Какие новшества появляются в литературе кратко

Обновлено: 02.07.2024

Важную роль в процессе глубокого постижения художественного произведения выполняют такие понятия, как традиции и новаторство в литературе.

Традиции в литературе – преемственность в истории литературного процесса, передача культурно-художественного опыта прошлого, его творческое преломление в истории литературы. В художественной литературе в процессе ее длительного развития традиционными становятся некоторые темы, мотивы, идеи, образы, изобразительно-выразительные средства. Например, для русской литературы ХIХ века традиционными

Традиции – это присутствие прошлого в настоящем, они неразрывно связаны с новаторством.

Новаторство в литературе – нововведение, открытие новых путей, способствующих преобразованию литературных традиций. Но не все новое в литературе является новаторством. Новаторство – это существенное изменение искусства, оно требует большого таланта и глубокого ощущения требований времени.

Например, новаторским было обращение представителей сентиментализма к частной жизни человека, к миру его чувств. Великие писатели мировой литературы,

такие как Гомер, Данте, Шекспир, Сервантес, Пушкин, Шевченко, были новаторами. Они смогли по-новому посмотреть на окружающую действительность, осмыслить происходящие в ней процессы и открыть для читателя новые жанры, темы, образы, средства художественной выразительности. Мировое значение, которое приобрела русская литература второй половины ХIХ века, связано прежде всего с новаторской деятельностью Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова.

В начале ХХ века в русской литературе новатором выступил Максим Горький.

Новаторство в широком плане неотделимо от традиции. Новое в литературе, которое воспринимается и принимается читателями, постепенно становится традиционным, так как его сознательно или бессознательно наследуют будущие поколения. Гармония традиции и новаторства – важное условие плодотворного творчества художника.

Таким образом, традиции и новаторство в литературе – это взаимосвязанные понятия, характеризующие преемственность и обновление в историко-литературном процессе.

Новаторство в любой области – это нововведение, изобретение нового на основе старого, иногда сопровождающееся ломкой бывших традиций и устоев. Новаторство – это особый дар, способность изобретать и прогрессивно мыслить, если говорить о качестве человеческой личности.

Новаторство в искусстве

В искусстве новаторство – это всегда столкновение с критикой, с непониманием, даже с осуждением. Однако без скульпторов, живописцев, литераторов-новаторов не развивалась бы культура.

новаторство это

Например, Джотто ди Бондоне был величайшим новатором своей эпохи. Со времен античности было принято, чтобы фигуры на религиозных полотнах и фресках парили в воздухе. Но флорентиец Джотто первым твердо поставил их ногами на землю. Также он поменял пространственную концепцию и взаимоотношения между картиной и художником и между картиной и смотрящим на нее. Естественно, новаторство это не сразу встретило теплый отклик, хотя Джотто ди Бондоне и в свое время признавали великим мастером.

Новаторы, пострадавшие от критики

новаторство в искусстве

От критики своих нововведений в искусстве страдали скульптор Жан–Батист Пигаль (эпоха Просвещения), художник Теодор Жерико (эпоха Романтизма) и многие другие.

Новаторство в литературе в России

новаторство в литературе

В русской литературе самым богатым новаторскими решениями был девятнадцатый век, его 50–60-е годы. Тогда расцветала публицистика и литературная критика. В XIX веке русская литература стала законодательницей моды на мировом уровне. Она живо обсуждалась за рубежом. XIX век – это век формирования литературного языка в России, и во многом этому поспособствовал Пушкин Александр Сергеевич. Поэты Золотого века (так называют в литературе XIX век) начали переосмыслять свое творчество. В поэзии появилось новое качество, поэты старались воздействовать на умы людей в гражданских целях, в целях улучшения родной страны.

новаторство это

Девятнадцатый век завершался предреволюционными настроениями. Конец века открывает новые имена – Лескова, Горького, Островского и Чехова.

Новаторство Чехова Антона Павловича как драматурга

Антон Павлович обновил драматургию. Он был против театральности и неестественности. В его пьесах люди и жизнь показывались такими, какие они есть. Он отказался от эффектов старого театра.

новаторство чехова

Станиславский говорил, что Чехов на сцене владеет внутренней и внешней правдой. Чехов вводит в свои пьесы недомолвки, недосказанности, а также простые диалоги - как в жизни.

История возникновения

До конца XIX века литература строго следовала определенным традициям. Например, она предполагала наличие абсолютной истины (которой автор должен был научить читателя), транслировала устоявшуюся картину мира, и буквально диктовала человеку, как ему следует жить, думать и поступать в условиях определенных исходных данных.

Однако в 1880-ых годах технический и научный прогресс человечества начал стремительно двигаться вперед. Кроме того, изменились и силы на международной арене (что вело сразу к двум Мировым войнам, произошедшим в первой половине XX века). Это привело к трансформации общества. Оно больше не нуждалось в четких указаниях и распределенных ролях: теперь каждый человек хотел думать и строить свою картину мира самостоятельно. Именно это и привело к формированию, а потом распространению в искусстве такого идейного направления, как модернизм.

Основные черты и признаки литературы модернизма

представители модернизма в литературе

Но так или иначе, все эти направления были объединены общими признаками:

отказ от готовых концепций устройства мира;

предложение читателю самостоятельно изучать законы окружающей действительности;

смена линейного повествования обрывочным или раздробленным;

включение в повествование нескольких героев с противоположным взглядом на освещаемые события;

формирование у каждого направления модернизма собственной эстетики;

урбанистическая тема (характерна для позднего модернизма);

глубокое проникновение во внутренний мир героев.

Кроме того, модернизм – это первое литературное направление, взявшее на себя смелость рассуждать о том, что война не нужна обществу. Постепенно эта философия перешла к постмодернизму, более ироничному и бескомпромиссному в своих суждениях.

Направления модернизма

Модернизм в литературе 20 века четко разделился на несколько направлений. Они были объединены новаторскими идеями и нетрадиционным взглядом на мир, однако отличались философией и некоторыми характерными признаками:

Символизм. В этих произведениях был таинственный сюжет и много загадок, а авторы нередко обращались к ассоциациям читателей и намеренно вводили в свое творчество недосказанность.

Акмеизм. Развивался как противоположное символизму направление и обращался к миру исключительно материальному, где не было места нечетким образам и мистике.

Футуризм. В этом направлении больше внимания уже уделялось не сюжету, а самому построению произведения. Авторы нередко придумывали новые слова и выражения, обращались к нестандартным формам написания как поэтических, так и прозаических произведений.

Имажинизм. В этом направлении главным приемом была метафора (скрытое сравнение): авторы намеренно описывали героев, события и предметы с помощью нее, чтобы каждый читатель мог самостоятельно составить в своей голове нужный образ.

Экспрессионизм. В этом направлении центральное место вновь занимает сюжет, но уже не происходящие в его рамках события, а чувства и эмоции героев.

Сюрреализм. Направление, в котором нет ничего определенного. Оно играет на чувствах читателя с помощью обращений к новой несуществующей реальности и к сверхъестественным созданиям и явлениям.

Интересно, что эти направления нередко дистанцировались от просто модернизма. И это только подтверждало справедливость одного из характерных признаков модернизма: все мысли и идеи авторов относительны, поэтому между ними нельзя пролагать четкие границы и вешать на них ярлыки.

Яркие представители в мире

В мировой литературе модернизм начал проявляться в конце XIX века, а расцвет получил в 30-ых годах XX века (в это время в Советском Союзе новая идеология уже задавила это направление в искусстве). К знаменитым представителям модернизма в литературе Европы и США относились:

Русская литература имеет более чем тысячелетнюю историю. У каждого её этапа есть свои характерные особенности - древнерусской литературе свойственны историзм и дидактизм, литературе XIX века - уход от традиционной жанровой системы и зарождение пристального внимания к внутреннему миру человека, литературе советского времени - патриотические настроения и героический пафос. Все эти этапы жизни русской литературы знакомы русскоговорящим читателям - они изучаются в школе, полную и подробную информацию о них легко можно найти в интернете.

Весьма ироничным является то, что самая загадочная часть истории русской литературы - это современная литература. О том, что происходит в литературном мире России наших дней, большинство людей имеет довольно слабое представление.

События последних десятилетий, в корне поменявшие жизнь россиян, отразились в литературе, меняя и её. Современная русская литература - это уникальная эпоха в развитии литературного искусства в развитии.

Говоря о современной литературе, мы имеем в виду книги, вышедшие в свет после распада СССР в 1991 году. Этот переломный для России момент отразился на образе мышления и на мировоззрении граждан, а через них - на литературе.

Ранее неопубликованные произведения

Готовые работы на аналогичную тему

Справедливости ради, стоит заметить, что публикации ранее опальных авторов составляли лишь часть литературного рынка начала девяностых годов. Другую часть составляли произведения, вдохновлённые невиданной ранее вседозволенностью - книги без поучительной функции или высоконравственных идей, часто сконцентрированные на насилии, сексе и преступлениях.

Дурная слава современной литературы опирается на первую постсоветскую литературу - жадную, бесконтрольную и часто грубую.

Стили современной литературы

Разрушенные в XIX веке традиционная жанровая система практически забыта в литературе современности. Произведения современных русских авторов создаются во всех возможных жанрах, часто - в жанрах гибридных или не поддающихся точной идентификации.

Особенно распространены в современном мире массовая литература и литература постмодернизма.

Массовая литература - тексты, ориентированные прежде всего на коммерческий успех.

Массовая литература - это развлекательная литература, простое и доступно чтиво, не требующее глубокого размышления, но содержащее в себе интересный сюжет. К массовой литературе относятся современные фэнтези, фантастика, детективы, мелодрамы и так далее. Массовая литература в России является самой читаемой, поскольку намеренно пытается привлечь внимание большого количества разных социальных групп. Произведения массовой литературы чаще становятся бестселлерами.

Бестселлер - самая популярная и продаваемая книга.

Что касается постмодернизма, то он возник в русской литературе в 90-ые годы, беря начало в произведения Венедикта Ерофеева и Андрея Битова. В своих книгах постмодернисты иронизировали над идеями коммунизма и указывали на несостоятельность тоталитаризма. Книги постмодернистов отличаются оригинальностью формы и содержания; стили в них весьма смело комбинируются друг с другом. Постмодернистами являются Виктор Пелевин, Владимир Сорокин, Василий Аксёнов и другие.

Некоторые из самых популярных современных русских произведений (на момент конца 2018 года):

Современные литературные премии

Несмотря на все негативные комментарии, современная русская литература развивается и процветает. Существует большое количество уважаемых литературных премий, ежегодно оценивающих последние новинки. Задача литературных премий - поощрять писателей за их литературные достижения.

Следя за списками лауреатов литературных премий, можно читать самые лучшие современные русские произведения.

Читайте также: