Как армяне появились в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

От Чемала до тайги 30 километров. В шесть утра к дому подходила машина, муж уезжал на ней на работу, а поздно вечером всю бригаду привозили обратно. Там же, в тайге, построили шесть одноэтажных домиков на двух хозяев, с общим крыльцом. Вот Владимир и предложил: давай уедем туда, поживём с годик. Детей у нас ещё не было. И мы от мамы переехали в тайгу. Да, все удобства на улице, но мы молодые, не обращали на это внимания. Муж устроился поблизости на пилораму. Ни один из шести домиков не пустовал, даже были семьи с маленькими детьми.

Пару месяцев назад Артём развёлся с любимой драгоценной женой. Да, так получилось, так бывает: жили-жили и вдруг разбежались. Жена не перестала быть любимой и драгоценной, просто она оказалась продажной шлюхой, змеёй подколодной и драной с…кой. И эти две ипостаси обитали в едином теле скромной и практичной коротко стриженной блондинки тридцати лет от роду. А как так произошло, не совсем понятно. Разобраться в первопричинах и следствиях Тёмычу не хватало мозгов.

Действовал крайне изобретательно. Если требовалось, мог принять облик чьего-нибудь мужа, так что чужая жена не подозревала об измене до самых родов. Мог осеменить даму, превратившись в дождик, ветер, лебедя, орла, муравья, да во что угодно, лишь бы добиться своего. Вступал в связь со своими сёстрами, на одной из которых, Гере, в конце концов и женился. Хотя не остепенился и после этого и регулярно супруге изменял. Но супружескую измену всё-таки понять можно. В принципе, обильный секс бывает у многих. Инцест, извращения не так часто, но случаются, особенно у высших классов, мало ограниченных в возможностях.

Самая большая армянская диаспора в мире живет в России. Согласно переписи 2010 года, в РФ проживает более 1,182 миллиона армян.

Примерно половина из них живет в Краснодарском и Ставропольском краях и Ростовской области. В Москве по официальным данным живет чуть более 100 тысяч армян.

Следует отметить, что многие считают официальные цифры заниженными. Отдельные источники утверждают, что в России живет до трех миллионов армян, то есть столько же, сколько в Армении. Подсчеты усложняет то обстоятельство, что многие армянские семьи в силу разных обстоятельств меняли окончания своих фамилий на русские.

Специфика истории этой армянской общины заключается в том, что в некоторых регионах современной России армяне начали жить в те времена, когда еще не существовало ни российского государства, ни даже Московского княжества.

Придел Григория Армянского в храме Василия Блаженного, Москва (второй справа)

Придел Григория Армянского в храме Василия Блаженного, Москва (второй справа)

Первые армянские поселения на Северном Кавказе, то есть юге современной России, появились еще в I веке до нашей эры, при армянском царе Тигране Великом. В период раннего Средневековья здесь активно работали армянские проповедники, стремясь распространить христианство среди соседей-язычников.

В Крыму, который в то время принадлежал Византийской империи, армянские поселения появились не позднее VIII века, а к XII веку армяне были второй по многочисленности этнической группой. Во второй половине XVIII века, незадолго до присоединения Крыма к Российской империи, российские власти активно переселяли армян с полуострова в Азовскую губернию.

На Киевской Руси первые армяне появились не позднее XI века. В Великом Новгороде знали армянского святого Григория Просветителя (Григор Лусаворич), известны новгородские иконы с его изображением, датированные XII веком. В Поволжье армяне также живут с XII века.

В XI-XIII веках происходит переселение значительного количества армян на Северный Кавказ, что было связано с нашествиями на Армянское царство. В XVI веке армянское государство прекращает свое существование, его территорию делят между собой Персия и Османская империя. Это дает мощный толчок расселению армян по всей Евразии.

В XVII-XVIII веках армяне продолжают активно расселяться по югу современной России. Город Буденновск Ставропольского края был основан армянами и долгое время назывался Сурб Хач (Святой Крест). Армяне основали и Армавир (ныне в Краснодарском крае). Ростов-на-Дону вырос из города Нор-Нахичеван, также основанного армянами в 1779 году.

Церковь Святого Вардана Мамиконяна в Кисловодске, Ставропольский край

Церковь Святого Вардана Мамиконяна в Кисловодске, Ставропольский край

В частности, большое количество армян было заселено на юг в 1864 году по окончанию Кавказской войны, когда была произведена депортация черкесов и других народов с их исторической родины. Помимо армян, российская власть активно заселяла эти земли казаками и русскими.

Большая волна миграции армянского населения из Османской империи на юг России пришлась на конец XIX — начало XX века: начиная с Хамидийской резни 1894-1896 годов и заканчивая 1920-ми годами. К 1921 году на Северном Кавказе и прилегающих областях проживало не менее 150 тысяч армян.

В Москве армяне живут по меньшей мере с XIII века, то есть практически все время существования города. В древней Москве был армянский квартал, в церковных книгах остались упоминания о браках, заключенных между представителями армянских и русских семей. В Московском царстве армяне пользовались некоторыми привилегиями, поскольку приносили большую пользу в торговле и ремеслах. Армяне были ювелирами, врачами, художниками, строителями, купцами, ремесленниками. Одна из церквей собора Покрова Пресвятой Богородицы (собор Василия Блаженного), построенного при Иване Грозном, носит имя армянского святого Григория Просветителя. В том же веке в Москве появляется Армянский гостиный двор.

Армянский храмовый комплекс, Трифоновская улица, Москва

Армянский храмовый комплекс, Трифоновская улица, Москва

Армянский переулок в центре Москвы носит свое название с конца XVIII века. Сейчас там располагается посольство Армении. В настоящее время полтора десятка московских улиц и площадей носят названия, связанные с Арменией и армянами.

В Кремле сохранились росписи армянского художника Богдана Солтанова, который пользовался покровительством царя Алексея Михайловича (отца Петра I). В Кремле хранится и трон, подаренный Алексею Михайловичу армянскими купцами. Царь был очень расположен к ним и даровал им право свободной торговли от Астрахани до Архангельска, разрешив также перевозку грузов из Азии в Европу через свое царство.

Поощряли расселение армян по своей империи и Петр I, и Екатерина II. При них армяне начинают получать дворянские титулы. Возникают российско-армянские аристократические роды Лазаревых, Айрапетовых, Абамелек, Аргутинских, Деляновых, Лианозовых, Лорис-Меликовых.

Впервые идея отвоевать армянские территории у персов и турок и присоединить их к Российской империи появилась еще у Петра I, к которому общался сюникский князь Исраэл Ори. В конце концов территория современной Армении перешла под протекторат Российской империи при Николае I, в 1820-х годах. В 1849 году была образована Эриваньская губерния. После революции на ее месте ненадолго возникает независимая Армянская республика, которая вскоре входит в состав СССР в качестве одной из союзных республик.

Согласно переписи 1926 года, в СССР проживало 1,5 миллиона армян, в том числе 200 тысяч на территории РСФСР. В годы сталинских репрессий в лагерях погибло около 300 тысяч армян.

Во время Великой Отечественной войны на фронт ушли 600 тысяч армян, как минимум половина из них погибла. В советской армии того периода было 60 генералов, адмирал (Иван Исаков, он же Ованес Тер-Исаакян) и четыре маршала (Иван (Ованес) Баграмян, Амазасп Бабаджанян, Сергей Худяков (Арменак Ханферянц) и Сергей Аганов (Оганян)) армянского происхождения. Армянская стрелковая дивизия под командованием генерал-майора Нвера Сафаряна участвовала в штурме Берлина и взятии Рейхстага.

Маршал, дважды Герой Советского Союза Иван Баграмян (слева)

Маршал, дважды Герой Советского Союза Иван Баграмян (слева)

В сентябре 1991 года Армения объявила о своей независимости. Тем не менее, на это десятилетие пришелся заметный отток армян в Россию, как из Армении, так и из других бывших союзных республик. Это было связано с политической нестабильностью и экономической разрухой на постсоветском пространстве.

С 2000 года функционирует Союз армян России, имеющий представительства в 63 российских регионах. В 2013 году в Москве закончили строительство Армянского храмового комплекса, который стал резиденцией главы Российской епархии Армянской Апостольской церкви.

Черкесогаи в одежде северокавказского типа

Черкесогаи в одежде северокавказского типа

Амшенцы — армяне, живущие на черноморском побережье. Этот субэтнос сформировался еще в VI веке на основе местного армянского населения и примкнувшей к ней 12 тысячной армии (с их семьями) князя Шапухра, из рода Аматуни и его сына Хамама. В наши дни амшенцы проживают на черноморском побережье от Анапы до Сухума, местами наиболее компактного расселения амшенцев являются Сухими, Адлер, Гагра.

Существуют еще донские (крымско-анийские) армяне — субэтнос, возникший в Крыму и разросшийся за счет переселения на полуостров армян из разрушенного Анийского царства в XIII веке. В дальнейшем переселялись российскими царями на Дон. Из донских армян, в частности, происходит великий армянский художник Мартирос Сарьян.

Как на юге России появились армянские города

14 ноября 1779 г. указом Екатерины II была основана Нахичевань-на-Дону. Это стало важным этапом программы армянского переселения в Новороссию, осуществлённой Григорием Потёмкиным. На случай, если бы события в Крыму 1783 г. пошли по менее благоприятному для России пути, в запасе был ещё один вариант действий на южном геополитическом направлении.

С 1779 г. Александр Суворов готовил военный поход в закавказские владения Персии, а российское правительство рассматривало проекты воссоздания Армянского государства на границах с Ираном и Турцией.

Вполне вероятен был сценарий, по которому фактический соправитель Екатерины II и наместник Новороссии Григорий Потёмкин мог занять возрождённый царский престол Армении. Вообще же светлейшего князя Потёмкина можно считать чемпионом своего времени по количеству монархических владений, претендентом на которые он рассматривался: Герцогство Курляндское, Княжество Молдавское, полунезависимое княжество в Польской Украине…

В конце 1782 г. в преддверии готовившейся экспедиции А. Суворова духовный лидер российских армян, архиепископ Иосиф Аргyтинский представил на имя императрицы проект, посвящённый будущему Армении. Согласно ему, Армения могла стать царством, зависимым от России. В обмен на размещение русского военного контингента армяне обязались платить России дань, а в случае необходимости участвовать в обороне империи. Столицей армянского государства предполагалось сделать один из городов на равнине Арарат.

Иосиф Аргутинский ратовал за предоставление Армении одного порта на Каспийском море. Российской императрице предлагалось назначить правителя Армении из числа местной знати или из своих доверенных лиц. Особо оговаривалось, что, поскольку князь Потёмкин является благожелателем армянского народа, он должен выступить посредником между Арменией и императрицей. По сути, эта формула была приглашением светлейшего князя на армянский престол. Григорий Потёмкин - некоронованный господарь Молдавии

Григорий Потёмкин - некоронованный господарь Молдавии

Для того, чтобы обеспечить благосклонность армянского населения к русским войскам на территории России начинается создание армянских городов, обладавших широким самоуправлением, автономией в религиозных, хозяйственных вопросах.

Г. Потёмкин не скрывал стремления решить ещё более амбициозную задачу: превратить армянские города — колонии в торгово-финансовые центы Южного края империи. Для этого велись переговоры о переезде сюда богатых армянских купеческих семейств из самого Константинополя и даже из Индии.

Предполагалось, что эти города будут обладать широким самоуправлением, автономией в религиозных, хозяйственных вопросах.

Первым из них стала Нахичевань-на-Дону (Новая Нахичевань), возникшая в 1779 г. в Приазовье, недалеко от крепости Св. Дмитрия Ростовского (будущего Ростова-на-Дону) армянскими переселенцами из Крыма. Вторым городом стал Григориополь, возникший в Приднестровье — на западной окраине Новороссии. Жителями Григориополя стали преимущественно армяне, переселившиеся из Османской Бессарабии.

Новая Нахичевань находилось под покровительством светлейшего князя довольно долгое время. Иная ситуация сложилась с Григориополем. Г. Потёмкин успел принять участие лишь в проектировании этого города, названного именем его небесного покровителя. Воплощать планы по созданию армянского города в Приднестровье пришлось уже преемнику светлейшего — генерал-губернатору Платону Зубову и бывшему подчинённому — губернатору Василию Каховскому. 20 сентября. В Новороссии создана православная епархия

20 сентября. В Новороссии создана православная епархия

Сопоставление динамики становления этих двух городов позволяет ясно представить персональную роль Г. Потёмкина в освоении Причерноморского региона, на практическом примере увидеть степень успешности этого высокопоставленного управленца.

Уже ранней весной 1780 г. началось строительство жилищ для колонистов. В первую очередь было построено 535 домов. Всего же с 1780 по 1782 гг. в Нахичевани и близлежащих селениях построено 1726 домов, 2 церкви, 180 каменных лавок, 9 заводов.

Переезд армян в Приднестровье из бессарабских городов в 1791 г. должен был пройти в более сжатые сроки, т.к. в этой кампании было задействовано в 3 раза меньше переселенцев (около 4 тыс. против 12,5 тыс. армян в Приазовье).

Однако после смерти светлейшего князя переезд затянулся и занял те же несколько месяцев. 10 июня 1792 г. императрица утвердила план Григориополя, а к началу августа были выстроены 114 жилых домов, сафьянный завод, 16 торговых лавок. Потребность в жилищах здесь составляла 600 домов.

Вследствие нерешённости жилищного вопроса в Григориополе сложилась весьма напряжённая ситуация, о которой духовный лидер российских армян, архиепископ Иосиф Аргутинский информировал нового Новороссийского наместника графа П. Зубова. День в истории. Екатерина II учредила свой главный идеологический орден

День в истории. Екатерина II учредила свой главный идеологический орден

В связи с этим 38 наиболее беспокойных семейств за счёт казны были отправлены на поселение в Новую Нахичевань. 85 семей аккерманских армян потребовали возвращения в Бессарабию и были препровождены за Днестр. Программа жилищного строительства для армянских переселенцев в Григориополе так и не была реализована в полном объеме. В 1797 г. вновь назначенный губернатор Иван Селецкий констатировал, что большинство горожан ещё жили в землянках, терпя нужду и лишения.

Орган самоуправления — городской магистрат в Новой Нахичевани был открыт 14 января 1780 г., ещё до начала активной фазы строительных работ. Он выполнял полицейские и судебные функции (за исключением уголовных дел), распоряжался городским хозяйством. Пять членов магистрата избирались по жребию и могли получать жалование согласно губернским штатам.

Григориопольский магистрат был создан лишь после четвёртой петиции горожан и начал работать 18 декабря 1794 г. По структуре и функциям орган городского управления в Григориополе был весьма схож с Ново-Нахичеванским, за одним важным исключением. Должность градоначальника в магистрате Григориополя была не выборной, а назначаемой губернатором.

В дальнейшем в Григориополе была введена назначаемая губернскими властями должность полицмейстера (при том, что расходы по содержанию полицмейстерства возлагались на магистрат). Постепенно полицмейстер сосредоточил в своих руках важные рычаги управления днестровским городом: назначение литургий, закрытие торговых заведений, передача дел в уездный суд, минуя магистрат. Дошло до того, что полицмейстер получил право накладывать на местных торговцев налоги.

Григориопольская община как могла, протестовала против таких особенностей управления своим городом. При этом она апеллировала к практике Новой Нахичевани, где функции полицмейстера выполняли выборные члены магистрата. Однако эти протесты успеха не имели. День в Истории. В Луганске пущена первая домна британского флагмана екатерининской индустриализации

День в Истории. В Луганске пущена первая домна британского флагмана екатерининской индустриализации

Законодательное закрепление привилегий Ново-Нахичеванских колонистов заняло около года. В уже упомянутом указе императрицы 1779 г. армяне на 10 лет освобождались от всех государственных податей и повинностей, навсегда избавлялись от воинского постоя и рекрутских наборов. Аналогичные льготы для армян — жителей Григориополя были узаконены только через 3 года после окончания переселения (в октябре 1794 г.) по итогам ряда ходатайств, как самих колонистов, так и их покровителей.

Однако уже через несколько месяцев после утверждения льгот в Григориополь был введён егерский полк. Горожане должны были разместить военных (на семью приходилось от 5 до 15 военных), поставлять им дрова. Напряжение в городе росло, пока не вылилось в кровавый инцидент, получивший известность во всей губернии. Только после этого полк был из Григориополя выведен.

Новая Нахичевань довольно долго оставалась преимущественно торгово-ремесленным армянским городом. Согласно статистическим данным 1822 г. в городе без учёта окрестных армянских селений проживало почти 10 тыс. человек, из них: купцов 1, 2 и 3 гильдии — 296 чел.; мещан 6861, цеховых — 2940, поселян, живущих в городе — 275, духовного звания — 154, дворян и чиновников — 188, разночинцев — 21. Армяне составляли абсолютное большинство горожан (70%) до конца XIX века, особый правовой статус Новой Нахичевани действовал до городской реформы Александра II. Впоследствии этот город вошёл в состав Ростова-на-Дону.

Григориополь же довольно быстро стал терять своё армянское лицо. После открытия Одесского порта и присоединения к России Бессарабии многие купеческие семьи перебрались в Одессу и Кишинёв. Особенно активно этот процесс шёл в 1796 — 1802 годах в условиях конфликта вокруг воинского постоя.

Город постепенно становился ремесленно-аграрным, все большую долю жителей в нём составляли молдаване, славяне, греки и евреи. Если в 1790 г. в преимущественно армянском городе было около 4,5 тыс. жителей, то в 1819 г. количество армян было немногим более 1,8 тыс. Это дало основание Сенату Российской империи в 1840 г. упразднить армянскую колонию в Григориополе. Ныне этот город является административным центром одноимённого муниципального района в Приднестровской Республике.


Аннотация. В статье сделан обзор источников XVII–XX вв., описывающих культурные, торговые, военно-политические связи армянского народа с народами России и её исторических предшественников в период с X по XIX вв. Проведён анализ особенностей формирования армянской диаспоры в России и других русско-армянских связей, составивших базис для длительного взаимопроникновения культур. Показан качественный переход от периодических и точечных дружественных контактов к глубокому геополитическому и духовному единству народов Армении и России.

Ключевые слова: История армян, геополитика, Москва – третий Рим, армянская диаспора в России, национальная политика России, межнациональные отношения

Некоторые статьи Араика Степаняна — здесь.

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АРМЯНСКОЙ ДИАСПОРЫ В РОССИИ

История армяно-русских отношений интересовала ученых еще в XVII веке. Пытливые умы того периода накопили ценную информацию, с которой можно работать сегодня, и на основе этих данных построить мозаику отношений двух великих народов. Говоря о генезисе армянской диаспоры в России, мы, естественно, Киевскую Русь считаем частью русской истории.

Армяно-русские отношения настолько глубокие и древние, что их истоки теряются даже в древних сказаниях [1] и былинах [2]. Так, русско-советские историки [3. С. 83; 4. С. 62; 5. С. 36-42; 6; 7. С.182] обратили внимание на схожесть русской легенды Нестора[8] об основании трех городищ тремя братьями Кием, Щеком и Хоривом и более древней армянской легенды об основании поселка Куара в Армении. В то же время русская былина о Святогоре почему-то не попала в поле зрение как русских, так и армянских ученых советского периода, хотя оснований для исследования было более чем достаточно. Должно было заинтриговать хотя бы то, что Родиной Святогора являются Святые Араратские горы. [2. С. 21; 9]

Начиная с XVII века ученые старались ответить на вопрос о времени появления армянских колоний на территории Руси. К примеру, историк XVII века Пиду (Луи-Мари Пиду де Сент-Олон), монах-теитинец, парижанин по происхождению, первый высказал развернутую мысль о том, что армянские поселения появились в Крыму, а затем и на территории Руси в XI веке после падения города Ани в 1065 году.

В XVII–XVIII веках был заложен фундамент научных исследований этого периода и установлены основные факты из истории армянских колоний, собран обширный документальный материал, особенно по истории больших колоний во Львове и Каменце-Подольском. Инициатива исследований исходила от самих армян-колонистов (Степанос Росика, И.Ф. Юзефовича, И.Э. Минасовича, М. Бжишкян и др.), из среды которых и вышел известный историк второй половины XIX века Садок Баронч 1814–1892 годах.

Свидетельство об армянской колонии в Крыму читаем у Кулаковского, который отмечает, что армянские колонии там были еще до нашествия монголов; об этом свидетельствуют надписи на церквах, монастырях, кладбищах, надгробных камнях, которые относятся к началу XI века. [13. С. 867-869]

Исторические исследования начала ХХ века привели к заполнению некоторых пробелов, к выдвижению и разработке новых проблем по истории армянских колоний. Эта работа была успешно продолжена советскими учеными. Ряд ценных документов в 1921 году опубликовал А.Г. Ованесян[15].

В 988 году византийский император Василий II, армянин по происхождению, получил от киевского великого князя для подавления феодальных восстаний войско в 6000 наемников; за это Владимир потребовал руки византийской принцессы и, чтобы покончить с колебаниями императорского двора, овладел Херсонесом. Василий II уступил настояниям русского государя, но при этом убедил его принять крещение. С Анной на Русь поехали и армяне – священники, архитекторы, художники, строители.

С этого момента в русско-армянских отношениях происходит сдвиг от политического и прагматического сотрудничества в сторону духовного и кровного союза. Этот исторический факт оказал существенное влияние на сознание армян, определил их поведение в последующие десять веков. Именно кровно-родственные связи армянской знати с русской, дали новый толчок русско-армянскому культурному и военно-политическому взаимодействию. Не признавая этот факт, мы не сможем объяснить дальнейшие жертвенные поступки как армян в отношении России, так и наоборот. Армянская знать решила укрепить на первом этапе русское государство как государство в каком-то смысле чуточку свое, родственное, а на втором этапе, после падения Византии, решила помочь русским царям строить империю как оплот православной веры. Об этом ниже.

Армянские поселения образовывались в пределах русских княжеств из армянских купцов, которых привлекала торговая выгода. Постепенно стали организовываться армянские колонии, первоначально состоящие из купцов. Они ширились, пополняясь ремесленниками и мастерами. Это не могло не способствовать развитию культурных взаимоотношений между русскими и армянами.

В 1280 году армянские войска были приглашены в Галицию князем Львом Даниловичем. Они оказали действенную помощь, в благодарность за что князь разрешил армянам обосноваться в Галиции. [12. С. 2] В результате Львовская армянская колония, основанная в XII веке армянскими купцами и ремесленниками, разрослась и получила ряд привилегий. В частности, армянская колония получила право самоуправления, право иметь свой суд, который мог руководствоваться древними армянскими законами. Было разрешено иметь свою церковь и вести службу на армянском языке. По сведениям путешественников, первая армянская церковь была построена во Львове в 1183 году; поначалу она была деревянной, но уже в XIV веке построили каменную.

К концу XIII века Русь стала заветной страной, куда устремились многие армяне. Эмиграция усилилась в XIII–XIV веках, когда проживание в Армении стало невыносимым из-за произвола, насилия и жестокостей поработителей-монголов.

К числу древних армянских колоний на территории России относится Астрахань. Особенно усилился приток армян в этот город после 1554 года, когда он был завоеван русскими и присоединен к Московскому государству, став одним из важнейших пунктов сношений с Востоком.

Салтанов среди живописцев занимал такое же положение, как Симон Ушаков среди иконописцев. [35. С. 390]. Он не был одиноким, вместе с ним работали и другие армянские художники, мастера-каменщики, гранильщики, чеканных дел мастера.

Армянские купцы часто выполняли роль культурных посредников, через которых приглашались в Россию не только разные мастеровые люди, но и чеканных дел мастера. В эту категорию, несомненно, входили и живописцы, способные выполнять самые разнообразные художественные работы при царском дворе.

В петровскую эпоху в протоколах Верховного тайного совета упоминаются: вотчинной коллегии вице-президент в Астрахани Феодосий Мануков, толмач Павел Ормянин, а также Карапет Ширванов, выполнявший в Персии специальные задания.

Необходимо отметить, что именно в этот период армянский народ, после долгих безрезультатных попыток получить протекцию западных стран, окончательно повернулся к России и связал с нею свои надежды об освобождении Армении. Большую роль в завязывании указанных стратегических связей сыграл армянский национальный деятель Исраля Ори, настойчиво работавший в этом направлении. Он явился к министру Головину со своим планом освобождения Армении и Грузии.

Ори предложил России следующий план. Для освобождения Грузии и Армении необходимо послать в Закавказье 25-тысячную русскую армию из 15 тысяч казаков и 10 тысяч пехоты. Казаки должны пройти через Дарьялское ущелье, а пехота – отплыть по Каспийскому морю из Астрахани. На месте русские войска должны будут получить поддержку вооруженных сил грузин и армян. [37. С. 57]. Таким образом, у России в Закавказье появились союзники; это усилило желание Москвы закрепиться на Кавказе. В 1707 году, после всех необходимых приготовлений (сбор информации о жизни христиан в Персидской империи), Ори в ранге полковника русской армии с большим отрядом выступил в поход. В 1709 году он прибыл в столицу Ирана Исфаха и во второй половине того же года вернулся в Закавказье. В Шамахе и Куба он встретился с местными лидерами грузин и армян, поддержав их пророссийскую ориентацию. Имея полную картину политической ситуации в Закавказье, восстановив связи с армянскими и грузинскими князями и получив от них заверения восстать против Ирана в случае похода России на юг, он предложил Петру I начать южную кампанию. Получив согласие в 1711 году, он проследовал с особой миссией в Армению из Санкт-Петербурга, сделал остановку в Астрахани и скоропостижно скончался (по одной из версий – был отравлен). Но процесс уже был запущен.

Политику Петра I по отношению к армянскому народу продолжила Екатерина II. Именно при ее содействии были построены города Нор-Нахичевань и Григориополь. Екатерина дарует армянам особые права и привилегии, закрепившиеся высочайшими грамотами. Она возлагала большие надежды на армян в деле создания нового христианского государства на юге России при помощи восстановления Древней Армении. Однако эта попытка не увенчалась успехом.

Армяне присутствовали в Санкт-Петербурге с момента его основания. В 1710 году, спустя 7 лет со дня его основания, там уже была армянская колония. К концу 1730-х годов уже существовала армянская целая улица. Серьезное пополнение армянская община получила в лице Кизлярского армянского эскадрона, который появился в Санкт-Петербурге в 1736 году. В это время армянский приход вырос настолько, что появилась необходимость иметь постоянного священника.

В 1714 и 1740 годах армяне просили разрешения строить каменную церковь. После третьего обращения в 1750 году через ювелира Русского двора Ивана Лазарева с челобитной о разрешении построить каменную церковь. На это последовало устное повеление Екатерины II о дозволении армянам строить церковь в северной столице. Генерал-полицмейстер, сообщая содержание устного указа в Сенате, присовокупил со своей стороны, что он находит целесообразным для армянской церкви выделить место на Невском проспекте (года строительства1771–1781). Благодаря семейству Лазаревых, кроме сооружения церкви, ими было обустроена типография, а также был учрежден Института Восточных Языков, «принимающий в недра свои и питомцев Азии и Русских воспитанников. [38. С. 17]

Григорий Халдарян, уроженец новой Джулфы, приехал из Лондона и, преодолев большие трудности, в 1783 году в Санкт-Петербурге открыл армянскую типографию. Армянские шрифты он заказал в Голландии в 1779 году.

В 1805 году в Астрахани было открыто первое армянское учебное заведение – Агабабовское училище.

Санкт-Петербург играл большую роль в жизни армянского народа в XVIII веке, оказывал содействие в укреплении русско-армянских культурных связей.

Источником армянского Сказания о Борисе и Глебе (Патмутюн србоц Давти ев Романоси) послужило сказание, помещенное в Сборнике Московского Успенского собора, его перевод произведен с русского оригинала.

Особый эмоциональный подъем испытали армяне в период царствования Николая I. По его поручению армянские разведчики вербовали своих сородичей, проживающих в Персии, перейти на постоянное место жительства в Россию. По этому поводу Персидский шах заявил особый протест. Мало того, он армян освободил от всех налогов и просил не покидать страну, но армяне были непреклонны.

Нельзя не отметить выдающихся заслуг перед российской империей великого сына армянского народа Михаила Тариеловича Лорис-Меликова. Его неоценимый вклад в русско-турецкую кампанию 1853–1855 и 1877–1878 годов был по достоинству оценен императором Александром II. 8 февраля 1880 года по случаю 25-летия царствования Александра II во дворец были приглашены министры и граф Лорис-Меликов. Император неожиданно для всех объявил высочайшую волю о сосредоточении разъединенных ветвей власти в руках одного лица и этим лицом он избрал Лориса-Меликова. 12 февраля того же года он получил диктаторские полномочия и фактически стал вторым лицом в государстве. [40. С. 63-64]

Таким образом, русско-армянские отношения имеют длительную историю. Датировать появление армянских общин на Руси весьма сложно. Исторические факты позволяют говорить об XI веке, однако некоторые подробности сказаний и былин свидетельствуют о более древних связях двух народов. До конца XIX века эти контакты развиваются в дружественном ключе военного и культурного сотрудничества. Но уже в конце XIX — начале ХХ века в русско-армянских отношениях наступает новый этап, которому должна быть посвящена отдельная работа.

ПРИМЕЧАНИЯ

3. Марр Н. Я. Армянская культура, ее корни и доисторические связи по данным языкознания // Язык и история. -Т. I. — Л., 1963.

4. Рыбаков Б.А. Начало русского государства // Вестник МГУ. 1985 — № 4-5. С.62

8.Повесть временных лет [Текст] / древнерус. текст и пер. Д. С. Лихачева // Русская литература XI—XVIII вв. — М.: Худож. лит., 1988.

9. Былины / Сост. В.И. Калугин. — М., 1986.

10. Собрание актов, относящихся к обозрению истории армянского народ. — М., 1832-38.

11. Кавказский вестник. Тифлис. — 1901. — № 12.

12.Кирион Е. Колонизация армян в юго-западной России. — Коменецк-Подольск, 1903.

13.Кулаковский Ю. Прошлое Тавриды. 1902. С. 867-869.

14.Малахия Орманиан. Армянская церковь, ее история, учение, управление, внутренний строй, литургия, литература, ее настоящее. — М., 1913.

15. Ованесян А.Г. Задача возникновения русско-армянской ориентации. 1921.

16.Атаджанян И.А. Из истории русско-армянских взаимоотношений с 10 по 18 века. — Ереван, 2006.

17.Карамзин Н.М. История государства российского. — СПб.,1894.

18.Гельцер Г. Краткая история византийских императоров, Вагаршапат, 1901. С. 248 (на арм.яз.).

19. Тан Д.. Восточные армяне в Буковине. — Вена, 1891. С.з.

20. Боронч С. Очерки истории армян. — Тернополь, 1869. — С.60 (на польском языке).

21. Всеобщая история Степаноса Таронского, Асохика по прозванию / Перевод Н.О. Эмина. — М., 1864.

22. Абрамович Д.И. Киево-Печерский Патерик. — Киев, 1931.

24. Краткое историческое описание древнего Армянского государства / Под ред. С.Н. Глинки. -М., 1838. -Ч. 2. Гл. 2.

26. Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. Изд. Академии наук СССР. — М.;Л., 1939.

27. Смирнов А.П. Волжские булгары // Труды гос-ного исторического музея. — Вып. 19. — М.,1951.

28. История о Казанском царстве. — СПб., 1903.

29. Ерицов А.Д. Первоначальное знакомство армян с северо-восточной Русью // Кавказский вестник. — 1901. — №12.

30. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. — Кн. 2. — СПб., 1893.

31.Малиновский А.Е. Историческое описание древнего российского музеума, под названием мастерской и оружейной палаты, в Москве обретающегося. — Ч.1. — М., 1807.

32. Бертольд В. История изучения Востока в Европе и России. — Л.,1925. — С.180-181.

33. Филимонов Г. Симон Ушаков и современная ему эпоха русской иконописи. — М., 1873. — С.31

34. Успенский А.И. Царские иконописцы и живописцы 17 века. — Т.4. — М., 1916.

35. Новицкий А. Парсунное письмо в московской Руси // Старые годы. — 1909. — Июль-сентябрь, С.390.

36. Грамоты Петра Первого об армянах // Полное собрание законов. — Т. 7. — СПб., 1830.

37.Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 год. — Ч.1. — СПб., 1869.

38. Описание переселение армян. — Ростов-на-Дону: Донской изд. Дом, 2003.

39. Григорян З.Г. Присоединение Восточной Армении к России в начале 19-го века. — М., 1959.

40. Костанян Ю. Граф Михаил Тариелович Лорис-Меликов. — СПб., 2004.

41. Абовян Х. Раны Армении. — Ереван, 1977.

HISTORY OF FORMATION OF ARMENIAN COMMUNITY IN RUSSIA

Arayik Stepanyan H.,

Candidate of Philosophical Sciences

executive Secretary, member of the Presidium

Academy of Geopolitical Problems

Abstract. The article overviews the 17-20 centuries sources devoted to Russian-Armenian cultural, trade, military and political ties of the 10 th -19 th centuries. The features of the Armenian diaspora formation in Russia are analysed. Relations that constitute the basis for Russian-Armenian long-term cultural interaction are observed. The qualitative shift from chaotic contacts to two countries peoples’ geopolitical and spiritual unity is revealed.

Keywords: Armenian history, geopolitics, Moscow – the third Rome, Armenian diaspora in Russia, Russia’s national policy, interethnic relations

Читайте также: