить сон ребёнку с аутизмом.

Вот несколько рекомендаций для решения проблем с засыпанием и ночным бодрствованием.

Порядок отхода ко сну и привычки

  • Разработайте позитивно воспринимаемый порядок отхода ко сну, во время которого, в течение 20 минут или около того, ребёнок занимается приятными для себя делами. Такой распорядок можно реализовать независимо от места пребывания.
  • Установите соответствующее возрасту вашего ребёнка время отхода ко сну. Обычно такой момент настаёт, когда ребёнок уже сонный, но ещё не перенапряжённый. Многие родители детей с РАС говорят, что регулярное время сна и время пробуждения помогают детям с нарушениями сна.
  • Удостоверьтесь, что вы подали ребёнку достаточно сигналов о приближении времени сна. Если количество предупреждений недостаточно, то ребёнку тяжело даётся переключение деятельности, и он разнервничается, когда вы скажете, что пришло время спать.
  • Будьте последовательны в своих сигналах (предупреждениях) о том, что пришло время идти спать. Используйте часы или специальную картинку-подсказку, чтобы предупреждать ребёнка о времени сна. И берите этот предмет с собой, когда вы вне дома (например, в гостях или в отпуске).
  • Если ваш ребёнок нервничает и вскакивает с постели, тихо и спокойно положите его обратно в постель. Возможно, придётся сделать это много раз, особенно если вы пытаетесь разработать новый распорядок отхода ко сну Многие родители детей с РАС говорят, что возвращение ребёнка в кровать помогает при решении проблем с нарушением сна.

Окружающая обстановка и сон

  • Если ребёнок не засыпает без любимой вещи (например, игрушка, пижамка, подушки), то попробуйте придумать, как изменить это. Можно постепенно отказываться от конкретного предмета, заменяя его набором других. Это научит ребёнка полагаться на разные вещи, а не только на одну.
  • Учите ребёнка засыпать в своей кроватке, а не на диване или в вашей постели. Также для него важно научиться самостоятельно засыпать. Возможно, вам нужно будет использовать подсказки, чтобы помочь ребёнку понять — он должен уснуть в своей кроватке. Такой подсказкой может быть фотография с изображением того, как он спит в постели, а вы смотрите телевизор в другой комнате.
  • Если ребёнок боится засыпать в одиночестве, то укутайте его в одеяло, включите ночник и/или тихую колыбельную в комнате.

Иные факторы
Во время болезни ребёнку требуется больше внимания, чем обычно. Но когда он выздоровеет, вернитесь к использованию указанных выше рекомендаций. Проконсультируйтесь с врачом ребёнка, если считаете, что нарушения сна связаны с медицинской проблемой, например с астмой или эпилепсией.

И если ребёнок просыпается ночью, зовёт вас или вскакивает с постели, попробуйте указанные выше советы.

Другие причины нарушения сна у детей с РАС

Ночной террор и кошмары
Иногда дети просыпаются с криками и плачем, причиной этого может быть ночной террор (другое название "ночные страхи", не путать с кошмарами — прим. переводчика), встречающийся у детей в возрасте от 18 месяцев до 6 лет. От кошмаров дети тоже просыпаются с криками и не могут вновь заснуть. Проконсультируйтесь с врачом ребёнка, если вы обеспокоены или поведение ребёнка кажется сильно нарушенным.

Мочеиспускание в постель и туалет
Дети с РАС поздно обучаются хождению в туалет и испытывают при этом затруднения. Если ребёнок мочится в постель, то может проснуться от ощущения влажности. Также он может пойти в туалет, но не лечь после этого обратно в постель.

Если у ребёнка есть проблемы с приучением к туалету и ночным недержанием, то вам может потребоваться помощь. Например, можно обсудить это со специалистами программы раннего вмешательства. Если проблема носит постоянный характер, то нужно проконсультироваться с терапевтом, наблюдающим вашего ребёнка.

Храп
Как и все дети, некоторые дети с РАС храпят. Если храп ребёнка постоянный и не связан с простудой или аналогичной болезнью, то обратитесь к врачу. Иногда храп бывает признаком апноэ.

Беспокойный сон
В сравнении с другими детьми у детей с аутизмом чаще бывает беспокойный сон. В частности, они чаще ворочаются и раскачиваются, ударяются головой. Стоит иметь в виду, что довольно распространённый беспокойный сон может оказаться признаком более серьёзных нарушений сна. Если вы беспокоитесь или ваш ребёнок оказался невосприимчив к вышеизложенным рекомендациям, то проконсультируйтесь с врачом.

Если у детей с РАС сложности со сном, это в худшую сторону сказывается на их поведении в течение дня. Как и у любого ребёнка, постоянные проблемы со сном у детей с РАС негативно отражаются на способности к обучению. А у их родителей нарушается сон, возникают стресс и депрессия. Изменение привычек, сопутствующих сну, поможет решить часть этих вопросов.

Помощь при нарушениях сна у детей с РАС

Проблемы со сном часто уходят после применения в течение 2–3 ночей указанных выше рекомендаций. Если же улучшение не наблюдается, то у ребёнка возможно наличие проблем со здоровьем.

Не исключено, что вам понадобится поддержка профессионала для использования некоторых из вышеперечисленных советов, например основанных на постепенном изменении времени сна и времени пробуждения.

Следует проконсультироваться с врачом, если ваши действия не помогают после первых нескольких дней. Можно обратиться к педиатру, психологу или другому специалисту, который занимается лечением нарушений сна у детей.

Медикаментозная помощь
Перед применением лекарственных препаратов необходимо попытаться решить проблемы со сном через поведенческий подход.

Было обнаружено, что некоторым детям с РАС помогают лекарства.

Например, мелатонин помогает детям с аутизмом быстрее засыпать, дольше спать, реже просыпаться в течение ночи. Мелатонин также улучшает поведение в дневное время у части детей с аутизмом, но изменение дневного поведения в лучшую сторону может быть связано с тем, что они стали лучше высыпаться.

Только врач может прописать мелатонин. Нельзя давать препарат ребёнку без назначения и наблюдения специалиста.

"ЗЛОЙ ВОСПИТАТЕЛЬ". Истории из жизни.

"ЗЛОЙ ВОСПИТАТЕЛЬ". Истории из жизни.

"ЗЛОЙ ВОСПИТАТЕЛЬ". Истории из жизни. запись закреплена

Как уложить спать ребенка аутиста в условиях детского сада? Требуются лайфхаки. Ребенок не реагирует ни на что. Весь тихий час лежит и взвизгивает, хохочет или плачет. Не дает спать никому. Сам, естественно, тоже не спит.

Rat Hitokiri


Оксана Лукконен

Музыка - колыбельные, классическая, со звуками природы - пробовали? Если позволяет тактильно - поглаживания по голове с макушки на лоб к носу, ладошки круговыми движениями. Подробнее - спросите в родителей, психолога.

Екатерина Романова

Оксана, если его гладить, он начинает лезть в трусики себе и твою руку тула тянет. Лишнее раздражение. Он себя успокаивает натмрая половые органы и тоже не знаешь как реагировать. Если что-то не по его, очень громко кричит.


Оксана Лукконен ответила Екатерине

Екатерина Романова

Оксана, кому, мне?)))) Он с диагнозом официальным. Его уже и психологи и психиатры осмотрели. Лечат, что-то делают. Родители не расскажут что именно.


Оксана Лукконен ответила Екатерине

Екатерина, специалисты должны дать рекомендации родителям, а они Вам. Это по линии работы с ребенком с ОВЗ. Не дают рекомендации - оставляют ребенка в опасности. А это уже другая история - работа с семьёй СОП (социально опасное положение). Беседы, докладные администрации, совет профилактики, административные письма в ОПДН, опеку и т.д.

Анна Казанбаева


Анна Казанбаева

Начну с банальностей:
-расспросить, как укладывают родители;
-укутывать, если позволяет, в одеялко, покрывало, простынь;
-если даёт, поглаживать и шипеть тихонько.

Может быть поможет.
Но я не имела дела с аутистами.

Екатерина Романова

Ольга Маркелова

Универсального ответа точно нет. Сохранен ли интеллект? Как ведёт себя на занятии, в режимных моментах? Во сколько утром встаёт, спит ли днем дома? Для детей с РАС нет мелочей. Сыграть может все - от цвета постельного белья, до номера на кровати. Эти дети склонны к сенсорным перегрузкам. Даже полный желудок после обеда может повлиять. Теперь из советов. Однозначно спросить, как работают с таким поведением дома. Предложить в кровать игрушку, книжку. Он даже может и не спать, но не будет развлекать себя взвизгиванием.

Ольга Казанкина

Возможно, дома укладывают с утяжеленным одеялом, тогда пусть несут. Ну и вообще просите маму прийти и научить вас укладывать её ребёнка.

Екатерина Романова

Ольга Казанкина

Оксана Панина

Я на некоторых применяю такой метод. Сажусь рядом на кровать и начинаю гладить спинку,после лёгкий массаж головы,плавно беру салфетку или мягкий платочек х/б и начинаю типа успокаивающее игры,начиная с головы и спуская вниз салфетку по лицу,все медленно и плавно. Я не знаю эффекта,но даже если сначала ребенок отворачивается,то после затихает и движение только вниз со лба к подбородку(главное не быстро) зачастую приводит к засыпанию.Если нет платочка или салфетки,можно чистой рукой.Но мягким платочком деткам приятнее.Попробуйте.

Ольга Скворцова

Оксана Панина

Ольга, не факт,у меня девочка была аутист,сначала не подпускала,а после сама ставила стул для меня у своей кроватки

Ольга Скворцова

Оксана Панина


Юлия Горина ответила Ольге

Люда Арешкова

Оксана, это замечательно, а планы, отчёты, подготовка к занятиям, конкурсам, оформление приёмной, группового помещения и т.д. и т.п. Есть время в тихий час.

Люда Арешкова

Оксана, я начаная работать сяду между двух кроватей и наглаживаю двоих, уснут иду к следующей паре детей и скачу так весь тихий час. И вот заходит как-то заведующая и говорит:" А когда Вы, Людмила Валерьевна, работу свою делать собираетесь?"

Татьяна Фёдорова

Светлана Петрова

Анна Макарова

Гладим по спинке, качаем, колыбельные включаем. Иногда от тихого часа пол часа остается пока всех уложишь.

Люда Арешкова

Алина Борзова

Люда,

Люда Арешкова

Боже, мой! Только внимательно свой комментарий прочитала.."начАная"

Ольга Скворцова

По опыту скажу - никаких приёмов. Или спит, тогда спят остальные, или не спит - тогда спят самые усталые))
Из всех советов лучший - спросить у родителей.

Екатерина Романова

Любовь Шамина

Екатерина, пусть тогда принесёт ЕГО книжку. аутисты они такие.
Вообще им рекомендован гибкий режим и под него подстраиваться. Понятно дело, что не всегда получается.

Оля Низамова


Оля Низамова

Нам помогали похлопывания по спине. Укрывали до самого носа и хлопали. Бывало, что весь сончас приходилось так сидеть хлопать, но редко когда не спал.

Наталья Комардина

Ксения Прокопьева

Олеся Беликова

Поставить рядом ширмы,чтобы его не чего-либо не отвлекало. Можно в одеялко завернуть и сидеть рядом гладить.

Анастасия Викториева

Сидеть гладить по спинке, закрыть ладонью глаза (см на 5 от глазок). Мне помогает. А вообще они лежат тихо если кроме аутизм диагноза нет

Галина Байбородина

Екатерина Романова

Аннуш Чирикова

Как вариант" пеленать" в одеяло не давая вертеть ногами руками и включать белый шум или колыбельную без слов, очеень тихо, чтобы прислушиваться надо было.Можно поглаживать монотонно по руке, грудке через одеяло.

Екатерина Романова

Аннуш Чирикова

Екатерина, держите рукой , а в где ноги и сесть (попой держать) на 2половинки одеяла .малыш как в сендвиче.у ног попой у плеч рукой, руки вдоль тела .привыкнет , потом понравится , сам(а);будет залезать .Наверное со стороны читать жутко, но реально ребенок успокаивалсЯ и спал, разбудить не могли.дома как выяснилось позже тоже не спал, могли родные всю ночь его укладывать, по первости конечно говорили , что дома все ок, но сестра сдала( тройня) и через 6месяцев спал(а) сам , постепенно убирая попу , потом рукиРебенок без диагноза позволял ладошку на глаза положить, 5 мин и спит, ясли, сын подруги, сам потом ладошку мою в свою брал и просил так уложить.

Мария Беленькая

Ольга Беляева

У детей с аутизмом чаще всего сон нарушен, хорошо, если ночью он сколько-то спит. Поэтому надо узнавать у родителей, как он спит вообще, как укладывают и тд. И может продумывать не как бы заснул, а хотя бы молчал.

Мария Лебедева

У нас тикие вообще не спали, как только не пытались(((хорошо что на малышах и средних группах есть отдельно спальни и игровые, аутистов укладывали в игровой, дай бог их приучить хоть в кроватях лежать! А когда не было возможности ходили с ними по группам и по садику, на пятиминутки брали. Некоторым помогало тишину и темноту делать-домики и они там засыпали. А так только держаться и работать для перевода в спец. сад. А родители только рады и счастливы были, заберут их в 19.00 и 20.00 спать до утра, а утром опять мы мучаемся(и ведь не признают, что трудный ребёнок. Крепитесь! Терпения Вам

Джо Смит (Стивенс): Практические стратегии помощи при нарушениях сна у детей с РАС


Сон и аутизм

Исследования показывают, что 40–83 % детей с аутизмом испытывают трудности со сном. Многим свойственна тревожность, некоторым сложно успокоиться и уснуть вечером, кто-то ходит во сне или часто просыпается ночью, а кто-то не понимает разницу между днем и ночью. Кроме того, на сон влияют трудности с коммуникацией, принятием перемен, негибкость, сенсорная гипер- или гипочувствительность, а также концентрация на деталях.

Общие рекомендации при нарушениях сна

Стратегии для детей с аутизмом

Использование рутин помогает, однако не все стратегии универсальны и работают для всех детей с аутизмом, потому что каждый имеет свои уникальные особенности. Самое главное – искать причины, которые стоят за нарушениями сна. Также важно понимать, что детям с РАС необходимо дополнительно объяснять вещи, которые считаются сами собой разумеющимися для типично развивающихся детей, например то, что мы должны закрыть глаза, чтобы уснуть. Помогайте детям понять, что мы от них ожидаем. Обучение сну должно быть постоянным и однообразным, гибкость может развиваться позже.

Важно найти, что мотивирует ребенка, и поощрять его. Очень полезная стратегия – социальные истории, через них ребенку можно донести, чего мы от него хотим, с его перспективы. Запрещенные слова в социальных историях: следует / не следует, должен / не должен, должен был, это очень плохо / вредно / неуместно. Будьте позитивными: я учусь / стараюсь.

Дети с аутизмом гораздо лучше воспринимают визуальную информацию, поэтому хорошо использовать картинки, написанные слова, объекты.

Последовательность действий, которые всегда происходят одинаково и в одном и том же порядке. Рутины помогают ребенку контролировать ситуацию, чувствовать себя менее тревожно, оставаться в понятной и предсказуемой среде.

Метод работы с социальным поведением, помогающий объяснять детям с РАС и другими нарушениями развития повседневные ситуации, которые могут вызывать у них затруднения.

РАС / расстройство аутистического спектра / атипичный аутизм / синдром Каннера / синдром Аспергера / детский аутизм / РДА / ASD

Расстройство развития, диагностическими критериями которого являются выраженные трудности в социальной коммуникации и социальном взаимодействии, а также существующие трудности в обработке сенсорной информации и повторяющееся или ригидное поведение (определение DSM-5). Аутизм – спектральное расстройство, это означает, что у всех людей с аутизмом есть похожие трудности, но аутизм влияет на них по-разному. У некоторых людей с аутизмом есть сопутствующие проблемы с тем, как они учатся и усваивают информацию, проблемы с психическим здоровьем или другие сопутствующие состояния, а это означает, что все эти люди нуждаются в разных уровнях поддержки. Все люди, находящиеся в спектре аутизма, могут учиться и развиваться. На сегодняшний день считается, что аутизм – это нарушение в развитии, им нельзя заразиться или заболеть и от него нельзя исцелиться. При правильной поддержке всем людям с РАС можно помочь жить более полноценной жизнью.

Расстройства аутистического спектра. Нарушения сна у детей с РАС

Расстройства аутистического спектра (РАС) – комплексное нарушение развития, которое характеризуется трудностями и ограничениями взаимодействия и построения социальной жизни, склонностью к стереотипному (повторяющемуся) поведению.


Нарушения сна при расстройствах аутистического спектра у детей встречаются в виде:

  • инсомнии (повторяющиеся длительные ночные пробуждения, трудности засыпания, ранние пробуждения, сокращения периода сна). По статистике встречаются в 85% случаев. Довольно часто встречается увеличение периода засыпания (в 53% случаев). Примерно в 10% случаев нарушения сна носят характер частых и длительных ночных пробуждений, раннего пробуждения, нарушения цикла сон-бодрствование. Как следствие, время сна сокращается.
  • парасомнии (нарушения протекания фаз сна). У детей с расстройством аутистического спектра часто наблюдаются снохождение, ночные страхи, сложности концентрации после пробуждения, бруксизм (скрежет зубами), энурез (недержание мочи), а также нарушение протекания фазы быстрого сна, что может также проявляться пробуждениями и сокращениями времени отдыха.
  • проблем с дыханием (синдром обструктивного апноэ);
  • проблем с движением (синдром беспокойных ног, повторяющиеся стереотипные движения губ, движения больших групп мышц).

Американский институт педиатрии провел массовый опрос, по итогам которого от 44% до 83% детей и подростков с диагнозом аутизм сообщают о наличии нарушения сна, что мешает привычной, повседневной жизни, ухудшает ее качество.

Нарушения сна могут встречаться у абсолютно любых детей, однако они чаще носят временный характер и их выраженность уменьшается с возрастом. Напротив, при расстройствах аутистического спектра такие симптомы часто достаточно устойчивы и продолжительны по времени.

Диагноз аутизм. Причины нарушения сна у детей

К причинам, способствующим нарушению цикла сон-бодрствование (циркадного ритма) относятся:

— нарушение синтеза мелатонина (химического вещества, непосредственно участвующего в данных процессах) и других гормонов;

— аномалии в генах, отвечающих за циркадный ритм;

— высокая чувствительность к внешней среде и сенсорным стимулам;

— ограниченная способность реагировать на социальные сигналы и слабо развитые коммуникативные навыки;

— особенности пищевого поведения детей с РАС, по причине которых в организм поступает недостаточно полезных веществ (витаминов и минералов);

— сопутствующие заболевания ребенка и расстройства развития (умственная отсталость, дефицит сенсорной интеграции, ритуалы, самоповреждающее поведение, повышенная или пониженная сенсорная чувствительность).

Последствия нарушения сна при детском аутизме

К негативным последствиям нарушений сна относятся:

● усиление выраженности черт расстройств аутистического спектра (увеличению количества стереотипий, ухудшению социального взаимодействия, повышению агрессивных тенденций, самоповреждению, ухудшению эмоциональной саморегуляции и настроения);

● снижение когнитивных (познавательных) способностей, например, внимания, памяти и мышления, снижение школьной успеваемости;

● нарушение поведения в дневное время;

● повышение риска травматизма;

● вторичное снижение качества жизни и расстройства сна у членов семьи ребенка с РАС.

Ребенок с РАС. Что делать при расстройствах сна?

Для того, чтобы преодолеть нарушения сна и простроить алгоритм помощи,

специалисты должны ознакомиться с медицинской и семейной историей, подробно узнать об особенностях режима дня ребенка.

Врачу понадобится следующая информация:

— в какое время обычно засыпает/просыпается ребенок;

— бывают ли ночные пробуждения;

— спит ли ребенок днем или нет;

Если данных мер будет недостаточно, то врач назначит медикаментозное лечение, предварительно проинформировав родителей о возможных противопоказаниях. Также специалисты расскажут о средствах дополнительной поддержки, которые могут быть полезны в конкретных ситуациях.

Шаг 1: Изменение основной схемы лечения с учетом влияния сопутствующих расстройств.

При расстройствах аутистического спектра наблюдается высокая вероятность наличия сопутствующих заболеваний, которые могут вносить вклад в нарушения ночного отдыха.

Зачастую дети и подростки с диагнозом аутизм могут принимать лекарства, нарушающие естественный ход сна, например, препараты, стимулирующие физическую и психическую активность. Лечащий врач оценивает эффективность и пользу подобранной медикаментозной терапии. В случае необходимости изменяет схему лечения.

Шаг 2: Поведенческие стратегии.

Семейные факторы и воздействие окружающей среды могут приводить к нарушениям ночного отдыха. Они же и будут мишенью для поведенческой терапии.

Гигиена сна и поведенческие приемы являются краеугольным камнем в построении алгоритма терапии. Они с большой долей вероятности оказывают положительное влияние на сон ребенка, помогают родителям (законным представителям) получить реальное представление о проблеме и практические инструменты для ее преодоления, снизить уровень стресса, изучить рекомендации по установлению режима укладывания и пробуждения.

  • стоит ограничить физическую активность минимум за 1 час, а оптимально за 6 часов до сна;
  • снизить нагрузку на сенсорные (чувствительные) каналы ребенка и ограничить стимулы, которые вызывают сильную эмоциональную реакцию (просмотр телевизора перед сном, игры в гаджеты);
  • исключить продукты, содержащие кофеин;
  • оборудовать для ребенка отдельное спальное место, которое должно быть удобным, комфортным и использоваться только по прямому назначению;
  • при необходимости использовать утяжеленное одеяло;
  • желательно перед сном хорошо проветрить комнату и затемнить ее.

Среди последних наиболее популярными и эффективными являются:

● составление расписания, которое в наглядном виде (можно с картинками) показывает режим дня;

● поддержка и закрепление результата, когда малыш получает приятные бонусы (например, возможность выбрать одну из игрушек, с которой ребенок будет спать ночью). Можно использовать наклейки с похвалой или игры, закрепляющие полезные ребенку навыки (например, билетик на 1 посещение родителя за время, отведенное на сон);

Для детей подросткового возраста дополнительно может быть предложена когнитивно-поведенческая терапия. Этот подход доказал свою эффективность и ориентирован на краткосрочное, конкретное изменение моделей поведения, мышления и привычек, приводящих к нарушениям сна.

Шаг 3: Назначение медикаментозной терапии.

Использование лекарственных средств может быть следующим этапом, если поведенческие стратегии и изменение привычек не решили проблему.

Медикаментозная терапия назначается и корректируется только лечащим врачом. Её необходимо соблюдать строго по назначению.

Шаг 4: Использование дополнительных методов улучшения качества сна.

Часто семьи детей и подростков с РАС интересуются возможными дополнительными средствами для улучшения состояния. Такими могут оказаться Sound-To-Sleep (STS) mattress technology и утяжеленные одеяла.

Система Sound-to-Sleep (STS) устроена таким образом, что определенный набор звуковых вибраций, встроенных в матрас, позволяет слышать и чувствовать звуки, которые будут предварительно выбраны для воспроизведения.

В дополнение к поведенческой терапии данная технология имеет ряд преимуществ.

Во-первых, дети могут выбирать понравившиеся звуки и вибрации.

Во-вторых, данная система может быть установлена в домашних условиях.

В-третьих, вибрации, создаваемые технологией матраса, могут активировать парасимпатическую нервную систему, в том числе блуждающий нерв, который имеет решающее значение для расслабления и улучшения сна.

Однако, учитывая особенности сенсорной чувствительности у детей с диагнозом аутизм, нужно предварительно изучить, подойдет ли данная система конкретному ребенку.

Яна Жорина, медицинский психолог Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ

Ирина Марук, медицинский психолог Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ

Проблемы сна при аутизме

ПОЧЕМУ У ДЕТЕЙ АУТИСТОВ ТРУДНОСТИ СО СНОМ

Трудности со сном возникают даже у вполне здоровых детей. Спровоцировать нарушение могут банальные причины: духота в спальне, аллергия, острый ринит, энурез и т.д. А дети с диагнозом аутизм чаще других подвержены нарушениям ночного отдыха. По статистике, то или иное расстройство сна имеет каждый второй такой ребёнок. Врачи нашли этому научное объяснение. У детей аутистов нарушена функциональность части головного мозга, отвечающего за фазы сна. Согласно некоторым исследованиям, стадия быстрого сна у аутистов гораздо короче либо вообще отсутствует. В результате, такие дети ежедневно испытывают трудности с засыпанием и просыпанием.

Тревожный сон у ребёнка аутиста – большая проблема для семьи. Близкие люди вынуждены приспосабливаться к особому ритму жизни. И это может негативно сказываться на общей атмосфере в доме. Из-за постоянных проблем со сном у детей аутистов часто развиваются более серьёзные расстройства: ночное апноэ, сомнамбулизм (лунатизм) и др.

КАКИЕ БЫВАЮТ НАРУШЕНИЯ СНА У ДЕТЕЙ

Причины, вызывающие расстройство сна у детей, зачастую имеют психологический или неврологический характер. К примеру, тревожный сон у ребёнка при гиперактивности – довольно распространённое явление. Малыш выматывается физически, при этом получает слишком много информации. В результате усложняется процесс засыпания, в течение ночи ребёнок спит тревожным сном, может наблюдаться подёргивание конечностей.

Ребёнок аутист может элементарно не понимать, почему ему нужно ложиться спать, если он не испытывает такой потребности в данный момент времени. При этом он не может долго уснуть, а утром ему сложно проснуться.

Ночной энурез также является причиной для расстройства сна. Сильные позывы в туалет или непроизвольное мочеиспускание могут разбудить ребёнка. А по возвращении в кровать часто оказывается, что малышу трудно повторно заснуть. Он будет нервничать, расстраиваться, пребывать в стрессовом состоянии.

Ночное апноэ у детей – более серьёзное нарушение. Во время сна у ребёнка происходит остановка дыхания. Это может длиться несколько секунд и повторяться много раз за ночь. Внимательным родителям несложно обнаружить проблему. Ребёнок перестаёт дышать, затем через 5-10 секунд следует глубокий вдох с характерным звуком, как при храпе, после чего дыхание восстанавливается. Ночное апноэ может иметь тяжёлые последствия. Развивается кислородное голодание мозга, что приводит к неврологическим расстройствам, может замедлиться умственное и речевое развитие, повышаться давление, возникать перебои сердечного ритма. У младенцев до года апноэ может вызвать синдром внезапной смерти.

Сомнамбулизм (или лунатизм) у ребёнка в возрасте от 5 до 10 лет некоторые специалисты считают вполне нормальным. Но за диагнозом сомнамбулизм всегда кроется психологическое или физиологическое отклонение. Например, ребёнок может начать ходить во сне после стресса, испытав сильную потерю. Диагноз сомнамбулизм у детей подросткового возраста может вызывать опасение врачей. Особенно, если появились такие признаки, как потирание ладоней, передёргивание тела, резкий подъем с кровати, частое сглатывание слюны. При сомнамбулизме у ребёнка это могут оказаться симптомы эпилепсии, судорог и др. патологий. Такое состояние требует тщательного неврологического обследования.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК СПИТ ТРЕВОЖНЫМ СНОМ

Задача родителей обеспечить малышу спокойный сон. Необходимо убедиться, что ребёнок чувствует себя хорошо, не испытывает боли, дискомфорта. Нельзя перегружать ребёнка перед сном, исключите просмотр телевизора, мультфильмов на ночь. Если малыш жалуется на ночные страхи – нужно установить ночник в детской спальне.

В вечернее время следует вместе с детским гастроэнтерологом исключить из рациона ребёнка жирные блюда, высокоаллергенные, кофеинсодержащие продукты и продукты, вызывающие повышенное газообразование.

К детям аутистам требуется особый подход. Необходимо установить и всегда строго придерживаться распорядка дня. Готовить ко сну ребёнка аутиста нужно в одно и то же время, соблюдая традиционный ритуал (например, попить воды – почистить зубы – сходить в туалет – лечь в кровать). Безопасность и контроль – важные критерии для особых детей и привычный ежедневный моцион будет вызывать у них спокойствие.

КАК ЛЕЧИТЬ РАССТРОЙСТВО СНА У ДЕТЕЙ

Тревожный сон, храп, апноэ, сомнамбулизм у ребёнка – состояния, требующие обязательного обследования у невролога и должно корректироваться как можно раньше. Для того, чтобы устранить расстройство сна у ребёнка – необходимо найти и устранить причину. Современные методы исследования, применяемые в НИИ Дети Индиго, позволяют быстро и точно установить правильный диагноз и назначить адекватное лечение.

Не стоит полагаться на лекарственные препараты, подавляющие нервную систему. Длительный приём таких медикаментов с раннего возраста может пагубно отразиться на психическом и физическом здоровье ребёнка в будущем.

В НИИ Дети Индиго для лечения различных нарушений сна применяют прогрессивные, абсолютно безболезненные и безопасные методики, позволяющие постепенно нормализовать фазы сна и улучшить ночной отдых у ребёнка.

Читайте также: